Для чего снимали зеленый слоник
Смысл фильма Зеленый слоник 1999
«Зеленый слоник» — это фильм 1999 года, срежисированный Светланой Басковой и спродюсированный Олегом Мавротти. Фильм сразу после выхода вызвал неоднозначные отзывы, даже сами актеры по-разному смотрят на данную картину. Если Сергей Пахомов (играет Поехавшего) высоко оценивает работу в таком проекте, считая, что подобных работ очень мало, и каждый актер получает шанс поучаствовать лишь один раз. Пахомов считает, что это его единственный и лучший раз. А вот Владимир Епифанцев (играет Братишку), напротив, признается в интервью, что снялся в фильме лишь по просьбе Светланы Басковой, так сказать по-дружески, и сейчас смотреть это кино ему стыдно и неловко.
Создатели фильма в основном положительно относятся к своей работе, хотя и признаются, что были некоторые трудности. Например, в том, чтобы убедить актеров сыграть те или иные сцены. В картину почти не было вложено денег, но именно такие дешевые декорации подошли идеально для сюжета и посыла фильма.
Светлана Баскова говорит, что это антимилитаристская притча, направленная против событий, происходивших в Чечне, ей чужды такие отношения людей, и этим фильмом хотелось привлечь внимание общественности. Несомненно привлечь внимание получилось, однако не сразу критики и зрители смогли оценить картину, смотреть многие кадры непросто, а после просмотра остаются некоторые вопросы к сюжету. Разберемся, в чем смысл фильма «Зеленый слоник».
Фильм, конечно, неоднозначен, а потому часто говорится о том, что это просто кино жанра арт-хаус, причем трэш-арт-хаус, а потому искать смысл не стоит, так как его просто нет. Стоит принять и эту точку зрения, так как название фильма, согласно толкованию режиссера, произошло от другого арт-хаусного кино под названием «Розовый фламинго. Эта картина также имеет много вызывающих сцен, она яркая, кричащая и мало понятная своим зрителям.
Смысл фильма Зеленый слоник
Однако мы не остановимся на том, что смысл нет, а рассмотрим и другие версии. Баскова говорит, что ее некий протест против насилия, войн и милитаризма в целом. Человек должен быть свободен в мире, в выборе своих действий и мыслей. Так может, фильм и является апогеем этой свободы? Герои наконец избавляются от влияние на них силовых структур, просто убивают капитана, и оказываются в свободном плавании. Правда, это свобода мысли и поведения у одного из героев, у Поехавшего, проявляется еще раньше избавления. В таком интерпретации Поехавший едва ли не пророк, призывающий следовать за ним и вести себя так же свободно и оторвано от жестокого, морального мира.
Возможно, также, что герои, напротив, символизирует общество, которое под влиянием военного насилия, попадает в стадию морального разложения, то есть это антиутопическая картина будущего, которое может ожидать нас, если устройство мира не поменяется. Конечно, это не реальная картина, а абсурд, возведенный в высшую степень, но именно такая утрированная картину жуткого будущего способна заставить, действительно, задуматься.
Также Светлана Баскова отмечала в описании к фильму, что герои олицетворяют самые лучшие человеческие качества. Конечно, речь о главных героях, Поехавший — это образец мужской дружбы, понимания, немного наивности и доверчивости, открытости людям и миру. Такая интерпретация кажется слегка не совпадающей с общим впечатлением о фильме, однако картина все же отнесена к высшему искусству, а ее автор лучше знает, какой посыл вкладывался изначально. Другой вопрос — был ли достигнут этот посыл? Стоит обратить внимание, что хотя у фильма был сценарий, актеры заранее не репетировали, и многие диалоги, вошедшие в финальный вариант фильма, были импровизацией актеров. Получается, что каждый участник картины внес что-то от себя, свое, индивидуальное, а потому смысл фильма может быть передан слегка искаженно, нежели было задумано.
Есть мнение о том, что фильм стоит воспринимать как большую метафору на современный мир. Каждый герой — это отдельная категория, социальный слой. Братишка — человек простой, слегка грубый и не способный взять на веру что-то новое, Поехавший в таком ключе имеет слегка иронично имя, так вот, этот герой представляет некого революционера, человека новых взглядов, готового бороться и с властью и силовыми структурами. Значит, «сладкий хлебушек» на самом деле сладок, только Братишка не видит этого, боится, и потому для него блюдо, предложенное Поехавшим, — это фекалии.
В любом случае, фильм смог однозначно привлечь к себе внимание и вызвал много обсуждений в обществе, которые не утихают до сих пор. Назвать фильм классикой жанра не получится, потому что в истории русского кинематографа он пока единственный, однако по непонятным причинам, спустя 20 лет «Зеленый слоник» продолжают смотреть новые поколения, а потом обсуждать и спорить. Значит, что-то в этой истории есть. Говоря же в общем, смысл фильма в выставлении наружу пороков общества, в котором сила и власть решают слишком многое.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Зеленый слоник. Мы с нетерпением будем ждать!
О чем фильм «Зеленый слоник»?
Режиссер о посыле фильме «Зеленый слоник»
В 1999 году на экраны вышла андеграундная картина российского режиссера Светланы Басковой «Зеленый слоник». Продюсер фильма – Олег Мавроматти. Съемки проводились на обычную видеокамеру.
Авторы проекта относятся к своему детищу положительно, хотя отмечают, что снять его стоило немалых трудов. Речь не идет о финансовом вопросе, так как на съемки потребовалось минимум денег.
Использование дешевых декораций оказалось полезным для фильма, потому что они отлично отражали уныние обстановки. Больше сложностей было с исполнителями главных ролей, которые иногда отказывались играть отдельные сцены.
Свой неординарный кинопроект режиссер называет антимилитаристской притчей. С помощью фильма С. Баскова хотела показать свое отношение к событиям, развивающимся в Чечне.
То, что автор показывает в картине, ей чуждо и неприемлемо, но так она пыталась «разбудить» общественность. Следует отметить, что это у нее вышло.
Картина не сразу нашла своего зрителя, да и отзывы кинокритиков были неоднозначными. Некоторые сцены смотреть вообще невозможно.
После первого просмотра остается довольно неприятное «послевкусие» и много вопросов. Прежде всего, следует разобраться в сюжете, а после искать идею.
Авторы «Зеленого слоника» создали довольно спорный проект. Большинство критиков определяют его жанр, как трэш-арт-хаус. Искать в таком кино смысл сложно, возможно, его там и нет совсем. Такое мнение тоже имеет право на существование.
Наименование картины имеет определенную схожесть с еще одним арт-хаусным фильмом «Розовый фламинго». Некоторые сцены вызывают ужас и отвращение. Не каждому зрителю дано понять смысл этого яркого и пугающего фильма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О чем фильм «Город зеро»?
Смысл фильма
Не обязательно принимать точку зрения некоторых людей, что фильм не имеет смысла. Если режиссер утверждает, что так она выразила личный протест против войны и насилия, значит, идея все-таки есть.
Каждый человек рождается свободным. Поэтому он имеет право ощущать это состояние всегда. Никто не должен указывать ему, что думать и делать. Выбор всегда должен быть за ним. Возможно, эта картина как раз и является высшей точкой ощущения свободы.
Главные герои, убивая капитана, прекращают влияние на их мысли и действия представителя силовых структур. Так на горизонте забрезжила свобода. Но только для одного из них.
Поехавший еще до этих событий чувствовал себя свободно. Если интерпретировать фильм именно так, то этого героя вообще можно назвать чуть ли не пророком.
Он с первых минут общения с Братишкой советует тому следовать его примеру, жить как он – вольно парить в собственном мире, оторванном от жестокости и морали.
Не стоит однозначно воспринимать события, представленные в этом кино. Действительно, авторы слишком гиперболизировано показали, что ожидает общество, стремящееся к войнам. Но, наверное, только так можно достучаться до людей, совершенно не думающих о будущем.
По словам режиссера, главные персонажи картины – люди, которым присущи наилучшие человеческие качества. Так, Поехавшего она считает примером настоящей мужской дружбы, взаимопонимания, простодушия, бесхитростности и беззащитности перед людьми и миром. Хотя по этому поводу зритель может не согласиться с мнением Басковой.
Назвать впечатление от просмотра картины однозначным, довольно сложно. Хотя это кино отнесено к высшему искусству. Через несколько лет после выхода «Зеленого слоника» вообще стали называть культовым.
Сценарий был написан С. Басковой, но во время съемок актерам давалась возможность импровизировать, вести лично придуманные диалоги, иногда репетиций не было вовсе.
В итоге в фильме есть много придуманных на ходу сцен и диалогов. Получается, что отступления от сценария сделали картину совместным творением автора и актеров. Не исключено, что по этой причине смысл фильма был передан не так, как задумывалось изначально.
По мнению некоторых рецензентов, этот фильм – одна большая метафора на нашу действительность, где разные социальные слои переданы разными персонажами.
Поехавший олицетворяет собой класс людей, не согласных с политикой власти. То есть он – типичный революционер, который готов сразиться со всеми, вплоть до власти и силовых структур. Братишка – грубоватый и простоватый человек, которому сложно принять что-то новое.
Получается, что «сладкий хлебушек» действительно сладкий, а Братишка не хочет или боится принять эту истину. Он воспринимает блюдо Поехавшего как экскременты.
Смысл концовки
Если нужно, он готов менять пути общения (например, постоять в позе журавля). К сожалению, люди, к которым он внемлет, не готовы поверить в его увещевания.
Что в итоге? В ответ на призывы к переменам он получает оскорбление, издевательства моральные и физические.
Так люди старой веры хотят его переломить. Но их попытки безуспешны. Они сами становятся жертвами. И пусть их палачом стал человек нового времени, он посодействовал такому исходу.
Борец звал их за собой, но этот путь их не устроил, получается, что места в новой реальности для них нет. Позже, с чувством уверенности в выполнении возложенной на него миссии, он мирно засыпает.
Какой бы спорной и трудной для понимания ни была картина, она заставила о себе говорить. Эти споры продолжаются и в наше время.
К классике жанра «Зеленого слоника» отнести не получится, так как он единственный представитель фильмов подобного рода в нашем кинематографе.
Даже через 20 лет его смотрят, пересматривают и обсуждают. А это значит, что что-то в этой картине есть, если она до сих пор цепляет зрителя.
Если говорить о смысле фильм в целом – то это демонстрация пороков общества, где во главу угла ставится власть и сила.
Посмотрите видео: Обзор и анализ фильма «Зеленый слоник»: