Для чего социальные антропологи изучают людей
Антрополог — что это за профессия и как им стать?
Наша оценка профессии
Востребованность
Зарплата
«Легко» ли получить профессию?
Престижность
Карьерный рост
Профессия «антрополог» является редкой в современном мире, но довольно увлекательной. Сфера деятельности предполагает изучение происхождения, эволюции человека, влияние на эти процессы социально-культурных и природных обстоятельств. Чтобы узнать больше о науке, следует ознакомиться со всем ее особенностями.
Немного истории
Впервые термин «антропология» употреблялся еще в античности, Аристотелем. Он использовал понятие для обозначения области науки, занимающейся изучением духовной стороны природы человека. Таким образом, термин трактовался более 1000 лет. В теологии, философии, искусствознании, до сих пор придерживаются данного определения. До 1991 года, в России существовала только физическая антропология. После, в отечественных ВУЗах появились такие предметы, как социальная и политическая антропология.
Что такое антропология и зачем нужен антрополог
Антропология представляет собой научную отрасль, изучающую происхождение людей, особенности их развития, биологические закономерности. В этот контекст, входит не только единство человека и природы, но и социально-культурные коммуникации. Дипломированный специалист занимается изучением цивилизации, этнических взаимосвязей, культурных обычаев. Научный сотрудник посещает неизведанные места в мире для проведения раскопок, собирает нужный материал. Если бы не было антропологии, отчасти, не существовало бы истории. В современном мире, благодаря исследователям, человечество узнает о предметах быта, других сфер жизни групп людей, живущих в других веках, появляются новые открытия в древней религии.
Как проходит рабочий день
Рабочий день зависит от того, где и над каким проектом трудится работник. Когда речь идет о научных программах за рамками учреждения, специалист полностью свободен. В академическом университете всегда есть 1-2 присутствующих дня, а остальное время – «библиотечные дни», когда человек работает удаленно, встречается с нужными лицами.
Антропологические исследования состоят из ряда этапов.
Иногда специалистам приходится искать исторические бумаги, публикации, обращаться к архивам. Благодаря развитию технологического прогресса, большая часть информации становится доступной в Интернете. Это ускоряет научную работу, упрощает поиск требуемой литературы.
Какие существуют области в антропологии
Современная антропология разделяется на 2 вида: физическая, социальная. В первом случае, изучается человек как биологический вид, во второй ситуации – как часть общества.
Физическая разновидность предполагает занятие исследованиями человеческих останков разных периодов, этносов, полов и возрастов. Они сопоставляются с происходящими событиями в природе, антрополог подготавливает выводы. Результаты исследовательских работ востребованы в современной научной медицине, психологии, этнологи, фармации.
Социальная антропология подразумевает изучение развития человека в обществе, его политическое, экономическое поведения, вероисповедание, культуру, систему ценностей. Подобные знания помогают ученым определить суть разногласий между нациями, причины появления, исчезновения конкретных групп социума, эволюцию потребностей различных народностей.
Достоинства и недостатки профессии
Профессиональная деятельность антрополога предполагает ряд положительных и отрицательных аспектов.
Плюсы | Минусы |
Регулярные поездки на места проведения раскопок. Жизнь насыщенная, не приходится сидеть на месте, постоянное пребывание в поиске находок. Специалисты путешествуют по неизведанным уголкам мира. | Невысокая заработная плата. Как и любая научная работа, антропология мало оплачивается в странах СНГ. Специалисту приходится регулярно вести преподавательскую, исследовательскую деятельность. Прибавка к заработной плате возможна при написании научных статей. Отдельное вознаграждение можно получить, содействуя криминалистам в анализе костных останков с места преступления. |
Широкий круг общения, регулярные новые знакомства. Постоянный контакт, с представителями различных народностей. Расширяется кругозор, появляется колоссальный опыт общения с разными по духу и менталитету людьми. | Наличие конкуренции. Стремление совершить открытие присуще практически всем научным деятелям. Специалист постоянно подвергается критике при выдвижении собственных гипотез. |
Развивается любовь к людям, жизнелюбие. | Проблемы в совмещении научной и семейной области. Регулярные поездки по миру иногда мешают построению близких отношений, воспитанию детей. |
Высокий шанс запомниться человечеству, сделав новое открытие в науке. |
Требования к антропологу
Ученый должен обладать рядом врожденных или приобретенных качеств, помимо желания стать профессиональным антропологом. К ним относят:
Антрополог не должен быть религиозно, этнически нетерпимым. Когда люди не желают, чтобы их снимали на камеру или записывали на диктофон, не стоит этого делать, то же касается и упоминания определенных событий. Существует понятие в антропологии «закрытая информация», что подразумевает неразглашение полученных сведений. Иногда лучше совершенно не упоминать этническую группу опрашиваемых лиц, или осторожно затрагивать в публичном пространстве определенные вопросы. Это связано с возможной агрессией, этнической нестерпимостью, спекулятивными действиями этнических данных в СМИ.
Где получить образование, как проходит учеба
Освоить специальность можно в таких учебных заведениях:
Студенты изучают историю, психологию, социальные коммуникации, регулярно ездят в отдаленные деревни, памятные места для проведения раскопок. Учащиеся старших курсов проходят практику в научных центрах, Министерствах культуры.
Куда пойти работать антропологу?
Дипломированный специалист может трудоустроиться в университетах, научных организациях, центрах экспертиз, федеральных агентствах по делам национальностей, различных корпорациях. В высших учебных заведениях, учитывая рост нагрузки на учителей, у них остается мало времени для ведения исследовательских работ. Наиболее оптимальные условия труда в институтах Российской академии наук. Еще антрополог может устроиться в Министерство культуры, где он будет заниматься регулированием национальных отношений в культурно-политической области. В органах исполнительной власти существуют должности, связанные с межнациональными коммуникациями. По причине бесконечных реформ, сокращения финансирований науки, молодым специалистам трудно найти рабочее место с достойной оплатой труда.
Кому подойдет профессия
Выучиться на антрополога, успешно работать по специальности, без труда получится у человека, стремящегося к саморазвитию, интересующегося культурой, бытом, жизнью других народов в разные века, историей. Специалистом в данной сфере с холерическим типом характера сложно стать, профессия больше подходит флегматикам, сангвиникам. Человек должен любить созидать, знать или учить иностранные языки. Антропология – оптимальная сфера для реализации лиц, предпочитающих разнообразную жизнь, не стремящихся к баснословным богатствам. Чаще антропологами становятся мужчины.
Средняя заработная плата
Зарплаты зависят от наличия научных работ, достижений, степени нагрузки. В среднем, оклад колеблется в пределах 40.000 рублей, в Москве. Жителям периферий, платят 15-20 тысяч рублей, при наличии ученой степени. Кандидаты наук, работающие в научных академиях, платят 30-40.000 рублей. Заместители директоров, другие кадры, занимающие высокие должности, зарабатывают около 100.000 рублей.
Перспективы повышения
В России, антропология пассивно развивается, является редкой, не совсем востребованной профессией по причине сокращений преподавательского состава в университетах. У научных сотрудников сокращается заработная плата, что ставит под вопрос возможность карьерного роста ученого.
Зачем нужна социальная антропология
От автора курса
Сегодня слово «антропология» встречается нам в очень разных контекстах: в постах в социальных сетях, в художественной и non-fiction литературе, в тематических подкастах и т.д. Однако далеко не всегда речь в них идёт об одной и той же «антропологии».
Несколько лет назад, когда меня заинтересовала социальная антропология, я стала часто разговаривать со своими знакомыми об «антропологии», при этом не уточняя, о какой именно. В результате я не раз слышала фразы наподобие: «А, ну, раз антропология – значит, черепа будешь измерять». Никто не отрицает, что измерять черепа – это интересно. Как минимум, можно представить себя эдаким «Гамлетом от мира науки», держащим в руках череп. Но с этим есть проблема, а именно то, что работой с черепами занимается физическая антропология. Социальная антропология – наука отнюдь не о мертвых головах, а о живых. И не просто живых, а живущих неповторимыми и полными загадок мирами, понимание которых – цель социального антрополога.
Как и зачем социальные антропологи познают миры «Других»? Почему социальные антропологи – ещё и культурные? Обязательно ли плыть на острова Тихого океана, чтобы провести антропологическое исследование? Спойлер: нет. На эти и некоторые другие вопросы о социальной антропологии ответы будут даны в этом курсе.
Курс рассчитан на широкую аудиторию, желающую получить знания о том, чем занимаются антропологи, кроме измерения черепов, и, в частности, чем занимаются социальные антропологи. В первой части (темы 1-2) читатели узнают об этапах развития социальной антропологии, а также принципах и методах социоантропологического исследования. Вторая часть (темы 3-5) посвящена таким предметным областям антропологии как обряды перехода, дарообмен и идентичность.
Ещё в 1944 г. американский культурный антрополог Клайд Клакхон отметил следующую черту антропологии:
Большая часть исследований по антропологии состоит из статей в научных журналах и неприступных монографий. Эти сочинения изобилуют странными названиями и незнакомыми терминами, они слишком специальны для обычного читателя [1].
В этом курсе мне хотелось бы немного расширить границы неприступности антропологического знания и познакомить «обычного читателя» с тем, чем занимались и о чём писали социальные антропологи. Хотя всё-таки главная цель – развеять миф об антропологе как «человеке, измеряющем черепа».
[1] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – С-Пб.: Евразия, 1998. – С. 30
Зачем нужна антропология?
Многие из нас хоть раз да заглядывали в школьные или университетские учебники, где последовательно излагались такие базовые характеристики различных наук как объектная и предметная область, отцы-основатели, современные направления исследований и т.д. Все эти аспекты – применительно к социальной антропологии, – мы также будем рассматривать в последующих разделах курса.
Однако прежде, чем двинуться дальше, было бы резонно ответить на вопрос: «А зачем вообще кто-то занимается социальной антропологией?». Это позволит нам не только расширить знания о содержании антропологических исследований, но и достигнуть понимания роли социальной антропологии и социальных антропологов в обществе.
Для объяснения значимости социальной антропологии уже упомянутый нами К. Клакхон использовал метафору зеркала:
Антропология держит перед человеком большое зеркало и даёт ему возможность посмотреть на себя во всём его безграничном разнообразии [2]
Как это работает это «зеркало»? Прежде всего, нам необходимо понимать, что современная социальная антропология выросла из исследований конца XIX – начала XX века, когда основной фокус внимания антропологов был сосредоточен на «примитивных» незападных обществах.
[2] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – С-Пб.: Евразия, 1998. – С. 32.
В качестве примера подобных обществ нередко приводятся бесписьменные племена коренных народов Америки, Африки, Меланезии и т.д. Как правило, это общества, которые территориально и культурно отдалены от привычной исследователю среды. Для обозначения неизвестных и чуждых обществ в антропологии используется понятие «Другой», ставшее основанием для дихотомии «Мы» и «Другие» (или «Свои» и «Чужие»).
Чем для нас значимо это различение? Благодаря нему мы понимаем, что, осознавая существование Другого, который становится «видимым», или «заметным», в результате антропологических исследований, мы тем самым обращаем внимание на самих себя. Логика такова: если есть кто-то, отличный от нас, то это значит, что мы тоже обладаем уникальными культурными чертами, определяющими нас как членов нашего общества.
Так, именно при столкновении с культурным Другим ценности и установки социума, к которому принадлежит антрополог, становятся заметными для него. Вновь обращаясь к метафорам Клакхона, можно сказать, что, если бы мы были рыбами, нам не была бы заметна вода, в которой мы плаваем.
Клайд Клакхон:
«Исследование примитивных народов позволяет нам лучше видеть самих себя. Обычно мы не замечаем шор, ограничивающих наш взгляд на жизнь. Существование воды вряд ли было открыто рыбами. Нельзя ожидать от исследователя, не преодолевшего мыслительный горизонт своего общества, изучения обычая, который является принадлежностью его собственного мышления. Тот, кто занимается человеческими отношениями, должен знать столько же о глазе, который смотрит, сколько и о предмете, на который смотрят» [3].
[3] Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – С-Пб.: Евразия, 1998. – С. 32.
Для понимания специфики социальной антропологии также важно иметь в виду, что, изучая чужое общество, антрополог наблюдает ситуации, которые невозможно оценить с точки зрения «его» культуры. Более того, такая оценка является некорректной для социального антрополога как учёного, стремящегося к получению объективного знания. Важность объективности также подчёркивал известный французский антрополог Клод Леви-Стросс.
Клод Леви-Стросс:
«Объективность, на которую претендует антропология, идет дальше. Ей мало подняться над ценностями, присущими обществу или социальному кругу, к которому принадлежит наблюдатель [прим. антрополог]: она поднимается над его образом мыслей» [4].
[4] Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. – М.: Текст, 2016. – С. 33.
Итак, антропологи производят знание о культурном разнообразии и дают нам «пищу для размышлений» о том, какова наша роль в современном мире. Норвежский социальный антрополог Томас Хилланд Эриксен даёт следующее определение своей науке: антропология – это «сравнительное изучение культуры и общества, фокусирующееся на жизни локальных сообществ» [5]. Тем не менее, остается вопрос о том, чем производимое антропологами знание может быть полезно современному человеку?
[5] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 23.
Т.Х. Эриксен в книге «Что такое антропология?» приводит четыре причины, почему антропологические исследования востребованы в современном мире:
Сегодня мы наблюдаем активные контакты между людьми, принадлежащими к разным культурам и обществам. Это связано с несколькими факторами, наиболее значительным среди которых является интенсификация потоков людей, путешествующих по миру – с разными целями. Будь то бизнесмены или студенты, туристы или паломники, трудовые мигранты или беженцы – все они перемещаются по миру и пересекаются друг с другом в разных странах и городах, где формируются пространства культурного разнообразия.
Например, в больших городах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или других мировых столиц мы можем встретить разные этнические магазины или рестораны – индийские, китайские, израильские и др. При этом для местных жителей соприсутствие «экзотических» культур воспринимается как само собой разумеющееся. Хотя если мы посмотрим чуть дальше, за пределы индустрии развлечений, то увидим и негативную сторону мультикультурного мира – проблемы прав представителей коренных народов и/или религиозных меньшинств, этническое неравенство на рынке труда, дискриминацию мигрантов и т.д.
Поиск решений подобных социальных проблем тесно связан с необходимостью рационального и обоснованного подхода к культурным различиям и пониманию их роли в структурировании жизни общества. Кто как ни социальный антрополог будет полезен для решения этих задач?
Мир активно «сжимается».
«Все более тесное переплетение ранее относительно независимых социокультурных пространств ведет к пониманию того, что мы все находимся в одной лодке, что человечество, разъединенное классами, культурами, географией и доступными возможностями, всё-таки едино» [6].
Такие глобальные медиа-технологии как спутниковое телевидение и Интернет способствовали нивелированию географических расстояний. Сегодня мы можем посмотреть, как люди живут в других странах и на других континентах – не только в документальном или этнографическом кино, но и, например, на фотографиях или видео, публикуемых пользователями социальных сетей на страницах их аккаунтов. А для того, чтобы поговорить с человеком, который вырос и живёт в другой стране и другой культуре, нам достаточно нескольких нажатий на экран смартфона.
Кроме того, происходит глобализация экономики, а такие проблемы как бедность, неравенство и массовые эпидемии становятся общими для всего человечества. Опыт пандемии Covid-19 в 2020 году продемонстрировал, что мы действительно «находимся в одной лодке». Но каким образом, будучи в одной лодке, мы сможем избежать конфликтов и наконец понять, как взаимодействовать друг с другом? Вот тут-то на помощь и придут социальные антропологи, вооружённые методологией изучения культурных различий.
[6] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 18.
Культура быстро изменяется, что приводит ко всё большему разнообразию стилей жизни, социальных практик и норм. Например, сегодня мы наблюдаем стремительное развитие новых форм романтических и семейных отношений (полиамория и др.). Всё чаще мы читаем тексты или слушаем публичные выступления на темы, которые ещё несколько лет назад представлялись табуированными: в частности, темы сексуальной ориентации, интимных практик, нарушений ментального здоровья и т.д.
Трансформируются наша повседневная жизнь – например, пищевые привычки. То каждый третий наш приятель становится этическим вегетарианцем, то вдруг все массово переходят на сбалансированное «правильное» питание и начинают готовить куриный бульон.
Каждый новый сезон в книжных магазинах мы находим разные книги о том, как стать счастливым, при этом рецепты «счастья» обладают ярко выраженной культурной принадлежностью: датский хюгге, шведский лагом, японской икигай и т.д.
Пространство выбора стиля жизни расширяется, но мир от этого не становится проще – наоборот, он всё активнее усложняется. И в этом сложном мире мы начинаем задаваться вопросами о самих себе и нашей культурной принадлежности:
«кто мы такие на самом деле?»; «что такое наша культура и имеет ли смысл говорить о «нас», которые «имеют» эту самую «культуру»?»; «что у нас общего с людьми, жившими здесь 50 лет назад и теми, кто живёт ныне где-то в другом месте?»; «имеет ли всё еще смысл говорить о том, что мы прежде всего принадлежим к нациям, или более важными стали другие формы групповой принадлежности?» [7]
[7] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 19.
В глобальном мире становится ощутимым культурное влияние извне, и порой оно становится угрозой локальной уникальности. В связи с этим, возрастает интерес к проблеме культурной идентичности и отстаиванию «своих» культурных границ. Например, когда в Индии появились рестораны сети McDonalds, менеджеры компании были вынуждены адаптироваться под местную культуру. Для религиозных индийцев неприемлемо употребление в пищу говядины, так как корова – это священное животное. В связи с этим, традиционный биг-мак с говяжьей котлетой был преобразован в вегетарианский «махараджа-мак», так как индийцы отказывались нарушать табу на употребление в пищу коровьего мяса [8].
Как мы можем заметить, даже название продукта было изменено в соответствии с привычными локальному рынку языковыми особенностями. Однако на примере можно проследить, что работа, нацеленная на выявление локальных культурных особенностей и определение стратегий работы с ними (то есть работа социального антрополога), может быть полезна и в таких, казалось бы, неклассических для антропологии сферах как транснациональный бизнес.
[8] См.: Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. – М.: Аспект пресс, 2004. – 382 с.
Последний пункт заставляет нас задуматься над тем, как менялась роль социального антрополога и его образ в глазах общественности. Социальный антрополог сегодня – это уже не столько авантюрный Индиана Джонс, сколько наблюдательный Шерлок, который работает в «современных племенах» – с жителями больших и малых городов, сотрудниками крупных корпораций, врачами и пациентами больниц и т.д., – объясняя их поведение на основе фактов. Тем не менее, несмотря на прошедшие со времен зарождения социальной антропологии десятилетия, сохраняются мифы о том, кто же такие антропологи.
«Многие все ещё верят в то, что цель антропологии состоит в «открытии» новых народов в отдаленных районах, таких как Амазонка или Борнео. Многие полагают, что антропологов тянет, как магнитом, к наиболее экзотическим обычаям и ритуалам, которые только можно себе вообразить, и они предпочитают зрелищное обычному. Есть те, кто верит, что антропологи проводят большую часть своей жизни, странствуя по миру, в костюмах цвета хаки или без оных, время от времени пописывая сухие научные отчёты о своих путешествиях. Все эти представления об антропологии неверны, хотя они – как и многие мифы подобного рода – содержат зёрна истины» [1].
[1] Эриксен Т.Х. Что такое антропология? – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 20.
Полина Ваневская
Список источников
Дополнительные материалы
Видео, в котором кратко описано становление антропологии и её ключевые идеи. Рекомендуется к просмотру перед чтением следующей части курса под названием «Краткая история социальной антропологии».
Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических дисциплин (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
1. Социальная антропология как дисциплина. Социальная антропология в системе антропологических дисциплин.
Антропология – от греческого anthropos – человек, logos – слово, учение. Впервые термин употребил Аристотель в 4 в до н. э. В науку термин вошел в 19 веке.
В широком смысле антропология – это совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности.
Или – межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида человеческого общества, как особого типа социальной организации
1. Физическая (рассматривает биосоциальную природу человека)
· Эволюционная антропология (антропогенез)
· Конституционная антропология (природа, возрастные особенности)
· Популяционная антропология (генетические процессы в популяциях современного человека, проблемы этнической антропологии, расогенеза)
· Изучение полиморфизма человека как биологического вида
2. Философская – рассматривает природу человека, ее эволюция в истории, экзистенциальные проблемы, экология и будущее человека
3. Социальная (культурная) – изучает проблему «общество-личность», взятая в историко-цивилизационном и культурном срезах. В отличие от этнографии рассматривает бытие человека в социокультурном контексте.
4. Прикладные антропологии, развивающиеся в рамках классических дисциплин: медицинская, психологическая, экономическая, политическая, и др.
Социология и социальная антропология
§ общее проблемное поле
§ используют общие методы
§ СА изучает «простые» сообщества, групповые связи между людьми (на микроуровне), а социология поднимается на макроуровень
§ социология исследует общество современное, а антропология изучает чаще всего прошлое и описывает его архаичным языком.
§ социологи опирается на вторичную информацию, соц. антрополог проводит полевые исследования, включенно наблюдение.
§ антрополог исп. качественные методы
§ социологи работают с письменными источниками, антропологи – с невербальными источниками и устная речь
§ антрополог чаще проводит сравнительные, кросскультуральные исследования.
Социальная антропология – область знания, которая в первую очередь изучает дописьменные общества (изолированные от письменной исторической традиции), то есть объектом изучения выступают традиционные общества, племенные культуры, а также социальная организация этих обществ (например, родовой строй).
Социальная антропология – самостоятельная научная дисциплина, описывающая конкретные человеческие общности, рассматривающая формы их воспроизводства в тесной связи с динамикой совместной и индивидуальной жизни людей.
Объект антропологии – человек, рассматриваемый в контексте его культуры, рассматриваемый как родовое существо, которое прошло историко-культурную революцию. При этом человек понимается и как индивид, и как группа (множество индивидов), и как личность (социокультурная составляющая человека), и как родовое существо (совокупный человек). Конкретное применение термина зависит от контекста, но такое расширение позволяет повысить эвристические возможности основного термина, при этом сохраняя содержание категории «человек» на всех уровнях обобщения.
Объект социальной антропологии – это человек, жизнедеятельность которого протекает вместе с другими в условиях традиционного общества. В рамках СА рассматривается социальный аспект и искусственное окружение человека, а также культура и географическая среда. Влияние окружения на жизнь, быт и социальную организацию народов. Например, народы севера, народы Африки – у них разная культура и социальная организация.
Предмет социальной антропологии – закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры, кроскультуральное разнообразие жизненного опыта людей в различных соц. группах, обществах и культурах; содержание совместной жизни и деятельности людей, способы природной и соц. адаптации, технологии жизнеобеспечения и общения, символические системы и оценочные критерии.
Предмет СА включает аспекты:
· сравнительное изучение дописьменных народов;
· исследование различных типов культур;
· эволюция общества и человека;
· культура первобытных, эволюционирующих и современных обществ.
На протяжении истории развития этнографии и антропологии присутствовали разные подходы к пониманию культуры. Если до начала 20 века культура отождествлялась с индустриальным прогрессом, то после 20 века, она стала пониматься как самоценность. То есть, нет отсталых и прогрессивных народов, все они считаются равноправными. А до 20 века Европейцы считали, что миссия культурного человека нести культуру в массы. В рамках социальной антропологии изменилось понимание понятия «культуры» в целом: раньше под культурой понимали «прогрессивный», «воспитанный».
Современный подход зафиксирован в уставах международных организаций – ООН, ЮНЕСКО.
История развития. Антропология как самостоятельная наука возникает в середине 19-го в. в связи с находками древнего человека. Развивается в Великобритании и США. Ее возникновение связано с новым витком колониальной экспансии, особенно в страны Африки и Азии. Поэтому появился интерес к жизни традиционных обществ. Следом появляется социальная антропология, которая приобретает статус независимой дисциплины только в 1965.
На современном этапе социальная антропология изучает и современные общества, например городское общество. СПб изучают сообщества иммигрантов, выходцев из разных стран и их взаимодействие с коренным населением. В фокус изучения также попадают конфликты между национальными группами, проживающими в одном месте.
2. Научные центры социальной антропологии в России
Центры СА в центральной России – Москва, Санкт-Петербург.
СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) – Петербургская школа, отделение социальной антропологии. Они пополняют кадровый состав музеев и научных центров.
Центр политической и социальной антропологии (ЦПСА) – это структурное подразделение музея «Кунцткамера», или музей археологии и этнографии РАН.
Направления работы ЦПСА
· Этнополитическая культура традиционных обществ
· Политические процессы (факторы и проблемы становления лидерства и иерархии)
· Теория кастового общества
· Кастовосстанавливающие институты народов мира
· Антропология родства, гендера и возраста
Больший уклон на изучение политической проблематики изучения общества, отношения власти, иерархии, а также изучение символов и атрибутов власти.
Учебно-научный центр социальной антропологии (РГГУ – российский государственный гуманитарный университет, г. Москва) – научный центр социальной антропологии. Осуществляется подготовка специалистов по СА.
Курсы, дисциплины центра:
· Экологическая антропология (отношение и взаимодействие традиционных обществ и природы)
· Социальная и культурная антропология
· Этнография (изучение материальной и духовной культуры народов)
· История социальной антропологии
· Методы социально-антропологических исследований
3. Методы социальной антропологии: наблюдение (определение, параметры, виды)
Разделяют методы наблюдения социологический и социально-антропологический. Научное наблюдение – это старейший метод научного познания. Наблюдение как метод зародился именно в антропологии и уже потом появился в социологии.
Что изучают социальные антропологи – образ жизни коренных народов: оседлый, кочующий, обычаи традиции нравы малочисленных народов, социальные отношения и взаимодействия внутри социальных обществ. Соотносятся отношения между полами, поколениями, во властной иерархии, отношения к вождям и тд – и прочие явления, помогающие понять культуру обществ.
Метод наблюдения в антропологии похож по процедуре на метод в социологии. У них много общего. Наблюдение – это метод сбора первичной информации, путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и процессов на местах.
Важное условие наблюдения как метода – это объективность, т. е. это фиксация и возможность контроля процесса наблюдения, через повторное наблюдение или использования других методов, например эксперимента.
Простое созерцании событий и процессов – это обыденное и повседневное, в научном надо поставить цель, задачу, гипотезу, выделить предмет, объект исследования, подготовка инструментария.
В качестве инструментария может выступать дневник, или протокол, где отмечаются данные. Или аудио-визуальные средства.
Происхождение метода наблюдения. Большое значение для антропологического наблюдения имеют достижения Чикагской школы. Сначала 40-х годов 20 века, в рамках этой школы развивалась техника включенного наблюдения. Основными принципами включенного наблюдения стали:
1. Изучение людей в естественном окружении или ситуации
2. Изучение людей посредством прямого взаимодействия с ними
Включенное наблюдение было прорывом в методологии. Его преимущество в том, что оно дает прямые непосредственные впечатления о среде, а также помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации.
Социальные антропологи используют включенное наблюдение в исследованиях, это их излюбленный метод.
Одним из первых начал применять метод Миклухо-Маклай, хотя он не был в прямом смысле этого слова антропологом.
Специфика антропологической работы в том, что возможность эксперимента в условиях жизни туземцев довольно затруднены. Поэтому антропологи вынуждены использовать метод включенного наблюдения.
На территории бывшего СССР антропологи изучают жизнь и быт древних людей – Таджикистан. Интересно, что заметили, что изменения в технологиях после распада СССР. Если в СССР были всякие технические средства, комбайны и тд. То после распада – ручной труд, тяговые животные – возвращение в первобытный век.
Личный дневник антрополога – это самый важный документ, в котором описываются все мелочи и подробности происходящего – от встреч до окружающей обстановки (пения птиц, особенности речи, запахи).
Хотя среди социальных антропологов неоднозначное отношение к дневникам. Малиновский запретил публикацию своих дневников, а его коллеги пришли в ужас, прочитав его дневники.
Пример известного американского ученого Майкл Борового: он приехал в Россию и изучал жизнь рабочих в постсоветское время. Устроился на завод простым рабочим, и проводил скрытое включенное наблюдение.
По степени формализованности:
· Структурированное (бланки, протоколы и карточки наблюдения)