Для чего шрифт с засечками

Зачем нужны засечки в шрифте

Время чтения: 5 минут

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Сергей Рассказов опубликовал эту заметку у себя в блоге. С разрешения автора предлагаем её вам.

Каждый из шрифтов обладает определёнными характеристиками и качествами, которые в одной ситуации «спасут мир», а в другой «разрушат». Это первый пост из серии о важных характеристиках шрифтов (засечки, контраст, выносные элементы и т. д.) и том, как они влияют на особенности типографики.

Существует бесчисленное множество версий, какие шрифты лучше для набора текста (антиквы, гротески, брусковые, и прочая и прочая). Все в чём-то правы и почти всегда не правы в своей категоричности. Попробую тут добавить объективности. Сегодня речь пойдёт о засечках. Я расскажу откуда они появились, зачем были нужны раньше и зачем нужны сейчас, как они влияют на типографику, когда уместно их использование, а когда лучше обойтись без них.

Во время проведения мастер-классов перед разными аудиториями (от профессиональных дизайнеров до обычных обывателей), практически никто не может твёрдо ответить, зачем же нужны засечки. Что они дают дизайнеру и чего лишают?

Хотя сформулированный ответ на этот вопрос должен давать любой графический дизайнер, как 2х2. Конечно со шрифтами всё не так очевидно и однозначно. Своей серией статей я постараюсь, чтобы вы смогли сами сделать выводы и сформировать свою точку зрения. Чтобы в будущем вместо того, чтобы «играть со шрифтами логотипа», вы сразу представляли, какой шрифт нужно использовать для определённой задачи.

Эта статья рассчитана на достаточно широкий круг читателей, так что возможно какие-то вещи вам покажутся очевидными. Целью было собрать как можно более обширный материал по теме со всех точек зрения, чтобы у вас был источник, к которому можно будет при надобности вернуться или на который вы всегда сможете сослаться.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Постараюсь избежать долгих рассуждений про историю засечек, чтобы поскорее перейти к самому интересному: функциональной части о применении шрифтов с засечками в современном типографическом мире. Выводы и рекомендации основаны на моём личном опыте, а так же критике различных книг и статей о шрифтах, так что, возможно, кому-то выводы могут показаться слишком субъективными. Заранее извините — чистой истины не бывает.

Эта запись будет полезна для практикующих дизайнеров, студентов-графиков, тех, кто начинает глубоко погружаться в шрифтовой мир, но упустил из виду информацию о природе засечек и всем тем, кому интересны шрифты и работа с ними.

Засечки

Для начала ответьте на вопрос, что появилось раньше? Шрифты с засечками или без? Гротески или антиквы?

При всей очевидности, когда я задаю этот вопрос, мнения у аудитории разделяются на две равные части. Или чаще большинство говорит, что антиквы появились первее. Многие привыкли так считать, потому что прочитав большинство литературы по типографике, складывается именно такое мнение.

Слово «антиква» — переводится как «древний». А «гротеск», ближе всего означает от «необычный» до «уродливый», что подразумевает новизну таких шрифтов.

Действительно современные гротески появились совсем недавно, но это не значит, что антиквы (если коротко — шрифты с контрастом или засечками) появились раньше. Про антиквы и гротески я ещё напишу отдельную заметку, ну а пока давайте вернёмся к засечкам.

Посмотрите на один из первых гротесков, которому 2500 лет. Греческий дедушка нашей современной письменности:

Видите основные недостатки? Буквы имеют одинаковые пропорции, из-за чего отсутствует ритм, а соответственно и удобочитаемость.

Но главное — греческий капитальный шрифт не держит строку. У букв неравномерные окончания штрихов и сами буквы расположены достаточно хаотично.

Тут пока ещё отсутствует понятие интерлиньяжа, а есть только равномерное заполнение формата. Некоторые штрихи букв слишком длинные, другие наоборот слишком короткие.

Конечно такой хаос не подходил римлянам, когда с расцветом своей империи они позаимствовали греческую письменность и алфавит. И вот тогда для уравновешивания формы букв и придания им законченной формы, они придумывают первые засечки:

Такие же засечки появляются в раннем греческом капитальном шрифте в 1в. до Н.Э.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Первые засечки имели клиновидную форму и повторяли угол окончания штриха.

Эта форма засечек лично мне напоминает шумерскую клинопись, 3000 до Н.Э., хотя вряд ли она как-то могла повлиять на римлян.

Спустя век, римляне совершенствуют греческий «геометрический гротеск» и превращают его именно в тот самый антиквенный римский капитальный шрифт.

Этот шрифт можно назвать идеальным. В нём выверен контраст и оптические особенности восприятия букв. Буквы разделены на группы по пропорциям. Засечки заканчиваются не только красиво, но так же под правильным углом и идеально держат строку.

Буквы вырезались в мраморе и их форма полностью следует логике письма плоским инструментом (кисти в данном случае, которой писались буквы, перед тем, как их начнут вырезать).

Про «Траян» уже сказано больше, чем про все остальные шрифты, поэтому без лишних слов ещё несколько примеров:

На этом фото современная каллиграфическая интерпретация, сделанная Клаудио Гилом:

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Но, несмотря на свою идеальность, это сложный шрифт. Для написания одной буквы требовалось большое количество движений руки, много старания и мастерства (не каждый мог освоить такое письмо).

Так же для удобочитаемости прописных знаков капитального шрифта требовались большие межбуквенные расстояния, что делало его слишком дорогим, т. к. бумаги тогда не было и книги (кодексы) писались на дорогих папирусах и пергаменте. Поэтому этот шрифт так и остался в камне и в скором времени был забыт до ренессанса.

Потребовался более экономный шрифт, который был бы компактнее и при этом быстрее воспроизводим.
Так появляется римское капитальное квадратное письмо, которое использовалось для написания книг в I-III веках.

Любопытный шрифт, с высоким контрастом (1:5). Прописные буквы вновь становятся практически моноширинными. Засечки минимальны либо отсутствуют вовсе. Да они практически и не требуются, потому что чёткие окончания жирных штрихов и без них хорошо выдерживают линию строки.

Квадратные капиталы — хороший вид письма и его влияние заметно, к примеру, в современных классицистических антиквах.

Итальянское письмо продолжает видоизменяться и адаптироваться под нужды времени. Так параллельно с квадратным шрифтом появляется более простая и убористая форма письма — рустика.

«Рустика» дословно переводится как «деревенский, крестьянский». Если квадратное письмо и римский капитальный шрифт были официальными, то рустикой писали во всех сословиях. И знать, и бедняки.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Рустичное письмо I-III века. Быстрое и очень компактное письмо. Обратный контраст. Узкие знаки. Массивные засечки. Появляется большое количество лигатур. В поздних формах рустики (V-VIв.) возникают выносные элементы и росчерки.

Этим письмом было легче научиться писать — большинство букв писалось не отрывая руки в 1-3 движения.

Шрифт был экономнее и убористее. На одном листе можно было уместить большое количество текста, благодаря обратному контрасту основные штрихи — тонкие, а соединительные — широкие и ширину знака можно варьировать и делать шрифт ещё компактнее.

Очень красивый каллиграфичный шрифт, при этом очень функциональный и удобочитаемый. Благодаря массивным засечкам — строка держалась превосходно и писать рустикой можно было совсем без интерлиньяжа.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Мы приблизились к концу первой исторической части, но прежде, чем я закончу, ещё один вопрос: Какие шрифты вам напомнила рустика? Надеюсь, угадали правильно. Акцидентные шрифты 19 века, которые у нас принято называть итальянскими. И шрифты с обратным контрастом, которые становятся популярными в последние годы. С них я начну следующую часть, а пока вот вам для закрепления засечки, о которых я сегодня вёл речь. Вспомните по памяти?

Какие выводы о предназначении засечек можете сделать уже сейчас? Чем они полезны? Где в следующий раз будете использовать шрифты с засечками? В новом логотипе или деловой документации фирменного стиля?

Источник

Знаменитые дизайнеры vs научные исследования про читаемость шрифтов

Я работаю дизайнером около 10 лет. В дизайне не очень много объективных и проверяемых законов, и когда мне нужно было что-то выяснить, я искала информацию в профессиональных книгах, блогах крутых ребят, спрашивала у знакомых арт-директоров и приставала к людям в коридорах.

А потом узнала, что ученые уже сто лет как выяснили то, про что до сих пор спорят дизайнеры.

Мы в Тинькофф сравнили мнение знаменитых дизайнеров и ученых о том, какие шрифты легче читать: антикву(с засечками) или гротески(без засечек).

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Почему я вообще этим занялась

Однажды мне нужно было написать инструкцию для джунов о том, как выбрать шрифт. Я написала, что для больших текстов лучше использовать шрифты с засечками, потому что глаза меньше устают от такого шрифта и засечки помогают держать строку.
Потом пришел редактор и откомментил: «Пруфы?»

«Да это же очевидно», — подумала я и открыла «Википедию»:

Согласно общепринятому мнению [источник не указан 1902 дня], засечки направляют движение глаз вдоль строк при чтении крупных массивов печатного текста. Oни способствуют связи букв в единую линию, облегчая визуальное восприятие и удобочитаемость текста.

В «Википедии» пруфов не было, и я пошла к книжному шкафу.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

На мой взгляд, шрифт с засечками меньше утомляет при долгом чтении обычных, «бумажных» изданий, чем гротеск, по двум причинам. Во-первых, засечки подчеркивают окончания штрихов, становясь дополнительными «смыслоразличителями». Во-вторых, буквы с засечками несколько сложнее по форме, поэтому сильнее отличаются друг от друга, чем гротесковые. А наш читательский глаз больше нуждается в балансе индивидуальности и унификации, чем дизайнерский, который радуется зеркальной вылизанности.

Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя», Откуда взялись и зачем нужны засечки, стр. 51

Шрифт без засечек только кажется простейшим. Его форму специально упростили для детей, а взрослым его читать труднее, чем антикву, ведь ее засечки служат не только для украшения.

Ян Чихольд «Облик книги», О типографике, стр. 21

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Ян Чихольд

Ну ладно, старинные мастера опирались на чутье, но, может, кто-то посовременнее объяснит с пруфами?
Сергей Сурганов, арт-директор «Медузы», дизайнер Notion:

Используйте шрифт с засечками для длинных текстов
Когда вы оформляете любой длинный текст (статью, резюме, письмо, инструкцию), стоит использовать шрифт с засечками, то есть антикву. Считается, что длинный текст, набранный таким шрифтом, легче читать. В традиционной книжной верстке тоже используются именно антиквы, поэтому если вы делаете что-то похожее, то выбор ясен.

Короче, у нас три довода:
«согласно общепринятому мнению»,
«на мой взгляд»,
«считается»,

Книги не помогли, и я попробовала разобраться с помощью научных статей, есть ли какие-то доказательства, что шрифт с засечками легче, быстрее или приятнее читать, чем шрифт без засечек. Конечно, это не полноценный научный обзор. Но лучше, чем «согласно общепринятому мнению». Ссылки на статьи есть в конце каждого раздела.

Понятия: разборчивость vs читаемость

Разборчивость (legibility) шрифта зависит от точности начертания его элементов, что обычно означает возможность распознавать отдельные буквы или слова.
Читаемость (readability) напрямую связана с оптимальной компоновкой и планом всего тела текста.

Засечки направляют взгляд по строке

«Википедия» и еще миллион дизайнерских статей говорят, что засечки направляют движение глаз вдоль строк при чтении крупных массивов печатного текста.
Тут надо знать, что глаза не движутся плавно. Когда мы читаем или ищем какой-нибудь объект в поле зрения, глаза «скачут» от точки к точке, совершая быстрые движения, которые называются саккадами.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Видео про саккады

Более того, глаза совершают саккады, даже когда человек пытается сфокусироваться строго на одной точке.
Джаред Скрюз (Jaret Screws) провел эксперимент: попросил 10 человек прочитать несколько текстов и следил за движением их глаз с помощью специального оборудования.
Вот что получилось:

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Измерили продолжительность фиксации взгляда, среднее количество слов между ними, амплитуду саккад и число раз, когда человек задерживался на одном и том же слове.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Все различия оказались незначительными. Ой.

Кажется, гипотеза о том, что взгляд движется легче по тексту, набранному шрифтом с засечками, не подтвердилась.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Шрифты с засечками и без засечек одинаково «держат» строку

Хотя тут есть подвох. В тесте использовался шрифт 128 pt. Это в десять раз больше, чем в обычной книге, и, возможно, исследование не очень корректно применять к обычному процессу чтения.

Детям, в отличие от взрослых, легче читать шрифт без засечек

Даже если это и не так, в это точно верят производители азбук. Попробуйте найти хоть одну азбуку с антиквой.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Детские азбуки с первой страницы Гугла

Ученые взяли 80 детей 10 лет и 80 детей на два года старше, попросили их найти в тексте нужное слово (скрининг-тест) и измерили, как быстро у детей получилось это сделать.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Контрольной группе оба раза давали одинаковый шрифт, а экспериментальной — сначала шрифт с засечками, а потом без

Различия получились статистически незначимые, и авторы говорят, что, кажется, нет никакой особенной разницы в разборчивости для детей шрифтов с засечками и без засечек.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

А что насчет ребят с плохим зрением?

Исследований про слабовидящих людей и шрифт довольно много.
В Journal of Visual Impairment and Blindness было опубликован обзор 18 исследований, в которых общее количество испытуемых было более 1500 человек.
Вывод исследователей: для людей с плохим зрением шрифты без засечек, такие как Arial, Helvetica, Verdana или Adsans, более читаемые, чем шрифты с засечками.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

The Legibility of Typefaces for Readers with Low Vision: A Research Review Elizabeth Russell-Minda, Jeffrey W. Jutai, J. Graham Strong, Kent A. Campbell, Deborah Gold, Lisa Pretty, and Lesley Wilmot.

Шрифты и дислексики

Людям с дислексией сложно читать. Может, удастся облегчить им жизнь с помощью каких-то шрифтов?

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Страница, которая показывает текст так, как его видят люди с дислексией, на dyslexiarf.com

Ученые с помощью технологии, которая следит за движением глаз, исследовали 97 человек, у половины из которых была дислексия.
Им давали прочитать 12 похожих текстов, набранных разными шрифтами, измеряли скорость, количество и длительность остановок взгляда, понимание текста и с помощью опросников выясняли предпочтения пользователей.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

На первое место по читаемости и у обычных людей, и у дислексиков вышел шрифт без засечек Arial (интересно, что схожая с ним до неразличимости Helvetica — на четвертом месте). Зато на втором месте неожиданно оказался моноширинный брусковый Courier.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Предпочтения же людей вообще однозначные: топ-3 шрифтов и у дислексиков, и у недислексиков — без засечек.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Эмоции и шрифты

Может, дело не в скорости чтения и разборчивости, а в особом настроении, которое создают шрифты с засечками?
В Лаборатории исследований юзабилити ПО в Wichita State University попробовали разобраться, как люди воспринимают шрифты.
Участники заполняли опросник, где указывали, какими, по их мнению, характеристиками обладают разные шрифты.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Интересно, что шрифты с засечками оказались первыми в рейтинге как формальные, «взрослые», практичные и стабильные. А шрифты без засечек оказались первыми в рейтинге… нигде. То есть у них не оказалось какого-то ярко выраженного эмоционального следа.

Для другого исследования взяли два сатирических отрывка из «Нью-Йорк Таймс»: один — о проблемах правительства, другой — о политике в образовании. Их напечатали в шрифтах Times New Roman и Arial одинакового размера и показали в случайном порядке 102 студентам университета, которые оценили их с помощью заранее заданных прилагательных.
Сатирические статьи, напечатанные Times New Roman, воспринимались как более смешные и злые, чем напечатанные Arial.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Скорее всего, это тот же эффект нейтральности шрифтов без засечек, что и в первом исследовании.

Значит ли это, что все шрифты без засечек — безликие? Вообще, нет, но нейтральный шрифт с засечками менее нейтральный, чем нейтральный шрифт без засечек.

Читаемость шрифтов на электронных экранах

Большинство текстов мы читаем с электронных экранов. Электронные устройства и даже разные программы на одном устройстве по-разному обрабатывают шрифты.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками
Разные типы сглаживания

Ученые попробовали разобраться, как влияет сглаживание на читаемость.
Сравнивали четыре шрифта, напечатанные на бумаге, на экране со сглаживанием и без сглаживания

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Интересно, что самым читаемым оказался экранный шрифт со сглаживанием (а не напечатанный), и это шрифт без засечек — Arial. Второй после него — Verdana, тоже без засечек.
Зато без сглаживания лучше всего читалась Georgia — шрифт с засечками.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Выводы

В статье есть обзоры всего нескольких статей. Еще пару дюжин я просмотрела, но не стала включать в статью, чтобы не делать ее бесконечной. На самом деле их еще больше. Но результат во всех примерно один и тот же: или отличия оказываются статистически незначимыми, или гротески немного обгоняют антикву.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Если вас заинтересовала эта тема, можете провести собственное исследование: поискать на scholar.google.ru по запросу типа Font readability research. Там можно найти исследования и про оптимальный межстрочный интервал, и про восприятие разных начертаний шрифта, и про различия читаемости в зависимости от размера.

Вряд ли это поможет стать принципиально более хорошим дизайнером, но добавит весомых аргументов.

Источник

Сергей Рассказов опубликовал эту заметку у себя в блоге. С любезного разрешения автора предлагаю её вам.

Каждый из шрифтов обладает определёнными характеристиками и качествами, которые в одной ситуации «спасут мир», а в другой «разрушат». Это первый пост из серии о важных характеристиках шрифтов (засечки, контраст, выносные элементы и т. д.) и том, как они влияют на особенности типографики. Существует бесчисленное множество версий, какие шрифты лучше для набора текста (антиквы, гротески, брусковые, и прочая и прочая). Все в чём-то правы и почти всегда не правы в своей категоричности. Попробую тут добавить объективности. Сегодня речь пойдёт о засечках. Я расскажу откуда они появились, зачем были нужны раньше и зачем нужны сейчас, как они влияют на типографику, когда уместно их использование, а когда лучше обойтись без них.

Во время проведения мастер-классов перед разными аудиториями (от профессиональных дизайнеров до обычных обывателей), практически никто не может твёрдо ответить, зачем же нужны засечки. Что они дают дизайнеру и чего лишают?

Хотя сформулированный ответ на этот вопрос должен давать любой графический дизайнер, как 2х2. Конечно со шрифтами всё не так очевидно и однозначно. Своей серией статей я постараюсь, чтобы вы смогли сами сделать выводы и сформировать свою точку зрения. Чтобы в будущем вместо того, чтобы «играть со шрифтами», вы сразу представляли, какой шрифт нужно использовать для определённой задачи.

Эта статья рассчитана на достаточно широкий круг читателей, так что возможно какие-то вещи вам покажутся очевидными. Целью было собрать как можно более обширный материал по теме со всех точек зрения, чтобы у вас был источник, к которому можно будет при надобности вернуться или на который вы всегда сможете сослаться.

Постараюсь избежать долгих рассуждений про историю засечек, чтобы поскорее перейти к самому интересному: функциональной части о применении шрифтов с засечками в современном типографическом мире. Выводы и рекомендации основаны на моём личном опыте, а так же критике различных книг и статей о шрифтах, так что, возможно, кому-то выводы могут показаться слишком субъективными. Заранее извините — чистой истины не бывает.

Эта запись будет полезна для практикующих дизайнеров, студентов-графиков, тех, кто начинает глубоко погружаться в шрифтовой мир, но упустил из виду информацию о природе засечек и всем тем, кому интересны шрифты и работа с ними.

Засечки

Для начала ответьте на вопрос, что появилось раньше? Шрифты с засечками или без? Гротески или антиквы?

При всей очевидности, когда я задаю этот вопрос, мнения у аудитории разделяются на две равные части. Или чаще большинство говорит, что антиквы появились первее. Многие привыкли так считать, потому что прочитав большинство литературы по типографике, складывается именно такое мнение. Даже слово «антиква» — переводится как «древний». А «гротеск», ближе всего означает от «необычный» до «уродливый», что подразумевает новизну таких шрифтов. Действительно современные гротески появились совсем недавно, но это не значит, что антиквы (если коротко — шрифты с контрастом или засечками) появились раньше. Про антиквы и гротески я ещё напишу отдельную заметку, ну а пока давайте вернёмся к засечкам.

Посмотрите на один из первых гротесков, которому 2500 лет. Греческий дедушка нашей современной письменности:

Источник

Для чего шрифт с засечками

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Верстка журнального разворота. Часть 2

После непродолжительной отпускной паузы, продолжаю серию статей о журнальном дизайне. В предыдущей статье я писал о модульной сетке, как об одной из основ дизайна печатных изданий.

Теперь поговорим о шрифтах.

Даже неискушенный глаз при взгляде на любой печатный текст, может заметить, что одни шрифты имеют засечки, а другие — нет. Наличие или отсутствие этих засечек и есть главное отличие двух основных групп шрифтов.

Засечки в шрифтах представляют собой короткие, обычно перпендикулярные штрихи, которыми начинаются и заканчиваются основные штрихи знака. В старой литературе иногда называется «отсечка». Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и т.д. Засечки могут быть скругленными в месте соединения с основным штрихом, а могут присоединяться под углом без скругления.

Шрифты без засечек называются рублеными. В Англии, и Франции такие шрифты чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные).

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Шрифты с засечками также называют антиквой. В Англии, США и Франции такие шрифты чаще называются Serif.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Термин «Антиква» (Antiqua) заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII–IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву.

Рубленые шрифты выглядят более современными, а на практике они более удобны для дизайнерской работы. Например, для построения логотипа. В них легче управлять межбуквенными расстояниями. Крупные текстовые элементы, набранные таким шрифтом, воспринимаются единым пятном, т.е. целостно. Вот почему подавляющее большинство заголовков создают именно шрифтами без засечек. Основной же мелкий текст статей, как правило, набирают шрифтами с засечками. Почему так, а не наоборот?

Дело в том, что рубленые шрифты воспринимаются как более устойчивые, основательные и массивные, тогда как шрифты с засечками легче читаются. Статья, набранная таким шрифтом, читается быстрее и свободнее, т.к. засечки, как бы облегчают движение глаз от буквы к букве.

Для чего шрифт с засечками. Смотреть фото Для чего шрифт с засечками. Смотреть картинку Для чего шрифт с засечками. Картинка про Для чего шрифт с засечками. Фото Для чего шрифт с засечками

Конечно, это правило довольно общее. Существуют газеты и журналы, где оно не соблюдается, но любое исключение из правил должно быть оправдано.

Если вы точно знаете и понимаете, почему в вашей работе заголовки должны быть набраны шрифтом с засечками, а мелкий текст, наоборот, рубленым шрифтом, тогда вы вправе наплевать на то, что пишут в учебниках по типографике. Но на заре вашей дизайнерской карьеры, я бы посоветовал вам просто поверить, что все эти умные учебники писали отнюдь не дураки…

Самый важный фактор в выборе шрифта для основного текста — его читабельность. Печать газеты может быть неудовлетворительна, и поэтому использование шрифта с засечками будет неразумно. Если печатная краска не ложится на странице ровным слоем, то засечки букв, возможно, не будут даже видны. В таких случаях применение красивого рубленного шрифта будет более уместно. Качество печати журналов, как правило, значительно выше, и такая проблема вряд ли возникнет.

Единственный способ определить наиболее удобочитаемый шрифт для вашего основного текста – это эксперимент и отбор образцов различных шрифтов, учитывая технические возможности типографии. Рассмотрите печатные образцы и решите, какой шрифт является наиболее четким.

Выбрав шрифт, используйте его последовательно на всех полосах журнала. Стиль заголовка должен быть прост. Все заголовки выполняйте одним и тем же шрифтом. Заменить его на другой шрифт стоит лишь в случае осознанной необходимости. Например, в отдельных рубриках, которые нужно выделить среди всех остальных материалов.

Вместе с тем, вы можете разнообразить внешний вид заголовков при одном шрифте, используя различные размеры, стили и цвета.

Последовательное использование шрифта служит ориентиром для читателей. Если заголовки статей определенного раздела, набранные одним шрифтом, а заголовки другого раздела – другим шрифтом, то читатель сможет с первого взгляда различать эти разделы.

В заголовках не используйте только прописные буквы!

Как показывают исследования, человек читает и воспринимает слова, напечатанные только заглавными буквами, намного дольше, чем слова, состоящие из прописных и строчных букв. Если вы все же решите использовать в заголовке ведущей статьи только заглавные буквы, то увеличьте размер шрифта так, чтобы уменьшить неудобство восприятия текста.

Используйте выбранный шрифт достаточно большого размера, чтобы его легко можно было читать. Помните, что текст статей должен легко восприниматься читателем. Если текст напечатан слишком мелко то, это позволит разместить больше слов на странице, но вместе с тем, затруднит их зрительное восприятие. Традиционно в российских газетах текст печатался 8-м кеглем, однако сейчас наблюдается тенденция к увеличению размера шрифта до 9 — 9,5.

Определитесь с межбуквенными интервалами (трекингом).

Если расстояние между буквами слишком мало или, наоборот, велико, то слова будет трудно читать и понимать. Найдите оптимальное межбуквенное расстояние и используйте его постоянно во всем проекте.

Тот же самый принцип применяется и при выборе междустрочного расстояния (интерлиньяжа). Наберите текст определенным шрифтом и поэкспериментируйте с интервалом между строками, чтобы выяснить, какой из них наиболее привлекательный и самый удобочитаемый.

Одна из задач интерлиньяжа — создание горизонтального пути для глаз, по которому они возвращаются к началу строки. Дизайн шрифта может влиять на на ширину этого пути. Шрифты с высоким ростом строчных букв, например, обычно требуют дополнительного интерлиньяжа.

Интерлиньяж — важнейший инструмент управления «цветом» текста на странице, поэтому для шрифтов с большей насыщенностью штрихов требуется увеличенный интерлиньяж для того, чтобы осветлить «цвет» текстового блока и сделать его менее плотным.

Установите свой стандарт интерлиньяжа и затем применяйте его постоянно. Не попадайтесь в ловушки, увеличивая размер интервала, когда статья слишком короткая или, уменьшая его, когда текст довольно длинный!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *