Для чего служит осушитель кондиционера
Применение фильтра осушителя для кондиционера
Охладительный контур бытовой сплит-системы нуждается в полной герметизации, качественной вакуумации после заправки фреоном. Делается это с целью уберечь систему от попадания внутрь влаги, воздуха, которые оказывают разрушительное действие на внутренние элементы, поверхности. Кроме того, некачественная резка, развальцовка труб медного контура может привести к попаданию внутрь металлической стружки, что неизбежно приведет к поломке. От мелких недочетов установки, дальнейшего использования кондиционера избавит установка фильтр-осушителя кондиционера.
Назначение
Фильтр осушитель для компрессора кондиционера выполняет функции:
Структура
Конструктивные элементы фильтр-осушителя кондиционера:
Принцип действия
Попадая в осушитель, хладагент проходит через перфорированную панель, очищаясь от крупных частиц грязи. Затем проходит фильтрацию от мелкодисперсных частиц, попадает в осушитель, где из воды, газа адсорбируются молекулы воды, другие вещества и очищенный выходит из устройства.
Устанавливается на жидкостном участке фреонового контура перед терморегулирующим вентилем для защиты от воды, грязи, льда (в холодное время года). Перед компрессором на газовом участке магистрали устанавливаются осушители для удаления кислот из системы, предотвращая перегорание теплообменника.
Фильтр на жидкостном участке должен быть меньше расположенного на газовом отрезке, чтобы свести к минимуму падение давления. Направление правильного расположения указывает стрелка на корпусе, направление которой должно соответствовать движению фреона в системе.
Различают следующие виды фильтр-осушителя кондиционера:
Когда менять осушитель кондиционера: пошаговая инструкция
Мельчайшие частицы металла и влага наносят серьезный вред механизму компрессора. В процессе монтажа системы внутрь труб попадает медная стружка и пыль. Рабочий контур проходит процедуру вакуумизации, но не всегда удается полностью удалить загрязнение. Капли воды могут остаться на стенках магистрали или попасть внутрь с гигроскопичным синтетическим маслом. Защитить дорогостоящий узел от поломки позволяет фильтр осушитель кондиционера (ФОК). При выработке ресурса или неисправности узла требуется его замена.
Что такое фильтр-осушитель кондиционера
Фильтр-осушитель является элементом рабочего контура климатического и холодильного оборудования. Его задача — удалять жидкость и кислоту из хладагента и не допускать засорения капиллярной трубки. Недооценивается опасность присутствия воды в циркулирующем фреоне. Она меняет свойства масла, используемого в установке. Продукт разлагается с образованием кислот. При замерзании жидкости перекрывается капиллярная трубка, повышается давление всасывания. Компрессор перегревает в интенсивном режиме функционирования. Металлические детали установки подвергаются коррозии.
Влага попадает в контур кондиционера различными способами:
Любые отклонения от рабочего режима приводят к поломке или полному износу компрессора. Установка узла ФОК защищает дорогостоящее оборудование от перебоев в работе и износа запчастей.
Принцип действия
Место установки узла — между конденсатором и капиллярной трубкой. При включении климатической техники начинает работать компрессор. Агрегат нагнетает давление, сжимающее газ. Конденсированный хладагент попадает в фильтр-осушитель в жидкой фазе. Гидравлическое сопротивление адсорбента невелико, поэтому фреон беспрепятственно проходит узел. Принцип работы осушителя кондиционера заключается в поглощении гигроскопичным цеолитом влаги из хладагента. Твердый пористый материал впитывает молекулы воды, а более крупные частицы хладона свободно его проходят. Все модели сплит-систем оснащаются фильтрами осушителями, работающими по одной схеме.
Вид осушителя подбирают по типу фреона и масла. Для системы с минеральным продуктом актуально добавление активного оксида алюминия. Полиэфирным маслам необходим адсорбент хорошо задерживающий влагу. Имеющиеся частицы грязи также задерживаются фильтром. На выходе мелкоячеистая сетка предотвращает вынос с потоком гранул цеолита. ФОК размещается на участке магистрали перед терморегулирующим вентилем. При монтаже стрелка на корпусе должна совпадать с направлением потока. Фильтр является универсальным устройством, он очищает и сушит хладон.
Устройство узла
Деталь представляет собой металлический цилиндр длиной 80-170 мм, диаметром 16-30 мм. Размеры узла зависят от модели кондиционера, в который он вставляется. Корпус герметично запаян плазменной сваркой, чтобы предотвратить утечку хладагента. Поверхность обработана антикоррозийным составом. Для входа и выхода хладагента имеется два медных патрубка. Внутри корпуса установлены металлические или полиэфирные сетки. Между ними размещается сердечник, наполненный гранулами синтетического цеолита.
В некоторых моделях на входе устанавливается дополнительный патрубок. Его используют при вакуумировании системы. Одной стороной сердечник упирается в перфорированную пластину и антивибрационную вставку. Обратная часть фиксируется пружиной. На входе устанавливается сетка, предотвращающая попадание гранул цеолита в конденсатор. Диаметр частиц адсорбента 1,5-3 мм. На выходе стоит сетка с более мелкими ячейками. Ее назначение улавливать твердые вещества из фреона.
Разновидности конструкции ФОК
В качестве осушителя используются вещества с разной степенью впитывания влаги. При одинаковых параметрах корпуса разница в объеме удерживаемой жидкости достигает 30 г. Существует несколько типов ФОК:
Двунаправленный вариант предназначен для кондиционеров, работающих в режиме охлаждения и обогрева. В таких моделях обратные клапаны обеспечивают движение фреона от внешнего края к центру. Влага и частицы грязи задерживаются в фильтре независимо от направления потока.
Внутри корпуса некоторых моделей устанавливаются своеобразные предохранители. Это плавки вставки, срабатывающие при нагревании до 85-100°C. Деталь расплавляется и выпускает хладагент.
Пошаговая инструкция по замене
Смотровое стекло позволяет контролировать состояние осушителя
Контролировать состояние фильтра осушителя для компрессора кондиционера помогает установка индикатора влажности со смотровым стеклом. По цвету прибора определяют содержание влаги в хладагенте. Зеленые полосы означают норму. Окрашивание в желтый и появление пузырей в смотровом окне говорит о засорении и снижении эффективности работы узла. Это одна из причин, требующих замены фильтра-осушителя. Деталь меняется в других случаях:
При выработке ресурса узел не восстанавливают, а вырезают и заменяют новой деталью. Срок эксплуатации указывается в документах кондиционера. Производители рекомендуют осуществлять замену запчасти при любом воздействии на систему. Стоимость осушителя невелика, стоит прислушаться к совету специалистов.
Для выполнения работы потребуются специальные инструменты:
В качестве расходного материала — хладон, тип газа указан на шильдике кондиционера и в документах.
Замена фильтра осушителя кондиционера связана с разгерметизацией магистрали сплит-системы. Монтаж узла требует дорогостоящего оборудования и специальных навыков. Его лучше доверить профессионалам из сервисного центра. Ошибки в установке оборачиваются выходом из строя компрессора и других важных деталей климатической установки.
Осушитель воздуха против кондиционера — что лучше для дома?
Содержание
Содержание
Климатическая техника шагнула далеко вперед: продвинутые модели способны в пару кликов контролировать не только температуру, но и влажность в помещении. Обычным пользователям доступен широкий ассортимент из нескольких классов устройств — кондиционеров (сплитов и мобильных), а также осушителей воздуха. Чем они отличаются и когда понадобятся вам — расскажем в этом материале.
В чем разница между кондиционером и осушителем
Конструктивно оба типа устройств имеют схожую схему, если говорить о сплит-системах и осушителях конденсационного типа. Также они оба выполняют сушку воздуха, но только в отличие от сплит-систем, у осушителей это главная задача.
Кондиционеры и осушители состоят из четырех основных элементов — компрессора, конденсатора, капиллярной трубки и испарителя. Ключевое отличие — в сплит-системах эти элементы разделены на два блока — внешний и наружный. Воздух в испарителе охлаждается и осушается, а выпадающий конденсат отводится в систему дренажа. Конденсатор в наружном блоке служит для сброса тепла. При этом вентиляторы есть как во внутреннем, так и наружном блоках.
У осушителя все четыре элемента контура расположены в едином корпусе. Предусмотрен всего один вентилятор, который обдувает и испаритель, и конденсатор. На испарителе воздух также осушается и охлаждается, но после он попадает на конденсатор и нагревается обратно.
Таким образом, кондиционер за счет наличия двух блоков способен сбрасывать тепло в окружающую среду за пределами помещения, поэтому используется для понижения температуры. Осушитель из-за цельной конструкции такой возможности не имеет, поэтому выполняет только одну функцию — осушение воздуха.
В мобильных кондиционерах все элементы также располагаются в одном корпусе, но отвод тепла через специальный патрубок осуществляется во внешнюю среду. Соответственно, придется ставить устройство возле окон или делать отверстие в стене.
Сплит-системы: преимущества и недостатки
Если в приоритете охлаждение воздуха в помещении, то выбор стоит между сплитами и мобильными кондиционерами, поскольку только они из рассматриваемых категорий могут снизить температуру воздуха.
Главные преимущества сплит-кондиционеров — мощность и эффективность. В охлаждении больших помещений они будут незаменимы. Для расчета обычно используется такой параметр, как BTU (British Thermal Unit). В зависимости от него и высоты расположения внутреннего блока можно приблизительно определить эффективную площадь охлаждения. Типичные кондиционеры этого типа могут охлаждать в одиночку помещения до 50 м², а самые мощные — до 100 м².
Сплит-система также отличается относительной бесшумностью. Внешний блок располагается на улице, и при хорошей звукоизоляции окон вы его практически не услышите. Покупателям также доступен достаточно широкий выбор внутренних блоков, которые отличаются как дизайном, так и способом монтажа.
Наравне с этими преимуществами есть и ряд важных недостатков.
Сложность монтажа. Поставить самостоятельно сплит-систему вы не сможете. Необходимо не только смонтировать наружный блок, иногда на высоте в несколько этажей, но и провести магистраль к внутреннему блоку. При сложной планировке придется достаточно много штробить, поэтому в некоторых случаях установка занимает до двух дней.
Только стационарная система. После монтажа переместить наружный или внутренний блок будет практически невозможно. Соответственно, нужно правильно подбирать место под сплит-систему и оценивать, как будет распространяться поток охлажденного воздуха. Общее правило — сделать так, чтобы воздушный поток напрямую не попадал на зоны «покоя». К ним относятся спальные и обеденные места, рабочие столы и так далее. Если прохладный воздух будет обдувать непосредственно вас, то есть шанс простудиться.
Однако даже с одним кондиционером можно охладить сразу несколько комнат. Поможет в этом грамотно выполненная система вентиляции, о которой мы рассказали ранее.
Уязвимость внешнего блока. Внешний блок с вентилятором постепенно загрязняется, что приводит к худшему теплообмену. Проблем могут доставить опавшие листья, прилетевший мусор, птицы и так далее. Если вы выбираете сплит-систему, будьте готовы периодически проводить обслуживание внешнего блока.
Сплит-кондиционеры актуальны для тех, кто хочет прохладу в одной или нескольких комнатах летом на постоянной основе. Такие кондиционеры способны охладить воздух в частных домах и многокомнатных квартирах, а при должном обслуживании имеют срок службы в несколько десятков лет.
Мобильные кондиционеры: преимущества и недостатки
Эти модели стали своеобразным компромиссом для тех, кто считает сплиты слишком массивными и дорогими. Визуально мобильный кондиционер выглядит как чемодан на колесиках. Устройства способно не только охлаждать воздух, но и работать исключительно в режимах осушения, обогрева или ионизации воздуха.
Мобильность устройства позволяет не только ставить его в разных комнатах, но и перевозить с собой. Например, если вы собираетесь на дачу, то мобильный кондиционер без труда поместится в багажнике легкового авто. Кондиционеры отличаются не только своей компактностью, но и куда меньшим потреблением энергии по сравнению со сплит-системами.
Из-за мобильности такой системы приходится кое-чем жертвовать.
Малая мощность. Мощность большинства мобильных кондиционеров обычно не превышает 3000 Вт. По этой причине они подойдут только для охлаждения небольших комнат, площадью до 25 м².
Шум. Некоторые модели этих кондиционеров работают достаточно громко — до 45 дБ. Это соотносимо с громкостью обычного разговора. Самые мощные устройства генерируют шум в 55 дБ, что аналогично гулу в небольшом офисе. Если вы собираетесь включать такой кондиционер на ночь, обязательно учитывайте его шумность.
Необходимость отвода конденсата. В сплит-системах дренажный канал уже предусмотрен, поэтому пользователям нет необходимости следить за конденсатом. В мобильных кондиционерах вам придется самостоятельно опорожнять тару или обеспечить вывод сливной трубки в канализацию.
Когда актуален мобильный кондиционер? Купить его на замену сплиту можно в нескольких случаях:
Таким образом, мобильные кондиционеры хоть и уступают в мощности, но вполне могут охладить или даже осушить воздух в рамках небольшой площади.
Осушители: преимущества и недостатки
Как мы выяснили раньше, осушители из-за конструктивных особенностей не способны охлаждать воздух. Более того, температура выходного потока обычно на 1-2 градуса выше, чем температура в помещении. Многие спросят, зачем в принципе тогда нужно сушить воздух?
Повышенная влажность на самом деле способна доставить целую кучу проблем. Оптимальным показателем относительной влажности считается 40-60 % при температуре 18-24 °С. Соответственно, параметр выше 60 % уже оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Например, ухудшается теплообмен кожи с окружающей средой. Перегрев тела наступает куда быстрее, что может привести к вялости, головокружению и общей утомленности.
Вторая причина, почему стоит поддерживать оптимальный уровень влажности — это развитие микроорганизмов.
Избыточная влажность способствует развитию разных бактерий, вирусов, грибка и пылевых клещей. Все это представляет опасность не только для здоровья. Грибок и плесень портят отделку, мебель, домашний текстиль. Вы будете постоянно сталкиваться с такими проблемами, как мокрый ковер, отсыревшая постель или отклеивающиеся обои.
Осушитель воздуха позволяет поддерживать оптимальное значение влажности, избавляя вас от всех вышеописанных проблем.
По габаритам осушители схожи с мобильными кондиционерами, поэтому вы можете переносить их между комнатами. Уровень издаваемого шума схож — до 55 дБ. При этом вам также придется позаботиться об отводе воды.
Осушители воздуха по своей эффективности лучше, чем сплиты и мобильные кондиционеры, поэтому позволяют с большей точностью поддерживать заданный уровень влажности в помещении. Многие из них предлагают дополнительные функции — очистка воздуха, ионизация и даже ароматизация. В кондиционерах этот набор функций встречается намного реже.
Осушитель пригодится в тех случаях, если в доме или квартире постоянно стоит повышенная влажность. К причинам относится плохая вентиляция, низкокачественная тепло- или гидроизоляция помещения, наличие источника влаги, например, протечка. Если эти проблемы устранить невозможно или слишком дорого, то контролировать влажность можно с помощью осушителя.
Итоговое сравнение
Чтобы вам было максимально просто сделать правильный выбор, сопоставим все преимущества и недостатки рассматриваемой техники в единой таблице:
Откуда в кондиционере кислота? Или зачем менять фильтр-осушитель
Очень часто вопросы, связанные с использованием компрессорного масла, вызывают много споров среди профессионалов. Но в результате этих споров появляется гораздо больше вопросов, чем ответов. Очень трудно заглянуть в нутро работающего автомобильного кондиционера, которое находится под высоким давлением, и понять, что там происходит на самом деле. Как правило, приходится иметь дело со следствием того или иного процесса, когда система уже загрязнена или вышла из строя.
В идеале, перед заправкой автомобильного кондиционера, должно производиться вакуумирование системы, в процессе которого из автомобильного кондиционера удаляется атмосферный воздух и влага. Во время работы система должна смазываться компрессорным маслом, а появляющаяся влага – поглощаться осушающими элементами аккумулятора-осушителя (АО) или ресивера-осушителя (РО). Естественно, при условии регулярного обслуживания или замены этих деталей в соответствии с рекомендациями производителя.
Но на практике так происходит далеко не всегда. Очень часто приходилось наблюдать, как сотрудник того или иного автосервиса, после добавления масла в заправочный инжектор, забывает закрыть емкость с компрессорным маслом. Упуская из виду, что масло обладает высокой гигроскопичностью. Или клиент, приезжая на СТО, говорит о том, что производил ремонт своими силами и установил осушающий элемент (купленый за копейки на ближайшей разборке). И не желает слушать мастера, который начинает объяснять, что осушитель – это такой же фильтрующий элемент, как масляный и воздушный фильтры. И что нельзя устанавливать в автомобиль «бэушные» фильтры, в том числе и осушитель, потому что он не будет задерживать влагу, имеющуюся в системе.
Мы провели простой тест, наглядно демонстрирующий происходящее в кондиционере, если влага вступает во взаимодействие с компрессорным маслом. Для теста выбрали PAG ISO 100 – полиалкиленгленгликолевое масло с вязкостью 100 единиц. Мы использовали его из новой, только что открытой упаковки. Для большей наглядности, добавили в воду небольшое количество пищевого красителя синего цвета, чтобы была лучше видна граница между маслом и водой.
PAG ISO 100 чаще всего используется для заправки автомобильных кондиционеров, которые работают с хладагентом R-134a. Масло очень гигроскопично, поэтому продается в металлических или пластиковых канистрах. Почему мы так часто акцентируем внимание на гигроскопичности масла (то есть способности впитывать влагу)? Потому, что это очень важно для понимания процессов, которые происходят в системе автомобильного кондиционера. При смешивании влаги с маслом и хладагентом происходит химическая реакция, в результате которой образуются сильные кислоты. В результате коррозии внутренних узлов (под воздействием образовавшихся кислот) от поверхностей металлических деталей автокондиционера отделяются мелкие частицы оксидов металлов, которые, циркулируя в системе, забивают ее, создают препятствие движению хладагента, выводят из строя компрессор. Внутренняя коррозия является причиной утечки в радиаторе кондиционера (конденсоре), испарителе, а также повреждения других металлических (алюминиевых) деталей.
А теперь перейдем непосредственно к нашему несложному эксперименту. На самом деле, мы сами были немало удивлены его результатами. Напомним: мы взяли стандартную упаковку компрессорного масла PAG ISO 100, небольшую стеклянную банку, в которую налили обычную воду из-под крана. В нее для большей наглядности эксперимента было добавлено немного пищевого красителя синего цвета. Затем в воду просто добавили немного компрессорного масла. Результат был невероятный – масло смешалось с водой мгновенно! Затем мы закрыли банку крышкой и энергично встряхивали в течение 30 секунд (для того чтобы сымитировать процессы, которые происходят в работающем автомобильном кондиционере). Потом оставили образец на 48 часов: разделение воды и масла не произошло, они так и остались смешанными. Конечно, у нас не было возможности полностью воспроизвести процессы, происходящие в автомобильном кондиционере, для этого понадобилось бы слишком сложное оборудование. Но даже наш простейший опыт наглядно демонстрирует, насколько хорошо, а главное, с какой поразительной скоростью масло реагирует с водой.
Если экстраполировать результаты нашего эксперимента на реальную систему кондиционирования, то без лишних слов станет понятно, насколько необходимо соблюдать правила обслуживания и эксплуатации. Необходимо беречь компрессорное масло от попадания в него влаги из атмосферного воздуха, правильно производить удаление воздуха и влаги в процессе вакуумирования системы перед заправкой. Кроме того, нужно своевременно производить замену осушающего элемента автомобильного кондиционера – ресивера или аккумулятора осушителя.
Как определить тип?
Для определения типа компрессорного масла лучше всего заглянуть в спецификацию производителя. Но случается, вы держите в руках компрессор без технической документации и трудно сказать, какой тип смазки находится внутри него. Некоторые компрессоры поставляются с минеральным маслом, другие – с полиалкиленгликолевым, третьи – с полиолэстеровым. Одни компрессоры приходят сухими, другие уже содержат необходимое для работы количество компрессорного масла. Так что остается следовать нескольким простым правилам:
– если автомобильный кондиционер эксплуатируется с хладагентом R-12, то необходимо использовать минеральное компрессорное масло;
– если автомобиль 1993 года выпуска или старше, скорее всего, он также работает на R-12, поэтому необходимо использовать «минералку»;
– если автомобиль 1995 года выпуска или новее, то он заправлен на заводе-изготовителе хладагентом R-134a и полиалкиленгликолевым маслом (PAG). В 1994 году произошел переход с R-12 на R-134a, поэтому с конвейеров заводов сходили автомобили, автокондиционеры которых заправлялись как R-12 так и R-134a.
Если речь идет о системе, которая изначально была предназначена для работы с R-12, а затем подвергалась переделке под R-134a, то чаще всего профессионалы используют эстеровое масло (POE). Однако надо иметь в виду, что в систему после переделки может быть залито компрессорное масло PAG. Для полной уверенности стоит заглянуть под капот автомобиля и поискать наклейку, которую должны были оставить специалисты, произведшие переделку системы.
После того, как вы разобрались с типом компрессорного масла (минеральное, POE или PAG), очень важно определить вязкость. Ранее с хладагентом R-12 использовалась компрессорное масло с одной степенью вязкости. После того, как в индустрии автомобильных кондиционеров стал применяться хладагент R-134a, синтетические е масла PAG и POE, которые используются вместе с этим хладагентом, были стандартизированы Международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for Standardization). Наиболее популярная вязкость POE – ISO 100. Компрессорные масла PAG представлены тремя видами вязкости – 46, 100, 150. В каждом конкретном случае, в зависимости от производителя автомобиля, в кондиционерах может применяться PAG различной степени вязкости. Если нет информации, какое компрессорное масло залито в данный автомобильный кондиционер, то некоторые специалисты заправляют PAG масло с вязкостью ISO 100 во все устройства, работающие на R-134a независимо, от производителя. Это масло обладает универсальной вязкостью и может использоваться, если на складе нет необходимого масла.
Когда проводится общий ремонт автомобильного кондиционера или неизвестно общее количество смазки в системе, рекомендуется произвести промывку. Эта процедура позволяет быть уверится в том, что система свободна не только от механических загрязнений но и от старой смазки. После завершения ремонта можно добавить ровно столько компрессорного масла, сколько необходимо. При добавлении рекомендуется половину общего количества масла залить в компрессор, а оставшуюся часть поместить в аккумулятор-осушитель (АО) или ресивер-осушитель (РО). Например, если общее количество компрессорного масла, которое должно быть в системе – 240 мл, то 120 мл рекомендуется залить в компрессор, остальное – в РО или АО. Такая схема даст гарантию, что при включении кондиционера компрессор не будет запущен «на сухую», а остальное компрессорное масло распределится по всей системе.