Для чего скупают катализаторы
Зачем скупают катализаторы
В самом начале 90-х из-за ухудшения экологической обстановки страны Евросоюза принимают законодательные акты, которые регламентируют содержание токсичных веществ в выхлопе автомобиля. Самый первый получил название Евро_1, затем вводятся новые нормы. Они отличаются предельными значениями загрязняющих веществ, производимых автомобильным транспортом. Год от года под влиянием «зелёных» требования к экологической безопасности ужесточаются.
Устройствами, способными повлиять на уровень вредных веществ в выхлопе – являются автомобильные катализаторы (каталитические нейтрализаторы), которые устанавливаются непосредственно на выхлопную систему. Современные устройства делают трехкомпонентными – по одной секции на каждое из отравляющих веществ: углеводород (CHx), оксид азота (NOx), окись углерода (CO). Представляет собой металлический корпус, в котором размещена сотовая конструкция, покрытая веществами-катализаторами, ускоряющими химическую реакцию. Мы подошли к вопросу – зачем скупают катализаторы. Обычно этими веществами является платина, родий или палладий. Самостоятельно выделять их не имеет смысла – общий вес драгметаллов с одного устройства составляет не более 0,1 грамма. Но предприятия, которые покупают, затем перерабатывают отработанные катализаторы в промышленном масштабе, могут принести выгоду владельцу и сами не остаться в накладе.
Со временем прибор приходит в негодность. Постоянные химические процессы, связывающие определённые соединения в выхлопе, снижают активность нейтрализаторов. В конце концов деталь становится бесполезной. Когда произойдет отказ, вы поймёте по поведению машины:
Сначала стоит попробовать скинуть ошибку – такое предупреждение возможно из-за некачественного топлива. Но лучше поехать в автосервис и убедиться, что виноват именно катализатор.
Зачем скупают катализаторы Б/У
После того, как мастер сервиса определит, что во всех бедах виноват именно катализатор, он будет заменен на новый. Теперь у вас на руках остается нерабочее устройство. Есть варианты, как поступить с ним дальше? Но погодите его выбрасывать – он сможет принести пользу. Внутри него находятся соты, которые нейтрализуют вредные продукты сгорания топлива в двигателе. Для осуществления процесса они покрыты драгоценными металлами – родием, палладием, платиной. Пусть их немного, но их стоимость превышает цену золота практически в два раза. Как выше отмечалось, самому их добыть дело неблагодарное – потребуется время и соответствующее оборудование. Поэтому надо искать фирмы-скупщики, которые принимают катализаторы.
Цена на рынке драгоценных металлов зависит от курса доллара и нестабильна. Не будем вдаваться в подробности, которые при желании всегда можно нагуглить в интернете. По негласному правилу за б/у катализаторы платят порядка 75% стоимости драгметаллов, находящихся в нём. Это мировая практика, которая прижилась и устраивает обе стороны.
Стоимость, обычно, оценивается следующим образом:
Можно ли обойтись без катализатора
После определённого пробега, после того, как в машине появляются признаки неисправности, необходимо провести замену выработавшего свой срок прибора на новый. Но новый катализатор из-за драгоценных металлов стоит не дёшево. К примеру, новый отечественный нейтрализатор стоит примерно 2-4 тыс., на иномарку 8 тыс. Поэтому многие автолюбители ставят обманку или пламегаситель.
Для того, чтобы обойти систему, необходимо отключить кислородные датчики, поставленные в систему для контроля уровня загрязнения выходящего потока. После отключения умельцы перепрограммируют систему с учётом изменений.
Чтобы не лезть в систему используют обманки – дополнительные вставки, отодвигающие датчики дальше от выхлопа. В результате фиксируется меньше загрязнений, бортовой компьютер спокоен. Используются также обманки с фильтром, который позволяет судить о реальном загрязнении.
Пламегаситель – более бюджетный вариант. Используется как глушитель, одновременно для разделения потока выхлопных газов. В нем нет сотовой структуры, поэтому он лучше переносит различные примеси в топливе. Его плюс – поток свободно проходит его, поэтому мощность двигателя растёт в среднем на 10%, он меньше потребляет топлива.
Зачем удаляют катализатор вмашине – плюсы:
Но минусы, которые перекрывают достоинства – наносится вред окружающей среде, если выхлоп попал в салон, то возможно отравление угарным СО и окисью азота, при поездке за рубеж возможен большой штраф или вовсе отказ во въезде в страну.
Если прибор удалён собственноручно и неправильно поставлен пламегаситель, то на приборной панели будет присутствовать сообщение о проблеме с двигателем. Так же могут возникнуть проблемы при прохождении техосмотра, во время движения будет периодически появляться дребезжащий звук.
Как продать катализатор выгодно
После того, как мы рассказали о ценности, которую представляет нейтрализатор, вы вправе принять решение. Если вы собираетесь просто выбросить устройство в ближайшую мусорку, затем поехать по своим делам, этого делать не стоит, т.к:
Но ничего не мешает подъехать на пункт приёма и проконтролировать процедуру оценки лично.
В этом случае так же у вас несколько вариантов развития событий:
Как уже было сказано выше, на стоимость влияет год выпуска, объём двигателя автомобиля, страна-производитель и его состояние.
Помните: На дизельные автомобили ставятся устройства с максимальным нанесением платины. У иномарок класса люкс ставится двигатель большого объёма. Поэтому на катализаторы с этих автомобилей можно получить высокую цену.
К тому же стоимость вторичного сырья зависит от конкретной «точки приема» – у них может отличаться ценовая политика.
В фирмах, которые давно на рынке и заслуживают доверия, весь процесс состоит из трёх действий:
В среднем, по Москве и области цена Б/У нейтрализатора отечественных производителей составляет две тысячи, импортные модели – в них больше содержание металлов – от трёх тысяч.
Все катализаторы делятся на два больших типа – в одних больше содержания платины, у вторых – палладия.
К первому типу, наиболее ценных по содержанию цветного металла, относят немецкие машины – стоимость за кг: Mercedes-Benz G-klasse – до 25 тыс., катализатор б/у с BMW 5 серии – до 20 тыс., 7 серии от 10 тыс. Это объясняется тем, что в этой стране предъявляются высокие требования к содержанию в выхлопе вредных веществ. Причём чем старше модель, тем меньше содержание – требования год от года только ужесточаются.
Вторыми по стоимости идут детали от японцев Infiniti FX – от 8 тыс. руб./кг, потом французские (CITROEN, PEUGEOT, RENAULT), американские и завершают пятёрку автомобили корейских автопроизводителей порядка 3-5 тыс. руб./кг (KIA, HYUNDAI, DAEWOO). Самыми дешёвыми в скупке являются катализаторы из отечественных машин.
Чтобы повысить стоимость устройств рекомендуется:
Узнать стоимость можно на официальном сайте компаний или позвонив по телефону.
Что находится в катализаторах, и зачем их скупают
Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?
Что находится в автомобильном катализаторе
Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля. Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.
Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:
Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе. Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.
Наиболее ценная часть автоката — носитель
То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.
Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:
Сколько в катах ценных металлов по весу
Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:
Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.
Почему компании скупают б/у катализаторы
Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.
Что делают с катализаторами от автомобилей
Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации.В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием. Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные. Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли. Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.
Зачем скупают катализаторы, цели и от чего зависит цена
Автомобильные б/у катализаторы, также известные как каталитические нейтрализаторы или просто нейтрализаторы, представляют собой большую ценность и при умелом использовании могут принести хорошую прибыль.
В катализаторах содержатся следующие драгоценные металлы:
Именно поэтому, если у вас есть желание немного заработать, следует присмотреться к предложениям компаний, которые скупают катализаторы. Таких предложений обычно много как в Интернете, так и в вашем городе. Даже прогоревшие или изношенные катализаторы пригодны к продаже.
От чего зависит цена б/у каталитического нейтрализатора
Стоит обратить внимание на состояние каталитического нейтрализатора перед его продажей. Также не помешает узнать процентное содержание драгоценных материалов именно в продаваемом вами каталитическом нейтрализаторе. Это процентное содержание отличается в зависимости от модели авто. Ценность драгоценных металлов также разная. Кроме марки авто, следует обратить внимание на тип каталитического нейтрализатора: существуют керамические, металлические нейтрализаторы, а также нейтрализаторы в виде гранул. Например, стоимость металлических каталитических нейтрализаторов выше, чем керамических, соответственно, и денег за них удастся выручить больше.
Домашние химики
Некоторые понимающие люди пробуют самостоятельно извлечь ценные материалы из автомобильного нейтрализатора, за счет так называемого аффинажа. Этим путем извлеченные драгоценные металлы потом пытаются продать на соответствующих площадках.
Но следует учитывать, что в процессе аффинажа существуют неизбежные потери в процентах извлекаемых материалов. Сам процесс извлечения драгметаллов далеко не самый безопасный и предполагает помещение частей автомобильного нейтрализатора в емкость с концентрированной азотной кислотой. Извлеченные драгоценные металлы нужно еще суметь продать по хорошей цене. То есть стоит ли овчинка выделки, еще тот вопрос. Гораздо проще сдать катализатор без ненужных хлопот и по хорошей цене компаниям, которые скупают катализаторы.
Важно: обратите внимание, что носитель автомобильного нейтрализатора, также известный как подложка или подборка, в своем составе может иметь вкрапления драгметаллов.
Для чего скупают катализаторы и какие действия с ними производят
Как мы уже установили, катализатор, именно его ядро (сердцевину), также иногда называемую “тесто”, используют для извлечения драгоценных металлов.
Сам процесс извлечения драгметаллов можно разделить на несколько этапов. Если нужна предварительная оценка вместимости катализатора, то фирмы по скупке располагают ручными анализаторами на манер пистолета, который с помощью луча и производит предварительную оценку наличия драгметаллов. Также в последнее время все чаще используется информация из AutoCatalyst Market. Это приложение поможет вам узнать предварительную стоимость катализатора без посредников.
Полный анализ предполагает многократное разделение сердцевины катализатора:
Сначала происходит дробление и полная перемолка ядра катализатора до мукообразного состояния.
После завершения этапа дробления некоторая часть получившейся трухи отправляется на пробу. Однородность этой трухи сопутствует быстрому анализу состава материала. В ядро катализатора входят различные металлы, но наибольшую ценность представляют металлы именно платиновой группы. К этой группе относят платину, палладий и родий. Все три элемента, как уже было сказано, не всегда в наличии в том или ином ядре катализатора. Все зависит от типа катализатора и модели автомобиля, в котором он использовался.
После определения пробы для анализа выбранный материал в тонком полиэтиленовом пакете помещается в прибор анализатор. Тонкость стенок пакетика с трухой сердцевины катализатора важна для более точного анализа вещества.
К самым дорогим металлам из сердцевины катализатора относят родий. К сожалению, не всегда его количество в катализаторе бывает значительным. Чаще встречаются палладий и платина.
Зачем скупают старые катализаторы определенных марок авто
ГБО и износ катализатора
Стоимость металлов в катализаторе зависит от результатов проведенного анализа и колеблется от 5-7 тысяч рублей и до 35-40 тысяч рублей.
Следует также учитывать, что количество драгметаллов в катализаторах автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО), существенно ниже, чем на изначально бензиновых авто. Сам же катализатор на автомобилях с ГБО также выходит из строя гораздо чаще.
Имеет смысл удалить сам катализатор перед переоборудованием автомобиля под газовую установку.
Что такое катализатор и почему их скупают?
Уровень насыщенности автомобильным транспортом современного общества на рубеже XX-XI веков вынудил существенно повысить требования к экологической безопасности двигателей внутреннего сгорания. Ради сохранения экологии крупнейшие автопроизводители приступили к разработке специальных систем, очищающих автомобильные выхлопы. Результатом таких разработок стали специальные фильтрующие устройства — каталитические конверторы (катализаторы).
Многие владельцы машин даже не знают, что такое катализатор и знакомятся с этим элементом выхлопной системы, только тогда, когда обнаруживают неисправность устройства. Каждый новенький автомобиль оснащен каталитический нейтрализатор (КН), который снижает количество токсичных компонентов в автомобильных выбросах.
Из чего состоит и как функционирует КН
Конструктивно нейтрализатор представляет собой вытянутый цилиндрической формы металлический корпус. Внутри расположен каталитически активный блок, который образован из керамических или металлических ячеек-сот. Ячеистая поверхность и стенки покрыты рабочим составом и сплава драгметаллов.
Сотовый наполнитель КН кратно увеличивает общую площадь поверхности, с которой соприкасаются опасные вещества и нейтрализуются. Компоненты автовыхлопов догорают и не отравляют атмосферу.
Каталитический конвертор образован из:
Нейтрализатор эффективно начинает работать только при достаточно высоких температурах. Поэтому КН устанавливают за выхлопной трубой либо во фланце выпускного коллектора. Отработанные горячие газы по входному патрубку направляются внутрь катализатора и полностью заполняют полые ячейки. Покрытие из металлов-катализаторов нейтрализует токсичные вещества, и очищенные газы выводятся в атмосферу через выходной патрубок.
Что делать с неисправным КН
Когда КН ломается или выходит из строя, то его невозможно починить. Владельцу автомобиля остается только обратиться в автосервис и удалить неисправный узел, чтобы установить новый катализатор. Отработанный нейтрализатор остается у водителя, но его нельзя выкидывать.
За время эксплуатации блок накапливает опасные компоненты, которые при попадании в землю будут наносить вред окружающей среде. Нейтрализатор бу нужно сдать в пункт приема катализаторов, чтобы устройство переработали и утилизировали. В этом случае водитель и компания, скупающая нейтрализаторы, извлекут выгоду. Владелец нерабочего узла получит денежное вознаграждение, а компания — материал для последующей переработки.
Внутри катализатора находятся дорогие и редкие металлы, которые необходимы для массового производства КН. Это драгметаллы платиновой группы, их стоимость в два раза выше золота. Поэтому старые узлы скупают и перерабатывают, чтобы получить ценное вторсырье.
Зачем скупают катализаторы от автомобилей?
Выхлопная система современных автомобилей существенно отличается от транспортных средств, выпускаемых в прошлые десятилетия. Существенное отличие заключается, прежде всего, в том, что в состав выхлопной системы встроена такая деталь, как каталитический нейтрализатор (КН). Функция данной детали заключается в том, чтобы сводить к минимуму количество вредных веществ, которые присутствуют в автомобильных выхлопах.
Двигатель автомобиля устроен таким образом, что в процессе своей работы он вырабатывает вредные химические соединения. Даже новый автомобиль не может работать таким образом, чтобы в выхлопных газах не образовывались вредные для окружающей среды соединения. Вредные выхлопы, которые образуются в результате работы транспортного средства, попадают в атмосферу и разрушают ее. В связи с тем, что состояние экологии ухудшается, было принято решение изменить конструкцию выхлопной системы и сделать все возможное для сокращения объема вредных выбросов.
Автомобильный катализатор — это специализированный вид фильтра, который справляется на «отлично» с этой задачей. Конечно, полностью избавиться от выбросов до сегодняшнего момента невозможно. Однако благодаря установке каталитического нейтрализатора удается сократить количество вредных веществ в автомобильных выхлопах в среднем на 80-90%. А это неплохой показатель.
Как устроен катализатор для автомобиля
Катализатор — это особая автомобильная деталь. В отличие от других она не способствует улучшению его эксплуатационных характеристик. Кроме того, это единственная деталь, которую можно достаточно выгодно продать, когда она придет в негодность. Чтобы понять, зачем покупают старые катализаторы, стоит разобраться в том, как он устроен.
По своему внешнему виду автомобильный нейтрализатор напоминает трубу особой формы.
Состоит деталь из следующих частей:
Именно благодаря наличию каталитического напыления деталь эффективно справляется с возложенными на нее функциями. В состав специального напыления входят ценные металлы, которые способны выступать в качестве катализаторов, т.е. ускорять химические реакция, не принимая в них участия. В данном случае используются платина, палладий и родий.
Вышеназванные металлы становится все тяжелее добывать традиционным способом. В то же время в промышленности без них не обойтись. Поэтому были разработаны специальные способы получения ценных металлов из вторсырья. Одним из таких способов является переработка отработанных катализаторов. Благодаря использованию особых технологий и химикатов появилась возможность добывать из старых катализаторов небольшое количество ценных металлов.
Теперь, когда стало понятно, зачем покупают катализаторы, стоит разобраться в особенностях процедуры сдачи данной детали на переработку.
Как сдать автомобильный нейтрализатор на переработку
Каталитический нейтрализатор уже на протяжении длительного промежутка времени остается одним из самых востребованных видов сырья в пунктах переработки. Редкие и ценные металлы, вошедшие в состав автодетали, оцениваются достаточно высоко.
Прием старых катализаторов осуществляют специализированные компании. Обратившись в специализированную компанию, вы получаете самые выгодные условия сотрудничества.
Стоит сразу отметить, что нет универсальной стоимости на катализатор. Каждая деталь, которая попадает в пункт приема, оценивается в индивидуальном порядке. Все дело в том, что количество ценных металлов в различных нейтрализаторах не одинаково. Поэтому сотрудники компаний, которые принимают катализаторы на переработку, определяют стоимость каждого конкретного катализатора с помощью специальных технологий.
Катализатор, ценность которого определяться наличием в его составе редких ценных металлов, приходит в негодность приблизительно после 170-200 тысяч километров автопробега. После этого ячейки забиваются, и деталь не может работать правильно. О том, что нейтрализатор пришел в негодность, автомобилисту «сообщит» сам автомобиль. При неисправном катализаторе автомобиль начинает работать заметно хуже.
При первых признаках неисправности автомобильного катализатора рекомендуется обратиться в автосервис. Неисправная деталь подлежит удалению, затем ее надо отвезти в пункт приема катализаторов.
Стоимость старого катализатора
Как уже отмечалось выше, стоимость каждого старого катализатора определяется в индивидуальном порядке.
Чтобы определить цену этой детали специалисты оценивают ее по ряду параметров, а именно:
Также в некоторых пунктах переработки автомобильных катализаторов особенно ценят тех клиентов, которые сдают детали в большом количестве. Для постоянных клиентов также предусматриваются дополнительные привилегии.
Зная, зачем скупают катализаторы, всегда можно найти самый выгодный вариант по их реализации. Можно использовать хитрости, которые могут помочь получить высокую цену за сданный катализатор.
Прежде всего, рекомендуется очистить поверхность детали от сажи и любых других видов загрязнений. Только не стоит использовать химические средства, которые имеют агрессивный состав, способный разрушить каталитический слой. Самостоятельно извлекать ценные металлы из детали не рекомендуется. С этой задачей могут справиться только опытные специалисты.