Для чего создан школьный дендропарк
Школьный дендрарий как средство воспитания любви к природе родного края
Надо знать жизнь природы, чтобы уметь переделывать ее по-своему, распоряжаться жизнью растений и животных.
1. Немного об истории школьного дендропарка.
Наша школа общеобразовательная. Главное для нее – разностороннее развитие детей. Была введена система эколого-географического воспитания.
Сейчас профиль образования меняется, но значение дендрария более возрастает.
Первая посадка относится к весне 1963 года. Сосны, секвойи, пихты были посажены тогда. И красавец кедр гималайский, которого ожидала необычная судьба. Он был посажен между двумя корпусами школы. Позже здесь была построена столовая, но дерево строители не тронули, оно так и растет внутри помещения, вырываясь могучим стволом наружу. Дети любят это дерево, посещая столовую, поливают его, по нашему школьному поверью этот кедр приносит счастье. Со временем парк стал наполняться
большим количеством разнообразных растений, лесопарк перерос в дендропарк. Сейчас площадь дендрария занимает около 1,5 га.
В 1983 году ареал нашего школьного дендропарка вошел в состав Сочинского национального парка. Как распределяются растения на этой, прямо скажем, немалой площади?
2. Видовое разнообразие растений.
В нашем дендропарке высажено более 120 видов растений, привезенных из самых разных мест. “Ботаническое чудо”, по выражению одного из учеников, страстного природолюба никогда не теряет своего изумрудного наряда, ибо здесь собраны многочисленные вечнозеленые кустарники и деревья. Парк круглый год сохраняет зеленое убранство, в любое время года в нем цветут растения. Хвойных пород в дендрарии более 20 видов. В основном, это “прищельцы” из Северной Америки, нашедшие здесь свою вторую родину: туя, секвойя вечнозеленая, а также кипарисы из Средиземноморья. Есть и очень редкие виды: пихта кавказская, сосна пицундская, тисс ягодный, гинкго двулопастный и др. Расположение растений мотивируется не только эстетическими критериями. Мы заботимся о познавательной целесообразности посадок, удобстве проведения экскурсий.
Для показа особо интересных растений многие из них, особенно кустарники, посажены либо поодиночке, либо целыми коллекциями. Например, глициния китайская, спирея Вангутта, форзиция свисающая, багряник (иудино дерево), дейция шершавая. Благодаря своим разнообразным, красивым по форме и по окраске цветам, пьянящему запаху, они стоят в первом ряду декоративных кустарников. В период массового цветения воздух напоен устойчивым ароматом этих цветов.
Все это является богатейшим материалом и базой для проведения обучения учащихся биологии, экологии, декоративному цветоводству. Учащиеся получают знания по систематике растений, знакомятся с разнообразием декоративных растений и уходу за ними.
Базой для осуществления практической направленности обучения биологии, экологии, кубановедения в нашей школе является:
Эти растения создают изумрудный фон парка, его круглогодичный наряд, придают этому уголку природы величественную, строгую красоту, прилегающей к школе территории.
Особое значение в цветочной палитре дендропарка имеют растения листопадные. Цветочный календарь парка особенный. Он непрерывен и как бы олицетворяет этим сад вечной весны. Самые пышные праздники устраивает природа в марте, апреле, мае.
Работает клуб “Цикламен”. Девиз клуба:
Если горы в цветах,
А вокруг чистота,
Значит мы утверждаем –
Царит красота!
3. Экскурсию ведут юннаты.
Немало интересной и важной информации дают экскурсии по шести взаимодополняющим маршрутам. Нами разработано шесть маршрутов по дендропарку. Они выделены по ботаническому – хвойные, лиственные породы, кустарники – и географическому принципу – природа Черноморья, природа Кубани, экзотические и редкие растения. Долго и тщательно из числа учащихся отбиралась группа экскурсоводов. Это ребята, умеющие красиво и грамотно рассказывать, а главное – неравнодушные к природе, способные с большой любовью и чувством представить экспонаты парка – дендрария. Ребята не только вникают в теоретические премудрости, но и обретают практические умения, навыки, работая в цветниках, парниках, питомнике, на опытных делянках.
Экскурсии дают возможность показать учащимся не только разнообразие растений, но и раскрыть взаимосвязи растительных организмов в природе. Способствуют углублению знаний, повышению интереса к природе, к предмету экологии и биологии. У учащихся развивается мышление, наблюдательность, они
Воспринимают материал об историческом развитии органического мира, о значении отдельных объектов для природы в целом и для человека в особенности. Ученики серьезнее начинают относиться к вопросам охраны окружающей среды и необходимости разумного использования природных ресурсов.
Проведение экскурсий в различные времена года дает богатый материал для формирования у учащихся правильных представлений о сезонном развитии природы и способствуют воспитанию эстетического отношения и любви к природе.
Экскурсии проводятся для учеников младших классов, гостей школы, которые посещают нашу школу, участниками семинаров, отдыхающими пансионата “Магадан”, детьми санатория “Горный воздух”, гостями из Великобритании.
Для облегчения экскурсионной работы юными экскурсоводами составляются подробные каталоги растений школьного дендропарка, каталоги редких видов флоры и фауны. Сделаны подробные описания экскурсионных маршрутов.
4. Конкурсы, конкурсы…
Вот он, школьный дендрарий, виднеется из окон. Щедро украшена зеленью школа, особенно в дни, когда проводятся выставки цветов и конкурсы “Природа и фантазия”, “Зеркало природы” и др. Конкурсы, на которые ребята представляют поделки из природных материалов, выставки цветов, соревнование юных биологов на лучший гербарий – всё это развивает наблюдательность, формирует вкус.
А вот и книга отзывов, в которой много записей.
“…экскурсию по дендрарию посетили слушатели семинара завучей г. Сочи. Экскурсия оставила очень приятное впечатление. Дети, проводившие экскурсию, хорошо знают растения, дают справку о данных растениях, об их хозяйственном использовании. Много интересного мы узнали о биологических особенностях некоторых растений, которые у нас на побережье обрели вторую Родину. А юным экскурсоводам пожелаем “Так держать!”. Подписи.
Дендрарий используется как “живая аудитория”, как объект прогулок и экскурсий. Есть и другие формы работы. Они многообразны. Возьмем, к примеру, общественно полезный труд. Многие дети именно на клумбах, цветниках, на делянках познают приемы обращения с сельхозинвентарем, правильную технологию посадки, прополки, поливки растений, защиты их от болезней и вредителей.
Знания, полученные на уроках, занятиях в кружках, встречи с природой, дали возможность многим учащимся избрать профессии, связанные с биологией, экологией. Ведется учет данных о поступлении учащихся в вузы, училища, экологические колледжи с 1978 года. Но и для других ребят общение с природой трудно переоценить.
5. Награды…
Школьный парк уже неоднократно отмечался грамотами, дипломами, кубком. Об этом не раз писали в прессе. Самая запоминающая награда – это, конечно 1985 год. Тогда группа учащихся была приглашена на ВДНХ СССР. Итог нашего участия в выставке – 17 медалей и Диплом третьей степени.
Но не награды и почести для нас главное. Мы мечтаем о сотрудничестве с теми школами, где также проводится биолого-экологическая работа на пришкольной территории. С радостью примем у себя гостей, все покажем и расскажем. Мы приглашаем всех к сотрудничеству и обмену опытом.
6. Цифры и факты
Знания, полученные на уроках, занятиях в кружках, встречи с природой, дали возможность многим учащимся избрать профессии, связанные с биологией.
Некоторые данные поступления учащихся по годам:
Победители районных олимпиад по экологии, биологии, кубановедению ежегодно)
Вся внеурочная деятельность школьников повышает интерес у учащихся к биологическим наукам, помогает в выборе специальности, углубляет знания по предмету, овладению навыками практической работы с микроскопом, изготовление микропрепаратов для использования их на уроках биологии, обучает учащихся выступать с сообщениями и небольшими докладами, принимать активное участие в конференции школьников “Первые шаги в науку”.
Внеклассная работа помогает вносить красоту в жизнь, в наш быт, хранить и поддерживать все то прекрасное, что есть в нашей школе, что создано трудом, воспитывает чувство бережливости к насаждениям.
Планета, на которой мы живем, удивительно красива. Любить и понимать природу – долг каждого человека.
7. Планы на будущее
Что же касается освоения пришкольной территории, то здесь проблем еще хватает. У нас три земельных разных уровнях, еще не совсем спланированных и не занятых посадками.
Поколения школьников меняются, но и, неизменна любовь человека к родной природе, которая в условиях нашей школы нашла столь яркое воплощение.
Экологический проект «Наш школьный дендропарк»
Экологический проект «Наш школьный дендропарк»
Просмотр содержимого документа
«Экологический проект «Наш школьный дендропарк»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 12
«Наш школьный дендропарк»
Учитель истории и обществознания
Шумилова Екатерина Владимировна
I. Теоретический этап
1. Роль древесных растений в нашей местности и на пришкольном дворе
2. Характеристика вклада разных типов насаждений в снижение уровня загрязнения.
3. Флора школьного дендропарка
4. Экологический состав флоры школьного дендропарка
5. Нормы озеленения
II. Мониторинг древесных насаждений
III.Результат инвентаризации зелёных насаждений в школьном дендропарке
IV. Предложения по улучшению существующих насаждений.
V. Список литературы
1. Роль древесных растений в нашей местности и на пришкольном дворе
В современное время, в связи с расширением городской среды, строительством автомобильных дорог, развитием промышленности, все более актуальной становиться проблемы охраны окружающей среды.
Историческая справка: еще в 1960-х гг. борчане подхватили почин жителей Омска, решивших превратить свой город в цветущий сад. На улицах Бора были высажены сотни яблонь и вишен. В эти же годы были заложены во многих местах города березовые рощи. Сейчас одна из них радует всех проезжающих по нижегородской трассе в районе нашего п. Дружба. Озеленением в те годы занимались пионеры, комсомольцы, научно-технические общества, вся страна.
Какую же роль играют древесные растения в жизни нашего поселка и пришкольного сада?
1. Насаждения защищают территорию от пыли, вредных для человека газообразных соединений. ( Значительная часть пыли оседает на листьях, ветках, стволах. Во время дождя эта пыль смывается на землю. Даже зимой деревья снижают запыленность воздуха примерно на 37% по сравнению с открытым пространством. )
2. Древесные насаждения увеличивают турбулентность воздуха, усиливают смещение воздушных масс и течений, что приводит к более быстрому рассеиванию загрязнителей, а также влияют на ветровой режим, снижая скорость ветра.
3. Благотворно влияние насаждений на микроклимат: в летние дни в насаждениях температура на 4-6 градусов ниже – повышенная относительная влажность воздуха, связанная с испаряющей способностью растительного мира. Суммарная солнечная радиация под кронами деревьев почти в 9 раз меньше, чем на открытом пространстве. Биологически активные вещества, которые выделяют растения, в значительной степени оздоравливают среду обитания человека. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.
4. Красивый, ухоженный пришкольный участок с древесными растениями воспитывает в школьниках чувство прекрасного, любовь к родному краю, городу, школе. Школьный участок – место, где учащиеся проводят много времени на переменах, после уроков, отдыхая летом в пришкольном лагере. Древесные растения создают экологически благоприятную «зеленую» зону.
2. Характеристика вклада разных типов насаждений в снижение уровня загрязнения.
Типы зеленых насаждений подразделяются на:
1. Зеленые деревья и кустарники очищают воздух, помогая людям дышать свободнее. Например, концентрация окислов азота, выбрасываемых промышленными предприятиями, снижается на расстоянии 1 км от места выбросов до 0,7 мг/м3, а при наличии зеленых насаждений до 0,13 мг/м3. Вредные газы поглощаются растениями, а твердые частицы аэрозолей оседают на листьях, стволах и ветках растений. Дерево с большей лиственной массой выделяет больше кислорода. Влияние зеленых насаждений на снижение концентрации газов в воздухе зависит и от плотности их посадки. Наблюдения показали, что среди плотных непродуваемых насаждений деревьев и кустарников, расположенных вблизи источников выбросов в атмосферу пыли и газов, создается застои воздуха, в результате чего возникают очаги повышенной концентрации загрязнений атмосферы. Поэтому вблизи источников выбросов следует создавать хорошо продуваемые насаждения в групповых ажурных посадках.
2. Зеленые насаждения, расположенные на пути потока загрязненного воздуха, разбивают первоначальный концентрированный поток на различные направления. Таким образом, вредные выбросы разбавляются чистым воздухом, и их концентрация в воздухе уменьшается. К слабоповреждаемым породам относятся вяз (шершавый и гладкий), ель колючая, ива древовидная, клен ясенелистый, осина, тополь (берлинский, бальзамический, канадский и черный), яблоня сибирская, акация желтая, боярышник сибирский, вишня дикая, калина обыкновенная, смородина черная, сирень обыкновенная; к среднеповреждаемым— береза бородавчатая, лиственница сибирская, рябина обыкновенная, ива корзиночная, клен татарский и т. д.
3. Особенностью зеленых насаждений ( газонов и цветников) является также то, что они в результате фотосинтеза поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. В среднем 1 га зеленых насаждений поглощает в 1 ч 8 л углекислоты (т. е. столько, сколько углекислоты выделяют за это время 200 человек). Разные породы древесно-кустарниковых растений обладают неодинаковой интенсивностью фотосинтеза и поэтому выделяют различное количество кислорода.
4. Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества — фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие. Например, фитонциды дубовой листвы уничтожают возбудителя дизентерии. К числу ярко выраженных фитонцидных деревьев и кустарников относятся береза, дуб, тополь, черемуха. Известно более 500 видов деревьев, имеющих фитонцидные, свойства. Особенно много фитонцидов образуют хвойные породы. Благодаря способности растений выделять фитонциды воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц.
5. Если принять относительную влажность на улице, равной 100%, то в жилом квартале с озеленением влажность будет составлять 116%, на бульваре —205%, в парке — 204%. Повышение влажности на 15% воспринимается организмом как понижение температуры на 3,5°С. Известно, что для испарения 1 л воды нужно 600 Мкал тепла. Следовательно, 1 га дубов поглощает 15600 ккал/сут. Этот процесс способствует уменьшению температуры в нижних слоях кроны на 3—5°С (по сравнению с температурой окружающего воздуха).Установлено, что влажность воздуха может повышаться на 30% в зоне, отстоящей от зеленого массива на расстоянии 500 м. Даже неширокие древесно-кустарниковые полосы (10,5 м) уже на расстоянии 600 м увеличивают влажность воздуха на 8% по сравнению с открытой площадью.
3. Флора школьного дендропарка
Рудеральные растения- крапива, лопух.
Интродуктивные (иноземные) виды (экзоты )- кактусы садовые, папоротник декоративный, лилии
Экологический состав флоры школьного дендропарка :
ксерофиты, галофиты, нитрофильные виды.
Ксерофиты- ива, облепиха.
Нитрофильные виды- малина, подсолнечник, иван-чай
1. При проектировании озеленения следует учитывать нормы: минимальные расстояния посадок деревьев и кустарников до инженерных сетей, зданий и сооружений, размеры комов, ям и траншей для посадки насаждений. Рекомендуется соблюдать максимальное количество насаждений на различных территориях населенного, ориентировочный процент озеленяемых территорий на участках различного функционального назначения, параметры и требования для сортировки посадочного материала.
2. Проектирование озеленения и формирование системы зеленых насаждений на территории Поселения следует вести с учетом факторов потери (в той или иной степени) способности экосистем к саморегуляции.
3. При озеленении территории общественных пространств и объектов рекреации, в том числе с использованием крышного и вертикального озеленения, следует предусматривать устройство газонов, автоматических систем полива и орошения, цветочное оформление.
4. Обязательное цветочное оформление следует вводить только при условии комплексной оценки территории конкретного объекта с учетом его местоположения, рекреационной нагрузки, наличия иных близлежащих объектов озеленения и цветочного оформления.
II. Мониторинг древесных насаждений
Школьный сад ( Весна 2014 г.)
Антропогенный ландшафт – школьный дендрарий
IV районная научно – краеведческая конференция учителей и учащихся Яльчикского района, посвященной Году культуры»
Направление: природное наследие
АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ – ШКОЛЬНЫЙ ДЕНДРАРИЙ
Кузьмина Екатерина, МБОУ «Яльчикская СОШ», 11 класс
, учитель географии МБОУ «Яльчикская СОШ»
1) Обоснование необходимости и актуальности проекта.
Что такое дендрарий? Значение слова Дендрарий по Ожегову: Дендрарий – это ботанический сад (или его часть), в котором с научно-опытными целями выращиваются различные деревья и кустарники. Дендрарии имеют научное, учебное, культурно-просветительское или опытно-производственное назначение.
2) Краткая аннотация проекта.
Над проектом работают учащиеся 7 – 11 классов и работники школы. Проект необходим для создания дендрария, благоустройства микрорайона школы и создания условий для проведения учебных, культурно-просветительских и опытно-производственных исследований, для психологической разгрузки учащихся, учителей и жителей микрорайона.
— создание дендрария и благоустройство микрорайона школы.
— провести социологический опрос среди учащихся;
— проанализировать собранные материалы и сделать выводы;
— вовлечь школьников и родителей в активную работу по созданию дендрария и благоустройству территории в микрорайоне МБОУ «Яльчикская СОШ»;
— подготовить мультимедийную презентацию по проекту;
— знакомить учащихся с разнообразием древесно-кустарниковых пород;
— вооружить учащихся элементарными знаниями и навыками в области садоводства, лесничества;
— формировать навыки наблюдения и ухода за растениями;
— воспитать у учащихся любовь и чувство ответственности за сохранение природы родного края;
Инициаторами реализации проекта выступают учащиеся и работники школы при поддержке администрации сельского поселения села Яльчики.
В ходе реализации проекта проводится ряд мероприятий:
— ознакомление учащихся с проектом закладки дендрария в микрорайоне школы;
— проведение социологического опроса по данной проблеме, подведение итогов;
— поиск партнеров (спонсоров), заключение договоров о сотрудничестве;
— огораживание территории забором;
— приобретение и нахождение саженцев и посадка их на запланированные участки.
Работа над проектом началась в апреле 2008 года. Окончание работы планируется в октябре 2015 года.
В результате работы над проектом будет создан школьный дендрарий, благоустроена земельная территория и созданы условия для проведения учебных, культурно-просветительских и опытно-производственных исследований, для психологической разгрузки учащихся, работников школы и жителей микрорайона.
5) Этап (уровень) реализации проекта.
На момент создания дендрария реализованы следующие этапы:
— главой сельского поселения Сайкиным Владиславом Владимировичем;
— главным экологом района – Тремасовым Петром Ивановичем.
Разработано содержание создания школьного дендрария.
2) Информационный. Учащиеся и работники школы ознакомлены с проектом закладки школьного дендрария. Учителями естествоведческого цикла проведен социологический опрос учащихся школы по проблеме создания дендрария и подведены итоги.
3) Деятельный. Продолжается поиск партнеров (спонсоров) проекта и заключаются договоры о сотрудничестве. Рабочая группа ознакомила с проектом главу сельского поселения села Яльчики Сайкина и работники школы внесли посильный вклад по снабжению саженцами. Учителя естествоведческого цикла проконсультировались с биологом Белоозерской ООШ, где дендрарий был создан еще в 1992 году.
6) Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Рабочая группа «журналисты» освещает всю проделанную работу на сайте школы. На запланированной территории учениками неоднократно проведены трудовые десанты по очистке местности от мусора и сорняков.
7) Рабочий план реализации проекта.
Ответственные за выполнение
Создание структуры исполнителей проекта
Руководители проекта учитель биологии и учитель географии
Взаимодействие с компетентными специалистами органов исполнительной власти.
Рабочая группа «Дипломаты»
Разработка содержания создания школьного дендрария.
Руководители проекта совместно с администрацией школы
Освещает всю проделанную работу на сайте школы
Рабочая группа «журналисты»
Ознакомление учащихся школы с проектом закладки дендрария.
Рабочая группа «Социологи»
Проведение социологического опроса по данной проблеме, подведение итогов.
Рабочая группа «Социологи»
Поиск партнеров (спонсоров), заключение договоров о сотрудничестве.
Рабочая группа «Дипломаты»
Консультации с ведущими специалистами по посадке разных видов саженцев.
Рабочая группа «Дипломаты»
Проведение операции по сбору саженцев и посадка их на отведенных участках
Классные руководители и учащиеся
Огораживание территории забором и подготовка земли
Мужской контингент школы
Уход за саженцами, прополка и поливка.
Создание питомника для
обеспечит село посадочным материалом через несколько лет.
Создание питомника, который обеспечит школу посадочным материалом через несколько лет.
Учащиеся и учитель биологии
Анализ достигнутых результатов
Руководители и авторы проекта.
Презентация творческой работы по созданию школьного дендрария
Руководители проекта и администрация
8) Конкретные ожидаемые результаты.
— Создание школьного дендрария; условий для проведения учебных, культурно-просветительских и опытно-производственных исследований; для психологической разгрузки учащихся, работников школы и жителей микрорайона; для подъема физической и духовной культуры; повышение роли учащихся в общественной жизни;
— развитие навыков коллективной деятельности учащейся молодежи;
— привитие умения разработки планов социального проектирования учащимся МБОУ «Яльчикская СОШ»;
9) Механизм оценки результатов.
10) Перспективы дальнейшего развития проекта.
11) Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
Закладка школьного дендрария может выступать эффективной предпосылкой рационального использования земельных ресурсов и создания аналогичных дендрарий в других школах района. Создание дендрария не оставит равнодушными учеников, их родителей и работников школы. Дальнейшее процветание дендрария будет осуществляться последующими поколениями учащихся МБОУ «Яльчикская СОШ». Каждый год наш дендрарий будет пополняться редкими видами деревьев и кустарников.
Данные социологического опроса и вопросы анкетирования
Были опрошены учащиеся 7-11 классов. Всего: 320 учащихся
Как вы относитесь к закладке дендрария в микрорайоне школы?
А) положительно –100%, 320 учащихся
Хотели бы вы участвовать в создании дендрария?
Какой вклад в это дело вы можете внести?
Какие насаждения, по вашему мнению, желательно иметь в дендрарии? (назвать конкретно)
Хотелось бы видеть в дендрарии следующие насаждения: березы, липы, голубые ели, лиственницы, грецкий орех, туи, сосны, яблони, вишни, сливы, груши, кустарники различные. Приложение 2
Название проекта: антропогенный ландшафт — школьный дендрарий
Срок выполнения проекта: начало – апрель 2008 года
окончание – октябрь 2015 года
(были предоставлены спонсорами бесплатно)