Для чего раньше фотографировали похороны
Почему в СССР делали погребальные фотографии
Вплоть до 90-х годов 20-го столетия в нашей стране был широко распространен обычай фотографировать печальные церемонии прощания с усопшим его родственников и самого человека, покинувшего этот мир. Особую популярность традиция погребальных фотосъемок приобрела в 1970-1980-х годах, когда советские граждане могли позволить себе фотокамеры-полуавтоматы.
Откуда взялось в Советском Союзе обязательное условие любой похоронной процессии и поминок — последняя фотосессия уходящего в мир иной, а также снимки родни? Причем, в каждую годовщину трагической утраты члены семейства непременно доставали памятный альбом и просматривали запечатленные кадры погребального действа.
Как зародилась необычная традиция
Дело в том, что первые снимки убитых красноармейцев и борцов за достижения революции появились еще во времена Гражданской войны. В прессе начали публиковать нечто вроде некрологов павших воинов Красной армии с обязательными фотографиями с места похорон. Мало того, родственники гордились «альбомами памяти», которые были посвящены исключительно павшим воинам в борьбе с белогвардейцами. Погибнуть за Родину тогда считалось за честь, потому и погребальные фото тоже ценились. Как дань памяти павшему солдату и защитнику.
Постепенно традиция периода Гражданской войны перешла в мирное русло. Памятные альбомы были посвящены не только отошедшему в мир иной человеку, его захоронению и поминкам, но и всем родственникам, кто пришел проститься с покойным. Особенно усердствовали в составлении таких фотоподборок сельские жители.
Даже в 21-м веке в любом поселке или небольшой деревне найдутся пожилые родственники, которые не забудут принести на похороны старенький фотоаппарат. Ну а те, кто давно освоил мобильные и компьютеры, принимаются снимать церемонию прощания на фотокамеру телефона.
Правила погребальной фотосъемки
С годами выработались правила подобного фотографирования: нужно было запечатлеть лицо почившего и выстроившихся в ряд родственников. На погосте делали снимки памятника с табличкой, места захоронения и траурной процессии. А вот эмоциональные проявления искреннего горя фотографировать было не принято. Плач и стенания родных и близких в кадр никогда не попадали. Все должно было выглядеть чинно, торжественно и спокойно.
Кстати, исследователи полагают, что советские граждане интуитивно копировали традиции древней иконописи. Так, например, на иконах было принято изображать «Положение Спасителя во гроб» или «Успение Пресвятой Богородицы». Фотографии копировали каноны иконописи с особыми правилами расположения на снимке самого усопшего и участников погребальной церемонии. Выражение лиц и положение тела тоже должны были подчиняться определенным правилам.
На память следующим поколениям
Погребальная фотосъемка стала составной частью в памятной череде событий каждой человеческой судьбы: от рождения и крещения до взросления, женитьбы, рождения детей, наступления старости и до последнего вздоха. То, как складывалась нелегкая, наполненная счастливыми и горестными моментами жизнь каждого товарища в Советском Союзе, нужно было сохранить в памяти не только современников. Но, главным образом, донести информацию до будущих поколений, сохраняя незыблемой преемственность памяти от предков к потомкам.
Почему русские фотографировали похороны?
Обычай фотографировать похороны появился во времена СССР. Просуществовал он недолго, и был забыт в конце прошлого столетия. Хотя, в некоторых местах продолжают фотографировать похоронный процесс и самих покойников. Все это, конечно же, очень неприятно, и уж совершенно непонятно, как могла в цивилизованном мире возникнуть столь жуткая традиция.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного окунуться в историю. Во времена Гражданской войны было принято размещать фотографии погибших героев на страницах газет и журналов, а также комплектовать ними фотоальбомы, рассказывающие об истории революционного движения в России. Как правило, такие альбомы начинались с фотографий похоронных процессов погибших революционеров. Хотя, по мнению историков, традиция снимать похоронную процессию может иметь прямое отношение к похоронам Петра Великого, и его посмертному портрету. Да, это не была фотография, но именно этот портрет дал начало традиции, вешать на стены фотографии умерших императоров, а затем и видных политических деятелей.
Представители старшего поколения наверняка помнят, как в кинотеатрах, перед основным кинофильмом, показывали документальные ленты похорон различных знаменитостей, таких, как: Столыпин, Ключевский, Куиджи и целый ряд других. В конечном итоге это вошло в традицию и стало обыденным делом.
Наибольшее распространения эта традиция получает в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия, как раз в то время, когда была изобретена полуавтоматическая фотокамера. Без фотографирования не обходились ни одни похороны, а фотографии умерших родственников стали неотъемлемой частью семейных альбомов.
Хотя, если честно, то мертвых людей фотографировали и в Европе. При этом делали это весьма оригинально, пытаясь наряжать их в красочные наряды. При этом мертвого человека пытались усадить в оригинальную позу, да еще и глаза ему открывали. Ничего этого в царской России не было. Тут просто фотографировали сам похоронный процесс, да лежащего в гробу человека. Искажать реальность здесь считалось аморальным. Глумиться над телом покойного русские люди себе никогда не позволяли.
В России было принято фотографировать сами похороны, снимать крупным планом лицо покойного, а также делать фотографию стоящих у гроба родственников. Снимки делались как дома, так и на кладбище у могилы покойного, украшенной поминальными венками и цветами. Согласно существовавшей традиции, такие фотографии должны были быть нейтральными. То есть, на них не должно было быть слез и страданий родственников. Поэтому момент прощания с покойным никогда не снимался. Что касается священнослужителей, то к фотосъемке похоронной процессии они относились весьма спокойно, не считая это нарушением церковных канонов.
Теперь давайте разберемся со смыслом таких фотографий. Во-первых, это была память об усопшем. Во-вторых, такие фотографии могли подчеркнуть значимость умершего человека для общества. В-третьих, это делали просто ради соблюдения традиции. Ведь фотографируют же рождение ребенка и его крещение, так почему же нельзя фотографировать момент перехода человека в мир иной? Ведь фотографии позволяют сохранить память об ушедшем от нас человеке для потомков.
Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей
Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.
Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Зачем русские фотографировали похороны
Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.
С чем же было связано возникновение подобной традиции?
Происхождение традиции
Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.
Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.
В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.
Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.
Особенности фотографирования мертвых в России
Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.
К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.
Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.
Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.
Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.
При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.
Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.
Зачем это делали
Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».
В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.
Хранили, а теперь выбрасывают
В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.
При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.
Зачем русские фотографировали похороны | Музей Мировой Погребальной Культуры
Ваш вклад в экспозицию
Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.
Наш адрес
Присоединяйтесь
Часы работы
Магазин уникальных сувениров музея
Не забудь приобрести необычный подарок
Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.
С чем же было связано возникновение подобной традиции?
Происхождение традиции фотографии похорон
Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.
Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.
В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.
Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.
Особенности фотографирования мертвых в России
Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.
К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.
Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.
Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.
При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.
Зачем это делали
Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».
В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.
Хранили, а теперь выбрасывают
В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.
При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.