Для чего систематизируют контракты учреждения
Особенности работы с государственным контрактом
В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.
Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ
Понятие государственного контракта
Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).
Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.
Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.
Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).
Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:
В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.
Законодательный регламент государственных контрактов
Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.
Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:
Заключение госконтракта
Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:
ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.
Сроки подписания госконтракта
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Исполнение госконтракта
ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.
Идентификатор госконтракта
Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:
Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Расторжение госконтракта
Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:
Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.
Контракт разрывает заказчик
Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:
Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).
Контракт разрывает поставщик
Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:
Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.
Электронное актирование: новая реальность для учреждений-заказчиков
ideyweb / Depositphotos.com |
Для получателей средств федерального бюджета новыми нормами постановления Правительства РФ № 2050 об особенностях реализации закона о федеральном бюджете на 2021 год установлены обязательные условия об оплате, которые необходимо предусмотреть в государственных контрактах 2021 года на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667):
Более подробно о такой новации мы рассказывали ранее в новостной ленте.
Конечно, мы привыкли, что в качестве документа о приемке исполнения по контракту, как правило, выступает накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ/ оказанных услуг, оформленные в печатном виде. Однако наряду с таким оформлением приемки в настоящее время Казначейством в ЕИС реализована процедура электронного актирования, когда документ о приемке товаров, работ или услуг формируется и подписывается электронной подписью в электронной форме посредством функциональных возможностей ЕИС Такой вариант формирования документов позволяет минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей, в том числе, процесс оплаты.
Так вот еще одно новшество касается федеральных ГРБС как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им ПБС. По закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС начиная с 1 мая 2021 года, в соответствии с новой нормой Постановления № 2050 заказчик обязан предусмотреть в контрактах положение о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в ЕИС в сфере закупок.
На что следует обратить внимание при электронном актировании?
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
На федеральные бюджетные и автономные учреждения, региональные и муниципальные организации бюджетной сферы норма об обязательном включении в условия контракта возможности электронного актирования не распространяется. Но все они могут воспользоваться таким способом формирования и подписания документов о приемке в ЕИС.
А начиная с 1 января 2022 года электронное актирование запланировано внедрить повсеместно и распространить на заказчиков всех уровней бюджетов независимо от типа учреждения.
Приводим дела в порядок: инструкция для контрактного управляющего
На контрактного управляющего законом возлагается достаточно большой перечень задач. Там, где сумма закупок недостаточна для создания полноценной контрактной службы на одного специалиста приходится больший объем работы и ответственности. К тому же, вопрос взаимодействия между подразделениями и организация документооборота у небольших заказчиков часто не на самом высоком уровне. Работу контрактного управляющего это легче не делает.
Совместно с экспертом, коммерческим директором ООО «Развитие» Афенко Александром Борисовичем, мы обсудили основные задачи, которые обычно входят в зону ответственности контрактного управляющего, и проблемы, которые возникают при их выполнении.
Решение вопросов, связанных с закупками
Обязанности контрактного управляющего обусловлены в первую очередь требованиями закона, их можно разделить на блоки. Так, контрактному управляющему приходится решать вопросы, связанные с планированием закупок.
Для этого есть план-график, который размещается в ЕИС. В него периодически приходится вносить изменения по разным причинам — иногда нужно менять характеристики самой закупки, иногда урезают финансирование или доводят новые лимиты. По мере поступления к контрактному управляющему этой информации он должен эти изменения разместить в ЕИС хотя бы за день до публикации извещения о конкурентной закупке.
Своевременная подготовка документации, извещений или обоснования закупки у единственного поставщика, проектов контрактов
Хорошо, если контрактный управляющий имеет представление о том, какие закупки могут или должны быть проведены в ближайшее время. К сожалению, такое бывает не всегда. Но, тем не менее, всегда можно выделить закупки, которые заказчик проводит регулярно. Например, медицинские учреждения приобретают расходники и лекарственные средства, детские сады — продукты питания, все пользуются коммунальными услугами. Желательно определить подобные процедуры для конкретного заказчика и разработать документы — документацию, техническое задание и.т.д.
Отдельное внимание стоит уделить обоснованию цены — нужно не только выбрать правильный метод, но и успеть, если это необходимо, направить поставщикам запросы и получить ответы. Для этого придется хорошо изучить рынок соответствующих товаров или услуг или делегировать этот вопрос сотруднику, которому проще по роду занятий разобраться в конкретной теме. Не забывайте, что при некоторых видах закупок у единственного поставщика также нужно публиковать извещения.
При подготовке документации, определении технических параметров закупаемых товаров необходимо:
соблюдать требования нацрежима (запрет и ограничение допуска определенных товаров на российский рынок, квотирование – см. ПП РФ № 616 и 617 от 30.04.2020 г., Приказ Минфина № 126н, ПП № 2014 от 03.12.2020 г. а также отраслевые акты);
соблюдать квоты на закупку у СМП и СОНКО;
следить за соблюдением лимитов по закупкам у единственного поставщика, в том числе для малых электронных закупок. В принципе, этот вопрос лучше решить в рамках распределения закупок на предстоящий год, но корректировка может потребоваться по мере исполнения.
Сопровождение текущих закупок
Для конкурентных закупок важно, чтобы соблюдались сроки — публикации извещения, внесения изменений в документацию/извещение или отмены всей закупки. Также нужно отслеживать запросы участников и своевременно реагировать на них. Следует помнить, что на размещение ответа дается всего 2 календарных дня, а сам контрактный управляющий далеко не всегда может дать квалифицированный ответ. Например, если речь идет о закупке электронного прибора или тех же лекарственных средств, ему понадобится как минимум консультация специалиста для написания ответа. А возможно, даже помощь в корректировке ТЗ.
На этапе определения победителя и заключения контракта от контрактного управляющего требуется подготовка протоколов и размещение их в ЕИС, а также направление победителю проекта контракта.
Внесение информации в реестр контрактов
Помимо реквизитов закупки нужно внести через ЕИС сведения об источнике финансирования, данные из контракта (дата заключения, цена, единица цены, объект, страна происхождения или производитель), прикрепить сам контракт, подписанный усиленными ЭЦП. Также учтите, что сделать это можно только при положительном результате казначейской проверки. В дальнейшем может понадобиться внесение дополнительных сведений об изменении контракта, и обязательно нужно будет вносить информацию об исполнении или расторжении.
Участие в проверках контролирующих органов
Они проводятся как органами антимонопольной службы, так и органами казначейства или региональными властями. План проверок составляется и утверждается заблаговременно на целый год, информацию об этом можно посмотреть в ЕИС. Если заказчик попал в этот план, то желательно заранее привести в порядок документацию по закупкам за последние три года. Проверки в рамках прокурорского надзора тоже могут быть плановыми.
Вне зависимости от характера деятельности заказчика от контрактного управляющего требуется жесткое соблюдение сроков. Часто они нарушаются по обстоятельствам, которые объективно от него не зависят, но это не освобождает его от ответственности, в том числе административной. Чтобы снизить риски для себя, контрактному управляющему стоит продумать и отработать алгоритм взаимодействия с другими подразделениями — сроки предоставления информации, решить с руководством вопросы о назначении лиц, ответственных за выполнение поручений, связанных с закупками. По-возможности стоит отразить все это в должностных инструкциях и других внутренних документах, приказах. Контрактному управляющему важно своевременно получать от бухгалтерии информацию об оплате, а от отделов, которым нужен предмет закупки, — ТЗ и документы о приемке/отказе от приемки и.т.д.
Также следует максимально систематизировать внутреннюю работу и организовать документооборот так, чтобы было легко отсортировать информацию по различным закупкам — отдельно по конкурентным и не конкурентным, по кодам ОКПД2, по процедурам, стадиям, отследить поступление денежных средств или выявить просрочку исполнения.
Нужен быстрый и удобный доступ ко всем документам закупки — документации, извещениям, протоколам, контрактам и допсоглашениям к ним, актам, счетам-фактурам, товарораспорядительным документам, документам, подтверждающим оплату или поступление финансирования. Так сам управляющий допустит меньше ошибок, а в случае проверки сможет быстро к ней подготовиться.
Работа с договорами. На что обратить внимание
Ведение договорного документооборота является одной из ключевых задач в работе любой организации, а такой процесс, как заключение договора, требует повышенного внимания. Стоит отметить, что этот процесс включает в себя каждый шаг работы с договором, от создания и утверждения до внесения корректировок и контроля соблюдения обязательств сторон.
Полный цикл работы с договором — это сложный процесс, в который обычно вовлечены сразу несколько подразделений компании, что влечет за собой большие риски возникновения ошибок и весьма размытые сроки введения документа в силу.
Зачастую работа строится по принципу — кто свободен, тот и ответственный. Но это в корне не верно.
Правильно организованная и регламентированная работа с договорами заметно снижает эти риски, в то время как автоматизация согласования договоров полностью исключает их и делает этот процесс абсолютно прозрачным.
Зачем создавать регламент?
Но, прежде чем внедрять электронный документооборот, необходимо разработать регламент о договорной деятельности компании с такими разделами как: порядок согласования договора и сроки исполнения, ответственные лица, учет договоров, контроль соблюдения сроков. После создания подобного положения, можно приступать к выбору СЭД и автоматизации документооборота.
Регламент структурирует и четко расписывает все этапы работы с договорами, определяет ответственных лиц, регламентирует процесс согласования.
Если все сделано правильно, то в организации:
При этом можно поручить подготовку договоров специальному отделу, группе специалистов или по каждой сделке ответственными будут разные лица, например, менеджеры по продажам будут работать каждый со своим кругом клиентов.
Второй вариант более гибкий, т.к. можно дать менеджерам определенные права менять условия доставки, размер скидки и другие параметры, чтобы привлечь клиента.
Какой бы подход вы не выбрали, но в итоге все равно все контракты будут собираться в одном месте, к примеру, в бухгалтерии, или у руководителя подразделения. Их хранение — это тоже часть бизнес-процесса.
Независимо от организационных особенностей, необходимы единые для всех сотрудников правила и инструкции по работе с договорами. Ограничение прав и обязанностей отдельных работников — юрист будет рассматривать договор с точки зрения права, главбух — с финансовой точки зрения и налогообложения и т.д.
Стоит также определить, кто принимает окончательное решение и подписывает договор. Причем можно разделить разные виды сделок — с поставщиками, покупателями, на услуги связи, по командировкам и т.д.
Проще всего собрать все правила в едином документе, например. в Положении по договорной работе.
С чего начать?
В Положении предусмотрите несколько разделов:
По каждому этапу должен быть назначен ответственный, который будет вести учет, координировать работу и следить за исполнением.
Когда вы подготовили регламент, можно переходить к составлению стандартных форм, которые будут универсальны и могут использоваться без специального согласования.
В таком договоре можно сразу установить обычные условия для клиентов, например — срок поставки товара 10 рабочих дней, транспортные расходы за счет покупателя, 100% предоплата. Если какие-то условия будут меняться, их необходимо согласовать по регламенту.
Не забудьте о деталях
Определите формат проекта договора. Изначально ведь не обязательно иметь бумажный оригинал или электронный договор, достаточно обычного файла, составленного в Word или pdf.
Обговорить алгоритм действий на случай, если не получается прийти к единому мнению по тексту договора.
Если у вас есть юридический отдел или юрист, то, скорее всего он и сам знает, что делать. Если нет — постарайтесь обратить внимание на некоторые важные особенности:
Чем вы рискуете, заключая договор: ТОП рисков и способы, как их избежать
Если ваш контрагент ненадежен, то вам грозит в лучшем случае запрос на целую кучу документов, в худшем — серьезные финансовые потери и доплата налогов.
Пример преамбулы договора: ООО «Спутник», в дальнейшем именуемое Поставщик, в лице коммерческого директора Иванова И.И., действующего на основании доверенности № 456 от 01 февраля 2021 года, и ООО «Петров и Ко», именуемое в дальнейшем Покупатель, в лице менеджера Сидорова С.С., действующего на основании Приказа № 6 от 31 декабря 2020 года.
У предоставленных полномочий есть границы и сроки. Допустим менеджер может подписывать договор, но не имеет право вносить в него изменения, а его доверенность действует только 1 месяц.
Доверенность должна содержать данные о доверителе и доверенном лице, иметь номер и дату, срок действия.
В чем же плюсы СЭД?
Согласование договора является ключевым этапом при автоматизации электронного документооборота. В первую очередь, этот процесс должен быть основан на положении о договорной деятельности, включающем в себя список уполномоченных лиц, последовательность в движении договора и сроки его согласования.
На этом этапе система автоматически рассчитывает маршрут движения договора. Для этой работы СЭД использует матрицу согласования и визирования, с помощью которой система определяет документ по таким признакам как вид договора, ответственные лица, тип контрагента и т.д.
При ручном ведении договора время на его конечное утверждение равняется тому времени, которое требуется для утверждения каждым из ответственных лиц или отделов. Согласование договоров при помощи СЭД автоматизирует этот процесс и рассылает требующий утверждения договор по всем согласующим сотрудникам одновременно или в той последовательности, которая необходима. Это значительно упрощает процесс согласования.
После учета и внесения всех предложенных исправлений, договор снова выходит на тот же цикл согласования. Как только документ согласован, он отправляется на утверждение руководителю организации.
Поддержка работы с электронной подписью и интеграция с Диадок позволяет максимально ускорить подписание договора вашим контрагентом.
Подводя итоги, можно сказать, что автоматизация договорного документооборота делает работу с договорами максимально удобной и эффективной, значительно сокращает время работы с каждым из них и повышает уровень безопасности работы с документами.
С документами могут работать сразу несколько сотрудников, даже если они находятся на удаленке.
Необходимость систематизации договоров, применяемых в корпоративных правоотношениях
Дата публикации: 10.06.2018 2018-06-10
Статья просмотрена: 281 раз
Библиографическое описание:
Сергеев, Д. Э. Необходимость систематизации договоров, применяемых в корпоративных правоотношениях / Д. Э. Сергеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51233/ (дата обращения: 01.12.2021).
Настоящая статья посвящена вопросу необходимости систематизации такого института, как корпоративный договор. Автор рассматривает проблему отсутствия систематизации корпоративных договоров; корпоративные договоры по аналогии с идеей деления гражданско-правовых договоров по видовым признакам. На основании проведенного анализа сделаны предложения о возможных разделении и систематизации корпоративных договоров.
Ключевые слова: корпоративный договор, ГК РФ, договор, отношение, корпоративное управление, Гражданский кодекс
На сегодняшний день проблема правоотношений является одной из самых сложных, но в то же время наименее разработанных проблем правоведения. Корпоративные правоотношения являются составной и неотъемлемой частью гражданских правоотношений.
Институт корпоративного договора был закреплён в российском праве в 2014 году путем внесения изменений в ГК РФ (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99) [1].
Согласно ст. 67.2 ГК РФ корпоративный договор есть соглашение, по которому участники хозяйственных обществ или некоторые из них обязуются выполнять корпоративные права, “в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять другие действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли (акций) до наступления определенных обстоятельств”.
Новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) о корпоративном договоре с момента своего появления вызывают многочисленные вопросы среди теоретиков гражданского права и практикующих юристов. Одним из таких проблемных моментов является место корпоративных договоров в системе гражданско-правовых договоров, которое не вполне ясно из соответствующих норм законодательства [2].
Тема систематизации договоров, применяемых в корпоративных правоотношениях, актуальна тем, что в современной российской действительности корпоративно-правовой договор явление сравнительно новое, и не совсем изученное, хотя и достаточно распространенное в корпоративных правовых отношениях. Корпоративно-правовой договор воспринимается неоднозначно не только ученными. Суды и те двойственны в выносимых решениях. И этим объясняется то обстоятельство, что федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ введена статья 67.2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) — Корпоративный договор. Именно этот факт в наибольшей степени говорит об актуальности корпоративного договора и необходимости его законодательного регулирования.
Вопреки регулярным обсуждениям вопросов корпоративного права на различных уровнях, существующие исследования посвящены большей частью экономическим проблемам корпоративного управления. При этом необходимо заметить, что развитие корпоративных отношений в России характеризуется относительно небольшим периодом времени по сравнению с большинством зарубежных стран, а также отличается несогласованностью между потребностями отечественных компаний в корпоративном управлении и фактическими нормативно-правовыми возможностями регулирования корпоративных отношений государством. Данный фактор является одним из ключевых препятствий на пути успешного функционирования корпоративного управления в отечественных компаниях.
Проблемы внутренних отношений в корпорациях представляют на сегодняшний день наибольший научный и практический интерес, несмотря на то, что в юридической литературе довольно основательно был изучен механизм взаимодействия правовых норм с другими социальными регуляторами. Наряду с этим, корпоративные нормы как самостоятельное правовое явление в полной мере исследовано не были.
Ряд ученых-правоведов в своих работах анализировали корпоративную природу организаций, рассматривали сущность внутренних документов организаций, порядка их разработки, принятия и применения. Среди них необходимо отметить следующих исследователей: С. Н. Братусь, А. В. Венедиктов, В. П. Грибанов, И. Т. Тарасов, С. Ю. Филиппова, И. С. Шиткина и некоторые другие.
Вопреки наличию определенного количества исследований, посвященных анализу общетеоретических и отдельных практических вопросов деятельности корпоративных организаций, комплексного исследования феномена корпоративных норм, их признаков, форм и роли в современном правовом регулировании ни в российской, ни в зарубежной науке не проводилось.
Однако после внесения изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности добавления ст. 67.2, множество авторов стало изучать проблемы корпоративных правоотношений вообще и корпоративных договоров в частности. Среди них Е. Б. Абакумова, В. К. Андреев, А. В. Асташкина, В. Г. Бородкин и некоторые другие.
Несмотря на то, что существуют множество работ, посвященных корпоративным отношениям в целом, и корпоративному договору, в частности, комплексного исследования корпоративного договора посредством систематизации и рассмотрения отдельных его видов не проводилось.
Исследовав виды договоров, применяемых в корпоративных правоотношениях, можно сделать определенные выводы, которые, как представляется, довольно хорошо показывают возможность их систематизации:
По сравнению с гражданско-правовым договором, корпоративный договор ориентирован на возникновение, изменение или прекращение субъективных гражданских прав и юридических обязанностей не только в отношении его сторон, но и в отношении других лиц, не являющихся сторонами такого договора.
Однако, в отношении корпоративного договора применимы те же принципы, что и в отношении общегражданских договоров.
Корпоративные отношения — это общественные отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением такими организациями. От содержания корпоративных отношений зависят пределы договорного регулирования соответствующих отношений договорами корпоративного характера.
Совокупность договоров корпорации может быть классифицирована по типу другой стороны договора как:
‒ внутренние, заключаемые между корпорацией и заинтересованными сторонами внутри корпорации (трудовые договоры).
‒ внешние, которые заключаются между корпорацией и внешним контрагентом (коммерческие договоры купли-продажи, оказания услуг, подряда).
Считаю, что в качестве основной классификации внутрикорпоративных договоров, классификация по функциональному назначению договора является наиболее применимой. По данному основанию выделяются следующие группы договоров:
а) договоры о создании и реорганизации корпоративной организации;
б) договоры о текущей внутренней деятельности корпоративной организации (договоры между корпорацией и сотрудниками; договоры с директорами; договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации; договоры между акционерами/участниками);
в) договоры, направленные на разрешение конфликтной ситуации.
Совокупностью договоров по типу другой стороны договора корпорации являются внешние договоры — между корпорацией и внешним контрагентом (коммерческие договоры купли-продажи, оказания услуг, подряда).
В деле правовой квалификации корпоративного договора, определение его сущностных юридических характеристик представляется наиболее важным, так же проведение предметной классификации корпоративных договорных соглашений, усилит системность изучения сущности корпоративного договора и его динамики в российском правоприменении [3].
Возможности, предоставляемые ГК РФ, а также планируемые изменения должны способствовать более активному применению корпоративного договора.
В Гражданский кодекс РФ были внесены положения о корпоративном договоре. Однако, несогласованность положений о корпоративном договоре в гражданском законодательстве РФ с иными федеральными законами, требует модернизации гражданского законодательства.
На сегодняшний день представляется необходимым придание большей императивности сравнительно новому правовому институту — корпоративному договору — для целей предотвращения риска наступления неблагоприятных последствий не только для дальнейшего развития корпораций в России, но и для их будущих участников.