Для чего радиоприемнику нужна антенна
Активная антенна: уверенный радиоприем в любых условиях
Первый радиоприемник для автомобиля появился в 1930 году, и до сегодняшнего дня радио в машине остается актуальным. Малые размеры автомобиля не позволяют устанавливать большие антенны, поэтому автомобилисты широко применяют активные антенны. Об этих устройствах, их назначении и типах читайте в статье.
Назначение активной антенны
Для работы любого радиоприемника необходима антенна — устройство, которое принимает электромагнитные волны и преобразует их энергию в электрический сигнал. Далее этот сигнал можно подвергать усилению и преобразованию, что и выполняет радиоприемник. Уверенный прием возможен только в том случае, если антенна настроена на определенную частоту или частотный диапазон — эта настройка осуществляется подбором длины антенны. В самом простом случае антенна может представлять собой штырь длиной в половину или в четверть волны. Например, для радиовещательного диапазона FM длина волны равна примерно 3 метрам, соответственно, длина антенны должна составлять от 0,75 до 1,5 метров.
Казалось бы, что 75 см — это немного, однако даже для автомобиля это значительная величина, такой длины антенну трудно разместить на машине, и она даже может портить внешний вид автомобиля. Поэтому чаще используют меньшие по длине антенны, но они менее чувствительны, хуже преобразуют энергию электромагнитной волны и подают на вход радиоприемника меньшее напряжение. То есть, короткая антенна ухудшает прием и качество воспроизведения радиопрограммы, а то и вовсе делает прием некоторых радиостанций (особенно удаленных) невозможным.
Это обстоятельство привело к необходимости коротких, но достаточно эффективных антенн, которые обеспечивали бы успешный радиоприем в автомобиле. Для решения этой проблемы были созданы активные антенны — короткие антенны с высокой чувствительностью.
Активная антенна — это электронное устройство, которое объединяет в себе обычную антенну (штыревую или дипольную) и усилитель радиочастоты. Такая антенна может принимать слабый сигнал и обеспечивать такую же работу радиоприемника, как и обычная антенна увеличенной длины. Также активные антенны могут выполнять некоторые другие функции, о которых рассказан ниже. Но в первую очередь следует посмотреть, какие сегодня существуют типы активных антенн.
Антенна активная на стекло BOSCH
Антенна активная на стекло ТРИАДА
Антенна активная на стекло URAL
Антенна активная на стекло URAL
Антенна активная на стекло EDGE
Антенна активная внутрисалонная MYSTERY
Антенна TR-53 TURBO активная ТРИАДА
Антенна активная на стекло L=2.5м ТРИАДА
Антенна активная на стекло ТРИАДА
Антенна активная на стекло ТРИАДА
Типы активных антенн
На рынке можно найти антенны, отличающиеся конструкцией, местом установки, типом монтажа и функционалом.
По конструкции антенны делятся на два основных типа:
По месту установки антенны различают:
Оба типа антенн имеют свои преимущества и недостатки, связанные с наличием металлического кузова. Как известно, металл не пропускает радиоволны, поэтому кузов машины служит экраном, внутри салона напряженность электромагнитного поля в разы ниже, чем снаружи. Поэтому внутрисалонные антенны монтируются на лобовом окне. Однако кузов служит дополнительной защитой от помех (особенно, приходящих от автомобилей, расположенных в соседних потоках и сзади), в то время, как внешняя антенна принимает все помехи.
По типу монтажа антенны бывают:
Основная функция активной антенны — усиление сигнала, однако в современных антеннах могут быть и различные дополнительные функции:
Также активные антенны можно разделить на несколько групп по их назначению и рабочим диапазонам:
Все активные антенны независимо от типа имеют схожую конструкцию и единый принцип работы.
Конструкция и принцип работы активных антенн
Конструктивно любая активная антенна состоит из пяти основных частей:
Внутрисалонные антенны обычно имеют дипольную конструкцию. Диполи выполнены в виде так называемых полотен — гибких проводников в пластиковой оболочке, которые можно закрепить на стекле. Полотна выходят непосредственно из корпуса, в котором находится усилитель, вся эта конструкция крепится на лобовое стекло с помощью двухстороннего скотча.
Работает активная антенна довольно просто: сигнал, выделяемый на полотнах, поступает на усилитель, после чего по кабелю подается на антенный вход радиоприемника/магнитолы. Для работы усилителя необходимо питание и заземление. Питание может подаваться отдельным двужильным проводом, также оно может быть выполнено и по стандартной схеме — подключением провода заземления к кузову (к какому-либо болту, который находится радом с антенной) и второго провода к «+» аккумулятора.
Компактные антенны с быстрой установкой (на магнитном основании) обычно не имеют отдельного заземление, а питание выполняется от прикуривателя. Такие антенны имеют малые габариты и просты в установке, однако дают меньшее усиление и в целом хуже даже по сравнению с внутрисалонными антеннами.
Особенности установки и эксплуатации активной антенны
Монтаж внешней антенны, особенно врезной, следует доверять специалистам, внутрисалонную антенну можно установить самостоятельно. Установка антенны в общем случае сводится к следующему:
Особое внимание следует уделять месту установки антенны, здесь нужно придерживаться несколько рекомендаций:
Располагать полотна необходимо параллельно кромке окна, причем здесь возможны два варианта:
При правильном подключении после включения зажигания на корпусе антенны загорится светодиод. Активная антенна не изменяет работу магнитолы и в самом простом случае не требует выполнения каких-либо дополнительных действий. Если же антенна имеет дополнительный функционал, то может потребоваться переключение режимов «Город»/«Трасса» или выбор диапазонов — как это сделать, обычно указано в инструкции.
Активная антенна при правильной установке и эксплуатации улучшает радиоприем и делает поездки более приятными. Это простое, недорогое и интересное решение, которое может позволить себе каждый автовладелец.
Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.
Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Автоантенны: лови волну
13 вопросов об автомобильных антеннах.
Насколько от антенны зависит качество приема?
Полностью. Технически приёмная антенна и выполняет эту функцию – преобразует энергию распространяющихся радиоволн в энергию, сосредоточенную во входных колебательных цепях приёмника. Поэтому без антенны как таковой воогбще невозможен прием какого либо радиосигнала.
И даже если, например, какой-нибудь старый радиоприемник с отломанными «усами» работает вполне нормально, как может показаться, вообще без всяких антенн, то это не так – эту функцию выполняет оставшаяся внутренняя часть антенны. Другое дело, что при сильном сигнале от передающей станции, этих «остатков» будет достаточно, но при ослаблении (например, при удалении от источника) уже не хватит, и прием резко ухудшится.
В целом качество приема определяется всей системой. Здесь важны и технические параметры самой антенна, ее расположение на кузове, качество антенного усилителя, ТV или FM/AM-тюнера, головного устройства. Значение имеет даже кабель, соединяющий антенну и тюнер, путь его прокладки по кузову. Именно правильный подбор всех компонентов и их инсталляция и позволяют добиться качественного приема.
При установке телевизора нужно ставить для него и специальную ТВ-антенну или же можно подключиться к имеющейся радиоантенне?
К радиоантенне подключиться нельзя, нужно ставить отдельную телевизионную. Все антенны рассчитаны но определенный диапазон принимаемых частот, а у ТВ и радио они различны. Как выход, чтоб не сверлить лишние отверстия в кузове, может быть замена существующей радио- на комбинированную FM/AM/TV-антенну, к которой можно одновременно подключить и телевизор и радиоприемник.
Верно ли, что во время движения смотреть телепрограммы с нормальным качеством изображения все равно не получиться, какие антенны и усилители ни ставь?
К сожалению, это верно. Даже если, стоя в пробке удалось поймать канал, который «хорошо показывает», то продвинувшись чуть вперед можно начать смотреть уже только «снег» или полоски. Связано это с особенностями телесигнала и его приема. Сигнал ТВ аналоговый, достаточно слабый, сильно подвержен воздействию помех, «глушению» в рельефе местности (особенно городской), принимается часто вместе со своими «отражениями» от зданий и пр.
При этом помехи при приеме ТВ оказываются гораздо более неприятными чем при приеме радио – если шумы и потрескивания при прослушивании новостей почти незаметны, то всяческий «снег», подергивания, полосы и пр. в буквальном смысле бросаются в глаза.
Сейчас понемногу у нас начинает внедряться ТВ передающее цифровой сигнал, что позволяет более-менее нормально смотреть теканалы при движении по городу. Но пока такое ТВ еще недостаточно развито, а оборудование для него и абонентское пользование достаточно дороги.
При установке цифрового тюнера нужно менять и антенну на «цифровую» или можно подключиться к имеющейся «аналоговой»?
Можно, если не изменяется диапазон принимаемых частот. Для антенн разделения на «цифровые» и «аналоговые» не существует – эти понятия относятся к вопросом кодировки сигналов. Поэтому, если цифровой и аналоговый сигналы будут приниматься на тех же частотах, то менять антенну не надо.
Можно ли полностью заменить штатную антенну либо подключить к ней усилитель или дополнительную антенну?
Можно и то, и другое, и третье. И даже есть возможность при замене обойтись без сверления отверстий под новую внешнюю антенну – для массовых моделей авто многие производители выпускают антенны с посадочными площадками как у штатных.
Единственное, не стоит забывать, что если машина на гарантии, то сделать подобный апгрейд нужно только в дилерском сервисе.
Можно ли в эстетических и практических целях изогнуть или укоротить антенну?
В принципе, да. Только качество приема, особенно телевизионного сигнала, может заметно ухудшиться.
У меня и у моего знаомого одинаковые антенны и телевизоры, но у меня качество картинки несколько хуже — почему так происходит?
Как говорилось в самом начале, качество картинки ТВ зависит не только от антенны и телевизора – немаловажную роль тут играет тюнер, кабели, их прокладка, местоположение антенны на кузове. Возможно, причина где-то здесь.
Наконец, значение имеет и место, где стоит сам автомобиль. Телесигнал очень капризен: в стоящих неподалеку машинах абсолютно одинаковые системы ТВ могут показывать по-разному.
Установил дополнительный антенный усилитель, но прием телеканалов лучше не стал — в чем причина?
Опять-таки, тут нужно смотреть другие компоненты системы. Тут, возможно, неправильно работает АРУ (автоматическая регулировка усиления) в телеприемнике, либо что-то не в порядке с антенной.
Как определить, что в плохом приеме виновата именно антенна и ее нужно заменить, чтоб все наладилось?
Если нет видимых повреждений, то только опытным путем. Ну, еще можно проверить общую целостность, например, внутренней намотки антенны тестером или лампочкой с батарейкой. А для дальнейшего требуется уже специальное радиотехническое оборудование, которое можно найти разве что в институте им. Попова.
Можно ли воспользоваться автомобильной антенной для «усиления» сотового телефона или GPS-приемника?
Напрямую обычной телерадиоантенной воспользоваться нельзя. Но сейчас в продаже есть множество GSM и GPS антенн, как одночастотных, так и комбинированных с AM/FM/TV-приемом, которые прекрасно подходят для «усиления» мобильника или навигатора.
С чего лучше начать «борьбу за улучшения приема»: ставить усилитель или дополнительную антенну?
В принципе, все равно с чего. Что проще и понятнее сделать – с того и начинать.
Верно ли, что чем больше антенн и чем больше их размеры – тем лучше?
Совершенно верно, особенно что касается ТВ. Большая антенна (при прочих равных условиях) принимает лучше чем меньшая, и стоящие рядом антенны друг другу никак не мешают. Более того – все современные ТВ-тюнеры уже изначально имеют 4 антенных входа. Единственным ограничителем для автомобиля тут выступает разве что практичность и эстетика.
Что надо иметь в виду, выбирая автомобильную антенну?
Прежде всего, ее частотные характеристики – т.е. для радио, ТВ, GSM или GPS приема она нужна. Тут, кстати, даже если, например, выбираем радиоантенну, есть смысл сразу взять комбинированную с возможностью приема ТВ – вдруг когда-нибудь получиться «созреть» до установки телевизора.
Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов студии автоэлектроники «Бладхаунд».
Немного об антеннах для радиоприемников
Следует заметить, что попытки улучшить прием, подключая к приемнику заземление или более эффективную антенну, часто не дают заметного эффекта и даже ухудшают прием по одной очень простой причине.
Изготовитель приемника рассчитывает его входную цепь и настраивает ее на работу с антенной определенного типа и размеров. Когда вы подключаете, например, антенну большей длины, чем рассчитывал изготовитель, во входной контур вносится дополнительная емкость, которая расстраивает его относительно частоты сигнала (рис. 5). Кривая 1 на этом рисунке показывает зависимость напряжения на входном контуре приемника от частоты сигнала при работе со “стандартной» антенной. При настройке на радиостанцию, работающую на частоте f0, напряжение на входном контуре равно U.
При подключении к приемнику более длинной антенны максимальное напряжение на его входном контуре увеличивается, однако за счет дополнительной емкости происходит это на более низкой частоте (кривая 2), а напряжение сигнала той же радиостанции снижается до U2. Нем выше добротность входного контура, тем сильнее ухудшится прием. Однако после подстройки входного контура напряжение на нем может возрасти до U3. Так что, экспериментируя с антеннами, не нужно забывать подстраивать входной контур приемника. В профессиональных радиоприемных устройствах для этой цели предусмотрена ручка “Настройка антенны”.
Магнитные антенны. Магнитной антенной служит любой замкнутый виток провода, находящийся в электромагнитном поле, создаваемом в месте приема передающей станцией. Поскольку цепь протекания тока сигнала всегда замкнута, приемнику с магнитной антенной не нужно заземление. Наведенное в антенне напряжение сигнала пропорционально напряженности магнитного поля Н, площади, охватываемой витком, и синусу угла между плоскостью витка и направлением магнитных силовых линий.
Форма витка не имеет никакого значения, важна лишь охватываемая им площадь. С точки зрения экономии провода и снижения сопротивления потерь выгоднее всего делать виток круглым или квадратным. Такую антенну часто называют “рамочной”.
Для максимальной эффективности приема плоскость рамки должна быть перпендикулярна вектору Н Это означает, что для приема волн с вертикальной поляризацией (например, в средневолновом диапазоне) рамку нужно установить вертикально и ребром в сторону радиопередатчика.
Существует несколько способов повышения эффективности магнитной антенны. Самый очевидный из них увеличение площади рамки наталкивается на два препятствия: во-первых, рамку большого размера трудно изготовить и разместить в помещении и, во-вторых, когда ее размеры становятся сравнимыми с длиной волны, ее свойства резко изменяются и она уже не может считаться магнитной антенной. Достаточно вспомнить, что рамки связной или телевизионной антенны “двойной квадрат” располагаются уже не ребром, а плоскостью в сторону передатчика!
Другой способ повысить эффективность магнитной антенны увеличить число ее витков. Действительно, до некоторых пределов эффективная площадь антенны увеличивается пропорционально этому числу. Однако с добавлением каждого витка растут индуктивность рамки и паразитная емкость между витками. Когда резонансная частота образованного ими колебательного контура становится ниже частоты принимаемого сигнала, эффективность антенны резко падает
Но наиболее радикальное улучшение свойств магнитной антенны достигается размещением внутри нее ферромагнитного стержня, концентрирующего магнитное поле. Теоретически такая возможность известна очень давно но практически реализована лишь в пятидесятых годах, когда было освоено производство ферритов дешевых материалов с большой магнитной проницаемостью и малыми потерями энергии высокочастотного магнитного поля.
Эффективная площадь магнитной антенны при помещении в нее ферритового магнитопровода увеличивается пропорционально его магнитной проницаемости Правда, речь здесь идет не о величине магнитной проницаемости феррита, измеренной в особых условиях и указанной в технических характеристиках, а об эффективной проницаемости, которая лишь приближается к этой величине тем сильнее, чем большая часть площади витка занята магнитопроводом и чем длиннее он сам.
Имеют значение и длина обмотки, и положение ее относительно середины магнитопровода. Практически стремятся наматывать провод антенны непосредственно на магнитопровод, сечение и длину которого выбирают максимально возможными, исходя из условий его размещения Для уменьшения емкости между витками обмотку делают однослойной.
Применение ферритовых магнитопроводов позволило создавать ДВ, СВ магнитные антенны, размеры которых измеряются сантиметрами. По эффективности они сравнимы с электрическими антеннами длиной в несколько метров.
К сожалению, столь же эффективную магнитную антенну КВ, а тем более УКВ диапазона, создать не удается Причина здесь, во-первых, в значительно меньшей магнитной проницаемости ферритов, способных работать на этих частотах; во-вторых, уже примерно при десяти витках колебательный контур антенны невозможно настроить на частоту сигнала. В этих диапазонах иногда применяют классические рамочные антенны из нескольких витков без магнитопровода, но их эффективность не больше чем у конструктивно значительно более простой штыревой электрической антенны примерно того же размера.
Характерная для магнитных антенн резко выраженная направленность приема скорее вредна, чем полезна для обычного радиовещательного приемника. Для различных радионавигационных устройств направленная магнитная антенна незаменима. Это особенно ценно, так как по некоторым причинам очень сложно создать малогабаритную электрическую антенну с вертикальной поляризацией, имеющую направленные свойства в горизонтальной плоскости. Именно магнитные антенны позволяют капитанам морских и воздушных судов в любых погодных условиях определять место своего нахождения по радиомаякам.
Антенна размером с дом. Многое из того, что говорится об антеннах в различных статьях (в том числе и в этой), справедливо на 100 % лишь в условиях, когда вблизи антенны (да и на всем пути распространения волны от передатчика к приемнику) нет предметов, отражающих и поглощающих электромагнитные волны В реальной жизни это совсем не так. Современный город представляет собой сложнейший набор электромагнитных экранов, отражателей и поглотителей волн.
Так, качество приема внутри современного железобетонного дома вообще предсказать трудно. Иногда оно оказывается наилучшим у окна, а иногда в самом дальнем от окна углу комнаты.
Рассмотрим этот вопрос подробнее. Металлическая арматура железобетонного дома, вопреки распространенному мнению, не является идеальным экраном для радиоволн. Она образует множество замкнутых и разомкнутых электрических цепей, каждая из которых по-своему взаимодействует с падающей волной. Самая очевидная магнитная антенна окно, вокруг которого детали арматуры образуют замкнутую цепь.
Когда окно находится со стороны радиостанции, оно действует как электрическая щелевая антенна (антенные свойства непроводящей щели в проводящей поверхности, как известно, подобны свойствам отрезка проводника, окруженного диэлектриком). В этой ситуации наилучший прием обеспечивается при размещении приемника с электрической, например, штыревой антенной в центре окна. Аналогичные “антенны” можно найти и в других местах, наиболее типичные из которых показаны на рис. 6.
Когда направление на радиостанцию параллельно плоскости окна, оно уже будет работать не как щелевая, а как магнитная антенна В этом случае выгоднее всего расположить приемник в одном из углов окна или другого проема, через который проходят магнитные силовые линии.
Магнитную антенну следует разместить перпендикулярно плоскости окна. Важно, чтобы вошедшие в него магнитные силовые линии могли выйти наружу через окно или дверь в противоположной стене. Иногда их путь может оказаться довольно замысловатым и проходить через несколько комнат, коридоров и квартир. Интересно, что металлическая дверь может стать непреодолимым препятствием не только для воров, но и для магнитных силовых ЛИНИЙ, что значительно ухудшит прием не только в вашей, но и в соседних квартирах.
Если же окно размещено в стороне, противоположной радиостанции, ее сигналы могут быть полностью экранированы элементами конструкции дома.
В кирпичном или деревянном доме неплохой антенной могут служить трубы водопроводной или отопительной системы. Одиночная вертикальная труба (“стояк”) в сущности, штыревая антенна высотой, почти равной высоте дома. Нижняя часть этой антенны заземлена, и напряжение принимаемого сигнала здесь очень мало, но зато ток имеет наибольшее значение. Поэтому на нижних этажах дома можно попробовать связать приемник с трубой-антенной индуктивно, расположив его магнитную антенну поближе к трубе и перпендикулярно к ней.
На верхних этажах наведенное на трубе напряжение сигнала становится максимальным, а ток минимальным. Здесь индуктивная связь бесполезна, и стоит попытаться непосредственно или через конденсатор небольшой емкости соединить гнездо “Антенна” приемника с трубой. В этом случае большое значение имеет качество и способ заземления приемника. Если оно отсутствует, особого эффекта от подключения к трубе скорее всего не будет.
Если же приемник заземлен отдельным проводом или через электросеть, то труба, входная цепь приемника и заземляющий провод образуют замкнутую цепь, действующую как магнитная антенна. Прием будет тем лучше, чем большую площадь охватывает эта цепь, например, чем дальше от трубы прохода провод заземления или сетевые провода.
Во многих случаях водопровод и водяное отопление устроены по замкнутой схеме. Трубы по одной стене дома поднимаются до чердака, а по другой вновь спускаются вниз, образуя для электромагнитных волн виток магнитной антенны, оба конца которого заземлены. Наилучшая связь с таким витком индуктивная, независимо от этажа, на котором находится приемник.
Следует иметь в веду, что “антенна» размером с дом способна резонировать даже в средневолновом диапазоне, не говоря уже о коротковолновом. Это проявляется в резких различиях качества приема на разных частотах. Место наилучшего приема одной радиостанции может оказаться совершенно непригодным для приема другой. К сожалению, бороться с этим явлением можно только одним способом: изготовить хотя бы простейшую наружную антенну, забросив провод на ближайшее дерево, на крышу соседнего дома или просто натянув его на балконе.
Почему хрипит УКВ приемник? Одно из главных достоинств вещания в УКВ диапазоне недостижимое на более длинноволновых диапазонах качество принимаемого сигнала, почти не уступающее получаемому при воспроизведении хорошей звукозаписи. Это достигается в основном за счет избыточности передаваемой в эфир информации. Вещательный УКВ передатчик занимает в эфире более широкую полосу частот, чем полоса частот передаваемого им звукового сигнала.
Но за качество надо платить. Если условия распространения волн с частотами, находящимися на разных участках спектра ЧМ сигнала, сильно различаются, вызванные этим искажения не удается устранить никаким способом. Именно по этой причине, а не из-за тесноты в эфире, широкополосная ЧМ неприменима в коротковолновом диапазоне, где даже узкополосные AM сигналы искажаются до полной неразборчивости селективными замираниями.
На УКВ замирания (по крайней мере, такие же быстрые, как на КВ) отсутствуют. Но, как уже говорилось, в условиях современного города антенны приемника достигает не только волна, непосредственно излученная передающей антенной, но и множество волн, переотраженных зданиями и местными предметами. Современные постройки, содержащие в своей конструкции много металла, служат почти идеальными отражателями ультракоротких волн, и интенсивность отраженной волны сравнима, а нередко и превосходит интенсивность прямой.
На длинных, средних и даже коротких волнах результатом взаимодействия всех этих волн была зависимость амплитуды сигнала, принимаемого антенной, от его частоты. В диапазоне УКВ разность длины путей, проходимых каждой из составляющих от передающей до приемной антенны, составляет много длин волн, поэтому от частоты зависит не только амплитуда, но и фаза суммарного сигнала.
Но если изменения амплитуды сигнала в ЧМ приемнике устраняются ограничителем, то изменения его фазы остаются. Поскольку частота есть скорость изменения фазы, то исказится закон изменения частоты. Как это происходит, показано на рис. 7. Такие искажения проявляются в виде характерного хрипа, сопровождающего наиболее высокочастотные составляющие звуковой программы. К сожалению, никакой коррекции в приемнике они не поддаются.
Чтобы устранить искажения, нужно постараться выбрать из множества приходящих волн одну, самую интенсивную, и по возможности подавить остальные. Наилучшего эффекта можно добиться, применив направленную антенну и подняв ее вьшіе местных предметов и построек, где интенсивность прямого сигнала больше, а отраженных сигналов меньше.
Если же вы пользуетесь портативным приемником и вам не хочется привязывать себя к стационарной антенне, остается только подыскать такое место его расположения, где искажения минимальны.