Для чего служит мягкий знак
Функции мягкого знака
Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье.
А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.
Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.
Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций:
Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости. Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).
Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч?
С этим связана грамматическая функция мягкого знака.
Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.
Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.
Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ.
А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.
Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:
семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].
Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.
Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.
Успехов в изучении русского языка!
Ваша Юля.
Разделительный мягкий знак
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Для чего служит мягкий знак
Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил: 1) разделительный мягкий знак: правописание; 2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных; 3) мягкий знак после шипящих; 4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.
1. Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак пишется:
2. Употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных
3. Мягкий знак после шипящих
После шипящих мягкий знак пишется:
4. Остальные случаи
Мягкий знак употребляется:
Примечания:
(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.
(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями ( дочерями, костями, плетями ), а устаревшие формы ( дочерьми, костьми, плетьми ) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах ( лечь костьми, бить плетьми ).
(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.
(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.
Правила употребления мягкого знака
В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? Расскажем о важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи и правилах употребления.
Мягкий знак Ь, ь – это одна из двух букв русского алфавита, 30‑я по счету, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.
Роль одной буквы
Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.
В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.
Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил:
1) разделительный мягкий знак: правописание;
2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных;
3) мягкий знак после шипящих;
4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.
Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).
А может быть разделительным.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа].
Давайте рассмотрим примеры:
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу.
Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Разделительный мягкий знак пишется:
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Обозначение мягкости согласных
Мягкий знак после шипящих
После шипящих мягкий знак пишется:
Остальные случаи
Мягкий знак употребляется:
Примечания:
(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 ‑го лица ед. числа — ляг и форму 2‑го лицами, ч. — лягте.
(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.
(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями (дочерями, костями, плетями), а устаревшие формы (дочерьми, костьми, плетьми) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах (лечь костьми, бить плетьми).
(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.
(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь.
(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3‑га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится?
(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший, нянька и нянчить.
(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.
В словах иноязычного происхождения
Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».
Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.
Приведем примеры таких слов:
Таким образом, мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.).
Конспект урока по русскому языку «Для чего служит мягкий знак» 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 1
«Для чего служит мягкий знак (ь)»
Солодухина Нина Алексеевна,
учитель первой категории.
Тема урока : «Для чего служит мягкий знак (ь)».
Тип урока : решение учебной задачи
Задачи : — образовательная : дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь-знака.
— развивающая : продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД . Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД . Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах.
эвристическая беседа, репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в паре с познавательными материалами).
Формы обучения: фронтальная, работа в парах.
Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация по теме урока, электронное приложение, раздаточный материал, учебник, тетради.
-У нас на уроке присутствуют гости.
-Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,
-Повернитесь, поклонитесь и скорей начнём урок. ( приветствуют гостей)
— Какое сейчас время года? (Зима). А зимой к нам прилетают красногрудые птицы…( снегири)
-Вот и к нам на урок прилетят снегири, каждый со своим заданием. Слайд 2. Первый снегирь с заданием по чистописанию. ( учитель сажает снегиря на ветку)
1) Гимнастика для пальцев.
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
-Пропишем в воздухе вместе со мной (учитель на доске)
-Молодцы. ( Прилетел 2 снегирь)
Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
— Назовите и запишите одним словом: Слайд 5
— зимняя верхняя одежда – пальто
-ткань на праздничном столе- скатерть
-в чём пишет ученик – тетрадь
-драгоценный камень, получившийся из смолы- янтарь
-Посмотрите на все слова внимательно. Что у них общего? (есть ь-знак.)
-Где, в начале, в середине, в конце слова стоит ь-знак? ( в середине слова перед согласными и на конце слова)
-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)
-Тема нашего урока. (слова с ь в середине слова и на конце)
-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?
-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока .( Мягкий знак) Слайд 6
-Прочитайте вопрос Почемучки. (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь)
-Значит, цель нашего урока какая? (Ответить на вопрос: Для чего служит ь?)
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Лексическое значение слов. (4 снегирь на ветку) Слайд 7.
-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь-знак»
-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.
Кон (этап игры) – конь (животное)
Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться) экран
-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.
-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?
-Для чего служит ь после согласных?
Вывод : ь знак служит для смягчения предшествующего звука.
2) Звуко-буквенный анализ. ( 5 снегирь) Слайд 8
-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)
а) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (лось) 4 б,3 зв.
б) Стройный, красивый,
в) Домашнее животное (лошадь) 6-5
г) Кто в лесу густом живет
Летом ест клубнику, мед,
-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках
-Почему букв больше, чем звуков?
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.
3) Работа с правилом в учебнике. Стр.124. Слайд 9
-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.
-Прочитайте правило. ( хорошо читающий)
Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
-Мы правильно сделали вывод?
— Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): де нь , па ль то, васи ль ки, радос ть .
5. Физ. минутка. Слайд 10
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парты тихо сесть.
6. Закрепление знаний и способов действий. (6 снегирь на ветку)
(ь –знак в середине слова и на конце)
— Запишите в тетрадь слова в два столбика.
-Проверяем. Слайд 11.
-Еще раз скажите, для чего служит ь- знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными?
Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
2) Работа со словарём. (7 снегирь на ветку) Слайд 12
-Какие времена года вы знаете? Как называются летние месяцы? Весенние….
-Откройте орфографический словарь на стр.136 и выпишите названия месяцев по вариантам.
1 вариант – осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь)
2 вариант – зимние (декабрь, январь, февраль)
-Проверим на экране. Поставьте + если верно. Слайд 13.
-Что на конце? Для чего он служит?
-Составьте и запишите предложение с одним из слов. Подчеркните грамматическую основу.
7. Рефлексия. Итог урока.
— Какая тема урока была? (слова с ь в середине слова и на конце)
-На какой вопрос должны были ответить?
-Для чего служит ь-знак?
—Я сегодня научился…
—У меня возникли затруднения…
-Проверим ваши знания. ( Мини диктант 5 слов с ь знаком в 1 слове ь нет)
Шмель, рябина, тетрадь, серьги, пальто.
-Проверю, когда соберу тетради.
-Сколько снегирей прилетело в гости к нам? (СЕМЬ)
-Что пишется на конце? Почему?
8. Домашнее задание. Слайд 15