Для чего ребенка кладут на живот
Как правильно выкладывать младенца на живот для профилактики колик
Колики — это проблема №1 для многих родителей в первые три месяца жизни малыша, поэтому о коликах можно найти немало информации. Ждать, пока процесс формирования ЖКТ и привыкания к внеутробному приему пищи наладится сам, нельзя. Обязательно необходимо помогать ребенку и всячески избавлять его от болезненных ощущений, которые могут сопутствовать данному этапу развития. Помимо укропной водички и специальных лекарственных препаратов, которые помогают в борьбе с коликами, медики рекомендуют выкладывать младенца на животик. И тут у молодых мам возникает масса вопросов.
Вероника, 26 лет, г. Житомир
Когда у сына начались колики, медсестра и врач рекомендовали нам выкладывать его на животик. Цитирую: «За 10-15 минут перед каждым приемом пищи нужно выкладывать младенца на животик и поглаживать спинку.» Сначала мне показалось, что это несложно. Но на практике возникло много вопросов: Если ребенок проснулся и просит есть (плачет или хнычет), все равно выкладывать и ждать еще 10-15 минут? А ночью тоже нужно выкладывать? Как правильно «гладить» спинку? Как долго ребенок должен так лежать? Сколько раз в день нужно так делать? и т.п.
Когда начинать класть ребенка на животик?
В первую очередь нужно предупредить молодых мамочек о том, что выкладывать на животик грудничка сразу после выписки категорически нельзя(!). Эта предосторожность связана с тем, что у малыша еще не прошла пупочная ранка. На пуповину сегодня принято крепить специальную «прищепку», которая должна отсохнуть, а ранка немного зажить.
Примерно через неделю-две, когда прищепка отпадет, а ранка будет в нормальном состоянии (не кровит и не гноиться), попробуйте положить кроху на 1-2 минутки (не больше) на животик. При этом следите за тем, чтобы голова была повернута в бок и ребенок не уткнулся носиком — он должен свободно дышать. В первые дни не стоит повторять это упражнение больше 2-3 раз в день — грудничок должен привыкнуть к таким большим для его еще не окрепшего организма нагрузкам.
Постепенно время лежания на животике может быть увеличено до 10 минут и более, если ребенку в таком положении удобно и комфортно. Раз в несколько дней добавляйте минуту-две, но ориентироваться всегда нужно на поведение малыша — удобно ли ему находиться в таком положении. Если не хочет лежать, лучше поднять и не нервировать кроху.
Когда и как часто нужно выкладывать ребенка на животик?
Идеальным считается выкладывание грудничка на живот между приемами пищи, когда он не голоден (только не сразу после еды — малыша может стошнить) и активен. Более того, если класть ребенка на живот сразу после еды, это будет провоцировать срыгивание. Когда с ребенком занимаются гимнастикой, массажем и/или принятием воздушных ванн, выкладывание на живот должно стать частью данного процесса.
Количество выкладываний у каждого ребенка сугубо индивидуально и зависит от количества приемов пищи. В целом 5 таких упражнений по 5-10-15 минут (зависит от возраста и настроения ребенка) вполне достаточно для профилактики колик. Если получается заниматься более 5 раз в день — это отлично и позитивно скажется на физическом развитии и предотвращении колик.
Важно не пропускать занятия. То есть выкладывания на животик должны быть ежедневными.
Как правильно класть ребенка на живот?
Поверхность для выкладывания должна быть твердой. Отлично подходит пеленальный столик, но можно использовать и другие твердые и достаточно просторные поверхности. Главное, чтобы малыш не упал, не смог себя травмировать и ему было комфортно. Для этого стол стоит накрыть покрывалом.
Класть ребенка нужно аккуратно и медленно, чтобы малыш не испугался. Поддерживайте голову и поверните ее в сторону, чтобы ребенок мог свободно дышать. Ножки подогните (пяточки должны касаться попы), ручки согнуты в локотках. В таком положении поглаживайте спинку ребенка, можно делать легкие массирующие движения. Главное не причинить боль ребенку, поэтому ориентируйтесь на его поведение и реакцию.
Со временем малыш должен сам научиться переворачиваться на животик. Для этого кладите его на спинку и помогайте перевернуться на бочек и потом на животик.
Если ребенок не хочет ложиться на живот
Бывают случаи, когда младенец категорически не хочет ложиться на животик. Тогда нужно помочь ребенку и приучить к такому полезному упражнению. Пробуйте разные варианты и приемы. К примеру:
Возможно, со временем Вы придумаете свой способ заинтересовать малыша.
Почему так важно выкладывать ребенка на живот?
Помимо профилактики колик, выкладывание на живот позволяет научить ребенка держать голову, тренируя мышцы шеи, тем самым способствуя дальнейшему развитию малыша. Известно, что после обучения держать голову, кроха будет пробовать опираться на ручки — это и станет начальным этапом обучения ползанию. Таким образом, кладя ребенка на живот Вы способствуете развитию двигательной активности малыша.
До того момента, пока ребенок научится ползать, он большую часть времени лежит. В грудном возрасте у ребенка кости черепа «мягкие», о чем также не стоит забывать. Если не выкладывать малыша на животик и постоянно класть его только на спину, со временем форма головы может стать не совсем правильной. Это еще один аргумент в пользу занятий на животе. Помимо профилактики колик, выкладывание на живот является профилактикой пупочной грыжи.
Комплекс мер для предотвращения колик
Распознать детские колики можно по их симптомам. Их лечение и профилактика должны быть комплексными. Как показывает практика, именно комплекс мер поможет пройти ребенку и его родителям столь сложный путь формирования ЖКТ. Помните, что мифы и реальность о детских коликах — это не только полезная информация для молодых мам, но и крайне важные данные, которые нужно знать и учитывать.
Помимо выкладывания на живот, можно давать ребенку суспензию Коликид. Прежде, чем начать прием препарата, ознакомьтесь с Инструкцией и прочтите общую информацию о Коликиде. Также медики рекомендуют специальный массаж для новорожденных, с помощью которого ребенку будет легче избавляться от газов и предотвращать их скопление.
Зачем выкладывать новорожденного на животик – и как правильно
Выкладывание на живот: как преодолеть нежелание ребенка
Алексей Лужков специалист по раннему физическому развитию детей
Современные младенцы все больше времени проводят в положении лежа на спине или полусидя — детские коляски, автокресла, щезлонги и прочие устройства придают малышам именно такое положение. Это удобно мамам, но, к сожалению, тормозит физическое развитие детей, первый важный этап которого — удержание головы в положении лежа на животе.
Когда можно выкладывать новорожденного на животик
Некоторые мамы начинают выкладывать младенцев на живот уже в роддоме. Однако чаще всего это советуют делать после того, как зажил пупок, то есть со второй недели жизни.
Один из главных принципов любых начинаний и нововведений — регулярность. Поэтому возьмите за правило класть малыша на животик каждый раз перед кормлением, а также через 40–60 минут после него. Если после еды он всегда засыпает, подберите часы для дополнительных выкладываний. Это дисциплинирует вас и очень полезно малышу.
Польза от выкладывания на живот:
Итак, ребенок в 2 месяца и старше полежал 15–20 минут на животе. Потом начинается хныканье, которое может перерастать в плач с криками, возмущениями и требованиями скорее его перевернуть или взять на ручки.
Не идем на поводу и не бежим к крохе по первому «хныку»! Ребенок капризничает, потому что он просто устал держать голову, а чтобы натренировать мышцы, требуется потерпеть и делать это через силу.
Допустим, малыш лежит 3 минуты спокойно, потом начинает звать на помощь. Пусть похнычет еще минуту, и уже после этого можно перевернуть его на спину, дать отдохнуть 1,5 минуты, а после — опять на живот на 3 минуты.
Естественно, в процессе упражнения необходимо развлекать кроху, головой он должен быть развернут не в стенку, а на открытое пространство. Ему самому должно быть интересно удерживать голову в таком положении.
Как помочь ребенку удерживать позу сфинкса
Это определение позволит родителям ясно представить правильную позу при самостоятельном лежании на животе.
Руки прямые, вытянуты перед собой, ладошки раскрыты и направлены вниз. Упор приходится на предплечья. Голова стоит прямо, подбородок не опускается, направление взгляда — перед собой (для этого привлекаем малыша игрушкой не на уровне стола, а на уровне глаз).
Позу сфинкса можно считать эталоном. Мы должны стремиться к тому, чтобы в 3–4 месяца малыш проводил лежа на животе около 50% всего времени бодрствования, а к 6–7 месяцам — до 80%.
Чтобы поддержать усилия крохи и одновременно задержать его ручки (которые так и норовят уйти в стороны и принять позу «самолетика»), можно использовать простое самодельное устройство.
Сверните плотно байковую пеленку в трубочку — теперь это валик. Подложите его под грудь младенца таким образом, чтобы руки оказались впереди, перед валиком. Лежание в такой позе поможет уверенно удерживать тело на животе, без заваливаний, и не даст тыкаться носом в стол, когда силы окончательно иссякнут.
Если ребенок не хочет лежать на животе
В абсолютном большинстве случаев родители говорят, что их ребенок «ну совсем не хочет лежать на животе». Иными словами, малыш голову не держит, а лежит, уткнувшись лицом в пол или стол, и кричит, потому что это ему совсем не нравится и напрягает физически.
Действительно, в 3–4 месяца кроху часто с трудом можно положить на живот, но в 6–7 месяцев картина кардинально меняется, и чаще всего ребенка уже тяжело перевернуть на спину, даже чтобы одеть. Недовольство, естественно, может сопровождаться криками разной тональности.
Основные причины нежелания лежать на животе:
Как же создать условия для того, чтобы ребенок сам захотел держать голову? Выложили ребенка на живот, подложили валик под грудь — приподняли голову, видно стало больше, развернули лицом к открытому пространству. Мама пляшет перед ним, папа в бубенчик звенит. Этот вариант выкладывания на живот уже более удобен и интересен младенцу, таким образом можно и полежать, и поиграть.
Также может быть полезно:
Как класть новорожденного на живот
Выкладывание новорожденного на животик — это самое первое упражнение по укреплению мышц малыша. Оно способствует развитию ценных навыков и укрепляет его здоровье.
Зачем малыша выкладывают на животик
Самая главная цель выкладывания малыша на животик — это стимуляция его двигательной активности, укрепления мышц шеи, плеч. Зачем еще выкладывают новорожденного на живот:
С какого возраста выкладывать на живот новорожденного
Чтобы малыш правильно развивался, начать выкладывать его на животик надо как можно раньше. Это делают вскоре после его рождения, как только у новорожденного заживет пупочная ранка. Пока она не зажила, такие действия могут травмировать ее, может попасть инфекция.
Как правильно выкладывать новорожденного на живот
Помещение, где проводят процедуры, должно быть хорошо проветрено. В течение 15 минут обеспечьте приток свежего воздуха. Подождите, чтобы температура в комнате после проветривания стала оптимальной для малыша: ни холодно, ни жарко.
Где выкладывать малыша
Поверхность, на которую укладывают малыша, должна быть жесткой. Это важно, так новорожденный хорошо чувствует опору. Можно уложить малыша на пеленальный столик или на пол. Если кладете кроху на пол, проследите, чтобы он был чистый (положите плотный коврик). Проследите, чтобы на полу не было холодно.
Правильное выкладывание
Самым первым упражнением для малыша оптимально использовать позу живот к животу новорожденного:
Если у вас есть мяч для фитнеса, воспользуйтесь им. Эти упражнения хороши для профилактики кишечных колик. Они помогают лишним газам выйти из желудка ребенка:
Классический способ, как выкладывать на животик новорожденного перед кормлением:
Как часто и на сколько минут новорожденного выкладывают на животик
Поначалу выкладывать малыша на животик рекомендуется несколько раз в день (3-4 раза). Самые первые сеансы на животике длятся 10-15 секунд. Малыша аккуратно переворачивают со спинки на животик, и потом аккуратно возвращают на спинку. К месяцу постепенно увеличивают длительность процедуры и время, на сколько можно выкладывать новорожденного на животик — до 10 минут в день.
Новорожденного можно выкладывать на животик после каждой смены подгузника, перед каждым кормлением и в любое другое время, когда он бодр и доволен жизнью.
Со второго месяца малыша кладут на бочок и ставят в зоне видимости игрушки. Кроху аккуратно тянут за ножку, чтобы он понял, что такое движение поможет оказаться на животике и достать игрушку.
В возрасте 3-4 месяцев детки могут проводить на животике около 20 минут в сутки. Если им нравится такое положение, то лежать на животике можно и дольше.
Что делать, если малышу не нравится лежать на животе
Не все детки любят лежать на животе. Это заставляет напрягать мышцы, прилагать определенные усилия. В этом случае нужно контролировать, сколько лежать на животе новорожденным: начинайте с 10 секунд. Повторяйте процедуру несколько раз в день. Малыш не успеет устать, но поймет, что находиться в новом положении не так уж страшно и неприятно.
Что делать, если новорожденный отказывается лежать на животике:
Относитесь к занятиям малыша, как к важным и приятным процедурам. Новорожденный почувствует ваше хорошее настроение, и с большей охотой будет проводить время на животе.
Почему младенцам полезно лежать на животе
Когда начинать выкладывать на живот?
Первые сессии лежания на животе можно начинать примерно в возрасте двух недель (или сразу после того, как отпадет пуповинный остаток, а пупок будет в полном порядке). Сначала выкладывайте ребенка к себе на живот примерно на 30 секунд, постепенно увеличивая время до минуты.
Как часто нужно выкладывать малыша на живот?
Заведите привычку делать это при каждой смене подгузника (но не сразу после еды — это в большинстве случаев приведет к обильному срыгиванию). Вы можете заметить, что ребенок не в восторге от этих ваших выдумок — это нормально, потому что даже малыши не любят напрягаться и предпочитают лениться. «Чтобы приподнять голову, нужно приложить усилия, а это не всегда весело. Это настоящая тренировка», — говорит педиатр Эри Браун.
До какого возраста нужно выкладывать ребенка на живот?
Смотрите, к двум месяцам следует проводить по три 5-минутные тренировки в день. К этому возрасту малыша лучше уже начать выкладывать на пол, на коврик или подстилку для йоги, в общем, на что-то такое, на чем ему будет комфортно. К трем-четырем месяцам вы заметите, что ребенок уже умеет приподниматься на руках и отрывать от поверхности грудную клетку. Многие в этот момент осваивают переворачивание.
Примерно до полугода нужно устраивать сеансы лежания на животе, которые будут занимать у вас в общей сложности по 15 минут в день. К шести месяцам ребенок уже настолько окрепнет, что будет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и пытаться ползком исследовать мир. После этого специально выделять время на то, чтобы дать малышу возможность полежать на животе, уже будет не нужно — он без вас разберется.
Почему ребенку полезно проводить время на животе?
Во-первых, это профилактика появления плоского затылка и других деформаций черепа. Во-вторых, выкладывание на живот помогает укреплять мышцы шеи, рук, спины и даже ног. Все это важно для развития последующих навыков — переворачивания, сидения, ползания. Короче, лежание на животе помогает малышу расти сильным и здоровым. Полезно оно и при кривошее, когда развитие мышц верхней половины туловища особенно важно.
Более того, выкладывание на живот отражается и на развитии моторики. Энн Захри, председатель отдела профессиональной терапии в Научном центре здоровья Университета Теннесси, провела мини-исследование и выяснила, что дети, которых не выкладывали на живот в младенчестве, не только пропускают важный и полезный для здоровья спины этап ползания, но также имеют слабые мышцы туловища и плохой почерк по сравнению с теми, кого регулярно выкладывали на живот.
Возможно, почерк нашим детям уже и не пригодится, но вот сильные руки и плечевой пояс никогда не помешают, особенно если случится зомби-апокалипсис.
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.