Для чего ставят опыты

Детское экспериментирование и его влияние на познавательное развитие дошкольника

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Условия, необходимые для формирования познавательногоинтереса и поисковой активности:

• Создание в группе предметно-развивающей среды.

• Образовательная деятельность с занимательным содержанием, имеющая проблемно-поисковые ситуации.

• Создание серии развивающих и дидактических игр.

• Использование в работе проектной деятельности.

• Применение в работе методов опытно-экспериментальной деятельности.

Приступая к подготовке занятий с дошкольниками,мы старались учесть главное условие: детям должно быть интересно.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Эксперименты бывают мысленные и реальные.

Мысленные мы используем, например,такого вида:

• Что можно сделать из куска бумаги?

• Что будет, если все станут выше ростом?

• На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Мы проводим с детьми следующие эксперименты:

Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т. п.

Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т. д.

• Свойства песка и глины.

• Какие бывают пуговицы.

• Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

• Свойства бумаги, её виды.

• Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)

• Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

При проведении эксперимента необходимо знать и соблюдать структуру детского экспериментирования

— Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

— Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

— Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

— Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).

— Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).

Содержание опытно-экспериментальной деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса.Это:

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»,обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта».

Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха,

лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды

вода не имеет формы.)

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»)

Приведем пример эксперимента «Ах, этот удивительный песок!»

На данном этапе происходит превращение детей в учёных, надевая при этом шапочки и фартуки, на которых прикреплены волшебные картинки. Мы отправляемся в лабораторию «Хочу всё знать!» С помощью картинок, дети делятся на 3 тройки и определяют место своего исследования. Воспитатель предлагает детям по карточке схеме определить, что они будут делать.

Каждая лаборатория проводит свой опыт.

Опыт 1.Обследовать сухой песок пальцами: насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу.

Опыт 2. Насыпать сухой песок на пластину и при помощи магнита рассмотреть движение песка.

Опыт 3. В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдёт.

Затем каждая тройка с помощью воспитателя рассказывает о результатах своих действий.

-Расскажите, что вы сейчас делали? Что вы видели?

Вместе с детьми делаются выводы, что песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. Песок может двигаться.

Песок тяжёлый пыль лёгкая остаётся на поверхности, окрашивает воду. На данном этапе предполагается проведение дыхательной гимнастики

«Сдуваем песчинки с ладошки»

Рефлексивно – оценочный этап

Превращаемся из учёных в ребят. Возвращаемся в детский сад.

-Ребята, а давайте мы Мишке расскажем, что интересного было сегодня?

-Что нового о песке вы узнали?

-Ребята, расскажите Мишке, почему песок волшебный, удивительный.

Детское экспериментирование является эффективным и необходимым методом для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

В заключении хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыДетское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать «возникшие.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыФотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Познавательное развитие в старшей группе. Игра-экспериментирование «Бумажные забавы» Цели: • закрепить представления детей о свойствах бумаги; • познакомить детей с необычными свойствами бумаги; • развивать интерес детей.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Источник

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опыты Елена Рулева
Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья для воспитателя детского сада.

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться.

Есть такая китайская пословица

– «Расскажи – и я забуду,

Она чётко показывает, что по факту так и есть.

Можно очень многое рассказывать, кажущаяся ненужной и скучной информация забывается, но она скорее запомнится, если покажут что-то, когда рассказывают о чём-то, а еще лучше предложат самому попробовать.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир,как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.

Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»

А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку,например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.

Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания.Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»

Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.

Что же такое исследовательская деятельность?

Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа.

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, т. е. без участия взрослых. У детей развиваются творческие способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации.

Два вида экспериментальной деятельности.

Экспериментальная деятельность делится на два этапа.

Модель исследовательских технологий.

2. Выдвижение гипотез.

3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.

5. Формулирование и оформление вывода.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет.

Для создания этих проблемных ситуаций педагогу нужно использовать следующие методические приёмы:

— Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.

— Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос.

— Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.

— Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.

— Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.

— Постановка проблемных задач,что это значит : это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки, ограничение времени выполнения эксперимента.

Почему необходимо детское экспериментирование в ДОУ?

2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.

4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.

Это очень важно и всё это вместе (все 4 этапа) приводят к тому, что ребёнок больше знает и умеет, увереннее себя чувствует, может разбираться во многом. Задача воспитателя развивать и поощрять экспериментирование детей.

Какие же есть эксперименты в детском саду?

Виды экспериментов:

Как можно оформить уголок экспериментирования в ДОУ?

— Постоянная выставка:здесь можно хранить редкие предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок.

— Материал природный и бросовый. (Высушенные листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики)

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.

Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.

Многоуровневый эксперимент.

1. Физический – ребёнок учится управлять своим телом.

2. Природоведческий – дети знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов, с причинно – следственными связями происходящими в мире.

4. Познавательный – тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.

5. Лингвистический – дети занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры, экспериментируют со словами.

6. Личностный – дети узнают свои личные возможности (что они умеют, способности одного ребёнка, а другого ребёнка они совершенно другие)

8. Поведенческий – дети моделируют своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи, которая развивается в детском возрасте очень быстро. Очень важны изобразительные навыки, чтобы зарегистрировать результат эксперимента. Чем глубже ребёнок изучает объект, тем точнее он его изобразит.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах: опыты с растениями, с животными, с объектами не живой природы, а также с объектом, которым является сам человек.

3. По количеству детей – группа 10 человек, более 10 человек, межгрупповые.

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.

8.По месту в цикле: первичные, вторичные, заключительные, итоговые.

9.По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяют увидеть одно состояние объекта, одно явление, вне связей с какими- то объектами, сравнительные, обобщающие.

10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстрированные (детям всё известно, поисковые (не знают заранее объект; не знают, каков будет результат; решение экспериментальных задач).

11.По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений.

Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мираБушуева Светлана Николаевна МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыЗанятие-эксперимент как метод познания окружающего мира Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать Как наш опыт получился, Сколько времени он.

Знакомство детей 4–5 лет со свойствами материалов рукотворного мира посредством детского экспериментирования Выдержка из ФГОС ДО: психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2.5.). Условия, необходимые для создания.

Источник

Почему учёные ставят эксперименты на мышах и крысах? Рассказывает биолог

Перед тем, как проводить испытания лекарств на людях, учёные должны выполнить доклинические испытания на животных, чаще всего – на мышах и крысах. Эти грызуны живут в лабораториях, где им вводят различные инъекции и смотрят на полученный результат. Весьма незавидная судьба – но пока, говорят учёные, отказаться от этой модели сложно. О том, почему это так, и можно ли ставить опыты, не используя живых существ, «Диалогу» рассказал научный сотрудник химико-биологического кластера Университета ИТМО, кандидат биологических наук Артур Прилепский.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыфото с сайта https://pixabay.com

Анестезия для грызунов

Мышей и крыс используют в различных научных опытах не потому, что они в чём-то провинились перед человечеством. По словам Артура Прилепского, всё гораздо проще – это выгодно с экономической точки зрения и удобно в научном плане.

«Есть несколько ключевых аспектов, объясняющих, почему именно эти подопытные. Во-первых – стоимость: мыши дешёвые, и их легко содержать. Второе – они изучены вдоль и поперёк. Другими словами, это простая и понятная модель. В третьих – мыши не так долго живут. То есть, если нужно оценить какие-то вещи, связанные с продолжительностью жизни, это тоже удобно. Но, мыши и крысы – не единственные, кого используют в экспериментах: есть ещё морские свинки, кролики. В некоторых исследованиях – например, по приживаемости искусственно выращенных сосудов – используют овец. Многие опыты проводятся на кошках и собаках. А если речь идёт о чём-то близком к человеку, используются свиньи», – объясняет Прилепский.

Подопытным во время экспериментов приходится переживать мучения. Например, чтобы протестировать новый препарат от какого-то заболевания, сначала нужно сделать так, чтобы у животного этот диагноз появился, и только затем начинается лечение.

«Например, у мыши создают опухоль, потом вводят лекарство и смотрят, уменьшилась ли она. Понятно, что животному от этого не хорошо. Есть и другие специфические виды изучения активности. В своё время мы работали на крысах, морских свинках и кроликах. У них были тромбы, которые рассасывались препаратом. Но в данном случае всё делалось под анестезией – хотя такой подход во многих экспериментах не применяется, потому что он влияет на скорость кровотока, на интенсивность дыхания, сердцебиения. Во многих ситуациях это может сказаться на результатах эксперимента. Другими словами, анестезия обычно применяется, когда нужно сделать какую-то операцию. Поэтому зачастую её не применяют», – говорит учёный.

Есть и другие опыты: когда на грызунах проверяют, какую дозу препарата можно использовать без вреда для здоровья. Такой эксперимент подразумевает высокую вероятность того, что подопытный его не переживёт.

«Эксперимент на острую токсичность – достаточно негуманная вещь: животному заранее вводят какие-то очень большие дозы вещества, и что произойдёт дальше, никто не знает. Цель – установить насколько терапевтическая доза отличается от опасной. Естественно, существуют определённые формулы пересчёта: например, от мыши – к крысе, от крысы – к кролику, от кролика – и дальше. Таким образом, это всё можно экстраполировать на человека и понять его норму. Естественно, в опытах по острой токсичности животные могут умирать от разрыва сердца, кровоизлияния, судорог – чего только может не быть», – рассказывает эксперт.

Для чего ставят опыты. Смотреть фото Для чего ставят опыты. Смотреть картинку Для чего ставят опыты. Картинка про Для чего ставят опыты. Фото Для чего ставят опытыфото с сайта https://pixabay.com

Однако успешно проведённые тесты на животных не всегда означают, что для человека новое лекарство окажется действенным. По словам, Артура Прилепского, учёные научились лечить все виды рака у мышей, а когда удастся добиться таких же результатов на людях – неизвестно. То же самое касается и безопасности: во время доклинических испытаний препарат может зарекомендовать себя положительно, в то время как человеческий организм отреагирует на него иначе.

Как живут подопытные

Крысы и мыши живут в лабораторных вивариях: клетках со специальными условиями проживания. Есть даже специальные нормы, где подробно описывается вид корма, подстилки, частота кормления и уборки, длина светового дня или уровень влажности в жилище.

«Есть и автоматические виварии – в них поддерживаются идеальные условия, в том числе, по стерильности. Потому что есть эксперименты, в которых нужны мыши без иммунной системы. Так что в данном случае у них в клетке чище, чем вообще где-либо», – говорит Артур Прилепский.

Но даже если животное успешно переживёт все испытания, оно, скорее всего, всё равно погибнет. Затем их тельца направляют на утилизацию, чем занимаются специализированные организации.

«Когда планируется эксперимент, прописывается всё. Животные закупаются в специальном питомнике – и обычно все они, так или иначе, умерщвляются под общей анестезией. В редких случаях, если это большое животное – например, кролик, который ничему не подвергался – то кто-то может забрать его к себе домой. Однако чаще всего подопытных ждёт утилизация», – говорит специалист.

Почка вместо мыши

Против экспериментов на животных уже не первый год выступают зоозащитники. Но пока учёные не могут отказаться от существующей модели, поскольку альтернатива – например, искусственно выращенные органы – дорога и пока что не оправдана.

«Я сам не сторонник живодёрства – но, к сожалению, от этого никуда не уйти. Понятно, что жалко: в эксперименте можно и 200 крыс зарезать, 200 мышей загубить. Но, так или иначе, тестировать на людях по правилам нельзя. У нас в стране, даже если человек всё подпишет и согласится с [возможностью] летального исхода, то учёного или врача всё равно могут посадить. Поэтому первые стадии испытания проводятся на клеточных культурах животных. Да, сейчас есть так называемые органы на чипе – это когда выращивают какие-то аналоги органов и собирают своего рода гомункула: искусственно выращенную почку, лёгкое, печень. На них тестируют препараты – однако это далеко от настоящего организма. Разработка находится на зачаточном уровне, но она очень дорогая, сложная и не совсем правдоподобная», – объясняет Прилепский.

Точку зрения некоторых зоозащитников о том, что препараты можно тестировать на заключённых, приговорённых к пожизненному сроку, он не поддерживает – по мнению специалиста, и эта позиция найдёт своих противников. Другое дело – позволить смертельно больным людям участвовать в экспериментах. А до тех пор, пока это невозможно, опыты на животных – меньшая плата за то, чтобы разработать новое лекарство, которое в будущем спасёт человеческую жизнь.

Эксперт также отметил, что сегодня в руководствах по доклиническим исследованиям намечается тенденция к сокращению числа подопытных в группах. Другими словами, учёные тоже стараются сократить количество загубленных животных, когда это не вредит достоверности получаемых данных.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *