Для чего ставят памятники
Для чего устанавливать памятник на могилу
Практически все могилы украшены памятниками. Многие всё же полагают, что традиции нужно поддерживать и спешат установить таковые, когда приходит время. Купить памятник в Минске не составит труда. Он может кардинально отличаться по размеру, форме и материалу изготовления. Можно отдать предпочтение стандартному проекту, а можно создать нечто эксклюзивное. Выбор за каждым. Понятно, что оригинальный памятник из натурального камня буде стоить дороже.
Почему принято устанавливать памятник? Прежде всего, как было сказано выше, это традиция. Многие продолжают это делать ввиду того, что предки поступали аналогичным образом. Не стоит забывать, что памятник также выступает в роли идентифицирующего фактора. Отыскать могилку среди бесчисленного множества других – бывает непросто, особенно с годами. Без памятника просто не обойтись. Кроме того, это своего рода дань ушедшим родственникам. Так люди показывают свою любовь и признательность. Памятники могут быть украшены снимками родственников, эмоциональными обращениями, выполненными в виде различных фигур или человека в полный рост. Возможностей масса.
Кроме того, наличие надгробного памятника – это возможность оставить некоторый след в истории. Часто люди забывают о своих корнях, а с годами вспоминают. Хорошо, когда отыскать могилу просто. Достаточно прочитать информацию на теле памятника, чтобы убедиться в том, что здесь лежит конкретный человек.
Со временем имена и фамилии забываются. Однако на памятнике они будут жить очень долго. Понятно, что это возможно лишь в том случае, когда изделие качественное. Очень важно сохранять информацию о человеке. Чем таковой больше, тем лучше. В настоящем существует множество носителей данных. Однако памятник – это источник, который сможет противостоять различным негативным последствиям, и выстоять перед ненастьями.
Традиция устанавливать на могилу памятник вряд ли в ближайшей перспективе станет пережитком прошлого. Может измениться форма подачи, но вот суть останется прежней. Изготовление памятников доверяйте исключительно проверенным представителям рынка.
Для чего ставят памятники
Вы никогда не задумывались, почему уже много веков появляются все новые и новые памятники, причем и умершим, и живым?
Наша память очень коротка, а жизнь идет своим чередом, постоянно возникают новые герои, случаются новые события, как хорошие, так и плохие… И именно памятники не дают забыть о самых важных вехах в истории.
Крайне редко в современных условиях памятники или мемориалы возникают на бюджетные средства, чаще всего финансирование их идет методом сбора народных денег, на средства меценатов, или благотворительных фондов. Одним из таких фондов в Оренбурге является «Регионразвитие», одним из направлений которого, как раз и яв-ляется увековечивание памяти людей и событий.
По инициативе и за счет средств Фонда в центре города в 2012 году построен мемориал основателю Оренбурга и первому губернатору Оренбургской губернии Ивану Неплюеву, колоннада которого открывает прекрасный вид и перспективы на уникальный архитектурно-исторический комплекс «Гостиный двор» и здание первой оренбургской таможни. Памятник, стоявший на этом месте до 2012 года практически заброшенным, был отреставрирован и поднят на пьедестал.
Кстати, у представителей Фонда есть и планы реконструкции сквера за колоннадой, здесь будет построен каскад фонтанов, ведущий в памятнику императрице Елизавете Петровне, а в руках она должна держать тот самый Именной указ об учреждении Оренбургской губернии. А ведь действительно, память российской императрицы, благодаря которой и родилась Степная Пальмира, сейчас в городе практически никак не увековечена, за исключением, пожалуй, Елизаветинских ворота на Набережной Урала.
31 августа 2013 года также при финансовой поддержке Фонда был открыт мемориал, посвящённый освобождению города Оренбурга от воинского постоя. Находится памятник в районе Пушкинского бульвара, близ Введенской церкви. Это копия когда-то разрушенного обелиска, восстановленная до мелочей по сохранившимся чертежам и фотодокументам.
Справка. До 1821 года жители Оренбурга обязаны были предоставлять свои дома при необходимости под расположение воинских частей. Эго негативно сказывалось на архитектуре города: люди не желали строить большие дома, они в любой момент могли быть изъяты у хозяев для обеспечения военных нужд. В 1821 году императором Александром I был подписан указ, освобождавший Оренбург от воинского постоя. В честь этого события в городе был установлен памятник-обелиск памятника «Освобождение города от воинского постоя». Первый памятник был установлен в 1822 году на Александровской площади (ныне сквер им. Ленина на Советской улице) возле здания Городской думы (ныне Музей изобразительных искусств), позднее стелу перенесли на набережную Урала.
В обновлённым вариант памятника включены три элемента из белого камня, сохранившиеся от первоначальной стелы, но есть и дополнения: три бронзовые доски с изображениями плана Оренбурга, документа о «Привилегии городу Оренбургу императрицы Анны Иоанновны» и указа о заложении города в третий раз. Кстати, этот мемориал стал подарком Фонда городу в честь 270-летия Оренбурга.
По инициативе Фонда в сквере, названном в честь Владыки Леонтия, был открыт и памятник «Оренбуржцам — героям Первой мировой войны». Эта стела, высотой шесть метров, которую венчает мозаичная икона, изображающая Георгия Победоносца, гордо возвышается над сенью парковых деревьев. Мемориал посвящен солдатам, казакам, генералам, офицерам, принимавшим участие в Первой мировой войне.
Совершенно уникальным и удивительным проектом Фонда является строительство храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Берды. Этот храм, в будущем семикупольный, станет поистине одним из самых красивых и торжественных в Оренбурге, уже сейчас к нему пристроена колокольня, звоном возвещающая прихожан и жителей поселка о церковных праздниках. Здесь Фонд не ограничился меценатством. В основе росписи храма — академическое письмо и работы Васнецова, над которыми трудились художники из Почаева. Росписью занимался и президент Фонда. Центральная храмовая икона Казанской Божией Матери и «Несение креста» — это его главные работы.
Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в нас, обычных людях, чувство гордости за предков. Между памятниками и обществом существует невидимая связь, позволяющая не забывать наше прошлое, постоянно возвращаться к истории города и страны.
Источник: «Легенды губернии. Все дело в людях» / ред. коллегия Е.Чернова, А.Жураковская, А. Севостьянов [и др.]. — Оренбург : «АиФ в Оренбурге», 2017, стр. 66-67.
Почему устанавливают памятники на захоронения? История возникновения традиций
Никто точно не знает, как и откуда пошла традиция устанавливать памятники на захоронениях. Тема может не очень веселая, но из жизни и из истории. Версии о возникновении традиции самые разные. Есть, например, связанная с прародителем человечества – Адамом. Потомки Адама насыпали над его телом огромную груду камней. А так как потомки Адама — мы все, т.е. потомков много, то груда со временем превратилась в гору. А гору эту позднее люди назвали Голгофой. Вот такой поворот истории!
Поклонники теории Дарвина не отстают и им не откажешь в логике. Они говорят, что засыпание могил камнями имело вовсе не духовный смысл, а более прозаичный – просто так живые оберегали умерших от растерзания дикими зверями.
Памятники были огромные и маленькие, забытые и увековеченные. Древние цивилизации, например, древнеегипетская, сделали из памятников усопшим целый культ. Они возводили огромные и фундаментальные погребальные комплексы в память о своих фараонах. В Древнем Риме возводились памятные колоннады, арки, стелы, памятники императорам, а также выдающимся гражданам.
Европа средних веков тоже внесла свой богатый вклад в развитие культовых и мемориальных традиций. Европейцы устанавливали разнообразные кресты, а в память о Святых строили храмы. Азиатские народы строили мавзолеи, пагоды, усыпальницы, склепы, многие из которых дошли до наших лет.
Античные надгробные памятники.
Традициям установки всевозможных надгробий очень много лет. Согласно верованиям древних людей, подношения на могилы старейшин должны были сделать духов предков благосклонными к племени и обеспечить его процветание. Погребальная традиция была вообще далеко не у всех древних народов, но у кого была — начиналось все конечно не с арок и пирамид, а с простых камней. Они и послужили прототипом современных надгробий.
Менгиры — первые надгробия предков.
Самые первые известные погребения неандертальцев в хорватском городе Крапина, уже имеющие признаки надмогильных конструкций. А их исторический возраст достигает 130 тысяч лет.
Мы не знаем, нужны ли мертвым все эти памятники. Но живые видят в них особое значение. Прежде всего, эти каменные или деревянные сооружения, большие или маленькие, символизируют память об умерших и уважение к ним.
Правда жизни такова, что 90% людей ставят памятники на могилы «по традиции». Эту традицию мы унаследовали от своих родителей, видя, как у тех проходят похороны их предков, родственников, знакомых. В остальные 10% входит те люди, которые не мыслят стереотипами. Они ставят на могилах родных скульптуры, высаживают растения (чаще деревья), оформляют клумбы… Глубоко верующий человек, действительно соблюдающий каноны православия, ограничится лишь деревянным крестом.
Надгробные памятники прошли через всю историю человечества от плохо отесанных камней до современных памятников из гранита и шаблонных надгробий. Однако, как и десятки тысяч лет тому назад, они остаются главным символом для увековечения памяти об ушедших из жизни людей.
Новое в блогах
Памятникам — быть?
Зачем нужны памятники? Кому нужны памятники?
Умер человек, похоронили, поставили памятник. Ходят на могилку два раза в год. Если бы не было памятника, не ходили бы? Или чтобы перед людьми было не стыдно? Все поставили — и мы поставим. Традиция такая. Часто, соблюдая традиции, мы забываем основы, эти традиции сотворившие.
Был человек — и нет человека. Человек живет, пока живет о нем память. Увеличивает ли камень срок памяти о человеке, который под камнем покоится? Да и если кто-то никогда не видел человека, что он может о нем помнить? А тому, кто помнит умершего, нужен ли для этого камень?
На старых кладбищах мало ли заброшенных могил? Но прежде чем упрекнуть их потомков, не лучше ли спросить себя, на какие могилы хожу я? Конечно же, для себя у нас найдутся оправдания.
А зачем ставят памятники на центральных площадях городов? С какой целью?
Одно дело, когда ставят памятник событию. Например, крупным победам, основанию городов, государств, восстаниям и так далее.
Памятник Неизвестному Солдату — это памятник не человеку, а Победе, которая не мыслима без человека, без людей, памятник соотечественникам, погибшим в войне. Один памятник на многих. Это памятник о событии, также заставляющий задуматься о смысле жизни. Памятник тем, кто отдал свои жизни за Родину или по приказу Родины, что в принципе одно и то же.
Но вот зачем ставят памятники человеку, иногда в городах, где эти люди не бывали?
Чтобы продолжить эту тему, я немного отвлекусь и вспомню о памятниках животным. Всем известен памятник собакам: Хатико в Японии и сенбернару Барри во Франции. Собаки эти вполне могли совершать собачьи «грешки», но памятник им поставили не за это. А за преданность и за спасение людей. Хатико — это символом преданности. Барри — это символ спасения людей и благодарности за спасение.
Так и памятник человеку — это СИМВОЛ чему-то хорошему, чем обладал человек или совершил этот человек. Наличие памятника не говорит о том, что человек был безгрешен.
Конечно, в память о событиях можно ставить памятник не л юдям, а событиям. Например, триумфальные арки. Но часто ставят памятники людям, без которых эти события немыслимы. Например, Памятник Минину и Пожарскому, хотя кто-то может сегодня считать их подвиг уголовно-наказуемым деянием. Так что же? Сносить этот памятник? Какой пример подают? Но поставили ведь памятник в знак благодарности за победу. Хотя в той победе была ведь не только их заслуга. Об этом чуть позже.
Маршал Советского Союза Жуков, признаваемый многими как символ великой Победы. А для кого-то он именно тот, кто жестоко подавил Венгерское восстание 1956 года, прогнал сотни солдат через воронку от ядерного взрыва, арестовал Берию, чтобы прийти к власти, и так далее. Но разве у великой Победы в Великой Отечественной войне с многомиллионными жертвами может быть один символ? Раньше таким символом был Сталин. Низвергли Сталина, потому что решили, что он много плохого сделал, сделали символ из другого, который. плохого сделал тоже более чем достаточно. Но почему бы не поставить памятник-композицию Верховной Ставке и всем командующим фронтами? Памятник не человеку, а людям, внесшим огромный вклад в общую победу. Ведь когда ставят памятник русскому солдату, это памятник каждому солдату за то, что он сражался за Родину, а не за грехи человеческие.
Можно было бы поставить и памятник солдату штрафбата, бывшему уголовнику. И не за то, что он преступление совершил, а за то, что когда в опасности была Родина, он пошел за нее воевать.
Любой памятник на площади — это символ. Любой человек не без греха, но человек тоже может быть символом, и памятник человеку должен символизировать, почему его считали (и считают) героем.
Проблема лишь в том, что о великих делах человека знают современники (иногда и потомки в течение многих лет), поэтому могут и не написать, но об этом к сожалению забывают потомки иногда через годы, иногда через столетия, которые видят в памятнике не символ, а памятник грешному человеку. Не сотвори себе кумира!
Одно дело, когда человек сам ставит себе статуи, думая, что таким образом увековечит себя любимого. Не работает. Другое дело, когда ему ставят памятник благодарные современники и потомки.
Снося такие памятники, мы оскорбляем своих предков, по ставивших эти памятники!
Памятник любому полководцу — это памятник военной мудрости, смелости, мужеству.
Памятник любому писателю и поэту, художнику, артисту — это памятник таланту, работе над развитием таланта, благодарность за вклад в искусство. Меняются времена — меняются вкусы, меняются темы, волнующие умы. Но это не повод сносить памятники.
Борьба с памятниками — это борьба с истори ей.
Ведь почему ставили памятники Ленину? Многие ли из тех, кто принимает активное участие в «ленинопаде» ответят на этот вопрос? Ленин и те, кто пришел к власти с ним, выступали за бесплатн ое образование и бесплатную медицину, за достойную жизнь рабочих и крестьян, за равные права и обязанности всех граждан и многое другое. Неужели памятники Ленину разрушают за это?
Глядя на памятник Сталину, одни вспомнят о сталинских репрессиях, а другие — о выигранной войне, о советском экономическом чуде, о прорыве в науке и производстве.
Назовите хоть одного человека, который достоин, чтобы в его честь возвели памятник, и. которого при этом не в чем будет упрекнуть.
Другое дело, что даже тех людей, кому поставлены памятники, необходимо воспринимать как людей, а не божества.
У становление памятника — это ИДЕЯ, ПОСЛАНИЕ современников потомкам на основании прошлого.
Возьмем к примеру памятник адмиралу Колчаку в Иркутске. «Автор памятника – народный художник России Вячеслав Клыков. Медная фигура адмирала высотой в 4,5 метра установлена на высоком постаменте. На нем изображены барельефы двух солдат-братьев в форме Красной и Белой армии, опустившие штыки своих винтовок. По словам Клыкова, «памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение искусственно расколотого общества». (Источник: http://www.calend.ru/event/4689/ © Calend.ru)
Памятники — это история. К истории, к любым ее моментам необходимо относиться трепетно, знать своих героев разных времен, даже если в чем-то они антигерои, не пр е давать забвению, а помнить их, их поражения и их победы, чтобы повторить их триумф и не повторять их ошибок.
О времени можно судить по его героям.
Вот столь ненавистный современный запад, на котором сохранились памятники Муссолини, многим святым, полководцам, сражавшимся друг против друга, королям и тем, кто против них боролся, могут поставить памятник животному (памятник Барри в Париже), людям, стоявшим в очередях (Вашингтон), сантехнику, выглядывающему из канализационного люка (Братислава), и даже памятник пальцу (в Париже). Эти скульптуры, возможно, и не несут огромного смысла, но все же поднимут настроение, заставят улыбнуться и сделать что-то хорошее. Уменьшение идеологизированности (если можно так выразиться) приводит к уменьшению ненависти в обществе, к стремлению к нормальному человеческому счастью. При этом все же не нужно забывать и своих героев.
Кому хотят поставить памятники в России? Последние три широко обсуждаемые: памятник князю киевскому Владимиру Крестителю, Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому (восстановление) и. Жанне Фриске. Вы знаете, я лично не против, но что можно сказать о времени и об обществе, у которых такие противоречивые герои? Или с героями не определились или у разных групп общества свои герои.
Почему о киевском князе вспомнили в худший период отношений между Киевом и Москвой за последние пару столетий?
Одни ставят памятник Сталину, другие его тут же оскверняют. Поставят памятник Дзержинскому, найдется какой-то идейный его противник с бутылкой краски. Хотя речь идет о восстановлении, но вандалу с краской это все равно. «Герои» любят воевать с теми, кто не может себя защитить.
Памятник стопроцентно можно и нужно ставить на могиле человека.
Можно ставить в местах, где он работал, если этого хотят сотрудники.
А вот памятники на площадях крупных городов я бы предложил ставит ь через пять-десять лет (как минимум) после смерти. П ров ести референдум и н а памятнике обязат ельно на писать, чем хорош был этот человек, чтобы потомкам было крайне сложно этот памятник с нести и отменить общее решение своих предков.
Скромные мемориальные доски в местах рождения, жизни и смерти известных людей при собрании определенного количества подписей (в зависимости от региона) размещать можно и нужно.
Памятники не должны быть поводом для раздора.
Памятники — это фрагменты истории, а историю забывать, рушить, или менять негоже!
Для чего ставят памятники
Кто и зачем ставит себе памятники при жизни
Анастасия Гнединская
Каждый год предприниматель из Шатуры Александр Еремеев приезжает на небольшое кладбище в деревне Лузгарино. Здесь могилы его родителей, бабушки. А с недавних пор — и его собственная. Год назад бизнесмен изготовил и установил себе надгробие. «Чтобы у детей потом голова об этом не болела». Памятники с открытой датой смерти есть почти на всех кладбищах — стоит только присмотреться. Чаще всего их заказывают одинокие люди, которых просто некому хоронить. Но есть и те, кто заранее хочет увидеть, как они будут выглядеть на гранитной плите, или подобрать достойную эпитафию.
Обозреватель РИА Новости послушала истории людей, которые при жизни поставили себе вполне рукотворные памятники. На будущих могилах.
«Владелец гранитной мастерской отговаривал»
«Еремеев Александр Степанович» — указано на черной гранитной плите. С нее нам улыбается седовласый мужчина с букетом. Рядом стоит сам Александр Степанович — тоже улыбается. На свою «могилу» он приезжает регулярно. Говорит, что даже цветы приносит.
Александра Степановича в подмосковной Шатуре знают многие: он возглавляет местную фирму по подключению кабельного телевидения. В городе о нем отзываются как о «большом оригинале». Но такого не ожидал никто.
«Почему все так удивляются? — недоумевает бизнесмен. — Фараоны вон себе гробницы еще в молодости начинали возводить. И ни у кого это вопросов не вызывало. Я человек неверующий, несуеверный. В том, чтобы позаботиться о себе заранее, не вижу ничего предосудительного».
Год назад Александр Степанович приводил в порядок семейное захоронение в деревне Лузгарино Шатурского района: поднял покосившиеся плиты, залил бетоном, заказал гранитный колумбарий. А заодно решил и себе поставить памятник: «Чтобы вся семья лежала в одном месте, а захоронение было единым ансамблем».
Фото выбирал по принципу «чем веселее, тем лучше». В итоге остановился на том, где он держит огромный букет гладиолусов. «Придут ко мне родственники — а я их встречаю с улыбкой. И с букетом цветов», — моделирует будущее бизнесмен.
Эпитафия родилась за рюмкой коньяка. «Сидели с ребятами, выпивали. Я все думал, чего бы такого на своем памятнике написать. Перебирал одну фразу за другой. Но меня смущала неискренность большинства распространенных эпитафий. Вы не задумывались над тем, что многие из них лживы?
Идешь иногда по кладбищу, читаешь: «Будем помнить тебя вечно», «Мы о тебе скорбим». А могилка неухоженная, запущенная. Зачем такое писать? Просто чтобы соблюсти ритуал?
Я решил, наоборот, обратиться к своим родным. На моей плите выведено: «Спасибо, что помните». И скромно, и назидательно».
— Не было соблазна написать о себе что-то высокопарное? Из серии «был прекрасным человеком, хорошим другом»?
— Да вы что, какое право я имею о себе так говорить? А потом — для всех хорошим не будешь. Обязательно найдется кто-то, кто скажет, что вранье написано на моей могильной плите. Мне это надо?
— А размер как выбирали? Не хотели повыше, помассивнее?
— Нет, моя плита не выделяется. Там же мои родители похоронены. Нескромно это.
Александр Степанович признается: в его окружении идею восприняли холодно. «Дети не особо оценили. Не понимают они, что им потом будет легче: не надо искать мастерскую, продумывать эскиз, эпитафию. Да и подъездных путей к нашему погосту нет. Они замучались бы машину искать».
Но сильнее всего от изготовления надгробия отговаривал владелец гранитной мастерской, где Еремеев сделал эксклюзивный заказ. «Он очень верующий человек, говорил, что лучше лишний раз Господа не гневить. В итоге я в ультимативной форме сказал: «Не хочешь делать, пойду к конкурентам». Он сдался».
По тону Александра Степановича невозможно понять, шутит он или говорит серьезно.
Вот и на вопрос, ухаживает ли он за своим надгробием, отвечает: «А как же? И цветы приношу. Могу и чокнуться со своим портретом, когда родных поминаю. А что в этом такого? Не у каждого есть возможность выпить с самим собой. »
Первые несколько месяцев в городе его то и дело «хоронили». «Люди же у нас не умеют читать надписи на могилах, — возмущается собеседник. — Видят мой портрет на кладбище — и давай названивать знакомым. Мол, горе какое, Степаныч наш еще неделю назад ко мне в магазин заходил, а сегодня смотрю — на кладбище лежит. Хорошо, хоть до соболезнований родным не доходило…»
«Свое фото на памятнике заклеил целлофаном»
Сотрудники гранитных мастерских замечают: такие клиенты редко, но встречаются. Чаще всего памятники при жизни заказывают одинокие люди. «Я раза три такие надгробия делал, — рассказывает директор гранитного цеха из Донецка Ростовской области Виталий К. Этот некогда шахтерский город сейчас считается «столицей» траурного производства. Памятники здесь заказывают со всей России.
«Один раз, помню, обратилась женщина из Липецкой области. Такая моложавая, интересная. Я ее соседям плиту привозил. Подошла ко мне, спросила, могу ли я и ей такую изготовить. И протянула свою фотографию двадцатилетней давности».
Гранитных дел мастер вспоминает, что пытался заказчицу отговорить. Но все доводы разбила ее единственная фраза: «Хочу знать, какой я с памятника буду на людей смотреть». Надгробие женщина обернула полиэтиленом и поставила в гараже. Переживала лишь об одном: что племянники не найдут денег, чтобы установить монумент на могиле после ее кончины.
Еще один памятник с открытой датой смерти уехал в город Скопин Рязанской области. Заказал его пенсионер, не так давно потерявший жену. «Плита была разделена на две части: на одной стороне — портрет супруги, на другой — его самого, — объясняет Виталий. — Плиту дедушка сразу попросил установить. Но свое изображение заклеил черным целлофаном — чтоб посетители раньше времени его не хоронили».
К слову, судьбой необычных заказчиков Виталий интересовался несколько лет назад. И на тот момент владельцы памятников были живы.
«Я умерла вместе с Сергеем»
Ольга М. почти каждый месяц приходит на могилу к сыну. Приносит живые цветы, протирает надгробный памятник. Рядом — плита с ее именем. На двух надгробиях выбита одна дата смерти — 22 июня 2017 года. В этот день сын Ольги Сергей Ушаков, молодой альпинист, сорвался со скалы во время занятия с учениками. Ему было всего 23 года. Ольга не скрывает: 22 июня в половине восьмого вечера вместе с сыном умерла и она. А памятник — лишь попытка быть ближе к погибшему.
«У Сережи было так много увлечений, что рассказать обо всех в телефонном разговоре просто невозможно, — звонкий голос женщины теплеет. — Он был волонтером, ездил в детские дома. Причем выбирал самых сложных ребят. Создал свой турклуб «Против ветра». Мамы часто просили его помочь избавить детей от компьютерной зависимости. И Сережка брал ребят в поход. Но настоящей страстью сына были горы. Я даже не знаю, откуда у простого липецкого мальчишки такое увлечение. Из походов Сережа возвращался с горящими глазами. Я никогда ему не запрещала, понимала, что для него это жизнь».
Сергей с друзьями восходил на Эльбрус — самую высокую вершину России. За день до трагедии вернулся из похода к горе Ушба (4700 метров). А в день похорон должен был повести группу на Архыз. Молодой человек сорвался в родном Липецке — с десятиметровой высоты.
«У нас в городе есть место под названием Каменный лог — очень красивые невысокие известковые скалы. В 2017-м эту природную достопримечательность решили облагородить. Сереже поручили сделать там скалодром. Двадцать второго июня он проводил занятие по скалолазанию. Пошел провешивать страховочную веревку. Когда стоял на краю, хрупкая порода, видимо, осыпалась. Дети внизу только увидели, как сначала посыпались камни, потом упал Сережа. Умер он мгновенно. На глазах друзей и девушки, которую впервые привел знакомить со своей компанией».