Для чего создаются правозащитные организации каковы их задачи
Для чего создаются правозащитные организации каковы их задачи
Для этого они работают одновременно в трех направлениях:
1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами.
2. Распространение информации о правах человека, правовое воспитание.
3. Анализ положения с правами человека.
Предметом контроля ПО является текущая государственная политика в области прав человека, решения, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, в результате которых нарушаются права и свободы человека, либо создаются препятствия для осуществления человеком своих прав и свобод, либо человек незаконно принуждается к выполнению каких-либо обязанностей или незаконно привлекается к ответственности. Эти нарушения, препятствия и принуждение могут быть системными, т.е. касаться не одного человека, а группы людей, поэтому ПО рассматривают заявления и жалобы как физических, так и юридических лиц, включая обращения группы людей, или проводят расследования по собственной инициативе.
ПО призваны решать следующие задачи:
1. Защищать права и свободы человека, закрепленные в Конституции и национальном законодательстве (включая международные договоры, согласие на обязательность которых дано парламентом).
2. Быть источником информации о правах человека для народа и органов власти, повышать уровень образованности в области прав человека, поощрять становление ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.
3. Анализировать положение с правами человека в своей стране и ее отдельных регионах.
Для решения этих задач ПО необходимо выполнять следующие функции:
1.1. Рассмотрение заявлений физических и юридических лиц, либо их ассоциаций, о несоблюдении прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, международном праве и национальном законодательстве.
1.2. Информирование подателя заявления о его правах и имеющихся возможностях их правовой защиты и содействие ему в доступе к этим средствам.
1.3. Осуществление посреднических функций для восстановления нарушенных прав и свобод с помощью согласительной процедуры (mediation).
1.4. Проведение общественных расследований фактов нарушений прав человека (как по заявлениям физических и юридических лиц, так и по собственной инициативе).
1.5. Направление заявлений (от имени заявителя либо от своего имени) компетентным органам для решения по сути вопроса.
1.6. Обращение от имени заявителя или от своего имени в суд и международные организации.
1.7. Участие в судебном процессе с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
1.8. Принятие заключений по результатам проведенного общественного расследования.
1.9. Вынесение общественного порицания и общественного предупреждения органам и (или) лицам, чьи действия (бездействие) привели к нарушению прав и свобод человека.
1.10. Публикация своих заключений в СМИ.
2.1. Сбор, подготовка и распространение информационных материалов, включающих:
— внутреннее законодательство (в том числе имплементированное международное право), касающееся прав человека, комментарии к нему, соответствующие административные и судебные решения и их толкования высшими судебными органами;
— внутренние механизмы защиты прав человека;
— международно-правовые документы по правам человека и комментарии к ним;
— международные механизмы защиты прав человека;
— информацию о деятельности самой правозащитной организации и ее собственные публикации.
2.2. Создание просветительских печатных, аудио-, фото- и киноматериалов по правам человека для массового потребителя и специального назначения.
2.3. Разработка учебных планов, методик и программ преподавания прав человека для различных социальных и профессиональных групп.
2.4. Проведение специализированных семинаров по правам человека для представителей т.н. «профессий риска» (сотрудников органов внутренних дел и служб безопасности, служащих пенитенциарных учреждений, адвокатов, судей, прокуроров, военнослужащих, врачей, журналистов, профсоюзных деятелей, социальных работников), представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, связанных с созданием и исполнением законодательства, касающегося прав человека.
2.5. Организация различных публичных кампаний и акций с целью утверждения прав человека в общественном сознании: конкурсов на лучшее сочинение о правах человека и конкурсов рисунков и фотографий для школьников, олимпиад для студентов, специальных мероприятий, приуроченных к Дню прав человека, Дню политзаключенного и т.д.
2.6. Сбор и распространение материалов по истории развития идеи прав человека и истории правозащитного движения.
3.1. Подготовка заключений о законах, законопроектах и иных нормативно-правовых актах и программах, направленных на утверждение и защиту прав человека, подготовка и предоставление парламенту через официальных субъектов права законодательной инициативы собственных законопроектов и программ.
3.2. Мониторинг законодательства, судебной и административной практики в области прав человека.
3.3. Содействие ратификации международных договоров в области прав человека и слежение за соответствием национального законодательства и правоприменительной практики международным обязательствам в области прав человека.
3.4. Подготовка независимых докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и комментариев к официальным докладам, представляемым тем или иным государством в соответствии с международными договорами.
3.5. Подготовка и представление парламенту, правительству и другим органам государственной власти и управления аналитических записок, рекомендаций и предложений, касающихся любых вопросов, связанных с правами человека, в частности, по вопросам:
а) национальной политики;
б) административных процедур и практики;
Права человека в России
Правозащитные организации
Фонд «В защиту прав заключенных»
Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).
«За права человека»
Общероссийское общественное движение «За права человека» создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций. Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп. Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание».
Уставной целью Общероссийского Движения «За права человека» было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.
Комитет «Гражданское содействие»
Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР – жертвам армянских погромов в Азербайджане.
Комитет «За гражданские права»
«Комитет против пыток»
Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.
Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.
Международное общество «Мемориал»
«Мемориал» – это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.
Московская Хельсинкская группа
Фонд «Общественный вердикт»
Фонд создан в феврале 2004 года и действует как неполитическая некоммерческая организация, оказывающая правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов.
Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью.
«Россия без пыток»
«Общественный контроль как эффективный механизм предупреждения нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Российская модель» – совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по защите прав человека Совета Европы, который проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Союз Комитетов Солдатских Матерей России
Защита прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей. Сейчас членами союза являются около 300 региональных организаций солдатских матерей. Это – самая крупная женская организация в России.
Деятельность Центра “ТИ-Р” направлена на решение трех задач: оказание юридической помощи по делам о коррупции; институционализация прозрачности; предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.
«Фонд защиты гласности»
Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.
Центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля»
Старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 году Валерием Абрамкиным при поддержке академика Андрея Сахарова.
Деятельность Центра направлена на внедрение в российскую практику международных и европейских стандартов в области обращения с заключенными, включая прекращение пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; отказ от неэффективных методов перевоспитания и исправления осужденных; вовлечение представителей различных социальных и профессиональных групп и организация гражданского общества в реабилитацию заключенных.
Перечень правозащитных организаций не является исчерпывающим, в нем указаны наиболее известные НКО.
В Совете Федерации обсудили статус правозащитной деятельности в России
24 октября в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Правозащитная деятельность: современное состояние и перспективы развития».
В начале мероприятия Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сообщила, что в 2018 г. к ней поступила 41 тыс. обращений, в том числе и коллективных, были восстановлены права 250 тыс. граждан. При этом омбудсмен пояснила, что большинство жалоб относится к сфере уголовного судопроизводства, в частности на то, что потерпевшие не могут добиться возбуждения уголовного дела. Кроме того, отметила она, большое количество жалоб касается длительного содержания под стражей.
Татьяна Москалькова указала, что одной из главных проблем сегодня является проблема соблюдения закона в СИЗО и колониях, в связи с чем возникает вопрос об усилении общественного контроля. По ее мнению, необходимо продолжить поиск новых форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина, расширить на основе комплексного подхода развитие институтов гражданского общества и их взаимодействие, разработать федеральную национальную стратегию государственной политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, разработать индикаторы устойчивого развития прав человека и критерии оценки эффективности правозащитной деятельности.
Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что после того, как функции прокурора по надзору за соблюдением законности в судебном процессе сузили, определенные правозащитные функции легли и на него. В связи с этим глава СПЧ указал, что разница между правозащитной деятельностью прокурора и Уполномоченного по правам человека, членов СПЧ и правозащитных организаций заключается в том, какую помощь они могут оказать.
В пример Михаил Федотов привел женщину с малолетними детьми. Если она скажет прокурору о том, что ее выставили из дома по решению суда, последний проверит законность судебного решения и, если оно законно, не сможет помочь. В то же время правозащитник будет действовать иначе и все равно попытается решить проблему, так как эта ситуация несправедлива. По мнению председателя СПЧ, то же самое касается правозащитной деятельности адвоката. Отличие лишь в том, что адвокат защищает только своего доверителя, так как связан с ним отношениями, даже если является защитником по назначению. Правозащитник же, отметил Михаил Федотов, всегда стоит на стороне человека и общества и не связан интересами конкретного доверителя.
В этом контексте Михаил Федотов предложил поддержать инициативу СПЧ, которой предлагается выработать и утвердить национальный план действия в пользу прав человека. По его мнению, такой план должен объединить уже имеющиеся правовые акты, что помогло бы выявить отсутствие регулирования в какой-либо области. Кроме того, Михаил Федотов предложил создать национальный превентивный механизм по предупреждению пыток, в который были бы вовлечены общественные наблюдательные комиссии.
Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак в своем выступлении указал, что проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи включает в себя правозащитную деятельность.
Он отметил, что ранее Татьяна Москалькова и Михаил Федотов критиковали Концепцию, так как им казалось, что предлагается монополизировать правозащитную деятельность, ограничив возможность оказания помощи, поскольку для этого необходимо иметь статус адвоката. Денис Новак пояснил, что в Концепции указывается на регулирование и выстраивание правил только для деятельности по оказанию юридической помощи на возмездной основе. Он подчеркнул, что необходимо выстроить защиту от организаций, которые мимикрируют под правозащитную деятельность.
Замминистра напомнил, чем отличается идея Концепции от законопроекта ВС РФ, которым предлагается ввести требование о том, что судебное представительно возможно только при наличии высшего юридического образования. Денис Новак отметил, что это снизит возможности правозащитной деятельности, оказываемой на безвозмездных началах. При этом он указал, что многие правозащитники, не обладая юридическим образованием, оказывают качественную защиту.
Денис Новак отметил, что Правительство РФ и Минюст высказывались против введения требования о высшем юридическом образовании. Данное условие, по его мнению, необходимо оставить только на уровне кассации и в ВС РФ, однако этот подход пока не получил поддержки. При этом замминистра отметил, что если и принимать поправки, то с указанием на то, что суд должен допустить в качестве законного представителя лицо без юридического образования при условии, что оно подпишет заявление об оказании представительства на безвозмездных началах. «Такой подход предлагался в Концепции», – добавил он.
Далее в своем выступлении Денис Новак указал, что сегодня все чаще встречаются случаи применения насилия в отношении адвокатов, в том числе со стороны правоохранительных органов. Причем иногда это приводит к тому, что пострадавший адвокат сам обвиняется в применении насилия и в его отношении возбуждается уголовное дело по ст. 318 УК РФ. «Именно сейчас мы должны подумать об усилении гарантий адвокатской деятельности. Уже начата разработка законопроекта, который был подготовлен на основании предложения СПЧ, – о внесении изменений в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, направленный на приведение его в соответствие с президентскими поправками в УПК, направленными на беспрепятственный, незамедлительный доступ адвоката к своему подзащитному, находящемуся под стражей», – отметил замминистра.
Он отметил, что из-за коллизии в этих законах, несмотря на внесенные Владимиром Путиным поправки в УПК, сотрудники СИЗО указывают адвокату, что так как он в дело еще не вступил, то защитником не является, а значит, по общему порядку должен получать разрешение на свидание. Законопроект, указал Денис Новак, также предусматривает запрет на цензуру переписки адвоката с подозреваемым, обвиняемым, возможность передавать документы и записи.
Указал он и на законопроект, которым предлагается введение обязательной автоматизированной системы распределения адвокатов по назначению. Это, по мнению замминистра, позволит устранить возможность появления «карманных» адвокатов, которые действуют во вред подзащитному. «Для того чтобы норма работала, предлагается в случае, если назначение произошло с нарушением порядка, считать доказательство недопустимым, если оно не подтверждено обвиняемым, подозреваемым в суде», – напомнил Денис Новак.
Кроме того, он рассказал о законопроекте, которым предлагается внести изменения в УК и КоАП РФ, направленные на закрепление отдельных составов ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката. Замминистра отметил, что проект закона уже проработан.
Не менее важным Денис Новак считает принятие законопроекта о защите прав недееспособных и не полностью дееспособных лиц, который несколько лет обсуждается в Госдуме. Он указал, что проект закона закрепляет, что в роли опекунов могут выступать в том числе некоммерческие организации, которые занимаются защитой этих лиц. «В нем предусматривается создание службы защиты прав пациентов психиатрических стационарных учреждений, которые в соответствии с международными обязательствами наше государство должно создать», – отметил замминистра.
В парламентских слушаниях также принимала участие советник ФПА Елена Авакян, которая в своем выступлении касалась проблемы допуска адвоката к защите лиц, содержащихся под стражей, или осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Она обратила внимание на очереди в СИЗО, отсутствие специальных помещений в колониях и других учреждениях, на постоянно практикующиеся отказы в допуске адвокатам к подзащитному по надуманным предлогам или из-за того, что подзащитный от встречи отказался, причем отказ он выносит администрации колонии без личной встречи с адвокатом. «Необходим закон, который запрещал бы подобные действия», – подчеркнула она.
Во второй части своего выступления советник ФПА говорила о необходимости создания доверия у общества по отношению к судебной системе. «Если мы говорим об уважении, то это двухсторонний процесс, который начинивается с того, что люди перестают спрашивать “а судьи кто?”. Это вечный вопрос России. Чтобы люди этим вопросом перестали задаваться, необходимо, чтобы общество осознавало, как происходит отбор судей, кто становится судьями. Самый главный вопрос в этом – понимание того, что адвокат, прокурор и судья – единая профессия. Все задействованы в процессе, который известен как правосудие: мы способствуем правосудию, суды осуществляют правосудие», – отметила Елена Авакян в комментарии «АГ».
По ее мнению, для того, чтобы суды были объективными, необходимо, чтобы у судьи был как опыт защиты, так и опыт обвинения. Кроме того, желательно, чтобы у него был опыт работы в самой судебной системе, чтобы он мог быть абсолютно объективным, не испытывая симпатии, антипатии, не имея профессиональной деформации. «Если это будет, наконец, реализовано, то тогда качество правосудия изменится и доверие общества к правосудию повысится», – считает советник ФПА.
Елена Авакян рассказала, какие выводы она сделала по итогам парламентских слушаний: «Сегодня правозащитной деятельности крайне не хватает инструментария, которым она может оперировать, поэтому в основном правозащитники вынуждены оперировать чужим: государства, адвокатуры, следствия или прокуратуры». Советник ФПА отметила, что состояние защиты прав в России не вызывает оптимизма, поскольку идет непрерывная борьба с негативными явлениями, против которых пока не так много возможностей.
Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны
И где они могут взять деньги
В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.
Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.
Что такое НКО и чем они занимаются
Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.
Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.
Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.
В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.
Как зарегистрировать НКО
Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.
Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.
Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».
Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.
Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.
Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.
Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».
Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.
Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.
В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:
Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.
По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.
Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.
Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.
Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.
Отчеты в Минюст
Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.
Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.
Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.
Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:
Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.
Отчеты в налоговую
НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.
Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.
При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.
Где НКО может найти деньги
Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.
Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.
Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.
Кто может получить помощь от государства
Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».
Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.
Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.
Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.
Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.
Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.
Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.
Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.
Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.
Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.
Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.
Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.
Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.
Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».
Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.
Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Как государство помогает НКО
Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.
Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.
Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.
Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.
Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.
Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.
По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.
О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги
Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.
Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.
Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.
Сначала читать, потом подписывать
Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.
Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.
Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.
В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.