Для чего служит пищеварительная система для передачи сигналов
Пищеварительная система человека
Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, которые объединены выполнением общих функций. Благодаря ей человек имеет возможность принимать пищу и усваивать ее.
Храп, апноэ, бессонница или другие проблемы? Обращайтесь в Центр медицины сна на базе Клиники реабилитации в Хамовниках. Мы обязательно вам поможем! Задавайте вопросы и записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (495) 775-60-33.
К этой системе органов относится желудочно-кишечный тракт и вспомогательные структуры: слюнные железы, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа.
Строение пищеварительной системы
Рот, глотка, пищевод
Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости, где распознается вкус еды, происходит ее измельчение и формируется пищевой комок. Кроме того, уже здесь начинается переваривание пищи: фермент амилаза, содержащийся в слюне, начинает расщеплять углеводы.
Подготовленный пищевой комок проходит через глотку и попадает в пищевод. В течение нескольких секунд пища спускается по пищеводу и оказывается в полости желудка.
Желудок
Пустой желудок имеет объем около 0,5 литра, но при поступлении пищи может растягиваться в несколько раз (до 4 литров). Благодаря особому строению мышечной стенки, желудок способен к моторике: он может совершать разнонаправленные движения, улучшая перемешивание пищи с желудочным соком.
Соляная кислота и ферменты, содержащиеся в желудочном соке, запускают процесс активного переваривания. Некоторые вещества, например, вода, соли, сахар, алкоголь могут всасываться уже сквозь стенку желудка.
Помимо своей основной функции, желудок выполняет и другие задачи. Так, в нем вырабатывается вещество, препятствующее развитию анемии (фактор Касла), а также биологически активные соединения и гормоны. Благодаря низкой рН желудочного сока (в нем всегда сохраняется кислая среда) происходит уничтожение бактерий, попадающих в пищеварительный тракт с пищей.
Тонкий кишечник
Пища находится в желудке от 20 минут до 6 часов, после чего обработанный ферментами желудочного сока пищевой комок продвигается дальше, в тонкий кишечник.
Первой частью этого отдела является двенадцатиперстная кишка, в которую по выводным протокам поступают секрет поджелудочной железы и желчь. Желчь расщепляет жиры, а сок поджелудочной железы благодаря содержащимся в нем ферментам активно участвует в переваривании не только жиров, но и белков, углеводов. Именно в 12-перстной кишке происходит нейтрализация поступившей из желудка кислоты.
Далее пища попадает последовательно в тощую и подвздошную кишку. Там полностью подготавливается для всасывания и всасывается значительная часть необходимых организму веществ: аминокислот, углеводов, липидов.
Толстый кишечник
Пройдя тонкую кишку, пищевой комок оказывается в просвете толстого кишечника. Первым его отделом является слепая кишка. Она короткая, и в нее открывается аппендикс – отросток, не играющий значительной роли в пищеварении.
Слепая кишка переходит в ободочную. Длина ободочной кишки составляет полтора метра. Этот отдел кишечника имеет вид широкой полой трубки и П-образную форму. Кишка состоит из трех отделов: восходящего, поперечного и нисходящего. В ней происходит активное всасывание жидкости, за счет чего содержимое кишечника уменьшается на треть и превращается в каловые массы.
В толстой кишке заканчивается расщепление и всасывание белковых компонентов пищи, электролитов. Бактерии микрофлоры участвуют в образовании витаминов групп В и К.
Конечными отделами толстого кишечника являются сигмовидная и прямая кишка. В сигмовидной кишке заканчивается всасывание воды и питательных веществ, а прямая выполняет роль резервуара кала. Сфинктер прямой кишки, в отличие от мышечных стенок самого кишечника, управляется корой головного мозга, поэтому человек может контролировать позывы на дефекацию и акт дефекации.
Вспомогательные органы пищеварительной системы
Пищеварительная система человека не могла бы работать столь эффективно, если бы в этом не участвовали вспомогательные органы: печень, поджелудочная железа, слюнные железы.
Слюнные железы
Они вырабатывают слюну, которая смачивает пищевой комок и обеспечивает его легкое скольжение по пищеводу. Фермент слюны амилаза запускает процесс расщепления углеводов.
Поджелудочная железа
Поджелудочная железа вырабатывает секрет, содержащий ферменты липазу (расщепляет жиры), амилазу (расщепляет углеводы) и протеазу (расщепляет белки). Помимо этого, в поджелудочной железе происходит синтез инсулина – гормона, при помощи которого глюкоза усваивается тканями.
Еще два гормона, образующиеся в поджелудочной железе – глюкагон и соматостатин. Глюкагон является антагонистом инсулина (действует противоположным образом) и вызывает увеличение концентрации глюкозы крови. Соматостатин подавляет работу других желез внутренней секреции.
Наконец, в этом органе осуществляется выработка особого гормоноподобного вещества – грелина, вызывающего аппетит.
Печень и желчный пузырь
Печень человека – важный орган, который выполняет множество функций. Она обезвреживает токсины, нейтрализует «отработавшие» гормоны, витамины и биологически активные вещества, запасает гликоген – важнейший источник глюкозы в организме, регулирует жировой обмен, является депо крови. В качестве пищеварительного органа печень вырабатывает желчь, которая запасается в желчном пузыре, а в момент поступления пищи в кишечник выделяется в просвет 12-перстной кишки. Желчные кислоты, перемешиваясь с пищевым комком, расщепляют жиры и способствуют их перевариванию.
Заболевания пищеварительной системы и проблемы сна
Нарушение сна – ситуация, с которой сталкивается по крайней мере каждый 4-5 человек на планете. Во многих случаях причиной плохого сна являются различные заболевания, в том числе болезни пищеварительной системы человека.
Хорошо известны «голодные боли» при язве, будящие среди ночи и нарушающие сон. Мешать заснуть могут вздутие живота, диарея, запоры, тошнота, изжога, рвота.
Храп, апноэ, бессонница или другие проблемы? Обращайтесь в Центр медицины сна на базе Клиники реабилитации в Хамовниках. Мы обязательно вам поможем! Задавайте вопросы и записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (495) 775-60-33.
Кроме того, расстройства сна могут и сами провоцировать появление нарушений со стороны органов пищеварения. Например, при синдроме обструктивного апноэ, когда у больных имеется храп и остановки дыхания во сне, в качестве частых симптомов у них встречаются ночная изжога и отрыжка.
Если вас тревожат сразу несколько проблем, а именно нарушение сна и расстройство пищеварения, имеет смысл сообщить свои жалобы врачу-сомнологу. В Центре медицины сна на базе Клиники реабилитации в Хамовниках вам смогут оказать необходимую помощь.
Тест по теме «Пищеварительная система»
1.Для чего служит пищеварительная система?
а) для передачи сигналов от головного мозга ко всем органам тела
б) чтобы разносить питательные вещества по всему организму
в) для обеспечения опоры и движения организма
г) для измельчения и переваривания пищи
2.Из каких органов состоит пищеварительная система? Найди орган, не относящийся к ней:
а) желудок д) печень
б) пищевод е) спинной мозг
в) толстая кишка ж) ротовая полость
г) глотка з) тонкая кишка
3.Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности, в какой через неё проходит съеденная пища:
а) желудок г) глотка
б) пищевод д) ротовая полость
в) толстая кишка е) тонкая кишка
5.С помощью чего пища начинает перевариваться в ротовой полости?
б) желудочного сока г) крови
6.Как питательные вещества из переваренной пищи поступают в различные органы?
а) по специальным каналам
б) их разносит кровь
в) передают друг другу по «эстафете»
7.Как питательные вещества из переваренной пищи попадают в кровь?
а) всасываются через стенки кишечника
б) толстый кишечник заканчивается кровеносными сосудами
в) кровь проходит сквозь кишечник и «забирает» с собой питательные вещества
8.Что происходит с непереваренными остатками пищи?
а) возвращаются для нового переваривания
б) удаляются из организма
в) их не бывает, вся пища переваривается до конца
1.Для чего служит пищеварительная система?
а) для передачи сигналов от головного мозга ко всем органам тела
б) чтобы разносить питательные вещества по всему организму
в) для обеспечения опоры и движения организма
г) для измельчения и переваривания пищи
2.Из каких органов состоит пищеварительная система? Найди орган, не относящийся к ней:
а) желудок д) печень
б) пищевод е) спинной мозг
в) толстая кишка ж) ротовая полость
г) глотка з) тонкая кишка
3.Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности, в какой через неё проходит съеденная пища:
а) желудок г) глотка
б) пищевод д) ротовая полость
в) толстая кишка е) тонкая кишка
5.С помощью чего пища начинает перевариваться в ротовой полости?
б) желудочного сока г) крови
6.Как питательные вещества из переваренной пищи поступают в различные органы?
а) по специальным каналам
б) их разносит кровь
в) передают друг другу по «эстафете»
7.Как питательные вещества из переваренной пищи попадают в кровь?
а) всасываются через стенки кишечника
б) толстый кишечник заканчивается кровеносными сосудами
в) кровь проходит сквозь кишечник и «забирает» с собой питательные вещества
8.Что происходит с непереваренными остатками пищи?
а) возвращаются для нового переваривания
б) удаляются из организма
в) их не бывает, вся пища переваривается до конца
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация к выступлению на городском семинаре по преемственности «Роль учителя начальных классов и воспитателя ГПД в адаптации первоклассников в школе»
Презентация к уроку родная литература «Валентина Осеева рассказы»(1 класс)
Выступление на городском семинаре по преемственности по теме «Роль учителя начальных классов и воспитателя ГПД в адаптации первоклассников»
Открытый урок, посвященный 23 февраля
«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций к учебной деятельности на уроках литературного чтения в 1 классе»
«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций к учебной деятельности на уроках литературного чтения в 1 классе»
Конспект занятия внеурочной деятельности «Здоровейка» (2 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5348164 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по окружающему миру на тему «Пищеварительная система» (4 класс)
Тест по окружающему миру на тему
1. Для чего служит пищеварительная система?
а) для передачи сигналов от головного мозга ко всем органам тела
б) чтобы разносить питательные вещества по всему организму
в) для обеспечения опоры и движения организма
г) для измельчения и переваривания пищи
2. Найди орган, не относящийся к пищеварительной системе:
а) желудок в) толстая кишка д) спинной мозг ж) тонкая кишка
б) пищевод г) глотка е) ротовая полость
3.Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности, в какой через неё проходит съеденная пища:
а) желудок в) толстая кишка д) ротовая полость
б) пищевод г) глотка е) тонкая кишка
4. Какую роль в пищеварении играет печень?
а) выделяет слюну в) выделяет желчь д) выделяет слёзы
б) выделяет желудочный сок г) очищает кровь
5. С помощью чего пища начинает перевариваться в ротовой полости?
а) желчи б) желудочного сока в) слюны г) крови
6. С помощью чего пища переваривается в желудке?
а) желчи б) желудочного сока в) слюны г) крови
7. Как питательные вещества из переваренной пищи поступают в различные органы?
а) по специальным каналам
б) их разносит кровь
в) передают друг другу по «эстафете»
8. К чему приводит питание однообразной пищей?
9.Что происходит с непереваренными остатками пищи?
а) возвращаются для нового переваривания
б) удаляются из организма
в) их не бывает, вся пища переваривается до конца
10. Что произойдет с зубами, если не ухаживать за ними?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-920986
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по окружающему миру » Пищеварительная система человека»
1.Для чего служит пищеварительная система?
а) для передачи сигналов от головного мозга ко всем органам тела
б) чтобы разносить питательные вещества по всему организму
в) для обеспечения опоры и движения организма
г) для измельчения и переваривания пищи
2. Из каких органов состоит пищеварительная система? Найди орган, не относящийся к ней:
а) желудок д) печень
б) пищевод е) спинной мозг
в) толстая кишка ж) ротовая полость
г) глотка з) тонкая кишка
3.Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности, в какой через неё проходит съеденная пища:
а) желудок г) глотка
б) пищевод д) ротовая полость
в) толстая кишка е) тонкая кишка
4.Какую роль в пищеварении играет печень? Какую жидкость она выделяет?
б) желудочный сок г) кровь
5.С помощью чего пища начинает перевариваться в ротовой полости?
б) желудочного сока г) крови
6.С помощью чего пища переваривается в желудке?
б) желудочного сока г) крови
7.С помощью чего пища переваривается в тонкой кишке?
б) желудочного сока г) крови
8.Как питательные вещества из переваренной пищи поступают в различные органы?
а) по специальным каналам
б) их разносит кровь
в) передают друг другу по «эстафете»
9.Как питательные вещества из переваренной пищи попадают в кровь?
а) всасываются через стенки кишечника
б) толстый кишечник заканчивается кровеносными сосудами
в) кровь проходит сквозь кишечник и «забирает» с собой питательные вещества
10.Что происходит с непереваренными остатками пищи?
а) возвращаются для нового переваривания
б) удаляются из организма
в) их не бывает, вся пища переваривается до конца
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-693259
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.