Для чего снимали скальпы людей
Зачем снимали скальпы в древности?
Кожу с головы срезали не только американские индейцы с бледнолицых или своих местных врагов. Целые континенты практиковали этот жуткий обычай.
Неолитическому датчанину из Дирхольмена кремневым ножом отделили кожу, совершив надрезы вокруг головы. Ему не сильно повезло, потому что кости его тела были отмечены следами разрезов и разрубов. Кто он? Погибший в сражении, обед каннибалов или ритуальная жертва. Другой скандинав, уже неолитический швед из Альвастры, был обезглавлен, после чего на одинаковой высоте над ушами вокруг головы были нанесены разрезы для отделения скальпа от черепа. Он либо ритуальная жертва, либо убит врагами и оскальпирован.
Геродот пишет о том, как скифы скальпируют побежденных врагов, а скальпы используют в качестве полотенец или как украшение. Схожие упоминания о скальпировании у скифов доносят еще два античных письменных источника.
Римляне скальпировали убитых кимвров после битвы при Верцеллах. Аммиан Марцеллин сообщает о скальпировании, которое практиковали аланы.
Четыре черепа из аланских погребений могильника Новый Ростовской области отмечены линейными разрезами.
«Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит?»
Герой одной из легенд – человек-Гагара, победив вражеского предводителя, «скальп с него снял и на самое высокое дерево в Отляре повесил».
Другой пример : «»Удастся ли нам, двум мужам, отправляющимся в хлебородные земли чужестранцев, вернуться с нашими косатыми головами. или же наши отливающиеся головные кожи будут где-либо сняты каким-нибудь мужем».
С.К. Патканов отмечал: «Чтобы доставить себе больше славы, а врагам унижения, победители имели обыкновение снимать с них их головную кожу (ух-сох). Ее эпитет в остяцких былинах – «радужным цветом отливающаяся» …
Лишение головной кожи, вероятно, имело еще и другой мотив, именно основанный на своеобразном веровании остяков в загробную жизнь. Есть основания предполагать, что по их понятиям душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. …
Скальп это и жертва богам, и наказание провинившегося или кровного врага, и способ показать другим насколько силен и статусен обладатель многих скальпов.
Что характерно, скальпирование тесно связано со скифо-сибирским миром. Его практиковали в основном те народы, кто вышел из Великой степи или жил по соседству: от американских индейцев, которые жили в Азии 20 тысяч лет назад, до аланов и скифов с остяками.
Шаманизм, который был знаком всем указанных народам, может быть связующим звеном обычая срезать скальп.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.
—Ссылки
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Тропа войны или зачем индейцы снимали скальпы?
Ритуал скальпирования поверженного врага, издавна считают занятием, присущим коренным жителям Америки. Об индейском происхождении этого обычая писали многие и, в частности, знаменитый Фенимор Купер. В одной из своих книг он утверждает: «Белый человек цивилизован, а краснокожий приспособлен к тому, чтобы жить в пустыне. Так, например, белый считает преступлением снимать скальп с мертвеца, а для индейца – это подвиг».
Утверждение автора «Зверобоя» и «Последнего из могикан» является довольно спорным. До появления европейцев в Северной и в Южной Америке снятие скальпа осуществлялось лишь в исключительных случаях и только из религиозных соображений. К тому же этот ритуал практиковался далеко не всеми племенами.
В то же время белому человеку обычай снимать кожу с головы врага в качестве трофея был присущ с незапамятных времен. О том, что скифы срезали кожу с голов убиенных, сообщал еще Геродот. К подобной процедуре частенько прибегали и древние персы и народы Западной Сибири.
Что же касается «краснокожих», то их к этому занятию приобщили именно бледнолицые. Начали процесс голландские колонисты в 16-м веке, а в 18-м его продолжили англичане, подстрекавшие своих союзников из числа индейцев к нападению на французских колонистов, а также к ведению межплеменных войн. Кстати, у американских аборигенов в этом вопросе был широчайший выбор. Например, испанец, убивший врага, брал себе на память его левое ухо, француз – кисть правой руки, а англичанин и голландец – скальп. Индейцы предпочли снятие скальпа. Не в последнюю очередь потому, что скальп и места занимал мало и, при соблюдении определенных правил, довольно долго не портился…
Первое время, скальпирование было известно индейцам только на востоке Северной Америки и в Гран-Чако в Южной Америке, и уже оттуда это явление распространилось на Центральную и Северо-Западную Америку.
За каждый скальп белые союзники платили индейцам твердо установленную цену. Чаще всего рассчитывались «огненной водой», что кроме всего прочего способствовало и развитию среди индейцев хронического алкоголизма.
Давно известно, что в организме ряда народов, к которым относятся и североамериканские индейцы, отсутствуют ферменты, расщепляющих алкоголь, что и приводит к их слабости перед «зеленым змием». Спаивание индейцев – это геноцид, проводимый белыми покорителями Америки.
Вопреки искусственно сформированному мнению, самыми жестокими и алчными собирателями скальпов были не «дикие» индейцы, а, считавшиеся цивилизованными, белые поселенцы. Особенно в этом отношении прославились мародерские банды майора Квантрилла времен войны Севера и Юга, которые убивали не только мужчин, но и женщин и детей. В литературе упоминается один из главарей бандитов, Кровавый Билл, хваставшийся тем, что за один день смог заполучить шестьдесят скальпов, причем принадлежавших не индейцам, а белым.
Отметим и то, что даже в 2000-м году нашей эры, в канадской провинции Новая Шотландия еще можно было получить награду за скальп индейца. Согласно одному из указов властей от 1756 года, белым поселенцам полагалась награда за каждого убиенного краснокожего. О том, сколько денег было выплачено за 244 года, статистика умалчивает.
Не только индейцы: какие народы России скальпировали своих врагов
Из приключенческих романов и фильмов мы знаем, что индейцы Северной Америки снимали с врагов скальпы, то есть срезали часть кожи с головы вместе с волосами. Правда, мало кто знает, что обычай этот принесли «кровожадным краснокожим» белые люди, но пусть это остается на совести авторов романов и режиссеров. Но скальпы снимали не только в Америке — такой обычай был у многих народов мира, в том числе и у живших на территории нынешней России.
Скальпы в культуре скифов, сарматов и аланов
Ученые считают, что первыми начали снимать скальпы еще люди бронзового века. Первое тело человека со снятым скальпом, относящееся к этой эпохе, было найдено в Рандерском болоте, в Дании. Позднее на территории России были найдены как минимум три захоронения людей со снятыми скальпами, относящиеся к бронзовому веку: Калиновский могильник (Ставропольский край) и два тела в Пепкинском кургане (Республика Марий Эл).
Скифский воин со снятым с врага скальпом
Позднее обычай лишать врагов скальпов практиковали скифы. Отец истории Геродот в 5 веке до нашей эры писал, что скифские воины не упускали возможности скальпировать врага и собирали целые коллекции трофеев, хвастаясь друг перед другом своей воинской доблестью. Прежде чем снять скальп, скифы приносили своим вождям головы поверженных противников и лишь после этого забирали трофей. Они надрезали кожу по кругу и затем одним сильным рывком вытряхивали из нее череп.
После этого, как писал Геродот, скифы обрабатывали скальп, выскребая кожу с внутренней стороны заточенный ребром быка и тщательно разминали руками. Потом воины привязывали добычу к седлу и так она постепенно сушилась. У самых славных скифских воинов у седел весели целые вороха скальпов, а особо пафосные герои даже шили из них плащи.
Для захоронений скифского периода, длившегося с 7 по 4 век до нашей эры, скальпированные тела совсем не редкость. Останки мужчины со следами такой «операции» были обнаружены во Втором Пазырыкском кургане на Алтае, а в захоронении возле села Быстровка, Новосибирской области, нашли три жертвы скальпирования. Всем им перед снятием кожи сначала отрезали головы.
Древнее изображение скифа
В скифских захоронениях в долине реки Обь нашли сразу восемь черепов, с опоясывающими круговыми следами лезвия. Шесть голов принадлежат мужчинам, которым на момент смерти было от 20 до 40 лет, а два — ребенку и пожилой женщине. Получается, что у скифов было принято снимать скальп не только у воинов, но и просто у жертв любого пола и возраста. Там же были обнаружены погребальные куклы с необычными париками из человеческих скальпов.
Ученые считают, что обычай лишать врагов волос был связан не только с демонстрацией воинской доблести. Скифы считали, что волосы — вместилище души и противник, лишенный скальпа, уже не сможет родиться в новом воплощении и навсегда останется мертвым. Вообще, культ скальпа был очень развит у этого народа. Иногда мастера даже изготавливали украшения для упряжи из конских хвостов и меха животных, имитирующие человеческие скальпы.
Не отказывали себе в удовольствии скальпировать недруга также сарматы и аланы, проживавшие в древности между Каспийским и Азовским морями. Известный нартский эпос рассказывает, как герой Созрыко, победив врагов, снимает с них скальпы и отрезает усы. Также легенда гласит, что позднее ему пошили из них шубу, причем скальпы на нее пошли не только вражеские, но и соплеменников.
Скальпированная голова из захоронения горного Алтая.
В могильнике «Новый», в Ростовской области, лежали тела с черепами, имеющими следы грубого посмертного скальпирования — кольцевой раны без следов заживления. Это были трое молодых мужчин и совсем юная девушка, не старше 17 лет. Римский историк Аммиан Марцеллин, живший в 4 веке нашей эры, в своих трудах подтверждает существование такого обычая у аланов.
Скальпирование у угорских народов
В XIV веке венгерский монах по имени Йоганка писал, что общался с неким бывалым послом, который провел немало времени в Сибири. Тот ему рассказал, что есть на севере народ, снимающий с врагов скальпы и почитающий их как священную реликвию.
Обычай народов ханты и манси срезать с головы кожу с волосами подтвердили археологи, обнаружившие недалеко от Сургута, в могильнике Сайгатский 6, череп мужчины с очевидными следами работы ножом. Рану нанесли сразу после смерти или в последние минуты жизни несчастного и произошло это в 10–12 веках.
Так выглядит снятый и правильно обработанный скальп
Валерий Чернецов, известный советский археолог, рассказывал, что в угорском фольклоре неоднократно упоминается обычай снимать с головы кожу вместе с волосами. В легендах ханты и манси скальпы врагов развешивали на соснах в лесу или на островах посреди Оби.
Срезали волосы с кожей и в других регионах, входящих в состав России в разные периоды времени. Очень долго такой обычай существовал у народов Средней Азии, живших на территории Казахстана и современных Оренбургской и Челябинской областей.В некоторых местах практиковали снятие скальпов до конца 19 столетия.
Семья хантов. Фото начала 20 века
Есть любители жутких трофеев и в наши дни. Мы не знаем, коллекционирует ли кто-то скальпы, но ценителей черепов, украшенных искусной резьбой, в мире немало.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Зачем индейцы снимали скальп?
Скальпирование врагов в ряде районов североамериканского континента получило распространение среди индейцев еще до прихода белых людей. Обычай был частью военного ритуала лишь мускогских племен юго-восточной части США и ирокезских народов востока США и низовий реки Святого Лаврентия, а также их ближайших соседей.
Почти на всей территории Америки в те времена основным трофеем была голова врага.
Лишь с приходом европейцев скальпирование получило более широкое распространение. Кроме появления стальных ножей, что значительно упростило сам процесс снятия скальпа, серьезную роль сыграли вознаграждения, выплачиваемые представителями колониальных властей. Вскоре краснокожие поняли, что приносить в доказательство убийства врага его скальп менее трудоемко, чем его голову.
Белые не раз подбивали индейцев скальпировать и своих бледнолицых противников. Так, в июне 1775 года, английское правительство, призвав индейцев выступить против американцев, не только снабжало воинов всех племен от Великих озер до Залива топорами, ружьями и боеприпасами, но и объявило награду за скальпы американцев, которые следовало приносить командующим офицерам в Детройт или Освего. Столь заманчивое предложение смогло привлечь на их сторону даже ирокезов, которые ранее торжественно поклялись сохранять нейтралитет.
Часто упоминается, что скальпирование врага связано с нанесением вреда душе погибшего.
Классическим скальпом считались волосы с макушки, которые заплетались в одну или несколько косичек. Впервые мальчику заплетали скальповую прядь в возрасте приблизительно пяти лет. Несмотря на большое разнообразие причесок, даже выбривая голову, индейцы всегда оставляли небольшую прядь волос, называемую скальповой. Три пряди волос заплетались в косичку, образуя у основания круг диаметром около пяти сантиметров, и, как правило, украшались. Кроме того, вокруг образованного косичкой круга выщипывали волосы и выкрашивали кожу красной краской, чтобы выделить скальповую прядь. Благодаря этим ухищрениям любой человек мог сказать, насколько «правильным» был захваченный воином скальп. Белые современники особо отмечали, что индейцы никогда не выбривают голову полностью, всегда оставляя скальповую прядь, служившую признаком мужества и вызовом врагу. Они как бы говорили своим противникам: «Попробуй добыть мой скальп, если осмелишься».
У команчей скальп не приносил большого почета, поскольку кто угодно мог снять его с уже убитого врага. Но если врага скальпировали при особо опасных обстоятельствах, он ценился очень высоко. Скальп был трофеем, доказательством успеха для применения в Пляске Победы.
Почему краснокожие индейцы снимают скальп?
Многие из нас думают, что только краснокожие индейцы снимали скальпы, а у «бледнолицых» не было такой практики. Но существует несколько интересных фактов, связанных со скальпированием
Снятие скальпа означает полное или частичное снятие кожи головы с волосами.
Жертва может остаться живой или умирает. Снятие скальпов началось в древние времена. Это делали варварские племена Азии и Европы раньше, чем этим стали заниматься краснокожие американские индейцы. Среди индейцев снятием скальпов занимались не все племена. Например, индейцы канадского северо-запада и всего Тихоокеанского побережья никогда не снимали скальпы.
Некоторые краснокожие индейцы собирали скальпы, потому что это было символом их мужества и боевых умений. В некоторых племенах индейцев скальпы использовались в религиозных церемониях.
Когда американские колонизаторы боролись с краснокожими индейцами, они давали денежное вознаграждение за скальпы индейцев. В 1724 году Массачусетс предлагал 500 долларов за скальп краснокожего индейца. В 1755 тот же штат предлагал 200 долларов за мужской скальп краснокожего старше 12-ти лет, а за скальп краснокожей женщины или ребенка 100 долларов.
В связи с таким вознаграждением за скальпы, те племена, которые никогда не занимались этим, начали снимать скальпы
Зачем индейцы снимали скальпы?
Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.
Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов.
1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений.
3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать «ку» — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку». В этом исследователи видят причину распространения заблуждения о значимости скальпирования для индейцев.