Для чего рисовали древние люди
Как и чем рисовали люди от первобытности до средневековья
Друзья, откуда и как все началось?
Может, когда древний человек увидел свой отпечаток ноги на песке?
Или, когда провел пальцем по земле, понял что получается след от пальца?
А может, когда наши предки научились управлять «огненным зверем» (огнем), проведя сгоревшим концом палки по камню?
В любом случае понятно, что человек всегда был любопытен и даже наши предки, оставляя примитивные рисунки на скалах и камнях, хотели передать друг другу свои ощущения.
Исследуя рисунки древних людей, очевидно, что в процессе эволюции, совершенствовались и их рисунки, переходя от примитивности к более сложным изображениям людей и зверей.
Известно, что археологи нашли на территории Африки, в пещере Сибуду, наскальные рисунки, сделанные древними людьми еще 49 тысяч лет назад! Рисунки были нарисованы охрой, смешанной с молоком. Первобытные люди применяли охру еще и раньше, около 250 тысяч лет назад, но наличия молока в краске обнаружено не было.
Всем известные росписи Древнего Египта популярны больше всего. История Древнеегипетской цивилизации насчитывает около 40 веков! Эта цивилизация достигла больших высот в архитектуре, писании папирусов, а также графических рисунков и других изображений.
Росписи Древнего Египта
Существование Древнего Египта началось 3000 лет до н. э. и закончилось IV –VII вв. нашей эры.
Египтяне любили украшать росписью почти все: гробницы, храмы, саркофаги, разные домашние мелочи и посуду, статуи. Для красок использовали: известняк (белый), сажа (черный), железная руда (желтый и красный), медная руда (синий и зеленый).
Живопись древнего Египта была осмысленной, изображая людей, например, умерших, оказывая им услуги в загробной жизни.
Они верили в загробную жизнь и считали, что жизнь всего лишь промежуток к другой, более интересной жизни. Поэтому после смерти, умершего прославляли в изображениях.
Не менее увлекательные античные рисунки и фрески других цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции.
Греко-римская античность началась в VII веке до нашей эры и закончилась VI веке нашей эры. Делать росписи стен по сырой штукатурке римляне подсмотрели у древних греков.
Настенные фрески древней Греции дошли до наших дней, спустя тысячелетия, прекрасно сохранившись в таком же ярком и насыщенном цвете, как при их создании.
Настенные росписи древней Греции
Раньше фреской называли живописные работы по сырой штукатурке. Но в наше время, любая настенная роспись может называться фреской, в не зависимости от техники ее исполнения.
Вообще же настенные росписи или фрески относятся к монументальной живописи. И ко мне это имеет прямое отношение. Именно альфрейная живопись, то есть настенная роспись является моей основной специализацией, которую я изучила в частной школе на юге Франции.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Почему первобытные художники рисовали животных
Почему первобытные художники рисовали животных? Ответ на этот учёные ищут до сих пор, несмотря на то, что люди давно интересуются этой темой. В наше время создано множество археологических учреждений, занимающихся этим вопросом. Даже в школах с самого начала изучения истории (обычно это 4 класс), когда тема заходит о древних людях, в первую очередь детям рассказывают о рисунках на пещерах и скалах.
Рисунки первобытных людей уникальны и неповторимы. Они мастерски передавали анатомию животных, их движения, повадки. На счёт того, почему именно животные являлись натурой для первобытного творчества есть несколько гипотез. Постараюсь кратко рассказать о каждой из них.
Первобытные люди рисовали животных из религиозных побуждений
Древний человек был намного больше склонен к мистицизму, чем человек современный. За решением своих проблем он прежде всего обращался к богам. А какая главная проблема первобытного человека? Охота. Есть нужно было ежедневно, а дичь поймать не так просто. Но ведь свою мысль до богов нужно ещё и донести, указать какое именно животное нужно поймать. С этой целью создавались рисунки в пещерах или на скалах. Нередко учёные обнаруживали рисунки с животными, пронизанными копьями или другими орудиями, что так же подтверждает версию обращения к богам.
Первобытные художники изображали окружающий мир
Ещё один ответ на поставленный вопрос «Зачем древние люди рисовали животных?» кроется в подсознательном стремлении человека изобразить свою повседневную жизнь. Если говорить кратко, первобытные люди рисовали животных на стенах потому, что хотели показать, что происходит в их жизни. Первобытные художники были намного ближе к природе, чем мы и животные постоянно попадались им в течении прожитой жизни. В пещерах, в которых они жили, изображалась жизнь такой, какой они её видели. Интересно, что это желание живёт в нас до сих пор. Художники изображают жизнь в своих картинах, музыканты – в музыке, писатели – в произведениях.
Передать опыт будущим поколениям
Есть гипотеза, которая гласит: первобытные художники рисовали животных, чтобы передать опыт будущим поколениям. Устная речь у древних людей была развита очень плохо. Почему они не могли передать его на личном опыте? Ответ прост, смертность была очень высокой. Возраст, когда современные дети идут в 4 класс переживали лишь 60% людей. А это всего лишь 10-12 лет. И поэтому, часто получалось так, что древние люди не успевали передать все нужные знания своим потомкам. По этой причине они оставляли на скалах своеобразные «инструкции» о том, как ведут себя животные в различных ситуациях, и как устраивать охоту на них.
Итак, подведу итог, кратко описав всё, сказанное выше. Причина, почему древние люди рисовали животных точно не установлена, но имеются 3 ведущие гипотезы: с целью проведения ритуалов, показать свою повседневную жизнь или передать опыт потомкам.
Люди любят рисовать. Самые древние животные и ладошки на стенах пещер
Люди любят рисовать. И всегда любили. Тридцать пять тысяч лет назад в двух разных регионах земного шара люди рисовали хорошо знакомых им животных на стенах пещер, где проводили много времени. Зачем они это делали, точно нам никто не скажет. Но несомненно, это занятие стимулировало их интеллектуальное развитие и отражало их мысли об окружающем их мире.
Рисунки в Куэве-де-лас-Манос
Правда, относятся они к периоду в 9-13 тысяч лет назад.
Слева: острова Борнео и Сулавеси разделенные Линией Уоллеса. Справа: пещеры на Борнео с древними рисунками / Aubert et al., 2018
Вот на карте мы видим индонезийский остров Борнео (или Калимантан), здесь еще расположено карликовое государство Бруней, но для цели нашего путешествия этот факт неважен.На Борнео есть целый район известняковых пещер, в которых сохранились тысячи рисунков древних людей. Тысячи! И самым ранним ладошкам из этих пещер около 40 тысяч лет.
Ладошки в пещерах острова Борнео / Kinez Riza
Однако археологи из Австралии и Индонезии во главе со знаменитым Максимом Обером нашли еще более древние картины.
Красный бык из пещеры на Борнео / Luc-Henri Fage
Этому быку красного цвета минимум 40 тысяч лет. И получается, что независимо друг от друга люди на разных краях полушария рисовали похожие картины и использовали ладони для трафаретов.
Университет Гриффита дает возможность заглянуть в пещеру красного быка в этом видео. Экскурсию проводит Максим Обер.
Пещеры, конечно, просто потрясающие. Но мы снова спешим в путешествие.
Линия Уоллеса отделяет Азию от другого биогеографического региона. Он называется Уоллесия.
Но в далекие времена плейстоцена (время, которое тянулось от 2,5 млн до 12 тысяч лет назад) уровень океана между Уоллесией и Азией был намного ниже, а кое-что живое из Азии проникло на эти острова. А в ледниковый период в конце плейстоцена и с Австралией у Уоллесии был сухопутный мост, по которому материк поделился с островами своей живностью.
Подписывайтесь на канал «Древности нашей ойкумены». Спасибо за ваше внимание!
История сквозь века – шедевры наскальной живописи
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов.
Петроглифами называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. С их помощью учёные больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки. Например, с помощью рисунков, найденных в пещерах Сахары, учёные выяснили, что когда-то местность, на которой раскинулась самая большая на Земле пустыня, когда-то была зелёной и цветущей.
Пещера Шове (Франция)
Эту уникальную археологическую достопримечательность обнаружил в 1994 году французский спелеолог Жан Мари Шове.
В пещере было обнаружено более 300 наскальных рисунков лошадей, львов, носорогов, волков, бизонов и других животных. Радиоуглеродная датировка показала: возраст отдельных «полотен» составляет 30-33 тысячи лет. Поражает реалистичность и сохранность рисунков.
Увы, увидеть их может далеко не каждый – пещера закрыта для посещений. Испортить картины может малейшее изменение света, температуры и влажности воздуха. Даже археологи могут находиться там всего несколько часов. А вот немецкому режиссёру Вернеру Херцогу повезло: он даже снял документальный фильм об этой картинной галерее.
Ньюспейпер-Рок (США)
Эта скала, расположенная неподалеку от города Монтиселло (штат Юта), считается одним из самых внушительных каменных «полотен», на котором на один квадратный метр приходится огромное количество петроглифов. Всего на скале насчитывается около 650 изображений.
Нанесли их, как предполагают учёные, древние индейцы доколумбовых культур Фремонт и Анасази. Велика вероятность, что петроглифы высекались как в древнюю эпоху, так и после знакомства с европейцами. Считается, что рисунки рассказывают об охоте на кабанов, мамонтов и бизонов, а также о приручении лошадей и быков, изобретении колеса и других орудий труда.
Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)
Дословно название пещеры можно перевести как «Пещера рук», поскольку на её стенах запечатлены отпечатки сотен ладоней (800 изображений), причем 90% из них – левые. Отпечатки были сделаны от 13 тысяч до 9 тысяч лет назад, предположительно путём распыления краски вокруг кисти.
Больше всего рук можно увидеть у самого входа в пещеру. Складывается впечатление, будто они служат приветствием для входящего. Есть также мнение, что изображения рук у древних индейцев символизировали переход во взрослую жизнь, поэтому в этом почитаемом предками индейцев месте отпечатаны ладони мальчиков-подростков. Помимо рук в пещере есть и рисунки животных – страуса-нанду и гуанако, а также петроглифы.
Альтамира (Испания)
Эту пещеру на севере Испании ещё называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Возраст рисунков эпохи палеолита насчитывает порядка 20 тысяч лет. Для придания цвета древние художники пользовались углём и охрой, а для объёма – естественными выступами и углублениями в стенах пещеры. Рисунки здесь настолько хороши, что научное сообщество поставило под сомнение их подлинность, обвинив первооткрывателя пещеры Марселино де Саутуолу в подделке. Лишь после смерти археолога в 1902 году было установлена подлинность рисунков.
Из-за разрушения изображений пещера закрыта для туристов. Вместо этого в 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с Альтамирой, открылись копии панно Большого плафона.
Альта (Норвегия)
Крупнейшая и единственная из открытых для туристов «выставок» наскальной живописи находится под открытым небом в нескольких километрах от города Альта, недалеко от Северного полярного круга. Пять тысяч изображений животных, рыб, самих охотников и рыбаков, религиозных обрядов и просто танцевальных сюжетов, открытых в 1970-х годах, доказывают, что в период с 4 тысяч 200 до 500 лет до нашей эры эти места населяли люди.
Три тысячи рисунков, расположенных под открытым небом внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Калбак-Таш (Россия)
Урочише Калбак-Таш (Тялбак-Таш), расположенное на правом берегу реки Чуи на 723 километре от Чуйского тракта, – крупнейшая коллекция петроглифов в Горном Алтае. Урочище протянулось на 10 километров и насчитывает более пяти тысяч рисунков и рунических надписей. Самыми популярными являются рисунки быков, оленей, волков, барсов и прочих животных, распространённых в этих местах.
Урочище было святилищем для людей разных эпох – от неолита (VI-IV тысячелетие до нашей эры) до древнетюркского периода (VII-X тысячелетие до нашей эры).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какие краски использовали древние люди?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Исследовательская работа
Исследовательская работа ученицы 5 класса МОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»
Берёзкиной Наташи
Руководитель – учитель Малышева Валентина Геннадиевна
Какие краски использовали древние люди?
Описание слайда:
Цель
Узнать какими красками рисовали древние люди и где они их находили.
Описание слайда:
Задачи
Узнать где жили древние люди?
Найти иллюстрации первых рисунков древних людей.
Узнать на чём они рисовали.
Определить чем раскрашивали древние люди свои рисунки и из чего получали краски.
Провести наблюдения и эксперимент.
Описание слайда:
Гипотеза исследования
Возможно, древние люди находили краски в природе.
Описание слайда:
Объект исследования
Разноцветные краски
Описание слайда:
Предмет исследования
Природные материалы из которых можно получить красители
Описание слайда:
Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад.
Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке.
Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции и в России на Урале.
Описание слайда:
Первобытное искусство известно с незапамятных времён
К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки
Описание слайда:
Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.
Изображение бизона
в пещере во Франции
Лучники и стадо
в пещере в Испании
Описание слайда:
В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов
Первый период (ххх тыс. лет до н.э.) –
Когда поверхность внутри контура рисунка
заполнялась чёрной или красной краской.
Изображение бизона
на входе в пещеру
в Испании
Описание слайда:
Описание слайда:
В третьем периоде (с х тыс. до н.э.) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок
Древние наскальные рисунки на Алтае. Россия
Описание слайда:
Словарь
Краска – однородное окрашенное
вещество в плёнкообразующих
материалах. Широко используется в
народном хозяйстве, быту, а также в
живописи.
Описание слайда:
Описание слайда:
Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой
Рисовал древний художник древесным углём, чёрной сажей, копотью.
Описание слайда:
Краски из горных пород
Минерал
лазурит
Минерал
малахит
Минерал
киноварь
Описание слайда:
Со временем люди научились добывать и делать много различных красок
Особенно ценился пурпурный багряный цвет.
Эту краску добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море.
1 грамм краски-
10 тысяч раковин.
Описание слайда:
Делали краски даже из насекомых
Тропические насекомые – кашинель – были источником красной краски под названием «кармин»
Насекомое кашинель
Описание слайда:
Яркие и стойкие краски получали из растений
Кора барбариса, ольха, молочай
Описание слайда:
Луковая шелуха, кора дуба
и хна (растение лавсония)
Описание слайда:
Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси
Корень
горца красильного
Описание слайда:
Лишайник
степной золотянки
Описание слайда:
Описание слайда:
При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго.
Листья растения
индигофера
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены
марена красильная
Описание слайда:
Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые
использовал древний художник можно сделать вывод:
Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.
Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного, скорее носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.
Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира
Краски изготовленные из природных материалов были доступны и безвредны.
До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как : коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.
Выводы:
Описание слайда:
Результаты наблюдения
Пасхальные яйца окрашенные луковой шелухой
Описание слайда:
Торт
Для красного цвета добавлен сок свеклы.
Для оранжевого цвета добавлен сок моркови.
Описание слайда:
Результаты эксперимента
Красный цвет-сок свеклы
Оранжевый цвет- сок моркови
Зелёный цвет-отвар тысячелистника
Чёрный цвет- древесный уголь
Описание слайда:
Заключение
Выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, в результате моего наблюдения и эксперимента, полностью подтвердилась.
Описание слайда:
А. А. Плешаков
Учебник «Мир вокруг нас» Часть 2, 4 класс
Издательство «Просвещение» Москва, 2009г.
С. И. Ожигов
«Словарь русского языка»
Издательство «Русский язык», Москва,1989г.
Серия «Эрудит». Мир растений.
Издательство «Мир книги», Москва,2006 г.
Серия «Эрудит». Изобразительное искусство.
Издательство «Мир книги», Москва,2006 г.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006г.»
Е. О. Хомич
Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»
Издательство «Харвест» Минск, 2007г.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Разработка по теме: «Типичные ошибки при определении предмета и объекта исследования»
Тезисы на тему «Организация профориентационной практики направленной на освоение компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение»»
Наш 8«Б»
Наименование организации
Moliere (Poquelin) Jean-Baptiste (1622-1673)
Художественное и нравственно-философское осмысление русской литературы XX века 11 класс
Классицизм в архитектуре Западной Европы
ETALON LLC
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5345664 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.