Зарождение традиции разбивать шампанское о борт нового корабля
Перед тем, как спустить новое судно на воду, проводят некий ритуал — о его борт обязательно разбивают бутылку шампанского. Как говориться: «На удачу». Эта традиция прошла довольно долгий путь до простой бутылки шампанского. Крестить корабли начали еще несколько тысячелетий назад.
Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Одни расы приносили жертву, другие окропляли борт нового корабля кровью, некоторые вином или молоком. В средневековой Европе монахи читали на борту нового судна молитвы, в некоторых странах все заменялось обычной пьянкой. Постепенно они начали перерастать в окропление судна разными напитками, использовать же именно шампанское впервые начали на родине этого напитка – во Франции. Напиток выбран в связи с тем, что пена от шампанского напоминает морскую.
Прижилась традиция и в Соединенных Штатах. Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом.
Истоки традиции
Традиция крещения нового судна на удачу была у всех цивилизаций, освоивших судоходство. Греки, например, украшали оливковыми венками нос корабля, пили вино в честь богов, и омывали лодку водой, чтобы благословить её. Вавилоняне приносили в жертву быка, турки приносили в жертву овец, а викинги и таитяне окропляли корабль человеческой кровью.
Эти события всегда имели религиозный подтекст. Целью этих действий всегда было получение благослаления у покровительствующих богов. В средние века, в европе, перед тем как спустить корабль на воду, на борту молились монахи, возложив руки на мачты и поливая святой водой палубу.
Религиозный аспект крещения корабля ушел после Реформации, особенно это было заметно в Великобритании. В Великобритании знатные люди присоединялись к празднованию спуска нового корабля, которое было ничем иным, как простой пьянкой. По традиции они пили вино из больших и дорогих кубков, как правило, из драгоценных металлов и часто выбрасывали их за борт. Кубки доставались счастливчику из толпы или улетали в море. Но в связи с тем, что кораблей стали строить так много, что драгоценных кубков просто перестало хватать, их начали сохранять, а потом вовсе отказались от этой традиции пьянки на борту и начали попросту разбивать бутылку вина о борт корабля.
Выбор напитка
Крещение кораблей в молодых Соединенных Штатах было заимствовано из старой Англии. Вначале никто не выбирал, какую бутылку разбить, разбивали ту, что была под рукой. В ход шло вино, виски, коньяк, бутылка с родниковой водой или водой из океана или бутылка бурбона.
Но в США пришел сухой закон и корабли снова начали крестить водой, соком или в редком случае яблочным сидром. Шампанское вернулось только после отмены сухого закона. В это время европейцы успели перенять эту традицию.
Дотошные историки установили, что впервые бутылку вина о форштевень спускаемого на воду судна разбили на верфи в Чатаме (Англия) в 1699 году. А в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства впервые было зафиксировано имя женщины – своего рода «крестной матери» нового корабля. С тех пор и повелось во многих странах при спуске каждого судна его «крестная» должна обязательно разбить бутылку шампанского.
Казалось бы, нет ничего проще этой операции, но история церемоний спуска тем не менее изобилует смешными, а порой и печальными курьезами. Так, одна английская принцесса, неумело размахнувшись бутылкой, разбила ее не о нос корабля, а о голову некоего высокого гостя, которого пришлось срочно госпитализировать, а затем улещать щедрой компенсацией за увечье. Суровый урок пошел впрок: бутылку стали привязывать длинным шнуром к верхней части форштевня. Однако и это не всегда спасало от недоразумений; порой, осколки разлетались настолько далеко, что врезались в толпу и ранили людей. Дабы избежать несчастных случаев, бутылку стали помещать в прочную металлическую или синтетическую сетку. И все равно соблюдение традиции оказывалось далеко не всегда безопасным делом как для гостей, так и самой «крестной матери».
Неудивительно, что «крестные матери» пуще огня боялись оконфузиться
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести крестить крейсер. Случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль медленно пополз по стапелю к воде. Поняв, чем это грозит, решительная леди оборвала шнур, схватила бутылку и ринулась вслед за кораблем. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в праздничном платье кинулась в воду. Держа над головой бутылку, отважная «крестная» доплыла до остановившегося крейсера и под одобрительный рев многотысячной толпы разбила ее о форштевень. Вот до чего доводят традиции!
Церемониальные казусы
Одна из первых крестных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила ее о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьезную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крестной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.
Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крестная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещеное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.
Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в нее речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…
Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут – это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».
Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.»
Есть поверие, что неразбитая бутылка – дурной знак
Это не всегда так, были случаи, когда бутылка разбивалась, но с судном начинались беды в первом же плавании – и наоборот:
А как же насчет Титаника? – Компания White Star Line, владелица судна, не придерживалась этой традиции.
Почему о борт корабля разбивают именно бутылку шампанского
Вы видели, как перед первым отплытием корабля разбивают бутылку о его борт? Когда-нибудь задумывались зачем это делают? У моряков считается, что, если разбить шампанское о борт корабля и окроплять его брызгами, то это принесет судну большую удачу.
Перед отплытием «Титаника», о его борт не разбили бутылку шампанского. Многие моряки суеверны и стараются придерживаться традиций перед отправлением в дальнее плавание. Но почему для этого выбрали именно шампанское, а не другой напиток?
В Вавилоне и Турции приносили в жертву домашний скот. В других странах просили удачу у высших сил, например, в Европе монахи поливали святой водой борт корабля.
В некоторых странах дальнее плавание было поводом устроить праздник. Так в Великобритании вся знать собиралась около судна и устраивалась пьянка. Спиртные напитки они пили из специальных кубков. После этого бутылку выбрасывали за борт или разбивали.
Со временем увеличилось число кораблей, и желающих повеселиться было все больше. Кубков стало не хватать, а их изготовление дорого обходилось. Именно тогда в Англии стало принято не пировать, а разбивать бутылку о борт корабля. Это была бутылка красного вина.
Почему изначально было выбрано вино
Красное вино символизирует жертвенную кровь, поэтому его выбрали в качестве жертвоприношения, вместо настоящей крови. Еще древние викинги начали разбивать бутылку спиртного о борт корабля перед отплытием в дальнее плавание. Это было своего рода жертвой. Еще они окропляли борт судна кровью пленников. После принятия христианства, моряки начали использовать не кровь, а красное вино.
Когда начали брызгать шампанское вместо вина
Французские моряки решили, что вместо крови нужно использовать не красное вино, а дорогое игристое. Первая бутылка шампанского была разбита в 1890 году в Америке. Она было разбита о борт военного корабля «Майн».
Для «битья» в основном берут бутылку с дефектом. Стекло бутылок шампанского достаточно плотное, и разбить ее сложно. А оттого, разобьется бутылка или нет, зависит удача плавания.
Кто придумал разбивать шампанское о борт корабля и зачем?
Морской ритуал, когда при спуске на воду о борт корабля разбивают бутылку шампанского известен всем. Но откуда пошла эта традиция?
В стародавние времена к церемонии спуска корабля относились не иначе, как к рещению ребенка. И, по подобию крещения ребенка, когда голову младенца окрапляли церковным вином, стали окраплять палубу корабля благородными напитками.
В Древнем мире постройка корабля и спуск его на воду были сложнейшей и очень дорогой операцией. И тогда, перед спуском судна на воду древние греки и римляне молились, восхваляли морских богов и просили у них защиты для нового корабля. В средневековье перед спусокм судна тоже проводили молебен. Однако апогеем церемониала стала традиция, в соответствии с которой владелец и капитан судна выпивали на судне, спускающемся на воду, кубок вина и, как только судно оказывалось в воде, выкидывали кубки за борт. Пили, кстати, не только вино, но и коньяк, виноградный сок, освященную и морскую воду.
Со временем церемониал изменялся: сначала вином поливали палубу, позже стали опрыскивать борта судна, а к середине XIX века, с началом эры железного судостроения, стали привязывать бутылку вина к носу корабля и разбивать ее о борт с началом спуска корабля на воду.
С 1860-х вино заменили на шампанское — один из самых дорогих напитков, а право разбить бутылку о борт нового корабля закрепилось за «крестной матерью» нового судна. Разбивать бутылку стали непосредственно перед спуском, после молебна, церемониальной речи и церемонии наречения нового судна. Однако в военном флоте многих стран мира право разбить бутылку о борт корабля остается за капитаном.
Зачем о борт корабля разбивают бутылки шампанского
Неудивительно, что моряки отличаются суеверностью, ведь о борт «Титаника» так никто бутылку и не разбил. Традиция, которая обязывает моряков разбивать бутылки о корабли, уходит корнями в далекую древность и говорит о том, что судно, которое не было окроплено вином, ожидают неприятности. В силу этого никто из моряков не хочет иметь дело с судьбой, а выполнить этот странный ритуал вовсе не сложно, если учитывать возможные последствия. Ниже мы рассказываем о том, откуда произошла данная традиция и почему бутылки следует брать только с шампанским.
Крещение корабля
Первый выход судна в море многие народы связывают с религиозным обрядом крещения. Известно, что еще древние люди пили вино, молились и поливали суда водой для того, чтобы благоприятно расположить морского бога. Жители исламских государств вместо этого приносили богу жертвы, а в племенах викингов было принято освящать корабль с помощью крови человека.
Однако уже к XVII столетию религиозная составляющая этой традиции начала отходить на второй план. Ее стали заменять светские черты, которые были приобретены благодаря зарождающимся манерам в обществе. Возможно, так случилось в силу того, что однажды принц Уэльский, ступив на корабль, который тогда впервые спускали на воду, выпил вина и окропил им носовую часть корабля, после этого произнеся имя судна и попросив у божественных сил защиты для тех, кто будет когда-либо ступать на борт.
Интересно, что вплоть до конца века люди следовали правилу, согласно которому по завершении «крещения» кубки выбрасывали за борт. Впоследствии кубки были заменены на бутылки с вином, коньяком, виноградным соком и многими другими напитками. Кстати, о том, почему из корабля периодически бьют струи воды, мы писали в другой статье.
Почему именно шампанское
Шампанское для своеобразного крещения стали использовать лишь в XIX, когда этот напиток как никакой иной выражал собою принадлежность к светскому обществу. При этом шампанские вина тогда были самыми дорогими из всех тех, что производили во Франции, так что кораблям бы это точно пришлось по вкусу.
Одним из главных моментов при проведении церемонии является наречение корабля именем, под которым ему придется бороздить морские просторы. Бутылку после этого обязательно разбивают только о носовую часть судна, так как она сопоставляется с головой ребенка, которому изначально окропляют голову.
Также предлагаем узнать, почему в Турции Черное море не пользуется особой любовью.
Чтобы задобрить богов, в разные времена люди использовали разные средства: викинги приносили в жертву невольников, на Востоке корабль окропляли кровью девушек-рабынь, в средневековье кровь заменили вином в драгоценных кубках, которые потом выкидывали за борт. Впервые шампанское для этих целей использовали в 1890 году, и это не случайно. Игристый напиток символизирует первое соприкосновение корабля с морской пеной.
В русском императорском флоте обряд спуска корабля на воду отличался от иностранных, хотя и базировался на религии. Судно и флаги на нем (кормовой, Андреевский, императорский штандарт и гюйс) окропляли святой водой, служили праздничный молебен и под звуки народного гимна и разрывы салюта рубили последние канаты.
Традиционно разбивали бутылку и становились «крестными» мужчины. Впервые доверить эту почетную роль женщинам решились в Англии в 1811 году, а в 1846 году чести удостоилась и американка мисс Уатсон из Филадельфии, США. Чаще всего право называться «крестными матерями» кораблей получали женщины знатного происхождения, жены или дочери миллионеров владельцев верфей. Бутылку шампанского о борт головной атомной подводной лодки проекта 667А разбила Евдокия Ночвина, сварщица Севмаша, Герой Социалистического Труда, мать троих детей. Вадим Березовский — первый командир атомохода — впоследствии назвал ее «крестная мать 420-го» (по заводскому номеру заказа).
Но не только Евдокии Павловне досталось почетное звание крестной. При выводе из цеха головной АПЛ проекта 971 «Барс» право разбить бутылку шампанского о борт корабля предоставили Наталье Грибановой, комсомольской вожатой участка №91 цеха 50. А последний построенный на Севмаше атомоход этого проекта с гордым именем «Гепард», до сих пор несущий службу в составе Северного флота, был крещен легкой рукой Натальи Пластининой, мастера хозяйственных работ цеха 50.
Вера людей в благополучный исход дела при соблюдении этой традиции неслучайна и имеет под собой основу. Если бутылка не разбилась с первого раза — это плохой знак, который сулит несчастье. К примеру, бутылка, нацеленная на киль подводной лодки К-19 (головной корабль проекта 658), не разлетелась на осколки, как ожидалось, а осталась целой. После череды несчастий — аварий главной энергетической установки, столкновений, пожаров — эта подводная лодка получила прозвище «Хиросима».
Не удалось соблюсти традицию и при крещении круизного лайнера Costa Concordia, который в январе 2012 года налетел на рифы вблизи итальянского острова Джильо и перевернулся. Крушение унесло жизни 32 человек.
Известно также, что компания White Star Linе, владевшая печально известным «Титаником», не соблюла обряд крещения корабля. Столкновение судна с айсбергом унесло жизни более полутора тысяч человек.