Для чего самолеты сбрасывают топливо перед посадкой
Зачем самолеты сбрасывают топливо в полете?
Иногда прямо из иллюминатора можно наблюдать такую картину: сброс топлива во время полета.
Shutterstock
Зачем самолеты это делают, «льется» ли керосин прямо нам на голову и вредит ли экологии? Разбираемся вместе с Anews.
Когда и зачем самолеты сбрасывают топливо?
Сброс топлива в небе – это быстрый способ «облегчить» самолет на десятки тонн, чтобы совершить безопасную внеплановую посадку. То есть происходит это не регулярно, а лишь изредка при экстренной необходимости. Да и не на всех лайнерах в принципе есть система сброса.
Дело в том, что при любой посадке самолет обычно должен весить меньше, чем было разрешено при взлете. В большинстве случаев масса снижается за счет того, что топливо, рассчитанное на дальность рейса, просто вырабатывается во время полета.
Но бывают нештатные ситуации, когда самолет должен сесть раньше, чем выработает топливо: неполадки на борту, кому-то стало плохо, кто-то учинил дебош и т.
Flightradar24, Pikabu.ru / Zzxxdd
Почему самолет должен быть легче при посадке?
Для каждого самолета рассчитывается своя предельно допустимая норма массы, чтобы он мог безопасно взлететь и приземлиться. Перегруз грозит критической поломкой конструкций шасси и тормозной системы, вплоть до катастрофы с пожаром гибелью всех на борту.
Максимальная посадочная масса меньше, чем взлетная по той простой причине, что при посадке нагрузка на шасси и тормоза гораздо выше, чем при взлете. Тренированный человек может проверить это на себе: подпрыгивать вверх с очень тяжелым рюкзаком за плечами будет легче для ног, чем спрыгивать с высоты вниз с тем же весом.
Shutterstock
В принципе, в современных лайнерах конструкции рассчитаны выдержать экстренную посадку с перегрузом. Но пилоты идут на такое лишь в крайних случаях, когда необходимость срочной посадки перевешивает все прочие возможности.
Опасность еще и в том, что перегруженному самолету может не хватить длины полосы для торможения.
Shutterstock
В любом случае, даже благополучная посадка с перегрузом не проходит даром для конструкций. После специального техосмотра самолет могут списать.
Как сливается топливо? Может ли оно попасть в двигатель?
Обычно пилоты запрашивают разрешение на сброс у диспетчеров аэропорта, где будет внеплановая посадка. Те определяют безопасную высоту и место – подальше от густонаселенных районов и желательно над крупным водоемом.
Сброс происходит через сливные горловины в задней части крыльев. На определенном уровне поток перекрывается, что защищает от избыточного слива.
Трубка аварийного слива на крыле Airbus A340-311. Wikimedia / lahiru k
Может ли топливо попасть в турбину? Практически без шансов. Слив расположен достаточно далеко, а струя достаточно компактна и с учетом скорости полета неспособна рассеяться настолько, чтобы попасть в воздухозаборник двигателя спереди крыла.
Однако сброшенное топливо опасно для других самолетов, поэтому диспетчеры расчищают воздушное пространство на несколько километров вокруг.
Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?
Многие люди, особенно живущие вблизи аэропортов, считают, что сброс топлива крайне вреден, что керосин оседает на их домах, загрязняет поля и леса и чуть ли не льется на голову. Тревоги добавляют громкие протесты «зеленых» и раздутые заголовки СМИ.
Так было, например, в 2016-м, когда французский лайнер вынужденно сбросил топливо над лесом Фонтенбло. Причем особенно горлопанили почему-то российские телеканалы: «Пилоты Air France слили десятки тонн керосина на заповедник под Парижем» – как будто те злостно устроили экологическую катастрофу масштабов Чернобыля. Однако даже возмущенные французские СМИ отмечали, что топливо, к счастью, испарилось, не достигнув земли.
Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.
Во время этого процесса и после на землю не льется «керосиновый дождь», потому что диспетчеры направляют лайнер на безопасную высоту, где оно рассеивается в мелкий туман и испаряется. Если что-то и достигает земли, то незначительные частицы. Иногда может чувствоваться керосиновый запах, это допустимо.
В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Вопрос Капитану British Airways: Когда самолеты сбрасывают топливо?
Вопрос: Я всегда задавался вопросом, почему в настоящее время самолеты, совершающие экстренную посадку, не сбрасывают топливо. Ведь при крушении многие люди могут выжить благодаря современным средствам безопасности на борту самолета, но погибают в последующем после крушения пожаре или же задыхаются от угарного дыма.
Ответ: Вы считаете, что пилоты знают о неизбежности крушения и не стараются до последней секунды избежать его. Это не так. Стоит помнить, что не все самолеты оборудованы системой экстренного сброса топлива.
Вопрос: Что происходит, когда пилот сбрасывает топливо? Оно рассеивается и в последствии испаряется? И где обычно это предписано делать, над сушей или над водой?
Ответ: Да, топливо в случае необходимости сбрасывается через специально сопло, которое рассеивает его в мельчайшие капли. Сам сброс топлива разрешен только в специально отведенных для этого местах. Чтобы минимизировать попадение на жилые районы, также мы не должны навредить людям, находящимся на земле.
Вопрос: В прошлом практически все модели самолетов были оборудованы системой экстренного сброса топлива, но в современных моделях самолетов эта система как правило отсутствует. Почему инженеры отказались от этой системы безопасности и есть ли у нее достойные альтернаты в современных самолетах?
Ответ: Современные самолеты в отличии от своих предшественников оборудованы системой экстренной посадки при избыточном весе, что дает пилотам возможность не производить экстренный сброс лишнего топлива. После такой посадки самолет проходит тщательную проверку, чтобы устранить возникшие неполадки и убедиться в том, что самолет полностью исправен и готов к полету.
Зачем самолёт вырабатывает топливо перед посадкой?
Стиль жизни Путешествия
Содержание
Каждый из нас хотя бы раз в жизни пользовался услугами авиакомпаний. Они предлагают самый безопасный и комфортный вид транспорта. К тому же с его помощью удаётся существенно сократить время в дороге.
Наверняка многие видели картину, как самолёт часами кружит над посадочной полосой, и задавались вопросом: зачем он это делает? Ведь из-за лишних часов полёта сгорает много авиатоплива. Именно этого и добивается пилот, когда намеренно летает кругами, не заходя на посадку. Он старается сжечь как можно больше топлива. А о том, зачем лайнер вырабатывает топливо перед посадкой, поговорим далее.
Вес «железной птицы»
При взлёте, как и при посадке, крайне важна масса аэробуса. Причём в каждом случае она рассчитана отдельно: для посадки – посадочная, а для взлёта – взлётная.
Взлётная масса самолёта рассчитывается с учётом общего веса пассажиров, их багажа, самого лайнера и топлива.
При этом, если будет превышен весовой лимит, то самолёт не сможет набрать необходимую высоту либо не взлетит вовсе.
Точно так же производится и расчёт посадочной массы «железной птицы». Здесь тоже учитывается общий вес экипажа и пассажиров, самого лайнера и багажа, находящегося на борту.
Вес самолёта при посадке
Существует строго ограниченный вес самолёта, заходящего на посадку. Превышать этот лимит ни в коем случае нельзя, так как данная ситуация может стать причиной крушения авиалайнера.
Сброс топлива
Как правило, посадочный вес несколько меньше взлётного. Как такое возможно, спросите вы? Всё очень просто. Любой аэробус рассчитан на то, что в ходе полёта будет использована большая часть горючего из бака. Таким образом, при посадке он будет весить меньше, чем при взлёте.
Что же делать в тех случаях, когда посадка совершается раньше, чем планировалось? Причиной тому может стать аварийная ситуация или изменение курса полёта. В этом случае всё топливо не израсходуется, ведь путь самолёта будет сокращён. Но и садиться с топливом в баке тоже опасно.
В данном случае некоторые самолёты, оборудованные специальной системой аварийного сброса топлива, могут просто слить горючее. Если же таковой системы нет, то пилоту приходится кружить над посадочной полосой, вырабатывая остатки топлива. Расходовать его придётся и в том случае, если условия не позволяют сбросить это горючее.
Зачем самолеты иногда сбрасывают в воздухе топливо, и куда в таком случае оно девается
Наверняка многие в курсе, что в процессе полета самолет иногда спускает топливо. Но не все знают, как именно это происходит, по какой причине, и куда впоследствии девается керосин. Не падает же он прямо на голову людям, если воздушное судно в этот момент летит над населенным пунктом?
Когда и зачем это происходит
Сразу стоит отметить, что сброс топлива осуществляется в самолетах очень редко, но все же такое бывает. Делается это только в одной ситуации, когда на борту возникает чрезвычайная ситуация, при которой необходимо срочно посадить самолет.
Случаи срочного приземления могут быть самые разные, начиная с неисправностей в работе техники и заканчивая серьезным ухудшением самочувствия какого-то из пассажиров.
Почему же именно нужно спускать горючее? Тут все дело в конструкции судна. Важно, чтобы при приземлении масса лайнера была ниже, чем во время взлета. Простыми словами, самолет должен весить меньше к завершению полета, чем в начале пути.
Это обуславливается процессом сгорания топлива. Объем горючего изначально рассчитывается в зависимости от того, сколько километров нужно преодолеть. Поэтому к концу маршрута количество топлива уменьшается, соответственно, масса авиатранспорта становится тоже ниже. Вес уходит за счет того, что большая часть керосина просто сгорает.
Но если требуется экстренная посадка самолета, и нужный для этого объем топлива еще не потрачен, приходится прибегать к сбросу горючего. Чтобы снизить количество керосина до посадочного уровня, пилот спускает какую-то часть вещества. Если этого не сделать, посадка с большей вероятностью закончится плачевно.
Куда девается сброшенное горючее
Для заправки самолетов используется керосин. Это вещество характеризуется легкостью, летучестью, поэтому способно очень стремительно испаряться, особенно когда его распыляют. Конечно же, он никуда не пропадает из воздуха, но и не выливается на головы людей.
Спущенный с самолета керосин висит в воздухе до тех пор, пока не осядет на землю, к примеру, вместе с дождем или снегом. Но беспокоиться не нужно, концентрация горючего будет уже настолько низкой, поэтому никакого вреда не принесет ни здоровью людей, ни растениям, ни животным.
К тому же все пилоты сбрасывают керосин над местностями, где никто не живет, поэтому переживать по этому поводу не стоит.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Почему самолету нужно сжечь все топливо перед посадкой?
При проектировании самолета (как гражданского, так и военного, кстати) и в частности его шасси всегда есть такой параметр, как максимальная посадочная масса.
Совершенно очевидно, что это максимальная масса, которую выдержит шасси при посадке. Когда самолет готовят к выполнению задания в него заливают столько топлива, что бы долететь до запланированного места посадки + навигационный запас топлива. Когда все штатно, топливо не сливают. Если экипаж принял решение сажать машину, а ее масса превышает максимальную посадочную, то от топлива избавляются. Особенно часто такие ситуации происходят в случае серьезного отказа сразу после взлета. Так же следует заметить, что не все самолеты просто «дожигают» топливо, чтобы «сбросить вес», некоторые оборудованы системой аварийного слива топлива.
Резюмируя, можно сказать, что самолет дожигает топливо для того, чтобы нагрузка на шасси при посадке не превосходила максимальную, в противном случае шасси просто не выдержит.
По поводу «отламывания крыльев» могу сказать следующее: уж чего чего, а крыло самолета если что случится отвалится последним! Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на моментные узлы крепления крыла с фюзеляжем. Так что за крыло не переживайте!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Написал(а) knyaz_sveta Сегодня, 12:59
Сатэн
Можно и военные самолёты такие и делаются, но для гражданских важна экономия на каждом килограмме. Поэтому делается минимальный запас прочности.
Написал(а) knyaz_sveta Сегодня, 12:59
Сатэн
Можно и военные самолёты такие и делаются, но для гражданских важна экономия на каждом килограмме. Поэтому делается минимальный запас прочности.
экономика должна быть экономной (Л.И.Брежнев)
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Это воробья пнёшь и он полетел,а самолёт тяжёлый,хоть запинайся-не полетит. Факт
Написал(а) ясурала Сегодня, 15:06
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Это воробья пнёшь и он полетел,а самолёт тяжёлый,хоть запинайся-не полетит. Факт
Написал(а) ясурала Сегодня, 15:06
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Это воробья пнёшь и он полетел,а самолёт тяжёлый,хоть запинайся-не полетит. Факт
Написал(а) Сатэн Сегодня, 15:39
Написал(а) ясурала Сегодня, 15:06
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Это воробья пнёшь и он полетел,а самолёт тяжёлый,хоть запинайся-не полетит. Факт
Написал(а) Сатэн Сегодня, 15:39
Написал(а) ясурала Сегодня, 15:06
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Это воробья пнёшь и он полетел,а самолёт тяжёлый,хоть запинайся-не полетит. Факт
По новым требованиям факат на лицо..коррректность понимаешь
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
Написал(а) Сатэн Сегодня, 12:39
а нельзя сделать шасси с максимальным запасом прочности?
С таким шасси не взлетишь.
Написал(а) knyaz_sveta Сегодня, 12:59
Сатэн
Можно и военные самолёты такие и делаются, но для гражданских важна экономия на каждом килограмме. Поэтому делается минимальный запас прочности.
Написал(а) knyaz_sveta Сегодня, 12:59
Сатэн
Можно и военные самолёты такие и делаются, но для гражданских важна экономия на каждом килограмме. Поэтому делается минимальный запас прочности.
Тяжелые бомбардировщики точно так же имеют максимальный посадочный вес и систему аварийного слива топлива (404 ТБАП )
Сатэн
knyaz_sveta
ясурала
Просто прохожий
Сатэн
knyaz_sveta
ясурала
Просто прохожий