Для чего разрабатываются топливно энергетический баланс
Что такое топливно-энергетический баланс
Основными предпосылками для ускоренного развития энергетики в целом, в особенности электроэнергетики, являются масштабы и темпы развития экономики, в частности энергоемкой промышленности, и наличие соответствующих энергетических ресурсов.
Потребление энергетических ресурсов и электроэнергии в значительной мере характеризует общий уровень развития всей страны. Отсюда обеспеченность ее энергетическими ресурсами приобретает первостепенное значение.
Топливно-энергетическое хозяйство является важнейшей отраслью материального производства. Оно представляет собой единую отрасль, охватывающую процессы производства, преобразования и потребления всех видов топлива и энергии.
Такое единство имеет место вследствие широкой взаимозаменяемости различных видов энергетических ресурсов, неразрывности процессов производства и потребления энергии, возможности высокой централизации энерго- и топливоснабжения, непосредственного влияния уровня потребления на масштабы добычи, переработки и способов транспортировки топлива, комплексности ряда процессов переработки топлива и производства энергии.
Топливно-энергетическое производство является стержнем развития всех отраслей экономики. На его долю в целом приходится около одной трети общих капитальных вложений в промышленность страны. Поэтому определение оптимальных путей его развития представляет собой вопрос большой важности.
По технико-экономическим показателям добычи (производства) и роли в процессе материального производства каждый вид энергоресурсов и энергоносителей может оказаться более прогрессивным и экономичным в тех или иных районах и для тех или иных категорий потребителей. Последние в свою очередь могут оказывать решающее влияние на выбор энергоносителей и энергетических ресурсов.
Для отдельных энергетических и технологических установок (электростанций, котельных, промышленных печей и т. п.) они должны быть выбраны на основе сравнительного анализа их экономичности.
Размещение тепловых электростанций и выбор их топливной базы должны определяться по результатам оценки относительной экономичности транспорта, газа, нефти или нефтепродуктов, твердого топлива, электроэнергии.
Топливно-энергетический баланс — это обобщающая характеристика объемов добычи, переработки, транспорта, преобразования и распределения первичных, переработанных и преобразованных видов топлива и энергии, начиная от стадии добычи топливно-энергетических ресурсов и кончая стадией транспорта всех видов топлива и энергии к энергопотребляющим установкам.
В состав топливно-энергетического баланса, таким образом, входят следующие элементы:
топливно-энергетические ресурсы (ТЭР),
установки использования ТЭР и энергопотребляющие процессы.
Установки использования топливно-энергетических ресурсов включают топливопере-рабатывающиё и энергопреобразующие предприятия, установки, производящие неэнергетическую продукцию на базе использования топливно-энергетических ресурсов.
Энергопотребляющие процессы — это все механические (силовые) термические и физико-химические процессы, связанные с производством материальных ценностей и улучшением бытовых условий человека.
Таким образом, топливно-энергетический баланс охватывает довольно большое число элементов, каждый из которых имеет свои специфические особенности технологии получения и использования топливо-энергетических ресурсов, роли в производстве материальных ценностей, а также технико-экономических показателей.
Топливно-энергетический баланс, как и всякий баланс, состоит из двух частей — приходной и расходной.
Обе эти части непрерывно меняются главным образом по причине возрастающего роста потребления всех видов энергии и топливно-энергетических ресурсов, технического прогресса в добыче и переработке топлива, генерировании, транспортировке и потреблении энергии, а также в результате взаимозаменяемости и конкуренции различных видов энергии и топливно-энергетических ресурсов.
Нахождение оптимального варианта топливно-энергетического баланса требует анализа и оценки множества довольно широко изменяющихся факторов.
Задача оптимизации топливно-энергетического баланса в конечном счете сводится к определению наиболее рациональных путей обеспечения в течение заданного периода времени потребности экономики в топливе и энергии, при которых достигается минимум общественных трудовых затрат и создание необходимого задела для последующего развития энергетического хозяйства. Решение этой задачи возможно только при условии широкого применения, методов математического моделирования.
Требуется создание математических моделей топливно-энергетического баланса довольно большого объема, позволяющих учитывать все внутренние и внешние связи баланса, и разработки системы достоверной исходной информации.
Эти модели и системы информации должны быть разработаны для оптимизации топливно-энергетического баланса в разрезе временном (на разных этапах планирования или прогнозирования и уровнях развития) территориальном (страны, республики, района) и производственном (энергетического промышленного узла, крупного предприятия).
В свете изложенного могут и должны существовать различные типы и модификации эконометрической модели оптимизации топливно-энергетического хозяйства.
Система моделей, включающая модели угледобывающей и углеперерабатывающей промышленности, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, единой системы газоснабжения, единой электроэнергетической системы. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется по территориальному признаку на районные системы и далее на подсистемы энергетических узлов, образуя иерархию вертикально и горизонтально взаимодействующих, но автономно функционирующих отраслевых систем.
Эта система используется для оптимизации развития межрайонных топливных баз и топливоперерабатывающей промышленности, межрайонных потоков топлива и электроэнергии на период 5 — 10 лет.
Расширенная модель занимает промежуточное положение между вышеуказанными двумя. Она включает модели для оптимизации энергетического хозяйства промышленного узла или крупного предприятия. Эта модель применяется для оптимизации развития топливно-энергетического баланса на период до 5 лет.
Особое внимание в ней обращено на оптимизацию транспортно-энергетических связей и топливно-энергетического хозяйства районов и энергетических узлов предприятий.
Основным принципом построения указанных моделей является представление в них действительного развития топливно-энергетического хозяйства:
в территориальном разрезе — путем замены реальной схемы размещения всех категорий потребителей условными центрами их сосредоточения в районе;
технологическом — путем замены множества энергопотребляющих объектов ограниченным числом условных категорий потребителей;
временном — путем замены непрерывного процесса развития топливно-энергетического хозяйства ступенчатым на различных статических уровнях в пределах заданного периода.
При моделировании условно принимается, что изменение объемов и структуры топливопотребления от уровня к уровню происходит скачкообразно и таким же образом меняется состояние топливодобывающих предприятий и топливо-транспортных магистралей.
В реальных условиях рост тепливопотребления происходит в общем случае постепенно и аналогично нарастают масштабы добычи топлива.
Однако увеличение мощности топливодобывающих предприятий и пропускной способности топливо-транспортных магстралей, как правило, имеет скачкообразный характер в результате ввода очередных карьеров, шахт и скважин, новых (или параллельных) железных дорог и ниток газопроводов.
Следовательно, рост мощности топливодобывающих предприятий и пропускной способности магстралей сопровождается неизбежным (и весьма значительным) авансированием капиталовложений.
Для определения количественных показателей и характеристик топливно-энергетического баланса необходимо иметь прогнозные показатели развития экономики и энергопотребления.
Прогнозные показатели развития энергетики в целом зависят от ряда взаимосвязанных частных прогнозов: энергопотребления — роста потребности в основных энергоносителях, технического прогресса — в преобразовании и применении энергии и запасов энергетических ресурсов и затрат на их добычу, транспорт и т. п.
Прогноз объема энергопотребления можно осуществить, приняв за основу либо оценку полезно используемых топливно-энергетических ресурсов с последующим выбором энергоносителей для отдельных процессов потребления, либо оценку расходов подведенной к потребителям энергии в виде конечных энергоносителей.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Для чего разрабатывается топливно-энергетический баланс?
Совсем недавно я смотрел репортаж про изменение цен на разные виды топливных ресурсов. В какой-то момент, я услышал такое определение, как «топливно-энергетический баланс».
В репортаже ему почти не уделили внимания. Поэтому, чтобы разобраться что он из себя представляет, я решил найти его определение самостоятельно. В этом деле мне помогла старая советская энциклопедия, выручавшая меня много раз. И именно о топливно-энергетическом балансе мне хотелось бы рассказать.
Что такое топливно-энергетический баланс и для чего он нужен
Прежде всего, топливно-энергетический баланс (или же «ТЭБ») представляет собой соотношение объёмов добываемых (или ввозимых) топливно-энергетических ресурсов к количеству их потребления (или вывоза).
А разрабатывается этот баланс для того, чтобы можно было узнать: хватает или нет топлива для поддержания жизни страны, нужно ли создавать новые производства, стоит ли вывозить или ввозить новое топливо. Другими словами, ТЭБ даёт представление об общей топливно-энергетической ситуации и помогает в принятии решения.
Топливно-энергетические ресурсы
Сам ТЭБ построен на основе топливно-энергетических ресурсов и их количестве. Эти ресурсы принято делить на два главных вида: возобновляемые и невозобновляемые. Эти названия говорят сами за себя, тем не менее, стоит перечислить состав этих групп.
К возобновляемым можно отнести:
А невозобновляемыми можно назвать:
Соотношение и процент использования всех этих ресурсов постоянно меняется. Например, ещё до середины шестидесятых годов ведущую роль играл уголь. Затем лидирующее место заняла нефть. А сейчас доля последней постепенно сокращается, всё чаще используется природный газ.
Добыча топливных ресурсов становится всё более и более дорогой. Сегодня очень важно задуматься о разработке качественных энергосберегающих технологий, а также о достаточно безопасных способах добычи и транспортировки.
Сырьевые и топливно-энергетические ресурсы
12.4. Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования
Под топливно-энергетическим балансом понимаются комплексная характеристика и взаимная увязка получения и использования в народном хозяйстве и быту топливно-энергетических ресурсов и всех произведенных из них видов энергии (электроэнергии, тепла и т.п.).
Различают топливный баланс, в котором отражаются все виды топлива, и топливно-энергетический баланс, в котором наряду с топливом учитывается вся произведенная и использованная энергия (электроэнергия, энергия сжатого воздуха и др.).
Как любой материальный баланс, топливно-энергетический баланс оформляется в виде таблицы, состоящей из двух равных частей: в левой части (ресурсы) отражаются производство (добыча) топлива, выработка электроэнергии, выработка атомной и геотермальной электроэнергии, импорт, прочие поступления и остаток на начало года;
в правой части (распределение) показываются общий расход, в том числе на выработку электроэнергии, теплоэнергии и сжатого воздуха, на производственно-технические и прочие нужды; экспорт и остаток на конец года.
Топливный и топливно-энергетический балансы не только дают общее представление о размерах производства и потребления топлива и энергии в стране, но и показывают, какой бассейн или район, в каком количестве, какого вида и сорта топлива может добыть в планируемом периоде. Они разрабатываются как в натуральных единицах (т, м, кВт.ч), так и в условных.
Для целей планирования производства и потребления при подсчете энергетических ресурсов введено понятие условного топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг.
Тепловой эквивалент любого топлива определяется по формуле
Топливно-энергетический баланс разрабатывается для различных уровней: народного хозяйства в целом, республики или области, города или района.
Он может быть составлен двумя способами: на основе использования удельных норм расхода топлива и методом теплового баланса. На практике наибольшее распространение получил первый метод.
При развитии атомной электроэнергетики необходимо учитывать и транспортный фактор по сравнению с выработкой электроэнергии на ТЭЦ. Например, 1 кг урана заменяет 2,6-3 млн т угля. Отсюда можно судить, какая экономия достигается на транспортных расходах и подвижном составе. То, что атомные электростанции более экономичны по сравнению с тепловыми, уже давно доказано, проблема заключается в обеспечении безопасности атомной электроэнергетики. Поэтому совершенствование структуры топливно-энергетического баланса имеет большое значение для экономики страны, экономического района, области или города.
За последние годы произошли позитивные сдвиги в производстве и добыче отдельных видов топлива и энергии, что, естественно, положительно сказалось на структуре топливно-энергетического баланса страны, а в конечном итоге на эффективности общественного производства. Сущность этих позитивных тенденций заключается в следующем.
Способ добычи угля | 1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2002 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
млн.т. | % | млн.т. | % | млн.т. | % | млн.т. | % | млн.т. | % | |
Всего | 345 | 100 | 391 | 100 | 395 | 100 | 258 | 100 | 256 | 100 |
В том числе: | 216 | 62,6 | 206 | 52,7 | 176 | 44,6 | 90 | 34,9 | 88 | 34,3 |
— открытым способом | 129 | 37,4 | 185 | 47,3 | 219 | 45,4 | 168 | 65,1 | 168 | 65,7 |
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 362.
За период 1970-2002 гг. доля подземного способа снизилась с 62,6 до 34,3%, а доля открытого способа, наоборот, увеличилась с 37,4 до 65,7%. Эта тенденция наблюдалась и в период перехода РФ на рыночные отношения (1990-2003 гг.).
Сущность позитивности данного процесса заключается в том, что себестоимость добычи угля открытым способом в 1,5-3 раза ниже по сравнению с подземным способом. Но от подземного способа нельзя полностью отказаться, так как качественные угли, особенно коксующие, залегают на достаточно большой глубине, где открытый способ добычи неприемлем.
Виды первичных энергоресурсов | 1970г. | 1980г. | 1990г. | 2000г. | 2002г. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
млн.т. усл. топл. | % | млн.т. усл. топл. | % | млн.т. усл. топл. | % | млн.т. усл. топл. | % | млн.т. усл. топл. | % | |
Всего | 801 | 100 | 1423 | 100 | 1857 | 100 | 1418 | 100 | 1515 | 100 |
В том числе: Юнефть, включая газовый конденсат | 407 | 50,8 | 782 | 55,0 | 738 | 40,0 | 463 | 32,7 | 543 | 35,8 |
естественный газ | 96,1 | 12,0 | 293 | 20,6 | 739 | 40,0 | 674 | 47,6 | 687 | 45,3 |
уголь | 226 | 28,2 | 257 | 18,1 | 262 | 14,1 | 172 | 12,1 | 174 | 11,5 |
топливный торф (условной важности) | 13,4 | 1,7 | 4,5 | 0,3 | 1,8 | 0,1 | 0,7 | 0,1 | 1,7 | 0,05 |
сланцы | 1,6 | 0,2 | 1,8 | 0,1 | 1,4 | 0,1 | 0,5 | 0,1 | 0,3 | 0,02 |
дрова | 23,0 | 2,9 | 21,9 | 1,5 | 16,0 | 0,9 | 5,7 | 0,4 | 5,1 | 0,3 |
электроэнергия, вырабатываемая гидроатомными и геотермальными электростанциями | 33,4 | 4,2 | 63,2 | 4,4 | 98,3 | 5,3 | 102 | 7,2 | 105 | 6,9 |
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 358.
Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что наблюдается тенденция снижения доли нефти, угля, торфа, горючих сланцев и дров в общем объеме производства первичных энергоресурсов, что является также позитивным явлением. Естественный газ является более прогрессивным и дешевым топливом по сравнению с другими. Прогрессивной тенденцией является увеличение доли электроэнергии, вырабатываемой на гидроатомных и геотермальных электростанциях. За период 1970-2002 гг. их доля увеличилась с 4,2 до 6,9%, т.е. наблюдается процесс замещения первичных топливных ресурсов.
Энергостанции | 1970г. | 1980г. | 1990г. | 2000г. | 2002г. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
млрд. кВтч; | % | млрд. кВтч; | % | млрд. кВтч; | % | млрд. кВтч; | % | млрд. кВтч; | % | |
Все электростанции | 470 | 100 | 805 | 100 | 1082 | 100 | 878 | 100 | 891 | 100 |
В том числе: | 373 | 79,4 | 622 | 77,3 | 797 | 73,7 | 582 | 66,3 | 585 | 65,7 |
гидроэлектростанции | 93,6 | 19,9 | 129 | 16,0 | 167 | 15,4 | 165 | 18,8 | 164 | 18,4 |
атомные | 3,5 | 0,7 | 54 | 10,9 | 118 | 10,9 | 131 | 14,9 | 142 | 15,9 |
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 360.
За последние 32 года (1970-2002 гг.) доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях (АЭС), увеличилась с 0,7 до 15,9%, что значительно ниже, чем в развитых странах Европы (60-70%). Себестоимость выработки электроэнергии на АЭС в настоящее время ниже, чем на тепловых электростанциях.
Основные направления совершенствования топливно-энергетического баланса:
В конечном итоге реализация этих направлений позволит улучшить структуру топливно-энергетического баланса, а следовательно, удовлетворить потребности народного хозяйства и быта в топливе и энергии с меньшими затратами.
Разработка топливного и топливно-энергетического баланса необходима для:
Таким образом, топливно-энергетический баланс и его разработка являются важными элементами экономической политики государства и его субъектов.