Для чего служит масштаб в черчении 9 класс
§ 6. Масштабы
Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.
Масштабы записывают так: M 1:1; M 1:2; М 5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.
Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре.
Графическая работа № 1
Вариант 2. Чертеж детали
Выполните по имеющимся половинам изображений, ограниченных осью симметрии (рис. 21, а, б). Нанесите размеры, укажите толщину деталей (5 мм) надписью. Масштаб изображения 2:1.
Указания. На чертеже дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить сначала эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти непосредственно к выполнению требуемого чертежа.
На листе формата А4 начертите рамку и выделите место для основной надписи (22×145 мм). Определите центр рабочего поля чертежа и от него ведите построение изображения.
Вначале проведите оси симметрии, постройте тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого разметьте изображения прямоугольных элементов детали. Определив положение центров окружности и полуокружности, проведите их. Нанесите размеры элементов детали и ее габаритные размеры (наибольшие по длине и высоте), укажите ее толщину.
Материал по технологии «Масштабы»
Описание разработки
Для изображения на чертежах очень крупных или слишком мелких изделий (самолеты, часы) используют масштабы.
Масштаб — это отношение размеров изображения действительным размерам предмета.
Если изображения на чертежах имеют такие же размеры, как и действительные размеры детали, считается, что чертежи выполнены в натуральную величину, или в масштабе 1:1 (один к одному). Если изображения на чертеже имеют размеры больше действительных размеров детали, то для их построения использован масштаб увеличения. Если изображения на чертеже имеют размеры меньше действительных размеров детали, то для их построения использован масштаб уменьшения.
— масштаб натуральной величины — 1:1.
— масштабы уменьшения — 1:2; 1:2, 5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000.
— масштабы увеличения — 2:1; 2, 5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1.
При любом масштабе на чертеже всегда наносят только действительные размеры. Масштаб записывают в специальной графе основной надписи по типу 1:1; 1:2; 2:1 и т. д. Масштаб может быть проставлен на поле чертежа только для тех изображений, которые выполнены в масштабе, отличном от масштаба, заявленного в основной надписи. В этом случае над изображением делают запись М 1:2; М 2:1 и т. д.
Сопоставьте изображения, выполненные в различных масштабах (рис. 56).
Чтобы построить чертеж детали в масштабе 2:1, необходимо линейные размеры изображения увеличить в два раза. Если необходимо выполнить изображение в масштабе 1:2, то линейные размеры уменьшаются в два раза. Размеры углов не изменяются при выборе масштаба изображения.
Вопросы и задания
1. Что такое масштаб?
2. Какие масштабы установлены стандартом?
3. Для чего необходимы масштабы?
4. Где указывается масштаб изображения на чертеже?
5. Где и как указывается масштаб изображения, если он отличается от указанного в основной надписи?
6. В рабочей тетради на листе бумаги в клеточку выполните чертеж картонной прокладки (рис. 57) в масштабе 2:1.
Урок черчения «Правила оформления конструкторских документов-чертежей: масштабы; нанесение размеров на чертеже»
Разделы: Технология
Цель урока: Формировать у учащихся знание правил ГОСТ ЕСКД по оформлению конструкторских документов-чертежей. Сформировать представление о масштабах и их обозначениях. Обеспечить в ходе урока знакомство с правилами нанесения размеров на чертежи и другие технические документы.
Образовательная. Закрепить усвоение понятий ГОСТ ЕСКД. Сформировать знания понятия масштаб и правил нанесения размеров на чертежи.
Развивающая. Развитие пространственных представлений, наблюдательности, логического мышления, самостоятельного анализа, умений применять формируемые знания в новых ситуациях.
Воспитательная. Формировать у учащихся представление о роли чертежа, как интернационального языка техники.
Вид урока: стандартный классический.
Для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения, т.е. способы современной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач обучения.
1) Применяемые методы из классификации по источнику получения знаний.
Словесные методы.
Объяснение – монологическая форма объяснения, словесное истолкование
Беседа – диалогический метод обучения
Эвристическая беседа – подведение учащихся к пониманию новых знаний, создание проблемной ситуации.
Метод демонстраций – демонстрация приемов нанесения размеров на чертеж, наглядных пособий.
Практическая деятельность учащихся – выполнение задания по определению правильности нанесения размеров на чертеж
2) Средства обучения.
Материальные – кабинет, мебель, микроклимат, доска, мел, наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы, чертежные принадлежности, рабочая тетрадь.
Идеальные (умственные действия).
Вербальные – речь (обмен информацией между участниками учебного процесса).
Материализованные – схемы нанесения размеров на чертеж, выполненные учителем во время объяснения нового материала.
3) Форма организации работы учащихся.
Фронтальная – учитель ведет работу со всем классом одновременно (объяснение, показ); все ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу (обсуждение).
Индивидуальная – каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем.
1. Организационный момент.
Цель: Поздороваться с детьми, настроить их на работу.
2. Проверка предыдущих знаний
Цель: Подготовить переход к новой теме.
Прежде чем мы начнём проходить новую тему, следует повторить некоторые понятия предыдущего урока.
Вопрос 1: Что такое ГОСТ?
Ответ: Государственный стандарт – документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований.
Вопрос 2: Что такое ЕСКД?
Ответ: Единая система конструкторских документов – комплекс стандартов, устанавливающих правила и положения по порядку разработки и оформлению конструкторских документов
Вопрос 3: Что такое формат?
Ответ: Лист определённого размера.
Вопрос 4: Какие форматы вам известны?
3. Введение в тему урока.
Цель: Создать эмоциональный настрой на восприятие темы урока.
4. Объяснение учителем новой темы
Цель: Сформировать представление о масштабах и их обозначениях. Обеспечить в ходе урока знакомство с правилами нанесения размеров на чертежи и другие технические документы.
В практике приходится выполнять чертежи различных изделий. Не всегда размеры изделия и размеры форматов бумаги позволяют выполнить чертеж в натуральную величину. В таких случаях чертеж выполняют в измененном виде, т.е. в некотором масштабе.
Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого предмета на чертеже к его натуральным действительным размерам.
ГОСТ устанавливает следующие масштабы.
Масштабы уменьшения: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100;…
Натуральный масштаб: 1:1
Масштабы увеличения: 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; …
Для определения величины изображенного изделия или какой- либо его части по чертежу на нем наносят размеры.
6. Практическая работа с классом.
Цель: Закрепление полученных знаний, путем совместного анализа чертежа детали, осмысление материала учениками
Определить ошибки на чертеже детали предложенном учителем. (Рисунок 11)
О1 — ненужно указывать миллиметры при обозначении линейных размеров
О2 — размерные числа на параллельных размерных линиях должны стоять в шахматном порядке
О3 — размерные линии должны заканчиваться стрелкой
О4 – размерные числа ставят слева от вертикальной размерной линии
О5 – при обозначении диаметра необходимы две размерные стрелки
О6 – так как в детали два одинаковых отверстия необходимо это указать при помощи надписи “2 отв.”
О7 – размерную линию проводят из центра дуги, размерная стрелка упирается в точку окружности.
О8 — на чертеже изображена дуга, поэтому необходимо указать размер радиуса (прописную латинскую букву R).
О9 – цент окружности должен лежать на пересечении штрихов штрихпунктирной линии
О10 – перед размерным числом должна стоять буква S, которая обозначает толщину детали.
7. Индивидуальная практическая работа.
Цель: Закрепление полученных знаний, путем самостоятельного анализа и логического мышления
Напишите номер чертежа, на котором правильно проставлены размеры детали.
Ответы: правильными являются варианты 1 – для всех нечетных заданий, варианты 2 – для всех четных заданий.
8. Подведение итогов.
Цель: Формирование эмоционально-оценочного отношения к чертежу
Цель: Применение полученных знания в новых ситуациях, подготовка к графической работе.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Черчение, учебник для 7-8 классов средней школы. Параграф № 2.5; 2.6; рис.36а стр.30 (задание к графической работе № 2), выполнять в тетради.
10. Организационный момент.
Цель: Поблагодарить учеников за урок, попрощаться с детьми.
Что такое масштаб, для чего нужен и что он показывает
Чтобы изобразить предметы, которые имеют размер больше листа, на котором планируется его рисовать, используется такое понятие, как масштаб. Что такое масштаб? Что обозначает данное понятие и как оно применяется на практике?
Что такое масштаб
С немецкого языка, слово «masstab» дословно переводится, как «мерная палка». Что показывает масштаб? Эта величина показывает, какое соотношение величины оригинального предмета и его изображения. Его принято использовать в математике, географии, картографии, моделировании, программировании, проектировании и других науках. Проще говоря, масштаб – соотношение реального и изображенного размеров.
Какие бывают масштабы
Масштаб, указанный на чертеже или карте, может быть изображен числом или графически. Поэтому выделяют несколько разных видов масштаба:
Как использовать масштаб
Для чего нужен масштаб и что он показывает, уже узнали. Но, как ним правильно пользоваться? К примеру, на карте есть два населенных пункта А и Б, а вам необходимо узнать, какое между ними расстояние. Согласно карте, ее масштаб составляет 1:50 000. Чтобы определить расстояние между населенными пунктами, измеряем при помощи обыкновенной линейки расстояние, которое есть между ними на карте. У нас получилось 5 см. Теперь, нам осталось 5 умножить на 0,5 (так как согласно масштаба в 1 см карты – 0,5 км в реальности). Проведя простые расчеты, мы получили, что расстояние между населенными пунктами А и Б равно 2,5 км.
Разновидности карт
Именно масштаб является одним из основных критериев, по которому принято классифицировать географические карты. Исходя из этого, все карты делят на:
Местность, показанная на крупномасштабной графической карте, будет более детализована и чем крупнее масштаб нанесен на карте, тем соответственно больше различных объектов мы сможем на ней показать.
Мелкомасштабные географические карты применяются для передачи данных о континентах или полушариях. Среднемасштабные подходят для изображения стран. А на крупномасштабных, принято показывать небольшие по размеру объекты. Обычно их используют туристы, военные и т.д.
Масштаб в черчении
С данным понятием школьная программа знакомит не только на уроках географии, но и в черчении. Здесь он используется для детального изображения различных предметов. От географического масштаба, чертежный отличается тем, что здесь, наоборот, он применяется для увеличения на рисунке мелких деталей или их частей. К примеру, чтобы показать винтик и т.д.
В данном случае, масштабирование нам помогает детальнее рассмотреть мелкий предмет. Записывается масштаб на чертеже, тоже в перевернутом виде 100:1. Это значит, что 100 метрических единиц предмета, который изображен на данном чертеже, соответствуют 1 единице его размера в действительности.
§ 6. Масштабы
Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.
Масштабы записывают так: M 1:1; M 1:2; М 5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.
Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре.
Графическая работа № 1
Вариант 2. Чертеж детали
Выполните по имеющимся половинам изображений, ограниченных осью симметрии (рис. 21, а, б). Нанесите размеры, укажите толщину деталей (5 мм) надписью. Масштаб изображения 2:1.
Указания. На чертеже дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить сначала эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти непосредственно к выполнению требуемого чертежа.
На листе формата А4 начертите рамку и выделите место для основной надписи (22×145 мм). Определите центр рабочего поля чертежа и от него ведите построение изображения.
Вначале проведите оси симметрии, постройте тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого разметьте изображения прямоугольных элементов детали. Определив положение центров окружности и полуокружности, проведите их. Нанесите размеры элементов детали и ее габаритные размеры (наибольшие по длине и высоте), укажите ее толщину.