Для чего роспотребнадзор спрашивает про место работы
Пройти ковидную проверку Роспотребнадзора: что ищут проверяющие и как наказывают?
После выхода из карантина Роспотребнадзор начал проверять компании на предмет выполнения санитарных требований против коронавируса. Попробуем разобраться, как пройти проверку Роспотребнадзора и что надо делать, чтобы не нарваться на штрафы, на примере.
Чаще всего проверка приходит на предприятия розничной торговли, работающие в обрабатывающей отрасли. Так было до снятия ограничений с ресторанов, кафе и гостиниц. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Например, в Кемерово с 20 мая по 10 июня управление РПН проверило 1883 предприятия потребительского рынка, возобновив работу с начала мая. В среднем проводится около 90 ревизии день, выявлено 125 нарушений. Одни предприятия закрываются, других штрафуют, третьим выдают предписание устранить нарушение.
Рассмотрим ситуацию, которую описывает владелец одного из салонов в городе Кемерово.
«Пришли проверяющие, с ними участковый, не представились. Маски опущены до подбородка, участковый был вообще без маски. Проверяли недельный запас масок и антисептиков. У нас был рулон масок, но это их не удовлетворило, сказали, что должна быть коробка. В протоколе проверяющие написали, что не было достаточного количества масок…. хотя кто их считал.
Обязали вести журналы учета смены масок. Очень странный подход, ведь записывать надо всех, кто на смене, а расписываться может администратор. Проверяющий долго рассчитывал состав антисептика.
Роспотребнадзор выявил следующие нарушения:
По решению суда салон закрыли на 20 дней, хорошо, что не оштрафовали. Решение можно обжаловать течение 10 дней, но для этого необходимо устранить недочеты».
Что проверяет Роспотребнадзор?
Готовьте всё вышеперечисленное, обезопасьте себя, чтобы не попасть на штраф.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать
Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
Подготовка сотрудников к проверке
Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.
В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.
Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.
Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке
Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.
У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.
Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.
Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).
Возможные итоги проверки
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:
Сроки проверки
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.
Инспекторы не имеют права
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.
Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»
Какие компании проверяют чаще всего
Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.
Зачем нужны плановые проверки и план проверок
От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.
Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.
Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.
Зачем нужны внеплановые проверки
Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.
Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.
Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Какие документы нужно предоставить контролерам?
Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).
Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.
Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.
Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.
Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.
Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?
О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.
Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.
Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Если вы не согласны с результатами проверки
Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.
Досудебный порядок обжалования
Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.
По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.
Судебный порядок обжалования
Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.
Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.
Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.
Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?
Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы
С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.
Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.
Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Евгений Бельский
Некачественный или просроченный продукт может привести к болезни покупателя или возникновению вспышки инфекции, поэтому к продуктовым магазинам предъявляют строгие требования. Продуктовые магазины проверяет Роспотребнадзор. В этой статье разбираем, каким санитарным требования должен соответствовать магазин и что могут проверить инспекторы.
Каким требованиям должен отвечать продуктовый магазин
Продуктовый магазин, как и любое другое предприятие торговли, может проверять Роспотребнадзор. Подробнее о таких проверках мы рассказывали в отдельной статье. Здесь остановимся на санитарно-гигиенических нормах для продуктовых магазинов.
Размещение магазина. Магазин может располагаться в любом здании или в пристройке. Если магазин находится в жилом доме, то принимать товар в магазин можно только в строго определенных местах: с торцов здания, подземных тоннелей, автомобильной дороги, если она проходит мимо. Вести приемку товара со стороны двора, где расположены входы в жилые помещения, нельзя. Также нельзя принимать товары в ночное время — с 23:00 до 07:00.
Помещения. В магазине не должны пересекаться потоки неупакованной пищевой и непищевой продукции, а также неупакованные полуфабрикаты и готовые к употреблению продукты. Например, нельзя разместить бытовую химию рядом с прилавком с готовой едой. В фасовочных помещениях должны быть оборудованы мойки с горячей и холодной водой.
Чистота. Полы и стены помещений должны легко мыться водой. Торговые залы нужно ежедневно убирать с моющими средствами, а один раз в месяц проводить дезинфекцию.
Хранение продукции и ее реализация. Сотрудники Роспотребнадзора могут проверить документы на любую продукцию. Продукция должна быть безопасной — не причинять вреда покупателю.
Нельзя нарушать упаковку продуктов. Продукты без промышленной упаковки должны сопровождаться этикетками или листком-вкладышем с информацией о составе и производителе продукта.
Продукты нельзя складировать или размещать на полу или так, чтобы они касались трубопроводов и системы отопления. Можно класть продукты на поддоны и стеллажи, главное — чтобы они были выше пола на 15 см и больше.
Пищевые и непищевые товары нужно размещать отдельно друг от друга, на разных складах, стеллажах или в отдельных специально отведенных зонах. Пахучие продукты должны лежать отдельно от остальных.
В холодильниках и на складах сыпучих продуктов, овощей, фруктов нужно контролировать температуру и влажность. Эти показатели нужно фиксировать на бумаге или в электронном виде. Можно использовать для этого журнал температурного учета для общепита.
Просроченные продукты нужно убирать из торгового зала в последний день срока годности или раньше и размещать отдельно от продуктов на реализацию, затем утилизировать.
Вентиляция и отопление. Все стационарные магазины должны быть оборудованы системой отопления и вентиляции или кондиционирования воздуха. Воздух должен соответствовать нормам микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Влажность, температура воздуха и рабочих поверхностей зависят от времени года.
Вентиляция туалетов, душевых и гигиенических комнат должны быть автономной — не сообщаться с вентиляцией торгового зала или складских помещений.
Отходы. Мусор нужно собирать в контейнеры с крышками, опустошать их при заполнении на ⅔. Рядом с магазином должны быть контейнеры для сбора мусора на асфальтированной или бетонной площадке, размерами на 1 м больше основания контейнеров.
Не обязательно размещать контейнеры на отдельной площадке, можно использовать одну площадку совместно с другими арендаторами или жильцами здания. Вывозить мусор нужно не реже одного раза в три дня, если температура воздуха ниже +4 °C, и ежедневно — если температура выше +5 °C.
Вода и канализация. В магазине должна быть подведена горячая и холодная вода, соответствующая стандартам питьевой воды. Вода из городского водопровода — питьевая. Если берете воду из собственной скважины, тогда нужно сделать анализ качества воды. При проверке сотрудники могут спросить документы или сделать забор воды для оценки.
Если канализационные трубы проходят в торговых или складских помещениях, их нужно закрыть защитным кожухом и убедиться, что на стояке нет окна для прочистки. Канализационные трубы не должны проходить под потолком склада или торгового зала.
Все раковины, ванны и другие места стоков должны быть подключены к канализации через сифон. А в местах для мытья оборудования, инвентаря и тары нужно организовать разрыв струи — это когда канализационная труба возле слива раковины прерывается воронкой. Такая система обеспечивает невозможность обратного тока воды из канализации.
Нельзя использовать один туалет для персонала и посетителей.
Персонал. У работников должны быть медицинские книжки. Весь персонал должен проходить медосмотр не реже одного раза в год. Медкнижки с результатами медосмотров должны храниться у работодателя. Работать нужно в чистой санитарной одежде с вымытыми руками. Сотрудников с симптомами инфекционных, кишечных заболеваний и гнойными поражениями нужно отстранять от работы до их выздоровления.
Освещение. В торговых помещениях должно быть организовано естественное и искусственное освещение, которое соответствует нормам освещения в жилых и общественных зданиях. Например, в торговом зале обычного магазина освещение должно быть 400 люкс, а в торговом зале супермаркета — 500 люкс. Уровень освещенности можно измерить специальным прибором — люксметром или с помощью приложения на смартфоне.
Шум. Уровень постоянного шума не должен превышать 60 дБ — это разговор людей. Шум тоже можно измерить с помощью приложения на смартфоне или специального прибора — шумомера.
Оборудование и инвентарь. Все, что контактирует с пищевой продукцией, должно быть изготовлено из материалов, отвечающих требованиям безопасности, — они перечислены в специальном перечне. Инвентарь должен быть промаркирован и использоваться только по назначению. Например, нельзя мыть туалет шваброй для пола в торговом зале или ножом для хлеба отрезать колбасу. Уборочный инвентарь хранится в отдельной комнате или шкафу.
Если собираетесь продавать мясо и будете рубить его на деревянной колоде, то после каждой смены нужно зачищать колоду ножом и посыпать солью, а по мере необходимости спиливать.
Коронавирусные ограничения. С 2020 года Роспотребнадзор ввел рекомендации в связи с пандемией COVID-19. Многие регионы сделали эти рекомендации обязательными.
Сотрудники должны проходить температурный контроль 2 раза в день, обрабатывать руки раствором антисептика, носить медицинские маски.
При входе в магазин должен быть антисептик для посетителей. В торговом зале и прикассовой зоне на полу должна быть нанесена разметка социальной дистанции.
Помещения магазина нужно проветривать каждые 2 часа. Дверные ручки, терминалы эквайринга, корзины и тележки для покупок, выключатели, поручни, перила и другие поверхности, с которыми контактируют люди, нужно дезинфицировать каждые 2—4 часа.
Виды проверок Роспотребнадзора
Проверки могут быть документарными и выездными. На выездную проверку могут приехать по плану или внепланово — например, если из покупателей направит жалобу в Роспотребнадзор.
Во время проверки эксперт точно будет проверять:
Еще могут произвести отбор проб и образцов. Подробно о том, как проходят проверки Роспотребнадзора, мы писали в отдельной статье.
Плановые проверки продуктовых магазинов малого и среднего бизнеса в 2021 году не проводят.
Чем может закончиться проверка
Сотрудники Роспотребнадзора могут не обнаружить нарушений — тогда вам нужно подписать акт проверки и работать дальше. Если нарушения найдут — выпишут предписание для их устранения, а затем придут с повторной проверкой.
За несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил могут приостановить деятельность до 90 суток или назначить штраф: для ИП — от 500 до 1000 ₽, для ООО — от 10 000 до 20 000 ₽. За те же нарушения в период чрезвычайной ситуации или карантина штраф увеличат: для ИП он составит от 50 000 до 150 000 ₽, для ООО — от 200 000 до 500 000 ₽.
Также сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать за нарушение прав потребителей. Например, за продажу товаров ненадлежащего качества могут выписать штраф: для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, для ООО — от 20 000 до 30 000 ₽, должностному лицу — от 3000 до 10 000 ₽.
Как оспорить результаты проверки
Проверку можно обжаловать на сайте госуслуг. Опишите, с чем именно вы не согласны, какие нормы нарушили проверяющие, и подкрепить это документами. Жалобу передадут в Роспотребнадзор. Если ее удовлетворят, штраф могут снизить или вообще отменить. Если жалоба не поможет, можете обратиться в суд.
Права предпринимателей при внеплановой проверке
В 2019 году Роспотребнадзор провел 85 тысяч проверок по вопросам защиты прав потребителей — все они были внеплановые.
Проверки проводят, чтобы убедиться: компании и ИП не нарушают закон. Проверки бывают плановые и внеплановые. О первых известно заранее: их проводят по графику, полный список можно найти на сайте Генпрокуратуры. А вот внеплановые могут случиться в любой момент, если проверяющие узнали о нарушениях.
В 2020 году в России плановые проверки не проводят из-за коронавируса — за редким исключением. Но внеплановые проверки никто не отменял — их могут провести по жалобе клиента, сотрудника, конкурента или на основании статьи в СМИ. Это происходит часто. Например, Роструд в 2019 году на 11 тысяч плановых проверок провел 119 тысяч внеплановых. А судебные приставы в начале 2020 года приходили к коллекторам с плановой проверкой два раза, а с внеплановой — 185.
Права предпринимателей при проверках защищает закон. Можно потребовать документы у инспектора, узнать причину визита, ничего не платить проверяющим, не подписывать никаких пояснений, а если инспектор нашел несуществующие нарушения — обжаловать результаты. Неважно, какой инспектор проводит проверку: из Роспотребнадзора, МЧС, Роструда или жилинспекции. Права будут одинаковые.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Чтобы при общении с инспектором вы были спокойны, мы собрали самые основные права при внеплановой проверке в таблицу со ссылками на законы и сделали удобные карточки. Сохраните их, даже если никого не ждете в гости. Про налоговые проверки расскажем отдельно, в другой раз: там свои особенности.
Заранее узнать о проверке, если нет серьезного вреда
Как это работает. Предприниматель имеет право узнать о проверке заранее, даже о внеплановой. Уведомление о проверке должно прийти как минимум за 24 часа до ее проведения. Проверяйте электронный ящик, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: уведомление могут отправить туда в виде документа с электронной подписью. А могут позвонить по телефону.
Внезапные проверки, то есть проверки без предупреждения, допускаются только в некоторых случаях:
Внезапные проверки госорганы и муниципальные органы могут не согласовывать с прокурором. А вот для всех остальных внеплановых проверок, о которых надо уведомлять, это обязательно. Прокурор проверит основания для проверки. Если их не будет, проверку не согласуют.
Разновидность внезапных внеплановых проверок — контрольная закупка. Ее могут проводить налоговики, инспекторы Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и других органов. Контрольные закупки проводят по специальным правилам, если они нарушены — проверку можно обжаловать.
Присутствовать при проведении проверки
Как это работает. Проверки бывают документарные и выездные. В первом случае инспектор запрашивает документы для изучения, а во втором приходит в организацию лично. Выездную проверку нельзя проводить без представителя проверяемой компании. Исключение — если причинен вред жизни, здоровью людей и окружающей среде или нарушение привело к ЧС.
Директор или ИП может участвовать в проверках лично, а может поручить это другому сотруднику, например юрисконсульту. Так можно следить за тем, что делает инспектор, что он проверяет, да и просто поговорить с ним и узнать, в чем причина проверки.
Еще можно нанять адвоката, чтобы он представлял ваши интересы при проверке и общался с инспектором. Он проследит, чтобы проверка прошла строго по закону, и отметит недочеты в действиях проверяющих. Это поможет оспорить результаты проверки. Адвокат подскажет, о чем стоит и о чем не стоит говорить проверяющим.
Привлечь к проверке уполномоченного по правам предпринимателей
Как это работает. Защитить права предпринимателя при проверке может не только адвокат, но и специальный госчиновник — уполномоченный по правам предпринимателей. Еще их называют бизнес-омбудсменами. Федеральный бизнес-омбудсмен в ноябре 2020 года, на момент публикации, — Борис Титов. В субъектах РФ есть свои региональные уполномоченные. Обратиться можно к любому.
Задача бизнес-омбудсменов — защитить предпринимателей от незаконных действий государства. Во время проверки юристы из их аппарата проследят, чтобы проверяющие не вымогали взятки и не оказывали излишнего давления на организацию.
Это право не формальность, институт бизнес-омбудсменов работает, к ним можно обращаться. Например, федеральный омбудсмен в 2019 году помог предпринимателю Карцеву остановить веерные проверки по анонимным жалобам. В Пермском крае представитель регионального уполномоченного помог руководителю банно-прачечного комплекса пройти проверку Роспотребнадзора — ее причиной стала жалоба от клиента.
Проверить приказ и служебное удостоверение
Как это работает. Предприниматель имеет право знать, кто пришел к нему с проверкой. Может быть, это мошенники под видом проверяющих. Чтобы это проверить, нужно попросить инспектора показать приказ о проверке и служебное удостоверение.
Типовая форма приказа утверждена Минэкономразвития. В нем указывают фамилию, имя, отчество и должность лица, уполномоченного проводить проверку. Если понадобятся эксперты, сведения о них тоже указывают в приказе. Проводить проверку вправе только эти люди. Если у человека, который представился проверяющим, нет с собой удостоверения, можно его не пускать.
В приказе о проверке будет написано, в какие сроки она проводится, что инспектор собирается проверять и на каком основании.
Ознакомиться с регламентом проверки
Как это работает. Порядок действий проверяющих определен регламентом. Он свой для каждого органа и для каждого отдельного вида контроля. Например, есть регламент Роструда о проверках работодателей, регламент Роспотребнадзора о проверках в сфере защиты прав потребителей и так далее.
В регламенте будет написано, что именно и в какие сроки имеет право делать инспектор, какие у него есть права. Там может быть блок о том, кто именно уполномочен проводить проверку: начальник управления, консультант, главный специалист-эксперт ведомства. Если к вам с проверкой пришел шофер или секретарь, это тоже повод ее обжаловать.
Попросить ознакомиться с регламентом можно, как только к вам пришел инспектор и показал удостоверение. Конечно, можно найти текст в интернете, но есть риск открыть регламент не по тому виду контроля или в старой редакции. Проверяющие должны вам все предоставить, пользуйтесь.
Узнать причину проверки
Как это работает. Проверяющий обязан предоставить предпринимателю информацию и документы по проверке, которые у него есть. В том числе это сведения о причине проверки: публикация в СМИ, жалоба или что-то другое.
В 2020 году причин для внеплановой проверки меньше, чем обычно, из-за моратория, который введен в связи с пандемией. Плановые проверки сохранили только для крупных предприятий, занимающихся опасными видами деятельности. Внеплановые проверки проводят в исключительных случаях.
Причины для внеплановых проверок в 2020 году:
Если к вам пришли проверяющие и говорят, что причина в чем-то другом, попросите объяснить, почему не выполняется постановление правительства. Проверьте, что есть согласование от прокурора. Предложите заполнить журнал проверок: там обязательно пишут основание проверки. Это поможет обжаловать ее назначение. Отправьте жалобу руководителю проверяющего и потребуйте отменить проверку.
Ничего не платить проверяющим
Как это работает. Все государственные и муниципальные проверки финансируются из бюджета. Предприниматель не должен оплачивать работу инспекторов, экспертов, проведение каких-либо экспертиз. В законе прямо написано, что проверяющим запрещено выдавать предпринимателям предписания или предложения о проведении мероприятий по контролю за их счет. Получение такого предложения — повод для жалобы начальнику проверяющего. Если при проверке явно вымогают взятку, обращайтесь в правоохранительные органы.
И уж тем более проверяющим не положено взимать штрафы на месте. Хотя бывает всякое.
Не показывать документы, которые не относятся к проверке
Как это работает. Проверяющий не может потребовать у предпринимателя предоставить документы и информацию, которые не являются объектом проверки и вообще к ней не относятся. Изымать оригиналы таких документов тем более нельзя. Например, если идет проверка по факту невыплаты заработной платы, нельзя требовать у работодателя документы о проведении специальной оценки условий труда. Это не относится к проверке.
Что именно должен проверить инспектор и какие документы нужно ему предоставить, указывают в приказе о проверке. Потом он может запросить дополнительные, но только в рамках предмета проверки. По запросу дополнительные документы нужно предоставить в течение 10 рабочих дней.
Не предоставлять документы, которые может предоставить другой госорган
Как это работает. Чтобы предпринимателям нужно было готовить меньше копий документов и реже изымать оригиналы из архивов, чиновникам запретили требовать документы, которые у них и так уже есть. Если какие-то сведения или документы есть в распоряжении одного из госорганов, другие не могут требовать их от предпринимателя во время проверки.
Такие сведения и документы проверяющие могут запросить в том органе, что за них отвечает. Например, сведения о лицензии на образовательную деятельность есть у Рособрнадзора. Чтобы получить информацию, проверяющие отправляют межведомственный запрос. Полный список документов, которые нельзя требовать у предпринимателей при проверке, и органов, куда нужно отправлять запросы, установлен правительством.
Не предоставлять никакой информации до даты начала проверки
Как это работает. Проверяющий может требовать какие-то документы только после того, как будет назначена проверка. То есть пока вы не увидели приказ о проверке с перечнем документов, которые нужно предоставить, вы ничего проверяющему не должны. Иногда бывает, что сначала предпринимателям звонят по телефону и просят прислать копии документов. Дождитесь приказа о проверке и убедитесь, что он согласован с прокуратурой. Без этого требования проверяющих незаконны.
Не заверять копии документов нотариально
Как это работает. Документы проверяющим отправляют в заверенных копиях. Это может быть традиционный способ: поставить внизу документа печать, дату, написать «Верно» и подписаться с указанием должности. А можно отправить документ по электронной почте, подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.
На практике инспектор может запросить сканы документов на почту. Если отправлять их незаверенными, потом может быть сложно доказать, что их отправили должным образом. Требования к заверке документов установлены законом.
У нотариуса заверять ничего не надо. Даже тем ИП и ООО, что работают без печати: закон это позволяет. На подготовку и заверку копий документов при проверках уходит много времени, но хотя бы на нотариуса можно не тратиться.
Не подписывать акты отбора проб и измерений
Как это работает. В ходе проверки инспектор или приглашенный эксперт может брать образцы продукции и пробы обследования каких-то объектов. Это необходимо, если нарушения невозможно определить на глаз и нужно проводить исследования. Например, чтобы найти опасные вещества в отходах предприятия, возьмут пробу воды. А для проверки качества еды в кафе возьмут и упакуют немного роллов.
Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз потом приложат к акту проверки. Нигде в законе нет требования, чтобы представители проверяемой организации или ИП эти протоколы подписывали. Если инспектор об этом попросит, можно смело отказаться.
Почему это важно: директор или ИП может не разбираться в правилах отбора проб на анализ. Но если они будут нарушены, потом результаты исследования можно будет оспорить. Поэтому нужно внимательно проверить, соблюдена ли методика, в каком объеме взяты пробы, правильно ли выбраны методы исследования. Это может сделать только специалист. Если допущены нарушения, а предприниматель расписался в протоколе, обжаловать результаты исследования будет сложнее.
Вести журнал учета проверок или работать без него
Как это работает. Предприниматель имеет право вести журнал проверок. Но не обязан. Он сам решает, нужен ему такой документ или нет. За его отсутствие не оштрафуют и не выпишут предписание. Просто напишут в акте проверки, что журнал проверок не ведется.
Журнал проверок может быть полезен. В него записывают все проверки, которые проводят в организации. По каждой проверке инспектор записывает, что проверялось и в какие сроки, каким органом, какие результаты получены. Указывает должность, фамилию, имя и отчество проверяющего, подтверждает верность данных подписью. Типовая форма утверждена Минэкономразвития.
Журнал проверок позволяет следить за тем, как часто и как долго их проводят, кто именно пришел в организацию с проверкой. Если допущены нарушения — журнал подтвердит. Все это упрощает обжалование результатов проверки.
Не давать объяснения по ходу проверки
Как это работает. Давать пояснения по ходу проверки — это право предпринимателя. Он может доверить это своему представителю или вообще отказаться что-то пояснять. Заставить нельзя. Иногда лучше отказаться от пояснений: например, если есть сомнения в правильности тех или иных действий, а рядом нет юрисконсульта или адвоката. Скажем, спрашивают про индексацию зарплаты, а вы не помните, какой там у вас порядок и считается ли повышение премии индексацией. Пояснения можно дать письменно, заранее обдумав и посоветовавшись с адвокатом.
Требовать прекратить проверку, если она идет дольше положенного
Как это работает. Все проверки ограничены по времени. Максимальный срок — 20 рабочих дней. Для отдельных видов контроля сроки могут быть другие. Поэтому важно прочитать регламент проверки перед ее началом, там все это будет указано.
Затягивание сроков проверки — грубое нарушение. Это значит, что результаты такой проверки нельзя использовать как доказательство. Например, предпринимателя нельзя будет оштрафовать за то, что он не соблюдает какие-то нормы закона.
Требовать прекратить проверку, если разные органы проверяют одно и то же
Что именно проверяет каждый орган власти, устанавливает закон. Предприниматель может узнать это, изучив регламент проверки. А что в компании уже проверяли раньше, подтвердит журнал проверок.
Иногда для разных органов приходится при проверках готовить одни и те же документы. Например, для трудовой инспекции и ПФР. Это не нарушение: хотя запрашивают одинаковые документы, например договоры с работниками, предмет проверки у органов разный. Один следит за соблюдением трудовых прав, другой — за верностью сведений в системе обязательного пенсионного страхования.
Получить и прочитать акт проверки
Как это работает. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах — по типовой форме. Предприниматель имеет право получить этот акт и внимательно его изучить. Один из актов с копиями всех приложений вручается руководителю или другому представителю организации, ИП или его представителю под подпись. Можно попросить выслать акт на электронную почту.
Можно написать в акте, что вы с ним не согласны или отказываетесь с ним знакомиться, или вообще ничего не подписывать. Если не получается вручить лично или предприниматель отказывается расписываться в получении, проверяющий отправит акт заказным письмом.
Если предприниматель принципиально не пойдет на почту, все равно будет считаться, что он ознакомлен с итогами проверки. Это подтвердит уведомление о вручении с адресом регистрации предпринимателя и почтовыми штемпелями. Будет понятно, что акт отправили, но никто за ним не пришел.
Акт составляют сразу же по окончании проверки. Но если нужно дождаться заключений по результатам проведенных исследований, экспертиз, дают дополнительно три рабочих дня. Если через три дня акт не предоставили, можно смело обжаловать результаты проверки. Это грубое нарушение.
Сообщить о несогласии с результатами проверки
Как это работает. Предприниматель может не только прочитать акт проверки, но и написать в нем, что не согласен с ее результатами. В акте ставят отметку «С замечаниями» или «С возражениями» — можно придумать любую формулировку. Если по итогам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, его тоже можно оспорить.
После этого предприниматель вправе представить возражения в орган, который проводил проверку, в письменном виде. Их нужно подать в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Напишите в возражениях подробно, с чем вы не согласны: с актом, выданным предписанием, их отдельными положениями. Можно приложить подтверждающие документы или их заверенные копии.
Орган власти рассмотрит возражение и сообщит о решении: акт проверки и предписание могут изменить или отменить. Если все оставят в силе, можно написать жалобу в вышестоящий орган или пойти в суд.
Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе
Как это работает. Результаты проверки и незаконные требования проверяющих можно обжаловать в вышестоящем органе, составив жалобу. Обычно жалобы на действия и решения инспектора рассматривает руководитель органа. Если выше руководителя уже нет, нужно обращаться в суд.
У начальника проверяющего или в вышестоящем органе можно обжаловать акт проверки и вынесенное предписание, если во время проверки допущены грубые нарушения. Например, если проверка проведена без уведомления, хотя оно требовалось. Полный перечень грубых нарушений закреплен в законе.
С августа 2020 года проходит эксперимент по досудебному обжалованию проверяющих — жалобу можно подать на госуслугах. Эксперимент проходит только в Москве, Московской и Самарской областях и Краснодарском крае. Обжаловать можно результаты проверок МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора.
Срок для рассмотрения жалобы может быть разным. В Роструде это 7 дней, а в Роспотребнадзоре — 30 дней. Срок можно найти в регламенте проверок.
По итогам проверки могут вынести постановление по делу об административном правонарушении. Его тоже можно обжаловать, но это уже регулирует КоАП. Куда обращаться, зависит от органа, который вынес решение. Если это орган исполнительной власти, например трудинспекция, можно подать апелляционную жалобу руководителю органа или в вышестоящий орган, для трудинспекции это Роструд. А можно сразу обратиться в суд.
Обжаловать результаты проверки в суде
Как это работает. Обжаловать предписание и действия проверяющих в суде можно в течение 3 месяцев со дня окончания проверки. Неважно, обращались вы до этого с жалобой в вышестоящий орган или нет. Можно сначала обратиться в госорган, а потом — в суд. Или не тратить время на административный порядок.
Если проверка связана с предпринимательской деятельностью, жалобу нужно подавать в арбитражный суд. Например, если с проверкой в организацию или ИП пришел Роспотребнадзор. А если проверяли соблюдение требований трудового законодательства, жалобу нужно подавать в районный суд. Сомневаетесь, что выбрать, — посоветуйтесь с юристом.
Потребовать возмещения вреда
Как это работает. Если проверка была незаконной, а организация все это время не работала и теряла клиентов, государство должно это компенсировать. Если повезет, возместят и реальный ущерб, и упущенную выгоду — то есть доход, на который предприниматель рассчитывал, но из-за действий проверяющих не смог получить. Можно возместить расходы на адвоката, если он привлекался к проверке.
Главное условие для компенсации — действия проверяющих должны быть признаны неправомерными. То есть можно сначала обжаловать их действия и результаты проверки, а потом уже подавать в суд требование о возмещении вреда. Но это необязательно. Высший арбитражный суд в свое время разъяснил, что иски о возмещении вреда от действий органов власти можно подавать, ничего заранее не оспаривая.