Для чего регулировщику нужен жезл
Конспект занятия по ПДД для 1 класса. Жезл и сигналы регулировщика
Цель: ознакомление с жезлом регулировщика и его сигналами
Задачи:
• дать детям понятия «жезл», «регулировщик»;
• показать историю развития жезла (эволюцию);
• расширить знания детей о назначении жезла в работе регулировщика;
• закрепить знания и практические умения детей двигаться через перекрёсток по сигналу светофора и регулировщика;
• упражнять детей в умении находить соответствие сигналов регулировщика и светофора;
• развивать познавательный интерес, мыслительные способности детей, наблюдательность, внимание, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
• воспитывать интерес и уважение к работе регулировщика
• воспитывать дисциплину, культуру поведения на проезжей части.
Материал и оборудование: жезл, плакаты, картинки с изображением жезла и регулировщика, карты с заданием, вопросы для викторины.
Ход занятия:
Педагог. (Загадывает загадку с последующим показом жезла)
У него в руке предмет.
В нём скрывается секрет.
Он им взмахнёт, как по приказу
Все понимают его сразу.
Машинам правый поворот,
А пешеход идёт вперёд.
Трамваям надо постоять,
Всех пропустить и подождать.
А секрет таиться в том –
Он может развести затор.
Что же это за предмет?
Дай мне скорей ответ.
(жезл)
Педагог. Ребята, послушайте загадку и ответьте, кому жезл нужен для работы.
Там, где сложный перекресток,
Он – машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель.
Кто это?
(Регулировщик)
Педагог. Мы немного отдохнём, поиграем в «Светофор»
В светофор мы поиграем (ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы считать (потянуться на носочках)
В светофор мы поиграем (ходьба на месте)
Руки, ноги разминаем (встряхивание руками, ногами)
Красный свет нам «Стой!» кричит.
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперёд. (наклоны)
Влево, вправо – поворот. (повороты в стороны)
Светофор – помощник славный
Уставать нам не даёт. (ходьба на месте)
Вдруг светофор сломался
И здесь помощник оказался.
Регулировщик к нам идёт,
Жезл он с собой несёт.
Педагог. Случается так, что на перекрёстках ломаются светофоры или образуется затор, и на помощь приходит инспектор-регулировщик. Все пешеходы и водители должны выполнять требования только регулировщика.
Регулировщик — «живой» светофор, его сигналы одинаково относятся к водителям транспортных средств и к пешеходам. Сигналы инспектора обязательны для выполнения и приоритетны перед сигналами светофора, затем уже следует обращать внимание на знаки и разметку.
Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотрит взглядом строгим
На всех автоинспектор.
В работе регулировщика важно все: положение рук, корпуса, дополнительные жесты. Сигналы подаются диском, оснащенным красным светоотражателем либо жезлом в бело-черную полоску, при смене положения обычно подается звуковой знак свистком.
А если светофор сломался,
Затор с движением создался.
Регулировщик всем поможет,
Жезлом он маршрут проложит.
Определенный код подаст,
Транспорту проехать даст.
Но даже если специальных средств в руках регулировщика нет, его сигналы обязательны для выполнения участниками дорожного движения.
Пусть светофор мигает,
Инспектор наш главнее,
Машины направляет
Палочкой своею.
Трамваи и троллейбусы,
Фургоны, самосвалы
Поедут в ту лишь сторону,
Куда им показал он.
— Рука поднята вверх – движение всем запрещено (если пешеходы во время этого сигнала не успели перейти проезжую часть и автомобили уже начали движение, то они должны остановиться на середине проезжей части – сплошной линии).
Если инспектор поднял руку вверх, при этом абсолютно не важно, какой частью корпуса он к вам повернулся, то все без исключения участники движения на дороге: и водители транспорта, и пешеходы должны стоять на месте. Категорически запрещено движение в любых направлениях.
Сигнал «рука вверх» необходим для расчистки перекрестка, и применяется, главным образом, чтобы пропустить специальный транспорт.
Если руку подниму,
Нет движенья никому.
Руку вытянул он вверх –
Остановка здесь для всех.
Перекрёсток все освободите,
Дальше не езжайте, не идите
«Руки вытянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны левого и правого бока»
Теперь я боком повернулся —
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.
Руки вытянул как самолёт,
Показал нам, где проход.
Дорогу за спиной и перед грудью он открыл,
На левое и правое плечо шагать нам разрешил.
Дети по очереди исполняют роль регулировщика, показывают сигналы жезлом, а остальные дети двигаются через перекрёсток, в соответствии с сигналами регулировщика.
Для закрепления сигналов регулировщика и их соответствие с сигналами светофора, детям раздаются карточки.
Дирижеры дорог. История жезла регулировщика
( к 80-летию со Дня образования подразделений ГАИ-УГИБДД в системе МВД России )
На первый взгляд, кажется, что работать жезлом регулировщика легко и просто. На самом деле, постового можно сравнить с дирижером большого оркестра, а его жезл – с дирижерской палочкой. Были времена, когда люди специально приходили смотреть, как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы: на изысканность их движений и своеобразный «шик» в обращении с жезлом. Например, в послевоенном Ленинграде ходили «на Александрова».
Прародителем главного атрибута всех гаишников был белый жезл, история которого началась еще в царской России. На рубеже XIX-XX веков появление «самобеглых экипажей»-автомобилей и увеличение транспортного потока в целом потребовали привести уличное движение к некоему порядку.
С 1907-1908 гг. по распоряжению градоначальника столичного Санкт-Петербурга Даниила Васильевича Драчевского дорожные регулировщики получили специальную деревянную палку-трость белого цвета длиной 90 см, которую полагалось носить с собой в кожаном чехле. Подавать ей можно было только такие знаки: указывать на экипаж, которому следует остановиться, или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Вращение означало, что замереть должны абсолютно все участники дорожного движения. Газета «Московские новости» тогда писала: « В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов ».
С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал « с красным знаменем цвета одного », а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.
«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).