Для чего ставят памятники на месте аварии
Могила без мертвеца
В России вдоль трасс стоят тысячи памятников погибшим в ДТП. Опасные участки дороги как будто дополнительно помечены пятнышками искусственных цветов и крестами. Вы видите их каждый раз по дороге на дачу. Это кенотафы: пустые могилы. Когда их начали сооружать? Зачем это делают? Как правильно установить кенотаф и можно ли? Мы отправили Нину Абросимову вдоль трассы, чтобы она узнала историю хотя бы одного памятника.
Второй час я иду по дороге А-104, которая ведёт к моему городу. На резких поворотах регулярно разбиваются люди, поэтому я знаю, что тут много кенотафов. Я никогда не рассматривала их, хотя отчим всегда непроизвольно снижал скорость. Но сейчас я не пропущу ни одного, потому что иду пешком. Мне сигналят и предлагают подвезти, а я просто иду от одного кенотафа до другого, фотографирую их и списываю имена и фамилии погибших. После нахожу в соцсетях телефоны их родственников, звоню и договариваюсь о встрече в том же районе.
Кенотаф — это стационарный памятник на том месте, где нет захоронения. Условно все кенотафы можно поделить на несколько групп:
— искусственные цветы, венок или несколько венков на столбе или дереве;
— железный или деревянный крест на обочине;
— памятник, установленный на обочине;
— полноценный мемориал;
— части автомобиля типа руля и колёс.
Я видела их все — жёлтые выцветшие цветы, классический венок с лентами, памятник со скамейкой и оградкой, покрышки и даже надпись, выложенную крупными белыми камнями на холме: «СЕРЁГА, МЫ ТЕБЯ ПОМНИМ».
Антрополог Анна Соколова, которая вывела эту классификацию, говорит, что родственники чаще всего стремятся воспроизвести могилу: «В каждой стране кенотафы отражают практики с кладбища: по ним сразу видно, православная ли это страна или католическая. В Греции это специфичные домики. В России — бурлеск искусственных цветов и кресты. Россия — нищенская страна, поэтому искусственные цветы популярнее всего». К ним же, по традиции, прикладывают конфеты, сигареты и алкоголь.
Сейчас появилось больше доступных материалов, но у людей уже нет желания сооружать что-то оригинальное. А в самом начале памятники были очень причудливыми, например снеговики из шин, которые вспоминает Соколова. Их массовая установка началась на рубеже 80–90-х. Это связано с всплеском автомобилизации: больше машин — больше аварий.
Кенотаф — попытка законсервировать боль, оставить её где-то далеко, на том самом месте, где произошла трагедия. «А зачем, когда человек умирает неожиданной и неправильной смертью, родные его комнату сохраняют в нетронутом виде многие годы? Они сами не могут объяснить», — говорит Соколова. У такого рода памятников очень жёсткая социальная прагматика. И памятник ставится только жертве. «Если человек шёл пьяный, бросился под колёса грузовика и умер — памятник не появится, — добавляет Соколова. — Кенотаф появляется только тогда, когда погиб невиновный».
Со Светланой Ковалёвой мы встречаемся через полтора часа после того, как я нашла в елях на обочине большой ухоженный мемориал с оградой и крестом. Мы сидим на остановке, её муж и дочь гуляют неподалёку, а она рассказывает, как больше двадцати лет назад её жениха вместе с другими тремя кремлёвскими курсантами сжёг другой водитель. Две машины столкнулись лоб в лоб, четверо парней оказались без сознания, и нетрезвый мужчина почему-то решил облить их бензином, сжечь и скрыться с места. Столб дыма заметили, водителя поймали, но здоровые крепкие парни превратились в гору пепла.
Через несколько недель после аварии родители насыпали искусственный холм и поставили памятник, друзья и Светлана — украсили. Похоронили курсантов порознь: кого-то в Москве, кого-то в Дубне, поэтому родственники чаще предпочитают добраться сюда. «Там рядом кладбище, где они похоронены относительно. Мне не нравится туда ходить. Всё-таки они практически дотла сгорели, а пепел остался на дороге. Куда мне ещё ходить?» — спрашивает Светлана. Кенотаф она видит каждый день по два раза: по дороге на работу и по дороге с работы. Говорит, что «сейчас уже затихает, смотришь по-другому».
Обычно люди, живущие в том районе, знают, какая история стоит за кенотафом. Анна Соколова считает, что они часто могут рассказать о памятниках, которые находятся за несколько сотен километров. Местное сообщество в России не так сильно, но оно работает. Соколова рассказывает, что все люди, живущие на расстоянии 10–15 километров от обнаруженного ею небольшого венка на столбе в деревне, знали о том, что там сбили маленького ребёнка пятнадцать лет назад. «Хотя казалось бы: висит два цветка», — добавляет она. Светлана говорит, что к их памятнику регулярно ездят люди: «Если свадьбы где-то рядом проходят, то у памятника останавливаются, возлагают цветы. Кто-то ездит к монументам погибшим в войну, кто-то к нам. Это дань уважения. Кто местные — все знают».
В Америке и Австралии памятники часто устанавливают люди, связанные с движением типа «Матери против пьяных водителей». Это сигнал: мол, мы помним, что пьяные водители — это плохо, и мы бы не хотели, чтобы это произошло ещё раз. Они, опять же, акцентируют внимание на несправедливости произошедшего. Соколова рассказывает, что в некоторых штатах, например в Техасе и Канзасе, это поддерживает власть. Они выпускают типовые кресты, которые устанавливают родственники по согласованию с владельцами, на чьей территории произошёл инцидент. Считается, что такие памятники заставляют водителей снижать скорость. В Канаде, чтобы проверить это, даже установили фейковый кенотаф и подтвердили, что мемориалы способствуют повышению дисциплины водителей. Росавтодор же считает, что «большое количество незаконно установленных вдоль дорог объектов, безусловно, может отвлекать внимание водителей от управления транспортными средствами и привести к аварии».
Кенотафы вообще много кому не нравятся. Об этом регулярно сообщают депутаты разного уровня. В 2015 году, например, один из них назвал кенотафы «могилами-обманками» и вместе с группой внёс законопроект о запрете установки каких-либо памятников. Чиновникам не нравится в том числе то, что искусственные цветы, например, быстро теряют красивый вид и их впоследствии никто не убирает. Запрет установки кенотафов также обсуждали в законодательных собраниях Татарстана, Тверской, Тульской, Свердловской, Ленинградской, Еврейской автономной и Челябинской областей, а также Кабардино-Балкарии.
Иногда местные службы сами устраивают рейды по зачистке обочин, но всё-таки обычно это связано с проведением дорожно-ремонтных работ. Как замечает Соколова, «дорожные рабочие щепетильны к таким вещам, поэтому они переносят, а не уничтожают памятники. Они воспринимают кенотафы как места со сложной историей».
В России считается, что кенотафы стоят на ничьей земле. Светлана, которая работает в ГИБДД, говорит, что ей ужасно не понравится, если кенотаф внезапно уберут, но их кенотаф устроен по всем правилам и стоит не на проезжей части. «Если кто культурно делает — их не трогают. Зимой дороги чистят, но сносят только те памятники, которые не вынесены за обочину».
Росавтодор, отвечающий почти за все федеральные дороги, сообщил «Батеньке», что ведомство не обсуждает легитимацию установки памятников жертвам ДТП родственниками пострадавших. На данный момент размещение тех или иных объектов возможно только с разрешения Федерального дорожного агентства, а кенотафы — вне закона. Поэтому Росавтодор оставляет за собой право убирать данные конструкции. В письме также сказано, что подведомственные Росавтодору региональные учреждения, в чьём оперативном управлении находятся участки федеральных трасс, убирают подобные памятники в рамках работ по содержанию вверенных дорог, и предупреждать родственников при этом «не представляется возможным».
Но попытаться зарегистрировать кенотаф всё равно можно. В том случае, если вы решили поставить памятник, помните, что его действительно лучше установить на расстоянии более одного метра от дороги. Оформить же его можно так, чтобы он не требовал ухода: например, ограничиться декоративными элементами типа ограды и не использовать для украшения искусственные цветы, которые потеряют свой вид уже через несколько месяцев.
Могилы у дороги: зачем ставят кресты и памятники на трассах?
Многие водители замечали кресты или могилы, которые стоят вдоль дорог или на въезде в город. Отношение к таким сооружением разное: кого-то они отвлекают, кто-то не имеет ничего против и считает их данью уважения погибшим. Но зачем их устанавливают?
Зачем ставят кресты и памятники у дорог
Традиция ставить кресты вдоль дорог зародилась много столетий назад. Ещё княгиня Ольга приказывала уничтожать языческих идолов и ставить на их место кресты, называемые кенотафами. Кресты воздвигались также на перекрёстках и на въезде в города, расположенные в удалённых землях. Всё это должно было означать победу христианства над язычеством.
Чуть позже кресты получили и другое значение. Очень высокие постройки служили ориентиром для путешественников. Иногда кресты показывали границы больших угодий или говорили путнику о том, что он въезжает в город, а значит, надо помолиться Богу за то, что трудный путь окончен.
Но чаще такие кресты являются памятными. В прежние времена их ставили на месте сражений или в честь каких-то особенных событий (Иван Грозный, например, воздвиг постройку в честь рождения сына). Сегодня кресты и даже целые памятники устанавливаются в местах ДТП со смертельным исходом. Такие могилы обычно оказываются пустыми — останки человека похоронены на кладбище, у дороги стоит лишь надгробие, напоминающее о смерти.
Кресты и памятники ставятся в честь тех, кто погиб на этом месте в ДТП
Мнение водителей и церкви
Водителям такая традиция не очень нравится. Крест или даже целое надгробие с венками отвлекают того, кто ведёт машину, может заставить погрузиться в мрачные мысли, что во время вождения недопустимо. Но по этому вопросу есть и другое мнение: кто-то считает, что кресты напоминают о смерти, которая может постичь каждого, и заставляют быть внимательнее.
Такие вещи [памятники вдоль дорог] либо не замечаешь, либо они дико угнетают нервную систему. Если человеку для приведения в чувство за рулем нужны кресты — не нужны ему права. Люди гибнут везде: на улице, в квартирах, переходах, магазинах, парках и тротуарах. Почему там нет крестов? Непонятно.
k1mosab3
https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462
Очень бодрит за рулем. Избавляет от иллюзий.
BeerJIEHb
https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462
Православная церковь негативно относится к таким памятникам.
Не стоит ставить памятники и крепить венки вдоль дорог. Поминать надо на кладбищах и в церквях. Нужно молиться за умершего человека.
отец Владимир, клирик Спасо-Вознесенского собора
https://ulpressa.ru/2013/11/01/mogilyi-u-dorogi/
Кресты у дорог — давняя традиция, в разные времена они имели различное значение. Сегодня памятники устанавливают на местах ДТП в память о погибших.
Место смерти отмечать нельзя?
Когда был поставлен первый памятник на месте дорожной аварии, не помнит никто. Однако таких монументов в России с каждым днем становится все больше. Одни пытаются сделать на этом бизнес, а другие боятся жить в окружении венков и крестов.
Ежегодно на дорогах России происходит десятки тысяч аварий, в которых гибнут сотни человек. Почти в половине случаев родственники, желая увековечить память погибшего, либо регулярно возлагают к месту аварии цветы, либо ставят памятник, украшенный венками. Инспекторы ГИБДД говорят, что если так пойдет и дальше, скоро печальные обелиски будут возвышаться на каждом километре трассы и оживленном перекрестке города, а мы станем невольными участниками ежедневных траурных церемоний.
— Я против того, чтобы на наших дорогах были такие памятники, — говорит старший инспектор ГИБДД УВД по Томской области Виталий Аплин. — Если следовать теории, что на месте гибели нужно обязательно возводить монумент, то венки придется возлагать везде. Упал с лестницы и погиб — поставим памятник, стало плохо в лесу — положим цветы и там. Траурными знаками стоит отмечать лишь места, где произошли крупные дорожные катастрофы.
Не согласен Виталий Аплин и с расхожим мнением о внимательности водителей: дескать, проезжая мимо скорбного места и видя обелиски у дороги, они якобы невольно сбрасывают скорость и минуют этот участок с большей осмотрительностью.
— Если бы на тысячу километров дороги стоял один памятник, возможно, такой эффект действительно бы сработал, — считает старший инспектор. — Сегодня же автомобилисты уже привыкли к мелькающим за окнами крестам и не обращают на них внимания.
Самыми крупными памятниками в Томской области являются дорожный обелиск на Шегарской трассе, где погиб преступный авторитет Гром, памятник на Богашевской трассе, где безутешные родители сбитой девушки установили огромную беседку, а также гигантский православный крест на трассе Томск-Мариинск. В результате столкновения автобуса с КаМАЗом и трактором и последовавшего пожара в 2005 году там погибли 14 человек.
— Люди, которые ставят на месте гибели близкого человека памятник, да еще и помещают на него фотографию с датами жизни и смерти, совершают большой грех, — пояснили корреспонденту Sibnet.ru представители Томской епархии. — Это все равно, что хоронить человека в разных местах. Душа не может понять, где ей найти успокоение, и начинает метаться между могилами.
Однако ни эти, ни другие убеждения на обывателей не действуют. По некоторым данным, услуга по увековечиванию места гибели человека настолько популярна, что похоронные агентства даже стали заказывать специально под нее траурную продукцию.
В администрации Томска с возложением венков в черте города борются категорично и жестко. Чиновники утверждают, что весь город за считанные месяцы может превратиться в подобие кладбища, если вовремя не снимать сухоцветы с мест гибели людей. Несколько лет назад рядом с остановкой «Главпочтамт» трое молодых людей, будучи за рулем в подпитии, не заметили идущую впереди поливальную машину, на полной скорости врезались в нее и погибли. Родственники и друзья несколько дней приносили гвоздики на место ДТП, а затем решили поставить венок рядом с входом в крупный торговый центр. Их действия пресекли сотрудники милиции.
— К памятникам у дороги стоит быть предельно внимательным, — говорит специалист по биолокации и биоэнергетике Марина, — они указывают на места скопления негативной энергетики. Нередко кресты, связанные с разными авариями, могут стоять в паре метров друг от друга, притом что участок трассы, где произошли трагедии, кажется ровным и прямым. Но в этом месте, возможно, из-под земли идет мощный энергетический поток, поэтому стоит сбавить скорость, внимательнее прислушаться к внутреннему состоянию (пульс, давление) и, возможно, даже остановиться. Придорожный памятник — сообщение мертвых живым: «Стоп! Здесь опасно!»
Почему ставят памятники вдоль трасс?
Проезжая по загородной трассе, нередко можно увидеть установленный вблизи дороги памятник или крест. Отношение водителей и пассажиров к памятным сооружениям разное, а некоторые просто не обращают на них внимания. А откуда вообще взялась эта, своего рода традиция — установка памятника вблизи дорожного полотна?
Каким значением обладали памятники около дорог на Руси
Подобной традиции не одна сотня лет. Ещё княгиня Ольга, первая принявшая христианскую веру, призывала уничтожать языческих божков, расположенных около дорог и заменять их крестами. Подобные ритуальные предметы ставились на перекрёстках и на въезде в город. Назывались они кенотафы и являлись символами победы христианской веры над языческими обрядами.
По прошествии некоторого времени такие кресты получили и другое значение. Довольно высокие их экземпляры выступали в качестве ориентира для путешествующих. Путник, перед таким сооружением, традиционно молился, благодаря за то, что его продолжительное пешее путешествие закончилось благополучно.
Однако основное значение крестов было памятное. Их установка могла отмечать место сражения или знаменовать какое-либо значимое событие.
Надгробия вдоль трасс в современной России
Сегодня чаще всего кенотафы (буквально пустая могила) или памятные знаки без захоронения устанавливают в местах ДТП, в результате которого погиб один человек или несколько. Подобные ритуальные предметы могут быть нескольких видов. Например, устанавливается крест или просто искусственные цветы или венок фиксируются к столбу или дереву. Часто можно увидеть красиво оформленное надгробие или целый мемориал.
Как относится церковь к памятникам, расположенным вне территории кладбища
Единого мнения нет. Одни священнослужители, считают, что место памятников — исключительно на кладбище. Однако большинство духовных служителей всё же понимают людей, которые устанавливают их в местах трагедий. И считают это действие данью древней традиции.
Веками считалось, что место, где человек скоропостижно расстался с жизнью, считается особенным, священным. Именно поэтому сложилась традиция оборудовать его с использованием ритуальных предметов. Цель таких сооружений была в том, чтобы проходящие мимо могли помолиться об упокоении души человека, жизнь которого здесь трагически завершилась.
Установка памятника в месте гибели человека в ДТП, скорее всего, имеет тот же смысл. Проезжая мимо, верующий человек может помолиться о жертвах аварии. Тот, кто не считает себя религиозным, просто снизит скорость и хотя бы на несколько секунд задумается, тем самым, возможно, предотвратив очередную трагедию. Установка кенотафа — не только русская традиция. В православной Греции в подобных местах возводят небольшого размера часовни. В них горят свечи. Во Франции на местах аварий ставят силуэты чёрного цвета, как будто разорванные молнией.
Можно сделать вывод, что следование подобного рода традиции вполне допустимо. Однако злоупотреблять сооружением таких предметов и превращать обочины дорог в копии кладбищ, конечно, не стоит.
Околодорожный траур: нужны ли вдоль трасс памятники
Стоит только выехать из Кемерова – и сразу вдоль дороги встречаешь памятники погибшим в ДТП. Их десятки или даже сотни. В сторону любого из городов области: по трассе до Анжеро-Судженска, Яшкино, Ленинска-Кузнецкого. Кресты, венки и мемориалы теряются среди дорожных знаков, они – лишнее напоминание о том, что за рулём лучше быть аккуратнее. Такие памятники называются кенотафами, или пустыми могилами.
Траур за пределами кладбища
Проще говоря, кенотаф – это памятный знак без захоронения. Чаще всего их устанавливают вдоль трасс на местах аварий со смертельным исходом. Хотя иногда они встречаются и в городе: например, в Кемерове один из таких памятников стоит недалеко от остановки «Редакция газеты «Кузбасс»». Как правило, местные власти не приветствуют подобные мемориалы в городской черте.
Согласно классификации антрополога Анны Соколовой, кенотафы делятся на пять видов:
В пригороде Кемерова встречаются четыре из пяти видов. Они же – самые распространённые.
– Спонтанные мемориалы – свидетельство того, что траур выходит за пределы кладбища. Одного кладбища уже недостаточно, пространство смерти расширяется. В любой культуре есть ограничение траура, он не может быть вечным. Заканчивается даже самый долгий траур — траур вдовы, и её новое замужество спустя какое-то время социально одобряется. А в случае спонтанных мемориалов точка не ставится, люди могут подолгу посещать эти памятные знаки. Это говорит о том, что традиционные механизмы переживания горя и соответствующие духовные практики больше не работают, – говорит Анна Соколова.
Возможность пережить своё горе
Пожалуй, самый известный мемориал среди кемеровчан – памятник погибшему мальчику-футболисту, который стоит на 12 километре трассы «Кемерово–Ленинск-Кузнецкий».
На этом месте в августе 2016 года попал в ДТП микроавтобус с девятью футболистами команды «Кузбасс имени Раздаева». Спорстмены возвращались с соревнований в Новокузнецке. 17-летний Николай Лаврухин погиб сразу же, его друг Никита Миков скончался в больнице спустя 50 дней после аварии. Остальные получили травмы.
Теперь там – каменный мальчик с мячом на фоне арки с ангельскими крыльями. Вокруг него – газонная трава и молодая вишня. По словам психолога Кристины Плетнёвой, всё это помогает родителям справиться с утратой, у них появляется ещё одна возможность пережить своё горе и осмыслить его.
Видно, что за кенотафом ухаживают. Хотя по правилам дорожного движения остановка в этом месте запрещена. Об этом нам рассказали в областной ГИБДД.
– Конечно, если автомобиль сломался и стоит на «аварийке», это не считается нарушением. Во всех других случаях такая остановка будет нарушением правил дорожного движения. И формально за это можно привлечь нарушителя к административной ответственности. Потому что на трассах неслучайно нельзя останавливаться: это может повлечь и совершение других ДТП в этом месте, если какой-то водитель зазевается и не заметит остановившегося. С этической точки зрения мы не можем комментировать этот вопрос. Наверняка у каждого сотрудника ГИБДД есть личное мнение на этот счёт. Но в ПДД исключений нет.
Здесь, кстати, кроется проблема многих памятных знаков, установленных вдоль трасс: рядом с большинством попросту нет остановки, к ним не ведут никакие просёлочные дороги, а нарушителей иногда и правда штрафуют. Возможно, по этой причине большинство памятников выглядят заброшенными и неухоженными.
Памятник ставят только жертве
Первые кенотафы появились в Советском Союзе в 1960 годах. Например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в то время, герои останавливаются у одного из таких мемориалов и выражают почтение.
Хотя массовым явлением подобные памятники стали только в 1980 годах. Отчасти это связано с появлением стихийных мемориалов. Самый масштабный и заметный из них посвящён смерти Владимира Высоцкого. Люди сотнями шли к театру на Таганке и оставляли там цветы. Иногда стихийные мемориалы становятся постоянными. Для Кемерова таким примером служит «Зимняя вишня».
С «автомобильными» смертями ситуация обстоит по-другому. Они скорпостижны, и раньше отношение к ним оставалось настороженным: людей не вспоминали и не поминали. Теперь ситуация поменялась: кенотафы как раз устанавливают, чтобы лишний раз помянуть погибшего. Анна Соколова считает, что это связано с тем, что наша жизнь насыщена поминальными ритуалами, во многих семьях посещают могилы близких несколько раз в год, а памятник на месте гибели — дополнительный поминальный локус.
Однако памятник ставят только жертве, и, как правило, он появляется лишь в том случае, если погиб невиновный.
(Не)законные кенотафы
Около десяти лет назад в Росавтодоре заявили, что придорожные памятники необходимо демонтировать, потому что они отвлекают водителей от управления автомобилем и могут привести к аварии. Но в ГИБДД Кемеровской области считают, что кенотафы, скорее всего, вообще никак не действуют на водителей.
– Мы не проводим параллели между установленными памятниками и восприятием их водителями в положительном или негативном ключе. То есть, как пропаганда безопасности на дорогах или, наоборот, в качестве отвлечения внимания. Это очень сложно, поэтому мы можем только догадываться, как влияют кенотафы на участников дорожного движения. И влияют ли вообще.
Тем не менее иногда памятники и правда демонтируют. Дело не в том, что они мешают дорожному движению, а в том, что устанавливают их в неположенном месте. Например, согласно ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кенотафы нельзя устанавливать на полосах отвода и придорожных полосах автомобильной дороги.
Если кенотаф не нарушает статьи закона, то его никто не тронет. Многие памятники, которые мы видели вдоль областных трасс, стоят там больше двадцати лет. В трёх-десяти метрах от дороги – на таком расстоянии, что приходится вглядываться в кусты и деревья, чтобы их заметить.
– Если мы видим, что кенотаф находится в «запрещённой зоне», то выдаём предписание собственникам дорог на его демонтаж или снос, – объясняют в областной Госавтоинспекции. – Если же памятник этих правил не нарушает, то пусть стоит. Но тут уже зона компетенции других надзорных органов: нельзя же у нас самовольно возводить мемориалы и ставить памятники. Территория всегда кому-то принадлежит. С точки зрения Госавтоинспекции, наша компетенция распространяется только там, где выявлено нарушение норм ГОСТа и запрещена любая постройка чего-либо.
Ещё одна проблема – в России считается, что подобные памятники стоят на «ничейной» земле, а закона, который бы разрешал или запрещал их установку просто не существует. Поэтому получается, что любой кенотаф попадает в зону риска. Хотя добиться законности установки мемориала сложно, но можно: необходимо обратиться в Федеральное дорожное агентство. В любом другом случае Росавтодор оставляет за собой право на демонтаж.
Способ понять, как правильно относиться к смерти
Есть распространённое мнение, что в местах, где установлены памятники, похоронены люди. Это не так. Захоронений там не может быть согласно российскому законодательству. Хотя кое-какие конструкции и правда напоминают могилки со всей присущей атрибутикой: кресты, плитка, надгробия, оградка.
Из-за православных символов некоторые священники негативно относятся к подобным явлениям. Хотя большинство всё же понимает, что такие места имеют особое значение для людей, переживших потерю.
– Об отношении церкви к памятникам стоит сказать следующее. Место погребения и место земной кончины человека, особенно скоропостижной, народ считает особенным, священным, а потому существует традиция оборудования этих мест особым образом, – рассказывает руководитель информационно-издательского отдела Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский. – Исторически это делалось для того, чтобы проходящие мимо могли помолиться об упокоении души завершившего в этом месте свою жизнь. Мы знаем и примеры, когда на месте гибели людей строились часовни и даже храмы: Прозоровка, место самого крупного танкового сражения, отмечена величественным храмом. Часовня воздвигнута на месте сгоревшего кинотеатра в Бологом. В атеистический период советской жизни места молитвы за усопших приобрели новую форму, однако в народной памяти сохранили своё значение.
По мнению Соколовой, сейчас идёт гиперматериализация смерти, а дополнительные памятные знаки просто необходимы людям. Это происходит, прежде всего, из-за социальных изменений в обществе. Придорожные памятники – лишь способ понять, как правильно относиться к смерти в той жизни, где нарушены привычные устои. Цивилизации попросту нужны новые формы траура, и она их ищет.