Для чего создается mvp
MVP: как создать минимально жизнеспособный продукт
Создание минимально-жизнеспособного продукта — MVP — помогает бизнесу снизить риски при разработке нового продукта и проверить его востребованность. В статье рассказали, как сделать и запустить MVP
Владислав Мокроусов
Представьте: вы потратили много времени на разработку продукта, учли все детали и запустили его на рынок. Но уже в первую неделю после запуска вы понимаете, что продукт не попадает в целевую аудиторию, новые клиенты быстро уходят, а расходы продолжают увеличиваться.
Запуск MVP позволяет избежать этих проблем и предусмотреть возможные решения. Рассказываем, что такое минимально жизнеспособный продукт и как его внедрять.
Что такое MVP
MVP — Minimum Viable Product — ранняя версия будущего проекта, которая позволяет при минимальных затратах собрать максимум практических данных о том, как с продуктом взаимодействуют клиенты.
Компания запускает сервис для совместного поиска жилья и планирует выпустить его на рынок. Она создает одностраничный сайт и предоставляет доступ к нему пользователям. Проектная команда наблюдает за поведением клиентов, обрабатывает информацию, анализирует реакцию, делает необходимые изменения и адаптирует продукт под потребности аудитории.
Создание MVP позволяет протестировать продукт на практике и проанализировать результаты. Это выгодно, когда вы запускаете стартап и хотите понять, в какую сторону лучше развиваться, намерены снизить затраты или не уверены в эффективности бизнес-идеи. MVP применяется для создания любого продукта, но чаще используется в ИТ для разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.
Как запуск MVP ускорил развитие WhatsApp
С чего все началось. В мессенджере WhatsApp на момент публикации не было функций для отправки сообщений. Создатели WhatsApp хотели создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании, за рулем, в спортзале. Когда пользователи указывали статус, их контакты получали всплывающее уведомление.
Что сделали. Разработчики быстро заметили, что пользователи стали использовать статусы для общения, и выпустили новую версию WhatsApp, в которой было больше функций, связанных с отправкой сообщений. В результате небольшая пользовательская база выросла всего за несколько дней до 250 000 человек.
Результат. К 2015 году сервис стал самым популярным приложением для обмена сообщениями в мире. Сейчас WhatsApp используют более двух миллиардов человек по всему миру, а начался проект с MVP.
Создание MVP: пошаговое руководство
Процесс запуска минимально жизнеспособного продукта включает восемь этапов.
Разберемся, какая задача на каждом этапе и что нужно делать.
Этап 1. Определить проблему пользователя
Задача. Понять, для чего нужен продукт, определить его основную ценность для пользователя.
Клиенты бизнес-центра часто уезжают в командировки, и парковочные места остаются свободными. Бизнес-центр не может привлечь временных арендаторов того, что им негде парковаться, и теряет потенциальный доход.
Бизнес-центр запускает приложение для аренды парковочных мест. Оно позволяет водителям искать свободные места для парковки и арендовать их на время. Теперь у компании появился удобный инструмент для снижения издержек на период командировок постоянных арендаторов. Приложение стало полезным, потому что создатели проекта точно определили проблемы целевой аудитории.
Как действовать. Опросите своих потенциальных клиентов, выявите основные проблемы и боли, с которыми они сталкиваются. Изучите обратную связь от пользователей на сайтах и в социальных сетях конкурентов.
Этап 2. Определить ядро целевой аудитории
Задача. Создать подробный профиль пользователя: возраст, образование, работа, доход, привычки и хобби. Описать все детали, которые могут повлиять на выбор клиента в будущем.
Мобильный оператор хочет расширить клиентскую базу и создает приложение с дополнительными бонусами для активных клиентов. Перед началом разработки компания проводит исследование своей аудитории и определяет конкретные стимулы, которые повышают активность и вовлеченность пользователей. Например, большое количество семейных клиентов позволяет компании сделать специальные скидки для звонков родственникам. Так оператор укрепляет лояльность и привлекает новых клиентов.
Как действовать. Проведите опрос через сервисы по изучению целевой аудитории. Проанализируйте социальные сети клиентов, изучите их предпочтения, проблемы и цели. Используйте данные сервисов веб-аналитики, организуйте глубинные интервью с клиентами.
Этап 3. Изучить конкурентов
Задача. Определить и проанализировать основных игроков на рынке. Изучить основные характеристики конкурентов: их стратегические и финансовые цели, маркетинговые кампании, динамику продаж, прибыль и слабые места.
Банк создает приложение для пользователей с индивидуальным личным кабинетом. Перед запуском разработки он оценивает эффективность подобных приложений у своих конкурентов. Руководители проекта анализируют основные услуги, интерфейс, бонусные программы, клиентский сервис и систему обратной связи — все функции приложений других банков. После этого анализа проектная команда определяет характеристики собственного продукта и переходит к следующему этапу.
Как действовать. Проанализируйте трех самых крупных игроков на рынке, определите их долю, оцените свою способность предложить новый продукт. Изучите сайты, новости, видео, интервью и оценки, посетите презентации и конференции с участием конкурентов.
Этап 4. Провести SWOT-анализ
Задача. Определить сильные и слабые стороны продукта, потенциальные возможности и угрозы.
Например, банк создает сервис по инвестированию для физических лиц. Сервис будет включать обучающие материалы, советы экспертов, программы лояльности и личные счета пользователей. Проектные менеджеры проводят анализ, выделяют сильные и слабые стороны проекта, внешние возможности и угрозы.
На основе SWOT-анализа банк разрабатывает стратегию запуска нового продукта, фокусируется на клиентах с высоким доходом и создает собственные программы лояльности
Как действовать. Соберите все преимущества вашего продукта по сравнению с конкурентами, проранжируйте их от более значимых к менее значимым. Удалите из списка лишние пункты, оставьте только те характеристики, которые повлияют на развитие продукта. Укажите все проблемы, которые имеют ваши бизнес-процессы.
Соберите всю информацию о динамике рынка и поведении конкурентов. Не включайте в список незначительные факторы. Используйте результаты анализа для составления стратегии развития продукта.
Этап 5. Определить путь пользователя
Задача. Сделать простым и понятным путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Проектная команда проходит все шаги пользователя самостоятельно и определяет моменты, когда пользователь нуждается в подсказке или дополнительной информации.
Логистическая компания создает сервис для привлечения водителей к выполнению грузоперевозок. Водитель пользуется этим сервисом в таком порядке: регистрируется, вносит свои личные данные, выбирает удобную доставку, управляет заказом и получает вознаграждение. После описания всех шагов разработчики могут приступить к определению функций для каждого из них.
Как действовать. Создайте образы разных типов клиентов, определите все этапы и взаимодействия пользователя, обсудите с командой возможные помехи для клиента в процессе достижения его цели на сайте. Устраните помехи с помощью изменения карты пользователя.
Этап 6. Определить основные функции будущего продукта
Задача. Прописать ключевые функции продукта для каждого шага пользователя, определить приоритетность функций и объем минимально жизнеспособного продукта.
В предыдущем пункте мы описали путь водителя на сервисе логистической компании. Теперь для каждого шага проектная команда прописывает конкретные функции. На этапе регистрации водитель может ввести номер телефона или электронную почту.
На следующем этапе он загружает паспортные данные, информацию о своей квалификации и опыте работы. Все основные шаги и функции пользователя разработчики собирают в единую карту для отображения его полного маршрута на сервисе. Карта помогает расставить приоритеты в использовании функций и определить объем MVP.
Как действовать. Составьте карту взаимодействия пользователя с продуктом. Определите функцию для каждого этапа и расставьте все функции по приоритету. Расположите самые востребованные функции в начале списка, редкие — в конце. Приоритетные функции будут формировать минимально жизнеспособный продукт.
Этап 7. Выбрать методологию разработки
Задача. Выбрать один из итеративных способов разработки. Lean, Scrum, Kanban, экстремальное программирование — все эти методологии позволяют дорабатывать продукт на протяжении всего процесса разработки.
Строительная компания оптимизирует процесс закупок. Сотрудники привыкли обрабатывать классические типовые запросы, но они не могут справиться с нетипичными заказами. Методология Kanban позволила разделить все закупки на разные типы и классы. Разработчики добавили дополнительную функцию для нетипичных запросов.
Как действовать. Изучите основные характеристики методологий разработки программного обеспечения. Определите масштаб и стоимость проекта, риски, сложность и скорость реализации. Проанализируйте стратегические цели развития продукта и выберите подходящую методологию для вашего проекта.
Этап 8. Протестировать продукт
Задача. Провести альфа- и бета-тестирование для совершенствования продукта. Устранить все технические проблемы и оценить реакцию рынка.
Банк создает новый сервис для юридических лиц. Новый продукт тестируют внутренние тестировщики, сами члены проектной команды, разработчики, сотрудники банка. После этого реальные клиенты начинают пользоваться сервисом. Банк собирает обратную связь и делает необходимые доработки.
Как действовать. После завершения разработки пользуйтесь продуктом внутри команды на протяжении 3—4 дней. Потом дайте доступ к продукту реальным пользователям на 2 недели. Проанализируйте все полученные данные, доработайте продукт и снова протестируйте
Запуск продукта
После прохождения всех этапов и перед запуском продукта компания устанавливает метрики успеха MVP. Это могут быть финансовые результаты или количество активных пользователей сайта.
После запуска компания измеряет метрики и понимает, дает ли итоговый MVP ожидаемый результат. Дальнейшее развитие продукта зависит от обратной связи со стороны пользователей.
Оценка MVP и доработка продукта
После обработки первичной информации и устранения проблем проектная команда продолжает выполнять новые итерации и улучшать продукт. Менеджеры обрабатывают данные о поведении пользователей, оценивают эффективность продукта и могут вернуться к любому из этапов создания MVP.
Минимально жизнеспособный продукт помогает компаниям минимизировать издержки при запуске новых продуктов. MVP позволяет оценить потенциал проекта, выявить его позитивные и негативные стороны, оценить прогресс в развитии продукта и получить обратную связь от пользователей в короткие сроки.
Сейчас читают
Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде
Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела
Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать
Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель
Преимущества и недостатки каналов прямой коммуникации
E-mail, СМС, мобильные и веб-пуши, мессенджеры, чат-боты — это каналы прямой коммуникации с клиентом. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Описываем особенности каналов во всех подробностях
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Минимально жизнеспособный: как MVP помогает продукту выйти на рынок
Содержание
MVP (или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, у которой есть минимальный набор функций, достаточный для презентации публике и проверке на первых потребителях. Однако такой продукт обязан демонстрировать достаточную ценность для пользователей.
Понятие ввел в оборот в 2001 году соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. Он определил MVP как итог «синхронной разработки» или одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.
MVP отличается от прототипа тем, что представляет собой рабочий продукт, который должен выполнять обозначенную функцию наилучшим образом. К примеру, это может быть бета-версия сайта компании, функциональность которой затем дополнят, изучив поведение первых посетителей.
Чем MVP полезен для бизнеса
Создание MVP дает прямые и косвенные финансовые преимущества. Оно позволяет бизнесу:
Примеры MVP
Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Идея у создателей родилась после того, как они заметили, что тарифы на городское такси стали несоразмерно высокими. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.
В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа не смогли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Они создали простой одностраничный сайт с фотографиями своей квартиры и начали сдавать собственный чердак. Молодым дизайнерам удалось рассчитаться со всеми долгами. Уже в 2009 году их стартап привлек внимание Пола Грэма и получил первые инвестиции от его бизнес-инкубатора Y Combinator. После этого Чески и Геббиа поехали в Нью-Йорк, где ходили по домам клиентов и расспрашивали их об опыте аренды. Вскоре они поняли, что многих квартиросъемщиков отталкивают изображения плохого качества, которые фигурировали в объявлениях. Тогда молодые дизайнеры взяли напрокат зеркальный фотоаппарат и отправились по адресам в Манхэттене и Бруклине, чтобы самим фотографировать квартиры арендодателей.
Разработчики MVP стримингового сервиса сконцентрировались на функции потоковой передачи музыки. По итогам закрытого бета-тестирования приложения для Windows они заключили контракты с крупными лейблами и смогли получить значительное финансирование для своего проекта.
Авторы идеи создали MVP с чеки́нами и наградами за них в виде бейджей. После тестирования они начали расширять возможности сервиса, добавили рекомендации и путеводители по городам.
Изначально создатели сервиса купонов запустили сайт The Point, объединяющий людей, которые не могли в одиночку выполнить какую-либо задачу. Тестирование показало, что идею нужно сузить. Тогда был запущен кастомизированный блог на платформе WordPress, куда вручную добавляли информацию о возможностях коллективных скидок. При подписке на сайт его пользователи получали по почте рассылку с PDF-файлами о скидках.
Основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук сначала закупила женскую одежду из Германии, затем создала сайт и запустила рекламу своего магазина на платформе Passions.ru. Бакальчук использовала каталоги Otto и Quelle, которые работали в России только через агентов, но не были представлены в сети. В отличие от агентов, которые брали около 15% комиссии, она выставила агентское вознаграждение в размере 10% и не брала предоплату.
История файлового хостинга началась с трехминутного демо-видео, которое объясняло идею и ценность будущего продукта. Оно получило множество положительных отзывов и набрало миллионы просмотров, что помогло привлечь инвесторов.
В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.
Типы MVP
Существует несколько основных подходов к созданию MVP. В зависимости от этого выделяют несколько типов такого продукта.
Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться тем, кем он на самом деле не был. То же можно сказать о данном типе MVP. Продукт только кажется функциональным, но на самом деле его разработчик делает всю работу вручную. Это нужно для того, чтобы проверить саму концепцию продукта и понять, востребован ли он. Так развивался сайт заказа обуви Zappos. Изначально у авторов идеи не было ни склада, ни закупленных партий товара, а существовал лишь сайт с фотографиями обуви. Когда ее начали заказывать, разработчики обновили функциональность сайта.
Продукт работает по тому же принципу, что и в случае с Волшебником страны Оз: изначально все работы выполняются вручную. Однако клиенты при этом осознают, что за товаром или услугой стоит человек. Сотрудники службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront изначально общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом, а автоматизированная система появилась позднее. Такой тип MVP помогает сформировать план развития продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории.
Цель такого типа продукта состоит в том, чтобы донести до клиентов ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Его используют, чтобы проверить и реализовать идею без разработки уникального программного обеспечения. Так начал работать Groupon. Создатели начали с сайта на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Лишь позднее сервис дополнили социальными функциями, полноценной email-рассылкой и мобильным приложением.
Это рабочий продукт с минимальным набором функций, которые нужно проверить. Такой тип MVP позволяет сформировать целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, а также провести тестирование функциональности.
Этапы создания MVP
Чтобы создать успешный продукт, потребуется детальный план его развития. Предварительно нужно подтвердить базовые принципы и методы MVP. Команда должна следовать им на протяжении всего процесса. При этом нужно стремиться потратить как можно меньше денег и усилий.
Выделяют несколько этапов проверки идеи и превращения ее в продукт.
Идея MVP отвечает концепции «бережливого стартапа». Главная цель создания заключается в тестировании концепции или продукта на рынке. Именно по его итогам бизнес может принимать решения о выпуске. Автор методики развития клиентов Стив Бланк говорит, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов. Это подтверждает и исследование CB Insights, согласно которому в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Создание MVP позволяет понять потребности аудитории на ранних стадиях развития продукта и не выпускать на рынок товар или услугу, которая не будет пользоваться популярностью.
MVP подходит не только для стартапов, но и при разработке решений на предприятиях. Зачастую разработка нового продукты достаточно сложна, а изменения сопряжены с серьезными рисками. Концепция Minimum Viable предполагает небольшие и постепенные изменения, которые достаточно безопасны и позволяют внедрять функции или обновления, не доставляя неудобств клиентам.
Минимально жизнеспособный продукт: типы, методы, этапы построения
30 минут на чтение
Оглавление
Что такое MVP?
MVP (от англ. Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, которая обладает только необходимыми функциями, достаточными для того, чтобы донести основополагающие ценности до аудитории и проверить их на первых пользователях.
Ключевой момент идеи MVP заключается в том, что компания производит реальный товар, который затем поставляет на рынок. Это может быть одностраничный сайт или, на вид, полностью автоматизированная услуга, которая в действительности выполняется вручную. Разработчики наблюдают за поведением людей, впервые использующих услугу. На основе информации, полученной в ходе эксперимента, команда продолжает, корректирует или отменяет работу над продуктом.
Когда предприниматель запускает стартап, он может только гадать, оценят ли потребители его замысел, будут ли они использовать продукцию по назначению. Он предполагает, что у клиентов есть потребность, а продукт, над которым работает команда, удовлетворяет её. Чтобы узнать наверняка, необходимо представить клиентам MVP и собрать максимальный объем подтвержденной информации об их впечатлении от использования продукта.
Однако получение обратной связи от ЦА — не единственная польза от реализации MVP в бизнес-стратегии. Тестирование бета-версии на клиентах обеспечивает прямые и косвенные финансовые преимущества:
Почему MVP важен для успешного развития бизнеса?
Стартапы предлагает товар или услугу, чтобы удовлетворить определённые потребности ЦА. Чем выше значимость проблемы для потребителя, тем ценнее предложенное решение. Реализация MVP позволяет на начальных этапах развития бизнеса установить, насколько продукт соответствует ожиданиям и нуждам клиента. Соответственно, руководство компании и инвесторы получают данные, необходимые для принятия решения о дальнейшей судьбе стартапа.
По статистике, провальными оказываются около 70% стартапов. Отчасти неудачи связаны с выпуском бесполезных или несвоевременных товаров. Вспомнить, например, легендарную историю появления пакетиков-стикеров для сахара. Их изобретатель хотел упростить пользователям жизнь. Он предполагал, что посетители кафе смогут разламывать пакетики посредине и высыпать содержимое, не проронив ни крошки. Однако клиенты кафе продолжали по привычке отрывать уголок пакетика. Гениальная, на первый взгляд, идея оказалась совершенно бесполезной на практике. И хоть позднее стикеры получили популярность благодаря удобству транспортировки, они не принесли прибыли своему изобретателю.
Создавая MVP, команда может понять интерес клиентов к продукту, не затрачивая время и силы на доведение идеи до совершенства. Чем раньше создатели получат фидбэк от покупателей, тем меньше усилий и затрат уйдет на «мертворожденную» идею. MVP дает более надежный результат, чем опросы целевой аудитории и позволяет пронаблюдать реальное взаимодействие пользователя и программы. А значит, уже в процессе создания разработчики будут понимать потенциальную окупаемость.
Эта концепция основана на философии бережливого стартапа и подразумевает итеративный процесс построения цикла измерения—обучения до полного удовлетворения потребностей рынка. Начиная с минимально жизнеспособного продукта, команда сосредоточена на основных функциях и ценности предложенной идеи. Она чётко осознаёт наиболее важные задачи и реализует их в приоритетном порядке. Например, в случае с разработкой программного обеспечения программисты переходят к оптимизации пользовательского интерфейса только после выпуска минимально жизнеспособного продукта.
Типы MVP
Волшебник страны Оз (иногда называют MVP Флинстоуна)
Оба названия этого типа минимально жизнеспособного продукта символизируют его принцип работы. Подобно тому, как Флинстоун создавал иллюзию того, что у него есть реальная машина, а Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться гигантской зеленой головой, феей, огненным шаром или монстром, этот тип MVP только кажется полностью функциональным. В реальности стартапер выполняет всю работу вручную, вместо того чтобы использовать программное обеспечение. Базовое программное обеспечение отсутствует вовсе, зато есть концепция продукта, которая требует проверки.
Nick Swinmurn, основатель Zappos, доказал, что данная стратегия работает. В самом начале он ни доллара не потратил на покупку обуви и аренду склада. Он опубликовал фотографии обуви на сайте. Как только покупатели начали заказывать обувь, он пошел в магазин, купил нужную пару и отправил ее. Осознав, что проект жизнеспособен, он обновил функциональность сайта.
Консьерж MVP
Предприниматели, которые выбирают консьерж MVP, также предоставляют практические услуги. Но в этом случае клиент знает, что за предоставленной услугой стоит реальный человек. Wealthfront, служба финансового планирования и инвестиций, начала с консьерж MVP. Сотрудники Wealthfront общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом.
Важное отличие консьерж MVP от типа «Волшебник страны Оз» состоит в том, что он направлен на генерацию идей о будущем продукта, предоставление услуги и общение с клиентом.
Разрозненный MVP
Идея разрозненного MVP — донести ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Прототип продукта выглядит как комплексный продукт. Вы можете использовать простое программное обеспечение, собрать все воедино и добавить необходимую функциональность после получения обратной связи.
Groupon — отличный пример разрозненного MVP. Его основатель Andrew Mason запустил сайт на WordPress, где вручную размещал изображения еды каждый день. Он генерировал предложения в виде PDF-документов, используя AppleScript, и отправлял их по электронной почте через Apple Mail. Так он подтвердил гипотезу Groupon.
Продукт с одним параметром
MVP может быть реальным программным обеспечением с минимальным набором функций, основных, необходимых для проверки. С их помощью вы сможете сузить целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, сосредоточиться на тестировании.
Независимо от того, какой тип MVP вы выберете, для создания минимально жизнеспособного продукта вам потребуется выполнить несколько основных шагов.
Пошаговое руководство по построению MVP
Продукт всегда начинается с идеи. Основное отличие успешного продукта от невостребованного состоит в том, что популярный продукт — результат осуществимой идеи, трансформированной с помощью детального плана развития.
Мы предлагаем пошаговое руководство по проверке вашей идеи и превращению ее в продукт. Вы сможете создать MVP за семь шагов. Шаг 0 — введение в основные принципы и методы. Восьмой и девятый шаги — о подходах к управлению проектами.
Шаг 0. Подтвердите базовые принципы и методы MVP
Шаг 1. Обозначьте проблему, которую хотите решить
Шаг 2. Определите целевую аудиторию и сузьте ее
Удовлетворить потребности широкой аудитории — ошибочное решение. Увеличьте свои шансы на успех — выберите определенную аудиторию. Сделайте развернутое описание персоны, которой может понравиться ваш продукт, которая купит его без колебаний. Вы должны знать, сколько лет этому человеку, какое у него образование, где он работает и какие доходы имеет. Описание конкретных привычек и хобби дополнит портрет потенциального покупателя. Чтобы узнать больше о создании персон покупателей, посмотрите нашу историю о начале бизнеса SaaS.
Представления об образе жизни интересной вам аудитории помогут понять, сможет ли ваш будущий продукт решать проблемы потенциальных покупателей, с которыми они сталкиваются регулярно.
Шаг 3. Проанализируйте конкурентов
Шаг 4. Сделайте SWOT-анализ
Наилучшая практика проведения SWOT-анализа — использование кратких описаний, понятных всем членам команды
Цель SWOT-анализа — сосредоточить усилия на сильных сторонах, определить и минимизировать слабые стороны, избежать угроз, а также использовать существующие возможности для дальнейшего развития. Сильные и слабые стороны обычно связаны с внутренними факторами. Возможности и угрозы — с внешними.
SWOT-анализ помогает компаниям анализировать конкурентов и выбирать стратегию позиционирования на рынке.
Шаг 5. Определите карту путей пользователя
User flow — путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Он должен быть логичным и понятным.
Карта путей пользователей — руководство с требованиями к контенту и дизайну сайтов / приложений. При построении хорошей карты путей пользователей вы должны понимать, что хотят получить клиенты при использовании вашего продукта. Убедитесь, что вы предоставили пользователям дополнительную информацию и выясните возможные недочеты, которые могут помешать им перейти на следующий шаг.
Давайте на примере доставки еды навынос из местных ресторанов рассмотрим список задач, которые пользователи должны решить, чтобы достичь основной цели. Путь пользователя будет следующим: формирование заказа, управление заказом, оплата еды, получение заказа. После того, как шаги обозначили, необходимо определить функции для каждого из них.
Шаг 6. Составьте список функций с градацией по приоритету
Вам необходимо перечислить обязательные функции для будущего продукта. Метод составления историй (или пользовательские истории) поможет вам на этом этапе планирования.
Пользовательские истории — двойственный подход к управлению историями пользователей. Он позволяет сосредоточиться на отдельных частях функциональности и в то же время не терять полного представления о продукте.
Методика направлена на то, чтобы помочь разработчикам выбирать полезные функции с точки зрения пользователей. Ее автор и практик Jeff Patton считает, что описание функций должно содержать действие, выполняемое человеком.
Мы перечислили 4 шага, которые пользователи совершают с помощью нашего продукта: формирование заказа, управление заказом, оплата еды, доставка заказа.
Сейчас мы должны описать функции для каждого шага и записать их на карточках. Например, чтобы настроить заказ, пользователь может:
Теперь давайте расставим приоритеты. Вы должны выяснить, насколько важна и ценна конкретная функция, как часто она используется, имеет ли риски, сколько пользователей к ней обращаются.
После того, как вы упорядочили функции в соответствии с их приоритетом, начертите вертикальную линию и разместите их в нужной последовательности. Самое важное и часто используемое поставьте в верх списка, остальное — разместите снизу.
Шаг 7. Определите объем MVP
После того, как вы расставили функции по их приоритету, можно определить объем MVP. Первый горизонтальный ряд на карте называется ходячим скелетом (каркасом). Этот ходячий скелет — наименьшая полезная версия продукта, которой недостает «мяса», то есть функциональности. Сначала мы должны создать каркас.
В некоторых случаях MVP совпадает с каркасом, а иногда обладает ограниченной функциональностью. Чтобы понять, какие есть отличия между каркасом, минимально жизнеспособным продуктом и его дальнейшей концепцией, вы должны классифицировать функции.
Начертим линию, чтобы отделить главные функции от несущественных. Функции, которым вы даете наивысший приоритет, представляют минимально жизнеспособный продукт. Остальные могут быть добавлены после развертывания MVP и анализа обратной связи.
Шаг 8. Выберите наиболее подходящий метод управления и разработки MVP
Это набор таких практик разработки, как рефакторинг кода, небольшие релизы, упрощенный дизайн, стандарты кодирования, которые позволяют улучшить код и обновить его в кратчайшие сроки. Циклы разработки с XP не превышают одной недели, поэтому вы можете выполнять первую версию быстрее, а затем масштабировать ее. XP хорошо подходит для MVP, который в значительной степени опирается на качество кода.
Выбор одного из итеративных подходов к разработке имеет решающее значение, поскольку позволяет создавать последовательный цикл обратной связи.
Шаг 9. Используйте альфа- и бета-тестирование
Альфа — так называемое внутреннее тестирование, когда ограниченная группа людей (в основном друзья или члены семьи) оценивают продукт. Если продукт прошел этот тест, вы можете перейти к бета-тестированию — позволить реальным пользователям попробовать продукт в течение одной-двух недель. Проанализируйте обратную связь и определите, какие функции необходимо добавить или заменить, чтобы сделать продукт лучшим.
Если вы собрали достаточно отзывов, можете обновить продукт, затем снова протестировать его и получить обратную связь. Количество циклов «создания-тестирования-обучения» и их временные рамки зависят от продукта. После того, как вы завершили несколько циклов, можете вернуться к шагу 0, изменить направление или продолжить итеративное улучшение вашего продукта.
Примеры MVP в различных отраслях
MVP должен передавать суть идеи в ее простейшей форме, которая зависит от контекста. Соответственно, и минимально жизнеспособные продукты варьируются в зависимости от проекта: от одностраничного сайта до рабочего прототипа программного обеспечения.
Например, в 1999 году Ник Суинмурн задумал продавать обувь через интернет, поэтому ему потребовался полноценный сайт Shoesite.com. Он запустил бизнес без каких-либо запасов или инвентаря, покупая продукцию под каждый оформленный заказ. Это дало ему возможность с низким уровнем риска проверить свою идею, не затрачивая средства на пополнение складских запасов. Вскоре Shoesite.com превратился в компанию Zappos, которую Amazon приобрел в 2009 году.
Чуть больше усилий к реализации своей концепции приложили создатели Uber. Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик были разочарованы высокими расценками в такси Сан-Франциско. В 2010 году они запустили UberCab, простое приложение для iPhone, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки лимузин по цене лишь в 1,5 раза выше стоимости городского такси. Изначально проект охватывал ограниченную территорию и, очевидно, предназначался для ограниченной целевой аудитории. Однако бета-версия помогла создателям донести ценность идеи и получить год спустя первые крупные инвестиции.
Один из самых простых в реализации MVP представили в 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа. Они не могли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Предприниматели создали простой MVP, который был не чем иным, как одностраничным сайтом с фотографиями собственной квартиры. Так был основан ныне всемирно известный Airbnb.
MVP и PoC: в чем разница
MVP не следует путать с доказательством правильности концепции (PoC — proof of concept). Последнее можно интерпретировать по-разному в зависимости от отрасли.
Прежде всего, доказательство правильности концепции — не ранняя версия продукта. PoC в разработке программного обеспечения описывает процессы, направленные на выяснение того, жизнеспособна ли концепция программного обеспечения технически. Команда также может выбрать этот подход с целью определения необходимого объема работы и лучших технологий разработки, выявления возможных технических проблем и поиска их решений.
Drew Houston, основатель Dropbox, сделал объяснительное видео и рассказал в нем, как должен работать Dropbox. Около 75 000 человек подписались на него в первую же ночь. Подобный метод может быть реализован с помощью блога, в котором вы делитесь с аудиторией идеями о продукте, который планируете разработать. Хоть и некоторые относят доказательство правильности концепции к MVP, мы склонны классифицировать эту трактовку отдельно как PoC.
Термины MVP и PoC взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы. Доказательство правильности концепции, реализуемое оптимальным образом, становится минимально жизнеспособным продуктом.