Для чего раньше фотографировали похороны

Почему в СССР делали погребальные фотографии

Вплоть до 90-х годов 20-го столетия в нашей стране был широко распространен обычай фотографировать печальные церемонии прощания с усопшим его родственников и самого человека, покинувшего этот мир. Особую популярность традиция погребальных фотосъемок приобрела в 1970-1980-х годах, когда советские граждане могли позволить себе фотокамеры-полуавтоматы.

Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть фото Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть картинку Для чего раньше фотографировали похороны. Картинка про Для чего раньше фотографировали похороны. Фото Для чего раньше фотографировали похороны

Откуда взялось в Советском Союзе обязательное условие любой похоронной процессии и поминок — последняя фотосессия уходящего в мир иной, а также снимки родни? Причем, в каждую годовщину трагической утраты члены семейства непременно доставали памятный альбом и просматривали запечатленные кадры погребального действа.

Как зародилась необычная традиция

Дело в том, что первые снимки убитых красноармейцев и борцов за достижения революции появились еще во времена Гражданской войны. В прессе начали публиковать нечто вроде некрологов павших воинов Красной армии с обязательными фотографиями с места похорон. Мало того, родственники гордились «альбомами памяти», которые были посвящены исключительно павшим воинам в борьбе с белогвардейцами. Погибнуть за Родину тогда считалось за честь, потому и погребальные фото тоже ценились. Как дань памяти павшему солдату и защитнику.

Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть фото Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть картинку Для чего раньше фотографировали похороны. Картинка про Для чего раньше фотографировали похороны. Фото Для чего раньше фотографировали похороны

Постепенно традиция периода Гражданской войны перешла в мирное русло. Памятные альбомы были посвящены не только отошедшему в мир иной человеку, его захоронению и поминкам, но и всем родственникам, кто пришел проститься с покойным. Особенно усердствовали в составлении таких фотоподборок сельские жители.

Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть фото Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть картинку Для чего раньше фотографировали похороны. Картинка про Для чего раньше фотографировали похороны. Фото Для чего раньше фотографировали похороны

Даже в 21-м веке в любом поселке или небольшой деревне найдутся пожилые родственники, которые не забудут принести на похороны старенький фотоаппарат. Ну а те, кто давно освоил мобильные и компьютеры, принимаются снимать церемонию прощания на фотокамеру телефона.

Правила погребальной фотосъемки

С годами выработались правила подобного фотографирования: нужно было запечатлеть лицо почившего и выстроившихся в ряд родственников. На погосте делали снимки памятника с табличкой, места захоронения и траурной процессии. А вот эмоциональные проявления искреннего горя фотографировать было не принято. Плач и стенания родных и близких в кадр никогда не попадали. Все должно было выглядеть чинно, торжественно и спокойно.

Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть фото Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть картинку Для чего раньше фотографировали похороны. Картинка про Для чего раньше фотографировали похороны. Фото Для чего раньше фотографировали похороны

Кстати, исследователи полагают, что советские граждане интуитивно копировали традиции древней иконописи. Так, например, на иконах было принято изображать «Положение Спасителя во гроб» или «Успение Пресвятой Богородицы». Фотографии копировали каноны иконописи с особыми правилами расположения на снимке самого усопшего и участников погребальной церемонии. Выражение лиц и положение тела тоже должны были подчиняться определенным правилам.

На память следующим поколениям

Погребальная фотосъемка стала составной частью в памятной череде событий каждой человеческой судьбы: от рождения и крещения до взросления, женитьбы, рождения детей, наступления старости и до последнего вздоха. То, как складывалась нелегкая, наполненная счастливыми и горестными моментами жизнь каждого товарища в Советском Союзе, нужно было сохранить в памяти не только современников. Но, главным образом, донести информацию до будущих поколений, сохраняя незыблемой преемственность памяти от предков к потомкам.

Источник

Почему русские фотографировали похороны?

Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть фото Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть картинку Для чего раньше фотографировали похороны. Картинка про Для чего раньше фотографировали похороны. Фото Для чего раньше фотографировали похороны

Обычай фотографировать похороны появился во времена СССР. Просуществовал он недолго, и был забыт в конце прошлого столетия. Хотя, в некоторых местах продолжают фотографировать похоронный процесс и самих покойников. Все это, конечно же, очень неприятно, и уж совершенно непонятно, как могла в цивилизованном мире возникнуть столь жуткая традиция.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного окунуться в историю. Во времена Гражданской войны было принято размещать фотографии погибших героев на страницах газет и журналов, а также комплектовать ними фотоальбомы, рассказывающие об истории революционного движения в России. Как правило, такие альбомы начинались с фотографий похоронных процессов погибших революционеров. Хотя, по мнению историков, традиция снимать похоронную процессию может иметь прямое отношение к похоронам Петра Великого, и его посмертному портрету. Да, это не была фотография, но именно этот портрет дал начало традиции, вешать на стены фотографии умерших императоров, а затем и видных политических деятелей.

Представители старшего поколения наверняка помнят, как в кинотеатрах, перед основным кинофильмом, показывали документальные ленты похорон различных знаменитостей, таких, как: Столыпин, Ключевский, Куиджи и целый ряд других. В конечном итоге это вошло в традицию и стало обыденным делом.

Наибольшее распространения эта традиция получает в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия, как раз в то время, когда была изобретена полуавтоматическая фотокамера. Без фотографирования не обходились ни одни похороны, а фотографии умерших родственников стали неотъемлемой частью семейных альбомов.

Хотя, если честно, то мертвых людей фотографировали и в Европе. При этом делали это весьма оригинально, пытаясь наряжать их в красочные наряды. При этом мертвого человека пытались усадить в оригинальную позу, да еще и глаза ему открывали. Ничего этого в царской России не было. Тут просто фотографировали сам похоронный процесс, да лежащего в гробу человека. Искажать реальность здесь считалось аморальным. Глумиться над телом покойного русские люди себе никогда не позволяли.

В России было принято фотографировать сами похороны, снимать крупным планом лицо покойного, а также делать фотографию стоящих у гроба родственников. Снимки делались как дома, так и на кладбище у могилы покойного, украшенной поминальными венками и цветами. Согласно существовавшей традиции, такие фотографии должны были быть нейтральными. То есть, на них не должно было быть слез и страданий родственников. Поэтому момент прощания с покойным никогда не снимался. Что касается священнослужителей, то к фотосъемке похоронной процессии они относились весьма спокойно, не считая это нарушением церковных канонов.

Теперь давайте разберемся со смыслом таких фотографий. Во-первых, это была память об усопшем. Во-вторых, такие фотографии могли подчеркнуть значимость умершего человека для общества. В-третьих, это делали просто ради соблюдения традиции. Ведь фотографируют же рождение ребенка и его крещение, так почему же нельзя фотографировать момент перехода человека в мир иной? Ведь фотографии позволяют сохранить память об ушедшем от нас человеке для потомков.

Источник

Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей

Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.

Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.

Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.

До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.

Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.

Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.

Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.

Источник

Зачем русские фотографировали похороны

Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть фото Для чего раньше фотографировали похороны. Смотреть картинку Для чего раньше фотографировали похороны. Картинка про Для чего раньше фотографировали похороны. Фото Для чего раньше фотографировали похороны

Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.

С чем же было связано возникновение подобной традиции?

Происхождение традиции

Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.

Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.

В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.

Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.

Особенности фотографирования мертвых в России

Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.

К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.

Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.

Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.

Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.

При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.

Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.

Зачем это делали

Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».

В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.

Хранили, а теперь выбрасывают

В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.

При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.

Источник

Зачем русские фотографировали похороны | Музей Мировой Погребальной Культуры

Ваш вклад в экспозицию

Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.

Наш адрес

Присоединяйтесь

Часы работы

Магазин уникальных сувениров музея

Не забудь приобрести необычный подарок

Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.

С чем же было связано возникновение подобной традиции?

Происхождение традиции фотографии похорон

Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.

Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.

В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.

Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.

Особенности фотографирования мертвых в России

Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.

К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.

Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.

Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.

При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.

Зачем это делали

Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».

В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.

Хранили, а теперь выбрасывают

В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.

При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *