Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо креститься.

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо кре­ститься. Он спра­ши­вал: «Зачем вы хотите кре­ститься? Для чего?» Люди отве­чали раз­ное. Кто-то гово­рил, что для здо­ро­вья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помо­щью, кто-то наде­ялся защи­титься от сглаза и порчи, кто-то хотел совер­шен­ство­ваться. Но ни один ответ нашего учи­теля не удо­вле­тво­рил. Он при­нялся дока­зы­вать, что с такими мыс­лями кре­ститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не при­ни­мать кре­ще­ние. И всё же червь сомне­ния в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю пра­виль­ного ответа на вопрос: «Зачем кре­ститься?» Нам не смогли объ­яс­нить этого на бесе­дах. Может, попы­та­е­тесь вы?
Раиса.

Доро­гая Раиса, полу­чив Ваше письмо, я сразу вспом­нила «люби­мый спи­сок кре­щё­ных людей» заме­ча­тель­ного свя­щен­ника Дмит­рия Смир­нова: Карл Маркс, Фри­дрих Энгельс, Адольф Гит­лер, Вла­ди­мир Ленин, Феликс Дзер­жин­ский, Лав­рен­тий Берия…

Отец Дмит­рий гово­рит: «Если Вы веру­ете в Пре­свя­тую Тро­ицу и хотите стать чле­ном Церкви, то надо кре­ститься, потому что это реа­ли­зу­ется только через таин­ство Кре­ще­ния». Кре­ще­ние озна­чает новую жизнь, потому что Дух Свя­той нис­хо­дит на чело­века, – рас­тол­ко­вы­вает свя­щен­ник и очень жёстко фор­му­ли­рует: «Кре­стить чело­века, кото­рый этого не пони­мает, всё равно, что кре­стить нера­зум­ное живот­ное. Если кре­стим малыша, то взрос­лые должны пони­мать и вос­пи­ты­вать ребёнка соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Ведь крёст­ный от лица ребёнка обе­щает Богу, что этот малень­кий чело­ве­чек вырас­тет христианином».

Поэтому, Раиса, заме­ча­тельно, что Вы дума­ете о сути таин­ства, о том, как оно должно повли­ять на Вашу жизнь. И наде­юсь, эти раз­мыш­ле­ния при­ве­дут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «вино­ват» в том, что неко­то­рых людей в якут­ских хра­мах отго­во­рили креститься.

Ещё в 2002 году до Якут­ска дошли кас­сеты с запи­сями огла­си­тель­ных бесед отца Миха­ила Зай­цева, слу­жив­шего тогда в Казан­ском храме г. Нерюн­гри. Я спро­сила его: нельзя ли рас­шиф­ро­вать эти плёнки и исполь­зо­вать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил ого­ро­ши­вал своим стран­ным для свя­щен­ника заяв­ле­нием, к концу бесед пони­мали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не бла­го­сло­вил. «Пони­ма­ешь, – объ­яс­нил он, – я нико­гда не повто­ря­юсь на бесе­дах. Всё зави­сит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они обра­зо­ванны, как настро­ены, и т.д., и в зави­си­мо­сти от того, как они реа­ги­руют на мои слова, я строю свою речь. Нико­гда нельзя пере­ни­мать схему. Без долж­ного напол­не­ния она всё равно не будет рабо­тать». Видимо, это и про­изо­шло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, помо­жет интер­вью, кото­рое мы запи­сали с отцом Миха­и­лом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таин­ствах Церкви Бог дово­дит до чело­века бла­го­дать (осо­бую Боже­ствен­ную силу), кото­рую сами люди не спо­собны стя­жать никак иначе – ни молит­вой, ни чте­нием Биб­лии, ни даже вели­ким подви­гом, – дово­дит её как дар, через веще­ство этого мира: воды Кре­ще­ния, хлеб и вино Евха­ри­стии, миро Миро­по­ма­за­ния. Таин­ство Кре­ще­ния как бы рас­кры­вает в чело­веке эту спо­соб­ность – к при­ня­тию даров Свя­того Духа. Хри­стос гово­рит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие: Рож­ден­ное от плоти есть плоть, а рож­ден­ное от Духа есть дух. Не удив­ляйся тому, что Я ска­зал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ).

Но мно­гие жалу­ются, что, при­ни­мая таин­ство Кре­ще­ния, ника­кой бла­го­дати не чув­ствуют. А порой вообще ничего не чув­ствуют, кроме раз­дра­же­ния, как будто чело­веку что-то очень важ­ное пообе­щали и не дали. Отчего так про­ис­хо­дит? Почему не совер­ша­ется рож­де­ние духов­ное? Или на самом деле оно про­ис­хо­дит, но оста­ётся неза­ме­чен­ным, и кре­стив­шийся только думает, что про­дол­жает жить в преж­нем мире, а на самом деле перед ним откры­ва­ется уже совсем иная реаль­ность? Что тре­бу­ется от чело­века, чтобы Кре­ще­ние стало для него не только внеш­ним, но глу­бо­чай­шим внут­рен­ним собы­тием? На эти вопросы мы попро­сили отве­тить свя­щен­ника Миха­ила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слу­шала Ваши огла­си­тель­ные беседы (т.е. беседы, в кото­рых перед совер­ше­нием таин­ства Кре­ще­ния всту­па­ю­щим в Цер­ковь сооб­ща­ется хри­сти­ан­ское веро­уче­ние) и была потря­сена. Вы в самом начале на раз­ные лады повто­ряли одну и ту же фразу: «Не надо кре­ститься». Ну это как-то странно от свя­щен­но­слу­жи­теля слышать…

– Да, я сразу спра­ши­ваю: «Что под­толк­нуло вас к Кре­ще­нию? Вы себе отве­тили: для чего я кре­щусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос кре­ститься не надо. Добра не будет. Кре­ще­ние – это осо­бый завет с Богом, осо­бые отно­ше­ния с Ним, кото­рые могут иметь для чело­века раз­лич­ные послед­ствия: либо мир и бла­го­по­лу­чие, либо… совер­шенно обратное.

Вы пре­красно видите, в каком состо­я­нии нахо­дится наше обще­ство – паде­ние нра­вов, попра­ние морали, дегра­да­ция и физи­че­ская, и интел­лек­ту­аль­ная, и духов­ная, раз­гул пре­ступ­но­сти и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зре­ния, что у нас сей­час 70% насе­ле­ния – хри­сти­ане. И при­чём, про­стите, всех их уго­раз­дило покре­ститься в послед­ние десять – две­на­дцать лет, на кото­рые и при­хо­дится это дикое паде­ние человеческое.

Страш­ная ста­ти­стика, правда? Толпы при­шли ко Хри­сту – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы полу­чаем по заслу­гам, и всё, что вокруг про­ис­хо­дит, весьма логично: даже чело­веку соврать – нехо­рошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, раз­го­во­ров с людьми, иду­щими на кре­ще­ние, могу кон­ста­ти­ро­вать, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слабо пред­став­ляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с кото­рыми люди при­ни­мают кре­ще­ние, часто про­ти­во­по­ложны тому, зачем вообще дано чело­веку это таин­ство. Боль­шин­ство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Инте­ресно, что обычно отве­чают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здо­ро­вье было получше», «…Ну, дела финан­со­вые попра­вить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжё­лая», «Что-то с кем-то не полу­ча­ется», «Ребё­ночка надо покре­стить, чтоб не болел, – не дай Бог, сгла­зят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Кре­ще­ние не надо. Зачем? Такие вопросы сле­дует решать дру­гим поряд­ком: хочешь здо­ро­вья? – иди в поли­кли­нику, ищи хоро­шего врача; жела­ешь денег? – лучше рабо­тать надо; порча, сглаз – это тоже не из обла­сти рели­гии. Очень редко уда­ётся услы­шать пра­виль­ный ответ.

Пра­виль­ный ответ

– А каков он? Скажите!

– Кре­ститься нужно, чтобы стать хри­сти­а­ни­ном, жить так, как Бог учил, душу свою спа­сти. Может быть, дру­гим на этом пути помочь. Этим исчер­пы­ва­ется цель нашего крещения.

Всё осталь­ное – вто­ро­сте­пенно. Будут зем­ные блага, не будут – мы не знаем. Может, наобо­рот, гораздо хуже ста­нет. Этот вопрос вто­рого порядка. Прин­ци­пи­ально то, что нам пред­стоит уме­реть, дать отчёт перед Гос­по­дом о своих делах и полу­чить либо пол­ное сча­стье в Веч­ной жизни, либо совер­шенно полярное.

Цель Кре­ще­ния – спа­сти свою душу, спа­сти себя. Если этого жела­ния нет пока – кре­ститься не надо. Стоит ещё поду­мать, порас­суж­дать, попро­бо­вать прочувствовать.

То есть если чело­век ищет не Бога, а спо­соб полу­чить блага от Него – не надо кре­ститься, повто­рять опыт мил­ли­о­нов несчаст­ных людей, кото­рые сами себя обма­нули (Бога обма­нуть нельзя). Кре­стятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наобо­рот про­ис­хо­дит, потому что соврали Богу, полу­чают соот­вет­ству­ю­щее эхо.

Если чело­век не ищет лич­ной встречи с Богом, если Бог для него что-то далё­кое и непо­нят­ное – не надо кре­ститься, рано. Если у вас нет уве­рен­но­сти в том, что ребё­нок, кото­рого вы собра­лись кре­стить, будет жить хоть в каком-то сопри­кос­но­ве­нии с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любо­вью и при­ме­ром пока­зать ему путь к Церкви, тоже не надо спе­шить, ничего хоро­шего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похо­жим на Бога (а именно это – цель хри­сти­ан­ства – обо­же­ние!), вот тогда всё заме­ча­тельно, тогда надо идти кре­ститься и в даль­ней­шем жить соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Если нет жажды Бога, стрем­ле­ния к Нему, жела­ния жить, испол­няя волю Гос­пода, по запо­ве­дям Его, кре­ститься не надо – послед­нее поте­ря­ете, жиз­нен­ная прак­тика показывает.

– Со мной такое было, и только много позд­нее я поняла, почему жизнь после Кре­ще­ния на меня так «обру­ши­лась».

Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский не устаёт повто­рять, что в пра­во­сла­вии (в отли­чие от язы­че­ства) нет магии, кото­рую он опре­де­ляет как «наси­лие чело­ве­че­ской воли, чело­ве­че­ского про­из­вола над при­ро­дой и над дру­гим чело­ве­ком», что таин­ство – это не обряд. Таин­ство цер­ков­ное – «это непо­сред­ствен­ные Божии дей­ствия, кото­рые через мате­рию этого мира каким-то обра­зом до нас доно­сят, дово­дят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таин­ство совер­ша­ется Богом над чело­ве­ком не без самого человека.

Можно ли ска­зать, что тех, кто во время Кре­ще­ния устрем­ля­ется к Гос­поду, Бог при­ни­мает в Свою оби­тель, подаёт помощь и уте­ше­ние, а тех, кто рвётся совсем в дру­гом направ­ле­нии, Он силой не дер­жит, отпус­кает в те без­бла­го­дат­ные обла­сти духа, нахо­дясь в кото­рых чело­век (какие бы мате­ри­аль­ные блага ни при­об­рёл) открыт для воз­дей­ствия на него «духов злобы под­не­бес­ной», а зна­чит, несчастен?

– Чув­ствует чело­век это или не чув­ствует, но он откры­ва­ется новой Боже­ствен­ной реаль­но­сти, кото­рая отныне будет опре­де­лять его жизнь до самой смерти и, глав­ное, после.

Я не только из опыта сво­его могу ска­зать, об этом гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние: чело­век, кото­рый живёт в мире с Богом, в гар­мо­нии с Ним, от мно­гих бед защи­щён. И так защи­щён, что ника­кое зло сквозь эту защиту не про­бьётся. Пра­вед­ники у Бога на осо­бом счету и под осо­бым покро­ви­тель­ством. Пра­вед­ный – тот, кто правды Божией ищет, – не удо­вле­тво­ре­ния своих эго­и­сти­че­ских, зем­ных запро­сов, а Бога. Вот эти люди, без­условно, под осо­бым покро­ви­тель­ством Гос­пода, это каса­ется всех сто­рон жизни – и физи­че­ской, и интел­лек­ту­аль­ной, и финан­со­вой, и соци­аль­ной, и поли­ти­че­ской. Сам Хри­стос учит не забо­титься и не гово­рить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ло­жится вам» ( Мф. 6, 31–33 ). Вся исто­рия чело­века пока­зы­вает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нор­ма­ли­зу­ется, когда отно­ше­ния с Твор­цом пор­тятся, всё при­хо­дит в упадок.

Глав­ное – надо понять: как чело­век при­хо­дит ко Хри­сту, каким и зачем он при­хо­дит. Если Бог для него – лишь сред­ство для реше­ния зем­ных про­блем, о каком пре­об­ра­же­нии может идти речь?

В руки, сло­жен­ные за спи­ной, не даётся ничего

– Зна­чит, всё дело только в нашей внут­рен­ней готовности?

– Не только. Пред­по­ло­жим, что чело­век иде­ально под­го­тов­лен, про­шёл инсти­тут огла­шен­ных (хотя бы те беседы про­слу­шал, кото­рые сей­час про­во­дятся в хра­мах), пред­по­ло­жим, воцер­ко­вился. Какие вопросы он ста­вит перед собой в каче­стве при­о­ри­тет­ных после кре­ще­ния? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покре­сти­лись во имя Духа Свя­того, но почему Его в нас нет? Тут надо пом­нить, что мы сотво­рены по образу и подо­бию Божи­ему. Образ есть. Подо­бия надо достиг­нуть. Ино­гда Гос­подь при кре­ще­нии даёт радость незем­ную, но она непо­сто­янна, в силу того, что мы ещё во Хри­сте непостоянны.

Всё необ­хо­ди­мое в таин­стве мы, без­условно, полу­чаем и так или иначе это чув­ствуем, но ста­биль­ным такое состо­я­ние ста­но­вится уже после того, как мы про­шли свой лич­ный путь. Да, мне дали всё в дорогу, сна­ря­дили всем при кре­ще­нии. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хоро­шим снаряжением.

– Мой крест­ник малень­кий, когда его кре­стили, слы­шал звон коло­ко­лов, кото­рого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз стал­ки­вался, когда люди в момент кре­ще­ния пере­жи­вали неко­то­рое откро­ве­ние. Но всё, о чём я знаю, было лишь зна­ме­нием. Нужен путь. В вере, как бы это помягче ска­зать, нет ижди­вен­че­ства. Гос­подь не допус­кает нас до этого. Бла­го­дать даётся тогда, когда она вос­тре­бо­вана, когда она сози­дает. Гос­подь даёт в про­тя­ну­тые и жад­ные руки. В руки, сло­жен­ные за спи­ной, Он ничего не даст. Надо желать и про­сить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я кре­сти­лась одна, и это было так таин­ственно и даже страшно, а вот боль­шин­ство дру­зей моих и мама кре­сти­лись среди боль­шого коли­че­ства народа – и это до неко­то­рой сте­пени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совер­ше­ния Кре­ще­ния очень важен. У нас в Нерюн­гри при храме есть группа моло­дых людей, веру­ю­щих, кото­рые хотят чуть больше делать, чем про­сто в храм ходить. И к ним можно отсы­лать людей нево­цер­ко­в­лён­ных, только-только всту­па­ю­щих в Цер­ковь. Народ ведь при­хо­дит самый раз­ный. Один моло­дой чело­век, напри­мер, бук­вально был поме­шан на ино­пла­не­тя­нах. Доб­рый парень, дума­ю­щий, ищу­щий, он через обще­ние с этой груп­пой хри­стиан при­шёл к Богу. Или дру­гой – музы­кант, серьёз­ный, здра­во­мыс­ля­щий, обра­зо­ван­ный… Для него стало откро­ве­нием, как к нему отнес­лись его сверст­ники: они гово­рили о Хри­сте, об Еван­ге­лии, об Истине и пути к Богу, о боже­ствен­ном досто­ин­стве чело­века, и он это для себя откры­вал. Они были обык­но­вен­ные люди, но он видел в них тот огонь, кото­рый в нём самом ещё не зажёгся.

Мно­гие дру­гие (обо всех не рас­ска­жешь) не лени­лись ходить в храм месяц-два, раз­го­ва­ри­вали с при­хо­жа­нами, искали суть пра­во­сла­вия, Хри­ста искали; пусть зада­вали пона­чалу совер­шенно жут­кие вопросы, но они их зада­вали. При­чём их никто не торо­пил с кре­ще­нием. Ещё гово­рили: «Ты подо­жди, поду­май хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно под­го­тов­лен­ные люди искренно при­хо­дили к вере, чув­ство­вали, что Кре­ще­ние им необ­хо­димо, я их кре­стил по одному, при­чём литур­ги­че­ским чином, очень рано, в пять утра. Пред­ставьте, в храме при­сут­ствуют только свя­щен­ник, тот, кто кре­стится, и его пору­чи­тели. Горят свечи, мы совер­шаем литур­гию, кре­стим чело­века, тут же его при­ча­щаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем кре­стить всех так, как это в древ­ней Церкви было, когда кре­ща­е­мый чув­ство­вал, что в дан­ный момент жизни он центр всей общины. Про­блема чисто тех­ни­че­ски трудно реша­ема при том, сколько людей идёт сего­дня в храмы с жела­нием покре­ститься. Хорошо, если чело­век горит во время совер­ше­ния Таин­ства, он ника­ких внеш­них неудобств даже не заме­тит, но основ­ная масса рвётся на Кре­ще­ние не гото­вой, в состо­я­нии неко­то­рой меч­та­тель­но­сти, и этим людям нужно помочь про­чув­ство­вать Христа.

Я думаю, что Хри­стос при Кре­ще­нии рядом с каждым.

– А что бы Вы ска­зали тем, кто при­нял Крещение?

– Мини­мум ты про­шёл, дальше мно­гое от тебя зави­сит. Ты можешь больше узнать о вере, о Хри­сте, о Церкви. Ты можешь больше сде­лать для себя, для близ­ких, для бра­тьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответ­ствен­но­сти не несём.

В любом слу­чае, Кре­ще­ние – только начало пути, кото­рый состоит из мно­гих-мно­гих шагов, откры­тий, паде­ний, вос­ста­ний. Но это путь пре­об­ра­же­ния, когда мы каж­дый раз на про­тя­же­нии какого-то вре­мени откры­ваем в себе всё новые и новые грани бого­по­до­бия. Радостно – созна­вать, кем я был и как душа обно­ви­лась. Это счастье.

Источник

Таинство крещения

Самое первое Таинство, с которым человек встречается, обратившись в православную веру, это – Крещение. После участия в нем, человека можно считать православным. Это – как бы грань, отделяющая нас от греховной жизни в безверии и обращающая к новой жизни во Христе.

Что такое крещение

В Священном Писании несколько раз упоминается о крещении. В Евангелии описано крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан, а в Деяниях апостолов – о том, как крестили разных людей апостолы.

До пришествия Христа было крещение Иоанново. Что это такое? Святой Иоанн Креститель , называемый также «Предтечей», был предшественником Христа и апостолов. Он первым ввел крещение в реке. На Иордан к нему люди шли толпами. Предварялось оно проповедью святого о покаянии.

Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть картинку Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Картинка про Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься

Это крещение выглядело таким образом. На реку Иордан приходили люди, желающие принять крещение. Они вслух называли свои грехи перед всеми, каялись. Затем только святой Иоанн окунал их в реку, что символизировало очищение души от грехов. Выходили люди из воды уже чистые и телом, и душой.

Это было не христианское крещение, но оно нужно было для того, чтобы явился миру Христос. Святой Иоанн Креститель несколько раз говорил, что он крестит водой, а вслед за ним придет Некто, Кому он будет недостоин даже развязать ремень обуви, т.е. совершить даже рабскую работу. И Он будет крестить «Духом Святым и огнем», т.е. Благодатью Святого Духа. Отсюда и пошло имя святого – Предтеча, что значит предыдущий.

В Евангелии рассказывается, как пришел ко Иоанну на реку Христос, требуя совершить над ним крещение. Это было Ему и не нужно, ведь у него не было грехов. Об этом Ему и сказал святой Иоанн, но получил ответ, что таким образом «надо исполнить всякую правду», т.е. выполнить то, что должно было произойти.

Когда Христос вошел в воду, то произошло необычайное явление: на голову Иисуса сошел белый голубь. Это был Святой Дух в телесном виде. А с неба прозвучал голос Отца Небесного о том, что перед ними – Сын Божий. Таким образом, была явлена Святая Троица – Бог Отец (голосом), Бог Сын (Христос) и Святой Дух в виде голубя.

Этим Христос показал нам пример послушания и дал новое Таинство – крещение во оставление грехов и начала новой жизни.

Суть Таинства крещения

Таинство крещения нужно проходить для того, чтобы стать православным. Некрещеному человеку нельзя приступать к другим Таинствам Церкви, а значит, и получить Божественную Благодать практически невозможно.

Во время Таинства крещения человеку дается Благодать на отвращение от прежней греховной жизни и обращение к Богу. Человек как бы заново рождается в купели (Иоанн,3;5).

При этом человек произносит слова отречения от диавола, его дел, а затем высказывает свое вероисповедание и желание служить Богу. Чин рассчитан на взрослого человека, пришедшего креститься осознанно. Но на Руси (и в других православных странах) принято крестить человека в младенческом возрасте. Это обычно делается из-за опасения, что человек может не дожить до осознанного возраста, а значит, умереть непросвещенным Благодатью.

Поскольку ребенок не может сам говорить и понимать, за него произносят слова отречения от диавола и соединения со Христом взрослые люди. Они называются « крестными родителями ». Они вступают в духовное родство со своим крестником и его родителями. Обязанность крестных заключается не только в произношении слов на Таинстве, но и последующая забота о духовном воспитании крестника и пожизненная молитва за него. А в случае смерти земных родителей, крестные иногда усыновляют крестника.

Если Таинство проходит взрослый человек , то крестные ему не нужны. Он сам произносит слова отречения и читает Символ веры.

Суть Таинства крещения – разорвать путы души человека с диаволом и ввести его в чин православных людей, имеющих задачу – угождение Богу. В купели происходит омовение тела человека, что символизирует очищение души его от прежних грехов.

Как происходит Таинство крещения

В самом начале оглашенный или крестные родители (если крещение будет принимать ребенок) встают рядом со священником, который читает молитвы о просвещении человека, собирающегося принять крещение, и сохранении его от зла. Потом он поворачивает их лицом на запад и предлагает отречься от диавола, всех его злых дел. После этого надо дунуть и плюнуть на диавола. Этот жест символизирует ненависть к злым делам, грехам.

Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть картинку Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Картинка про Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься

Затем человек вместе с батюшкой поворачивается лицом на восток и произносит слова веры во Христа. Священник трижды вопрошает оглашенного, отрекся ли он от сатаны и его злых дел. На этот вопрос надо трижды ответить положительно. Потом священник спрашивает о том, верит ли человек во Христа и сочетается ли с Ним. На это тоже трижды надо ответить положительно.

После этого оглашенный или крестный читает Символ веры. Затем священник читает молитву на освящение воды. Он рукой благословляет воду с троекратным пением «Аллилуйя», затем опускает туда освященное масло. Этим маслом батюшка помазает и крещающегося.

Основная часть Таинства

Затем начинается основная часть – троекратное погружение человека в купель со словами: «крещается раб (раба) Божия (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Вынув ребенка из купели, священник отдает его крестным, которые держат наготове полотенце. Они вытирают его и надевают на него крестильную рубаху. Священник в это время читает особую молитву на освящение крещальной одежды.

Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть картинку Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Картинка про Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься

После этого на шею человека надевается крест, который он не должен снимать до самой смерти. Дальше происходит Таинство миропомазания. После этого крестный с крестником на руках (или сам крещающийся) идут вслед за батюшкой вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3-27 ). Этот шествие повторяется трижды в знак того, что человек готов идти по жизни вслед за Христом и подражать Ему в земной жизни.

Потом читается отрывок из Апостола и Евангелие. Затем следуют ектении, а потом происходит сострижение волос крещающегося в знак посвящения души и тела Богу. Остриженные волосы наматываются священником на свечу и опускаются в купель. (На этот счет имеются народные поверья о том, как поведет себя свеча в купели, потонет или нет. Это, конечно, является предрассудком, и никакого отношения к вере не имеет).

Чин воцерковления новокрещенного

После этого начинается чин воцерковления новокрещенного. Читается особая молитва, лица мужского пола вводятся в алтарь с поклонами, а женщин подводят к амвону. Потом обычно священник читает матери крещающегося ребенка молитву об очищении после родов.

В ближайшее время после Таинства крещения следует принести малыша в храм для принятия Святых Таин.

Как надо готовиться к Таинству крещения: правила

Взрослый человек, собирающийся принять крещение, (или крестные) должен знать основы православной веры. Для этого проводятся специальные беседы накануне крещения. Также человек должен уметь прочесть Символ веры наизусть (Верую во Единого…)

С собой на Таинство крещения надо иметь:

Обычно принято, что крестные дарят икону святого.

Имя оглашенного должно соответствовать святцам, никаких «Анжел», «Альбертов» и т.д. быть не должно. Иногда младенцу выбирают имя святого, который празднуется в день его рождения.

Нельзя подходить к Таинству крещения:

Крестные должны быть:

К выбору крестных надо подойти со всей серьезностью, это должны быть верующие, надежные люди, а не первые встречные.

Профессор А.И. Осипов о Таинстве крещения

Источник

Крещение, Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?

Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть картинку Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Картинка про Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное — не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум — два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть картинку Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Картинка про Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститьсяВ такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи — не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же — только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Смотреть картинку Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Картинка про Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститься. Фото Для чего совершается таинство крещения и почему нужно креститьсяСогласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни — особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду — тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *