Для чего создана государственная структура роскомнадзор
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2018 N 1138)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2018 N 1138)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Для чего создана государственная структура роскомнадзор
Чем занимается Роскомнадзор и как защищает наши персональные данные
С сотрудниками Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан сталкиваются все, кому необходимо получить свидетельство о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, приеме в эксплуатацию сооружений связи, регистрации СМИ или разрешение на использование франкировальных машин.
Наш корреспондент беседует с руководителем этого ведомства Айратом Зариповым.
— Айрат Ринатович, известно, что у вашего ведомства богатая история…
— Да, надзор за связью имеет давнюю историю. Еще в 1942 году приказом начальника Управления Наркома связи Татарской АССР для учета и регистрации всех радиоприемников, установленных на территории республики, выдачи разрешений на радиоприемные устройства была создана инспекция радиоузлов. В 1992 году приказом Минсвязи Российской Федерации была создана Госинспекция электросвязи по Республике Татарстан, которую в 1993 году реорганизовали в службу государственного надзора за связью в Республике Татарстан.
В 2004 году была образована Федеральная служба надзора в сфере связи (Россвязьнадзор), которая в 2007 году преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура). Затем в 2008 году Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – Роскомнадзор.
— А ваше сегодняшнее название…
— Мы получили в июне 2009 года. Тогда было образовано Управление Роскомнадзора по Татарстану, в структуру которого также входит территориальный отдел в Набережных Челнах.
С каждым годом услуги связи становятся более многообразными и совершенными, ускоренными темпами идет развитие радиотелефонной связи, увеличивается количество телерадиокомпаний, всё большее влияние на жизнь общества оказывает Интернет.
— Ваши главные задачи?
— Осуществлять госконтроль и надзор за соблюдением лицензионных условий и обязательных требований законодательства Российской Федерации в сферах связи, СМИ, массовых коммуникаций, теле- и радиовещания, а также в сфере информационных технологий.
Контроль и надзор. Управление осуществляет контроль и надзор в отношении 2259 юридических лиц, которым принадлежат 4641 лицензия на оказание услуг связи, 28197 радиоэлектронных устройств (РЭС), 131 высокочастотное устройство (ВЧУ), 184 франкировальных машины.
— Какими законами вы руководствуетесь?
— Задача повышения эффективности государственной контрольной, надзорной и разрешительной деятельности в сфере массовых коммуникаций и массовой информации соответствует требованиям статьи 29 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также гарантирующей свободу массовой информации.
СМИ. На 1 сентября 2012 года Управлением зарегистрировано 1095 средств массовой информации, 740 из которых действуют на территории республики, и 355 СМИ, распространяющихся на всей территории Российской Федерации, редакции которых расположены на территории Республики Татарстан. С начала года зарегистрировано 85 средств массовой информации, исключено из реестра 80 СМИ, в том числе 32 по решению суда, 48 – по заявлениям учредителей.
— Как вы контролируете такое огромное количество участников рынка?
— Отвечающее современным требованиям развитие отрасли связи и информационных технологий требует обеспечения равных условий доступа для всех участников рынка, защиты интересов потребителей услуг связи, а также оперативного и последовательного контроля соблюдения законодательства. В рамках этой задачи Управление осуществляет государственный контроль и надзор в сфере связи и информационных технологий, который обеспечивает целостность, безопасность и устойчивость функционирования сетей электросвязи общего пользования, сетей почтовой связи, а также рациональное использование радиочастотного ресурса.
— Как проводятся проверки?
— По мере возможности используются дистанционные методы проведения проверки, что позволяет существенно сократить административную нагрузку на проверяемые объекты. Одной из важнейших задач надзора в сфере связи является проведение измерений технических параметров средств связи с применением технических средств на соответствие обязательным требованиям и нормам в области связи. Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан работает в тесном взаимодействии с Казанским филиалом ФГУП «Радиочастотный Центр Приволжского Федерального округа» для осуществления контроля и надзора за соблюдением порядка, требований и условий использования радиоэлектронных средств (РЭС) пользователями радиочастотным спектром.
Во взаимодействии с радиочастотной службой создается система контроля излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения. Прежде чем подобное устройство получит разрешение на эксплуатацию, его владельцы должны доказать инспекторам Управления, что все технические параметры соответствуют предъявляемым жестким требованиям.
Количество базовых станций 2G и 3G. Всего за 2012 год Управление выдало операторам сотовой связи разрешение на ввод в эксплуатацию 1050 радиоэлектронных средств. Это 294 базовые станции стандарта IMT-2000/UMTS (3G), 220 базовых станций стандарта GSM (2G), 536 радиорелейных станций. Готовятся к сдаче в эксплуатацию еще 126 радиоэлектронных средств (65 базовых станций стандарта IMT-2000/UMTS (3G), 44 базовые станции стандарта GSM (2G), 17 радиорелейных станций).
С 1 сентября на территории Республики Татарстан действуют 3 оператора связи четвертого поколения (4G) стандарта LТЕ.
Ответственность за нарушение Закона о защите детей предусмотрена пунктом 2 Статьи 13.21 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации: Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного нарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного нарушения;на юридических лиц – от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного нарушения.
— Возросла ли на вас нагрузка в связи с Универсиадой-2013?
— В сотрудничестве с радиочастотной службой и операторами сотовой связи Управление принимало участие в разработке нормативной документации по использованию информационно-коммуникационных технологий при проведении Универсиады 2013 года в г. Казани, а также принимало участие в работе приемочных комиссий на спортивных объектах Универсиады-2013.
Приоритетными для Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан являются мероприятия по выявлению в Казани и прилегающих к ней районах неразрешенных для использования радиоэлектронных средств, которые могут быть источниками радиопомех при проведении мероприятий Универсиады. Управлением при участии радиочастотной службы и активном содействии мэрии г.Казани с начала 2012 года выявлена и пресечена работа 159 РЭС, незаконно действующих в г. Казани и близлежащих районах, составлено 273 протокола об административных правонарушениях.
— Правда ли, что ваше ведомство – гарант защиты персональных данных?
— Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. То есть той информации, которая относится к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. В том числе это фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ИНН, паспортные данные, данные военного билета, страхового свидетельства, медполиса).
— А как они могут быть использованы?
На сегодняшний день Управлением Роскомнадзора по Республике Татарстан в реестр операторов персональных данных внесено 11 тысяч 833 оператора, действующих на территории республики. Это первое место среди территориальных управлений Роскомнадзора по Российской Федерации. Всего в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Российской Федерации, включено 253 368 операторов.
— Какая ответственность у оператора, зарегистрированного в реестре?
— Он обязан соблюдать требования по защите персональных данных граждан. Для передачи этих данных третьим лицам оператор должен получить письменное согласие от гражданина на обработку его персональных данных в рамках трудового договора, контракта или договора на оказание услуг и убедиться в том, что третье лицо также включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Не стоит передавать данные документов, содержащие персональные данные, с помощью сотового, домашнего или рабочего телефонов, в виде SMS, MMS, по факсу или в виде звукового сообщения.
Перед тем, как подписать договоры, расписки и т.п., внимательно читайте документы, которые вы лично подписываете.
Помните, что персональные данные, размещенные вами добровольно в сети Интернет, могут быть легко растиражированы третьими лицами.
Если вы обнаружили нарушения, допущенные оператором при обработке персональных данных, требуйте их устранения, а при необходимости пишите жалобу в Роскомнадзор.
— Много ли нарушений подобного рода?
— В рамках контрольной и надзорной деятельности в области персональных данных Управлением проведено 20 плановых и внеплановых выездных проверок, выявлено 42 нарушения, выдано 18 предписаний. На 68 операторов персональных данных, не представивших и несвоевременно представивших информацию или мотивированный ответ по запросу Управления, по ст. 19.7 КоАП РФ составлено и направлено в судебные органы 68 протоколов, из них 9 находятся в стадии рассмотрения. Судами вынесено 59 постановлений о признании виновными и назначении административных наказаний в отношении 57 юридических и 2 должностных лиц: 38 операторов персональных данных подверглись штрафам на общую сумму 114 000 руб., вынесено предупреждение 21 оператору ОПД.
— Кто в числе нарушителей?
— Чаще других пренебрегают исполнением требований по защите информации персонального характера организации, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, управляющие компании, расчетные центры, банки и коллекторские организации, операторы сотовой связи, туристические агентства, редакции СМИ, учреждения здравоохранения.
— Куда поступают взысканные вами штрафы?
— С начала этого года по результатам рассмотрения Управлением административных протоколов по всем направлениям деятельности наложено административных штрафов на сумму 1 709 500 руб., в том числе в сфере связи – 1 698 000 руб., в сфере СМИ – 11 500 руб. Все взысканные средства поступают в республиканский бюджет.
Время публикации: 26.11.2012 17:18
Последнее изменение: 26.11.2012 17:26
Для чего создана государственная структура роскомнадзор
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(РОСКОМНАДЗОР)
Историческая справка
Роскомнадзор: история и современность
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1715 от 3 декабря 2008 г.
Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим разрешительно-лицензионную деятельность, контроль и надзор в сферах связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Роскомнадзор является Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
В составе Федеральной службы 10 управлений центрального аппарата по основным направлениям деятельности и 71 территориальный орган, в том числе 8 окружных.
В ведении Роскомнадзора находится также ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр».
ФГУП НТЦ «Информрегистр» ведет научные исследования и мониторинг состояния и развития различных сегментов современного российского информационного пространства. Центр участвует в исполнении установленных законодательством функций по государственному учету информационных ресурсов и систем.
До марта 2007 года полномочия по разрешительно-лицензионной работе, контролю и надзору в сфере связи и в области массовых коммуникаций были разделены между разными федеральными исполнительными органами власти Российской Федерации.
С начала 90-х годов прошлого века отрасль связи, как и все остальные сегменты российской экономики, перешла на рыночные рельсы: внедрялись новые технологии, расширялся спектр оказываемых услуг, росло количество операторов, в страну массово ввозилось новое оборудование связи. Побочным следствием активного развития отрасли стали недобросовестная конкуренция, незаконное использование радиоэлектронных средств (РЭС), создание помех системам связи государственного управления.
Сложившаяся в отрасли ситуация потребовала внедрения новых организационных форм и методов регулирования. 15 ноября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ №1156 создается Служба государственного надзора за связью при Минсвязи России. В ее функции вошло осуществление контроля за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи по лицензиям, выданным в установленном порядке и в соответствии с установленными нормами качества, а также проведение частотных присвоений для работы РЭС и высокочастотных устройств.
Служба состояла из Главного управления государственного надзора за связью и региональных управлений и отделений.
Принятый в 1995 году Федеральный закон «О связи» закрепил за Службой функции организации и обеспечения государственного надзора и контроля.
Служба последовательно переходила в подчинение Государственному комитету РФ по связи и информатизации (1997-1999 годы), Государственному комитету РФ по телекоммуникациям (1999 год), Министерству РФ по связи и информатизации (1999-2001 годы).
Итогом работы с 1995 по 1999 годы стало сокращение в 5 раз количества операторов, работающих без лицензий, на 20% уменьшилось количество жалоб на работу операторов электросвязи, существенно уменьшилась доля несертифицированного оборудования связи.
В 2001 году проводится реорганизация Службы в соответствии с постановлением Правительства № 380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации». В результате создается Департамент по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации в составе Минсвязи России и 77 управлений в регионах, объединенных общим названием Госсвязьнадзор.
Департамент по надзору за связью и информатизацией как управляющая структура и Госсвязьнадзор как контрольный орган, в первую очередь, обеспечивали проведение мероприятий по контролю и надзору в сфере связи и информационных технологий с целью обеспечения соблюдения лицензионных условий и обязательных требований на телекоммуникационном рынке страны.
1 января 2004 года вступил в силу новый Федеральный закон «О связи», в основе которого лежит принцип создания равных условий доступа для всех граждан России к услугам связи. Вслед за ним последовал Указ Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому образовывалась Федеральная служба надзора в сфере связи (Россвязьнадзор).
Этим Указом впервые в отечественной истории функции государственного надзора в сфере связи были возложены на отдельный федеральный орган исполнительной власти.
26 апреля 2004 года вышло постановление Правительства № 223 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией», в результате чего управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах РФ были ликвидированы и созданы соответствующие территориальные органы Россвязьнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 318 были определены функции Россвязьнадзора. Они существенно расширялись. К задачам по организации и проведению государственного надзора за связью и информатизацией добавились задачи лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, задачи государственного регулирования цен на присоединение и пропуск трафика «существенными» операторами, задачи обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи.
Предшественником Роскомнадзора в сфере надзора за деятельностью средств массовой информации и массовых коммуникаций было Главное управление по охране государственных тайн в печати.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 566 от 25 февраля 1991 г. оно было реорганизовано в Государственную инспекцию по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати Российской Федерации. В 1994 году приказом уже Комитета РФ по печати создаются региональные управления. Основной задачей Управлений стало осуществление государственной политики в сфере массовой информации, в том числе: регистрация средств массовой информации, лицензирование полиграфической деятельности, защита свободы печати и массовой информации, контроль по соблюдению законодательства РФ в области массовой информации.
Осенью 1999 года было создано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации (МПТР России), в составе которого функционировали региональные управления. В августе 2000 года территориальные управления были преобразованы в окружные и межрегиональные территориальные управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Окружные и межрегиональные территориальные управления МПТР России осуществляли государственную политику в области средств массовой информации и массовых коммуникаций. Также в их ведении находились вопросы регистрации средств массовой информации, информационных агентств, лицензирование полиграфической деятельности. Неизменной оставалась и функция контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Полномочия по осуществлению разрешительно-лицензионной и контрольно-надзорной деятельности в сфере связи и в области массовых коммуникаций были объедены в рамках одного ведомства в марте 2007 года.
Указом Президента от 12.03.2007 №320 Федеральная служба по надзору в сфере связи и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Новая структура подчиняется напрямую Правительству РФ.
Дополнительно новой Федеральной службе были переданы функции по осуществлению радиочастотных присвоений и организации деятельности радиочастотной службы, а также нормативное правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере связи. В декабре 2007 года Служба приступила к исполнению полномочий в качестве Уполномочено органа по защите прав субъектов персональных данных.
Указом Президента № 724 от 12.05.2008 Указом Президента Россвязьохранкультура преобразовывается в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Россвязькомнадзор становится подведомственным Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 419, на Россвязькомнадзор были возложены функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Россвязькомнадзор являлся лицензирующим органом в области телевизионного вещания и радиовещания, в области оказания услуг связи, в области воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
Кроме того, Россвязькомнадзор осуществляет присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и организует торги на получение лицензий в области связи.
Для чего создана государственная структура роскомнадзор
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(РОСКОМНАДЗОР)
Положение о Роскомнадзоре
Положение о Федеральной Службе (DOCX, 32.27 Kb)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 марта 2009 г. N 228
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
2. Разрешить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций иметь 4 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 8 управлений по основным направлениям деятельности Службы.
5. Отнести к ведению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр», федеральное государственное бюджетное учреждение Научно-технический центр «Информрегистр».
6. Согласиться с предложением Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, строение 2.
7. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:
б) Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 419 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2709) признать утратившим силу;
в) пункт 56 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 814 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 46, ст. 5337), признать утратившим силу;
г) пункт 54 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 43 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 6, ст. 738), признать утратившим силу.
от 16 марта 2009 г. N 228
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
5. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия:
5.1.1. государственный контроль и надзор:
5.1.1.1. за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;
5.1.1.2. в сфере связи:
5.1.1.2.1. за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;
5.1.1.2.2. за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации;
5.1.1.2.3. за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;
5.1.1.2.4. за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;
5.1.1.2.5. за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля;
5.1.1.2.6. за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля;
5.1.1.2.7. за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения;
5.1.1.2.8. за обеспечением доступности для инвалидов объектов, предусмотренных абзацем первым части 1 статьи 15.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и предоставляемых услуг;
5.1.1.3. в сфере информационных технологий:
5.1.1.3.1. за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
5.1.1.5. за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы;
5.1(1). обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
5.1.2. присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам;
5.1.3. регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов;
5.1.4. лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований:
5.1.4.1. в области телевизионного вещания и радиовещания;
5.1.4.2. в области оказания услуг связи;
5.1.5. присвоение позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения и регистрацию присвоения позывных сигналов;
5.1.6. аккредитацию экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;
5.1.7(1). принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
5.1.9. централизованное управление сетью связи общего пользования в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования путем управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, собственникам или иным владельцам точек обмена трафиком, собственникам или иным владельцам линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, организаторам распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющим уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также иным лицам, если такие лица имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
5.1.10. координацию обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
5.1.11. предоставление на безвозмездной основе операторам связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования;
5.1.12. информирование операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», иных лиц, если такие лица имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», участвующих в централизованном управлении, в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования;
5.1.13. проведение мониторинга функционирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования в целях выявления угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования указанных сетей на территории Российской Федерации;
5.2.1. реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования;
5.2(1).1. порядок представления лицензиатом в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала;
5.2(1).2. порядок ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации;
5.2(1).3. порядок формирования и ведения лицензирующим органом реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;
5.2(1).4. порядок представления в лицензирующий орган оператором связи, осуществляющим трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов по договору с вещателем, сведений о таком вещателе;
5.2(1).6. форму разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания;
5.2(1).7. требования к экспертам и экспертным организациям и порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций;
5.2(1).8. порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
5.2(1).9. порядок подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
5.2(1).10. форму выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации;
5.2(1).11. порядок аннулирования разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации;
5.2(1).12. порядок учета информации, полученной в соответствии со статьей 56.2 Федерального закона «О связи»;
5.2(1).13. сроки, порядок, состав и формат представления операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в электронной форме информации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона «О связи»;
5.2(1).14. сроки, порядок, состав и формат представления операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами при использовании линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, в электронной форме информации о средствах связи, обеспечивающих взаимодействие с такими линиями связи, в том числе через иные линии связи;
5.2(1).15. сроки, порядок, состав и формат представления собственниками или иными владельцами линии связи, пересекающей государственную границу Российской Федерации, в электронной форме информации о цели использования линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи;
5.2(1).16. правила маршрутизации сообщений электросвязи в случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования;
5.2(1).17. порядок контроля за достоверностью и полнотой представляемой собственниками или иными владельцами линии связи, пересекающей государственную границу Российской Федерации, информации о цели использования линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи;
5.2(1).18. порядок контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности использования точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, для взаимодействия с имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами для передачи сообщений электросвязи;
5.2(1).19. порядок контроля за соблюдением собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком запрета на подключение к точкам обмена трафиком сетей связи, владельцы которых не соблюдают требования, предусмотренные подпунктом 3 пункта 9 статьи 56.2 и пунктом 2 статьи 64 Федерального закона «О связи»;
5.2(1).20. перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону;
5.2(1).21. положение о национальной системе доменных имен, требования к ней, порядок ее создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правила ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации;
5.2(1).23. технические условия установки технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования, а также требования к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования;
5.2(1).24. требования к техническим средствам контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований Федерального закона «О связи» и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающих ограничение доступа к информации, а также требования к их установке и эксплуатации в технологических сетях связи;
5.2(1).25. форму указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и определенным в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», и (или) учрежденным им российским юридическим лицом, требования к размещению и порядок размещения такого указания;
(пп. 5.2(1).25 введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 701)
5.2.2. реестр зарегистрированных средств массовой информации;
5.2.3. реестры лицензий;
5.2.4. реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
5.2.5. реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации;
5.2.6. реестр экспертов и экспертных организаций, аккредитованных для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;
5.2.7. реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
5.2.8. ведет реестр точек обмена трафиком;
5.3.1. проведение работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников для целей телевизионного вещания и радиовещания;
5.3.2. деятельность радиочастотной службы;
5.3.3. проведение торгов на получение лицензий в области связи;
5.3.4. проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
5.3.5. сезонное планирование использования высокочастотных полос радиовещательными службами, в том числе международную координацию такого планирования с администрациями связи или уполномоченными радиовещательными организациями иностранных государств;
5.3.7. проведение экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;
5.3.8. выполнение в установленном порядке работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов;
5.3(1). утверждает положение о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;
5.3(2). образует Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию, организует и обеспечивает ее деятельность;
5.4.1. средства массовой информации;
5.4.2. радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения;
5.4.3. сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, подлежащие регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5.5. выдает разрешения:
5.5.1. на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации;
5.5.2. на применение франкировальных машин;
5.5.3. на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории;
5.5.5. на ввоз на территорию Российской Федерации в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования (если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации);
5.6. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
5.7. рассматривает обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принимает по ним решения и выдает предписания в соответствии с федеральным законом;
5.8. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, а также полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета в сфере ведения Службы;
5.9. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы);
5.10. осуществляет анализ экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Службе, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, а также проводит в этих организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе целевого и эффективного использования имущественного комплекса;
5.11. осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.12. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности Службы, а также контроль за деятельностью ее территориальных органов и подведомственных организаций в указанной области;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности ее территориальных органов и подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;
5.15. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере ведения;
5.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16(1). осуществляет от имени Российской Федерации функции и полномочия учредителя некоммерческой организации, которая осуществляет координацию деятельности по формированию доменных имен, входящих в группы доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, и которая является зарегистрированным владельцем баз данных этой зоны в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен;
5.17. осуществляет иные функции в установленной сфере ведения, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.2. проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Службы, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
6.4. давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.5. в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений;
6.6. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере ведения;
6.7. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы, а также за деятельностью подведомственных организаций;
6.8. утверждать образцы служебных удостоверений;
6.10. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих наградах, а также их описание.
7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере ведения, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8. Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;
9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций;
9.2.7. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, заместителей руководителей ее территориальных органов, а также руководителей подведомственных организаций, заключает и расторгает трудовые контракты с руководителями этих организаций;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе и ее территориальных органах;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты ненормативного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансовое обеспечение расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в Федеральном казначействе и его территориальных органах в валюте Российской Федерации, а также счета в кредитных организациях, открываемые для учета операций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
к Постановлению Правительства
от 16 марта 2009 г. N 228
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ