Для чего созданы законы
Госдума разъяснила, как инициатива становится законом
robuart / Depositphotos.com |
На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.
Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).
Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).
Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.
Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.
Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).
Что такое закон?
Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.
Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.
Закон – основа государственной власти
Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:
Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.
Виды законов
Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:
Конституционные законы
Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:
Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.
Федеральные законы
Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.
Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Закон по буквам
Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.
Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют «на соответствие установленным требованиям». Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.
Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений «по совершенствованию инициативы», проведет парламентские слушания, «круглые столы». Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.
Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.
Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.
При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет «для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки». После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.
Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.
Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.
Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.
10 законов, о которых мечтают россияне
Предложения читателей Т—Ж
В 2019 году Государственная дума приняла 530 законов — от увеличения социальных пособий до суверенного интернета.
В комментариях читатели Т—Ж часто предлагают свои варианты нововведений, которые, по их мнению, могут сделать жизнь в России лучше. Собрали главные идеи в одной подборке — прозрачная пенсионная система, контроль за качеством лекарств и спиртного, повышенная ответственность за коррупцию и многое другое.
Создавать мультидокумент для каждого гражданина РФ в автоматическом режиме. Когда рождается ребенок, родители подают документы о рождении в ЗАГС, и дальше все его данные загружаются в базу. Ребенка регистрируют, записывают к родителям в данные, фиксируют адреса проживания и медицинские показатели — все, что связано с человеком. Без использования бумажных носителей.
Я думаю, что главным в 2020 году должен стать закон об ответственности за антинародную деятельность. Депутаты приняли закон, который ухудшил жизнь россиян? Отдать под суд. Чиновники на местах портят людям жизнь? Под суд. Но только настоящий суд, а не как сейчас.
Нужно, чтобы в политику шли профессионалы: не актеры, спортсмены и жулики, а хотя бы в должной мере образованные люди. И чтобы проверяли их квалификацию и соответствие занимаемой должности. Например, ответственный за городское благоустройство должен понимать урбанистику.
Кроме того, будет полезно, чтобы чиновники отчитывались: рассказывали, что каждый из них сделал, к чему это привело, и обосновывали принятие законов перед народом.
Необходимо наладить раздельный сбор мусора: он должен быть легким и удобным для людей. Я, например, чтобы сдать пластик, езжу за 100 км. Сделать это можно путем поддержки организаций и предпринимателей, желающих заниматься переработкой отходов.
А я бы подписала закон о том, что все фармацевтические компании и алкогольные предприятия должны принадлежать государству и им же контролироваться. Тогда бы мы решили проблему фальсификации лекарственных средств и спиртного.
Создать альтернативную систему пенсионного страхования: открыть для каждого человека вклад. Сам пополняй, сам распоряжайся. Кроме того, нужна полная прозрачность методик расчетов и отчетность по каждому отчислению в свободном доступе.
За коррупционные действия чиновников любого уровня должна существовать дополнительная ответственность. Например, таким чиновникам — будь то губернатор, депутат, правоохранитель или судья — не должны назначать условный срок. Кроме того, необходима конфискация имущества как самого чиновника, так и его семьи, если они не докажут, что приобрели все законным путем. Также стоит лишить его пенсии и заработанного за всю жизнь и полностью запретить занимать руководящие должности не менее чем на 20 лет после отбытия наказания. Пусть работает руками. И главное — чиновник не должен покидать страну, пока не отбудет срок.
Я думаю, давно назрела необходимость обязать религиозные организации платить налоги. Считаю, это было бы справедливо и снизило бы негативное отношение граждан, в частности, к РПЦ.
Закон для российских чиновников, государственных служащих и военнослужащих, независимо от занимаемой ими должности и звания, а также для их детей и ближайших родственников о получении образования и медицинских услуг исключительно на территории Российской Федерации. И лечение только в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Сменяемость депутатов всех уровней через два срока без права возвращения на службу через какое-то время. Этот закон просто необходим, иначе страна опять скатится в застойное болото.
В России образовался огромный разрыв между сверхдоходами меньшинства и заработком людей, которые едва сводят концы с концами и становятся заложниками своей жизни. Неконтролируемая трудовая деятельность мигрантов приводит к удешевлению труда и ограниченности рабочих мест для местных жителей буквально во всех регионах страны. Так что в первую очередь нужно принять комплекс законов, регулирующих взаимоотношения между работником и работодателем, в частности в сфере неформальной занятости населения. Это то немногое, что помогло бы каждому гражданину вести достойное для человека существование.
Об отмене обязательного призыва
Александр, для начала надо привести судебную систему в порядок.
Надеюсь никого не обидел своим комментарием. Цели такой я не имел 🙂
Александр, а чехарды власти из-за ее быстрой сменяемости не будет? И ещё, почему должны работать одинаковое количество лет и получать одни и те же деньги медсестра туберкулезной больницы или военнослужащий и какой-нибудь секретарь или юрист?
Анна, чтобы работать не там, где хорошо платят, а там где нравится.
Елена, а вот я мусульманка, мечети строятся не на налоги и наши священнослужители получают з/п только из пожертвований. Так что с вашими налогами на религиозную деятельность идите только к рпц.
Надо отменить закон о налоге на собственность(дом, земля, квартира) купленную на свои деньги. Государство никакого отношения к НАШЕЙ собственности не имеет. Оно не выделяло деньги, не давало землю бесплатно, за всё что есть на моей земле и в моем доме уплачено с моей зарплаты, с которой уже удержали ндфл.
Снять с депутатов неприкосновенность. и зарплату плотить за работу а не за посещение гос. думы.
Владимир, плоттеров не хватит
Прежде чем принимать новые законы, было бы классно, если бы начали соблюдать уже действующие. Например, конституцию.
Законы, которых никогда не будет
Также необходим закон, чтобы не закреплять ребенка за матерью, о зеркальной ответственности при ложном обвинении (к примеру, при липовом обвинении в домогательстве срок должен вернуться истице), о запрете депутатских бизнесов при оформлении даже на дальних родственников и т.д.
Для борьбы с коррупцией нужны законы о полной конфискации имущества не только чиновников, но и членов их семей, затем, о контроле за сверхдоходами и контролю покупки особо дорогих товаров и недвижимости, о прогрессивном налоге на дорогую недвижимость, о пожизненном запрете на занятие определенных должностей, о контроле за наличием счетов за рубежом, о запрете двойного гражданства, об ужесточении наказаний за финансовые преступления в особо крупных размерах. Ситуация, когда обиженный журналистами чиновник гордо уходит в отставку, и уезжает жить на свою виллу на Кипре, где он имеет гражданство, на ранее украденные средства, а все разводят руками, мол, затравили человека, даже в отставку подал, не нормальна. Многочисленные «безработные», у которых так часто воруют «Бентли» в Москве, тоже заслуживают пристального внимания. Для простого населения рекомендовал бы принять законы об отмене техосмотра легковых автомобилей и транспортного налога (они ничего полезного в себе не содержат, проще и удобнее их брать акцизами), об отмене уголовного преследования по самым мелким делам с заменой его на административные штрафы (нет смысла сажать коварных воров картошки и бутылки водки, колонии не резиновые), об ужесточении наказания сотрудников правоохранительных органов и судов за фабрикацию уголовных дел, об упорядочивания контроля за мигрантами и ужесточение условий въезда в страну, о гарантиях медобслуживания и конкретных наказаниях виноватых, если такие гарантии не выполняются, о выплате страховок в случае врачебной ошибки, о принудительном лечении наркоманов. Много чего полезного можно придумать.
Относительно 10 пункта, в частности «Неконтролируемая трудовая деятельность мигрантов» рассказываю:
Каждый мигрант для официальной работы обязан получить патент (если из стран ближнего зарубежья) или разрешение на работу (если из далеких стран). Для получения патента нужно пройти экзамен, пройти медосмотр, заплатить госпошлину несколько тысяч. А имея патент, мигрант обязан официально трудоустроиться в течение двух месяцев или покинуть страну.
Но это еще не все. С патентом, мигрант платит НДФЛ, но он особенный. Например, в Москве- 5300 руб в месяц. Это минимум, который мигрант должен платить, даже если зарабатывает 15 т.р. При этом, с его официальной ЗП также уплачивается еще 13% НДФЛ (которые можно вернуть, если 13% НДФЛ выходят меньше фиксированных 5300 руб, но это гемморой и походы в налоговую). И на мигранта также уплачиваются все взносы, кроме ФОМС, который составляет копейки. Да, даже 22% в пенсионку. А пенсию эту мигрант никогда не увидит, если он не белорус или не планирует становится гражданином РФ.
«По предварительной оценке департамента экономической политики и развития Москвы, поступления в бюджет в виде НДФЛ за патенты от иностранных граждан в 2019 году достигли 18 млрд рублей» https://www.interfax.ru/moscow/690063
Также интересный момент, относительно «привлекательности» мигрантов для работодателей:
Если работодатель в течение трех дней не уведомит МВД о приеме или увольнении мигранта по специальной форме, ему грозит штраф от 400 000 р. Серьезно. ст. 18.15 КоАП РФ.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2246cf8e941435d58500dbd0d9425bf816dd957b/
В связи с вышеперечисленным, иностранцы не выглядят сильно привлекательными в глазах работодателей.
Если вы имеете ввиду низкоквалифицированную работу: продавцов, дворников да уборщиц, то да, они привлекательны, потому что мигранты согласны пахать за копейки и с черной зарплатой. Но это до первой проверки. (плюс мигранту будет сложно объяснить МВДшнику, почему он полгода находится в РФ, если у него давно истек срок пребывания без офиц. работы). И что-то я не видела, чтобы граждане РФ горели желанием работать на такой работе. И даже если хотят, зарплату 100 000 грузчику, пусть и гражданину РФ, никто не даст.
А если вы квалифицированный специалист: инженер, врач, программист, то вряд ли мигранты составят вам большую конкуренцию на собеседовании.