Для чего создается народная культура

Народная культура

Смотреть что такое «Народная культура» в других словарях:

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб ве или социальных группах и общностях… … Энциклопедия культурологии

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — (FOLK CULTURE) Термин, обозначающий культуру доиндустриальных обществ. Народная культура часто противопоставляется, с одной стороны, культуре индустриальных обществ, а с другой культуре простых или племенных обществ. См. также: Индустриальное… … Социологический словарь

Народная культура — Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни … Википедия

“ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” — “ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” (М., 1965) монография М. М. Бахтина. Существовало несколько авторских редакций 1940, 1949/50 (вскоре после защиты в 1946 диссертации “Рабле в истории реализма”) и текст … Философская энциклопедия

Фольклор (традиционная и народная культура) — Фольклор (или традиционная и народная культура) есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной… … Официальная терминология

Культура Германии — включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия

Культура массовая — культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко… … Педагогический словарь

Культура Украины — Это статья является частью серии статей о народе Украинцы … Википедия

Культура Монголии — Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия

Источник

Народная культура

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культура Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культура

Человека отличает от животных способность преобразовывать окружающую действительность. Культурой в широком смысле называется всё, что создано руками человека. В узком смысле это слово обозначает творческую деятельность, направленную на создание духовных ценностей. Выделяется три разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Узнаем, что такое народная культура, что относится к этому понятию.

Что такое народная культура

В обществознании под этим понятием понимается созданная народом культура, которая передаётся из поколения в поколение. Учёные считают, что временем, когда появилась эта форма человеческой деятельности, относится к глубокой древности. В этот период зародилось традиционное общество. В её основе лежат национальные обычаи, духовные ценности, представления об устройстве мира.

Произведения народной культуры создавались для народа. Они были известны широким слоям населения. В древности тексты песен и сказок, мифов и легенд получали распространение среди крестьян, составлявших большую часть общества. Сегодня культура народа доступна всем ценителям. Она пользуется большой популярностью среди туристов и иностранцев.

Особенности народной культуры

Эта форма творческой деятельности имеет особенности, отличающие её от массовой и элитарной культуры.

Классификация народной культуры по числу исполнителей

Существует множество классификаций данной формы культуры. Наиболее распространённой является разделение произведений на три вида (индивидуальные, групповые, массовые) в зависимости от того, сколько человек должны были их исполнять. В сообщении по обществознанию стоит кратко описать эти виды.

Произведения народной культуры становятся источником вдохновения для многих авторов. Фольклорные мотивы используются современными писателями для создания увлекательных книг жанра фэнтези. Известные русские певцы исполняют традиционные песни в необычной аранжировке. В основу многих художественных фильмов положены мифические или сказочные сюжеты.

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культура

Что мы узнали?

Определение народной культуры звучит следующим образом: это культура, созданная народом, не имеющая конкретного автора, простая для понимания и запоминания. Она отражает представления, традиции, историческую судьбу народа. В зависимости от количества исполнителей может быть индивидуальной, групповой или массовой.

Источник

Народная культура: понятие, признаки, примеры, отличия от национальной культуры

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культура

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.

Что такое народная культура?

Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.

Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.

Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

Как появляется народная культура?

Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.

Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.

Значение народной культуры

Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.

Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.

Отличия народной от национальной культуры

Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.

Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.

Заключение

Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.

Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».

Источник

Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе

Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе

Мир культуры, с которым человек сталкивается ежедневно, многогранен. Он представляет собой большое количество самых разных культурных форм, текстов, практик. Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, развитие) – «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности социума; совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни».

Этнографы делят культуру на материальную и духовную. Ядро культуры составляют ценности и исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Одним из самых противоречивых и ускользающих типов культуры является народная культура. Она несет в себе народную мудрость, просвещает и наделяет людей определенным видением окружающего мира. Народная культура до сих пор представляет для культурологов, этнологов, историков, филологов сложный феномен, который малоизучен в гуманитарной науке. Ученые и сегодня спорят о статусе народной культуре и ее видах, о носителях народной культуры и той нише, которую занимает данная культура сегодня.

Народная культура – это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности.

Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.

Народная культура представляет собой определенный тип культуры, который отражает народный уклад, образ жизни, а также создается и передается народом на протяжении длительного периода времени.

Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры (например, русской).

В трансляции этнокультурных ценностей в настоящее время особая роль принадлежит образованию, одна из главных задач которого состоит в том, чтобы помочь молодому поколению обрести себя в творчестве и сформировать собственный культурный образ. Произведения русской народной культуры, обладающие духовной ценностью и глубинным смыслом, являются одним из важнейших каналов воздействия на молодую личность. В связи с вышесказанным видится целесообразным рассмотреть сущность понятия «русская народная культура» и выявить ее педагогический потенциал.

Русская народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка и согласием обрядов и традиций. Возникающая изначально в первичных племенных объединениях, она отличается определенной долей «простоты», синкретичности и поэтому является доступной детям с рождения.

Передаваемая «изустно», она обогащает различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов [2, с. 87].

Исследователи-философы рассматривают русскую народную культуру как систему исторически развивающихся программ жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Русская народная культура в широком смысле понимается ими как вся прогрессивная культура (созданная профессионально и непрофессионально) и обладающая качеством народности; в узком смысле – как часть культуры общества, созданная трудящимися массами (непрофессионально, выражающая их миропонимание и мироощущение [22, с. 84].

Социологами под русской народной культурой понимается многомерная система, «пронизывающая» все сферы социума, выступающая как результат и качественная характеристика деятельности членов общности и реализующая функции, связанные с решением задач социальной коммуникации [24, с. 20].

В рамках художественно-эстетического подхода русская народная культура рассматривается как воплощение красоты и гармонии [8, с. 30].

Культурологи рассматривают данное понятие как «мир символических значений, сконструированного с целью фиксации и трансляции информации, творческих новаций, интеллектуальных и образных рефлексий бытия» [15, с. 166].

Русская народная культура характеризуется тем, что не имеет четких границ, она присутствует во многих элементах социальной жизни.

Она устойчива во времени, она инертна и характеризуется тем, что мало и медленно меняется. Это объясняется тем, что характерная черта русской народной культуры – это ее историчность, поскольку она тесно связана с прошлым русского народа, вокруг которого она образовалась.

Народная культура черпает свой потенциал в пластах древней истории народа. Она призвана сохранить и передать в своих приметах, сказаниях, костюмах и других элементах часть духовного мира нашего народа.

Русская народная культура не поддается модернизации или кардинальным переменам, а если и меняется, то лишь от того, что ее носители привносят в тексты свое видение и прочтение. Поэтому, один и тот же текст народной песни может варьироваться в разное время (например, меняться слова) или в разных регионах песня может исполняться по-разному. Причем ценность отдельного элемента народной культуры (былины, легенды, рецепта, предмета быта) определяется аутентичностью, то есть подлинностью.

Русская народная культура характеризуется тем, что она синкретична и многогранна в своих проявлениях. Народная культура регламентирует не одну или несколько, а целую совокупность сторон жизни людей. Она образует своеобразный способ видения мира в текстах, творчестве, традициях, принципах жизни и тем самым определяет нормы (или законы) отношений между людьми. Русская народная культуракомплексно проявляется в следующих сферах жизни человека:

— воспитание детей (народные колыбельные песни);

— хозяйственный уклад (традиции посевных или уборочных работ в поле);

— приготовление и употребление пищи (рецепты народной кухни);

— отношения с природой (народные приметы);

— дом и одежда (народный костюм или убранство дома);

— отношения между людьми (ритуалы встречи гостей);

— речь и язык (особые выражения речи);

— досуг и праздник (традиции проведения народных гуляний);

— творчество (художественные промыслы, ремесло) и др.

Русская народная культура носит, преимущественно, повседневный характер, она является частью ежедневных практик обычного человека. Повседневный характер народной культуры означает, что она передает в своих текстах то, как устроена ежедневная жизнь обычного человека, в том числе и бытовая (в семье и вере, в празднике и горе, в труде и досуге и т. д.). Она показывает в пословицах, сказках, легендах, обрядах, песнях и многом другом как человеку поступать и чем руководствоваться в разных ситуациях своей повседневной жизни.

Воспитательная сущность русской народной культуры, органически впитавшая все лучшие традиционные формы педагогического воздействия на личность и связанная с историко-культурными процессами, глубоко укорененная в духовно-творческом опыте народа, воплотилась в ее педагогическом потенциале, который выступает как совокупность сил, действие которых актуально или может быть актуализировано в определенных условиях и при наличии соответствующих факторов [13, с. 99].

При исследовании содержания педагогического потенциала русской народной культурыможно выделить несколько его компонентов:

— обучающий (знания в области русской народной культуры, традиционные методы и приемы творчества) – обеспечивает приобретение глубоких этнокультурных знаний, навыков и компетенций в области художественного творчества, искусства;

— воспитывающий (духовно-нравственная и эмоциональная насыщенность русской народной культуры, возвышенные устремления и ценности, духовные качества русского человека) – обеспечивает формирование творческих духовно-нравственных, волевых качеств, бережного и уважительного отношения к окружающему миру, отечественному и мировому этнокультурному наследию; патриотических чувств к своей Родине;

— развивающий (самобытность русской народной культуры, творческое многообразие, созидательные смыслы) – обеспечивает эффективное совершенствование художественно-творческой деятельности, индивидуально-личностных качеств;

Педагогический потенциал русской народной культуры реализует себя в нескольких функциях.

Гносеологическая функция заключается в положительном влиянии на обобщение и систематизацию знаний о феномене русской народной культуры, ее составляющих и специфических особенностях, способах организации творческой деятельности. Понимание уникальности русской народной культуры способствует расширению кругозора, формированию положительной творческой мотивации. Реализация функции происходит через обогащение спектра этнокультурных знаний, повышение эрудиции, преодоление стереотипного мышления. Данная функция способствует формированию толерантного отношения к различным культурам.

Духовно-нравственная функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в системе нравственных требований и норм социокультурного поведения. Молодое поколение как носители народной культуры должны принять систему принципов и норм, соблюдать их и транслировать. Функция регулирует эмоционально-творческий фон; отношения в молодежной среде путем установления взаимных прав и обязанностей на основе нравственных принципов культуры; формирует благоприятный психологический климат; создает позитивную атмосферу, способствующую созданию арт-проектов, обладающих художественно-образной выразительностью.

Функция поддерживается системами норм, в которые включены духовные основы, право, совокупность традиций, мораль, этикет.

Творческая функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в соблюдении этнохудожественных традиций при создании произведения искусства, интерпретации этих традиций, их актуализации. Условием реализации функции является создание педагогом образовательных технологий, основанных на традициях русской народной культуры.

Аксиологическая функция педагогического потенциала русской народной культуры нацелена на формирование ценностного восприятия культуры и ее артефактов. Это позволяет воспринимать русское народное творчество и его конкретные продукты как неотъемлемую часть общемирового культурного наследия. Опыт ценностного восприятия и отношения к явлениям русской народной культуры способствует анализу и соотношению молодого человека смыслового традиционного содержания народной культуры с общечеловеческими ценностями, нормами и смыслами, а также с его индивидуальным творческим опытом [22, с. 84].

Анализ научных исследований Т. Л. Божинской, В. А. Митраховича, М. Т. Шафикова и др. и структурно-функционального содержания педагогического потенциала русской народной культуры позволил выявить педагогические характеристики данного потенциала:

— коммуникативность: проявляется в том, что приобщение может происходить только в процессе «общения» с народной культурой, постигая которую молодой человек начинает думать, анализировать какую-либо проблему, активно рефлексировать;

— синергетичность характеризуется динамичностью, способностью к развитию, саморазвитию и самоорганизации. Потенциал может находиться в состоянии покоя, а может активно формироваться, развиваться и взращивать дополнительные структуры, самоорганизовываться под воздействием каких-либо условий и факторов;

— опосредованность обусловливается ролью учителя;

— ситуационность проявляется в том, что воспитательный потенциал может «работать» в определенных специально созданных условиях, ситуациях и при наличии факторов, которые будут способствовать максимальному раскрытию данного потенциала. Педагогические ситуации должны быть сопряжены с внутренней жизнью личности, духовно-творческим бытием;

— созидательность обусловливается широкими возможностями творческой самореализации, обогащения собственного творческого опыта этнокультурным содержанием, ценностно-смысловым творческим самоопределением [21, с. 40].

Потенциальные возможности творческого развития личности заложены в художественно-образной выразительности русской народной культуры, под которой мы понимаем ценностно-эстетическое качество, характеризующееся самобытностью историко-этнографического и художественного наследия, раскрывающее сущность изображаемых явлений посредством глубокого эмоционально-эстетического содержания [6, с. 29].

Художественно-образная выразительность как свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений, сюжетов и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, ценности, аккумулирует в себе возможности, которые могут вызывать определенные эмоции у зрителя, ассоциации художественно-эстетического и образного порядка. Она заключает в себе характерные черты символа русской народной культуры как универсального образца в художественном творчестве и метода художественного преобразования мира [11, с. 144].

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить русскую народную культуру как исторически обусловленную систему духовных и материальных ценностей, является мощным культурно-педагогическим феноменом. В русской народной культуре содержится единство эстетического, художественного и нравственного воспитания, что является главным условием эффективности педагогической работы. Педагогический потенциал русской народной культуры является системой различных параметров (этнокультурное ценностно-смысловое наполнение, художественно-образная выразительность и др., выступающих в качестве обучающих, воспитывающих, развивающих возможностей, резервов и ресурсов данной культуры.

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культура«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культураФотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели «Народная культура и традиции», я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культураКонспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культураРекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Для чего создается народная культура. Смотреть фото Для чего создается народная культура. Смотреть картинку Для чего создается народная культура. Картинка про Для чего создается народная культура. Фото Для чего создается народная культураРусская народная игрушка «Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *