Для чего существует политико административное деление страны география 8 класс
Для чего существует политико административное деление страны география 8 класс
Подробное решение параграф § 8 по географии для учащихся 8 класса, авторов Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я. 2017
Какие существуют формы правления?
На разных этапах исторического развития этот вопрос решался по-разному. В частности, Платон выделял следующий формы правления: аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Аристотель (его точка зрения с некоторыми видоизменениями просуществовала до конца Средних веков) выделял три правильные формы правления (в которых закон стоит над волей правителей): монархию, аристократию и потилию, а также три неправильных (где, соответственно, воля правителей стоит над законом).
В настоящий момент юридическая наука выделяет две формы правления: монархия и республика.
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Классификация монархий различна, в зависимости от критерия.
Согласно такому критерию, как порядок наследования, монархии делятся на выборную и наследственную.
Вторым признаком, по которому можно классифицировать монархию, является взаимоотношение монархии и церкви. Исходя из этого, можно выделить следующие виды монархии: теократическую и светскую.
Наиболее часто встречающийся критерий – по полноте предоставляемой власти. Различают монархию абсолютную и конституционную (последняя в свою очередь, делится на монархию дуалистическую и парламентскую).
Республика – такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми.
Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками, а также сочетающей элементы двух этих форм: смешанная республика. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров).
Вопросы внутри параграфа
Назовите субъекты Федерации в составе Центрального, Южного, Уральского, Дальневосточного округов.
В состав Центрального федерального округа входят 18субъектов Российской Федерации: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и город Москва.
В состав Южного федерального округа входят 13 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
В состав Уральского федерального округа входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий).
В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
Вопросы и задания
1. Объясните, зачем на территории страны выделяют административно-территориальные образования.
Главная задача административно-территориального деления – административно-территориальное управление страной. Оно решает несколько важнейших задач. Во-первых, оно обеспечивает территориальную целостность государства и государственный контроль на всей его территории. Во-вторых, с помощью административно-территориального управления происходит быстрая мобилизация сил во время чрезвычайных ситуаций (войн, стихийных бедствий и пр.). В-третьих, территориальный подход необходим для эффективной работы общегосударственных служб: пожарной, почтовой, охраны общественного порядка и пр.
2. Почему Россия – федеративное государство? Пользуясь политико-административной картой, назовите несколько субъектов Федерации: 1) государственно-территориальных; 2) национально-территориальных.
Россия – федеративное государство, потому что государство состоит из системы федеративных единиц – субъектов Федерации – частей территории страны, имеющих официально установленные границы и обладающих определёнными правами и обязанностями.
Государственно-территориальные субъекты Федерации: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область.
Национально-территориальные субъекты Федерации: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия
3. В каком субъекте Федерации вы проживаете? Как называется его столица? Является ли ваш субъект национально-территориальным? Ответьте несколькими предложениями: в чём особенности географического положения, истории формирования, населения и хозяйства вашего субъекта Федерации?
Я проживаю в Свердловской области – одном из субъектов Федерации. Его столицей является город Екатеринбург. Свердловская область – крупнейший регион Урала. Область занимает среднюю и охватывает северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины. Образована как область РСФСР 17 января 1934 года при разделении Уральской области, в нынешних границах с 1938 года – после выделения из её состава Пермской области. Численность населения области по данным Росстата составляет 4 325 318 чел. Плотность населения – 22,26 чел./км2, что почти втрое выше среднего по РФ. Городское население – 84,71%. Свердловская область является одним из важнейших промышленных регионов России. В структуре промышленного комплекса доминируют чёрная и цветная металлургия (соответственно 31 % и 19 % объёма промышленного производства), обогащение урана и железной руды, машиностроение. Среди машиностроительных отраслей преобладает тяжелое машиностроение, в том числе ориентированное на нужды ВПК.
4. Найдите на политико-административной карте России все федеральные округа и их столицы. В какой округ входит ваш субъект Федерации? Объясните, зачем выделены федеральные округа.
Наша область входит в Уральский федеральный округ. Федеральные округа выделены в 2000 г. по указу Президента Российской Федерации для обеспечения исполнения Конституции и законов Российской Федерации, постановлений правительства.
1) Для чего существует политико-административное деление страны? 2)Какие типы территориальных единиц выделяются в Российской Фел
начало исток чамбези
впадаетв атлантический океан
1)Течет в юго-восточной части евразии.
2)Исток берет начало в Тибетском нагорье.Впадает река в Восточно-китайское море.
3)Течет в северо-восточном направлении.
4)янцзы-горная река,на юго-востоке протекает по возвышенности,следовательно течение северо-восточное.
5)Дождевое(в районе истока снеговое).
6)Режим реки муссонный, раньше в летнее время уровень воды в Сычуаньской котловине поднимался на 20 м, а на равнинных частях — до 10-15 м. В июле ветер дует с моря,принося с теплого течения куросио осадки.
Страусы в силу своей природы, а также необходимости быстро бегать выбирают для жизни в основном травянистые саванны, а также небольшие редколесья. Равнина – отличное место для их размножения и пропитания. К тому же на ровных плоских поверхностях в саванне хорошо заметно хищников. Именно поэтому густые заросли, болотистые места, а также пустыни с сыпучими песками эти птицы стараются избегать.
На травянистых равнинах эти пернатые живут небольшими стаями, иногда их численность может доходить до 50 особей. Но чаще всего количество птиц не превышает 15-20 особей. Пасутся страусы вместе с многочисленными стадами зебр и антилоп гну. Такая компания травоядных по душе большим пернатым.
Урок ассоциации. География России. 8-й класс
Разделы: География
Класс: 8
Политико-административное деление России.
Ученики формулируют тему урока, определяют его цели и задачи.
Цели и задачи:
Форма организации: индивидуальная
Ход урока.
1. Приветствие учителя, разъяснение термина «ассоциации».
Мы во время урока будем развивать ассоциативное мышление, т. к. Оно играет важную роль при запоминании. Мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним. Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора.
Процесс формирования ассоциаций непрерывен. Изо дня в день, с каждым лучом зари мы начинаем узнавать что-то новое. Наше сознание и наши ассоциации неразделимы.
Результаты самопроверки заносятся в карту самоконтроля.
Федерация- форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Политико-административное устройство или деление – деление страны на части с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов. К его главным функциям относятся: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра за местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, проведение избирательных компаний и др.
Ученики, используя политико-административную карту Российской федерации, отвечают на вопросы по географическому положению субъектов РФ
— Сколько субъектов в РФ?
— Покажи на настенной контурной карте:
Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях (школа, класс) или на знакомой карте, учебнике. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей жизни.
Задание. Посмотрите на политико-административную карту, скажите, что вы запомнили, глядя на нее.
Прием свободных ассоциаций. Человек никогда не воспринимает образы изолировано. Любые образы имеют устойчивые связи друг с другом, которые запоминаются мозгом автоматически, при их регулярном восприятии. Например, монитор компьютера всегда связан с клавиатурой и мышкой. География всегда связана с картами.
Задание. Работая с политико-административной картой, свяжите близко расположенные субъекты друг с другом. Как запомнить республики, края, округа, автономную область.
Как запомнить республики Кавказа, бассейна Волги, республики Сибири?
Как на уроках физики мнемоническая формула для запоминания спектра солнечного света: Каждый охотник желает знать, где живет фазан, на уроках географии для запоминания субъектов РФ также можно использовать мнемонические формулы. Расшифруйте одну из них.
У Бори Такая Мощная Челка – Метелка (республики бассейна Волги).
Прием выделения частей образов. Даже когда мы смотрим на единичный объект, мозг «разбирает» его на части и автоматически фиксирует внутренние связи образа. Любой образ состоит из частей (подобразов). Физическая карта показывает особенности рельефа с помощью шкалы высот, особенности океанов и морей с помощью шкалы глубин и т.д.
Политико-административная карта состоит из отдельных частей субъектов.
Задание. Сложите на магнитной карте части страны.
Задания “Карта-образ” на развитие ассоциативного мышления:
На что похожи контуры республики Башкортостан, Хакасии, Калмыкии, Бурятии.
Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.
Творческие работы в электронном виде.
Задание. Ассоциации, связанные с Россией – таблица.
Используя таблицу, оцените характерные черты России по пятибалльной системе, выбирая один из признаков в строчке.
Составить образ России, чтобы сравнить со своими представлениями в 9 классе, на заключительном уроке по «Географии России».
Образ России:
Баллы | |||||||||||
Особенности | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | Особенности |
большая | маленькая | ||||||||||
уникальная | обычная | ||||||||||
позитивная | негативная | ||||||||||
красивая | уродливая | ||||||||||
чистая | грязная | ||||||||||
богатая | бедная | ||||||||||
грамотная | безграмотная | ||||||||||
производство развивается | стоит на месте | ||||||||||
средний класс растет | средний класс уменьшается | ||||||||||
открытая | закрытая | ||||||||||
уверена в успехе | не уверена в успехе | ||||||||||
душевна | бездуховна | ||||||||||
терпелива | нетерпелива | ||||||||||
глубина мысли | поверхностность мысли | ||||||||||
инициатива | лень | ||||||||||
точный расчет | игра в удачу | ||||||||||
заглядывает в будущее | оглядывается назад | ||||||||||
большая роль в международной жизни | малая роль в международной жизни | ||||||||||
богата ресурсами | бедна ресурсами | ||||||||||
идет вперед | идет окольными путями |
Подведение итогов урока.
Итоговое заполнение карточки самоконтроля. Выставление оценок.
Разработка урока по географии на тему «Административно-территориальное деление» 8 класс ФГОС
Выбранный для просмотра документ Рабочий лист_адм.тер. деление России.docx
Федеральные округа
Выбранный для просмотра документ адм_тер_деление России.docx
Технологическая карта урока географии
Административно-территориальное устройство России
достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать особенности административно-территориального деления России
1) Сформировать знания о функциях административно-территориального деления страны, о государственно-территориальных и национально-территориальных образованиях, федеральных округах.
2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;
3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;
4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.
Анализировать схему, отражающую функции административно-территориального деления страны.
Выявлять специфику административно-территориального устройства РФ.
Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте.
Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов.
1. Формировать первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
4. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
1. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов.
Урок открытия нового знания
административно-территориальное деление страны, субъекты, государственно-территориальные и национально-территориальные образования, федеральные округа
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс
Атлас География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс
Рабочий лист, мультимедийная презентация, контурная карта
Включить обучающихся в учебную деятельность
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
По каким признакам и для чего территории можно подразделять на части?
Как называется та часть территории России, в которой мы живем?
А вы знаете, на какие части поделена территория России?
А сколько их? (ответы обучающихся)
Сегодня наша с вами задача выяснить, на какие части поделена территория России
Давайте откроем учебник и назовем тему нашего урока, параграф 7
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе
И так, тема нашего урока: «Административно-территориальное устройство России»
Запишите тему, дату урока в рабочий лист
Сформулируйте цель нашего урока, (ответы обучающихся), запишите ее в рабочий лист.
А сейчас давайте составим план урока:
Для чего нужно административно- территориальное деление страны
Федерация и субъекты
Административно-территориальное устройство России
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала
План намечен, сейчас мы с вами будем реализовывать его. Для этого работаем с чем? (учебником и атласом).
Работаем с пунктом 1, стр.28
Ответьте на вопросы:
Что такое административно-территориальное деление? (это способ территориальной организации государства)
В чем его суть? (деление страны на части)
Когда и кто впервые разделил Россию на территориально-административные части? ( Петр 1, в 1708 г.)
Какие функции выполняет административно-территориальное деление страны? (контроль, организация работы общегосударственных служб, быстрая мобилизация сил, освоение новых районов)
Давайте сделаем вывод о том, что вы узнали о административно-территориальном делении России (ответы учащихся)
Переходим ко второму вопросу – это Федерация и субъекты Федерации
Скажите, какой документ является основным законом РФ? (Конституция)
Политико-административное деление России
Суверенные государства имеют различные формы организации хозяйства (правления). Важнейшей из них является государственный строй (формы правления). Принципы государственного, социально-экономического и территориального устройства любой страны закреплены в ее основном законе (конституции). РФ – суверенная демократическая республика (президентская) – имеет федеративную форму государственного устройства, что отражено в новой конституции страны (от 12 декабря 1993 года) и федеративном договоре.
Принципы построения федерализма России основываются на:
А) добровольном объединении ее субъектов
Б) принципе равноправия и самоопределения народов
В) национальном принципе и незыблемости ее демократических основ.
Субъекты федерации (республики, области, края, автономные округа (а. о.), автономная область (А.О.)) состоят из самоуправляемых территориальных образов и самостоятельно определяют свое территориально устройство.
Основное положение федерального договора предусматривает разграничение полномочий между РФ и ее равноправными субъектами.
К ведению федеральных органов государственной власти Относятся, например, такие ф-ции как: принятие и изменение конституции страны, защита прав и свободы человека, финансовая, валютная, кредитная, таможенное регулирование, бюджет, налоги, транспорт, внешняя политика и международные отношения, оборона, защита границ, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.
В совместном ведении РФ и субъектов Находятся вопросы пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, установления общих принципов налогообложения и др.
Субъекты федерации наделяются При этом широкими полномочиями для самостоятельной хозяйственной деятельности, заключения между собой прямых торговых соглашений, осуществления внешней экономической деятельности, правового регулирования социально-экономического развития, в т. ч. Принятия законов и иных правовых актов (в соответствии с основным законодательством РФ).
Новая конституция России и федеральный договор в корне изменили характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, существенно расширив их хозяйственную деятельность и создав тем самым благоприятные предпосылки для вхождения на рынок.
Президент (гарант конституции) имеет широкие полномочия, но его власть ограничена парламентом.
Законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из 2-х палат: верхней (Совет Федерации) и нижней (Госдума).
Исполнительная власть Принадлежит правительству во главе с премьер-министром.
Федерация строится по национальному и территориальному принципу, который, в значительной мере, определяет содержание и структуру государственного устройства.
Национально-административное деление РФ имеет свои проблемы, связанные с характером политического строя, формой правления, которые определяются историческими условиями образования федеративной национальности – религиозным составом, своеобразием культуры и быта России. Большинство населения Росси составляют народы, исповедующие православную религию – 86%.
В Урало-Поволжье и Сибири проживают татары (5,5 млн.) и башкиры (1,3 млн.), составляющие наиболее многочисленную группу исламских народов, находящихся в Центральной России.
Другой массив мусульманских народов – на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны чеченцы (900.000). Всего мусульман в России проживает 3 млн. человек. Православные осетины живут в центре Кавказа, образуя как бы «христианский коридор» из русских районов России через горские народы в Грузию и Армению.
Предгорье Северного Кавказа – один из неспокойных регионов России. Это связано как со сложной экологической ситуацией, нехваткой сельскохозяйственных земель, невысоким уровнем промышленного развития, высоким естественным приростом. Так и с последствиями национальной политики России, начиная с кавказских войн, и, заканчивая переселением некоторых народов. Эта практика продолжалась в 20-е – 30-е годы (казаки были насильно переселены в Сибирь и Казахстан) и годы ВОВ (чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки). В 1956-1957 г. высланному народу было разрешено вернуться. Отсюда, возникла масса конфликтных ситуаций, часть из которых неразрешена до сих пор.
Буддизм исповедуют буряты и калмыки, а также тюрко-язычные тувинцы.
находятся среди русских сел).
Рассредоточение многих народов íа территории России (когда большинство живет за пределами основного этнического ареала) и общая «перемешенность» населения делает почти невозможным выделение «чистых» в этническом отношении территорий. Отсюда, следует очень важный вывод для государственного устройства России: все виды национальных автономий на ее территории должны иметь «мягкий» характер и не ущемлять права представителей любого из народов, проживающего на территории автономии. Видимо, в перспективе, ведущую роль должны играть не автономные территории, а национально-культурные автономии.
Субъекты РФ, их число, виды
Россия состоит из 89 субъектов (21 республики, 6 краев, 10 автономных округов, одной автономной области, 49 областей и двух городов федерального значения).
Экономические районы
Экономический район — это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и структурой производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением.
В основу районирования положен экономический принцип. Контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлечения их в использование: специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, трудовым опытом, национальным составом, концентрацией в городах и селах), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры.
Экономические районы: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Эконом-геогр.хар-ка. – где находится, с кем граничит, площадь территории, выход к морю, с кем связан транспортными путями и какими, природные условия и ресурсы, состав промышленности и ее хар-ка, экономич. потенциал и пр.
Центральный район
Состав.Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Москва (город федерального значения).
Хозяйство. Это высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автомотов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.
Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.
Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).
Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топлива. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).
Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (более 18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.
Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.
Северо-Западный район
Состав. Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург (город федерального значения).
Полезные ископаемые: огнеупорные глины, горючие сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе Старой Русы), бокситы (Тихвин).
Хозяйство.Основные социально-экономические предпосылки развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база.
Машиностроительный комплекс района характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли машиностроения: энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение. Район является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов.
Производство энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в Санкт-Петербурге. Развито судостроение: «Адмиралтейский», «Балтийский» заводы Санкт-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.
Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса). В Новгороде, Пскове, Выборге, Калининграде производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.
Химическая промышленность Санкт-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтической промышленности в России.
Развита легкая промышленность (обувная, текстильная, пищевая).
Северо-Запад является родиной алюминиевой промышленности (на местных тихвинских бокситах). Предприятия цветной металлургии находятся в Волхове (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глиноземные заводы).
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе района. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках.
Заметную долю электроэнергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района электроэнергией под Санкт-Петербургом была сооружена и действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС.
Энергосистема Северо-Запада соединена с единой энергосистемой европейской части России.
Северный район
Состав.Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики: Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.
На территориальное размещение хозяйства района оказали влияние многие факторы, в том числе близость Северного Ледовитого океана, суровость климата, сложная конфигурация береговой линии Белого и Баренцева морей, а также непосредственное соседство с Центральным и Северо-Западным экономически высокоразвитыми районами РФ.
В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской равнины (между Балтийским щитом и Уралом), где выделяются обширная Печорская низменность и Тиманский кряж. Реки района (Печора, Мезень, Онега, Северная Двина) относятся к бассейну Северного Ледовитого океана.
На Балтийском щите выделяются невысокие горные массивы Кольского полуострова (Хибины). Полуостров медленно продолжает подниматься (случаются землетрясения силой до 5 баллов). Своеобразие и сложность рельефа Северного района обусловлены действием ледников (в четвертичном периоде). Карелию величают «краем голубых озер», отмечая их многочисленность.
Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита, мрамора и других строительных материалов началась еще во времена строительства Петербурга.
Месторождения железных и руд цветных металлов, а также апатито-нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи осадочных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем (в т.ч. коксующимся), нефтью и газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Еще Северный район богат бокситами (Архангельская обл.), а также рудами титана, вольфрама, молибдена и др. металлов.
Хозяйство.Коренное население (коми, ненцы и др.) издавна занималось охотой, рыбной ловлей и оленеводством. В настоящее время специализация района определяется наличием богатейших природных ресурсов, а также особенностями географического положения.
Отраслями специализации района являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность. Получили развитие ( на базе местных ресурсов) цветная и черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность.
Этот район является основной сырьевой и топливно-энергетической базой для многих районов европейской части РФ. Здесь производится треть древесины, бумаги и целлюлозы России (Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Сегежа, Котлас).
Развита горнодобывающая промышленность. На Кольском полуострове и в Карелии производится 1 /4 железной руды, 4/5 сырья для производства фосфатных удобрений (апатиты), значительная часть руд цветных металлов, добываемых в России.
Цветная металлургия представлена предприятиями в Мончегорске (медно-никелевый комбинат на рудах месторождений Кольского полуострова) и Никеле. На нефелинах Кольского полуострова и бокситах Архангельской области работает алюминиевый завод в г. Надвоицы.
Вспомогательной отраслью хозяйства района является машиностроение (Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Мурманск).
Животноводство и ныне преобладает над растениеводством (для развития которого на большей части территории условия неблагоприятны; преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур). На юге района выращивают лен (Вологодская область). Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития молочного животноводства. Развита маслодельная промышлен-ность.
Значительное место в экономике Северного района занимает рыбная промышленность (рыбоконсервный комбинат в Мурманске).
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность района является одной из отраслей его специализации. С топливной промышленностью связано производство электроэнергии.
В Архангельской и Вологодской областях и Республике Коми все электростанции работают на углях Печорского бассейна (Воркута) и газе Вуктыльского месторождения. Крупнейшей является Печорская ГРЭС.
В Карелии и Мурманской области производство электроэнергии в большей степени сосредоточено на ГЭС, построенных на ряде порожистых небольших рек. Эти гидростанции в значительной степени обеспечивают развитие энергоемких производств в этой части района.
Развитие цветной металлургии и других производств явилось причиной ввода в действие Кольской АЭС (Мурманская обл.). Используются и естественные ресурсы для производства электроэнергии построена Кислогубская приливная электростанция.
Транспорт. В условиях слабой транспортной освоенности территории большую роль играют реки. По рекам сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров.
Железные дороги проложены в меридиональном направлении от центральных районов европейской части России к Мурманску, Архангельску и на северо-восток, к Воркуте.