Для чего строят арки
Для чего сооружались триумфальные арки?
Для чего сооружались триумфальные арки?
Сооружение триумфальных арок в честь победителей было заимствовано римлянами у этрусков. Они проводили в честь победителей специальные магические церемонии, частью которых и являлся ритуальный проезд или проход через ворота. Смысл его – в охранительной функции ворот как границы между двумя мирами – своим и чужим.
Римляне восприняли лишь внешнюю форму этого ритуала, превратив его в красочное шествие. Поэтому поводом для сооружения триумфальной арки могла стать только большая победа – в сражении, где было убито не менее 5000 врагов.
Триумфальная арка представляла собой сложное архитектурное сооружение, которое устанавливалось на дорогах и площадях. Арка имела один или два проезда, аттик, на котором в колеснице изображался полководец-триумфатор, в честь которого устраивалось шествие, и соответствующая надпись.
Триумфальные арки устанавливались и в честь знаменитых людей: императоров, полководцев, регентов, высокопоставленных чиновников. Наиболее известны триумфальные арки, сооруженные в Риме в честь Тита, Септимия Севера и Константина.
По образцу римских триумфальных арок в эпоху Ренессанса строились порталы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Чего— то не хватает
Чего— то не хватает В один прекрасный день я понял, что что-то у меня в жизни не совсем так, как хочется — вроде бы, все есть, все — как надо, а чего-то хочется. После некоторых размышлений на тему того, как улучшить качество своей жизни, я плавно отправил свою очередную
Для чего это нужно
Для чего это нужно Для никогда не болевшего человека смысл призыва наблюдать за жизнью своего организма непонятен.Да кому это нужно. Еще чего — прислушиваться к себе! Так и впрямь заболеешь.Друзья мои! Оттого, что вы не хотите смотреть в лицо реальности, болезни не
Когда появились триумфальные колонны?
Когда появились триумфальные колонны? Древние римляне возводили триумфальные колонны, чтобы увековечить славу своих героев. Однако эта традиция не канула в Лету вместе с Римской империей.Колонна Траяна в Риме украшена изящными рельефами, поднимающимися по спирали
Московские Триумфальные ворота (1834 г.)
Московские Триумфальные ворота (1834 г.) У этого монумента, уникального произведения русской архитектуры и скульптуры, дважды рожденного, — большая и интересная история. После победоносного окончания заграничных походов 1813–1814 годов для торжественной встречи русских
Для чего у зубатки усы?
Для чего у зубатки усы? Зубатка может задать вам встречный вопрос: «Почему вы называете их «усами»? Это совсем не усы!» Эти отростки, конечно, напоминают кошачьи усы, поэтому рыба и называется иногда котрыба. На самом деле это усики или щупы, при помощи которых зубатка
Для чего мы едим?
Для чего мы едим? Если бы мы не ели, мы не смогли бы выжить, расти, у нас не было бы энергии, и различные части организма не могли бы нормально функционировать. Современные ученые определили, какие питательные вещества необходимы нашему организму и полезны для здоровья.
Чего не хватает
Чего не хватает Прежде всего на листья, ибо они – показатель самочувствия томатов.Если листья матовые, с сероватым оттенком, или слишком светлые и мелкие – это недостаток азота. Подкормите настоем сорняков, мочевиной или любой селитрой (1 столовая ложка на ведро,
Как бы чего не вышло
Как бы чего не вышло Впервые встречается в «Современной идиллии» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889), в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»Но популярным это выражение стало благодаря рассказу Антона Павловича Чехова (1860—1904)
ARCEE АРКИ
ARCEE АРКИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: АВТОБОТ.ФУНКЦИЯ: ВОИН.ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ: «ТРАНСФОРМЕРЫ: КИНО», выпуск
С чего начать
С чего начать С утренней пробежки. Каждый день вставай ровно в 5.00 утра и беги! Это Важно не только для хорошего бойца, но и для воспитания в себе настоящего Чемпиона. Ты думаешь почему Тайсон и многие другие Чемпионы встают в 5.00? Именно потому, что таких как Мы –
С чего начать
С чего начать Перед каждым занятием необходима разминка. Ее можно провести по-разному:? в течение 1 мин быстро ходите по комнате;? немного попрыгайте через скакалку;? побегайте на месте, сильно закидывая ноги назад, как бы пытаясь ударить себя пятками по ягодицам;или:?
Триумфальные арки — магические порталы планетарных пространств допотопной эпохи
Приветствую вас истинные поклонники природы, многим из нас хорошо знакомы такие монументальные сооружения городской архитектуры как триумфальные арки, где эти помпезные символы громких побед часто устанавливаются во славу памятных событий военной мощи могущественной державы.
Для наилучшего обозрения фундаментальные памятники прошлого устанавливают:
чтобы целенаправленно указать на роскошную достопримечательность исторического сооружения приезжающим в людный город любознательным туристам.
История возникновения Триумфальных арок
Многие страны мира сегодня имеют у себя в городах триумфальные арки, построенные гениальными архитекторами, как правило, из мраморного камня и строительного кирпича, неподвластные климатическому разрушению от действия дождевой влаги и палящего солнца.
Эти грандиозные сооружения с необыкновенной красотой древней архитектуры известны человечеству еще с античных времен, когда историческую традицию их повсеместно технологического возведения заложили человеческие цивилизации Древнего мира, существовавшие еще в далекие времена до нашей эры.
Несколько тысяч веков назад, когда глобальный мир с общемировой культурой был единым целым, первой достаточно развитой цивилизацией с процветающими общинами в первом тысячелетии до нашей эры пришедшими из-за моря Ближнего Востока в центральную часть западного побережья Этрурии были древние этруски.
Этот древний народ уже в пик безграничного могущества, пришедшегося на временной интервал с VIII –VII век до нашей эры имел старинный обычай возведения архитектурных сооружений, отчего мастерски обучил последующие цивилизации высокоразвитому искусству монументального строительства триумфальных арок.
Ведущей цивилизацией после древних этрусков с общественно-политической жизнью и высокоразвитым градостроительным искусством был Древний Рим, во времена которого на обширных пространствах величественной империи были возведены около пятисот триумфальных строений.
Особое место в повседневной жизни людей отводилось традиционной религии, где строящиеся в VI веке до нашей эры величественные храмы посвящались языческим Богам.
Почему все дороги ведут в древний Рим
В те далекие времена действительно все дороги вели в Рим, поскольку в лучший период наивысшего расцвета большинство местного населения, возглавляемое воинственными правителями, постоянно вело с ближайшими соседями захватнические войны.
Отчего с невиданным успехом римская империя не только расширила свои многочисленные территории, покорив народы Европы, Азии и Африки:
но и создала на близлежащих пространствах зависимые от своей воли территории.
Многочисленные полчища пеших солдат и конных легионеров, ведомые воинственными императорами не могли вернуться живыми домой после храброго боя без проведения религиозной процедуры очищения от пролитой крови и славного успокоения огромных потерь убитых воинов.
Для выживших после кровопролитных сражений воинов такая ритуальная процедура имела символический переход в райскую жизнь с продолжением мирного состояния жизненного пути.
Для погибших же на бранном поле сражений бесстрашных воинов необходимо было провести таинство покаяния:
при мифологическом переходе в мир мертвых. А значит, для таинственного перехода с необычайным технологическим уровнем необходимо было создать высокотехнологическое устройство планетарного масштаба. И оно действительно было создано.
Прекрасное время существования чудесной реальности
Не многие люди знают, но в отличие от сегодняшнего дня, то удивительное время было совсем другим, где не только другими были сами люди, но и созданные ими передовые технологии, отчего качество восприятия низкочастотной чувствительности диапазона звука во много раз отличалось от нынешнего состояния.
Так время текло намного медленнее, а атмосферный состав давления воздуха был настолько другим, что звук ветра напоминал многосложные слова, не в пример тому, что уже в наше время он однозвучно свистит либо монотонно гудит.
Ранее можно было достаточно быстро переместиться в любую точку мирового пространства, побывав на другом конце света:
что по нынешним временам считается невероятным чудом. Однако это не сказочный вымысел, а вполне существовавшая реальность, прогрессивная технология которой для нас давно утеряна, поскольку неразумный человек сделал это собственноручно.
И как не странно, сделано это по глупому недомыслию, поскольку современному человеку повернуть время вспять никак невозможно. Ведь довольно давно выделившись из мира животных и самостоятельно обособившись от мира природы, мы утратили естественные способности жизненного понимания окружающего мира.
И даже такие важнейшие идеи с поведенческими навыками детства как:
современный человек способен по мере взросления неосознанно забывать и подавлять в себе естественные проявления чувств.
Утратив данные нам всевышним природные задатки развития способностей, мы начинаем при помощи человеческого разума приспосабливаться к внешнему миру, создавая тем самым вокруг себя эгоистический дисбаланс, увеличивающий вероятность скорейшего прихода нашей гибели.
Магические порталы допотопных технологий планетарных перемещений в пространстве
Многие монументальные постройки величественного прошлого допотопной эпохи с уникальными технологиями их возведения и использования были не просто сильно повреждены, но и в большинстве случаев полностью уничтожены.
А ведь многие из этих культурных сооружений в виде древних артефактов творческой деятельности, искусственно созданные руками древних мастеров, являлись:
планетарное воздействие, которых в пространственном перемещении живых существ и неодушевленных предметов не подвластно нашему нынешнему мышлению.
Так триумфальные арки, некогда возведенные из белого мрамора по всему миру и построенные по утраченным ныне технологическим знаниям, являлись уникальным сооружением глубокой старины, выполняющим роль транспортного портала планетарного перехода в иное измерение.
Отчего можно было под арочным пологом сводчатого пролета загадочного сооружения при помощи, только одной голосовой команды с невероятной скоростью мгновенно переместиться из одной точки пространства в далекую точку другого пространства иного мира.
Эти белокаменные транспортные системы древнейшей телепортации с временной функцией изменения координат давно забытой реальности далекого прошлого, в наши дни кажутся сказочным чудом, однако тому есть немало в истории человечества фактических подтверждений.
Где, пожалуй, самым ярким примером является тот исторический факт, когда при взятии Парижа вождь гитлеровской Германии отказался проводить победным маршем свои войска под городскими сводами звездного монумента триумфальной арки.
И это совсем не случайно, поскольку германская верхушка увлекалась оккультными науками и безоговорочно верила в магические действия культовых реликвий священного прошлого, от которых существенным образом не только могла пострадать, но и полностью исчезнуть.
Уже в наши дни местные власти Парижа существенным образом ограничили доступ к самой величественной достопримечательности однопролетной арки, выполненной в стиле ампир с огромным списком победоносных военачальников и арочными барельефами выпуклых скульптур беззаветно служивших имперской Франции, из-за частых уличных протестов городского населения.
Смысловая роль созданного оформления триумфальных сооружений
Не просто так традиционный символ давно ушедшей в небытие эпохи — триумфальные арки имеют классический стиль исходного оформления:
где на сегодня их сохранилось в том или ином первоначальном облике состояния лишь малая часть.
В божественной религии древней античности значение арочных ворот имело очистительное предназначение с историческими вехами вхождения в новую жизнь, где за священным порогом триумфального постамента собиралась встречающая процессия, радостно приветствующая священное вступление на городскую черту.
С развитием формообразования в античной архитектуре арочное сооружение с символическими останками центра трибуны Вечного города стало приобретать более сложные элементы декора с богатым убранством в виде триумфально венчающей композиции крылатой колесницы с конной возницей, управляемой небесной богиней Викторией.
Так в древних постройках куполообразного сооружения ярко выражен декоративный стиль внутреннего обрамления арочных проемов с потолочными углублениями кессонов. Где поддерживающий свод массивного пилона с вертикальным выступом столбовых пилястр обрамляющей дуги архивольт, образует замкнутую окантовку монументального строения.
В ярусных нишах внутреннего пространства красочно декорированных колон часто были установлены роскошные композиции каменных скульптур позолоченных богов, выполняющих почетную роль надежной защиты города.
Самая знаменитая триумфальная арка римской империи, пронесшая сквозь века визуальную символику той древней эпохи, была возведена в честь безусловной победы православного христианства над культовым язычеством.
Некоторые триумфальные сооружения куполообразного типа в результате коренных реконструкций круто меняли свой первозданный облик, дополняя количество арочных пролетов изображениями барельефов с библейскими эпизодами батальных сцен человеческой жизни в виде:
где декорированные рельефы украшающих барельефов крылатых дев с торжественными фанфарами удачно дополняли архитектурное единство скульптурных деталей настенных орнаментов. Из-за чего триумфальные арки по количеству пролетов были:
а по количеству строительных элементов повторяющейся части горизонтальной этажности содержали:
с конструктивными признаками в виде криволинейных перекрытий полукруглых сводов арок либо прямолинейных перемычек архитравных сводов.
Смысловое значение сложных сооружений с церемониальными органами триумфальных арок идолопоклонства многобожия заключено в необыкновенном действии высокотехнологического механизма с передовой технологией материального перехода с физическим перемещением.
Где быстрота скорости небесного восхождения смертного существа через райские врата в лучший мир конечного назначения, удивительным образом связана с загадочным превращением качественного перехода в вечно живущее божество святого духа.
Отчего ныне оригинально оформленные, в стиле античной архитектуры, но по-прежнему монументальные памятники — триумфальные арки, теперь уже служат нам символическим напоминанием:
являясь тем уникальным местом, где городские власти ныне по праздничным мероприятиям проводят торжественные церемонии грандиозных парадов.
Большое спасибо за внимание и надеюсь, вам понравилась моя новая статья о том, когда и почему триумфальные арки служили магическими порталами планетарных пространств допотопной эпохи.
Я всегда рада видеть вас у себя в гостях и поэтому предлагаю вам подписаться на обновления блога, чтобы без промедления получать вновь вышедшие статьи на свою электронную почту. Вы можете поставить свою оценку статье по 10 бальной системе, отметив ее определенным количеством звездочек.
Заходите чаще ко мне в гости, ведь этот блог создан специально для вас, где обязательно здесь вы найдете много полезной и интересной информации. Ну и, конечно же, приводите ваших знакомых и лучших друзей, которых известите о выходе новой статьи, нажав на кнопки соц. сетей, за что я вам буду очень признательна. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Триумфальные арки: уникальные примеры архитектуры
Нарвские ворота – уникальный пример триумфальной архитектуры не только в Петербурге, но и во всём мире. На арке запечатлены и герои Бородина и герои Сталинграда.
Петр I — ворота в Европу
Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день.
Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России.
Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.
Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости.
После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны.
Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.
Петровские ворота в Петербурге. Источник: wikipedia.org
Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним.
Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.
Александр Первый — царь-победитель
Дело в том, что именно по Лифляндской или Нарвской дороге в Петербург из Заграничного похода с гвардией и полками столичного гарнизона возвращался император Александр I. Это знаменательное событие петербургское общество решило отметить особенно, подготовив к встрече монарха грандиозную триумфальную арку.
Архитектор Кваренги — автор проекта арки — задумал её в классических пропорциях римской арки: один пролёт, мощное монументальное основание, поддерживаемое парами колонн и колесница, запряжённая шестёркой лошадей, венчающая сооружение.
Деревянные ворота были возведены всего за месяц и готовы в конце июля 1814 года, о чём свидетельствовала соответствующая надпись: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».
В этот день Преображенский, Семёновский и Егерский полки только что вернувшиеся из Парижа торжественным маршем прошли под сводом арки и вошли в столицу спустя 28 месяцев отсутствия. Нижним чинам было выдано по рублю серебром, чарке вина и фунту мяса, офицеры присутствовали на торжественном обеде по случаю возвращения.
Екатерингофские ворота, построенные при Екатерине II. Источник: pinterest.com
Ещё трижды в 1814 году под Нарвскими воротами проходили полки-победители: 6 октября павловцы и финляндцы, 18 октября — полки конной гвардии, 25 октября — гвардейские казаки. С течением лет ворота стали неотъемлемой частью городского ландшафта, однако время брало своё: в 1824 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович рапортовал императору Александру о том, что деревянные ворота пришли в негодность и даже опасны, так как могут внезапно обрушиться, причинив ущерб.
Генерал предлагал возвести их в камне, что и было осуществлено, правда, когда ни Александра I, ни Милорадовича уже не было в живых. Закладка каменных ворот состоялась 26 августа 1827 года в день 15-летней годовщины Бородинского сражения в торжественной обстановке и при присутствии самого Николая I и 9 тысяч гвардейцев — ветеранов Отечественной войны и Заграничного похода.
За перестройку ворот взялся архитектор Стасов, несколько изменивший конструкцию Кваренги, сохранив пропорции и основной замысел предшественника. Вопреки желанию Александра I, намеревавшегося перенести каменные ворота на место тех, что были построены при Екатерине, Стасов воздвиг арку совсем рядом с первоначальной.
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами.
Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Триумфальная арка. Проект Кваренги. Источник: wikipedia.org
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства.
И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова.
На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода.
На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Нарвские ворота в 1941 году и в 1945 году. Источник: wikipedia.org
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава».
А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
Источники
Материалы по теме
А вот ещё:
Немецкий погром в Москве 1915г
Пятьдесят тысяч москвичей в мае 1915 г. устроили националистический погром, разнесли семьсот помещений и убили несколько человек. Два дня город был во власти толпы.
Против «внутреннего врага» — погромы 1914 года
Начало Первой мировой войны вызвало в России небывалый всплеск национализма и германофобии. Июль и август 1914 года сопровождались патриотическими манифестациями и воззваниями. Почти сразу это привело к беспорядкам, направленным против этнических немцев (очень многочисленных в империи). В июле 1914 года в Петербурге демонстранты призывали к бойкоту немецких товаров и предприятий, разгромили несколько немецких лавок и кафе, «венскую булочную» и редакцию газеты «St Petersburger Zeitung». Полиция препятствовала погромщикам, но её численности едва хватало. Не удалось городовым и удержать толпу от разгрома здания немецкого посольства на Исаакиевской площади.
Общество в целом отнеслось к погромам неодобрительно. На какое-то время они прекратились. В Москве власти приняли некоторые предупредительные меры, в том числе сняли множество немецких вывесок. В Первопрестольной беспорядки начались только осенью 1914 г. 10 октября на Красной площади состоялся молебен, после которого молодёжь пошла по городу и под возгласы «Долой немцев!» громила магазины — всего пострадало 30 немецких контор, а также 1 русское, 1 английское и 2 бельгийских предприятия.
Сотрудник газеты «Речь» писал, как выглядела Москва после погрома: «Я проехал по Мясницкой. Точно неприятель побывал на одной из главных деловых артерий города. Было жутко и стыдно глядеть. Зияли дыры на месте окон, поблёскивало на электрическом свете битое стекло, белели доски, которыми наскоро зашиты злополучные магазины. То же, хотя и не так часто — на Кузнецком мосту, на Петровке, Арбате».
Патриотическая манифестация в Санкт-Петербурге, 1914. Источник: pastvu.com
Полиция арестовала 21 человека из числа наиболее яростных погромщиков и продержала их по 3 месяца в тюрьме; московские власти обещали строго карать хулиганов в случае повторения беспорядков. Тем не менее волна германофобии в обществе продолжала нарастать. Народ бойкотировал немецкие фирмы, на многих предприятиях увольняли немецких служащих (чего часто требовали их русские коллеги), газеты плодили слухи о шпионах и изменниках в правительстве и при дворе. Журналисты давно уже называли русских немцев, даже обрусевших, которых нельзя было заподозрить в каком-либо сотрудничестве с врагом, «мирными завоевателями» и «спрутом», а само их присутствие — «засильем».
Насаждался образ «немца-врага», происками которого объяснялись многие проблемы и происшествия. Русский генерал Ю. Н. Данилов вспоминал, как «шпиономания не щадила никого, и самые нелепые и гнусные обвинения возводились на людей с безупречным именем». Правительство, с одной стороны, шло у общественного мнения на поводу, с другой — само подогревало германофобию различными антинемецкими мерами (например, запретом преподавания на немецком языке, переименованием столицы в Петроград, выселением интернированных, ограничениями для немецких коммерсантов и т. д.).
» height=»445″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/79c/79c5487eaae190a658cf16858395fa42.webp» title=»Ещё одна демонстрация в Петербурге на Дворцовой площади, 1914. (russianphoto.ru)» width=»600″ />
Ещё одна демонстрация в Петербурге на Дворцовой площади, 1914. Источник: russianphoto.ru
На этом фоне с особенной яростью москвичи встретили вести о военных неудачах — 1−6 мая немцы прорвали фронт под Горлицей-Тарновом, и последовало «Великое отступление» Русской императорской армии. В то же самое время в очередной раз подорожали продукты питания — народная молва вновь объясняла это происками «врагов-немцев». К 26 мая Москва уже готова была разбушеваться и начать «бить немца» в тылу. Это и случилось.
» height=»458″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/70f/70fcf26d8e8b1bb0a2e2c5b2e7470740.webp» title=»Патриотическая манифестация в Москве, январь 1915 г. (pastvu.com)» width=»600″ />
Патриотическая манифестация в Москве, январь 1915 г. Источник: pastvu.com
Майская «буря разрушения»
26 мая 1915 года на Тверской заставе начался «бабий бунт» — небольшая группа женщин не получила подработку в благотворительном комитете великой княгини Елизаветы Фёдоровны (немки по происхождению) и теперь у дома генерал-губернатора Москвы Феликса Феликсовича Юсупова требовала сатисфакции; тут же к ним присоединились зеваки, зазвучали антинемецкие речи. Полиция разогнала манифестантов. В это же время рабочие ситценабивной фабрики Гюбнера взяли портреты императора и пошли по московским улицам — требовать удалить с фабрики всех немцев. Полиция не рискнула разгонять их, дабы не спровоцировать беспорядки. Но это не сработало.
27 мая толпа (в этот раз собралось ещё больше людей) двинулась «бороться с немецким засильем» к «мануфактуре Эмиль Циндель». Полиция бездействовала. Манифестанты ворвались во двор и занялись яростным избиением директора фабрики Карлсена. Дочь Карлсена, сестра милосердия, видела, как убивают её отца. Шесть полицейских попытались спасти директора, но тщетно. После этого погромщики разгромили фабрику Роберта Шрадера, а затем и дом её хозяина, где убили четырёх женщин (жену распорядителя Э. Янсен, его сестру К. Янсен, пожилую тёщу Э. Штолле и подданную России Б. Энгельс).
» height=»319″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/228/228979ce8002a8ab1e8fa5f48cea24d5.webp» title=»Начало погрома, Тверская улица. (pastvu.com)» width=»600″ />
Начало погрома, Тверская улица. Источник: pastvu.com
Утром 28 мая полиция свозила немцев, владевших московскими предприятиями, в тюрьму — только там им не угрожал суд Линча. А погромы продолжились. Грабежи сопровождались распитием украденного в немецких магазинах спиртного, что усиливало кураж выпивших. В тот же день манифестанты на Красной площади осмелели настолько, что выкрикивали уже не только антинемецкие лозунги, но требовали отречения Николая II и замены его на великого князя Николая Николаевича, обругивали Распутина и придворных.
В погромах участвовали рабочие, студенты, националисты, городская беднота
Тем временем начался погром на Мясницкой и других центральных улицах — Тверская, Петровка, Большая Спасская, Сретенка, Пресня… Газетчики уже давно опубликовали списки немецких предприятий в центре города — для тех, кто присоединился к их бойкоту. По этим спискам погромщики и действовали, а заодно наведывались ко всем иностранцам и вламывались прямо в их квартиры.
Спасти от разгрома жилища человека могли только документы, доказывающие его не немецкое происхождение. О происходившем на Кузнецком мосту вспоминал свидетель: «По обеим сторонам улицы из многих магазинов летели вещи, грохотал треск, звенело стекло, лязгало железо. Впечатление увеличивалось до демонических размеров тем, что на всех улицах, пересекающих Кузнецкий, бушевала такая же буря разрушения».
» height=»407″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/49f/49fbd959d13cb793e2eff17319653611.webp» title=»Одна из разгромленных лавок. (LiveJournal)» width=»600″ />
Одна из разгромленных лавок. Источник: LiveJournal
Вечером погром охватил весь город. Буйство продолжалось и ночью на 29 мая. Очевидцы позднее рассказывали, что из разгромленных лавок и домов вещи таскали даже полицейские, — тоже не постеснялись «поживиться». Беспорядки происходили и в Лефортове, где избивали немцев и одного из них убили (Г. Г. Филиппа). Днём и вечером бушевали москвичи в Петровско-Разумовском — громили и жгли дачи немцев и австрийцев. За последние сутки погромов в Москве произошло 150 пожаров.
Власти наконец поняли, что пора действовать. Утром 29 мая в Москву вошли войска, которые занялись разгоном бушующих толп. В ряде случаев пришлось прибегнуть к стрельбе — погибло 16 погромщиков. К позднему вечеру город успокоился.
Через несколько дней чиновники занялись выяснением последствий случившегося. Москвичи разгромили 476 торгово-промышленных заведений и 217 жилищ; пострадало 113 подданных Германии и Австро-Венгрии и 485 подданных России с иностранными фамилиями; под горячую руку попали и 90 человек с русскими именами и фамилиями. Потерпевшие понесли убытки более чем на 50 млн рублей; историк Н. В. Савинова констатирует, что при этом «более всего пострадали российские подданные и подданные нейтральных и дружественных Российской империи государств».
Ф. Ф. Юсупов. Источник: wikipedia.org
Правительство отреагировало на погромы противоречиво. С одной стороны — однозначно осудило их. Юсупов лишился своего поста, под суд попали градоначальник Адрианов и его помощник полицеймейстер Севенард. В отставку вышел и министр внутренних дел Н. Маклаков. Пострадавшим назначили компенсации — беспроцентные ссуды (не невозвратные, но хотя бы так…). С другой стороны — 1 июня 1915 г. московские власти издали указ об увольнении всех немцев с городских предприятий; немецким предприятиям велели закрыться: по сути, государство уступило напору толпы.
Немцы стали сами покидать город. К тому же все возбужденные уголовные дела полиция через какое-то время прекратила «за необнаружением виновных». Судя по всему, виновных установить действительно было в этой ситуации непросто — в погромах, по оценке властей, участвовало около 50 тыс. человек; но важно иметь в виду и тот факт, что германофобия охватила саму полицию, которая не жаждала расследовать дела погромщиков. Не состоялось ни одного суда.
Другой современник вспоминал: «Погром немецких фабрик, магазинов, квартир в Москве летом 1915 года в действительности был только прелюдией к тому страшному, безумному человеческому пожару, который разразился и обуглил потом всю Россию. Уже тогда можно было заметить, что нервное напряжение в народе, его неудовольствие достигли кульминационного пункта и что разрядить эту атмосферу должно и необходимо».
Через два года неудовольствие народа обернулось революцией.