Для чего строили эрмитаж

Эрмитажи в России: Их «изюминка», история создания и дальнейшая судьба

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Слово «hermitage» имеет французское происхождение и переводится, как «пустынь, убежище отшельника». Впервые «эрмитажем» назвал пещеру для уединения, сооруженную в своем поместье, кардинал Карл Бурбон из Верхней Нормандии в конце XVI века. А в XVII-XVIII веках в Европе возникла мода на подобные сооружения, и европейские аристократы стали во множестве возводить их на территории своих парков.

В 1716-18 годах Петр I отправился в длительную поездку по Европе. Преследуя в том числе и цель скорейшего завершения Северной войны, он нанес визит и королю Дании Фредерику IV. К удивлению датского правителя, русского царя совсем не интересовали никакие развлечения, гораздо больше времени он проводил, осматривая верфи или государственные учреждения. Но однажды его все-таки удалось заинтересовать охотой, и для этого компания отправилась в небольшое поместье, в котором находился двухэтажный охотничий домик. А в этом домике был удивительный подъемный стол, сервировка которого производилась на первом этаже, затем он с помощью системы тросов и блоков поднимался на второй этаж. По мере необходимости смены блюд это могло делаться несколько раз. Таким образом, трапеза проходила в приватной обстановке, без слуг. Петр, любивший всякие новшества, был в полном восторге от такого стола.

Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

В 1721 году в Петергофе, на берегу Финского залива, был заложен павильон «Эрмитаж». Идею его строительства Петр вынашивал несколько лет, возникла она у царя во время его поездки по европейским странам.
Хотя Петр и не дожил до окончания строительства ( закончилось оно в 1725 году ), при жизни он активно участвовал в этом процессе, давая указания и озвучивая свои пожелания архитектору И. Браунштейну и строителям. Павильон изначально был задуман как приватная столовая, и самым главным предметом в ней должен был стать подъемный стол на 14 персон.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Все эти устройства успешно работали долгое время, пока не случился казус. Однажды, когда в Петергоф прибыл император Павел, трос подъемного устройства оборвался, и император застрял между этажами. Пришлось ему спускаться с помощью переносной лестницы. После этого по приказу разозленного императора механическую систему разобрали и заменили лестницей.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

В дальнейшем в этом же столетии по образцу петровского павильона в России стали строиться и другие эрмитажи.

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе

Самым известным из них был павильон, который построила в Царском селе, будучи императрицей, дочь Петра, Елизавета Петровна.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Первоначально строительством павильона занимался М. Г. Земцов, но в 1749 году его переделали уже по проекту Растрелли. Было решено не придерживаться упрощенной концепции «хижины», а построить здание, оформленное, как роскошный дворец. При его декоре использованы такие цвета, как белый, лазоревый и золотой, что весьма гармонично сочетается с оформлением главного Царскосельского дворца.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Хотя для расположения павильона было выбрано достаточно уединенное место.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Внутри здания интерьер поистине царский.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

В центре главного зала находится обеденный стол, который может опускаться как полностью, так и по частям. Может отдельно опускаться даже каждая тарелка.
В углах стоят еще четыре механических стола, уже меньшего размера и разной формы.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Чтобы сделать заказ, гости должны были написать название блюда на специальной дощечке. После этого дощечка опускалась и вновь поднималась уже вместе с заказанным блюдом.

» Подле каждого прибора, по накрытии и поднятии стола вверх, по левую сторону находится тарелка с аспидной доской и грифелем или бумаги лист с карандашом; стоит только написать, чего пожелаете, хлеба, соли или какого напитка, положив опять на тарелку, дернув за веревочку, зазвенеть колокольчиком; тарелка с написанным сама собой опускается и мгновенно представляет требуемое Вами. «

А выбрать высоким гостям было из чего: жареная рысь, разварная лапа медведя, рябчики по-испански, жареная в меду с маслом кукушка, лосиные губы. И все заказы в точности исполнялись. Лишь однажды большой переполох на кухне случился из-за Суворова, заказавшего щи да кашу.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

После обеда столы исчезали, и парадная столовая превращалась в танцевальный зал.
Именно в этом павильоне после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.

Эрмитаж в Царском Селе практически не перестраивался, поэтому его интерьеры остались такими, какими они были еще при Елизавете.

Павильон «Эрмитаж» усадьбы Кусково

Елизавета была одержима манией строительства эрмитажей. Вслед за ней их начинают возводить у себя и многие вельможи.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Уютный павильон в Кусково также был построен графом Шереметевым для приватных встреч, и в нем тоже был подъемный стол, что избавляло от присутствия прислуги на втором этаже.

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Эрмитаж

Общая информация

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Кареты возле входа в Эрмитаж Зал Рубенса Георгиевский зал

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

Оформление залов Зимнего дворца

История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.

Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны

Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э. Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв. до н. э. Зал, посвященный искуству Древней Греции Скульптурный портрет Вольтера Экспозиция, посвященная искусству Древней Индии Старинный фарфор Зал французского искусства XVIII в.в. Триптих «Поклонение волхвов». Ниделанды. XV век Малая столовая

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико «Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским» Советская лестница Росписи и лепнина на потолке еонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478-1480 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.

Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажа

Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша «Царица чаш» Зал Диониса Зал Юпитера

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.

Оформление Малого итальянского просвета

Эрмитажный театр

Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Меньшиковский дворец Потолочная роспись Большой зал Секретер Комод Старинные шахматы Убранство покоев Серебряная посуда Гобелены на стенах

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца и других зданий ансамбля Зимней канавкой. Чтобы попасть во дворец Меншикова, нужно перейти Неву по Дворцовому мосту и, минуя Кунсткамеру, пройти около полукилометра к юго-западу по Университетской набережной. Музей Императорского фарфорового завода расположен возле станции метро «Ломоносовская».

Время посещения и стоимость билетов

Комплексный билет для осмотра всех зданий Эрмитажа стоит 400 рублей для граждан РФ и Беларуси, для гостей из других стран – 700 руб. Дети, студенты, пенсионеры проходят бесплатно. Каждый третий четверг месяца в музее действует акция – бесплатный день. Кроме того, безвозмездно посетить Эрмитаж можно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.

В разгар туристического сезона с мая по октябрь посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо прохода через «главный турникет», в Эрмитаж есть еще несколько входов для посетителей с разными видами билетов и групп. Музей не работает по понедельникам, на Новый год и в День Победы.

Билеты в Эрмитаж Очередь в кассы

Образовательные программы музея

Для детей в Эрмитаже проводятся квесты, работает изостудия, клубы и кружки, тематика которых выстраивается с учетом школьной программы. Для взрослых организованы тематические экскурсии, для студентов и старших школьников – виртуальные обучающие экскурсии. В школьные каникулы ученикам предлагают посетить «Неделю квестов» с десятком маршрутных листов.

Источник

Государственный Эрмитаж

Для чего строили эрмитаж. Смотреть фото Для чего строили эрмитаж. Смотреть картинку Для чего строили эрмитаж. Картинка про Для чего строили эрмитаж. Фото Для чего строили эрмитаж

Государственный Эрмитаж – главный художественный и исторический музей нашей страны. Является одним из самых известных и популярных музеев мира: ежегодно его посещают около 4 миллионов туристов. В 2014 году Эрмитажу исполнилось 250 лет. В состав музейного комплекса входит Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр, являющиеся памятниками мировой архитектуры. Общая площадь помещений превышает 230 тыс. кв. метров. По количеству экспонатов Эрмитаж опережает знаменитый парижский Лувр – три с лишним миллиона против 300 тыс. Общая протяженность 350 залов составляет двадцать пять километров. Для осмотра каждого экспоната музея в течение минуты понадобится 6 лет!

Экскурс в историю Эрмитажа

Своим основанием Государственный Эрмитаж обязан Екатерине Великой. История коллекции началась с приобретения в Германии произведений искусств фламандских и голландских художников. Отдельные апартаменты, стены которых украсили европейские картины, получили название Эрмитаж (от французского слова ermitage, что значит «место уединения»). В Эрмитаже собирались приближенные императорской семьи.

В XVIII веке коллекция стала постепенно расширяться, появились работы Бернардо Беллотто, Тициана Вечеллио, Рафаэля Санти, Питер Рубенса и даже единственная в России скульптура, созданная Микеланджело.

Екатерина II приобретал не только единичные произведения, но и уже сформировавшиеся собрания. В коллекции Эрмитажа появлялись монеты и медали, исчисляемые тысячами, несметное количество гравюр, ценные книги, скульптуры.

Павла I, недолюбливавшего мать, преимущественно интересовало творчество итальянцев. В 1790-е годы на произведениях искусства стали ставить букву «П», поэтому историки и искусствоведы без труда смогли установить, какие картины появились в частном собрании до XIX века.

В годы правления Александра I

Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.

Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.

После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.

В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.

Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.

Жемчужины коллекции Государственного Эрмитажа

Мумия египетского жреца Па-ди-иста

Мумифицированное тело можно увидеть в зале Древнего Египта. Кислород губителен для мумии, поэтому она находится под прозрачным саркофагом из стекла. Тело принадлежит жрецу, который жил в десятом веке до нашей эры.

«Мадонна Литта»

Толпы туристов собираются у работ Леонардо да Винчи. Сегодня сохранилось четырнадцать работ кисти живописца эпохи Возрождения. Одна из них – «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что «Мадонна Литта» написана учеником художника, но руководство Эрмитажа категорически отрицает эту точку зрения.

«Мадонна с цветком»

Полотно принадлежит к раннему творчеству Леонардо да Винчи. Картина являлась эталоном для современников художника. Вслед за легендарным итальянцем живописцы стали использовать масляные краски. Государственный Эрмитаж выкупил картину у Марии Бенуа, унаследовавшей шедевр живописи от отца.

Часы «Павлин»

Часовой автомат создали английский механик Джеймс Кокс и мастер Фридрих Юри. Уникальный механический аппарат приобрел фаворит императрицы Екатерины II Григорий Потёмкин. Несмотря на столь почтенный возраст, часы до сих пор исправно работают. Двигаются не только стрелки, но и фигуры птиц: совы, павлина и петуха.

Цикл «Лавки»

Библиотека Николая II

«Даная»

Произведение Рембрандта написано по мотивам древнегреческого мифа о Данае, являющейся матерью Персея. Прообразами героинь стали жена и любовница писателя. В 1985 году психически нездоровый мужчина облил произведение искусства серной кислотой. Кислота разрушила треть мирового шедевра. «Данаю» восстанавливали на протяжении двенадцати лет, пытаясь максимально сохранить рембрандтовскую живопись.

После завершения реставрационных работ Эрмитаж стал экспонировать полотно под стеклом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *