Для чего создаются школы
Как появились школы
Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.
Первые школы
Существует теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».
Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.
В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» – «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16–18 лет могли в свободных гимнасиях, а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).
Допетровская эпоха
В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.
Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.
Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси
Стандартизация
Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.
При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.
В.Е. Маковский. В сельской школе
При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.
Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.
Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского
Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.
Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).
Первые школы на Руси и царской Росcии (4 фото)
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
грамматику,
диалектику,
риторику,
церковное пение,
землемерие,
географию,
звёздознание.
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
Не хочу ходить в школу. Зачем ее вообще придумали?
Что отвечать ребенку, который недоволен школой
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Школа не нравится многим детям. Но по-настоящему отказываются ходить в школу единицы, и обычно тому есть серьезные причины — неподходящий учитель в начальных классах или школьная травля. Обычно же фраза «Зачем вообще нужна эта школа?» произносится, просто чтобы поныть. Но теперь благодаря одной из лекций Детского университета в Тюбингене вам есть что на нее ответить. Интересно, захочет ли ребенок перенестись в дошкольную (в историческом плане) эпоху? Если захочет, это даже можно устроить — летом, в деревне.
Что было, когда не было школ
Школа появилась в тот момент, когда прежней системы обучения стало недостаточно. Раньше сын учился у отца, а дочь — у матери; обычно профессия переходила от родителей к детям. Сын сапожника становился сапожником. Дочь училась у матери всему, что пригодится ей в жизни: готовить, убирать, ухаживать за детьми.
Дети с раннего возраста помогали родителям. Потому и говорят, что в прежние времена не было детства. То есть, конечно, дети были, но их занятия почти не отличались от занятий взрослых. Они учились в процессе работы и не могли, как сейчас, после шестого урока сложить вещи в портфель и пойти отдыхать. В некотором смысле они целыми днями не снимали школьный рюкзак, а их школа жизни не делилась на уроки по 45 минут и не заканчивалась к обеду.
Отец и мать напрямую передавали детям все, что сами знали и умели, — не менее, но и не более того. И если бы так продолжалось до сих пор, то у каждой семьи была бы одна-единственная семейная профессия. Одни семьи чинили бы башмаки, другие — плели корзины, третьи — мастерили столы или занимались сельским хозяйством. Женщины вели бы хозяйство, занимались бы садом, огородом и домашними животными, рожали бы и растили детей.
В сословном обществе все было предрешено. Профессия и место в обществе были определены при рождении. Крестьяне оставались крестьянами, дворяне не женились на мещанках. Границы в обществе были очень строгими. Невозможно было как сильно подняться по социальной лестнице — то есть перейти в другое сословие или найти более денежную работу, — так и сильно опуститься по ней. Это давало уверенность в завтрашнем дне, но в то же время порождало массу несправедливостей.
Знание и профессиональное образование не развивались, и там, где кончалось крестьянское поле, кончалась и вселенная крестьянина. Однозначно ответить, почему изменилось отношение к образованию, трудно: это был целый клубок причин, а может быть, и несколько взаимосвязанных клубков.
Жизнь усложнялась. Появилось несколько революционных изобретений, таких как книгопечатание, механический ткацкий станок, железная дорога. Возникли новые профессии, на смену ремесленным мастерским с ручным трудом пришли фабрики, люди становились более мобильными. А кроме того, дети — все-таки не точная копия родителей. Отец-краснодеревщик может стараться передать мастерство сыну, но как быть, если сын уродился в дядю по материнской линии: у него руки-крюки, зато он умеет быстро и точно считать?
А как быть со скрытыми талантами? Родителям зачастую некогда было их распознавать, не говоря уже о том, чтобы развивать. Поэтому способности детей нередко пропадали втуне. Школы и учителя были явно лучше приспособлены для передачи знаний следующим поколениям.
Кто придумал школу?
Конечно, появление и развитие школы не было заранее спланировано: никто не сидел и не ломал голову, как бы устроить жизнь детей лучшим образом. И уж точно никто не размышлял, как эффективнее всего утомить и помучить детей.
Изменения в обществе часто начинаются сами по себе, одновременно в разных местах и могут развиваться сразу в нескольких разных направлениях. Иногда изменения происходят столь быстро, что события опережают друг друга, и это приводит к столкновению между разными социальными группами.
Так, более двухсот лет назад случилась Великая французская революция. Люди, бывшие тогда у власти — дворяне, — жили довольно легкомысленно: они проводили время в интригах, перебранках, соперничестве и мотовстве. Еще одним популярным средством от скуки было помучить слуг и подданных. Когда-то дворяне были самым образованным классом, но теперь это преимущество исчезло. Элита превратилась в нахлебников, глупых скучающих богачей.
В Германии умные головы говорили о необходимости просвещения и образования для невежественного народа. Каждый, будь то сын короля или простого сапожника, должен иметь право и возможность получить образование. Требование всеобщего школьного образования было не новым, впервые оно прозвучало еще в 1619 году, но тогда его осуществление казалось невероятным.
Но после революции положение в обществе стали определять не происхождение, а знания, умения и способности человека. Сын сапожника мог теперь стать, например, врачом, да и дочь сапожника могла заняться чем-то еще, кроме домашнего хозяйства.
Правда, дочерям сапожников потребовалось гораздо больше времени, чем их братьям, чтобы освободиться от своей традиционной роли. В Германии только в начале XX века девушкам разрешили сдавать экзамены на аттестат зрелости и учиться в университете. И до сих пор у женщин меньше возможностей сделать профессиональную карьеру, чем у мужчин.
В России система народных школ с двумя (в уездных городах) и четырьмя (в губернских) классами обучения была учреждена в восьмидесятые годы XVIII века. Первые Высшие женские курсы появились в 1869 году в Санкт-Петербурге, вслед начали открываться и в других городах. В 1872 году были учреждены женские врачебные курсы в Санкт-Петербурге — первое специализированное высшее учебное заведение для женщин.
Однако, несмотря на многочисленные учебные заведения для женщин, в общие университеты и институты женщин допускали только как вольнослушательниц. В 1907 году Петербургский политехнический институт стал принимать женщин полноправными студентками. В полном объеме воспользоваться правом на высшее образование в России женщины смогли лишь после 1917 года.
Школы, конечно, существовали и раньше, но доступны они были только избранным. В Тибете существовали религиозные школы при монастырях, а в Древней Греции более двух тысяч лет назад были школы только для мальчиков — детей свободных граждан.
В Германии школа как государственное учреждение получила распространение около двухсот лет назад, сначала в больших городах, а затем и в деревнях. Обязательность образования была давним предметом дискуссий, но только сто лет назад, как и в России, среднее образование стало всеобщим и обязательным.
Интересно, что распространению школ активно сопротивлялась безграмотная часть общества, которой оно, по замыслу, должно было особенно пойти на пользу. Но почему? Неужели крестьяне не хотели, чтобы их дети учились читать и писать? Нет, причина была в другом: школа забирала детей у родителей. А родителям они были нужны как работники, помощники в поле, особенно во время сбора урожая.
Да и зачем крестьянским детям просиживать в школе, если они все равно станут такими же крестьянами, как родители? Это сегодня можно спокойно учиться в школе и мечтать о будущей профессии фермера, парикмахера, подводника или даже президента. А тогда школа казалась просто бездельем по сравнению с тяжелым крестьянским трудом.
При этом не знаем, любили ли дети ходить в школу. Она могла быть просто возможностью уйти из дома, где в тесноте жили с дюжину братьев и сестер, а строгий отец мог и поколотить. В таких обстоятельствах школа казалась меньшим злом.
Школа, гимназия, лицей, учебники, школьная форма, обучение, каникулы – эти слова и понятия стали настолько привычными и обыденными, что никто не задумывается об их происхождении. Сегодня мы попробуем заглянуть в историю развития школы с древних времен. Если не удастся совершить открытие в педагогике, то, по крайней мере, экскурс поможет понять, для чего нужна форма, на чем основаны принципы обучения, как они возникли.
Потребность в обучении подрастающего поколения – естественный процесс подготовки к самостоятельной жизни, возникший еще в доисторические времена. Сразу скажем, что появление школ, так или иначе, обусловлено, прежде всего, появлением письменности в древнейших цивилизациях, а также необходимостью передачи накопленных знаний. Поэтому формирование первых школ, в привычном для современного человека виде, началось очень давно, несколько тысяч лет назад.
Кстати: слово «школа» имеет древнегреческое происхождение – греческое «схоле» (σχολά) переводится как «досуг, место для беседы». Этимология слово «школа» натолкнула некоторых специалистов на мысль, что изначально школа использовалась не для обучения, а для того, чтобы старики и дети, мешающие трудоспособным, могли чем-то занять или развлечь друг друга.
Современное крылатое выражение «школа – храм науки» возникло не случайно: первые школы в древних государствах создавались именно при религиозных храмах, а жрецы, монахи и священнослужители у всех народов всегда были хранителями знаний, которые было необходимо передавать следующим поколениям.
Обучение в школах было привилегией знати, хотя, к примеру, в Древней Спарте в школу принимали и детей из бедных семей, и даже детей рабов. Правда, «учебные программы» для учеников, в этом случае, существенно отличались: одних учили управлять государством и подданными, других – послушанию и покорности, а также ремеслам, необходимым для обслуживания элиты.
Существовали и гендерные различия: долгое время девочек обучали дома, и только чтению и письму, музыке и танцам, а также ремеслам, необходимым для ведения домашнего хозяйства. Мальчики проходили обучение вне дома, и их готовили к участию в общественной и государственной жизни.
Но, обо всем по порядку.
Древний Египет
Первые упоминания о существовании школ дошли до нас из Древнего Египта. А именно, в ходе раскопок и исследований ученые нашли хорошо сохранившиеся папирусы (V-III в. до н.э.), после изучения которых стало понятно, что жрецы обучали древнеегипетских детей в храмах. При этом они использовали форму обучения в виде религиозного театрализованного представления (посвящения), в котором могли принимать участие только дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников.
Интересная деталь: при поступлении в школу и после ее окончания школьники сдавали экзамены. То есть, несмотря на то, что система обучения формировалась и развивалась на протяжении многих тысячелетий, некоторые, наиболее устойчивые школьные традиции Древнего Египта, сохранились и используются в наше время. В том числе и правила приема и выпуска школьников, которые почти не изменились.
Междуречье
Следующая эпоха расцвета цивилизации – Древний Восток, долины Тигра и Евфрата. Здесь уже школы распространились повсеместно – они функционировали практически в каждом городе Междуречья. Хотя, по-прежнему, они организовывались при храмах, и учились в них, преимущественно, дети из знатных семей, но были исключения.
К началу I тысячелетия до н. э. в систему образования шумерских школ вошло обучение пению, музыке, логике и искусству магических обрядов. Наряду с оккультизмом детей обучали географии, биологии и математике, так как к тому времени развитие точных и естественных наук достигло того уровня, когда возникла необходимость в хранении и передачи новым поколениям накопленных знаний.
В шумерских школах впервые упоминается о школьной форме, которая была похожа на одежды писцов, но ее ношение еще не было обязательным. В форме ходили преимущественно школьники из бедных семей, которых готовили именно для этой профессии.
Эпоха расцвета Междуречья стала отправной точкой для повсеместного распространения школ. Также в этот период значительно возросло понимание роли обучения и популяризации знаний.
Древняя Греция
Развитие цивилизации на берегах Эллады достигло наивысшего расцвета к концу V в. до н. э.: среди граждан Древних Афин не было неграмотных людей. Как известно, древнегреческая цивилизация очень серьезно относилась к образованию (благодаря чему, собственно, и достигла наибольшего расцвета), поэтому знания, накопленные греками, остаются краеугольным камнем для многих современных наук.
К образовательному процессу привлекали детей Эллады всего свободного населения. Обучение, преимущественно мальчиков, проводилось в школах, где помимо чтения, письма и счета, детей учили естественным, точным и общественным наукам.
Интересная деталь: до семи лет детей обучали дома. По достижению семилетнего возраста мальчики начинали посещать школу, куда их сопровождали специально обученные рабы – педагоги.
Обучение в Древней Греции проходило в три этапа и продолжалось до 18-20 лет:
Большое внимание уделялось и внешнему виду учеников. Они носили короткие хитоны и хламиды (длинная накидка, плащ). Украшением хитонов была вышивка и легкие доспехи. Такая форма для мальчиков существовала в Древней Греции несколько столетий.
Чуть позже, в некоторых областях Древней Греции появились и школы для девочек. В более раннем возрасте их обучали дома, под наблюдением матерей. Кроме домашних ремесел, девочек знакомили с поэзией и литературой, обучали искусству пения и танцев, чтобы подросшие девушки могли принимать участие в светских и религиозных праздниках.
В древнегреческих школах внимание уделялось гармоничному развитию подрастающего поколения. Поэтому юных граждан не только обучали точным, естественным и гуманитарным наукам, и развивали интеллектуально и физически, но и воспитывали нравственно.
Одной из самых знаменитых была школа Пифагора, который много путешествовал до начала своей педагогической деятельности, и был учеником египетской школы.
Кстати, именно Пифагора считают основателем системы образования. Школьные традиции Древнего Египта Пифагор «экспортировал» в Грецию. Его идея была подхвачена Аристотелем – основателем академии и Перипатетической школы, и другими современниками.
Древний Рим
В I веке в Римской империи существовала государственная школа, которую могли посещать все желающие. Требования к одежде были вполне демократичными. Строго нужно было соблюдать только одно условие – одежда ученика должна быть опрятной. За нарушение этого правила жестоко наказывали, а при повторном появлении в школе в неряшливом виде ученика с позором исключали из школы.
В римских школах впервые появилось либеральное отношение к социальной иерархии, хотя среди бедных и богатых учеников, все же, существовали некоторые правила, позволявшие детям из богатых семей «ставить на место» менее удачливых сверстников. Тем не менее, социальное расслоение не мешало ученикам весело проводить время в совместных играх.