Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Историзмы и архаизмы в произведениях Л.Н.Толстого

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО «Детство» «Отрочество» «Севастопольские «Анна Каренина» «Воскресение» рассказы» МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ 173 контекста 95 историзмов 78 архаизмов

Глава I. УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА § 1. Функционально-стилистическая характеристика устаревшей лексики русского языка § 2. Основные разряды устаревшей лексики § 3. Особенности использования историзмов и архаизмов в произведениях русских писателей ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

Глава II. ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО § 1. Особенности языка произведений Л.Н. Толстого § 2. Лингвистические и функционально-стилистические особенности устаревшей лексики в произведениях Л.Н. Толстого ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Номер материала: ДБ-304162

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Смотреть картинку Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Картинка про Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы. Фото Для чего толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа «Устаревшие слова в стихотворениях А.К.Толстого»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Плавенская средняя общеобразовательная школа

Тема: Устаревшие слова в стихотворениях «Колокольчики мои…» и «Ой, стоги, стоги…» А.К.Толстого.

Подготовили:Крадько Архип Сергеевич, 10 лет

Кулешов Роман Николаевич, 10 лет

МБОУ Плавенской СОШ

Руководитель: Дюбо Анна Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ Плавенской СОШ

Список литературы 10

Почти 200 лет прошло с тех пор, как появился на свет поэт, прозаик, драматург Алексей Константинович Толстой. Жил он в далёком 19 веке. Прошло время. Давно не стало писателя, но остались его стихи, баллады, повести, поэмы, романы.Многое меняется в нашей жизни, поэтому меняется и наш русский язык. Слова также как люди рождаются, живут и уходят из жизни.

На уроках литературного чтения мы изучали стихотворения А.К.Толстого «Звонче жаворонка пенье..», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», отрывок из стихотворения «Колокольчики мои…». А когда на внеклассном мероприятии, посвящённом творчеству поэта-земляка, мы прочитали стихотворение «Колокольчики мои…» полностью и стихотворение «Ой, стоги, стоги…», то мы обнаружили, что в них встречается много непонятных слов. Нам стало интересно, что обозначают слова «кунтуш», «чекмень», «чепрак» и некоторые другие слова. Мы задумались над вопросом: эти слова непонятны только нам, или они непонятны ещё кому-нибудь? Может, они неизвестны и другим читателям? А ещё нам хотелось бы узнать, почему Толстой использует в своих стихотворениях эти непонятные слова? Так у нас возникла идея провести небольшое исследование на тему «Устаревшие слова и выражения, использованные в творчестве А.К.Толстого».

Актуальность проблемы: незнакомые слова затрудняют для современного читателя понимание текста. Не понимая значения слов, школьники не могут понять смысл произведения и теряют интерес к художественной литературе.

Гипотеза: А.К.Толстой использует в своих произведениях устаревшие слова, для того чтобы точнее рассказать о жизни людей в далёком прошлом, чтобы выразить своё отношение к героям и событиям, показать разнообразие и богатство поэтического творчества.

Объект исследования : стихотворения А.К.Толстого.

Предмет исследования: устаревшие слова и выражения в стихотворениях А.К.Толстого.

Цель : узнать, какую роль играют устаревшие слова в стихотворениях А.К.Толстого.

выяснить, на какие группы делятся устаревшие слова;

провести опрос школьников с целью выявления того, насколько они знают устаревшие слова;

прочитать стихотворения К.К.Толстого и найти в них устаревшие слова;

составить словарик устаревших слов стихотворений А.К.Толстого.

изучение научной литературы по теме исследования;

работа с текстами стихотворений, со словарями;

анализ, обобщение и систематизация материала по данной теме;

составление словарика устаревших слов стихотворений А.К.Толстого.

Слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: выя – шея, чупрун – чуб.

В слове может измениться один или несколько звуков: покорися – покорись, крылами – крыльями.

Устаревшее слово может иметь другую приставку или суффикс: погибель – гибель, ввечеру – вечером, завсегда – всегда, кофей – кофе.

Историзмы и архаизмы в художественной литературе служат для воссоздания исторической обстановки, помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий, делают речь яркой и убедительной.

В рамках исследовательской работы мы проанализировали стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики мои…» и «Ой стоги, стоги…».

Мы узнали, что в этих произведениях поэт выражает надежду, что Русь будет могущественной державой, что оба эти стихотворения проникнуты мыслью об объединении славянских народов. Но вместе с тем в текстах этих стихотворений есть много устаревших слов, и это неслучайно, ведь А.К. Толстой жил в 19 веке. Приведём примеры устаревших слов, встретившихся в произведениях нашего поэта-земляка.

Стихотворение «Колокольчики мои..»

Обладающий верховной властью, могущественный.

В народной словесности: горе, тоска, печаль.

«Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной. »

Верхняя мужская или женская одежда с отрезной приталенной спинкой и небольшими отворотами на рукавах.

«В кунтушах и в чекменях, с чубами, с усами,

Гости едут на конях…»

Выпрямиться, подперев бока руками.

«Подбочась, за строем строй чинно выступает…»

Такой, где находится престол, столичный.

«Иль влетим мы в светлый град со кремлём престольным…»

Уздечка,часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

«Но уздой не удержать бег неукротимый. »

Ласковая забота, уход.

«Он учёным ездоком не воспитан в холе…»

Ожидать, надеяться на что-нибудь.

«И в тебе мы с давних лет чаем господина!»

Верхняя мужская одежда халатообразного покроя.

«В кунтушах и в чекменях, с чубами, с усами,

Гости едут на конях…»

«На челе его горит шапка Мономаха».

Суконная или ковровая подстилка под седло.

«И не блещет как огонь твой чепрак узорный…»

Стихотворение «Ой стоги, стоги…»

Дале друг от друга!»

«Доле нас срамить не давай воронам!»

«Доле нас срамить не давай воронам!»

По приведённым примерам можно сделать вывод, что в своих произведениях А.К.Толстой использует как историзмы, так и архаизмы.Роль устаревших слов в его произведениях разнообразна. Историзмы кунтуш, чекмень, чепрак и др. служат для называния, обозначения вышедших из употребления предметов того времени. Многие архаизмы, используемые А.К.Толстым, придают речи торжественное звучание (державный, престольный и др.), а некоторые из них передают особенности исторической эпохи. А иногда, по нашему мнению, А.К.Толстой использует устаревшие слова для того, чтобы сохранить рифму (в поле – в холе), передать настроение героя или своё авторское отношение к описываемым явлениям.

2.3. В своей исследовательской работе мы не только попытались разобраться в значениях устаревших слов, но и узнать, как знают их другие ученики нашей школы. С этой целью мы провели опрос учеников. В опросе приняли участие 12 человек. Из стихотворения «Колокольчики мои…»мы выбрали 10 устаревших слов: булава, град, гусли, кручина, кунтуш, подбочась, холя, чекмень, чепрак. В результате опроса мы получили следующие результаты:

Никто из опрашиваемых не смог определить лексические значения слов кунтуш, чекмень, чепрак.

Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод – многие школьники не знают значений устаревших слов, не интересуются ими. Даже встречая непонятные слова в текстах произведений, большинство из них не задумываются о том, что значит то или иное слово.

В ходе нашего исследования мы убедились, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. Они помогают нам ярче и полнее представить жизнь, быт Древней Руси. Нельзя забывать устаревшие слова, потому что они являются связующей нитью с историей нашей страны. Обращение А.К.Толстого к устаревшим словам, образам, выражениям помогало ему воссоздать яркие и впечатляющие картины того далёкого времени. Произведения поэта с лаконичным сочетанием устаревшей и современной лексики – ценный вклад в русскую литературу.

Источник

Исследовательская работа. Стилистическая роль устаревшей лексики в балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов» и фрагменте труда Н.М.Карамзина «История государства Российского»

Разделы: Литература

Класс: 7

1. Введение

И.И.Срезневский писал: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт о жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие, им выражаемое».[9] Таким образом, филологом подчеркнута значимость каждого слова, «представлявшего систему понятий народа».

В произведениях на историческую тему особая роль отводится устаревшей лексике. Исследованиям устаревшей лексики, ее роли в произведении посвящены работы многих ученых. Среди них можно назвать В.В.Виноградова, А.А.Хабургаева, Н.М.Шанского. Немало работ, в которых анализируется роль устаревшей лексики в произведениях литературы, в том числе в творчестве А.К.Толстого. Многие исследователи (например, В.Коровин) в своих статьях подчеркивают интерес А.К.Толстого к русской истории, в особенности к эпохе Ивана Грозного. Жуков Д.А., кроме того, связывает создание баллады с трудом Н.М.Карамзина «История государства Российского». Им также подчеркнуты различия в сюжете произведений и даны некоторые исторические комментарии к лексическим единицам. Ряд исследователей отмечает большое количество устаревших слов в произведениях А.К.Толстого на историческую тему (в том числе в былинах и романе «Князь Серебряный»). Но сопоставления в использовании устаревшей лексики Толстым и Карамзиным (в соответствующем отрывке «Истории…») мы не обнаружили.

Данная работа посвящена исследованию стилистической роли устаревшей лексики в балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов» и фрагменте труда Н.М.Карамзина «История государства Российского», соответствующего тематически содержанию баллады А.К.Толстого.

Актуальность данного исследования определяется возросшим интересом к историческому прошлому нашей страны, а также к проблемам, поднятым в произведениях. Вопросы верности и предательства, жестокости и самопожертвования, взаимоотношения власти и человека не связаны с какой-либо конкретной эпохой, ответы на них ищут люди в любое время. Изучение устаревшей лексики в указанных текстах помогает лучше понять эпоху, героев, следовательно, мотивы их поступков.

Баллада «Василий Шибанов» А.К.Толстого и фрагмент труда Н.М.Карамзина «История государства Российского» имеют общий сюжет, основанный на событиях эпохи Ивана Грозного, а именно эпизод бегства в Литву князя Андрея Курбского, воеводы, оппонента Ивана Грозного. Курбский пишет царю язвительное письмо, передать которое берется верный слуга Василий Шибанов. Разгневанный царь велел пытать Шибанова, а потом казнить его мучительной смертью. А.К.Толстой опирался на «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина при создании баллады, но в отдельных эпизодах произведения различаются.

Цель исследования – определение стилистической роли устаревшей лексики в указанных произведениях (в сопоставлении).

Основные задачи работы:

В работе использовались следующие методы:

Исходя из проблемы и цели исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:

Объектом нашего исследования стали два литературных произведения: баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов» и фрагмент труда Н.М.Карамзина «История государства Российского».

Предмет исследования – устаревшая лексика (историзмы и архаизмы) в указанных произведениях.

II. Основная часть

1. Вопрос об устаревших словах в русской лингвистике.

В современном языкознании вопрос об устаревших словах не вызывает споров лингвистов. В науке о языке выделяют две группы устаревших слов: историзмы и архаизмы.

Д.Э.Розенталь следующим образом определяет данный пласт слов: «Устарелые слова, входящие в пассивный состав языка, включают в себя историзмы (название исчезнувших предметов, явлений, понятий и т.д.) и архаизмы (названия предметов и явлений, существующих, вытесненные, однако, их синонимами – словами активного употребления)».[9]

Как видно из определений, историзмы – единственное обозначение исчезнувшего понятия (предмета, явления) – не имеют синонимов в современном русском языке, а архаизмы по различным причинам были вытеснены из активного употребления другими словами-синонимами.

Стилистическая роль историзмов в специальной литературе сводится к номинативной функции: они служат названием реалий прошлых эпох. Эта функция историзмов является определяющей при создании произведений на историческую тему: их использование видится необходимым, так как отсутствует возможность назвать предметы, события, род занятий человека и т.д. иными словами. Д.Э Розенталь подчеркивает: «Возможность с помощью историзмов рисовать картину прошлого, насыщая ее конкретным описанием, привлекает к ним внимание авторов художественных произведений».[9]

Функции архаизмов в художественных текстах следующие:

Во-первых, они, наряду с историзмами, используются для создания колорита эпохи, причем это относится не только к речи персонажей, где их употребление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации;

Во-вторых, архаизмы могут быть использованы в речи героев для характеристики персонажей;

В-третьих, архаизмы, в особенности слова старославянского происхождения, придают речи торжественное, возвышенное звучание. Поэтому они могут широко использоваться в поэтических текстах. Д.Э.Розенталь подчеркивает, что такую функцию чаще всего выполняют «те славянизмы, которые устарели для нашей эпохи и не встречаются в широком употреблении, в то время как их русский вариант общеупотребителен».[9]

Д.Э.Розенталь отмечает еще одну функцию устаревшей лексики: она используется как средство создания комического. Обычно такой эффект достигается на фоне бытовой или сниженной лексики.

2. Особенности сюжета и идея баллады А.К.Толстого и фрагмента труда Н.М.Карамзина

Определяя стилистическую роль устаревших слов в двух произведениях, считаем необходимым кратко охарактеризовать анализируемые тексты.

Баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов» является одним из первых произведений автора, посвященных русской истории, а именно эпохе Ивана Грозного. Сюжет баллады взят автором из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Но А.К.Толстой, создавая художественное произведение, не придерживался исторической точности в изложении фактов, а также не приводит отдельные эпизоды, имевшие место в истории и описанные Карамзиным. Так, в балладе А.К.Толстого отсутствует ссылка на разговор Курбского с женой перед бегством в Литву, ответное письмо Ивана Грозного опальному князю. Вместе с тем баллада, как лиро-эпический жанр, предполагает изображение не только цепи событий, лежащих в основе сюжета, но и чувств, авторская оценка героев и их поступков в произведении выражена отчетливо. Верность стремянного Шибанова восхищает автора, не случайно рефреном звучат слова: «…слово его все едино,/ Он славит свого господина». Царь называет слугу «не рабом, но товарищем и другом». Такую силу духа, преданность хозяину, верность клятве подчеркивает и Ф.М.Достоевский в своей книге «Дневник писателя»: «. Помните ли вы, господа, «раба Шибанова»? Раб Шибанов был раб князя Курбского, русского эмигранта 16-го столетия, писавшего все к тому же царю Ивану свои оппозиционные и почти ругательные письма из-за границы, где он безопасно приютился. Написав одно письмо, он призвал раба своего Шибанова и велел ему письмо снести в Москву и отдать царю лично. Так и сделал раб Шибанов. На Кремлевской площади он остановил выходившего из собора царя, окруженного своими приспешниками, и подал ему послание своего господина, князя Курбского. Царь поднял жезл свой с острым наконечником, с размаху вонзил его в ногу Шибанова, оперся на жезл и стал читать послание. Шибанов с проколотой ногою не шевельнулся. А царь, когда стал потом отвечать письмом князю Курбскому, написал, между прочим: «Устыдился раба твоего Шибанова». Это значило, что он сам устыдился «раба» Шибанова».[2]

«История государства Российского» Н.М.Карамзина не является первым историческим трудом в России, но именно этот труд вызвал небывалый интерес к отечественной истории как у современников писателя, так и у следующих поколений. Работая над своим многотомным трудом «История государства Российского», Н.М. Карамзин имел возможность изучать летописные документы. Автор стремился вести беспристрастное изложение, а не придерживаться чьей-либо позиции. Так, описывая конфликт царя Ивана Грозного и бывшего его приближенного князя Курбского, оценку поступкам героев историк дает, опираясь на летописные свидетельства – письма опального князя и Ивана Грозного. Характеризуя Андрея Курбского, в «Истории…» отмечает и его былые воинские заслуги: «Я водил полки твои, и никогда не обращал хребта их к неприятелю: слава моя была твоею. Не год, не два служил тебе, но много лет, в трудах и в подвигах воинских, терпя нужду и болезни, не видя матери, не зная супруги, далеко от милого отечества. Исчисли битвы, исчисли раны мои!» В то же время в ответном письме царь так оценивает поступок князя: «Если ты праведен и добродетелен, то для чего же не хотел умереть от меня, строптивого Владыки, и наследовать венец Мученика?» А о преданности стремянного царь говорит: «Устыдися раба своего, Шибанова: он сохранил благочестие пред Царем и народом; дав господину обет верности, не изменил ему при вратах смерти. А ты, от единого моего гневного слова, тяготишь себя клятвою изменников; не только себя, но и душу предков твоих: ибо они клялися великому моему деду служить нам верно со всем их потомством».

Таким образом, и в балладе А.К.Толстого, и в отрывке из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина поступок слуги Шибанова оценивается как высоконравственный. Эта оценка в балладе дается автором (через выбранные средства художественной выразительности), героями (Иваном Грозным). Н.М. Карамзин, стараясь быть объективным в оценке героев, восхищение холопом, который в своих поступках руководствуется представлением о верности, увидел в словах царя.

3. Стилистические функции устаревших слов

3.1. Создание колорита эпохи

Из всех функций устаревшей лексики наиболее заметной для читателя является функция воссоздания колорита исторической эпохи. Архаизмы и историзмы обычно употребляются автором в прямом значении и помогают читателю увидеть картину определённого времени: старинную одежду и обувь, предметы быта, названия мер длины и веса, названия устаревших мер длины и веса, названия должностных лиц и пр.

В балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов» из 755 слов 121 (около 16%) составляет группу устаревших слов. Приложение 1 В равнозначном по объёму фрагменте из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина из 773 слов 114 (около 15%) также составляет группу устаревших слов. Приложение 2 Таким образом, можно утверждать, что в стилистически разных произведениях, относящихся к разным родам литературы (баллада «Василий Шибанов» – лиро-эпическое произведение, фрагмент «Истории государства Российского» – эпическое произведение), посвященных одному эпизоду эпохи Ивана Грозного, использовано примерно одинаковое количество устаревших слов.

Но если архаизмы нередко используются как средство стилизации (так как могли бы быть заменены автором современными синонимами), то историзмы выполняют, прежде всего, номинативную функцию, так как являются единственным названием понятий, о которых говорит автор.

Такими словами в отрывке из труда Н.М.Карамзина являются следующие понятия: воевода, князь, знатный, государь, господин, жезл, вышний, боярин, владыка, раб и др. Приложение 3 Часть представленных во фрагменте историзмов относится к общественно-политической лексике: «В порыве сильных чувств он написал письмо к Царю: усердный слуга, единственный товарищ его, взялся доставить оное, и сдержал слово: подал запечатанную бумагу самому государю в Москве, на Красном крыльце, сказав: «от господина моего, твоего изгнанника, Князя Андрея Михайловича»».

В балладе А.К.Толстого использованы следующие историзмы: князь, стремянный, воевода, витязь, боярин, терем, опричнина, жезл, окольный (окольничий), дьяк, грамота, опричник, застенок, господин и др. Приложение 4 Данный ряд историзмов частично повторяет перечень слов, использованных Н.М.Карамзиным, и называет людей по происхождению, роду занятий, статусу, предметы, характеризующие реалии эпохи Ивана Грозного:

И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».

Лексика на общественно-политическую тему особенно ярко дает представление о конкретной эпохе. Такая функция устаревшей лексики, как создание колорита эпохи, представлена в обоих произведениях, но в незначительном количестве.

3.2. Стилистическая роль старославянизмов

Особая роль в текстах на историческую тему принадлежит устаревшим словам, по происхождению являющимся старославянизмами. Их использование в речи придаёт тексту особую торжественность, возвышенность.

В отрывке из «Истории государства Российского» использованы устаревшие слова, являющиеся старославянизмами по происхождению: врата (признак старославянизма – неполногласное сочетание ра, которому соответствует русское полногласное сочетание оро), владыка (неполногласное сочетание ла, которому соответствует полногласное оло), нужда (сочетание жд – в русском варианте д), благословить, благочестие (признак старославянизма – первый корень благо в сложном слове)и др. (всего 25). Приложение 5 В балладе А.К.Толстого старославянизмов 18. Приложение 5 Торжественность, возвышенность речи в данном тексте, кроме старославянизмов, создается книжными словами, имеющими в словаре помету «высокое» или «книжное»: попрать, вопрошать, взор и др. В совокупности с устаревшей лексикой они создают высокий слог баллады:

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пёс недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Таким образом, старославянизмы, придающие тексту возвышенности и торжественности, в большей степени представлены в тексте Н.М.Карамзина. В балладе Толстого торжественность и возвышенность речи создается не только благодаря использованию старославянизмов, но и в том числе с помощью книжных слов, а также народно-поэтической лексики, например: лютый, лихой и др.

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налёг на костыль — и внимает…

3.3. Устаревшая лексика как средство характеристики персонажа

Устаревшая лексика как средство речевой характеристики персонажа используется А.К.Толстым в балладе «Василий Шибанов». Герои, царь Иван Грозный и князь Андрей Курбский, будучи представителями знати, в своей речи прибегают к устаревшей лексике, среди которой есть группа слов на общественно-политическую тему. Так, в речи Ивана Грозного присутствуют слова: дьяк, грамота, гонец, боярин и др. (всего 17 из 89, что составляет 19%). Стилистически окрашена торжественная речь Курбского: тонущу, еси, внимать, аз, иже, аки, тя, лиях (всего 23 из 117, что составляет около 20%). Используя устаревшую лексику в речи героев, автор подчеркивает их статус и особую значимость для них тех событий, о которых идёт речь. Так, для князя Курбского это чувство уязвлённого самолюбия человека, проливавшего кровь в боях за своё Отечество, а сейчас несправедливо подвергнутого гонениям. Для царя – гнев властителя, которого осмелился ослушаться, предать когда-то верный воевода, теперь упрекающий царя в жестокости, предупреждающий о суде Божием, которого никому не удастся избежать, в том числе и царю. В речи слуги Шибанова устаревших слов значительно меньше: Боже, господин, един, князь (всего 6 из 117, что составляет 5%). Для стремянного (даже перед лицом смерти) главной остаётся служба своему хозяину, а также обращение к Всевышнему с мольбой не за себя, но за Курбского, способного «за сладостный миг укоризны» предать верных людей, предать Отечество. Слуга не заботится о красоте, возвышенности слога, к которой стремятся люди, наделенные властью.

«История государства российского» Н.М.Карамзина не содержит речи Василия Шибанова. Это объяснимо: памятники древнерусской письменности, на которые опирался при создании своего труда Н.М.Карамзин, вряд ли могли отражать факты из жизни холопа. Но речь Курбского и Ивана Грозного (Карамзиным вводится их переписка) изобилует устаревшими словами. В письме князя мы видим как обращение к Всевышнему за справедливым возмездием: Бог, Вышний, Святых; так и упоминание о собственных былых заслугах, которые не принесли никакой награды, а только лишение: претерпенное, вопиет, вопрошал, не ведаю, нужда, скорбь (всего 38 из 348, что составляет около 11%). В речи Ивана Грозного присутствует как лексика общественно-политическая: воевода, князь, боярин, так и лексика на христианскую тему: Бог, добродетелен, праведен, врата смерти, смиренный (всего 27 из 149, что составляет 18%).

Таким образом, можно сказать, что устаревшая лексика в балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов» и в отрывке из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина придаёт речи героев патетики, что позволяет подчеркнуть статус и особенно эмоционально говорить о том, что их больше всего волнует. Приложение 6

III. Заключение

В результате наблюдения над языковым материалом мы пришли к следующим выводам:

Таким образом, устаревшая лексика, почти в равной степени представленная в балладе А.К.Толстого и фрагменте труда Н.М.Карамзина, используется в своих основных функциях: воссоздание колорита эпохи Ивана Грозного, придание речи возвышенности, торжественности; как средство речевой характеристики героев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *