Для чего служит эпиграф
Что такое эпиграф
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.
Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.
Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.
Эпиграф — это.
Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».
Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.
Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.
Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.
Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.
Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.
Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.
Функции эпиграфа
Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?
Ответов может быть несколько:
Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.
Как подобрать эпиграф к сочинению
Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:
К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:
Привычка свыше нам дана
Замена счастию она
Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.
Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.
Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.
Литературное мастерство. Эпиграф
Эпиграфы мы видим перед стихами, рассказами, повестями, романами. Они широко используются в литературе, кино, печатных изданиях музыкальных произведений.
Но часто ли мы, как читатели, отдаём должное внимание эпиграфу?
Как-то я специально провела такой лёгкий опрос и обнаружила, что «не часто». Признаться, и мне самой когда-то мелко напечатанные слова в самом начале литературного произведения не казались такими уж важными. С годами, тем более через призму некого писательского опыта, начинаешь понимать глубинное значение эпиграфов.
ЭПИГРАФ – ЭТО ИЗРЕЧЕНИЕ ИЛИ КРАТКАЯ ЦИТАТА ПЕРЕД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (МОЖЕТ БЫТЬ И ПЕРЕД ГЛАВОЙ) КОТОРАЯ ПЕРЕДАЁТ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЕГО ДУХ, ЕГО СМЫСЛ И, ДАЖЕ, ОТНОШЕНИЕ САМОГО АВТОРА К ТОМУ, ЧТО ОН НАПИСАЛ НИЖЕ.
В наше время использование эпиграфов не столь популярно, а между тем, в иные времена это было даже модно. Так, в первой половине XIX века ими зачастую пользовались для выражения начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.
Сможем ли мы мгновенно вспомнить эпиграфы самых известных литературных произведений? Едва ли. Тем более, что они бывают на иностранном языке. Чтобы не ошибиться, возьму книги с полки.
Первое, что открылось – стихотворение «Смерть поэта» М.Ю Лермонтова. Читаю эпиграф:
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Из трагедии Жана Ротру «Венцеслав»
А эпиграфом к роману «Анна Каренина» Л.Н. Толстой выбрал слова Бога из библейской книги в церковнославянском переводе: “Мне отмщение, и Аз воздам”, как проявление божественного суда. Кстати, писатели часто брали цитаты, как всеобъемлющие, из Библии.
Эпиграф у романа «Война и мир» в томе с моей полки я не нашла. Это, к сожалению, не столь редкое явление. Издатели перепечатывают их не во всех изданиях. Пришлось прибегнуть к поиску в интернете. Там я нашла: Л.Н.Толстой использовал эпиграфом к роману «Война и мир» слова из сказки «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери: «Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами».
Эпиграф к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выглядит впечатляюще:
«P;tri de vanit;il avait encore plus de cette esp;ce d’orgueil quifait avouer avec la m;me indiff;rence lesbonnes comme les mauvaises actions, suite d’un sentiment desup;riorit; peut-;tre imaginaire. Tir; d’une lettreparticuli;re»
В переводе с французского это означает следующее:
«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого».
(Из частного письма)
А вот, практически, каждая глава романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни, например:
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Освежила я в памяти ещё один известный эпиграф в виде народной пословицы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Эпиграфы берутся из чего угодно: стихов, прозы, Священных книг, пословиц, поговорок и пр. Главное, чтобы они передавали смысл произведения.
Мне понравился эпиграф в рассказе В.М.Шукшина «И разыгрались же кони в поле»:
И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают?
Чью они долю
Мыкают по полю?
Уж не мою ль?
Тихо в поле.
Устали кони…
Тихо в поле —
Зови не зови.
В сонном озере, как в иконе, —
Красный оклад зари.
Вспомнилось мне и моё шуточное стихотворение, в котором я взяла эпиграфом строки А.С.Пушкина:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь…
А.С.Пушкин.
Известно, Пушкин лето не любил,
Его то зной, то мухи докучали,
Я иногда шутила: «Вот печали!
Зато у моря отдых – ах как мил!»
Теперь я знаю – был наш Пушкин прав.
Специалисты советуют работать с эпиграфом дважды: до и после изучения произведения. Тогда только будет понятно его «действие» на протяжении всего повествования. Также нужно помнить о том, что часто эпиграф содержит в себе гораздо больше, чем само изречение вне
данного произведения. А ещё корифеи предостерегают нас от чрезмерно частого применения эпиграфов, чтобы всё была оправдано, а не искусственно.
Желательно также, чтобы цитировались общеизвестные авторы и мыслители, чтобы не вставала проблема объяснения. Сознаюсь, я однажды не прислушалась к этой, действительно, ценной мысли.
В стихотворении «ЦВЕТЁТ НА ПОДОКОННИКЕ ГЕРАНЬ» я сделала два эпиграфа, дополняющие друг друга. Однако, челябинского поэта Нестерову Н.В. я хорошо знаю и ценю, а вот о Коздоба Елизавете сказать ничего, к сожалению, не могу. И всё-таки, стихи про герани Елизаветы, которые я нашла в интернете, мне созвучны и дороги. Надеюсь, ничего страшного я не сделала. Чтобы эпиграфы не выглядели больше стихотворения, я, пожалуй, помещу его полностью.
Вздыхает занавеска на окне,
От поцелуя ветра томно млея…
Нестерова Н.В.
Вздыхает занавеска на окне,
Легонечко касается герани.
Богатая герань у бабы Мани,
Красиво расцветает по весне!
Ухожена заботливой рукой,
Она, как будто, светит огоньками.
Такие же цветы у тёти Тани
И в тех домах, что рядом за рекой.
Россия беспредельно велика…
В ней с давних пор, особенно в глубинке,
Цветёт герань в окошках по старинке,
И нет, пожалуй, трепетней цветка!
Бывает, как Вы только что видели у меня выше, что эпиграфов несколько. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет описания.
Существуют определённые правила оформления эпиграфов:
— эпиграф размещается после заглавия рассказа, но перед его текстом;
— его лучше выделять другим шрифтом, меньшим по размеру, например 10 при основном 12;
— его помещают в правом верхнем углу страницы;
— эпиграф не заключают в кавычки;
— фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край;
— строчки эпиграфа должны быть примерно равны между собой, не правильно, когда одна будет гораздо длиннее других;
— в конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто — многоточие, ибо текст цитаты обрывается);
— если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их верстают разными начертаниями шрифта (часто основной текст — курсивом, а перевод — прямым).
Впрочем, правила выполняются сейчас не так уж строго. Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл наших произведений.
Хороший же эпиграф, даже роскошный, и вдохновит нас, и подскажет о чём писать!
Вынуждена заметить, что программа в моём тексте сделала одинаковым шрифт эпиграфов и последующих стихов, нарушив правильность оформления текста. Но, программу мне не изменить!
Эпиграф. Зачем нужен эпиграф?
Эпиграф. Зачем нужен эпиграф?
Эпиграф – это цитата, абзац или короткий отрывок, обычно встречающийся в начале книги. Обычно он служит предисловием или введением к вашей истории до того, как появится какой-либо персонаж или начнется действие. Чаще всего это цитаты писателей или других влиятельных людей, но это не всегда так.
Правила использования эпиграфов довольно гибкие. Мы углубимся в них позже в этом посте, но сначала давайте посмотрим, почему вы можете в первую очередь рассмотреть возможность использования эпиграфов.
Зачем нужен эпиграф?
Эпиграф, вероятно, не сделает и не сломает вашу книгу. Тем не менее, это может служить способом познакомить читателей с вашей историей – или, по крайней мере, с ее элементами – до того, как они углубятся в суть дела. Если выбрана правильная цитата, им может захотеться съесть весь торт из-за крошки.
И когда Рахиль увидела, что у нее нет детей Иакову, Рахиль завидовала своей сестре; и сказал Иакову: дай мне детей, иначе я умру. И разгневался гнев Иакова на Рахиль; Он сказал: неужели я Бог, отказавший тебе от плода чрева? Она сказала: вот, служанка моя Валла, войди к ней, и она положит мне на колени, чтобы и мне иметь от нее детей. Бытие 30: 1-3
Эта конкретная цитата из Библии имеет прямое отношение к вопросу о детях, фертильности и идее брать кого-то вне брака для производства детей: все моменты в романе имеют большое значение.
2) Задайте настроение. Эпиграф
Всего в нескольких словах эпиграф может показать читателям, ждут ли они захватывающей, счастливой или грустной истории. Возьмите этот пример из «Ночного цирка»:
Сновидец – это тот, кто может найти свой путь только при лунном свете, и его наказание состоит в том, что он видит рассвет раньше всего остального мира. Оскар Уайльд, 1888 г.
На протяжении всей книги все, что происходит в цирке, носит сказочный характер. Кроме того, есть несколько ссылок на мечтателей, в первую очередь название цирка « Le Cirque des Rêves» (Цирк снов) и имя, данное его самым преданным поклонникам, «rêveurs» (мечтатели). Книга даже доходит до того, что заканчивается словами : «Вы больше не уверены, на какой стороне забора находится мечта». Все возвращается к тому эффекту, который цирк оказывает на всех, кто его посещает, что прекрасно демонстрирует цитата Уайльда.
3) Чтобы дать контекст. Эпиграф
Эпиграф также можно использовать для выделения важной информации об истории, которая может варьироваться от обстановки до деталей фона. Он не должен выдавать никаких основных сюжетных моментов, но он может заинтересовать читателя, предоставив ровно столько, чтобы разжечь его аппетит.
Этот эпиграф, написанный самим Толкином, появляется в начале каждого из трех томов, составляющих серию « Властелин колец ». Он дает читателю справочную информацию о кольцах, в конечном итоге сосредотачиваясь на Едином Кольце и его силах. Кроме того, он предоставляет контекст о том, кто такой титульный «Господь»: злое существо, которое хочет использовать Единое Кольцо для мирового господства. Это дает читателям небольшое представление о том, о чем идет речь в эпической истории, не раскрывая основных моментов.
Изображение из серии “Властелин кольца”: Джордж Аллен и Анвин
4) Предвещают сюжет. Эпиграф
Это текущая версия этого детского стишка не только обеспечивает название для романа, он также оставляет ключи к преступлениям и даже намекам о разрешении. Кто отвлекает внимание?
Как пользоваться эпиграфом
Как мы уже упоминали, хорошая новость заключается в том, что на самом деле нет никаких установленных правил в отношении использования эпиграфов. Предлагаемая ими гибкость – отличный и мощный инструмент, который при правильном использовании может обогатить вашу книгу.
Тем не менее, есть несколько условностей, когда дело доходит до эпиграфов. Давайте посмотрим на них сейчас.
Где можно поставить эпиграф?
Роман Томаса Пинчона «Радуга гравитации» разделен на четыре части, перед которыми стоит один эпиграф. Каждый из них либо вводит тему раздела, либо имеет какое-то отношение к происходящим событиям. Они читают:
Часть первая: за гранью нуля
Природа не знает вымирания; все, что он знает, – это трансформация. Все, чему наука научила меня и продолжает учить, укрепляет мою веру в непрерывность нашего духовного существования после смерти. Вернер фон Браун
Часть вторая: Un Perm ‘au Casino Герман Геринг
У вас будет самый высокий и темный исполнитель главной роли в Голливуде. Мериан С. Купер
Часть третья: в зоне
Тото, у меня такое чувство, что мы больше не в Канзасе … Дороти, Волшебник из страны Оз
Часть четвертая: Противодействие
И наоборот, несколько эпиграфов также можно найти вместе в начале книги, причем некоторые из них имеют три или даже четыре на одной странице.
Из чего может состоять эпиграф?
В поиске эпиграфов свобода не меньше, чем в их размещении. Они могут быть откуда угодно – из книг, пословиц, песен, речей, классических и религиозных текстов. Однако вы также можете не цитировать других, а вместо этого написать свой собственный эпиграф.
Эпиграфы из “Гарри Поттера и Даров смерти”
Эпиграф к роману Достоевского « Братья Карамазовы» – цитата из Библии:
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не упадет в землю и умрет, останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Иоанна 12:24
Тогда наденьте золотую шляпу, если это ее тронет; Если ты можешь подпрыгивать высоко, подпрыгивай и для нее, Пока она не закричит: «Любовник, в золотой шляпе, высоко подпрыгивающий любовник, я должен иметь тебя!» Томас Парк Д’Инвилье
В «Пурпурном цвете» Элис Уокер использует цитату из песни Стиви Уандера «Do Like You».
Покажи мне, как поступать так, как ты. Покажи мне, как это сделать. Стиви Уандер
Можете ли вы использовать в качестве эпиграфа любую цитату?
Если вы хотите процитировать опубликованное произведение для своего эпиграфа, возможно, вам придется соблюдать определенные правила. Не думайте, что вы можете просто использовать цитату из своей любимой песни или книги, убедитесь, что вы знаете, что вам нужно, чтобы принять необходимые меры предосторожности.
Если цитата, которую вы хотите использовать, является общественным достоянием – в Соединенных Штатах это означает все, что было опубликовано до 1923 года, – тогда вы, вероятно, в открытом доступе и не нуждаетесь в разрешении на ее использование. В противном случае вам, скорее всего, потребуется разрешение правообладателя, которое гарантирует, что вы не будете нести ответственность за нарушение авторских прав. Независимо от того, насколько хорошо эпиграф подходит к вашему рассказу, проблема несоблюдения соответствующих процедур не стоит того.
КОЛЛЕДЖ А.ТЕРТЫЧНЫЙ. Эпиграф тон задаст
Эпиграф тон задаст
Родословная эпиграфа
Как раз такое, краткое, афористичное (то ли философское, то ли публицистическое, то ли художественное) обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе или в номере издания в целом, чаще всего и воспринимается как единственно возможная форма эпиграфа (хотя, как мы уже сказали, существует и более объемная его форма).
Когда эпиграф «выполнен» на страницах прессы в развернутой форме, то он принимает формы самостоятельного (эксклюзивного) газетного или журнального материала. В качестве примера эпиграфа такого рода можно рассмотреть материал Валентины Широковой «Да святится имя твое, Любовь», опубликованный под рубрикой «Эпиграф» в специальной (целевой) полосе «Фамилия» газеты «Московская правда» (№ 2, 1999). Этот эпиграф не уступает по своим размерам корреспонденции. Такой солидный объем публикации дает возможность журналистке выявить свое отношение к наступающему празднику всех влюбленных, изложив все доступные авторскому воображению его оттенки.
Зачем нужен эпиграф?
1. Эпиграф как авторитетная оценка
Напомним, что любая оценка выражает определенное отношение человека к тому или иному явлению. Если взглянуть на эпиграф, с точки зрения того, может ли он, согласно замыслу редактора, формирующего газетную полосу, задать эмоциональный настрой ее восприятию, то становится понятно, что это такому тексту вполне «по силам».
Помещенный в номере газеты он настраивает читателя на определенный тон «взаимодействия» с предложенными публикациям, формирует первоначальную установку восприятия последующего материала, подборки, полосы, или даже номера в целом. Подобную функцию выполняет, например, материал-эпиграф «Да святится имя твое, Любовь».
2. Эпиграф как объединяющая мысль
Эпиграф может сыграть свою важную роль и тогда, когда существует необходимость объединить одной мыслью какие-то отдельные материалы, представить их как свидетельства в пользу некоей важной точки зрения, позиции автора или издания, выражаемой по поводу обсуждаемой на данной полосе, или в данном номере темы (проблемы). Предшествуя этим публикациям и излагая в обобщенной форме содержащиеся в них идеи (идею), эпиграф выступает главным «тезисом», который раскрывается, детализируется, аргументируется, наполняется жизненной конкретикой этих материалов.
К сожалению, сегодня все больше людей заражаются эгоизмом. Им кажется, что они недостаточно обеспечены, чтобы рожать детей. И они все откладывают, откладывают… Но если разобраться: для чего нужен материальный достаток? Со временем все надоедает, а человек становится старым. И что тогда? Очень глупо и недальновидно рассуждать, что детей рожать пока рано. Ведь потом будет поздно. Не будет сил ни вынашивать, ни растить… Не говоря уже о том, что жизнь такая непредсказуемая, порой катастрофичная. А вдруг завтра не будет всего? Что останется у бездетной семьи?
Этот эпиграф, опубликованный на полосе, где представлены проблемные материалы на тему материнства и детства в современной России, выражает главную, объединяющую все другие тексты мысль. И хотя эта мысль пронизывает всю публикацию, в конце ее она еще раз, как квинтэссенция сказанного, лаконично выражена в последней фразе эпиграфа:
На «фоне» этой мысли, факты, конкретные жизненные примеры, содержащиеся в других материалах, уже воспринимаются как аргументы, подтверждающие ее правильность.
Уровень обобщений в эпиграфе
Обращаясь к нему, мы замечаем, что содержание данного высказывания составляют понятия: «работать», «творить», «творчество», «радость», «жизнь» и пр. Эти понятия приложимы для характеристики любого вида деятельности. И все высказывание Винченцо Джоберти в целом любой человек может в том или ином случае применить для оценки своего труда (каким бы он ни был по характеру). Иначе говоря, его может принять во внимание самая широкая читательская аудитория. Поэтому данный эпиграф, помещенный перед названием газеты «Гудок», вполне уместен и может быть отнесен ко всем публикациям того тематического направления, которое освещает данная газета вообще.
На еще более узкий круг явлений распространяется смысл эпиграфов, относящихся к отдельным публикациям. В качестве примера, в данном случае можно рассмотреть эпиграф, подписанный псевдонимом «Неспящая красавица», опубликованный под названием «Дядя соня» («Московский комсомолец», 2-10 ноября, 2001г.):
У меня вот, например, подруга целыми горстями успокаивающие таблетки на ночь глотает. И валерьянкой запивает. А толку-то… Все равно не помогает. «Я, говорит, уже до того привыкла не спать, что даже пытаться перестала. Просто лежу в темноте с закрытыми глазами и страдаю. Боже, неужели это никогда не кончится?!»
Поскольку данный эпиграф предваряет один материал, то в нем уже, наряду с рассуждениями и понятиями общего плана, появляются некие конкретные «Александр Аронов» и «подруга», которая «целыми горстями успокаивающие таблетки на ночь глотает. И валерьянкой запивает», связывающие содержание эпиграфа и текста, которому он адресован. «Юрисдикция» этого эпиграфа сведена до уровня рассуждений о проблеме, которая волнует отдельную группу аудитории. Именно этой группе этот эпиграф дает «установку восприятия» предлагаемого текста.
Эпиграф и другие жанры
На фоне иных жанров, в том числе и художественно-публицистических, эпиграф может выглядеть относительно скромно (прежде всего, по степени важности решаемой с его помощью задачи). Тем не менее, в ряде случаев, когда, предположим, какому-то отдельному тексту, или какой-то отдельной полосе, или изданию в целом надо задать вполне определенное «звучание», этот жанр оказывается очень кстати.
Выступая в качестве жанра периодической печати эпиграф, разумеется, проявляет определенные «родственные» черты, в какой-то мере объединяющие его с другими жанрами. Его можно считать, например, родственным комментарию (в аналитической журналистике), или оценочной заметке (в информационной журналистике). Однако у него есть и отличительные качества. Так, например, отличие эпиграфа от комментария заключается в том, что в нем (в эпиграфе) обычно отсутствуют документальные факты. А от элементарной оценочной информационной заметки, фиксирующей оценку какого-то конкретного явления и не претендующего на общезначимость, эпиграф отличается именно нацеленностью на обобщение.
В том случае, когда эпиграф выполняет роль обобщающей идеи полосы или номера издания, его можно сравнивать, например, со статьей, или с социологическим резюме. Но, в отличие от статьи, эпиграф не несет развернутой аргументации, содержание его имеет тезисный характер и только другие объединенные им публикации наполняют эпиграф конкретными доказательными примерами, фактами. А в отличие от социологического резюме, представляющего собой краткий заключительный результат («выжимку»), извлеченный автором (журналистом) из какого-то социологического исследования, эпиграф только лишь предваряет какие-то публикации в этом же номере издания, содержание которых подтверждает смысл эпиграфа.
Подготовка эпиграфа
Знание сути эпиграфа как особого жанра периодической печати является важным исходным моментом, помогающим успешно подготовить публикацию. Хотя эпиграф «открывает» номер газеты (журнала), или отдельную полосу, а то и единственный текст, он, отнюдь, не выступает первым звеном при их подготовке. Наоборот, эпиграф «привлекается» из какого-либо постороннего источника, например, из сборника афоризмов известного философа, как правило, в последнюю очередь. Ведь автору очень важно знать, о чем идет речь в следующих за ним материалах. В том случае, когда публикации, предположим, номера или полосы подготовлены, и, соответственно, становятся известными все основные их характеристики, и возникает база для создания эпиграфа. Эту «базу» и необходимо осмыслить в первую очередь. Ясно, что эпиграф не должен и не может повторять все, о чем идет речь в других текстах. Необходимо выяснить, какие мысли в разных текстах совпадают или близко соприкасаются. Самые важные из них обязательно должны войти в содержательную ткань будущего эпиграфа. Разумеется, что, выбирая его, не нужно просто копировать эти мысли, переносить их в свой текст в той форме, в какой они содержатся в публикациях. От них нужно лишь «оттолкнуться», творчески осмыслить. Результатом такого осмысления должна стать гармоничная, четко «состыкованная» в логическом отношении, конструкция, которой предназначено стать или основой выражения авторского отношения к проблемам, обсуждаемым в текстах, которые предваряются эпиграфом, или основным содержанием идеи, объединяющей все подобные тексты.
В том случае, когда эпиграф будет предварять, скажем, весь номер (в этом случае номер должен быть «целевым»), автору следует достичь максимально возможной краткости, афористичности, чтобы уровень общности был максимально высоким. Если речь идет об эпиграфе, предваряющем полосу или отдельный текст, то в нем уже должны появиться конкретные факты, примеры, привязывающие его к содержанию публикаций именно этой полосы или именно этого отдельного текста.
Только выполнение всех этих требований приведет к тому, что эпиграф предстанет оригинальным, ярким произведением, побуждающим аудиторию начать свое знакомство с номером или отдельной его полосой именно с этого емкого жанра.