Для чего шойгу хочет строить города в сибири

«Идея очень странная». Что стоит за проектом Шойгу о новых городах в Сибири?

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Министр обороны России Сергей Шойгу предложил перенести столицу страны в Сибирь, а, кроме того – построить здесь пять новых городов с населением до миллиона человек. Эксперты, опрошенные Сибирь.Реалии, считают эту идею как минимум странной и нереализуемой.

«Нам необходимо в Сибири построить три, а лучше пять крупных центров научно-промышленных, экономических центров, проще говоря, городов с населением 300–500 тысяч, лучше – до миллиона человек», – цитирует Шойгу сайт Минобороны. Эти слова министр произнес на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Крым.Реалии запустили обновленное новостное приложение

Самые «молодые» города в России строили, в основном, в 70-80-е годы, в советский период – как правило, они возникали на месте разработки новых нефтегазовых или угольных месторождений. В данный момент их население насчитывает максимум 20-30 тысяч человек.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Идея очень странная, – считает урбанист, кандидат географических наук, президент компании Habidatum, специализирующейся в области замеров и аналитики спонтанных городских данных, Алексей Новиков. – Численность населения города и количество городов всегда задано естественным длинным процессом складывания системы расселения. Любой новый город – это гигантское возмущение в этой системе расселения, и он может просто не удержаться, потому что будет не хватать связей, районов, подкрепляющих его по населению, по экономике и так далее. Просто построить новый город – затея очень тяжелая и, как правило, никогда не удается. Мы знаем очень мало примеров строительства новых городов. Они проходят какой-то цикл после стройки, а потом перестают нормально функционировать и становятся обузой на экономике. Это стандартная история, ее видно по всем переселенческим странам, и по Канаде, и по России – особенно по Сибири. Если вы сложите карту России пополам, у вас в западной части будут жить 135 млн человек примерно, а в восточной – 7-8. Если вы сложите европейскую половинку пополам, середина придется где-то на Урал, тогда у вас в западной части будет жить 100 млн, 35 – на Урале и в Западной Сибири, а вся вторая половина страны – это максимум 8 млн человек. Единственный смысл воплощать эту идею – делать это в районе Владивостока, но только если есть мощные связи с Китаем и со Штатами. А так как их, в общем-то, нет, раздумывать об этом было бы странно. Это безумно дорогой проект.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Гораздо более интересной задачей было бы переселение людей. По оценкам Всемирного банка, в России 25 млн человек живет там, где жить невозможно – это экстремальные с климатической точки зрения места. В этой связи, например, население Магаданской области раз в 5 лет обновляется на 50 процентов. Такая вот текучка – люди приезжают туда ненадолго. Это довольно ненормальная ситуация. Программа переселения граждан из районов Крайнего Севера появилась в 1995 году. Это люди, которые оказались в таких местах либо в силу освоения месторождений, либо в силу печальных исторических событий – ГУЛАГ, в частности, подтолкнул систему расселения в сторону странного, неэффективного расположения. В 2002 году программа переселения была оформлена в Федеральный закон №125. С тех пор федеральное финансирование программы снижается, удлиняются очереди и задолженность по финансированию жилищных сертификатов. Проблема не раз рассматривалась в правительстве, но из-за снижения финансирования годы ожидания своей очереди участниками программы только растут. А тут новые города в Сибири и столицу переносить…. Абсурд. Идеальной программой было бы не строительство новых городов, а вывоз людей из районов Крайнего Севера и климатически экстремальных зон.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Куда?

– У нас огромный миграционный поток идет на юг России – Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область и так далее. Прекрасные города европейской части, в том числе серединной России, вполне в состоянии расти, их можно рассматривать как потенциальный «магнит» для населения из районов Крайнего Севера.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Но ведь из городов центра России идет колоссальный отток в столицы – из-за низкого уровня жизни. Об этом говорят демографы. Где северяне будут работать в этих регионах?

– Рабочие места создаются не государством, а людьми, предпринимателями. Людям нужно помочь переселиться – подъемными, сертификатами и так далее. Программа поддержки малого и среднего бизнеса – это всегда хорошо, но она у нас очень сильно зависит от планировок городов, потому что малый и средний бизнес – это, прежде всего, услуги. А эти советские планировки так устроены, что они не дают собраться людям в одном месте и тем самым создать клиентский поток для малых и средних предприятий. Поэтому, если не брать центры крупных городов, они у нас в довольно загнанном состоянии. В советское время никто про бизнес не думал, практиковались тоталитарные модели расселения. Экономически они оказались крайне неэффективными и не монтируются с рыночной экономикой.

Но я считаю, что условия трудоустройства в европейской России гораздо лучше, чем в Сибири и на Дальнем востоке. Больше разнообразия профессий, высокий спрос, безработица реально низкая. Я думаю, что устроиться не только получится, но мигранты принесут с собой и предпринимательскую энергию, сами создадут рабочие места, увеличат спрос, повысят конкуренцию. Миграция с этой точки зрения – исключительно позитивный процесс для европейской России.

Но программа переселения – очень сложная с управленческой точки зрения. Надо продумать, сколько народу остается в тех городах. Чтобы люди, которые еще не уехали, имели возможность учить детей, лечиться и так далее. Очень сложная программа, но ее действительно имеет смысл реализовать. А новые города – это очень странная идея. Ее, разумеется, никто не будет воплощать в жизнь, потому что она безумно дорогая и не имеет ни экономического, ни географического смысла. И вообще, новые города с географической точки зрения – это нонсенс. Города не строятся, они растут. Впрочем, такие предложения появляются не первый раз, есть даже ученые, которые их озвучивают. Система расселения измеряется правилом Ципфа, оно действительно показывает, что нам не хватает городов-миллионников. Но никто не говорит о том, что они должны быть в Сибири. Их не хватает в европейской части страны, а не хватает потому что экономика –ресурсная, а не постиндустриальная. Движущих сил экономики в постиндустриальном секторе и даже индустриальном – очень немного. А от этого зависит и развитие города, разумеется – если появляется диверсификация предприятий, профессиональных и социальных ролей, огромные международные и внутренние связи. Но все это можно достигать в плотных средах, а у нас единственные плотные среды – это европейская часть России. В Сибири же города, скорее, держат пространство. Если только Владивосток будет активно развиваться, он может стать чем-то вроде Сиэтла или Ванкувера. Или напоминающим южнокорейские города.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Но можно ли подобное представить без серьезных реформ в стране?

– О, да. Конечно, требуются реформы – экономические и геополитические. Нужна активная международная политика, сотрудничество, открытые границы и так далее, – говорит Алексей Новиков.

Слова Сергея Шойгу, вероятнее всего, не совсем правильно поняли, считает ведущий научный сотрудник Отдела социально-экономической географии Института географии РАН Вячеслав Шупер.

– Эта идея выдвигается далеко не в первый раз. Ее неоднократно высказывал, например, такой почтенный историк, как Алексей Громыко, директор Института Европы РАН. В Сибири всего три миллионника – Красноярск, Новосибирск и Омск. Насколько я знаком с предыдущими высказываниями Шойгу, он человек далеко не глупый. Тем более – президент географического общества. Так что, тут, думаю, могут быть погрешности в формулировках. Рассматривать возможность строительства миллионных городов в тайге я не буду, так как не считаю Шойгу дураком. Он сам строитель и прекрасно знает, что это такое. По поводу переноса столицы – мы были свидетелями попыток переноса столицы в Новую Москву, которые приняли совершенно анекдотический характер. Если ее не удалось перенести в Новую Москву, тем более не удастся перенести в Новосибирск, – уверен Вячеслав Шупер.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Зачем строить город на новом месте, если существующие развиваются далеко не так динамично, как хотелось бы? Те усилия, которые сейчас прилагаются для освоения Дальнего Востока, в частности, Приморья, выражаются, в основном, в точечных проектах, которые пока не дали синергетического эффекта, как принято говорить – не способствовали развитию окружающих территорий, не стали полюсами роста. Оптимисты говорят, что надо просто подождать. Ведь создаются гигантские предприятия – та же верфь «Звезда» (Судостроительный комплекс «Звезда» — российское судостроительное и судоремонтное предприятие, находящееся в городе Большой Камень Приморского края – прим. С.Р.), и это должно оказать влияние на экономику региона. Но я не уверен, что оно будет достаточным. Главную проблему я вижу в том, что у руководства страны нет единого мнения о путях освоения Сибири и Дальнего Востока. Одни считают, что надо осваивать эти территории широким фронтом, а другие – что надо заходить туда точечно, с отдельными проектами. И при втором подходе, естественно, население там будет сокращаться. Но население сокращается и в России в целом, хотя в Сибири и на Дальнем Востоке этот процесс идет быстрее. Кстати, приграничная с Дальним Востоком китайская провинция Хэйлунцзян потеряла за 10 лет 18 процентов населения – люди переехали на юг, где выше зарплаты. Китайцы очень мобильны, они всегда готовы собрать чемодан и ехать туда, где есть перспектива. К слову, дальневосточники тоже значительно мобильнее, чем жители центра России. Их там надо удерживать не какими-то отдаленными перспективами, а вполне осязаемыми.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Например?

– В азиатской России необходимо двустоличие. Она слишком велика и слаба демографически. Поэтому там должны быть две мощные столицы – большой Новосибирск вместе с Томском, этакий континентальный Петербург. Между ними необходим скоростной транспорт, чтобы объединить интеллектуальный потенциал этих двух мощнейших кластеров. Они ни в коем случае не должны конкурировать друг с другом, это должен быть единый организм. И большой Владивосток как тихоокеанский Петербург. Однако демографические ресурсы не только азиатской России, но и страны в целом, совершенно не достаточны для наращивания численности населения существующих городов Сибири. Тут нужна совершенно иная концепция роста. Тот же Новосибирск с Томском должны стать опорным пунктом взаимодействия с Индией. Нужна соответствующая специализация – научные исследования, образование, все отрасли, которые производят транспортабельную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Я не считаю нереальной задачу создать высокооплачиваемые квалифицированные рабочие места не в городах, построенных посреди тайги, а в существующих городах Сибири и Дальнего Востока. Как и развивать там высокотехнологичные производства.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– Почему же за 20 лет этого не было сделано? Мы видим, какова демографическая ситуация. С 2012 года, в котором было создано Минвостокразвития, по 2018 год численность населения ДФО сократилась на 100 549 человек. Потом за счет присоединения Забайкалья и Бурятии выросла до 8 188 623 человек в 2019 году. А на 1 января 2021 года это число сократилось до 8 124 053.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

– И все же, на ваш взгляд, при том положении вещей в коридорах власти, каким вы его видите, насколько реалистичными выглядят идеи Шойгу о создании городов-миллионников в Сибири?

– На сегодняшний день форсированное развитие азиатской России не представляется весьма вероятным. Но положение может и будет меняться, главным образом под влиянием внешнеполитических факторов – я имею в виду, прежде всего, отношения с Западом. Изменения в стране становятся уже вопросом выживания, а не развития. Но проект Шойгу нельзя считать какими-то проработанными предложениями по освоению Сибири, это, скорее, экспромт.

Источник

Кнут и пряник: Каких россиян переселят в сибирские «Шойгуграды»?

Идея с новыми городами потянет за собой еще одну непопулярную реформу

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Зампредседателя Сибирского отделения РАН академик Николай Похиленко положительно оценил предложение Сергея Шойгу о строительстве в Сибири трех-пяти новых крупных городов. Напомним, министр обороны высказался за создание за Уралом отраслевых экономических кластеров с населением от 300 тысяч человек до 1 миллиона. В качестве примеров специализации назывались энергомашиностроение, лесопереработка или нефтехимия.

По другим источникам, велика вероятность ренессанса советского проекта «Электроград». Если эта информация подтвердится, то первый «Шойгуград» появится в непосредственной близости от Минусинска, небольшого городка, расположенного на обоих берегах Минусинской протоки Енисея. Об этом «Свободная пресса» уже подробно писала.

Итак, ученый Похиленко сказал следующее: «Идея хорошая, в принципе, и надо это делать. Такие центры — это не новый опыт. Во многих странах крупные города или города-спутники вокруг них специализируются на какой-то одной серьезной отрасли, направленной на продукцию. Там легче это все организовать. Легче подготовить кадры, легче создать соответствующую инфраструктуру».

Академик также пояснил, что в современных условиях есть необходимость перехода от сырьевой экономики к высокотехнологичной, дабы занять «пристойное» положение на мировом рынке. Но, чтобы проект реализовался, по его словам, нужна «политическая воля и поначалу, может быть, воспитательная и объяснительная работа с бизнесом, который у нас очень инертный. Здесь, с одной стороны, с помощью пряника, а с другой — немножко может быть и кнута это все может ускориться. Это не какие-то там десятилетия. А это все реально сделать в течение 5−7 лет».

Названные академиком сроки на первый взгляд вызывают большие сомнения, тем более, как подметил Похиленко, бизнес у нас «инертный», хотя правильнее было сказать, что «никакой». За 30 лет постсоветской России новоявленные капиталисты без активного участия государства ничего значимого для страны не сделали, если не считать выводы в офшоры триллионов долларов.

Между тем, в СССР был наработан опыт возведения новых городов, в одном из которых — в Волгодонске — потрудился и автор в качестве бойца студенческого стройотряда. Первое, что бросалось в глаза, — это преобладающая молодежь повсюду, будь то улицы, объекты или столовки. Идеей фикс у парней, как это ни звучит пошловато и одновременно естественно, было желание «снять девчонку», благо что юных красоток хватало.

Женские общаги и танцплощадки являлись местами мощного притяжения всего без исключения холостого мужского населения. Без вермута и драк, само собой, не обходилось, но повального мордобоя не было: милиция реагировала быстро и жестко.

По после быстрого и вполне предсказуемого «залета» совсем молодые парни, зачастую сразу после дембеля или окончания института, женились под причитания мамаш «где у тебя глаза были». Вслед за свадьбой каждой новой советской семье полагалась комната в семейной общаге, а там, где-то через 8−10 лет, выдавались ключи от новой квартиры. Как правило, второе чадо шло в школу по соседству уже из своего дома. Таким образом, переселенцы пускали корни.

Что особенно важно: у советских парней и девушек в новых городах не было психологического дискомфорта, дескать, «я тут, как дурак, пашу на стройке за копейки, а по телеку показывают шикарную жизнь мажоров-ровесников». По большому счету жизнь в том же Волгодонске почти не отличалась от московской — такое же снабжение по первому разряду, а зарплаты даже были выше.

Не секрет, что костяк населения новых городов составляли выпускники вузов и техникумов. Кто не в курсе: в СССР было обязательное распределение бывших студентов по заявкам предприятий. Тогда действовало правило «тебя государство выучило — будь любезен отработать по направлению хотя бы три года».

Скажем откровенно: в Советском Союзе хрущевского и брежневского периода правления ехать к черту на кулички не хотелось очень многим молодым людям, особенно тем, кто во время учебы жил с родителями в уютной квартире. Эта проблема была настолько остра, что на регулярной основе обсуждалась в «Вестнике высшей школы» Министерства высшего и среднего специального образования. Причем среди профессуры встречались яростные противники «обязаловки», являющейся, кстати, частью официального курса КПСС.

Для более широкого круга читателей дискуссия велась в комсомольской газете «Смена». Споры были жаркие, но консенсус сводился к тому, что «жизнь после распределения» не должна быть ущербной. Не везде это удавалось, однако в строящихся городах жилищный вопрос в целом решался быстрее, да и с продуктами было получше. Хорошее авиасообщение и доступные билеты тоже играли важную роль в самооценке. В отпуск можно было без проблем слетать к родителям или на море.

Когда сейчас говорят, что в СССР имела место пагубная практика принуждения, а распределение после института связывалось с навязанным коммунистами «долгом перед социалистической родиной», отчасти это правда. С другой стороны, например, в США — в «иконе» якобы свободного мира — тема образовательных кредитов относится к одной из самых жестких.

Однако вернемся к советскому опыту строительства новых городов. Они тогда возводились в строгом соответствии с Госпланом, следовательно распределение новоявленных инженеров и специалистов (выпускников техникумов) являлось государственным приоритетом. Тем не менее уклонистов было много. Так, в Московском университете в 1954 году 20% заявок от предприятий оказались невыполненными. Известны случаи, когда на новое место являлось всего 25% специалистов от запланированного числа. «Откосить» было просто: женился, ребенок, престарелые родители. Даже если молодой человек отказывался ехать без причин, его «сильно» наказывали — гнали из комсомола.

При Хрущеве была введена норма, согласно которой инженер получал диплом только после трех лет отработки по месту распределения, но «добрый» Брежнев ее отменил. Именно при нем распределение выпускников перестало быть по факту обязательным и сводилось к профилактике безработицы и тунеядства. Да, формально новоявленный инженер получал путевку в «жизнь», но если он не являлся на место работы, его не наказывали. Устроился где-то, и слава богу.

Как следствие в позднем СССР новые стройки заглохли. Например, в вышеупомянутом Электрограде только потому, что иссяк поток рабочих рук, смогли построить из 12 всего лишь 2 завода. Но и они закрылись, поскольку создавались как кластерные предприятия.

Возможно, инициаторы строительства сибирских «Шойгуградов» надеются привлечь людей высокими зарплатами, как в Салехарде или Ханты-Мансийске. Но если новые города не будут базироваться на добыче «черного золота», казне придется дотировать доходы переселенцев, причем очень серьезно.

Понятно, что долго так продолжаться не может. Поэтому можно предположить, что власть вернется к идее обязательного распределения выпускников вузов и техникумов. Правда, для это нужно существенно поднять стипендии и ввести платное обучение для тех, кто не планирует отдавать долг стране. Вряд ли нововведение понравится значительной части общества, чего категорически не хочется Кремлю накануне транзита власти в 2024 году.

Источник

Шойгу предложил построить в Сибири города-миллионники и перенести столицу

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Столицу России нужно перенести в Сибирь, кроме того, здесь следует построить пять новых городов с населением до миллиона человек. Об этом заявил на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН министр обороны России Сергей Шойгу, говорится на сайте военного ведомства.

«И не просто город построить и столицу сюда перенести, а сделать их совершенно конкретно направленными на ту или иную сферу деятельности», — уточнил он.

По словам министра, в Сибири надо построить три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров с населением как минимум 300–500 тыс. человек.

Как передает «Коммерсантъ», Шойгу выразил сожаление, что в современной России нельзя реализовать такие крупные советские проекты, как строительство Комсомольска-на-Амуре, Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали. «Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки», — отметил министр.

Вице-премьер Виктория Абрамченко, назначенная куратором Сибирского федерального округа, среди главных проблем Сибири называла экологические угрозы. «Для Сибири актуальными остаются проблемы ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, создания инфраструктуры для обращения с отходами разного класса, снижения вредных выбросов в атмосферу, реабилитации водных объектов», — уточняла она.

Амбрамченко также отмечала недостаточное развитие сырьевого направления и необходимость реформы лесного комплекса. Вице-губернатор Красноярского края (крупнейший регион Сибири) Сергей Верещагин говорил, что недозагрузка крупных лесопромышленных предприятий края составляет 1,3 млн куб. м древесины, по производству пеллет — еще 1,1 млн куб. м.

Источник

Сергей Шойгу — о новых городах в Сибири. Полная версия

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Почему вы связываете развитие Сибири со строительством новых городов? Целесообразно ли это в условиях оттока населения?

— Хочу сразу уточнить. На встрече с представителями научной общественности Сибирского отделения РАН я дословно сказал о назревшей необходимости строительства в Сибири трех-пяти научно-промышленных центров с населением от 300 тыс. до 1 млн человек. Именно научно-промышленных и экономических центров. Они как раз должны будут стать новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и для наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье.

Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского региона и в конечном счете — устойчивому развитию российской экономики.

Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны.

В последнее десятилетие по поручению президента активно осваивается Северный Ледовитый океан — я сейчас говорю прежде всего о развитии Северного морского пути и инфраструктуры на северном побережье России, включая мощную систему безопасности.

В прошлом году президент утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Этот документ определил основные задачи и цели органов власти. Многое касается и обеспечения национальной безопасности Арктики, чем Минобороны последовательно занимается уже не первый год.

Вспомните пророческую мысль Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Я убежден, что Ломоносов неслучайно Сибирь и Северный Ледовитый океан написал через союз «и». Их следует развивать вместе, а не раздельно. И потому фокусирование на развитии Сибирского региона сегодня своевременно и обоснованно.

Такой подход позволяет решить одну из ключевых стратегических задач, поставленных президентом, — об уменьшении диспропорций в развитии западной и восточной части страны.

Осенью прошлого года правительство утвердило Национальную программу развития Дальнего Востока. Без включения в решение этой стратегической задачи программы развития Сибирского региона сделать это будет гораздо сложнее.

Зато эффект, который даст ускорение экономического развития Сибирского региона, безусловно, окажет сильное положительное влияние на выполнение уже реализуемых программ развития Дальнего Востока, Севера и всей нашей большой страны.

Просчитан ли экономический эффект развития агломераций?

— Начнем с того, что Сибирь — это географический центр самого крупного континента — Евразии. Через этот регион проходят ключевые транспортные пути страны: от Транссиба до транссибирских авиамаршрутов. Сибирь является ключевым связующим регионом между Арктикой, Дальним Востоком, Центральной Азией и европейской частью России.

Сегодня Сибирь является центром добычи нефти и газа. Здесь основные залежи природных ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов.

Экономический потенциал центральной части Сибири, где имеется оптимальное сочетание недр, водных, лесных ресурсов, энергетики, значительный научный и промышленный, транспортный потенциал, остается нераскрытым.

При этом на Сибирь приходится более 40% лесных территорий России, уникальные горные территории, прежде всего Саяно-Алтайская и Байкальская горные области, бассейны крупных рек и озер. На территории Сибири расположены бассейны четырех из пяти крупнейших рек России — Енисея, Оби, Лены и Амура, а также 35 больших озер, семь из которых входят в число крупнейших в России. Среди них — озеро Байкал, Телецкое озеро в Горном Алтае, Пясино, Хантайское и Таймыр в Красноярском крае, Чаны в Новосибирской области, Убсу-Нур в Туве. Экологически чистые природные территории дают возможность развития важнейших секторов экономики будущего — сельского хозяйства с экологически чистой продукцией, туризма, включая спортивный, экологический и культурно-познавательный.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Регионы Сибири богаты не только запасами стратегически важных полезных ископаемых, но и солнечной энергией. Например, Иркутск и остров Ольхон на Байкале, Республика Алтай входят в число наиболее солнечных регионов России. Это создает возможности для развития возобновляемой энергетики, экологически чистых производств, не производящих выбросы парниковых газов.

Сибирь до сего времени выполняла в основном функцию восточной кладовой страны: здесь добывались нефть и газ, выплавлялся алюминий и находится большое число предприятий ОПК. Регион чувствовал себя в прежней модели геоэкономики уверенно.

Но центр мировой экономической активности переместился с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион, с центром в Китае. А с ним Сибирь граничит на юге, в Алтайском крае.

Уже сам по себе факт такого расположения является важным фактором экономического роста региона.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

В чем, на ваш взгляд, причина сравнительно низких темпов экономического роста и уровня жизни в Сибири при наличии природных ресурсов?

— Вы подошли к сути. Экспорт природных ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион и прежде всего в Китай уже идет. Но это дает недостаточный эффект для экономического развития региона. Экспорт полезных ископаемых не требует большого населения, квалифицированных кадров инженерного профиля, а также школ, университетов, где они готовятся. И крупных современных благоустроенных агломераций тоже.

Все это привело к тому, что начиная с 1990-х годов в Сибирском регионе наблюдается отток населения в европейскую часть страны.

Причина этого — в преобладании, как я уже сказал, в экономике Сибири добычи ресурсов и производства продукции нижних переделов, которые преимущественно организованы вахтовым способом.

То есть добываем металл, отливаем чушки и гоним на экспорт.

Регулярно слышим из новостей: «Ах, негодяи, кругляк отправляют на экспорт». А куда? Ну куда его еще отправлять? Покажите комбинаты в Сибири, которые его возьмут в переработку. Их начали строить в советское время, чтобы делать ДВП, ДСП, фанеру, картон, клееный брус, палеты, паркетную доску, строительные конструкции… Но сейчас их практически нет. Даже выпуск на экспорт обычной фанеры по стоимости кубометра более чем в 6 раз превосходит стоимость того же объема необработанной древесины.

У нас беспилотники на аккумуляторах появляются, машины ездят на аккумуляторах. А они из чего делаются? Кобальт, никель, литий. Все это в достатке имеется в Сибири. Почему аккумуляторы, то есть продукцию высоких переделов, там же не производить?

Разве мы утратили способности к сложным разработкам для организации в Сибири выпуска такой продукции?

Уверяю вас, нет. В ходе своей недавней поездки в Сибирь, встреч с руководителями субъектов Федерации, крупных предприятий, учеными еще раз в этом лично убедился. Сибиряки готовы развивать свой регион. Все что им требуется — государственная поддержка.

Новые города должны появляться синхронно с созданием в Сибири новых научно-промышленных центров. И бояться этого не нужно. Если бы этого боялись в прошлом, то не было бы ни Набережных Челнов с КамАЗом, ни Тольятти с «Жигулями», ни Дивногорска, Братска, Волжского, Зеленограда, Магнитогорска, Ангарска… Перечислять можно долго. Это те самые научно-промышленные центры, о которых мы сейчас говорим. Решение это явно перезрело. Посмотрите, космодром Восточный. Скоро уже пилотируемые полеты пойдут, а город Циолковский, по сути, еще не начат.

В Российской империи с доминированием в экономике тогда до 95% сельского хозяйства и, соответственно, крестьянского труда к 1916 году насчитывалось 666 городов.

А в результате советской индустриализации, создания с нуля новых промышленных районов, развития центральной промышленной зоны, освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока к 1991 году в СССР было уже около 2200 городов разных категорий… Из них только с 1956 года до начала перестройки появилось более 600 городов. А потом, вы знаете, как отрезало…

Как решать проблемы экологии при строительстве городов вблизи промышленных предприятий, например угольных разрезов или нефтегазовых месторождений?

— Добывать и вести первичную обработку сырья, конечно, можно и вахтовым методом. А организация глубокой переработки требует современных экологичных технологий, подготовки кадров, научных исследований. Следовательно, должны появиться не только современные предприятия, но и новые вузы, научно-исследовательские организации. Вот тогда мы получим устойчивое развитие Сибири, которое создаст фундамент для развития ее экономики как минимум на 20 лет вперед.

Сегодня речь идет о создании в Центральной и Восточной Сибири промышленных и экономических центров, которые будут профилированы в зависимости от имеющихся в этих районах энергетических, транспортных и ресурсных мощностей с одновременным благоустройством существующих населенных пунктов и строительством новых агломераций для проживания там людей.

Экспорт и движение населения сейчас ограничены перегруженной или даже отсутствующей транспортной инфраструктурой. Какие варианты расшивки узких мест вы видите?

— Транспорт и логистика как для людей, так и для товарных потоков — крайне важный вопрос для Сибири. Для людей, с учетом региональной специфики, огромное значение имеет развитие локальной, региональной и малой авиации. Пассажирское авиасообщение нужно довести до такого уровня, чтобы для жителя Кодинска или Богучан, например, было обычным делом слетать по делам в Красноярск и обратно — и все в течение дня.

Необходимо развитие железнодорожного транспортного коридора. Сибирь издавна была частью Великого шелкового пути. Здесь уже проходит Транссибирская магистраль, которую нужно модернизировать, перевести полностью на электротягу или на сжиженный природный газ, как альтернативу электрификации БАМа, построить необходимые вторые и третьи главные пути, мосты, тоннели.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Это сложный, но крайне важный проект. Нам нужно построить современный «Кедровый тракт» — безопасный и эффективный маршрут между Европой и Китаем. Необходимость такого транспортного коридора, причем прежде всего безопасного, уже очень четко обозначилась, стоит только вспомнить последние события с блокировкой Суэцкого канала, нападения пиратов, а также текущую ситуацию в Афганистане. Это важно и для международных транспортных потоков. А для России «Кедровый тракт» имеет огромное значение еще и как возможность интеграции в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Как будут координироваться развитие транспортных сетей и строительство новых научно-производственных центров? Где могут появиться связанные с ними города?

— На всей протяженности транспортных коридоров как в Сибири, так и в других регионах нужно создать производственно-логистические центры, в которых должны быть обеспечены условия для развития перерабатывающих производств.

Такие центры будут осуществлять глубокую переработку промышленного или сельскохозяйственного сырья, будут поставлять продукцию и внутри страны, и на экспорт.

Производственно-логистические центры или кластеры с непосредственным доступом к транспортной артерии — «Кедровому тракту» — создадут практически безбарьерную среду для перемещения материалов и компонентов между участниками производственных цепочек, примерно как полуфабрикаты свободно перемещаются между цехами на производстве. Это будет очень серьезный стимул для развития промышленности в виде доступа к внутреннему и внешним рынкам сбыта.

Все это будет скоррелировано с ресурсными возможностями, которые огромны в Сибирском регионе, и спектр их очень широк.

Например, между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр с привлекательной экономикой и долгосрочным потенциалом роста «Медь и электротехника». Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

В этом же районе может быть создан кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия, — «Алюминиевая долина».

В Южной Сибири есть все возможности по созданию масштабной и высокодоходной добычи с более высоким переделом коксующегося угля.

В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Вокруг Лесосибирска имеется достаточный потенциал для создания кластера «Лес и строительные материалы» с высокой долей продукции верхних переделов и привлекательной экономикой. И это только верхушка айсберга.

Важно учитывать, что в мире все больше обращают внимание на то, какие источники энергии используются при переработке, насколько они экологически чисты. У Сибири в этом уже сейчас есть неоспоримое преимущество, ведь регион — кладезь «чистой» энергетики, здесь сосредоточено примерно 70% потенциала российской гидроэнергетики, который используется лишь на 10–20%. И этим конкурентным преимуществом нужно правильно распорядиться.

При этом благодаря имеющемуся профициту электроэнергии в Восточной Сибири при создании новых экономических центров будут необходимы инвестиции только в передачу энергии, а не в генерацию.

Хотя и потенциал развития новой энергетики в Сибири впечатляющий.

Будущей основой там должна стать водородная энергетика. Сейчас это развивающееся, перспективное направление, которое придет на смену нынешним технологиям. В Сибири могут быть созданы с нуля производства водорода, в том числе и для последующего экспорта.

В частности, палладий, которого в Сибирском регионе достаточно, благодаря своим свойствам и способности абсорбировать водород имеет широкие перспективы использования в водородной энергетике — в производстве материалов для хранения и транспортировки водорода, электродных материалов, катализаторов, топливных элементов и датчиков.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Во сколько оценивается развитие сибирских агломераций? Где может быть источник финансирования программы? В бюджете? В фонде национального благосостояния?

— На совещании у президента, где обсуждались важные макроэкономические проекты, не вспомню точно кто сказал: «Денег же нет». На что Владимир Владимирович ответил: «Их никогда не будет, если не начать что-то делать — никогда денег и не будет».

Вообще необходимыми условиями запуска успешных экономических проектов является достаточное наличие следующих факторов: природных ресурсов, энергии, технологий, людей и финансовых ресурсов. В Сибири сегодня в достатке ресурсов и энергии. Для начала достаточно людей. Так что требуется создать новые производства с новыми технологиями и определить финансовые источники для запуска процессов. Эти процессы позволят создать «новые стоимости» и дадут новые объемы и источники средств.

Мы говорим об экономике и долгосрочной программе инвестиций, а не о разовой трате средств. Вопрос именно в запуске программы развития и роста.

Советского Союза с Госпланом и Госснабом давно нет. Мы живем в других реалиях и хорошо это осознаем. Поэтому, безусловно, основным локомотивом капитальных инвестиций в реализацию макроэкономических проектов в Сибири наряду с государственными средствами должен являться частный капитал.

Задача государства и региональных властей — создать условия: обеспечить стабильный оптимальный налоговый режим, грамотное территориальное планирование, возведение базовой инфраструктуры, транспортной доступности…

Дополнительно можно стимулировать перенос и регистрацию в качестве налогоплательщиков штаб-квартир работающих в Сибири крупнейших российских компаний.

Методы, способы и инструменты для этого имеются в большом количестве и могут быть использованы в ходе проработки этой задачи.

Яркий пример — Транссиб длиною в азиатской части более 7,5 тыс. км, который был построен фактически за девять лет без современных бульдозеров и экскаваторов, с привлечением концессионного капитала. Разве мы не сможем этого сделать? То же самое и с месторождениями, которые также можно вовлечь в хозяйственный оборот.

Ведь это и производство здесь, и налоги здесь, и работа для наших людей тоже здесь. А мы вместо этого все больше продаем и вывозим сырье за рубеж. И не только чушки, а бывает, и просто руду.

Важно понимать, что на эти инвестированные в капитал средства регион получит не «рыбу», а «удочки», которые будут формировать значительные доходы для обновления существующей инфраструктуры и увеличения привлекательности условий проживания во всех сибирских городах.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Кто будет строить новые города и производства? Планируется ли привлечение в регионы Сибири большого количества мигрантов?

— Мы ведь говорим о долгосрочной программе развития Сибирского региона, на десятилетия, которая должна не только положить конец оттоку, но, самое главное, создать привлекательные условия для притока в Сибирь населения.

Создание экономических научно-производственных центров потребует инвестиций не только в экономику, но и, прежде всего, в создание привлекательных условий проживания и работы там людей. С учетом имеющейся уже транспортной инфраструктуры и ее наращивания в научно-промышленные центры будут интегрированы и сегодняшние сибирские города, которые получат дополнительные инвестиции на свое развитие.

Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Картинка про Для чего шойгу хочет строить города в сибири. Фото Для чего шойгу хочет строить города в сибири

Какой-то приток трудовых ресурсов на реализацию строительных проектов из наших бывших советских республик, наверное, должен быть. Но важно другое.

Смотрите, у нас сегодня европейская часть России, особенно Московский регион, избыточна с точки зрения наличия трудовых ресурсов, а за Уралом — наоборот. Все это приводит к дефициту и очень высокой стоимости жилья в Московском регионе, повышенной нагрузке на транспорт, социальную инфраструктуру, здравоохранение.

Почему люди из Сибири уезжают ближе к Москве? Потому что вокруг столицы более привлекательные условия жизни, широкие возможности качественного образования и гарантий трудоустройства с достаточным уровнем заработной платы.

Но в российской истории есть много примеров эффективного решения проблемы пространственного развития. Достаточно вспомнить о столыпинских реформах. Переселявшиеся в Сибирь крестьяне освобождались от части налогов, получали ссуды на обустройство, почти бесплатный проезд по железной дороге и даже, читал, им полагалась одна тягловая лошадь и корова. Люди освобождались от службы и рекрутирования ради освоения просторов Сибири. Почитайте, посмотрите отчет о тех программах 1914 года «Азиатская Россия».

В советские годы Сибирь принимала у себя сотни тысяч молодых людей, приезжавших на энтузиазме со всей страны на грандиозные стройки.

Многие оставались здесь работать, приехав с западных областей, Белоруссии, Украины, Закавказья, Поволжья, Средней Азии вместе с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны предприятиями. Можно вспомнить и Фармана Салманова, молодого ученого из Баку, доказавшего сначала теоретически существование, а затем и открывшего колоссальные запасы углеводородов, нефти и газа в Сибири, которыми мы пользуемся и сегодня.

Далее для реализации мегапроектов того времени началась эпоха «комсомольских строек». В этот период были построены Красноярский алюминиевый завод, Саяно-Шушенская, Красноярская и Братская гидроэлектростанции, начато строительство шести заводов энергетического машиностроения под Минусинском, Красноярский экскаваторный и т.д.

Средний возраст населения в Саяногорске, где и я трудился на строительстве алюминиевого завода, составлял 29 лет и очень многие после завершения строительства остались там жить.

Можно продумать систему подъемных, льготных кредитов для приезжающих, предоставление по «сибирской» ипотеке благоустроенного жилья или земельных участков для строительства собственного дома. Увеличить размер материнского капитала и еще многое другое.

Эти и другие меры создадут так называемый эффект агломераций, когда вслед за приездом и концентрацией на какой-то территории новых людей, то есть потребителей, за ними приходит бизнес для оказания различных услуг: от туризма и торговли до образования, что вследствие повышения комфорта жизни приводит к еще большему притоку людей и дальнейшему расширению компаний сферы услуг. Все это хорошо проявилось в Москве и других крупнейших городах России.

Условия для людей, живущих в Сибири, должны стать совсем иными. Ведь почему возникла идея строительства новых городов, новых агломераций? Потому что современным городам нужно правильное зонирование. Вместо грязных промзон и бесконечных пробок должны быть грамотно спланированные пространства — и для работы, и для отдыха, и при этом обеспечивающие мобильность.

Когда вы начали разработку предложений по развитию Сибири, обсуждали ли эти планы с Владимиром Путиным? В какой перспективе считаете возможной их реализацию?

— По поручению президента в рамках Русского географического общества мы этим занимаемся более десяти лет с участием лучших ученых и практиков, а также ведущих экспертов Центра стратегических разработок.

Мне нравится изучать документы по истории, географическим изменениям и экономике регионов России. Во время рабочих поездок всегда вижу красоту, природные особенности регионов и живущих там людей. А Сибирь — моя Родина, моя душа всегда там. Недавно на встрече Владимира Путина с лидерами «Единой России» президент поручил правительству подготовить предложения по реализации этой программы. Работа идет очень активно и, думаю, осенью будет завершена. После согласования в правительстве она будет представлена президенту. Очень надеюсь, что новый состав фракции «Единой России» в Госдуме сделает ее продвижение одним из ключевых приоритетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *