Для чего самолет вырабатывает топливо перед посадкой
Зачем самолеты сбрасывают топливо в полете? Достигает ли керосин земли?
Иногда прямо из иллюминатора можно наблюдать такую картину: сброс топлива во время полета.
Shutterstock
Зачем самолеты это делают, «льется» ли керосин прямо нам на голову и вредит ли экологии? Разбираемся вместе с Anews.
Когда и зачем самолеты сбрасывают топливо?
Сброс топлива в небе – это быстрый способ «облегчить» самолет на десятки тонн, чтобы совершить безопасную внеплановую посадку. То есть происходит это не регулярно, а лишь изредка при экстренной необходимости. Да и не на всех лайнерах в принципе есть система сброса.
Дело в том, что при любой посадке самолет обычно должен весить меньше, чем было разрешено при взлете. В большинстве случаев масса снижается за счет того, что топливо, рассчитанное на дальность рейса, просто вырабатывается во время полета.
Но бывают нештатные ситуации, когда самолет должен сесть раньше, чем выработает топливо: неполадки на борту, кому-то стало плохо, кто-то учинил дебош и т.д. Тогда не остается ничего другого, как сбросить лишний керосин. Либо наматывать круги над аэропортом, сжигая топливо, если нет системы экстренного сброса.
Flightradar24, Pikabu.ru / Zzxxdd
Почему самолет должен быть легче при посадке?
Для каждого самолета рассчитывается своя предельно допустимая норма массы, чтобы он мог безопасно взлететь и приземлиться. Перегруз грозит критической поломкой конструкций шасси и тормозной системы, вплоть до катастрофы с пожаром и гибелью всех на борту.
Максимальная посадочная масса меньше, чем взлетная по той простой причине, что при посадке нагрузка на шасси и тормоза гораздо выше, чем при взлете. Тренированный человек может проверить это на себе: подпрыгивать вверх с очень тяжелым рюкзаком за плечами будет легче для ног, чем спрыгивать с высоты вниз с тем же весом.
Shutterstock
В принципе, в современных лайнерах конструкции рассчитаны выдержать экстренную посадку с перегрузом. Но пилоты идут на такое лишь в крайних случаях, когда необходимость срочной посадки перевешивает все прочие возможности.
Опасность еще и в том, что перегруженному самолету может не хватить длины полосы для торможения.
Shutterstock
В любом случае, даже благополучная посадка с перегрузом не проходит даром для конструкций. После специального техосмотра самолет могут списать.
Как сливается топливо? Может ли оно попасть в двигатель?
Обычно пилоты запрашивают разрешение на сброс у диспетчеров аэропорта, где будет внеплановая посадка. Те определяют безопасную высоту и место – подальше от густонаселенных районов и желательно над крупным водоемом.
Сброс происходит через сливные горловины в задней части крыльев. На определенном уровне поток перекрывается, что защищает от избыточного слива.
Трубка аварийного слива на крыле Airbus A340-311. Wikimedia / lahiru k
Может ли топливо попасть в турбину? Практически без шансов. Слив расположен достаточно далеко, а струя достаточно компактна и с учетом скорости полета неспособна рассеяться настолько, чтобы попасть в воздухозаборник двигателя спереди крыла.
Однако сброшенное топливо опасно для других самолетов, поэтому диспетчеры расчищают воздушное пространство на несколько километров вокруг.
Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?
Многие люди, особенно живущие вблизи аэропортов, считают, что сброс топлива крайне вреден, что керосин оседает на их домах, загрязняет поля и леса и чуть ли не льется на голову. Тревоги добавляют громкие протесты «зеленых» и раздутые заголовки СМИ.
Так было, например, в 2016-м, когда французский лайнер вынужденно сбросил топливо над лесом Фонтенбло. Причем особенно горлопанили почему-то российские телеканалы: «Пилоты Air France слили десятки тонн керосина на заповедник под Парижем» – как будто те злостно устроили экологическую катастрофу масштабов Чернобыля. Однако даже возмущенные французские СМИ отмечали, что топливо, к счастью, испарилось, не достигнув земли.
Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.
Во время этого процесса и после на землю не льется «керосиновый дождь», потому что диспетчеры направляют лайнер на безопасную высоту, где оно рассеивается в мелкий туман и испаряется. Если что-то и достигает земли, то незначительные частицы. Иногда может чувствоваться керосиновый запах, это допустимо.
В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.
Зачем самолеты сбрасывают топливо: правда ли, что оно летит людям на головы
Многие знают, что во время полета может происходить сброс топлива с судна. Однако немногие осведомлены, для чего это делается и куда потом девается сброшенный керосин. Неужели он просто падает людям на головы? Сегодня рассказываем о причинах и нюансах этого процесса.
При каких условиях происходит сброс
Такая процедура выброса горючего используется крайне редко, но она все равно имеет место быть. Дело в том, что причина для ее выполнения одна — чрезвычайная ситуация на борту, требующая посадки судна.
Весь процесс связан со спецификой конструкции самого самолета. Существует простое правило, которое гласит, что при посадке лайнера его масса обязательно должна быть ниже, чем была при взлете. То есть к концу полета каждый самолет весит меньше, чем был в начале.
Это обусловлено сгоранием горючего. Объем топливных баков в «Боинге-747» составляет практически 200 тонн. За час пребывания в воздухе из этого объема израсходуется лишь около 10 тонн. Когда самолет уже приземляется, то его масса ниже, из-за того что определенная часть керосина просто сгорела.
Для чего сбрасывают топливо
Этот прием используют только в том случае, если судну требуется экстренная посадка. Конечно, во время полета на борту может многое пойти не так, как планировалось, начиная с технических неисправностей и заканчивая резким ухудшением состояния здоровья одного из пассажиров.
В момент, когда нужно совершить приземление, может выясниться, что лайнер еще не использовал необходимый объем топлива, и для того чтобы снизить массу судна до посадочной нормы, пилот сбрасывает часть горючего. Если оставить его в баках, то посадка может превратиться в катастрофу.
Куда потом девается топливо
Керосин, который используют для авиасудов, представляет собой летучий и довольно легкий вид горючего, которое способно чрезвычайно быстро испаряться, особенно после распыления.
Естественно, сам по себе он никуда не исчезнет, но и на головы людей тоже не польется. Он еще будет пребывать некоторое время в воздухе, пока не выпадет на землю вместе с осадками или не осядет другим образом. Не переживайте, что пойдет керосиновый снег, ведь его концентрация будет очень низкой. Пилоты никогда не сбрасывают топливо над населенной местностью, так что оставьте страшные опасения позади.
Если вам интересно, зачем на самолетах рисуют белые спирали, то посмотрите видео.
А каким транспортом вы пользуетесь во время путешествий?
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой?
Стиль жизни Путешествия
Содержание
Каждый из нас хотя бы раз в жизни пользовался услугами авиакомпаний. Они предлагают самый безопасный и комфортный вид транспорта. К тому же с его помощью удаётся существенно сократить время в дороге.
Наверняка многие видели картину, как самолёт часами кружит над посадочной полосой, и задавались вопросом: зачем он это делает? Ведь из-за лишних часов полёта сгорает много авиатоплива. Именно этого и добивается пилот, когда намеренно летает кругами, не заходя на посадку. Он старается сжечь как можно больше топлива. А о том, зачем лайнер вырабатывает топливо перед посадкой, поговорим далее.
Вес «железной птицы»
При взлёте, как и при посадке, крайне важна масса аэробуса. Причём в каждом случае она рассчитана отдельно: для посадки – посадочная, а для взлёта – взлётная.
Взлётная масса самолёта рассчитывается с учётом общего веса пассажиров, их багажа, самого лайнера и топлива.
При этом, если будет превышен весовой лимит, то самолёт не сможет набрать необходимую высоту либо не взлетит вовсе.
Точно так же производится и расчёт посадочной массы «железной птицы». Здесь тоже учитывается общий вес экипажа и пассажиров, самого лайнера и багажа, находящегося на борту.
Вес самолёта при посадке
Существует строго ограниченный вес самолёта, заходящего на посадку. Превышать этот лимит ни в коем случае нельзя, так как данная ситуация может стать причиной крушения авиалайнера.
Сброс топлива
Как правило, посадочный вес несколько меньше взлётного. Как такое возможно, спросите вы? Всё очень просто. Любой аэробус рассчитан на то, что в ходе полёта будет использована большая часть горючего из бака. Таким образом, при посадке он будет весить меньше, чем при взлёте.
Что же делать в тех случаях, когда посадка совершается раньше, чем планировалось? Причиной тому может стать аварийная ситуация или изменение курса полёта. В этом случае всё топливо не израсходуется, ведь путь самолёта будет сокращён. Но и садиться с топливом в баке тоже опасно.
В данном случае некоторые самолёты, оборудованные специальной системой аварийного сброса топлива, могут просто слить горючее. Если же таковой системы нет, то пилоту приходится кружить над посадочной полосой, вырабатывая остатки топлива. Расходовать его придётся и в том случае, если условия не позволяют сбросить это горючее.
Для чего самолет вырабатывает топливо перед посадкой
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой?
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой? В каких ситуациях возникает необходимость сброса топлива?
Довольно часто из средств массовой информации мы слышим, что самолёт при совершении экстренной посадки, вырабатывал топливо.
Также и при совершении обычных рейсов, довольно часто бывает: самолет не совершает посадку сразу, а делает несколько дополнительных кругов, тем самым также вырабатывая топливо. А зачем он это делает?
Почему самолет должен быть легче при посадке? Зачем ему необходимо выработать топливо перед посадкой?
Давайте вернемся к вопросу о том, зачем самолёту быть легче при посадке. Все просто: при конструировании каждой модели самолёта, конструкторы рассчитывают предельно допустимую массу, которой самолёт должен обладать при взлете и посадке. Вспомните – не зря же нам взвешивают багаж перед посадкой, а это тоже составляющая веса самолёта.
Соблюдать данные нормативы необходимо для того, чтобы не допустить перегруз, который, как следствие, может привести к поломки шасси, а также тормозной системы. А наличие таких неполадок, сами понимаете к чему ведет – катастрофа и гибель людей.
При этом необходимо отметить, что максимальная посадочная масса намного меньше, чем та, которая допускается при взлете. Но стоит отметить, что современные самолёты могут совершить внештатную посадку и при наличии перегруза. Однако делается это крайне редко, т.к. риски очень велики.
Перегруз усугубляет ситуацию еще и тем, что он может увеличить время торможения и, соответственно, самолёту может просто не хватить длины полосы для торможения.
В каких ситуациях возникает необходимость сброса топлива?
Процесс сброса топлива в воздухе – это довольно простой и быстрой способ снизить вес самолёта, порой даже на десятки тонн. Это необходимо, чтобы самолёт мог совершить внеплановую посадку в безопасном режиме. Стоит отметить, что такие ситуации возникают не часто, а, как правило довольно редко, когда возникают внештатные ситуации и существует необходимость посадки самолёта.
Здесь ситуация следующая: каждый самолёт должен иметь установленный для него вес, разрешённый при посадке, и данный критерий должен неукоснительно соблюдаться, т.к. от этого зависит безопасность самого полёта и, как его завершение – комфортная посадка. Да, вес самолёта при посадке должен быть намного меньше, чем тот, который существует у него при взлете.
Поэтому, в основном, чтобы обеспечить соблюдение данного критерия, самолёт в период своего полёта, старается отработать тот объем топлива, который был рассчитан для него, исходя из дальности полёта. Однако, есть случаи, да, к, сожалению, они существуют, когда самолёт не может продолжать свой полёт и вынужден совершить посадку. Такие ситуации, как правило, бывают, когда есть техническая неисправность самолёта, пассажиру внезапно стало плохо, либо летят хулиганы, которые мешают команде провести безопасный полёт. Тогда, возможности отработать топлива нет, самолёт же не может летать кругами, чтобы в естественном порядке его отработать, так помощи не дождётся пассажир, которому плохо, либо произойдет ухудшение ситуации с техническим состоянием самолёта. Вот в таких ситуациях пилоты и принимают решение о сбросе топлива за борт. Звучит, конечно, устрашающе, но не торопитесь пугаться, об этом скажу чуть позже.
Как происходит слив топлива? Возможна ситуация, при которой топливо попадет в двигатель?
Перед тем, как совершить сброс топлива, пилоты обязательно запрашивают разрешение у диспетчеров, где они планируют совершить экстренную посадку. Диспетчеры, в свою очередь, определяют безопасную высоту и место, где это можно совершить. Как правило, выбирают места в дали от густонаселенных районов, а, в идеале, над крупными водоемами.
Сам сброс топлива осуществляется через специальные сливные горловины, которые располагаются в задней части крыльев. И необходимо отметить, что на определенном уровне поток перекрывается, тем самым позволяет предотвратить избыточный слив топлива.
Относительно попадания топлива в двигатель. Это практически исключено, т.к. сливные горловины сконструированы таким образом, что не позволяют при скорости полета самолёта рассеиваться топливу.
Но стоит отметить, что такая процедура опасна для других самолётов, поэтому диспетчеры предварительно и рассчитывают воздушное пространство на несколько километров вокруг.
А долетает ли топливо до земли? Представляет ли оно опасность для экологии?
Есть мнение, что процедура сброса топлива довольно опасна: керосин оседает на домах, попадает на поля, луга и леса. Да, конечно, назвать эту процедуру абсолютно безопасной нельзя.
Однако необходимо отметить, что для совершения такого рода действий, диспетчеры направляют самолеты на необходимую высоту, на которой керосин рассеивается в мелкий туман и испаряется. А если что-то и достигнет земли, то это незначительные частицы. Если сравнивать, то следует отметить: находясь на улицах большого города, мы намного больше подвержены токсинам, чем в месте сброса топлива с самолёта.
Как и зачем с самолётов сбрасывают авиатопливо
Каждый хотя бы раз слышал о том, что самолеты во время полета по тем или иным причинам могут осуществлять сброс топлива. Несложно догадаться даже без специальных знаний, что любой подобный сброс – это чрезвычайная, вынужденная мера. Однако, легче от осознания этого не становится.
Что случается с керосином? Действительно ли он имеет все шансы упасть людям на головы?
Процедура сброса используется крайне редко. /Фото: vecer.com.
В пассажирском лайнере Боинг-747 емкость топливных баков составляет 198.3 тонны горючего. При этом за один час полета самолет потребляет не менее 10.5 тонн топлива. Специфика конструкции любого самолета такова, что на взлете его масса должна быть больше, чем в момент посадки. Иными словами, допустимая взлетная масса любого летательного аппарата всегда выше, чем допустимая посадочная масса.
Это позволяет загружать самолеты грузом и пассажирами «сверх» нормы. Необходимый показатель посадочный массы при этом достигается за счет той банальной и очевидной вещи, что большая часть горючего в ходе полета сгорит.
Делается сброс только при экстренной посадке в случае ЧП на борту. /Фото: delawareonline.com.
Само собой, случается всякое, и самолету может потребоваться экстренная посадка по причине технической неисправности или проблем со здоровьем кого-то из находящихся на борту.
В этот момент может оказаться, что масса летательного аппарата все еще не достигла допустимого посадочного значения. Ее несоблюдение приведет к катастрофе в момент приземления. Данная проблема решается в чрезвычайном порядке при помощи сброса горючего. Предварительно пилоты сообщают в диспетчерскую о координатах, высоте и факте сброса. В редких случаях их могут это запретить, заставив выйти на безопасный участок или высоту.
Само топливо сбрасывается через специальное сопло, которое рассеивает его в мельчайшие капли. Сброс топлива разрешен только в специально отведенных для этого местах. Чтобы минимизировать попадение на жилые районы, также мы не должны навредить людям, находящимся на земле.
Авиационный керосин – это крайне летучее и очень легкое топливо, которое достаточно быстро испаряется, особенно будучи распыленным в воздухе. Чаще всего горючее просто не долетает до земли, равномерно распыляясь и испаряясь в воздухе. Само собой бесследно керосин не исчезает.
Его пары еще долго будут летать по небу, пока окончательно не осядут или не выпадут с дождем или снегом на землю в крайне низкой концентрации. В редких случаях сброс керосина становится причиной образования кратковременного смога.
Очень редко керосин становится причиной смога. /Фото: baigenews.kz.
Современные самолеты в отличии от своих предшественников оборудованы системой экстренной посадки при избыточном весе, что дает пилотам возможность не производить экстренный сброс лишнего топлива. После такой посадки самолет проходит тщательную проверку, чтобы устранить возникшие неполадки и убедиться в том, что самолет полностью исправен и готов к полету.
Бывают и экстренные ситуации, когда топливо могут сбрасывать в населённых пунктах, так 15 января 2020 сброс авиатоплива был совершен экипажем пассажирского самолета американской авиакомпании Delta Air Lines во время экстренной посадки в Международном аэропорту Лос-Анджелеса. 26 человек, включая 17 детей, «незначительно пострадали» об этом информировала пожарная служба округа Лос-Анджелес.
Материалы по теме
А вот ещё:
ТОП-10 уловок, на которые нас ловят маркетологи
Отвращение к потере, прайминг-эффект, феномен Баадера-Майнхоф: мы выбрали 10 психологических эффектов, которые активно используют маркетологи в борьбе за наше внимание.
Вы когда-нибудь задумывались, почему снова купили на распродаже «всего за полцены» очередную вещь, которую, возможно, никогда не наденете? Или почему люди тратят ползарплаты на новую версию смартфона, хотя их вполне устраивал старый? По следам публикаций для профессиональных маркетологов делимся с вами десятью маркетинговыми «крючками», на которые мы снова и снова попадаемся в океане потребительского рынка.
1. Прайминг-эффект (priming)
Наверное, все когда-нибудь играли в игру, в которой один человек говорит слово, а другой тут же отвечает первую ассоциацию, что приходит ему на ум? На подобном принципе основываются такие игры, как, например, Элиас (Alias). Как правило, безошибочно работает использование в игре таких устойчивых ассоциаций, как: «тульский …» — пряник, «последний …» — звонок.
Это что-то вроде программирования. Вы получаете один сигнал, и это влияет на то, как вы реагируете на последующий. Журнал Psychology Today приводит в пример исследование двух групп людей, читающих последовательно слова «желтый», а затем — либо «небо», либо «банан». Поскольку люди имеют смысловую связь между фруктом и его цветом, группа «желтый-банан» распознает слово «банан» быстрее, чем группа «желтое-небо» распознает «небо».
Как это применяет маркетинг? Например, используя этот метод для выбора фона Интернет-сайта, можно помочь посетителям сайта запомнить ключевую информацию о бренде — и, возможно, даже повлиять на их покупательское поведение.
Это было протестировано ранее. В исследовании, проведенном Наоми Мандель и Эриком Джонсоном, ученые изменяли фон и дизайн веб-сайта, чтобы увидеть, как это могло бы повлиять на выбор продукта потребителями. Участникам было предложено выбрать один из двух продуктов одной категории (например, между Тойотой и Лексусом). Исследователи обнаружили:
«..посетители, которые были запрограммированы на деньги (на заднем фоне веб-сайта был зеленый цвет и изображены доллары), просматривали информации о ценах дольше, чем те, кто был запрограммирован на безопасность (фон был красно-оранжевого цвета с изображением пламени). Аналогичным образом потребители, которые были запрограммированы на комфорт при выборе дивана, просматривали дольше информацию об удобстве дивана (сайт был выполнен в голубом цвете с изображением легких облаков), чем те, кто бы запрограммирован на деньги (зеленый фон с долларами)».
2. Феномен Баадера-Майнхоф, или частотная иллюзия
Бывало ли с вами такое, что, услышав впервые о чем-либо, вы затем начинаете встречать это везде в повседневной жизни? За это вы можете поблагодарить феномен Баадера-Майнхоф. Подобное начинает происходить после того, как вы столкнулись с чем-то в первый раз, а затем начинаете замечать это появление вокруг вас. Внезапно вы видите рекламу определенного продукта каждый раз, когда смотрите телевизор. А когда вы приходите в магазин и идете вдоль прилавка, то случайно обнаруживаете тот же самый предмет. И у ВСЕХ ваших друзей уже есть этот продукт.
Странно, не так ли? Этот феномен, который имеет и другое название — частотная иллюзия, вызывается двумя процессами:
«Во-первых, избирательное внимание умирает, когда вас поражает новое слово, вещь или идея. После этого вы бессознательно следите за этим объектом и в результате находите его на удивление часто. Второй процесс — подтверждение, которое убеждает вас, что каждое новое появление продукта в вашей жизни является еще одним доказательством вашего впечатления, что вещь приобрела в одночасье вездесущность».
Для маркетологов этот феномен чрезвычайно важен. После того, как вы начинаете замечать их бренд, они хотят помочь вам видеть его «во всем мире». И начинают присылать вам целевые сообщения по электронной почте, выдавать таргетированную рекламу, чтобы вы могли лишний раз убедиться, что вам уже не удастся спастись от их ненавязчивого внимания…
3. Эффект приманки
Наиболее часто этот эффект используется в модели ценообразования – один вариант цены намеренно включен, чтобы побудить вас выбрать самый дорогой вариант.
В известном TED talk «Действительно ли мы контролируем свои собственные решения?»(Dan Ariely «Are we in control of our own decisions?») Дэн Ариэли приводит пример объявления журнала The Economist с изложением вариантов пакетов подписки на этот журнал. Вот что они предложили:
Безумие, не правда ли? Вы можете получить только печатную версию журнала и пакет онлайн+печатную версию по одной и той же цене. Почему они предлагают это?
Этим вопросом задался и Дэн Ариэли, но, обратившись в The Economist, он, конечно, не получил прямого ответа.
Оказалось, что средний вариант не был так бесполезен – он давал студентам старт отсчета для того, чтобы оценить, насколько «хорош» был комбинированный вариант и убеждал их платить больше за этот вариант.
Так что для достижения своей цели продавец может добавить к двум основным вариантам какой-либо третий вариант, тем самым увеличив шансы на приобретение того товара, в продаже которого заинтересован прежде всего он сам…
4. «Отвращение к потере» (Loss aversion)
Избегание потери, или «отвращение к потере», означает, что после того, как у вас что-то появилось, вы ооооочень не хотите это что-то потерять.
Когда Даниэль Канеман изучал эту концепцию, то участникам исследования выдавали кружки, шоколад либо же не давали ничего. Затем участников просили сделать выбор: если они получили какую-то вещь, то могли торговать ей, а если они не получили ничего, то могли выбрать один из двух вариантов предметов.
Каким же был результат? Примерно половина участников, которые начали без каких-либо вещей, выбрали кружки, но 86% людей, которые получили кружки с самого начала, «застряли» с ними, не желая их продавать.
Мораль? Люди не любят терять то, что они уже получили.
Этот эффект успешно используется маркетологами. Например, предоставление бесплатной версии IT-продукта в течение определенного промежутка времени. После того как время бесплатного использования истекло, приложение может быть удалено, если покупатель не оплатит дальнейшее использование.
5. Взаимность
В книге доктора Роберта Чалдини «Влияние: Психология убеждения» (Influence: The Psychology of Persuasion) понятие «взаимности» представлено предельно простой формулой — если кто-то делает что-то для вас, вы, естественно, будете хотеть сделать что-то в ответ для него.
Если вы когда-либо получали жевательную резинку вместе с вашим счетом в кафе или ресторане, вы были жертвой взаимности. По словам Чалдини, когда официанты приносят посетителю чек без жевательной резинки, то это непременно отразится на размере чаевых как отражение восприятия качества обслуживания. С одной жевательной резинкой чаевые увеличиваются на 3,3%. Две мятных жвачки? Чаевые могут увеличиться до 20%!
В маркетинге есть много способов, чтобы воспользоваться взаимностью. При этом продавец вовсе не должен разориться, предоставляя вам бесплатно ценные вещи. Бонусом может стать все что угодно – от брендированной футболки до эксклюзивной книги, бесплатные обои для рабочего стола, или сборник советов по какому-то вопросу. Даже что-то такое простое, как рукописная открытка или записка, может стать ключом для установления взаимности. Продавцу достаточно дать бесплатную и, скорее всего, ненужную вам вещь, прежде чем просить что-то более ощутимое взамен.
6. Социальное влияние
Большинство уже знакомы с этой концепцией, но она слишком важна, чтобы оставить ее без внимания. Если вы не знакомы с ней, то согласно концепции информационного социального влияния (или социальное доказательство, social proof) люди склонны принимать убеждения или действия группы людей, которых они любят больше всего или которым они доверяют. Другими словами, это «я тоже»-эффект. Или эффект «танцпола» — мало кто хочет быть первым на танцполе, когда танцы только начинаются, но как только первые несколько человек начинают танцевать, остальные тут же присоединяются.
Простейший способ использования социального влияния – это кнопки соцсетей под постами в блогах и на сайтах. Количество перепостов говорит само за себя, заставляя нового читателя поступить так же, а наличие друзей в читателях страницы или блога порождает непреодолимое желание «присоединиться».
7. Лимитированность
Вы когда-нибудь покупали на сайте билеты на самолет или бронировали гостиницу и видели предупреждающий сигнал «осталось только 3 места по этой цене»? Да, это и есть дефицит (другое понятие, которое использует доктор Чалдини). Этот принцип психологии восходит к простой формуле спроса и предложения: чем более редкой является возможность, содержание или продукт, тем они ценнее.
В 1975 году Стивен Ворчел, Джерри Ли и Аканби Адевоул провели исследование, чтобы увидеть, как дефицит влияет на наше восприятие. Они попросили людей оценить шоколадное печенье. В одну банку было положено десять кусочков печенья, а в другую всего лишь два.
«Рейтинг печенья из банки, в которой их было всего два, был в два раза больше, чем рейтинг печенья из другой банки. Эффект сохранялся и при условии, что печенье в банках было одинаковым».
Поэтому, когда реклама пестрит словами «эксклюзив», «лимитированный выпуск» или «последнее предложение», спросите себя, что вас привлекает больше – сам товар или ваш уникальный статус эксклюзивного обладателя.
8. Эффект якоря
Почему так трудно сопротивляться распродажам в вашем любимом магазине одежды?
Эффект якоря — важнейший ход для маркетологов: они должны четко установить якорь — указать начальную цену продажи, а затем указать цену фактической продажи рядом и указать процент экономии (желательно — ярко и броско).
9. Вербальный эффект
Согласно исследованию, проведенному группой ученых Университета Онтарио, люди более склонны помнить суть того, что кто-то сказал, а не конкретные детали. Итак, когда вы присутствуете на тренинге, посвященном тому, как лучше вести блог для вашего бизнеса, то вы, скорее всего, будете помнить такие детали, как «Отправьте вашу статью кому-нибудь на редактирование перед публикацией», а не «Отправьте Google Doc за три рабочих дня до публикации коллегам, чтобы они могли внести правки в вашу работу. Не забывайте вносить исправления в «режиме правки», чтобы знать, что вы пропустили!».
Ученые назвали это «дословным эффектом», и он может оказать огромное влияние на то, как воспринимается контент. Известно, что люди тратят небольшое количество времени на чтение онлайн, а на некоторых сайтах они не задерживаются больше 15 секунд.
Именно поэтому основное внимание маркетологи уделяют коротким и броским заголовкам. Если заголовок четко отражает содержание статьи, то вы гораздо быстрее запомните ее суть, а позднее с легкостью вспомните ее название, чтобы снова найти ее в Google.
10. Кластеризация (группировка)
Люди имеют ограниченный объем кратковременной памяти. Большинство из нас могут помнить только семь единиц информации одновременно (плюс или минус два куска в той или иной ситуации).
Чтобы справиться с этой проблемой, большинство людей имеют тенденцию группировать подобные фрагменты информации вместе. Например, если у вас был целый список покупок случайных предметов, то вы стремитесь мысленно сгруппировать позиции в определенные категории (молочные продукты, мясо и т.д.), чтобы иметь возможность лучше вспомнить, что именно было в списке.
Поэтому маркетологи так много уделяют внимания кластеризации контента. Группировка аналогичных тем вместе — под пронумерованными списками или с различными размерами заголовка — позволяют нам лучше запоминать информацию.