Для чего рециркулятор воздуха в машине
Что такое рециркуляция воздуха в салоне машины
Не все автовладельцы знакомы с режимом фильтрации салона, его полезными свойствами, особенностями применения. Рассмотрим, что такое рециркуляция воздуха в автомобиле и как её использовать. Фактически рециркуляция — это забор воздуха внутри салона, фильтрация через климатическую установку и последующее распределение по дефлекторам.
Основное отличие рециркуляции от обычного забора в том, что воздушный поток поступает из салона, а не извне. Режим рециркуляции позволяет быстро нагреть, охладить воздух, так как температура в салоне отличается от температуры за бортом автомобиля. Климатическая установка затрачивает меньше времени, мощности, потребления топлива двигателем.
На практике подобной функцией мало кто пользуется. Чаще всего рециркуляцию используют для предотвращения проникновения неприятного запаха внутрь салона. Например: впереди идущий автомобиль сильно дымит, коптит, запылённый участок дороги. Чтобы не ощущать эти запахи, активируют механическую кнопку рециркуляции воздуха и перекрывают доступ извне.
Положительные стороны
Отрицательные факторы
Представители системы здравоохранения и изготовители автомобилей рекомендуют использовать режим рециркуляции 15 – 20 минут. После обязательно открывать окна, запускать свежий воздух и проветривать салон.
Расположение кнопки и активация режима
У каждого автомобиля механическая кнопка располагается по-разному. Сложилась практика её установки на передней торпеде в центральной части в области климатического блока. Для упрощения поиска изготовители применяют типичную маркировку – автомобиль с кольцевой стрелкой внутри салона. На изображение выше эта кнопка обозначена цифрой 3. Увидев ее, смело активируйте, пользуйтесь. Деактивация режима фильтрации происходит аналогичным образом, только для этого используется механическая кнопка с другим рисунком – стрелкой «из салона» или повторное нажатие.
Некоторые технические средства отечественного производства не оснащены автоматикой, и водители используют рычаги. Например: ВАЗы моделей, снятых с производства, имеют три рычага регулировки: подача холодного, горячего (тёплого) потока, закрытие заслонки механическим приводом.
Автомобили, оснащённые климат — контролем, автоматически регулируют температуру и заботятся о чистоте воздушного потока. Всеми процессами руководит датчик рециркуляции воздуха. Он устанавливается под центральной консолью машины. При активации контроллер анализирует температуру и содержание воздуха. По подобному принципу функционирует бытовая климатическая техника.
Характерные неисправности
При условии умеренного использования, бережного обращения ресурс эксплуатации неограниченный. Выходу из строя способствует превышение допустимой силы тока, короткое замыкание в цепи, негативные последствия аварии, удара.
На практике встречаются случаи слабого контакта колодки с клеммами, перегорание предохранителя, механическое повреждение.
Не забывайте о периодическом проветривании салона. Каждый второй технический осмотр заменяйте салонный фильтр, проводите дефектовку каналов подачи воздуха извне.
Видео: Рециркуляция воздуха, как работает.
Зачем нужна функция рециркуляции воздуха в автомобиле
На всех современных автомобилях присутствует функция рециркуляции воздуха. Но до сих пор далеко не все знают, зачем она нужна и что происходит при её включении.
Что происходит при включении рециркуляции
Для того чтобы правильно понять, необходимо разобраться в двух понятиях: циркуляция и рециркуляция.
Первое означает, что воздух внутри автомобиля постоянно обновляется, то есть происходит его приток и отток.
Во втором же случае обновление воздуха отсутствует. При включении функции рециркуляции специальная заслонка перекрывает доступ свежего воздушного потока внутрь автомобиля. В результате этого внутри машины происходит круговое движение воздушного потока, находящегося в салоне.
Этой функцией водители пользуются не так часто, но она имеет несколько весомых достоинств.
Ускорение охлаждения и нагрева воздуха в автомобиле
Благодаря рециркуляции в зимний период можно прогреть салон автомобиля гораздо быстрее, ведь постоянно поступающий с улицы холодный воздушный поток увеличит время прогрева. А если перекрыть воздушный приток, то имеющийся в салоне воздух, двигаясь по кругу, прогреется гораздо быстрее.
Это работает и в летнее время, когда салон авто требуется охладить. Данная процедура займёт гораздо меньше времени, если включить рециркуляцию.
В результате этого затраты энергии на работу кондиционера значительно снижаются.
Возможность избежать неприятных запахов с улицы
Такая необходимость может возникнуть, если впереди едет мусоровоз, который источает крайне неприятный запах, и отсутствует возможность его обгона на ближайшие пару километров или необходимо проехать несколько километров мимо полигона с отходами.
В этих случаях в салон автомобиля не проникнет зловонный запах.
Как долго можно ездить с включённой рециркуляцией
Важно помнить, что непрерывно использовать её в течение продолжительного времени нельзя. На это есть три причины.
Первая заключается в том, что в результате отсутствия воздушного притока, повышается влажность воздуха в салоне автомобиля. Из-за этого начинают запотевать стёкла, что приводит к ухудшению видимости.
Вторая причина — это затруднения с регулированием температуры внутри салона. В результате этого, в автомобиле становится очень душно.
Третья причина — вам придётся дышать одним и тем же воздухом.
Из-за этих причин рекомендуется пользоваться рециркуляцией на протяжении не более пятнадцати минут единовременно.
Таким образом, рециркуляция воздуха — это очень полезная функция, которая имеет как плюсы: сокращение затрачиваемого времени на прогревание или охлаждение салона авто, избежание неприятных запахов, так и минусы: затруднение при регулировании температуры в машине, повышение влажности воздуха. Поэтому пользоваться этой функцией нужно только при необходимости, соблюдая временные рамки.
Как правильно пользоваться заслонкой рециркуляции в авто?
Ситуации, когда без рециркуляции нельзя
Главная задача системы рециркуляции — заслонка перекрывает подачу воздуха с улицы внутрь машина. В каких ситуациях это может понадобиться? Допустим, двигаетесь вы в пробке, а перед вами дымит большегруз, старый и прокопченный. Чтобы не дышать его выхлопными газами, закрываем заслонку, и воздух перестает поступать с улицы, он циркулирует в салоне машины, а мы не дышим выхлопными газами.
Также рециркуляция поможет, если вы хотите побыстрее охладить салон машины в жару или теплой осенью. Закрываете заслонку, и теплый воздух с улицы не поступает в машину. При циркуляции воздуха внутри авто с включенным кондиционером в салоне быстро будет прохладно и свежо.
Зимой эта функция тоже незаменима и работает по аналогии с летом, только закрывают заслонку, чтобы побыстрее нагреть салон. Воздух с улицы перестает поступать, и печка нагревает воздух быстро.
Почему нельзя держать в закрытом состоянии?
Держать закрытой заслонку рециркуляции постоянно не стоит и вот почему. Во-первых, в салоне будет постоянно влажно, стекла будут быстрее запотевать и создавать вам дискомфорт. Во-вторых, если заслонка постоянно закрыта, у вас не получится нормально регулировать температуру внутри авто, ведь свежий воздух не поступает, и вам душно, неприятно, может даже закружиться голова.
Некоторые даже не понимают, почему чувствуют себя в машине плохо – просто закрыта заслонка, и дышать в салоне нечем. Думают, что что-то сломалось, а причина гораздо проще – неправильная эксплуатация системы рециркуляции воздуха.
Коронавирус в автомобиле: для чего нужен «генератор ультрафиолета»
Регулярно разъезжая на личном автомобиле по делам и посещая с его помощью общественные места, вы невольно превращаете салон своей машины в «отель для вирусов». Можно ли как-то снизить риск заражения без постоянного распыления антисептиков и бесконечного расхода спиртовых салфеток?
Сегодня ультрафиолетовые обеззараживатели воздуха можно встретить повсюду – в магазинах, офисах, квартирах, общественном транспорте. Говоря же об автомобилях (частных, не общественных!), нередко можно услышать распространенное заблуждение, гласящее, что машина в этом плане сама по себе является защитой от инфекций извне и не нуждается в дополнительных мерах «стерилизации» внутри. Увы, это не так…
Да, опасность попадания бактерий и вирусов в салон с улицы через вентиляционную систему или открытые окна хотя и формально существует, на деле пренебрежимо мала: концентрация микроорганизмов в воздухе вне помещении стремится к ничтожной. Однако все повседневные поездки за рулем, как правило, сопряжены с посещением различных общественным мест, откуда мы выходим с бактериями и вирусами на одежде и вещах, которые затем крутятся и вертятся в потоках воздуха внутри замкнутого салона авто как в миксере, попадая в носоглотку и легкие. Понятно, что речь в первую очередь идет о разновидностях гриппа и короновирусе – которым, в отличие многих других болезнетворных микроорганизмов, организм здорового человека и его иммунная система противостоят гораздо слабее.
Собственно, предназначенные для легковых автомобилей компактные ультрафиолетовые очистители воздуха от заразы появились в продаже достаточно давно, задолго до истории с «короной». Подобные устройства легко купить на АлиЭкспресс – некоторые из них устанавливаются на приборную панель, некоторые просто вставляются непосредственно в прикуриватель. Эпидемия и ажиотаж внесли коррективы в ценовую политику производителей этих приборов (цены, увы, выросли), но технически в них ничего принципиально за последние годы не изменилось. Казалось бы, в чем проблема? Покупай и используй! Однако нюанс есть…
Обеззараживатели, работающие на ультрафиолетовых диодах небольшой мощности (а именно такие и делают для автомобилей), характерны тем, что владельцу крайне сложно не только оценить их эффективность, но и в целом быть уверенным в работоспособности!
Устройство вроде бы работает, но КАК? Свечение индикатора, свечение внутри корпуса и даже вращение вентилятора вовсе не гарантирует того, что внутри китайской поделки происходит реальная борьба с бактериями и вирусами, а их гибель невооруженным глазом не разглядишь!
Тем более что все мы знаем, как порой реальная начинка дешевой безымянной китайской электроники «соответствует» заявленной. Многие сталкивались с флешками на 32-64-128 и даже более гигабайт, внутри которых скрывались 2-4 гига, с конденсаторами якобы высокой емкости, где в крупном корпусе прятался маленький, и с совсем уж возмутительными пустышками типа печально знаменитого «экономайзера топлива Fuel Shark». С обеззараживателями – та же история. Обычный пользователь никогда не узнает, что за светодиоды стоят внутри – действительно ультрафиолетовые или просто обычные синенькие, горящие вполнакала… И даже если они реально ультрафиолетовые, то в нужной ли части УФ-спектра излучают? Ибо спектр ультрафиолета широк и далеко не весь губителен для микроорганизмов.
Как отличить хороший ультрафиолетовый обеззараживатель от плохого? Откровенно говоря, в бытовых условиях – никак… Проверять дешевый безымянный гаджет на спектрометре никто не станет – это очевидно. Да и еще один параметр немаловажен, определить который «малой кровью» еще менее реально – соотношение мощности излучателя с объемом проходящего через него воздуха. Иными словами, для обеззараживания воздух должен подвергаться ультрафиолетовому облучению определенное время. Соответственно, производительность вентилятора продувки должна в известной пропорциональности зависеть от мощности УФ-светильника внутри корпуса прибора. Продувать воздух «от балды», да еще и «помощнее» нельзя, ибо в таком случае прибор просто становится бессмысленным, даже если УФ-излучатель в нем – правильный….
Так вернемся к насущному вопросу: как же быть, если необходимо приобрести ультрафиолетовый обеззараживатель для автомобиля? Мы понимаем, насколько рекламно и для кого-то неубедительно прозвучит подобная фраза, но, как ни крути, выход один – выбирать устройство от известного бренда. Это хотя и косвенный, но по сути единственный реальный способ обрести уверенность в том, что прибор действительно убивает микробы и вирусы, а не просто красиво и таинственно светится в полумраке салона и перемешивает воздух… Характерный пример гаджета от производителя первой величины – автомобильный обеззараживатель от Osram из линейки AirZing:
Собственно, имя бренда тут – основная гарантия эффективности и качества такого рода устройств, ибо немецкая марка Osram известна каждому автовладельцу: это своего рода «Mercedes» в мире ламп для автомобильной оптики и светодиодных технологий. Компания существует с 1906 года, и ее не слишком благозвучное для русского уха название представляет собой любопытную аббревиатуру из имен двух металлов – осмия и вольфрама, из которых она делала нити накаливания ламп еще в начале ХХ века.
Направление ультрафиолетового обеззараживания всегда было одним из основных для широкого спектра интересов Osram в области освещения, и с началом эпидемии радикально усилилось. В линейке устройств AirZing нас заинтересовала компактная модель LEDAS101, предназначенная для автомобиля.
Устройство относится к классу рециркуляторов, представляя собой компактный алюминиевый корпус диаметром 80 мм и высотой 50 мм. Прибор питается от USB и прокачивает через себя воздух, обеззараживая его панелью ультрафиолетовых диодов в тандеме с фотокаталитической пластиной. Мощность УФ-света и производительность вентилятора, разумеется, оптимизированы и охватывают площадь до 10 квадратных метров.
Донце устройства обеспечивает щель-зазор для забора воздуха, который выходит через верх. Оно легко снимается – под ним видна светодиодная панель и вентилятор прокачки воздуха. А также съемная металлическая сетка-фильтр, которую по мере загрязнения, согласно инструкции, достаточно просто помыть водой с мылом.
Сетка, к слову, не простая, а очень важная! Это не механический фильтр в прямом понимании, а каталитическая панель. Дело в том, что в приборе используются светодиоды, излучающие в так называемом UV-A-участке ультрафиолетового спектра, который сам по себе не убивает микробы и вирусы, а делает это именно в тандеме с сеткой, вся поверхность которой покрыта диоксидом титана (ТiO2). Диоксид титана, облучаемый ультрафиолетом А-диапазона (350-400 нм), вызывает эмиссию заряженных частиц, порождающих сильные окислители из кислорода, и водяных паров воздуха, которые губят микроорганизмы и разлагают микроорганику, несущую аллергены и неприятные запахи. Эффект работы ТiO2 под УФ-светом хорошо изучен и называется фотокатализом. Стерилизаторы, основанные на этом принципе, устанавливаются, к примеру, в самые продвинутые модели кондиционеров ведущих производителей.
При этом важно понимать, что к озонированию (генерации озона высоковольтным разрядом) прибор отношения не имеет! Неконтролируемая работа озонаторов опасна, а Osram AirZing может работать неограниченное время, в том числе и в непосредственной близости от человека.
Когда включать рециркуляцию воздуха в салоне авто, а когда от неё только вред
В каждой мало-мальски современной машине есть кнопка или рычажок рециркуляции воздуха. Это функция, которая переводит забор воздуха с наружного (с улицы), на внутренний (из салона). Вопрос вот в чём: когда включать рециркуляцию, а когда нет.
Быстрый прогрев салона
Когда нужно быстро прогреть салон, рециркуляция может чуть-чуть ускорить процесс. Ведь легче нагревать уже немножечко нагретый воздух, чем совсем ледяной с улицы. Однако это палка о двух концах, потому что потом придется как-то решать проблему с повышенной влажностью и запотеванием стекол.
Много влаги будет с ковриков, от дыхания (особенно если в салоне несколько взрослых людей). Зимой кондиционер не включается и не подсушивает воздух, так стекла быстро начнут запотевать, даже если включить вентилятор на максимум.
Быстрое охлаждение салона летом
Летом, когда салон надо наоборот максимально быстро остудить, рециркуляция тоже может помочь всё по то же причине: эффективнее охлаждать немного остывший воздух, чем раскаленный с улицы. Впрочем это справедливо только если предварительно проветрить машину, помахав дверьми, или если машина стояла в теньке. Если машина стояла на солнцепеке, то воздух в салоне будет намного горячее, чем на улице, и с рециркуляцией кондиционеру будет ещё тяжелее.
Но увлекаться рециркуляцией не стоит в любом случае, иначе воздух в салоне может стать сильно пересушенным. Кондиционер сушит воздух, а объем воздуха в салоне автомобиля относительно небольшой. Очень скоро он будет иметь очень низкую некомфортную для человека влажность. Примерно, как в салоне самолета или даже ниже. Это грозит головной болью, сухостью кожи, растрескиванием губ и так далее. В общем, ничего хорошего.
Стоянка с включенным мотором зимой на парковке
А вот ситуация, когда действительно нужна рециркуляция. Например, вам нужно поговорить с пассажиром в припаркованном автомобиле, а на улице сильный мороз. В этом случае рециркуляцию нужно совместить с печкой, включенной на максимум, потому как двигатели, работающие на холостом ходу, слабо прокачивают жидкость через отопитель. А современные малообъемные турбированные двигатели ещё и сами по себе отдают мало тепла.
Впереди пыхтящий Камаз
Но тут нужно быть аккуратным. Лучше всего включать рециркуляцию заранее, потому что если вы уже почувствовали в салоне вонь выхлопа, значит, газы уже в салоне и, включив, рециркуляцию, вы будете гонять их по кругу и дышать этими выхлопами.
Пыльная дорога
Салонный фильтр спасает от дорожной пыли. А если салонный фильтр угольный, то он ещё и задержит часть копыти от всё тех же чадящих автобусов и грузовиков. Но лучше салонный фильтр поберечь и включить рециркуляцию, когда на дороге пыль столбом. Например, при езде по грунтовке за кем-то или когда кто-то проносится по обочине, погружая всех в пыльный туман.