Для чего titan x
Триумф NVIDIA. Тестирование топовой видеокарты NVIDIA GeForce GTX TITAN X
Как мы и предполагали, с GTX 980 нас опять слегка обманули: царь оказался ненастоящим и слегка отсталым по части умственных возможностей. Настоящий же топ называется вовсе не GTX 980, а GTX TITAN X, и, хотя ждать его пришлось полгода, жалеть ни о чем не приходится.
Если попробовать описать его одним словом, на ум приходит только «мощь». Одних транзисторов на чипе уместилось больше, чем людей на Земле: восемь миллиардов штук. В пересчете на GTX 980 это почти полтора прошлогодних топа.
Примерно то же соотношение получается при рассмотрении новинки в координатах Maxwell. Число GPC-блоков увеличилось с четырех до шести штук. Соответственно поднялось и количество CUDA-ядер (с 2048 до 3072 штук) и движков растеризации (с 64 до 96 единиц). Текстурников стало в два раза больше — 256 против 128 TMU. Но особенно преобразилась память. Если на GTX 980 через 256-битную шину подключали 4 ГБ GDDR5, то на 386-битный интерфейс TITAN X повесили. 12 ГБ GDDR5! И все они, заметим, заготовлены именно для игр.
Если в предыдущем TITAN упор делался на богатый набор FP64-блоков, то здесь ставка лишь на грубую мощь, которой новинке не занимать. Несмотря на увеличившийся с 398 до 601 кв. мм размер чипа и выросшее с 165 до 250 Вт энергопотребление, частоты у платы остались на очень высоком уровне. Базовая скорость процессора равна 1000 МГц и под GPU Boost 2.0 должна подниматься до 1076 МГц (на деле и до 1200 МГц дотянет), а память функционирует на стандартных для Maxwell 7000 МГц.
Достались плате и все ключевые технологии Maxwell. Dynamic Super Resolution поднимает разрешение в играх до 4K, а потом ужимает полученную картинку до возможностей экрана, выдавая более четкое изображение, как после SSAA-сглаживания. MFAA 4x эмулирует работу MSAA 4x, однако ресурсов потребляет в два раза меньше. И наконец, Voxel Global Illumination вот уже полгода обещает нам обсчет отражений в реальном времени. Увы, только в оптимизированных под это играх, которых еще нет.
Внешний вид
Единое с собратьями у TITAN X и оформление. Плата целиком закрыта металлическим кожухом, по центру расположено прозрачное окошко, сзади цилиндрическая вертушка, а сбоку красуется светящаяся зеленым надпись «GeForce».
Выделяет новинку окрас. Если раньше это был чистый металл, то теперь корпус полностью черный. Еще один интересный момент — упаковка. Как правило, первые карты из NVIDIA приезжают в обычных антистатических пакетах, однако на этот раз образец прибыл в ладно оформленной коробке. Возможно, это ничего не значит, а возможно, NVIDIA подумывает о прямых продажах референсных образцов — опыт с Shield вполне может к этому подстегнуть.
По поводу системы охлаждения никаких откровений. Процессор и память накрывает здоровый радиатор с испарительной камерой, а за прогон воздуха отвечает 60-миллиметровая турбина. От металлической пластины на оборотной стороне отказались — распаянные сзади чипы GDDR5 в дополнительном отводе тепла, видимо, не нуждаются.
Что же до портов и разъемов, то питание подается по вилкам на 6- и 8-pin, SLI можно собрать из трех карт, а на вывод изображения стоят один DVI и по паре полноразмерных HDMI и DisplayPort. Некоторым такой набор не понравится (несколько DVI зачастую удобнее), однако с учетом мощи TITAN X комплект логичен — карта может и 3D Surround потянуть, а для него нужны DisplayPort.
В жизни
На работу с тремя мониторами мы решили не замахиваться и упор сделали на разрешение 2K. Модель GTX 980 показывала в нем достойные результаты, но до комфортных для топа 60 fps дотягивалась далеко не всегда. Посмотрим, как с этим справится TITAN X и как она покажет себя на фоне конкурентов.
Со списком последних было просто. Это все последние топы NVIDIA, первый TITAN и главный представитель AMD в лице Radeon R9 290X. Тестовый стенд под них собрали на основе материнской платы MSI Z87-GD65 Gaming. На нее установили процессор Intel Core i7-4770K, водяное охлаждение Deepcool Maelstrom 120 и две планки Kingston HyperX Fury по 4 ГБ. Под операционку и все тесты взяли твердотельный OCZ AMD Radeon R7 объемом 240 ГБ.
Итог наших проверок оказался вполне ожидаем. Без шуток и преувеличений — TITAN X натурально порвал всех соперников. Если в обзоре GTX 980 мы восторгались 6—11% отрыва от ближайших конкурентов, то на этот раз своего младшего собрата по архитектуре новинка обошла аж на 38%, а Radeon R9 290X — почти на 40%.
Конечно, об экономии энергии и речи быть не может — кушает карта 250 Вт и разогревается до 84 градусов. Но кого волнуют эти ватты, когда плата без проблем обеспечивает 60 fps в разрешении 2K и с включенным сглаживанием!
Единственное, о чем при таком раскладе стоит переживать, так это о деньгах. Как и в прошлый раз, хотят за TITAN немало: 999 долларов, или почти семьдесят тысяч рублей. На фоне GTX 980 за 29 500 рублей двойную переплату не компенсируют даже выигранные проценты.
GTX TITAN X — это не только самая быстрая плата на планете, но еще и, пожалуй, самая прорывная разработка NVIDIA со времен 8800 GTX. При том же техпроцессе и том же энергопотреблении, лишь за счет изменения строения инженеры NVIDIA сумели повысить производительность GPU на 37% в сравнении с GTX 780 Ti. Такого разрыва не было даже между GTX 680 и первым TITAN, где разница в количестве транзисторов была двукратной. Словом, браво, NVIDIA!
Обзор NVIDIA TITAN X: добро пожаловать в эпоху 4K
В геймерский рай просто так не попасть, билет по карману не каждому. Но именно туда стремятся игроки, и некоторые готовы пойти на всё ради самого лучшего. Цена отходит на последний план, а главное — максимальный результат. И если вам казалось, что NVIDIA GeForce GTX 1080 — ответ на все мольбы перфекционистов, то придётся разочаровать. Нет, не на все. И когда не хватает мощности — на помощь с небес нисходит «Титан», но не тот, что в броне и с гаубицей, а NVIDIA TITAN X — реинкарнация самой быстрой видеокарты последних лет.
Совершенство дизайна
Недавно главный инженер PlayStation 4 Марк Церни заявил, что для комфортного гейминга в 4K нужна графическая подсистема мощностью восемь терафлопс. И пока новая Pro-версия консоли почти наполовину слабее заявленного минимума, TITAN X берёт отметку заметно выше — 11 Тфлопс. Подобную прыть оценят не только повелители Adobe After Effects, но и геймеры, не готовые мириться с компромиссами. К тому же альтернативы «Титану» на горизонте не видно — в него упаковали неимоверно мощную «начинку.
По сравнению с предыдущим «Титаном» количество транзисторов подняли с 8 до 12 миллиардов. Ощутимо нарастить бюджет «кремниевых нейронов» позволил переход на 16-нм FinFet техпроцесс, но этим в роду «Паскалей» не удивишь — все чипы 10-ой серии производятся по этой технологии. Рост в цифрах для нового «Титана» почти повсеместный — CUDA-ядер теперь 3584 и работают они на частоте в полтора раза выше предшественника. И чтобы совсем не принижать достоинства предыдущего поколения, в новой видеокарте остался прежний объём видеопамяти в 12 Гигабайт. При этом она унаследовала передовые модули GDDR5X от GTX 1080 с эффективной частотой 10 ГГц, поэтому пропускная способность возросла до 480 Гигабайт в секунду. Видеокарта получилась не просто быстрой, а неприлично мощной. Теоретический прирост в производительности по сравнению с TITAN X образца 2015 года может достигать 50%.
Самый быстрый обогреватель
TITAN X вобрала в себя лучшие черты премиальной линейки, и не только внутри, но и снаружи. По традициям предыдущих поколений видеокарта поставляется исключительно в эталонной версии, созданной NVIDIA. Ведь негоже портить мощный мотор китайским пластиком и дешёвыми свистелками. Он унаследовал черты дизайна последних видеокарт GeForce, знакомый чёрный цвет и фирменную подсветку, без которой не обходится ни один TITAN.
Увы, красота не всесильна, и за мощь всё таки приходится расплачиваться: от холодного нрава, которым отличаются видеокарты Pascal, здесь почти ничего не осталось. Понятное дело, что с таким движком под алюминиевым капотом новый TITAN X получился самым прожорливым в десятой серии и получил дополнительный шестипиновый коннектор питания — стандартное дополнение «Титанов» с их потреблением питания в 250 Ватт.
Систему охлаждения взяли с GTX 1080, слегка модифицировали и втиснули в титановые оковы. Втиснулась она с лёгким скрипом — под нагрузкой графическое ядро GP102 прогревается за 80 градусов по Цельсию. Поджарить яичницу на задней панели не получится, но зимой холодно рядом не будет. Впрочем, со своей работой охлаждение справляется и даже намекает на разгон. Вот только зачем он нужен для столь статусной видеокарты?
Машинный аппетит
Семейство TITAN никогда не позиционировалось как исконно геймерское решение — видеокарта даже лишилась принадлежности к серии GeForce. Это «железки» для профессионалов, которые работают в сфере видеопроизводства и 3D-графики. Именно в этих задачах TITAN X проявляет себя как ни одна другая видеокарта. А после тяжёлого трудового дня можно не переключаться на другую видеокарту, а использовать TITAN X по иному назначению — в играх, причём с самыми максимальными настройками. Подобная гибкость придётся по душе тем, кому с болезнями двух видеокарт в одном компьютере мириться не очень хочется. Давно известно — две головы хорошо, но одна стабильней.
При этом профессиональный оттенок слегка сместился. TITAN X теперь куда привлекательнее для других задач — например, искусственных нейросетей, которые используются всеми известными компаниями. Для этого видеокарта получила улучшенную поддержку операций int8, которые повсеместно применяются в машинном обучении. И тем, кто ещё не осознал всю эпохальность сетевых вычислений, стоит просто взглянуть на свою ленту в Instagram. В ней же не просто так много котиков и другого контента, милого именно вашему сердцу. Снимки надо искать, определять и выводить. Конечно, на этом прикладные задачи только начинаются, но этот простой пример крайне доходчив.
Больше пикселей богу пикселей
Дорогу прокладывают первопроходцы, и не стоит отрицать, что за 4K-форматом светлое будущее. Достаточно вспомнить, чем было Full HD каких-то десять лет назад — несбыточной мечтой для обывателя с квадратным монитором и кинескопным телевизором. А сейчас это стандарт для 95% геймеров, но ему суждено сдать позиции. Сквозь те же тернии предстоит пройти более качественному разрешению. Тем более проблема с контентом на PC отсутствует — достаточно запустить любую игру последней пятилетки и выбрать настройки под себя. Нынче предусмотрительные разработчики даже закладывают в свои проекты поддержку фантастического разрешения 8K. Лет через 10 окажется актуально.
Преимущества более высокого разрешения очевидны — чётче изображение и больше деталей. Поэтому оценить все прелести UHD решили на ASUS MG24UQ, который при диагонали в 24 дюйма обладает всеми прелестями игрового монитора с 4K. Существующий миф, что разницу в картинке видно только на панелях от 65 дюймов, разбивается вдребезги с первой же игрой. При этом нельзя сказать, что картинка переворачивает всё представление о видеоиграх. Просто, в глаза бросаются детали, о которых раньше и не подозревал — чего стоит хотя бы потрёпанная кожа на броне Геральта из триквела Ведьмака. Эффект сравним с переходом на новые очки при плохом зрении. И возвращаться после увиденного на старый добрый FHD-монитор можно только с сетованиями на «мыло».
Насколько же естественным кажется изображение, не скованное заметностью пикселей? Фотореализм кроется не в модных эффектах и текстурах высокого разрешения, а в той самой жизненной чёткости, которая только усиливается хорошими цветами на откалиброванной IPS-матрице.
Тестирование
Поскольку TITAN X стал венцом графических технологий, то тестировать его следует на соответствующем стенде. В связке с видеокартой будет работать шестиядерный процессор Intel Core I7–6800K, разогнанный до частоты 4 ГГц. Результаты на четырёхядерных CPU семейства i7 давали результаты хуже и учитываться не будут. А все актуальные игры из списка будут запускаться в двух режимах — в привычном Full HD и «тяжёлом» 4K на мониторе ASUS MG24UQ. При этом во всех играх настройки качества графики будут выкручены до запредельного максимума. Никто не обещал, что это будет лёгкая прогулка.
Unigine Heaven Benchmark
По традиции первым испытанием стали парящие острова наглядного бенчмарка Unigine Heaven. Он зарекомендовал себя отличной оптимизацией и показывает объективные результаты при тестировании.
Ожидаемо, что с такими техническими характеристиками TITAN X возглавит чарты производительности для одночиповых видеокарт в любом режиме. Интрига лишь в том, как далеко удастся оторваться от ближайшего преследователя — GTX 1080. Что ж, в Full HD режиме с максимальными настройками видеокарта показала результат в 3790 очков, что почти на тысячу «попугаев» лучше результатов GTX 1080.
Но с повышением разрешения отрыв растёт. В 4K при тех же настройках видеокарта выдала 1028 очков и не только преодолела психологический барьер, но ушла ещё дальше от GTX 1080, которая в том же режиме набирает примерно 650 очков. Учитывая приближённость этого бенчмарка к играм — позиции TITAN X для 4K только усиливаются.
Battlefield 1
У игровой интерпретации событий Первой мировой войны крайне насыщенный визуальный ряд: просторные карты с техникой на любой вкус, десятки солдат, сотни взрывов и тысячи килограммов выпущенного свинца. Накал событий спадает редко — только если подобраться к краю карты с ближайшего респауна.
При этом игра неплохо оптимизирована и задействует возможности многоядерных процессоров. На всех максимальных настройках графики в 1080p игра выдаёт в среднем 112 кадров во время матча на 64 человека. Результат отменный и позволит насладиться всеми прелестями во время игры на мониторах с высокой развёрткой, что крайне актуально для сетевого шутера. И, несмотря на всю графическую угрозу, в режиме 4K результаты оказались не сильно ниже — в районе 90 кадров в секунду!
Ещё один графический хит этого года заставил попотеть не одну видеокарту. Он отлично проявил себя как на бюджетных системах, так и на PC с неприлично высоким ценником. Главное, что в DOOM каждый найдёт режим для себя. С её неимоверной динамикой она отлично играется при высокой развёртке, а для тех, кто хочет оценить все графические прелести — есть нативный режим 4K.
Как и в случае с Battlefield 1, в Full HD игра практически не оторвалась от результатов GTX 1080 — 139 кадров в секунду с незначительным отрывом по минимальному fps. Сказываются ограничения, наложенные остальными компонентами. А в 4K TITAN X выдаёт 85 кадров в секунду, что на треть лучше результатов GTX 1080. На уровне Lazarus Labs минимальный fps падает всего лишь до 59 кадров, что можно списать на погрешность, которая нивелируется включением Vulkan API в настройках игры.
Gears of War 4
Третий пункт тестовой подборки замыкает топ красивейших игр 2016 года на PC. Вряд ли сейчас можно встретить игру на последней версии Unreal Engine 4, которая смотрелась бы не хуже и шустро бегала даже на GTX 1050 Ti. Разработчики прекрасно понимали, что их игру будут щепетильно препарировать на самом разном «железе», поэтому встроили удобный бенчмарк.
После включения DirectX 12 игра начала выдавать пугающе высокий fps в Full HD — в среднем 188 кадров. С таким запасом производительности игре следовало бы не «обрезать» настройки графики при использовании сплит-скрина для двух игроков. Зато в 4K на Ultra игра засияла каждым пикселем, при этом не поперхнувшись в производительности — 63 кадра в секунду.
Ведьмак 3: Кровь и Вино
Приключения Геральта давно закончились, но, пока CD Projekt RED готовит очередной RPG-хит, можно коротать время в побочных квестах этой игры, одной из лучших за последние годы. Да и перепроходить «Ведьмака» с похорошевшей графикой не менее приятно, чем после первого включения.
Компьютерным технологиям понадобилось несколько поколений, чтобы полностью покрыть все пробелы в коде и выдавать хорошее изображение без ощутимых проблем. Даже со всеми активированными эффектами от самой NVIDIA у TITAN X запредельно высокие результаты в Full HD. В среднем игра выдаёт 126 кадров в секунду, что на 20% быстрее заряженной GTX 1080. И такие цифры лишь подталкивают опробовать игру в 4K. Финальным результатом стала отметка 54 fps с падениями до 41 кадра. Обвинять видеокарту в нехватке мощности будет несправедливо — виноваты «польские костыли», засевшие в коде игры. Но насколько же прекрасен визуальный ряд!
The Division
Билет в разрушенный Нью-Йорк давно стал частью «железной» программы при тестировании. Хит от Ubisoft славится богатой геометрией на локациях и красивыми эффектами. Тем более песочница от студии Massive технологичнее игры от Rockstar и визуально ничуть не хуже.
Не надо гадать на кофейной гуще, чтобы угадать разницу с GTX 1080 — всё в рамках 20%. Однако падающий снег смотрится куда приятнее, когда на экране в секунду сменяются 111 кадров. В 4K ситуация вновь повторилась, и TITAN X оторвался на 30%, показывая в среднем 48 кадров в секунду с заметными падениями ниже 30. Пока что The Division остаётся крайне требовательной игрой. Если настройками жертвовать не хочется, то следует понизить разрешение до 2560х1440 и выставить сглаживание по вкусу.
Overwatch
Как и в случае с 4K, в светлом будущем Overwatch сомнений нет, ведь шутер от Blizzard продолжает завоёвывать мир устрашающими темпами. Армию игроков можно разделить на два лагеря: одни умудряются запускать игру даже на офисных тостерах, а другие стараются выжать максимум из самых дорогих систем.
До тех пор, пока игру не «подружили» со SLI — одночиповые видеокарты остаются самым оптимальным решением. И когда средний fps переваливает за две сотни — разница роли не играет. Её не будет даже на самом дорогом мониторе. В 4K ситуация другая — 102 кадра при самых максимальных настройках, что примерно на 40% больше результатов ближайшего конкурента.
SteamVR Test
Можно даже на коробке не писать, что TITAN X относится к классу видеокарт VR Ready. С виртуальной реальностью нет проблем даже на средних системах этого года, так что тест стал формальностью: ожидаемый максимальный балл и более двадцати тысяч обработанных кадров — добавить нечего, просто лучший результат из достигнутых на сегодняшний день.
Виртуальная реальность
С каждым днём полноценных VR-игр становится всё больше. TITAN X унаследовал все необходимые оптимизации на уровне архитектуры и обучен приёмам борьбы с артефактами и искажениями в VR-режиме. Ну а современные игры научились динамически менять качество изображения и регулировать разрешение, чтобы фреймрейт всегда оставался на отметке 90 кадров.
Ни в одной VR-игре не наблюдались проблемы с качеством или производительностью. В отдельных случаях можно даже пойти немного дальше, и путём нехитрых манипуляций повысить разрешение игры. Изображение становится чётче, а пиксели меньше бросаются в глаза. Конечно, TITAN X не добавит новые эффекты, но апскейл пошёл играм на пользу.
Общие результаты
Тестирование выявило очевидную закономерность — в 1080p видеокарта упирается в возможности системы в целом, а в 4K идёт намного дальше остальных. За кадром осталось множество игр, которые запускались в качестве научного эксперимента. Тройка серии Crysis, перегруженная массивами ненужного кода, летала даже в 4K, а первая часть достойно выглядела и девять лет спустя. В обновлённый Skyrim можно играть с мириадой графических модов и не волноваться о 4K-производительности. Но окрестить данные тесты валидными язык не поворачивается.
Итоги
NVIDIA крайне ловко создала целый сегмент премиальных решений, которые отлично подходят для каких-то конкретных задач и не уступают в играх. Ближайшим аналогом становится лишь прошлогодний TITAN X, который когда-то удивлял, а сейчас в работе с графикой порой в половину слабее обновлённой версии. В профессиональной индустрии это бездонная пропасть.
Для геймеров ничего быстрее TITAN X просто не существует на данный момент. Он совершенно не актуален для игр в Full HD, ведь разница с GTX 1080 лежит в пределах 20%. Зато в 4K расклад становится очевидным — чем выше требования, тем больше выигрыш. И конкурировать здесь сможет только связка из нескольких видеокарт, которая пусть и даст прирост, но лишь в некоторых приспособленных играх. По сути, TITAN X не покорил целиком и полностью лишь пару игр — «Ведьмак 3: Кровь и Вино» и The Division, но они обе славятся своими техническими проблемами. В остальном же без нареканий: TITAN X практически разрушил казавшийся пока ещё непреодолимым 4K-барьер. Это первая видеокарта, которая проложит дорогу новым решениям — более быстрым и доступным. Но их ещё нужно дождаться, а TITAN X есть уже сейчас.
За рекордную производительность среди игровых видеокарт редакция 4PDA присуждает NVIDIA TITAN X награду за мощность «Powerhouse».
Плюсы:
Минусы:
Обзор NVIDIA TITAN X: добро пожаловать в эпоху 4K
В геймерский рай просто так не попасть, билет по карману не каждому. Но именно туда стремятся игроки, и некоторые готовы пойти на всё ради самого лучшего. Цена отходит на последний план, а главное — максимальный результат. И если вам казалось, что NVIDIA GeForce GTX 1080 — ответ на все мольбы перфекционистов, то придётся разочаровать. Нет, не на все. И когда не хватает мощности — на помощь с небес нисходит «Титан», но не тот, что в броне и с гаубицей, а NVIDIA TITAN X — реинкарнация самой быстрой видеокарты последних лет.
Совершенство дизайна
Недавно главный инженер PlayStation 4 Марк Церни заявил, что для комфортного гейминга в 4K нужна графическая подсистема мощностью восемь терафлопс. И пока новая Pro-версия консоли почти наполовину слабее заявленного минимума, TITAN X берёт отметку заметно выше — 11 Тфлопс. Подобную прыть оценят не только повелители Adobe After Effects, но и геймеры, не готовые мириться с компромиссами. К тому же альтернативы «Титану» на горизонте не видно — в него упаковали неимоверно мощную «начинку.
По сравнению с предыдущим «Титаном» количество транзисторов подняли с 8 до 12 миллиардов. Ощутимо нарастить бюджет «кремниевых нейронов» позволил переход на 16-нм FinFet техпроцесс, но этим в роду «Паскалей» не удивишь — все чипы 10-ой серии производятся по этой технологии. Рост в цифрах для нового «Титана» почти повсеместный — CUDA-ядер теперь 3584 и работают они на частоте в полтора раза выше предшественника. И чтобы совсем не принижать достоинства предыдущего поколения, в новой видеокарте остался прежний объём видеопамяти в 12 Гигабайт. При этом она унаследовала передовые модули GDDR5X от GTX 1080 с эффективной частотой 10 ГГц, поэтому пропускная способность возросла до 480 Гигабайт в секунду. Видеокарта получилась не просто быстрой, а неприлично мощной. Теоретический прирост в производительности по сравнению с TITAN X образца 2015 года может достигать 50%.
Самый быстрый обогреватель
TITAN X вобрала в себя лучшие черты премиальной линейки, и не только внутри, но и снаружи. По традициям предыдущих поколений видеокарта поставляется исключительно в эталонной версии, созданной NVIDIA. Ведь негоже портить мощный мотор китайским пластиком и дешёвыми свистелками. Он унаследовал черты дизайна последних видеокарт GeForce, знакомый чёрный цвет и фирменную подсветку, без которой не обходится ни один TITAN.
Увы, красота не всесильна, и за мощь всё таки приходится расплачиваться: от холодного нрава, которым отличаются видеокарты Pascal, здесь почти ничего не осталось. Понятное дело, что с таким движком под алюминиевым капотом новый TITAN X получился самым прожорливым в десятой серии и получил дополнительный шестипиновый коннектор питания — стандартное дополнение «Титанов» с их потреблением питания в 250 Ватт.
Систему охлаждения взяли с GTX 1080, слегка модифицировали и втиснули в титановые оковы. Втиснулась она с лёгким скрипом — под нагрузкой графическое ядро GP102 прогревается за 80 градусов по Цельсию. Поджарить яичницу на задней панели не получится, но зимой холодно рядом не будет. Впрочем, со своей работой охлаждение справляется и даже намекает на разгон. Вот только зачем он нужен для столь статусной видеокарты?
Машинный аппетит
Семейство TITAN никогда не позиционировалось как исконно геймерское решение — видеокарта даже лишилась принадлежности к серии GeForce. Это «железки» для профессионалов, которые работают в сфере видеопроизводства и 3D-графики. Именно в этих задачах TITAN X проявляет себя как ни одна другая видеокарта. А после тяжёлого трудового дня можно не переключаться на другую видеокарту, а использовать TITAN X по иному назначению — в играх, причём с самыми максимальными настройками. Подобная гибкость придётся по душе тем, кому с болезнями двух видеокарт в одном компьютере мириться не очень хочется. Давно известно — две головы хорошо, но одна стабильней.
При этом профессиональный оттенок слегка сместился. TITAN X теперь куда привлекательнее для других задач — например, искусственных нейросетей, которые используются всеми известными компаниями. Для этого видеокарта получила улучшенную поддержку операций int8, которые повсеместно применяются в машинном обучении. И тем, кто ещё не осознал всю эпохальность сетевых вычислений, стоит просто взглянуть на свою ленту в Instagram. В ней же не просто так много котиков и другого контента, милого именно вашему сердцу. Снимки надо искать, определять и выводить. Конечно, на этом прикладные задачи только начинаются, но этот простой пример крайне доходчив.
Больше пикселей богу пикселей
Дорогу прокладывают первопроходцы, и не стоит отрицать, что за 4K-форматом светлое будущее. Достаточно вспомнить, чем было Full HD каких-то десять лет назад — несбыточной мечтой для обывателя с квадратным монитором и кинескопным телевизором. А сейчас это стандарт для 95% геймеров, но ему суждено сдать позиции. Сквозь те же тернии предстоит пройти более качественному разрешению. Тем более проблема с контентом на PC отсутствует — достаточно запустить любую игру последней пятилетки и выбрать настройки под себя. Нынче предусмотрительные разработчики даже закладывают в свои проекты поддержку фантастического разрешения 8K. Лет через 10 окажется актуально.
Преимущества более высокого разрешения очевидны — чётче изображение и больше деталей. Поэтому оценить все прелести UHD решили на ASUS MG24UQ, который при диагонали в 24 дюйма обладает всеми прелестями игрового монитора с 4K. Существующий миф, что разницу в картинке видно только на панелях от 65 дюймов, разбивается вдребезги с первой же игрой. При этом нельзя сказать, что картинка переворачивает всё представление о видеоиграх. Просто, в глаза бросаются детали, о которых раньше и не подозревал — чего стоит хотя бы потрёпанная кожа на броне Геральта из триквела Ведьмака. Эффект сравним с переходом на новые очки при плохом зрении. И возвращаться после увиденного на старый добрый FHD-монитор можно только с сетованиями на «мыло».
Насколько же естественным кажется изображение, не скованное заметностью пикселей? Фотореализм кроется не в модных эффектах и текстурах высокого разрешения, а в той самой жизненной чёткости, которая только усиливается хорошими цветами на откалиброванной IPS-матрице.
Тестирование
Поскольку TITAN X стал венцом графических технологий, то тестировать его следует на соответствующем стенде. В связке с видеокартой будет работать шестиядерный процессор Intel Core I7–6800K, разогнанный до частоты 4 ГГц. Результаты на четырёхъядерных CPU семейства i7 давали результаты хуже и учитываться не будут. А все актуальные игры из списка будут запускаться в двух режимах — в привычном Full HD и «тяжёлом» 4K на мониторе ASUS MG24UQ. При этом во всех играх настройки качества графики будут выкручены до запредельного максимума. Никто не обещал, что это будет лёгкая прогулка.
Unigine Heaven Benchmark
По традиции первым испытанием стали парящие острова наглядного бенчмарка Unigine Heaven. Он зарекомендовал себя отличной оптимизацией и показывает объективные результаты при тестировании.
Ожидаемо, что с такими техническими характеристиками TITAN X возглавит чарты производительности для одночиповых видеокарт в любом режиме. Интрига лишь в том, как далеко удастся оторваться от ближайшего преследователя — GTX 1080. Что ж, в Full HD режиме с максимальными настройками видеокарта показала результат в 3790 очков, что почти на тысячу «попугаев» лучше результатов GTX 1080.
Но с повышением разрешения отрыв растёт. В 4K при тех же настройках видеокарта выдала 1028 очков и не только преодолела психологический барьер, но ушла ещё дальше от GTX 1080, которая в том же режиме набирает примерно 650 очков. Учитывая приближённость этого бенчмарка к играм — позиции TITAN X для 4K только усиливаются.
Battlefield 1
У игровой интерпретации событий Первой мировой войны крайне насыщенный визуальный ряд: просторные карты с техникой на любой вкус, десятки солдат, сотни взрывов и тысячи килограммов выпущенного свинца. Накал событий спадает редко — только если подобраться к краю карты с ближайшего респауна.
При этом игра неплохо оптимизирована и задействует возможности многоядерных процессоров. На всех максимальных настройках графики в 1080p игра выдаёт в среднем 112 кадров во время матча на 64 человека. Результат отменный и позволит насладиться всеми прелестями во время игры на мониторах с высокой развёрткой, что крайне актуально для сетевого шутера. И, несмотря на всю графическую угрозу, в режиме 4K результаты оказались не сильно ниже — в районе 90 кадров в секунду!
Ещё один графический хит этого года заставил попотеть не одну видеокарту. Он отлично проявил себя как на бюджетных системах, так и на PC с неприлично высоким ценником. Главное, что в DOOM каждый найдёт режим для себя. С её неимоверной динамикой она отлично играется при высокой развёртке, а для тех, кто хочет оценить все графические прелести — есть нативный режим 4K.
Как и в случае с Battlefield 1, в Full HD игра практически не оторвалась от результатов GTX 1080 — 139 кадров в секунду с незначительным отрывом по минимальному fps. Сказываются ограничения, наложенные остальными компонентами. А в 4K TITAN X выдаёт 85 кадров в секунду, что на треть лучше результатов GTX 1080. На уровне Lazarus Labs минимальный fps падает всего лишь до 59 кадров, что можно списать на погрешность, которая нивелируется включением Vulkan API в настройках игры.
Gears of War 4
Третий пункт тестовой подборки замыкает топ красивейших игр 2016 года на PC. Вряд ли сейчас можно встретить игру на последней версии Unreal Engine 4, которая смотрелась бы не хуже и шустро бегала даже на GTX 1050 Ti. Разработчики прекрасно понимали, что их игру будут щепетильно препарировать на самом разном «железе», поэтому встроили удобный бенчмарк.
После включения DirectX 12 игра начала выдавать пугающе высокий fps в Full HD — в среднем 188 кадров. С таким запасом производительности игре следовало бы не «обрезать» настройки графики при использовании сплит-скрина для двух игроков. Зато в 4K на Ultra игра засияла каждым пикселем, при этом не поперхнувшись в производительности — 63 кадра в секунду.
Ведьмак 3: Кровь и Вино
Приключения Геральта давно закончились, но, пока CD Projekt RED готовит очередной RPG-хит, можно коротать время в побочных квестах этой игры, одной из лучших за последние годы. Да и перепроходить «Ведьмака» с похорошевшей графикой не менее приятно, чем после первого включения.
Компьютерным технологиям понадобилось несколько поколений, чтобы полностью покрыть все пробелы в коде и выдавать хорошее изображение без ощутимых проблем. Даже со всеми активированными эффектами от самой NVIDIA у TITAN X запредельно высокие результаты в Full HD. В среднем игра выдаёт 126 кадров в секунду, что на 20% быстрее заряженной GTX 1080. И такие цифры лишь подталкивают опробовать игру в 4K. Финальным результатом стала отметка 54 fps с падениями до 41 кадра. Обвинять видеокарту в нехватке мощности будет несправедливо — виноваты «польские костыли», засевшие в коде игры. Но насколько же прекрасен визуальный ряд!
The Division
Билет в разрушенный Нью-Йорк давно стал частью «железной» программы при тестировании. Хит от Ubisoft славится богатой геометрией на локациях и красивыми эффектами. Тем более песочница от студии Massive технологичнее игры от Rockstar и визуально ничуть не хуже.
Не надо гадать на кофейной гуще, чтобы угадать разницу с GTX 1080 — всё в рамках 20%. Однако падающий снег смотрится куда приятнее, когда на экране в секунду сменяются 111 кадров. В 4K ситуация вновь повторилась, и TITAN X оторвался на 30%, показывая в среднем 48 кадров в секунду с заметными падениями ниже 30. Пока что The Division остаётся крайне требовательной игрой. Если настройками жертвовать не хочется, то следует понизить разрешение до 2560х1440 и выставить сглаживание по вкусу.
Overwatch
Как и в случае с 4K, в светлом будущем Overwatch сомнений нет, ведь шутер от Blizzard продолжает завоёвывать мир устрашающими темпами. Армию игроков можно разделить на два лагеря: одни умудряются запускать игру даже на офисных тостерах, а другие стараются выжать максимум из самых дорогих систем.
До тех пор, пока игру не «подружили» со SLI — одночиповые видеокарты остаются самым оптимальным решением. И когда средний fps переваливает за две сотни — разница роли не играет. Её не будет даже на самом дорогом мониторе. В 4K ситуация другая — 102 кадра при самых максимальных настройках, что примерно на 40% больше результатов ближайшего конкурента.
SteamVR Test
Можно даже на коробке не писать, что TITAN X относится к классу видеокарт VR Ready. С виртуальной реальностью нет проблем даже на средних системах этого года, так что тест стал формальностью: ожидаемый максимальный балл и более двадцати тысяч обработанных кадров — добавить нечего, просто лучший результат из достигнутых на сегодняшний день.
Виртуальная реальность
С каждым днём полноценных VR-игр становится всё больше. TITAN X унаследовал все необходимые оптимизации на уровне архитектуры и обучен приёмам борьбы с артефактами и искажениями в VR-режиме. Ну а современные игры научились динамически менять качество изображения и регулировать разрешение, чтобы фреймрейт всегда оставался на отметке 90 кадров.
Ни в одной VR-игре не наблюдались проблемы с качеством или производительностью. В отдельных случаях можно даже пойти немного дальше, и путём нехитрых манипуляций повысить разрешение игры. Изображение становится чётче, а пиксели меньше бросаются в глаза. Конечно, TITAN X не добавит новые эффекты, но апскейл пошёл играм на пользу.
Общие результаты
Тестирование выявило очевидную закономерность — в 1080p видеокарта упирается в возможности системы в целом, а в 4K идёт намного дальше остальных. За кадром осталось множество игр, которые запускались в качестве научного эксперимента. Тройка серии Crysis, перегруженная массивами ненужного кода, летала даже в 4K, а первая часть достойно выглядела и девять лет спустя. В обновлённый Skyrim можно играть с мириадой графических модов и не волноваться о 4K-производительности. Но окрестить данные тесты валидными язык не поворачивается.
Итоги
NVIDIA крайне ловко создала целый сегмент премиальных решений, которые отлично подходят для каких-то конкретных задач и не уступают в играх. Ближайшим аналогом становится лишь прошлогодний TITAN X, который когда-то удивлял, а сейчас в работе с графикой порой в половину слабее обновлённой версии. В профессиональной индустрии это бездонная пропасть.
Для геймеров ничего быстрее TITAN X просто не существует на данный момент. Он совершенно не актуален для игр в Full HD, ведь разница с GTX 1080 лежит в пределах 20%. Зато в 4K расклад становится очевидным — чем выше требования, тем больше выигрыш. И конкурировать здесь сможет только связка из нескольких видеокарт, которая пусть и даст прирост, но лишь в некоторых приспособленных играх. По сути, TITAN X не покорил целиком и полностью лишь пару игр — «Ведьмак 3: Кровь и Вино» и The Division, но они обе славятся своими техническими проблемами. В остальном же без нареканий: TITAN X практически разрушил казавшийся пока ещё непреодолимым 4K-барьер. Это первая видеокарта, которая проложит дорогу новым решениям — более быстрым и доступным. Но их ещё нужно дождаться, а TITAN X есть уже сейчас.
За рекордную производительность среди игровых видеокарт редакция 4PDA присуждает NVIDIA TITAN X награду за мощность «Powerhouse».
Плюсы:
Минусы:
Автор текста: Михаил Иванов
Фото устройств: Даниил Дёмин, Дарья Нестеровская