Для чего существуют евреи
Для чего существуют евреи
Откуда появились евреи?
Евреи – нация, момент появления которой знаком практически всем. Произошло это в исторически недалекое время, когда уже появилась письменность, а мир делили между собой первые крупные государства. Родоначальником этой нации стал житель Месопотамии, относившийся к одной из местных народностей. Его имя сейчас известно каждому человеку, даже тому, кто ни разу еще не читал Библию. Это Авраам.
Именно по отношению к нему встречается первое письменное упоминание слова «еврей». Возможно, это слово является отсылкой к одному из предков Авраама – человеку по имени Эвер. Но, может быть, и нечто иное. Авраам жил на левом берегу Евфрата. Уйдя из дома, он переправился на правый берег этой реки, после чего начал странствовать по разным территориям, в том числе и по Святой Земле. Существует мнение, что словосочетание «другая сторона», звучащее в старинных источниках как «эйвер», и стало базовым для названия нации.
В ходе своих странствий Авраам вступил в Союз с Всевышним. За то, что он согласился нести людям основы новой религии, в которой существует только один Бог, Создатель заповедал отдать евреям территорию, расположенную вдоль западного побережья Средиземного моря. Какое-то время Авраам даже пожил на Святой Земле, однако на ней уже жили и другие народы.
У Авраама был сын Исаак, которые считается первым евреем на Земле. Когда еще численность его семьи не превосходила 70 человек, им пришлось поселиться в Египте, пробыв там несколько сотен лет, их количество увеличилось до миллиона человек.
Впоследствии недальновидная политика египетских властителей привела к тому, что иудеи вынуждены были уйти оттуда. Этот сложный момент в истории именуется Исходом. Через 40 лет странствия по пустыне количество евреев уже было таково, что их сил хватило для захвата Ханаанского царства, располагавшегося как раз на заповеданных Богом землях. Так появилось царство Израиль.
Святая Земля
Дальнейшая история Израиля была весьма драматичной. После некоторого периода процветания в стране случился раскол, и она разделилась на две части – Северный Израиль и Иудею. Впоследствии северное израильское царство было уничтожено ассирийцами, а его жители растворились в массе других народностей победившей империи. К Иудее судьба была более благосклонной. Несмотря на то, что ее тоже захватывали, а население уводилось в плен, жители смогли сохранить собственную идентичность. После освобождения из плена они сумели восстановить свою страну.
Сегодняшние евреи в большинстве своем – дальние потомки жителей древней Иудеи. Сквозь века, пережив разгром страны и массовое выселение в Европу, будучи разделенными на очень небольшие общины, дети Иудеи смогли сохранить свою веру, традиции и язык. Помимо них есть некоторое число народностей, причисляющих себя к одному из исчезнувших 12 колен Израилевых. И хотя данное утверждение довольно спорно, но для современного Израиля важны корни.
Языки
Сбережение языка в условиях крайней разделенности народа было важнейшим фактором сохранения нации. Испокон веков основным языком евреев был иврит. Именно на нем писались священные книги – Танах и Мишна. Но нападения на страну врагов с последующим выселением их в другие регионы, в которых общение велось на иных наречиях, вынуждали иудеев идти на компромисс. Сохранив иврит как средство для проведения религиозных обрядов, для общения они использовали языки регионов, где на тот момент проживали.
В период Вавилонского пленения евреи использовали арамейский язык, на котором даже написали часть священных книг. Разгром Иудеи римлянами с последующим выселением этого народа на европейские земли вообще разделил его на две подгруппы – сефардов и ашкеназов. Учитывая, что в средневековой Европе крайне неприязненно относились к разговорам на иврите, евреям пришлось искать неординарное решение проблемы. Сефарды, используя латинский язык в качестве базового, разработали собственный язык, названный ладино. Ашкеназы пошли тем же путем. Просто за основополагающий они приняли немецкий язык, а затем, добавив в него некоторое количество ивритских слов, получили идиш.
Многие столетия эти искусственные языки использовались евреями в качестве основного средства общения между собой. На них даже писались книги и издавались газеты. Так длилось до совсем недавнего времени, пока на Ближнем Востоке не возродился Израиль. В новом государстве основным языком общения был принят иврит. Базовым для его современного варианта является древний иврит, который модернизируется, для чего в стране существует даже институт языка. Лингвисты, работающие там, регулярно вносят в словарь новую лексику. Но и ее не выдумывают на пустом месте, а ищут в анналах древнего иврита.
Кто считается евреем?
Казалось бы, все люди на планете Земля одинаковы, так что же такое особенное есть в евреях, что отличает их от всех остальных? Прежде всего, это самая первая монотеистическая религия в мире. Единожды приняв ее, они уже никогда от нее не отказывались. Те же, кто отступались от своей веры, либо спустя некоторое время все равно возвращались к ней, либо исчезали как нация.
Вторым определяющим фактором является наследование рода. Если у всех народов планеты род наследуется по отцу, то у евреев – строго по материнской линии. Исключением из этого правила является переход человека другой национальности в иудейскую религию. Данная процедура именуется «гиюр». Человек, прошедший ее, становится иудеем.
Религия
Религией еврейского народа является иудаизм. Уже упоминалось, что это первая монотеистическая религия на планете. Для своего времени она стала поистине революционным событием, ведь в момент ее появления в мире главенствовало идолопоклонство и многобожие, то есть, то, что сейчас именуется язычеством. Собственное название эта религия получила не сразу, а лишь после того как первое еврейское государство распалось на две части. По названию одной из частей античного Израиля Иудеи она стала именоваться «иудаизмом».
Согласно принципам данной религии иудей просто обязан быть верующим человеком. Но его глубокая религиозность должна совмещаться с высокой этической идеей. Для иудеев существует только один Бог, являющийся Создателем всего сущего на нашей планете и всей Вселенной вокруг нее, властитель всего этого и хранитель сущего. Иудаизм утверждает, что направление движения человечества определено заранее. Оно должно двигаться в сторону установления царства мира и справедливости. Когда это произойдет, и все люди Земли признают единого Бога, наступит период подлинного изобилия. Иудеям же требуется донести эту важную информацию до всех людей планеты Земля.
Миссия
Для истинного иудея неважна первоначальная национальность человека. В самой иудейской религии заложен тезис, что человеческий род един. Различия между людьми состоят в их нравственном начале, которое и формирует способ жизни народа. А отсюда следует, что даже не вера важна, а намерения личности и ее нравственные качества и поступки. Если человек воздерживается ото лжи и фальшивых клятв, является последователем монотеизма и отрицает идолопоклонство, уважает родителей и старшее поколение, не порочит людей и не остается в стороне, если другим грозит опасность, то он не потерян для Всевышнего. И в момент, когда Бог вновь придет на землю, у таких людей будет шанс сохранить свою душу. Задача евреев – нести в мир веру в единого Бога и его заповеди.
Для чего существуют евреи
Удивительно, но факт, что в процентном соотношении именно среди евреев, по сравнению с другими национальностями, больше всего встречается банкиров и финансистов, выдающихся учёных и политических лидеров, самых богатых людей на земле и самых умных. Достаточно просмотреть список имён чемпионов мира по шахматам: Вильгельм Стейниц, Эммануил Ласкер, Макс Эйве, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Борис Спасский, Михаил Таль, Роберт Фишер, Гарри Каспаров, Владимир Крамник. Вот где они все собрались!
Идит Клейн, директор организации «Кешет», активно действующей в защиту еврейских гомосексуалистов и транссексуалов, указывает, что среди евреев процент гомосексуалистов составляет около 10% (2006 г.) или 12-14% (2009 г.), что заметно выше, чем среди нееврейских национальностей.
В конце 19-го, начале 20-го века еврей и психиатр Чезаре Ломброзо писал: «Именно среди евреев встречается наибольшее число гениальных, талантливых и одаренных людей! но, вместе с этим доля умственно отсталых, среди евреев, в 6 раз больше!»
Христианская церковь на протяжении своей истории делала яростные нападки на этот народ. Именно церковь «изобрела» учение, что это именно они, евреи, распяли Господа Иисуса Христа. Не секрет, что католическая церковь инициировала погромы, публичные унижения, изгнания евреев продолжавшиеся многие века. Католики запятнали себя кровавыми крестовыми походами, когда во имя веры Господа совершались гнуснейшие дела, евреев убивали не менее жестоко, чем Гитлер со своими газовыми камерами.
Русское православие искони страдало той же болезнью. Евреев у нас всегда недолюбливали, часто ненавидели, бывало убивали, устраивая время от времени погромы. Посмотришь труды отцов церкви и диву даёшься, как это можно было совмещать в себе любовь к Богу и ненависть ко всему, что связано с евреями. Так православный святой Иоанн Кранштадский, например, был убеждённым антисемитом. Поэтому именно его образ взяли на вооружение черносотенные организации, устраивавшие еврейские погромы. Да и остальные отцы церкви недалеко ушли. В настоящее время именно в среде русского российского православия получают «духовную» подпитку современные уже русские фашисты с собственным идеологическим обоснованием ненависти к евреям. Хотя официальное руководство церкви осуждает такое отношение некоторых своих последователей, но на практике часто всё обстоит иначе. Достаточно просмотреть сайты современных русских наци, чтобы понять, кто за кем стоит: батюшки благословляют «на святое дело» черносотенцев и другие экстремистские организации, выпускают брошюрки типа «Жить без страха иудейска» и др.
Евреев часто недолюбливали и просто так на бытовой почве. Никто не мог терпеть их финансовой изворотливости, пытливости ума, успеха в различных сферах жизни и сверхъестественную живучесть, несмотря на часто явно ущемлённое во всех аспектах жизненное положение.
Евреев часто высмеивали за их культуру: за кудряшки-пейсы, за филактерии, за особую одежду, правила жизни, шляпы… Сочиняли анекдоты про обрезание, про фамилии, про их исторический страх на генном уровне.
— Как ваша фамилия?
— Сахаров.
— А точнее?
— Сахаридзе.
— А ещё точнее?
— Сахаревич.
— А если предельно точно?
— … Цукерман.
Евреи – избранный народ Бога?
«Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6)
Евреи, воспитанные в этой системе, должны были первыми узнать и встретить своего Спасителя, своего Царя, Который был им обещан с самого начала. Когда 2000 лет назад обещанный Мессия пришёл в мир, родился от Девы, вырос и в 30 лет начал Своё служение на Святой земле, то буквально сбылись слово в слово порядка 300 пророчеств Ветхого Завета. Кто как не евреи, изучающие эти пророчества каждую субботу, должны были Его узнать? Но именно они Его и не узнали.
Кому много дано, с того много и спросится.
Иисус, зная наперёд все последствия выбора своего народа, много плакал. Плакал о Иерусалиме, видя будущее его разрушение из-за того, что он так и не узнал день своего посещения. Плакал об израильтянах, которые будут рассеяны, отведёны в плен, а многие просто погибнут.
«И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лук.21:24)
За неверие и непослушание Господу нужно платить. В 70 году новой эры Иерусалим по слову Иисуса был полностью разрушен, Храм сожжён, а сами евреи изгнаны и рассеяны по всему земному шару. После этого у них почти 2000 лет не будет своего государства, своей родины…
Не поверив в Иисуса Христа, избранный народ Божий фактически отказался от Небесного покровительства.
Настоящая причина смерти Христа.
Выясняя настоящую причину смерти Христа, важнее всего принять во внимание собственные слова Господа. Иисус заранее знал, что Его не примут, распнут и учил учеников, что Он для того и пришёл в этот мир, чтобы умереть за грехи людей. Настоящей причиной смерти Христа были не евреи, но грех всех людей. Именно из-за любви к погибшим грешникам, Иисус добровольно претерпел всё, что Ему было определено свыше.
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан.10:17,18)
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоан.3:16)
Объясняя церкви причину неверия избранного народа, Апостол Павел, сам еврей, писал, что это Бог допустил, чтобы евреи на время как бы ослепли, не видя очевидного, и этим самым дали возможность для спасения язычников. «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Рим.11:11,12)
Лишь некоторые избранные из евреев тогда поверили в Иисуса, но большинство ожесточились.
В церкви долгое время существовала так называемая теория замещения, утверждающая, что вместо народа Израиля теперь существует христианская Церковь, а Израиль Бог отверг за неверие навсегда. Но это не так. «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»(Иер.31:10)
Из этого текста Писания следует, что язычники получили возможность спасения до определённого времени, пока не дополнится определённое Господом число. Когда же это произойдёт, все евреи уверуют в Иисуса Христа и спасутся.
А свободна ли воля?
Тот факт, что евреи 2000 лет назад отвергли своего Мессию, на мой взгляд, является приговором для свободной воли людей. Сейчас поясню, что я имею ввиду. Если даже просвещённый избранный народ Божий, находясь в уникальных условиях на земле, в каких не дано было жить любому другому народу, имея культуру и знание Писаний, не узнал Своего Царя, то какие шансы могут быть у язычников? Как они могут поверить в еврейского Мессию, если у них никогда не было ни малейшего представления о Нём. По-человечески никаких! Но именно они в Него и поверили, и это по-настоящему чудо! Сейчас выясним почему.
«Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис.65:1)
Апостол Павел писал, что спасение не зависит от человеческих дел, но только от милости Бога, чтобы никто не мог похвалиться своими заслугами.
«… как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного»(Рим.3:9-12)
Правда жизни такова, что на самом деле никто не ищет Бога, но только Бог Сам наделяет людей способностью верить в Него. Христос часто говорил такие слова: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матф.19:11), «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод» (Иоан.15:16).
Много и других мест.
«… и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48)
«И одна женщина… слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:14)
«С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:25)
Дело в том, что грех делает всех людей равными перед вечностью, и евреев и не евреев. Грех одинаково лишает всех возможности самим избрать Бога. Поэтому теперь все и имеют одинаковые шансы на успех, который определяется только верой в Иисуса.
Поверь в Иисуса, покайся в своих грехах, прими крещение – и ты будешь спасён и зачислен в избранный народ Божий!
Израиль – блудный Сын Бога.
Помните притчу о блудном сыне рассказанную Иисусом (Луки 15:11-32)? Отец очень любил своего блудного сына, не так ли? Хотя тот и ушёл из отчего дома, но не навсегда. Хотя тот и забыл, откуда он и для чего родился, но только на время. Блудный сын много пострадал из-за своего упрямства и своеволия, запятнал свою одежду грехами мира, но в конце раскаялся и решил вернуться к отцу.
Когда старший сын увидел, насколько велика радость его отца оттого, что блудный сын вернулся, он сильно расстроился. Он не разделил его чувств и даже был зол на него. Старший сын считал, что заслужил гораздо лучшего отношения к себе со стороны отца, по сравнению со своим негодным братом, но…
Эта притча может рассказать нам о событиях, которые уже случились или скоро будут. В ней блудный сын – это Израиль, отец – это Бог, а старший сын – это Церковь. Конечно, Израиль по физическому возрасту больше подходит к образу старшего брата, но если смотреть с духовной точки зрения, он младше. Он ещё духовный младенец и совсем ещё плотской.
«Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис.66:5-8)
Глубокие корни антисемитизма.
Евреи на самом деле не так уж и сильно отличаются от «простых» людей. Да, действительно, и способности у них есть, и талантами богаты, но грехи по сути такие же, как у остальных, просто более заметные на общем фоне. Если ошибку делает неграмотный, это как-то простительно, но когда человек, заявляющий о своей высшей образованности, то. А шатало евреев по белу свету так именно потому, что уж очень много им Господь всего дал, и способностей, и талантов. Только вот не знали они или забыли, для чего они им даны. Отвергнув Христа, они на какое-то время стали народом без цели, стали как бы пустыми, не знающими своего духовного наследия.
Читая полный список этих проклятий, начинаешь отчётливо понимать настоящую причину всех мытарств и мучений народа Божьего. Но несмотря на то, что Бог наказал Свой народ за непослушание, Он по прежнему любит Своего дитя, как Отец Своего заблудшего сына, Своего первенца. «Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя» (Иер.46:28)
Бог сказал Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3). В лице Авраама это обещание относится и ко всем его потомкам.
Евреи по-прежнему являются Его народом и не кому не дано право их судить кроме их Творца. Поэтому-то Бог и говорит, что Он накажет все народы, которые будут судить Израиль, потому что это право имеет лишь Он Сам, как отец имеющий право наказывать своего сына. Тех же, кто глумился и издевался над его первенцем, кто убивал его, не оказывал милосердия, Небесный Отец повергнет страшному суду.
Бог хочет, чтобы церковь, каждый её верующий покаялся перед Богом за исторический антисемитизм и сделал свой добрый вклад в спасение всего народа Израиля. Это они (евреи) первенцы, это они природные, это им изначально предназначено. Хотя отпали по своей гордости, стремясь установить собственные представления о праведности, отвергая при этом праведность Божью дарованную через веру в Иисуса Христа (Рим.10:3). Но если они покаются, как говорит Писание, то тем более именно они привьются к своей природной Лозе – к Иисусу. Антисемитизм и вера во Христа несовместимы. Нельзя ненавидеть брата и при этом любить Бога (1Иоан.4:20).
Так для чего же они существуют?
Израильский народ – это знамение для всех людей на земле о том, что Бог управляет всем и исполняет Свои слова. Мир развивается не случайно, но только по Библейскому сценарию и теперь каждый человек, у которого есть телевизор, может видеть это собственными глазами. От того, как вы относитесь к Израилю, зависит очень многое, потому что «благословляющие его будут благословлены, а проклинающие – прокляты». Антисемитизм скоро поднимется во всём мире с новой силой так, что все народы мира придут сразиться с Израилем. Книга пророка Захарии с 12 по 14 главы повествует нам об этом. Итогом этого противостояния будет то, что все великие армии мира будут разбиты армией Израиля …
Большинство евреев будут ещё долго ожесточены и не будут верить словам Библии. Многие из них погибнут в приближающихся событиях библейского апокалипсиса. Но под конец истории этого мира, который неумолимо приближается к нам со сверхзвуковой скоростью, всё государство Израиль, все его оставшиеся в живых жители – будут спасены Господом, а во всём мире наступит Царство Христа.
Ведь это именно Он даст им силу победить и проявит Свою славу здесь на земле. Ах, если бы люди верили пророчествам Библии! Исход этой битвы уже предрешён.
Кто такие евреи и что значит быть евреем
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Кто такие евреи? [↑]
Еврейский народ назван в Торе «царством священников». Это народ, избранный Всевышним из всех других народов для освящения Его Имени в этом мире.
В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э. ) вышедшие из Египетского рабства евреи удостоились получить Тору непосредственно от Б-га. С тех пор вся жизнь еврейского народа строится и «вертится» вокруг Торы. Даже Генрих Гейне, ассимилированный поэт-выкрест, называл Тору «портативным отечеством еврея». Верность Торе давала евреям силы сохраниться и выжить, несмотря на тяжелейшие условия изгнания и постоянные преследования. Рассеянные по всему свету, евреи продолжали держаться за Тору и оставались евреями. И переживали своих преследователей.
На сегодняшний день еврейский народ состоит из различных субэтнических групп, основными из которых являются ашкеназы (изначально общины Центральной Европы) и сефарды (потомки испанских и португальских евреев, вынужденные покинуть Пиренейский полуостров и расселившиеся преимущественно в Северной Африке и на Ближнем Востоке). Они далеко не однородны и включают в себя множество групп и общин с разными обычаями. Кроме них выделяются йеменские евреи, мизрахи и многие другие.
Евреи разных направлений молятся рядом у Стены Плача в Иерусалиме
Вопрос о том, «кто является евреем», возник сравнительно недавно. Удивительно, но еще в XVIII веке по вопросу определения еврейства наблюдался полный консенсус: понятие «еврей» было тождественно понятию «иудей» или «лицо еврейского вероисповедания». На протяжении тысяч лет евреем считался любой человек, который родился от матери-еврейки или принял иудаизм, и это никем не ставилось под сомнение. Другими словами, до XIX века никто не разделял национальный и религиозный компоненты в еврействе, и евреями считались исключительно те, кого сегодня называют «евреями по Галахе» (т. е. те, кто является евреями с точки зрения иудейского религиозного законодательства, и никто более).
Откуда взялись евреи? [↑]
Еврейский народ происходит от Авраама, которого изначально звали Аврам, но Всевышний изменил его имя и судьбу.
Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (1812 году до н. э. ) в Междуречье. Само его имя Авраам означает «отец многих народов», но именно Авраам — это первый человек, которого Тора называет словом «иври» (еврей): «И пришел беглец и известил Аврама — иври…» (Берешит 14:13).
После Потопа духовный путь Ноаха продолжил его старший сын Шем. Правнук Шема Эвер был последним праведным духовным лидером до смешения языков и единственным из потомков Шема, кто не принимал участия в строительстве Вавилонской башни.
Прапраправнуком Эвера был Терах — отец Авраама.
Всевышний открылся Аврааму и велел ему покинуть родину — Ур-Касдим — и переселиться за реку Евфрат, в Землю Кнаан, которая станет вечным уделом еврейского народа и получит название Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Б-г заключил союз с Авраамом, потом с его сыном Ицхаком, а затем — с сыном Ицхака Яаковом.
У Яакова было 12 сыновей. Они являются родоначальниками 12-ти Колен (ивр. «шватим») еврейского народа.
Евреи, иудеи, Израиль и сыны Израиля, Йешурун [↑]
В Танахе — «еврейской Библии» — еврейский народ называется по-разному: «иврим» (евреи), «йеудим» (иудеи), а также Исраэль, «бней Исраэль» (сыны Израиля) и Йешурун.
Слово «иври» связывают с именем праведного Эвера — предка Авраама. Другое объяснение — «пришедший с той стороны»: в Земле Кнаан Авраам был пришельцем с другого берега реки Евфрат. Авраам, в отличие от Ноаха, Шема и Эвера, занимал «активную жизненную позицию», проповедуя веру в Единого Б-га и отрицая идолопоклонство. Наши мудрецы, толкуя название «иври», объясняли, что весь мир был по одну сторону, а Авраам — по другую.
Слово «йеуди» изначально означало человека из колена Йеуды или, в более широком смысле, — жителя Иеуды (Иудеи, Иудейского царства на юге Земли Израиля в эпоху Первого Храма), а после того, как это государство перестало существовать, так начали называть всех евреев вообще. Отсюда происходит термин «йаадут» (иудаизм), возникший уже после Вавилонского пленения.
Религиозный еврей в талите и тфилине во время утренней молитвы
Большую общность людей Тора часто называет именем ее руководителя или прародителя. Именно поэтому еврейский народ Тора часто называет «Израилем» (Исраэль) или «сынами Израиля». Имя «Исраэль» праотец Яаков получил после победы над ангелом-покровителем Эсава: «И сказал (ангел): Не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль; ибо ты боролся с (Б-жьим) ангелом и с людьми и победил» (Берешит 32:29).
Понятие «Йешурун», которое несколько раз употреблено в книге Дварим, а также встречается у пророка Йешаяу — это возвышенное, поэтическое название еврейского народа. Принято считать, что оно обозначает качество справедливости и прямоты, в идеале присущем евреям. По другому мнению, «Йешурун» — это форма имени «Исраэль».
Двенадцать колен [↑]
Еврейский народ часто называют «двенадцатью коленами Израиля», однако тут необходимо сделать ряд уточнений. У еврейского народа 3 праотца — Авраам, Ицхак и Яаков и 4 праматери — жена Авраама Сара, жена Ицхака Ривка и жены Яакова Лея и Рахель. Последние дали в жены Яакову своих служанок, сыновья которых в некотором смысле считаются детьми Леи и Рахель соответственно.
Перечислим 12 колен Израиля так, как о них изначально говорится в Торе:
— два сына Билги, служанки Леи: Дан и Нафтали;
— два сына Зилпы, служанки Рахель: Гад и Ашер.
Праотец Яаков, его дети и члены их семей — всего 70 человек — спустились в Египет, фактическим правителем которого был сын Яакова Йосеф. В конце книги Берешит (первой книги Пятикнижия) рассказывается, как находящийся на смертном одре Яаков благословил сыновей, дал отдельное благословение каждому из двенадцати. Дальнейшая судьба каждого из 12 колен соответствовала полученным благословениям.
Двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима — Яаков «назначил» родоначальниками самостоятельных колен: «И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (Берешит 48:5). После Исхода из Египта колено Йосефа не рассматривается Торой как отдельное колено, теперь это два колена — Эфраима и Менаше. Таким образом, колен становится 13.
Вместе с тем, колено Леви (левиты) после Исхода занимает особое положение, как полностью посвятившее себя служению Б-гу. Мидраш говорит, что левиты, в отличие от других колен, никогда не были рабами в Египте — их сделали надсмотрщиками над остальными еврейскими рабами, а они, защищая и покрывая своих братьев, несли наказания за их «проступки». В отличие от других колен левиты даже в самых тяжелых ситуациях не изменяли Всевышнему и не поклонялись идолам — ни в Египте, ни во время событий с золотым тельцом в Синайской пустыне.
Когда Тора сообщает, в каком порядке колена шли во время переходов по пустыне, она не упоминает левитов (Бемидбар 1:47). Хотя часть колена Леви должна была охранять Мишкан (переносной Храм), а позднее — Храм в Иерусалиме, левиты не были учтены в переписи мужчин старше 20 лет, из которых состояла еврейская армия (Бемидбар 1:47) и не получили для своего колена территории в Земле Израиля — для них предназначены города в пределах других колен (т. е. левиты не должны были работать на земле — их обеспечивали другие колена). Таким образом, колена Леви во многих случаях как бы исключается из счета колен, поэтому их снова становится 12.
Левиты и коэны [↑]
Одной из «ветвей» колена Леви — потомкам Аарона, старшего брата Моше Рабейну, — Всевышний даровал священство. Лишь «коэны» (священники) служат в Храме, благословляют народ и выкупают первенцев. Остальным мужчинам колена Леви были делегированы функции обслуживания Храма, в частности, перенос частей Мишкана при переходах, уборка храмовых помещений, забота о храмовой утвари. Кроме того, левиты сопровождали служение пением и игрой на музыкальных инструментах, а также охраняли Храм.
Еврейский юноша получает благословение от коэна — потомка священников иерусалимского Храма
Левиты были знатоками Закона и на них было возложено духовное руководство народом Израиля. Рамбам пишет, что любой еврей, который хочет полностью посвятить себя изучению Торы, может уподобиться в этом левитам.
Иудеи и 10 потерянных колен [↑]
В 928 году до н. э. умер царь Шломо. После этого единое Израильское царство разделилось на два отдельных государства — Йеуда (Иудея) и Северное Израильское царство, первое располагалось на территории колен Йеуды и Биньямина, а второе занимало обширные земли остальных 10 колен. 200 лет спустя Северное Израильское царство пало под ударами ассирийских войск (сильнейшей армии в мире на тот момент) и навсегда прекратило свое существование. Ассирийская империя практиковала переселение народов, поэтому 10 колен были согнаны со своих земель и расселены малыми группами на подконтрольных завоевателям территориях, а на их место переместили другие покоренные племена.
В 586 году до н. э. Иудея была захвачена армией вавилонского царя Нэвухаднецара. Иерусалимский Храм был разрушен, а народ угнан в плен и расселен в различных провинциях Вавилонской империи, сменившей Ассирию на политической карте. Вскоре после этого Персидская империя подчинила себе Вавилон. В 516 году до н. э. царь персов Корэш II дал евреям право возвратиться в Землю Израиля и построить новый Храм в Иерусалиме.
Вавилонское пленение населения Иудеи не привело к ассимиляции. Когда евреи начали возвращаться в Землю Израиля, в персидском Вавилоне оставалась огромная еврейская диаспора, но и те, кто остался, не отказались от своего еврейства и не смешались с местным населением. А 10 колен Северного Израиля исчезли и считаются потерянными.
Таким образом, от 12 колен Израиля до наших дней, насколько нам известно, сохранились лишь три — населявшие Иудею потомки сыновей Яакова Йеуды и Биньямина, а также потомки той части колена Леви, которая проживала на территории Йеуды до Вавилонского пленения. При этом колено Биньямина было сравнительно малочисленным и потому утратило традиционно передаваемое знание о своем происхождении, «растворившись» в колене Йеуды.
Однако сегодня есть целый ряд групп, которые считают себя потомками 10 потерянных колен и пропавшей вместе с ними части колена Леви, проживавшей в Северном Израильском царстве. Среди них есть такие, которых все считают евреями, и те, еврейское происхождение которых не было установлено.
В частности, многие горские и бухарские евреи называют себя потомками колена Эфраима, а грузинские евреи относят себя к колену Иссахара. В Индии существуют племена, называющие себя «Бней Эфраим» и «Бней Менаше». В крупных городах Пакистана и Индии с древних времен изолированно жила группа «Бней Исраэль», которую некоторые связывают с коленом Звулуна и коэнскими семействами. Община «эфиопских евреев» — «Бета Исраэль» («Дом Израиля») или «Фалаша» («пришельцы» на древнеэфиопском языке) — относит себя к потомкам колена Дана. Нигерийских евреев-игбо в ряде источников тоже называют потомками колена Дана, а также колен Леви, Звулуна, Эфраима и Менаше. Африканский народ лемба, живущий в Зимбабве и ЮАР, генетически связан с коэнами.
Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».
Кто еврей? [↑]
До дарования Торы евреем считался любой человек, который служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама. Поэтому жены праотцов еврейского народа — еврейки, а, например, брат-близнец Яакова Эсав — нееврей.
Когда сыны Израиля получили Тору на горе Синай, это окончательно превратило их в народ. Тора регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству), евреем считается любой человек, рождённый матерью-еврейкой, или прозелит, принявший Тору и заповеди в соответствии с установленной процедурой в признанном раввинском суде («гиюр»). Таким образом, еврейство — это не совсем национальность, поскольку евреем можно не только родиться, но и стать, приняв соответствующее сознательное решение, в то время как французом, например, стать невозможно, если ты им, конечно, не родился.
На протяжении долгой истории еврейского народа случались и массовые отходы от Торы, и массовые возвращения к ее строгому соблюдению. Часть евреев ассимилировалась, но всегда оставались те, кто передавал Традицию дальше. Кроме того, к еврейскому народу присоединялись прозелиты.
У евреев не принято вести миссионерскую деятельность, направленную на другие народы, но есть обязанность приобщать к Торе своих собратьев, которые от нее отошли. Тем не менее, случались и массовые добровольные переходы в еврейство знати и армий целых стран, как это произошло в случае с Адиабеной в начале I века н. э. и Хазарским каганатом в середине VIII века н. э.
«Гер» (прозелит) становится евреем, принимая на себя все заповеди Торы, все постановления мудрецов, все обычаи общины, частью которой он собирается стать. Без этого нельзя стать евреем. Несоблюдающий еврей остается евреем, как сын, восставший против отца и ушедший из дому, при этом все равно остается сыном своего отца. Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, говорил: «Не кто еврей, а что еврей».
В последние двести лет предпринимаются активные попытки отделить еврейство как национальность от иудаизма как вероисповедания. Получила распространение теория о том, что «евреи по отцу», на самом деле, такие же евреи, как и «евреи по матери», и лишь «происки раввинов» мешают признать этот «очевидный факт».
Еврейский мальчик с Торой в день Бар мицвы — Совершеннолетия
В 1948 году н. э. было создано государство Израиль, в котором был принят «Закон о возвращении», согласно которому право на получение израильского гражданства было предоставлено не только евреям, но и родственникам и потомкам евреев. Тем не менее, само еврейство в этом законе в целом определено в соответствии с алахой: евреем считается человек, который рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм путем прохождения гиюра. При этом закон исключает из числа евреев тех, кто перешел в другую веру.