Для чего рассеиватель на вспышку
Для чего нужны рассеиватели для вспышек
Фотографами не рождаются, фотографами – становятся… Профессиональный фотограф это человек, который не только прекрасно чувствует композицию, тени и свет, но и знает, для чего нужны различные аксессуары и умеет пользоваться ими.
Нередко фотографы, которые только делают первые шаги в мире фотоискусства, стремясь улучшить качество снимков, устанавливают на свой фотоаппарат вспышку, вот только на практике выходит все усилия дают прямо противоположный эффект. Чересчур яркая вспышка делает предметы и лица на готовых снимках плоскими, кроме того на изображениях появляются непонятные тени. Как исправить ситуацию?
Как вариант, можно попробовать использовать при работе с камерой сразу несколько источников освещения, расставив их непосредственно вокруг предмета съемки. Вот только справиться с подобными приготовлениями чаще всего в одиночку будет достаточно сложно, да и использовать сложные световые схемы можно лишь в закрытых помещениях, тогда как при репортажной съемке реализовать их будет практически невозможно.
И тут логично возникает вопрос, как же тогда добиться получения по-настоящему качественных снимков, имея в запасе лишь вспышку? На самом деле ответ прост – секрет здесь кроется в использовании специальных рассеивателей, которые позволят сделать так чтобы свет от источника подавался рассеяно, создавая мягкие тени и полутона.
Для чего нужны рассеиватели для вспышек? Благодаря этому аксессуару у фотографа есть возможность получить максимально ровный световой рисунок, без некрасивых контрастных теней и неделательных эфектов. Кроме того готовый снимок приобретает глубину, а объект съемки выглядит реалистично и максимально правдоподобно.
Различают несколько типов рассеивателей, отличающихся друг от друга конструкцией и используемым материалом. Так, наиболее часто в наши дни используются всевозможные мини-софтбоксы, они фиксируются прямо на самой вспышке. Такие приспособления, как правило, изготовлены из специального полупрозрачного материала, с помощью которого и создается распределенный свет, позволяющий формировать на выходе мягкую тень. В магазинах так же можно встретить матерчатые варианты мини- софтбоксов. Их главное достоинство заключается в том, что в сложенном состоянии они практически не занимают место. Как правило, крепятся подобные рассеиватели непосредственно вокруг вспышки.
Так же в магазинах нередко можно встретить диффузоры, выполненные из прочного винила в форме плафона или полукруглой крышки. Купить такие рассеиватели можно в комплекте со специальными цветными светофильтрами.
Для тех, кто не в курсе, нужно пояснить. Помимо рассеивателей, позволяющих боле равномерно распределять свет, так можно использовать для этих же целей специальные цветные фильтры, с помощью которых становится возможным изменение температуры света. Использование цветных фильтров, делает возможным создание потрясающих творческих эффектов. Так, например, при съемке объектов в солнечных лучах, рекомендуется использовать цветные фильтры желтого цвета.
Главный недостаток рассеивателей заключается в том, что их использование уменьшает мощность светового потока как минимум в два раза. И если использование подобных аксессуаров при избыточном освещении в яркой солнечный день станет настоящим спасением, то в полной темноте, потери мощности могут привести к крайне неожиданным результатам.
Любому начинающему фотографу нужно помнить главное – рассеиватели не являются панацеей, однако в условиях недостаточного внешнего освещения, они могут стать настоящей находкой, которая позволит создать качественное художественные портреты и красивые репортажные фотоснимки.
Для чего рассеиватель на вспышку
Войти в личный кабинет
Смотрите также
Аксессуары для фотокамер
Смотрите также
Аксессуары для экстрим камер
Смотрите также
Крышки на объективы
Чехлы для объективов
Смотрите также
Стойки и аксессуары для стоек
Макро-Боксы и столы
Рефлекторы и насадки
Сумки для студийного оборудования
Смотрите также
Смотрите также
Смотрите также
Приборы ночного видения
Смотрите также
Аксессуары для рекордеров
Аудио- и MIDI-интерфейсы
Смотрите также
Смотрите также
Клетки для смартфонов
Штативы и подставки
Набор для блогеров
Отражатели и рассеиватели для накамерных вспышек. Обзор моделей, примеры.
Отражатели и рассеиватели для накамерных вспышек. Обзор моделей, примеры.
Отражатели и рассеиватели для накамерных вспышек
Для чего нужны рефлекторы для вспышек? Про использование студийных светоотражателей мы написали в предыдущей статье, в большинстве случаев для использования они требуют помощника или ассистента либо специальное оборудование (держатели или штативы) для установки и закрепления на месте съемки. Но если условия фотографирования не позволяют использовать большие светоотражатели или помещение не имеет низкого потолка, для того чтобы воспользоваться отражением света от самой вспышки? В некоторых случаях снимая с близкого расстояния не помогает и встроенный диффузор и светоотражатель вспышки. Вот тут на помощь и могут придти дополнительные приспособления для вспышек, рефлекторы, мини софтбоксы и прочие премудрости.
Кто-то говорит, что подобные насадки на вспышки — самая бесполезная вещь на съемке, а вся индустрия подобной продукции — один большой мошеннический заговор. Кто-то с упоением рассказывает о новой «обновленной-супер-банке-супер-фонга», с которой снимки получаются чуть ли не студийного качества.
Весь подобный фанатизм (в обе стороны) штука, конечно, нездоровая, а истина, как всегда, лежит посередине.
Любые подобные отражатели и рассеиватели никогда не дадут вам студийное качество картинки. Со вспышкой вообще невозможно получить студийную картинку, так как свет студийных приборов и вспышек — качественно совершенно разные вещи.
На самом деле все подобные отражатели и рассеиватели на съемке нужны ради одной вещи — немного смягчить свет вспышки и подсветить тени. И с этой задачей они справляются вполне успешно.
Пара слов о самых популярных отражателях и рассеивателях:
• Софт-бокс
Софт-бокс хорош в тех ситуациях, когда вы снимаете в гуще людей на мероприятии, а пыхать в потолок на отражение возможности нет. В таком случае одеваем софт-бокс и «бьем» пыхой в упор. Софт немного смягчит свет вашей вспышки (как и следует из его названия). Но еще раз повторюсь — не надейтесь на чудо, эффекта студийного софта не будет.
Если вы наденете софт-бокс и начнете снимать общие планы, никакого толка не будет вообще. Надевайте софт-бокс только тогда, когда надо снимать людей в тесноте и пыхой «в лоб».
Возможно, вы видели фотографов, которые надевают на вспышку огромный, практически студийный софтбокс.
Для чего это нужно? По сути вы получаете картинку, максимально близкую к картинке, снятой с софтом в студии. Но подобный прием работает только для портретной съемки. При съемке общих планов или групповых портретов эффект от использования подобного софт-бокса практически не будет заметен. Именно поэтому такой софт чаще всего используют фотографы светской хороники: большинство их фотографий это портреты различных «селебрити».
• Отражатели типа «лопух»
Один из самых популярных видов отражателей. Смысл лопуха в том, чтобы отражать свет пыхи в тех случаях, когда в помещении нет естественных отражающих поверхностей — невысоких белых потолков, светлых стен.
Если вы снимаете в просторном темном помещении с высоким потолком, «лопух» точно пригодится.
Также довольно популярна модель лопуха, которая отличается большим размером и кроме отражающей поверхности самого лопуха имеет так же и рассеивающую пленку и работает по принципу софт-бокса.
Как и большие софт-боксы, такие лопухи имеет смысл использовать только для съемки портретов на репортаже.
• Lightsphere — «Банка Фонга»
Существует много разновидностей Lightsphere и, на мой взгляд, самая эффективная для репортажной съемки это модель ChromeDome.
С этой насадкой вспышка пускает свет пыхи на отражение от потолка и одновременно подсвечивает тени на объектах съемки. Работает это чудо инженерной мысли таким образом:
У «Банки Фонга» есть один, но очень серьезный недостаток — при отсутствии невысокого светлого потолка она практически бесполезна. Нет потолка — не от чего отражаться свету. Но в светлом помещении с низком потоком Lightsphere даст такое качество освещения, как ни одна другая насадка на вспышку.
• Просто отражатели
У такого отражателя есть один минус эстетического характера — выглядит такая конструкция довольно неказисто. Существуют более цивилизованные и профессиональные решения, например, от отражатель для вспышки Phottix или компании Raylab:
Эти отражатели могут использоваться при съемке портретов как в помещении так и на открытом воздухе.
Отражатель выполненный в форме тубуса хорошо обеспечит точечную подсветку при макросъемке.
Примеры фотографий, выполненные с использованием рефлекторов для вспышек и без.
Снимок выполненный со вспышкой без рефлектора, на снимке видно резкие тени, которые портят композицию, делая ее плоской.
Снимок выполненный со вспышкой с рефлектором, здесь мягкие тени подчеркивают объем и хорошо сочетаются с пастельными тонами всего снимка
Использование вспышки в лоб в темном помещении без рефлектора
тот объект, но с использованием светоотражателя для вспышки
Слева без применения рефлектора, справа с снимок с рефлектором, разница очевидна, мягкое освещение дает более равномерное распределение света, скрывая фактуру кожи, делая ее более гладкой.
Более мягкие тени придают снимку справа эффект объемного изображения, в отличии от фото слева, где использовалась только вспышка
Мягкий свет или польза от рассеивателя на вспышке
Рассеиватель на вспышке — аксессуар, который делает свет мягким… или не делает, давайте разберемся…
Любопытный феномен появился в фотографической среде, условно определим это как «Открытый список популярных фотографических заблуждений». Самым глубоким и фундаментальным заблуждением стало мнение, что отсутствие базовых знаний компенсируется «оригинальной авторской позицией». Остальные заблуждения становятся следствием этого заблуждения… В TOP10 списка входит такое утверждение: «Полупрозрачный пластиковый колпачок, надетый на рассеиватель вспышки, смягчает свет». Возражение: «Нет, совсем не смягчает!» вызывает негодование.
Несложный анализ и пара опытов в домашних условиях расставят все по местам. В рассуждениях и наблюдениях будем основываться только на законах геометрии и оптики. Аргументы типа «прямой угол в годы первых пятилеток доходил до 100º» рассматривать отказываемся категорически.
Не стоило бы писать о «пользе образования», если бы не стало известно, что зарабатывать на безграмотности может даже Canon, предлагая продукт под кодом SBA-E3. Такое предложение невозможно оставить без внимание, оно требует глубокого изучения.
Мягкий и жесткий свет. Базовые понятия
Освещение называют «мягким», если тени не контрастны, и границы у теней не четкие, у «жесткого» освещения, напротив, границы теней четкие. Слова «четкие границы теней» означают, что в месте перехода между «светом» и «тенью», отсутствует градиент и видно резкое изменение значений яркости.
Пример с «котиком»: на левой фотографии «котик» освещен студийной вспышкой через конус с сотовой насадкой, на правой — студийная вспышка с большим софтбоксом.
Красные стрелки указывают характерные для сравнения зоны изображения. Теоретические знания и практический опыт говорят: «На характер освещения влияют размеры излучающей свет поверхности и расстояние до объекта, но не влияет яркость источника». Свет распространяется прямолинейно, поэтому «смягчить» свет источника иным способом, кроме увеличения его размеров, не удастся. Если свет падает на объект из одной точки и формирует геометрическую тень с четкими границами без градиента — это жесткий свет. Свет считается мягким, когда граница перехода «свет-тень» выглядит как градиент.
Наблюдаем на «котиках»: левое изображение — параллельные лучи света создают жесткие тени из-за насадки «соты», которая ограничивает отклонение лучей светового потока вспышки; правое изображение — свет излучает поверхность софтбокса, линейные размеры которой велики по сравнению с объектом. Поверхность софтбокса освещает каждую точку объекта с нескольких направлений и размывает границы теней.
Точечный источник света — это источник, геометрическими размерами которого, можно пренебречь. В сравнении с фигурой человека, рассеиватель накамерной вспышки — точечный источник.
Объект съемки «божья коровка» делает вспышку «излучающей свет поверхностью», которая создает мягкое освещение жука, освещая его с нескольких направлений. Размеры рассеивателя вспышки гораздо больше размеров жука.
Съемка портрета: расстояние до объекта увеличится минимум до 1 метра. Размеры рассеивателя вспышки останутся прежними, а лицо человека больше размеров «божьей коровки». Черты лица будут освещаться с одной стороны, и тени будут резкими. Решение проблемы: направляем свет вспышки в потолок, отраженный свет падает на каждую точку объекта с нескольких сторон и смягчает тени. На фотографии слева свет двух вспышек «в потолок» создает мягкий светотеневой рисунок на лицах музыкантов. Когда нет стен и потолка, используют специальные отражатели, которые ассистент держит в нужном положении.
Важное замечание: освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния. Эффективность светового потока уменьшится в 4 раза если расстояние от вспышки до потолка 2 метра. Стена — не идеальный отражатель, поэтому некоторое количество энергии будет потеряно в процессе отражения, затем отраженный свет должен упасть на объект — еще потери.
Колпачки в подарок
Мне прислали пластиковые рассеиватели вместе со вспышками Canon 580 EX II. Московский дилер Canon сказал: «Это бонус!». Нужно сказать, что подаренные колпачки не оригинальные, но законов оптики это не меняет. Кстати, тогда я не мог предположить, что «оригинальные» колпачки существуют.
Бесполезные аксессуары легли в дальний ящик с проводками и чехольчиками и пролежали там четыре года, предполагалось, что колпачки могут пригодится как вспомогательный материал, так как надежно крепятся к головке вспышки. Удивительно, что два колпачка пригодились сейчас, именно в том качестве, для которого создавались: как рассеиватели. На снимке слева: так выглядит вспышка с колпачком-рассеивателем, который, якобы, делает свет мягким.
Вопрос: может ли подобный предмет сделать свет мягче и размыть границы теней. Отрицательный ответ очевиден. Также очевидно свойство рассеивателя из полупрозрачного материала поглощать часть энергии источника.
Новички часто считают, что яркость источника связана с «мягкостью/жесткостью» освещения, это не так: представим куб на белом фоне, его освещает точечный источник света. Куб отбрасывает на фон геометрическую тень с четкими границами. Интенсивность освещения постепенно уменьшается, и после преодоления пороговых значений разглядеть тень невозможно. Границы тени не станут размытыми, но человеческий глаз перестанет различать светлую и темную области изображения. Свет не становится мягче, если уменьшить яркость источника света.
Проверяем эффективность колпачка
Ответ ожидаем и очевиден: тени не изменились. Проведите этот опыт самостоятельно и убедитесь, что законы оптики действуют. Сторонники догмы «о роли пластикового колпачка в создании мягкого освещения» продолжат искать альтернативные доказательства, но тема исчерпана.
«Фирменный» колпачок
Описание SBA-E3 на российском сайте покоряет лаконичностью: «Рассеиватель для вспышки Speedlite 600EX II-RT.». Что это значит, не понятно, но на помощь пришел американский сайт, там описание гораздо подробней: «The bounce adapter softens flash illumination and diffuses the light, helping to keep the entire image area bright, while softening shadows, when bouncing the light off ceilings or walls. Bounce Adapter can be used with color filters.» — что на русском языке выглядит так: «Адаптер смягчает вспышку и рассеивает свет, чтобы сохранить яркость области изображения, еще смягчает тени при отражении света от потолков или стен. Адаптер также используется для крепления цветных фильтров.»
Поиск в сети дал дополнительную информацию: «фирменный» колпачок не так прост, при установке на вспышку Canon 600EX II-RT механизм головки вспышки автоматически устанавливает угол отсвечивания, соответствующий фокусному расстоянию 105 мм. Зачем это делается понятно: ведущее число,для накамерных вспышек производители указывают для самого острого угла, для широких углов значения ведущего числа меньше. Полупрозрачный рассеиватель «съедает» ощутимую часть энергии импульса и, чтобы это частично компенсировать, устанавливают минимальный угол отсвечивания.
Мнение специалистов Canon vs законов физики
Запрос в группу «Canon Russia» в социальной сети Facebook: « Уважаемый Canon, я нашел аксессуар с кодом SBA-E3. Это насадка для вспышки. Можете объяснить как она работает? Заранее благодарен. «. Ответ пришел быстро: « Юрий, добрый день! Это полупрозрачная насадка, которая смягчает и мягко рассеивает свет от фотовспышки Достаточно просто установить её на вспышку. «.
Невозможно было избежать сарказма. После обмена колкостями, получил ссылку на специалистов службы технической поддержки Canon, куда и отправился второй запрос:
« Уважаемый Canon, я нашел аксессуар с кодом SBA-E3. Это насадка для вспышки. Canon представляет продукт следующим образом The bounce adapter softens flash illumination and diffuses the light, helping to keep the entire image area bright, while softening shadows, when bouncing the light off ceilings or walls. Bounce Adapter can be used with color filters. Что означает смягчение вспышки и каким образом этот адаптер смягчает тени от света, отраженного от стен и потолка? Как он вообще взаимодействует со светом, который уже отражен от других предметов? Совершенно непонятно, как рассеиватель установленный перед другим рассеивателем, почти такого же размера может повлиять на характер света и теней. Родной рассеиватель вспышки, фактически линза Френеля, формирует телесный угол светового потока в соответствии с положением источника света в головке вспышки. Этот телесный угол соответствует установленному фокусному расстоянию объектива. Понятно, что полупрозрачный рассеиватель изменит установленный телесный угол, непонятно зачем. Еще он снизит освещенность. В целом, характер освещения (мягкое-жесткое) зависит от размеров излучающей свет поверхности и расстояния от источника света до объекта. Каким образом ваш аксессуар решает эту проблему? Да, про отраженный свет, в принципе понятно, на него SBA-E3 не влияет и влиять не может. «.
Сумбурный текст написал в телефоне, за рулем, пока ожидал зеленого сигнала светофора. Ответ пришел опять быстро, привожу содержательную часть:
« В ответ на Ваше обращение по аксессуару SBA-E3 (рассеиватель для вспышки) позволяет смягчить тени от объекта и делает свет менее резким, но таким образом уменьшая силу пыха. Кроме того, если головка вспышки направлена на 90 градусов для отражения света вспышки от потолка и т.п., рассеянный свет вспышки от сторон адаптера для съёмки в отражённом в сете будет падать на переднюю часть объекта (указанную по расстоянию до объекта съёмки: например 1.5 м, чувствительно ISO 100с), что ещё больше смягчит тени от объекта съёмки. При съёмке портретов также можно добиться эффекта бликов. «.
Сотрудница Canon, которая подписалась, как Виктория Ф., дала полный и окончательный, в понимании компании Canon, ответ. Непонятным остался термин «сила пыха», но остерегаюсь спрашивать, что это значит.
Ответ, семантически делится на две части.
Первая часть
« SBA-E3 (рассеиватель для вспышки) позволяет смягчить тени от объекта и делает свет менее резким, но таким образом уменьшая силу пыха. » — безграмотное заявление. За исключением того, что полупрозрачный колпачок, действительно уменьшает освещенность. Мы уже обсудили это и проверили опытным путем.
Вторая часть
« Кроме того, если головка вспышки направлена на 90 градусов для отражения света вспышки от потолка и т.п., рассеянный свет вспышки от сторон адаптера для съёмки в отражённом в сете будет падать на переднюю часть объекта (указанную по расстоянию до объекта съёмки: например 1.5 м, чувствительно ISO 100с), что ещё больше смягчит тени от объекта съёмки. При съёмке портретов также можно добиться эффекта бликов. «. Отраженный свет смягчает тени на объекте съемки, это верно… но непонятно, какое отношение к этому явлению имеет SBA-E3, если убрать колпачок, отраженный свет не перестанет отражаться, рассеиваться и смягчать тени.
Свет проходит сквозь боковые стенки SBA-E3, освещает стены, и этот свет также отражается и рассеивается. Повлияет ли это на общую картину? Посмотрим чуть позже…
Дальше следует: « …рассеянный свет вспышки от сторон адаптера для съёмки в отражённом в сете будет падать на переднюю часть объекта…, что ещё больше смягчит тени от объекта съёмки «, с этим согласиться невозможно. Почему свет стал «рассеянным»? Размеры боковой поверхности совсем невелики. Свет боковой стенки SBA-E3, которая направлена в сторону объекта, добавит «жесткую» составляющую и определенно не смягчит тени, так как имеет размеры всего 25х70 мм.
Съемка в отраженном свете, нюансы
Посмотрим как вспышка работает с отраженным светом. Головку вспышки установили в вертикальное положение: за счет света, проходящего через боковые поверхности, возможны дополнительные отражения, которые изменят характер освещения…
Второй опыт
Задача: определить, как колпачок-рассеиватель изменяет освещение объекта, если головку вспышки установили вертикально.
Условия съемки. Камеру установили на штатив, объектив EF 24-105/4.0L, вспышка 580 EX II. Камера и вспышка в режиме «manual», мощность вспышки — 1/1. Параметры экспозиции: f/10.0, 1/125, ISO 200. Фокусное расстояние 105 мм., направляем головку вспышки в потолок. Расстояние до объекта съемки — 2.0 метра. Для замера экспозиции будем использовать флешметр Sekonic L-358.
Корпус головки вспышки из непрозрачного черного пластика образует бортик (1), высота которого изменяется в диапазоне 0.5 — 2 мм, это видно на изображении. Этот бортик — своеобразная «микробленда», она отсекает свет, который могла бы излучать боковая поверхность линзы Френеля, которая штатно используется как рассеиватель вспышки. Вторая вспышка, на которой установили колпачок-рассеиватель приобрела боковую поверхность шириной 25 мм, которая излучает свет. Определим опытным путем, какую экспозицию создаст этот дополнительный источник, для этого закроем черным экраном верхнюю поверхность рассеивателя.
Материала, полностью поглощающего свет, в природе не существует, но в нашем случае справедливо будет толковать сомнения в пользу колпачка. Отражения от черного картона, которые все-таки происходят, могут только увеличить экспозицию от света, который проходит через боковые стенки колпачка.
Опытная съемка: параметры экспозиции установим таким образом, чтобы избежать пересветов и провалов в тенях, так как освещение меняется, то для каждого снимка делаем замер экспозиции флешметром, чтобы определить значение диафрагмы. ISO и выдержку установим как в камере.
Результаты на изображении слева, три кадра: 1.вспышка без колпачка; 2.колпачок на головке вспышки; 3. колпачок на головке вспышки, «дно» колпачка закрыли черным экраном, свет проходит только через боковые поверхности колпачка.
О результатах.
1. Головку вспышки установили вертикально вверх, без колпачка, отраженный свет смягчил тени. На маске есть блики с мягкими границами, и это легко исправить при обработке. Результат экспозамера показал значение диафрагмы — 13.
Почему, по мнению Canon, поверхность размерами 2,5х7.0 см должна создавать мягкое освещение объекта с расстояния 200 см непонятно. При этом, значение, которое показал флешметр для диафрагмы — 9. Падение экспозиции составляет 1 EV — потеря из-за использования колпачка, 1 EV — эквивалентно уменьшению площади отверстия диафрагмы в 2 раза или увеличению вдвое выдержки.
3. Закроем экраном поверхность колпачка, направленную в потолок, оценим экспозицию только от боковых поверхностей колпачка. Флешметр дает значение диафрагмы — 4.5. Это означает, что экспозиция уменьшилась на 2 «стопа», то есть освещенность упала в 4 раза. Свет излучают только боковые поверхности колпачка, одна из которых направлена прямо на объект. Результат виден на нижнем кадре: кадр недодержан, блики стали гораздо жестче, боковые поверхности колпачка обеспечивают четверть экспозиции импульса. Свет стал жестче, так как с исключением из экспозиции света от поверхности колпачка, закрытой экраном, выросла доля прямого света от его боковой поверхности в общей экспозиции.
Выводы
Колпачок-рассеиватель, предназначенный для смягчения освещения от накамерной вспышки совершенно не эффективен. Можно утверждать, что любые аксессуары, основанные на аналогичном принципе, включая SBA-E3, так же не эффективны, так как их действие основано на принципе, противоречащем законам оптики. Особенно хочется упомянуть ситуацию, когда колпачок используется для съемки в отраженном свете. В положении, когда головка вспышки направлена вертикально, свет, направленный прямо в сторону объекта съемки через боковую поверхность колпачка, дополнительно создает жесткое освещение объекта, это означает, что имеет место обратный эффект.
С уважением, Юрий Гуревич, фотограф.
P.S. Немного рекламы. К апрелю 2020 года планируется публикация статьи, которая носит рабочее название «Практическая фотосъемка», это реферат одноименного учебного курса. Статья будет в открытом доступе на нашем сайте.
P.P.S. Мы продолжим выпускать материалы с разъяснением самых распространенных фотографических заблуждений, поэтому открыты для ваших идей и предложений. Обращайтесь к нам на контактной странице сайта или через социальные сети Facebook и ВКонтакте.
(с) Отношение к авторским правам. Не считаю, что текст этой заметки подпадает под ограничения, связанные с авторским правом. Все изображения, опубликованные вместе с данным текстом, являются объектами авторского права и любое их копирование недопустимо.