Для чего создали мифы

ОТКУДА БЕРУТСЯ МИФЫ

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа.

Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали «парижанкой», и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Почему миф нельзя назвать чистым вымыслом? (2 фото)

Некоторые люди относятся к мифам как к вымыслам: мол, это истории, которые не имеют ничего общего с реальностью. С таким мнением не согласны философы, филологи и историки, утверждающие, что за каждым мифом скрывается своя доля правды.

Почему мифы нельзя считать чистым вымыслом

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы

Проблема мифа намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Начнем хотя бы с того, что у ученых нет общепринятого определения данного явления. Некоторые открыто относят мифы к сказкам и преданиям, другие – считают их отображением исторических событий, поданных в столь завуалированной форме.

Как пишет профессор А.В.Семушкин, изначально под мифом понималась система сакральных и ценностно мировоззренческих истин, противостоящих истинам профанным. То есть миф считался отражением реальной жизни и правды, а к тому, во что в повседневной жизни верили обыватели, посвященные относились с усмешкой.

Как отмечают историки, миф потерял свое первоначальное значение примерно в V веке до н. э., когда его стали противопоставлять логосу – то есть разуму, способности мыслить. После этого мифы приобрели уничижительный оттенок и стали обозначать бесплодное и необоснованное утверждение, лишенное опоры на строгое доказательство или надёжное свидетельство. При этом исследователи задаются вопросом: почему до той поры мифы имели ключевое значение в жизни человека, а после – сдали свои позиции? Это был естественный ход истории и эволюции сознания либо это были чьи-то целенаправленные действия по дискредитации мифов в угоду некоей новой правды, находящейся в руках отдельных бенефициаров?

Этот вопрос весьма важен, поскольку миф на протяжении долгого времени был важным элементом человеческой культуры. Например, в первобытном обществе он представлял собой эквивалент науки и довольно цельную систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир. Именно из мифологии, подчеркивают исследователи, берут свои корни искусство, литература, религия и даже политическая идеология. Зная об этом, разве можно утверждать, что миф – это чистая выдумка?

По мнению философов, даже если некоторые мифы являлись вымыслом, все равно их основой являлись наблюдения человеком за окружающим миром либо реальные события. Нередки случаи, когда людям было проще рассказать историю или донести важную мысль именно в форме мифа, поскольку он был популярен и легок для восприятия. Впоследствии это сыграло злую шутку: истина, облаченная в «одежды» мифа, была подвергнута сомнению и отброшена, как бесполезная вещь.

Таким образом, мы можем утверждать, что мифы соединяют в себе как рациональное, так и иррациональное, формируя тем самым наиболее полную картину миру. Пренебрежительное отношение к этому явлению часто связано с тем, что мифы воспринимают как выдумку, сказку или вовсе бред. Однако разве можно назвать бредовыми те чувства, которые вызывают эти истории? Разве не реальны удивление, гнев, смех или слезы, которые возникают под воздействием этих рассказов? Если бы мифы были полностью оторваны от жизни и являлись исключительно плодом фантазии, они не смогли бы вызывать эмоции.

Источник

Новое в блогах

КАК СОЗДАЮТСЯ МИФЫ

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1 «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3 «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложными.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык.

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История — это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Источник

Для чего создали мифы

Мы ждали, мы готовились, мы мечтали. И вот она — третья книга про мифы! В этот раз будем говорить о легендарных греческих и римских историях. О титанах, сиренах и эриниях, о Зевсе, Афродите и Немезиде, о Троянской войне, Гомере и Еврипиде. Вы увидите, как появился мир — от Хаоса до Космоса, заглянете на Олимп и отправитесь в странствия вместе с Гераклом и Одиссеем.

Книгу написал доктор Филипп Матышак — британский ученый и обладатель докторской степени Оксфорда по истории Рима. Книга вышла невероятно увлекательной и остроумной. Матышак пересказывает и хлестко комментирует мифы, а заодно объясняет, как сюжеты античной мифологии повлияли на искусство и культуру — от живописи Ренессанса до современной оперы, литературы и кино.

Но главное — не прогневать богов. Почему? Сейчас все расскажем.

О природе богов

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы
Греческие и римские мифы
С точки зрения греков и римлян, не верить в богов было все равно что не верить в гравитацию, падая с крыши, — странная позиция, оторванная от реальности. Например, если посадить семя в землю, то оно прорастет. Мы называем это проявлением генетической программы. Греки же считали, что это проявление Деметры. Растение будет расти вне зависимости от того, верим мы в то или в другое.

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы
Существование богов не зависело от того, верите вы в них или нет. Источник

При этом греческие и римские мифы нужно считать не собранием суеверий, а настоящей системой верований, изучать которую жуть как увлекательно.

Нас, людей, обычно интересует именно человеческая сторона античных богов, ведь именно ее древние люди винили в большей части случайного зла, которое является печальной, но неотъемлемой частью жизни.

Вселенная создана Любовью

Не было моря, земли и над всем распростертого неба,
Лик был природы един на всей широте мирозданья —
Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,
Бременем косным он был — и только, — где собраны были
Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе…
— Овидий, Метаморфозы, книга I, стр. 5–10

Сначала все было Хаосом. Время, вселенная, земля, небеса и воды — все существовало вперемешку. Хаос был безграничен и темен — зияющий провал, куда вечно падали спутанные элементы, из которых потом возникнет мир.

Именно здесь, в неведомом пространстве, до того как возникло время, начали приобретать форму определенные силы, ставшие первыми организованными сущностями во вселенной.

Это большая четверка: Эрос (Любовь), Гея (Земля), Тартар (противоположность Геи) и Никта (Ночь). Каждое создание из тысяч и тысяч богов произошло именно от них.

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы
Версия Гесиода о сотворении мира (именуемая «Теогонией») — не единственная, но самая широко признанная

Первым возник из Хаоса протобог Эрос (Любовь). Изначальный Эрос был могущественной силой, вероятно даже величайшей из всех, ибо без Эроса другие существа, возникшие из Хаоса, остались бы неизменными, вечными, но бесплодными. Эрос воплощал не только любовь, но и сам принцип размножения.

Троя существовала

Читать о Троянской войне безумно интересно. Там есть икона красоты — Елена, отвага, жестокость, множество героев и злодеев и к тому же — знаменитый деревянный конь. Веками Троя считалась легендарным городом, даже менее реальным, чем Камелот короля Артура.

В XIX веке Генрих Шлиман выяснил, что город действительно существовал и его развалины скрываются в северо-западной части Турции, известной как Гиссарлык.

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы
Елена Троянская, прекраснейшая из смертных, была дочерью Зевса и Немезиды. Источник

Раскопки показали, что Гиссарлык — это на самом деле множество городов, каждый из которых строился на руинах предшественника. Так какой же по счету была Троя Париса и Гектора?

Археологи теперь считают, что самый вероятный кандидат — город со скучным названием Троя VII-A, где удалось обнаружить следы крупных разрушений и огромного пожара.

Как возник Млечный Путь

Гера, богиня старейшая, отрасль великого Крона…
— Гомер, Илиада, песнь V, стр. 171

Гера была царицей богов и верной женой Зевса. А вот её супруг особой верностью не отличался: у Зевса было много интрижек и много детей. Один из них — Геракл (у римлян Геркулес), которого Гера свирепо преследовала, несмотря на то, что его назвали, возможно в попытке умилостивить богиню, «прославленным Герой».

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы
Картина Рубенса «Происхождение Млечного Пути». Источник

Согласно одному мифу, Зевс обманул жену, заставив ее покормить грудью крошку Геракла, чтобы он стал подобен богам. Когда Гера узнала об обмане, она в ярости оторвала ребенка от груди, оставив на небе брызги молока, которые с тех пор называются Млечный Путь. Это происшествие впоследствии изобразил Рубенс на картине «Происхождение Млечного Пути».

Аид (Гадес), планета и собака Плуто

…Вдруг раскололась широко
Почва Нисийской равнины, и прянул на конях бессмертных
Гостеприимец-владыка,
сын Кроноса многоименный.
— Гомеровский гимн к Деметре, V

Аид (у римлян Гадес) был беспристрастен, редко поступал несправедливо и, безусловно, не считался злым. Царство Аида не было ни адом, ни Тартаром. Оно было чем-то таким, что Аид создал для себя, и Тартар в нем — глубочайшая яма, предназначенная для титанов и людей, которые чем-то особо отличились.

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы
Гадес, сумрачный повелитель подземного мира. Иллюстрация из книги

Аид был мрачной фигурой, к нему мало кто хотел обращаться (а кто обращался, тот вне зависимости от причины призывал его, стуча ладонями по земле). Поскольку под его покровительством оказывалось множество душ, бога именовали Плутосом, «богатым»: так его и переняли чрезвычайно суеверные римляне.

Зачем читать мифы сейчас

Мифы обладают такой силой и так глубоко укоренились в нашем сознании, что никогда не исчезают из виду. Они вдохновляли и вдохновляют художников, скульпторов, композиторов и писателей. В книге рассказано о жизни каждого мифа после Античности и описано множество аллюзий, всплывающих в нашей жизни.

Например, сила титанов дала имя очень прочному металлу титану и кораблю «Титанику». Богиня земли Гея подарила нам географию и геофизические науки и имя Георгий — в честь земледельцев, которые обрабатывали землю («гэ-оргос»). А психологи, получившие название профессии от имени мифической царевны Психеи, обращаются к архетипам из мифов, когда говорят про эдипов и нарциссов комплексы.

Для чего создали мифы. Смотреть фото Для чего создали мифы. Смотреть картинку Для чего создали мифы. Картинка про Для чего создали мифы. Фото Для чего создали мифы

У мифов много целей: они показывают, как понимали мир древние люди, и позволяют пережить нам немало приключений. Но главная суть — в том, чтобы привнести человеческие ценности в капризную вселенную. И сегодня, когда мы порой сталкиваемся с несправедливостью, классические мифы не теряют своей актуальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *