Для чего служат звуки речи
Звуки речи
Звуки, образуемые в целях языкового общения посредством произносительного аппарата человека (лёгкие, гортань с голосовыми связками, глотка, полость рта с языком, губы, нёбная занавеска, полость носа). При рассмотрении З. р. различают три аспекта: артикуляторный, акустический и лингвистический (социальный); иногда выделяют ещё и 4-й аспект — перцептивный (восприятие). Существует много классификаций З. р., основанных преимущественно на артикуляторных признаках.
В З. р. представлены как тоны, так и шумы. Первые возникают в результате периодических колебаний источника звука (в речи — голосовых связок). Вторые образуются вследствие непериодических колебаний в выходящей из лёгких струе воздуха, встречающей в надгортанных полостях преграду в виде смычки или щели. К тонам относятся прежде всего гласные, к шумам — глухие согласные; звонкие согласные представляют собой сочетание тона и шума. Гласные обычно различаются по ряду и подъёму, Согласные — по участию голоса, по характеру шумообразующей преграды и по действующему органу или месту образования.
В акустическом отношении З. р., подобно др. звукам в природе, представляют собой колебания упругой среды, обладающие определённым спектром, интенсивностью и длительностью. Частотный диапазон З. р., учитывая не только основной тон, но и входящие в спектр З. р. высокочастотные составляющие, равен от 70 до 10 000—12 000 гц, что полностью укладывается в возможности слухового восприятия человека (16—20 000 гц). То же относится к интенсивности: нормальный уровень речи не превышает 80—90 дб, тогда как уровень болевого ощущения звука равен 120—130 дб.
В современной фонетике (фонологии (См. Фонология)) общепризнана ведущая роль лингвистического аспекта, т.к. только с этой точки зрения можно говорить об отдельном З. р. Последний не дан в речи непосредственно, он определим только через фонему (См. Фонема) — как представитель или как реализация её.
Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, М., 1959; 3индер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Сапожков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М., 1963; Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964; Буланин Л, Л., Фонетика современного русского языка, М., 1970.
Ответ или решение 2
Значение звуков в русском языке
Наш родной русский язык довольно богат, одним из его главных составляющих являются звуки, которые служат для повседневного общения между людьми. В данном случае роль звуков будет заключаться в:
Люди постоянно нуждаются в общении, которого бы не существовало без присутствия звуков в русском языке. Каждый человек пытается передать другому свои мысли с помощью слов, состоящих из звуков.
Звуки, выполняя функцию коммуникации людей, могут воздействовать на разные факторы, о которых речь пойдёт далее.
Интонация
Одним из важных и наиболее значимых факторов общения служит интонация, являющаяся звуковым средством языка. С помощью интонации мы можем передать наше настроение, будь то злость или радость, выразить различное отношение к человеку или людям, с которыми ведётся диалог. Также в письменной речи интонация особо важна, служит для обозначения нужных пауз с помощью различных знаков препинания (запятые, точки, двоеточия).
Разделение смысла слов
Чётко и ясно произнося звуки в словах при общении, мы сделаем свою речь более понятной для восприятия. Так, заменив в слове всего лишь один звук, мы уже получим абсолютно другое слово, тогда информация, которую человек пытался донести, может стать вовсе отдалённой для понимания. Так, например, изменив в слове «дом» звук [д] на звук [т], получится слово «том», имеющее предельно иное значение.
Разговаривая с близкими людьми, мы можем использовать мягкие звуки. Тогда разговор становится более ласковыми и приятным, например, мама, обещаясь со своей дочкой, может назвать её «доченькой», где звук [н’] является мягким звуком.
Таким образом, значение звуков в русском языке велико. Используя различные слова и употребляя по разному звуки в них (с мягкостью или твёрдостью), используя определённую интонацию, люди создают диалог, который может приобрести различное значение. Главное, говорить чётко и внятно, чтобы смысл слов был понятен собеседнику.
Звуки речи в русском языке
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звук есть самая мелкая единица языка.
1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.
2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.
3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.
Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.
4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.
Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].
5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлоги к, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.
Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.
6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук).
7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.
Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавит ставится на последний слог.
Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
ЯЗЫК и ЖИЗНЬ
среда, 15 мая 2019 г.
Что такое звук, как образуются звуки речи, органы речи (строение речевого аппарата человека)
Люди могут общаться жестами, взглядами, мимикой, но полнота общения достигается всё-таки путём речевого общения и особенно устной речи. В ходе устного общения мы обмениваемся мыслями, которые для наиболее точного выражения и понимания соединяем в фразы и предложения, которые в свою очередь составлены из слов, связанных по смыслу и грамматическими отношениями.
Звук, природа звука, звуковая волна
Звук – это невидимые колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах (чаще всего в воздухе) – газообразных, жидких и твердых, тогда как мягкие и пористые тела плохо проводят звук, а в вакууме (без передающей среды) звук распространятся вообще не может. Это возмущение, представляет собой некоторое временное физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц) и распространяется в ней в виде звуковой волны, затем передающая среда возвращается в равновесное состояние.
Когда звуковая волна достигает уха, она воздействует на барабанную перепонку, заставляя её колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Дрожания барабанной перепонки системой косточек раздражают окончания слухового нерва и вызывают ощущение звука.
Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью, поэтому во время грозы мы сначала видим молнию, а затем доносится звук, так как скорость света гораздо выше скорости звука.
Источником звуковой волны служат только колеблющиеся тела. Например, струна на гитаре в не звучит, пока мы не заставим её совершать колебательные движения, чтобы возникла упругая волна звуковой частоты. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки голоса возникают при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.
Механизм образования звуков речи, органы речи
Центральный речевой аппарат, состоящий из корковых центров и подкорковых узлов, располагается в мозге и соединён с периферическим речевым аппаратом многочисленными проводящими нервными путями. Центральный речевой аппарат регулирует произношение звуков речи – артикуляцию. Для правильной артикуляции требуется определённая система движений периферических органов речи, которая формируется под влиянием зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.
Периферический речевой аппарат включает исполнительные органы голосообразования и произношения, одновременно участвующие в речевой деятельности.
Процесс образования голоса начинается нагнетанием воздуха через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при вдохе лёгкие. Во время спокойного дыхания голосовые складки расслаблены и образуют широкий треугольник, не препятствующий прохождению воздуха.
Кстати, любители сканвордов и кроссвордов часто натыкаются на неправильным, но крайне популярным историческим названием складок на гортани для образования звуков. Так что голосовые складки чаще всего ошибочно называют связками.
Под действием нервных сигналов из головного мозга голосовые складки смыкаются, голосовая щель закрывается, что совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуя свободному выдоху. Струя воздуха вызывает колебания сомкнутых голосовых складок. В результате образуется слабый звук, который распространяется по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними и проходит в полости носа, глотки и рта, выполняющих роль усилителей-резонаторов.
Резонаторы голосового тракта человека выборочно усиливают или ослабляют отдельные компоненты периодического или непериодического колебания, порождаемого голосовыми связками, преобразуют «форму» воздушных колебаний и образуют тем самым уникальное качество звучания, которое потом передается в окружающую среду.
Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.
Словари
минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной
артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся
определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к
сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными
средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей
Способность к членораздельной речи возникает параллельно со
способностью к таким мыслительным процессам, которые отличают человека
от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. При описании З. р. учитываются их
артикуляционные, акустические и перцептивные характеристики (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие
ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании
(обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и
с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкательные
гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими
свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции
существенны различия между гласными и согласными в их роли при
образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.
Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность
состояние, необходимое для производства данного звука,
переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы
представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является
ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в
признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение
щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).
Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая
работа органов речи, создающая определённый акустический эффект.
Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной
произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет
произноситься с обязательным участием губ (их округлением и
к произнесению гласного. Возможно и влияние артикуляционных свойств
предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t]
значительно озвончается на участке, примыкающем к гласному, что
объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают»
полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.
С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков.
При их образовании в качестве источников выступают: а) голос;
б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различные комбинации
источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при
видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей,
конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и
обнаружение З. р. (выделение их на фоне неречевых звуков), и их
опознание. Известно, что опознание гласных и согласных связано с
выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные
свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому
различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения
формант на переходном участке спектра следующего гласного, полезным
Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не
столько на его артикуляторных, акустических или перцептивных
характеристиках, сколько на той фонологической
организации, которая свойственна языку (см.
Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ.,
Бондарко Л. В., Звуковой строй современного русского языка,
её же, Фонетическое описание языка и фонологическое
описание речи, Л., 1981;
Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979.
1) артикуляционный комплекс, необходимый для произнесения данного звука, его акустическая характеристика;