Для чего требуется вода на железной дороге

Феномен Железнодорожной воды

Борис Гребенщиков – гений (данная аксиома сомнению не подлежит и не обсуждается). Впрочем, вдумчивый анализ любого фрагмента его творчества лишь подтверждает справедливость предыдущего утверждения.

«Дай мне напиться железнодорожной воды» – поётся в песне, открывающей «Синий альбом» группы «Аквариум» 1981 года.
Откуда в творчестве Б.Г. взялось словосочетание: «железнодорожная вода», что оно подразумевает и символизирует? Давайте попробуем для его постижения использовать сразу три метода анализа: исторический, социологический и научно-технический.

1. Исторический метод. История создания песни не только зафиксирована, но и многократно ретранслирована. Процитируем Википедию: «Запоминающийся образ «железнодорожной воды» родился в сознании Гребенщикова при отъезде в Солнечное под впечатлением от света ночных фонарей, который причудливо отражался на рельсах Финляндского вокзала и производил впечатление инородной жидкости, состоящей из элементов, не зафиксированных таблицей Менделеева». Ярко, таинственно, художественно. Собственно, Борис Борисович, на правах гения, умеет и имеет право нести всякую высокохудожественную чушь. И чем чушь заковыристее – тем больше шансов, что поклонники раздуют её до размеров вселенной. Здесь в скобках можем только отметить, что математик Гребенщиков имеет адекватные представления о таблице Менделеева, и едва ли подобные словесные хитросплетения будут надолго застревать в его голове – гению нужно двигаться дальше, жить и творить, а не изучать под микроскопом последствия собственных словесных испражнений. Впрочем, и нам с вами не очень важно, что именно четыре десятилетия назад приглючилось автору в зимнем поезде и что вдохновило его на создание шедевра – нам гораздо важнее, что получилось. Чтобы узнать, что получила толпа, достаточно воспользоваться простым социологическим методом, к которому и переходим.

2. Социологический метод. В социологии принято изучать мнение широких народных масс, потому тайные знания истинных фанатов Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» игнорируем за их количественной ничтожностью. А какие же ассоциации вызывает словосочетание «железнодорожная вода» у простых людей? Как показал опрос нескольких десятков моих собеседников, ассоциации эти в подавляющем большинстве своём негативные: ржавчина, грязь, антисанитария и т.п. Одна из наименее омерзительных ассоциаций, называемых более одного раза: «вода с высоким содержанием железа» – т.е., хоть и без откровенной грязи, но всё равно противненькая. В любом случае, для абсолютного большинства респондентов (более 90%) «железнодорожная вода» – это некая субстанция, мало пригодная для питья. Здесь немного поясню методологию опроса. Моё социологическое исследование проводилось фоновом режиме на протяжение примерно 30 лет. В формате ненавязчивой беседы в общей сложности было опрошено порядка 70 респондентов, примерно половина из которых знакома с творчеством Гребенщикова и данной конкретной песней. Существенных различий между ответами респондентов, знающих песню, и остальных, не выявлено: ни те, ни другие не желали бы «напиться железнодорожной воды» (исключение составляли те случаи, когда под «железнодорожной водой» респондент подразумевал водку – таковых среди опрошенных оказалось несколько человек). Каждый из читателей легко может самостоятельно проверить мои результаты, проведя аналогичный опрос среди своих знакомых. Ну а мы рассмотрим «железнодорожную воду» с научно-технической точки зрения, которая не зависит ни от истории группы «Аквариум», ни от общественного мнения.

3. Научно-технический метод. Итак, нам понадобятся элементарные знания в области логики, физики и химии. И совсем чуть-чуть – истории. Какой тип двигателей железнодорожных локомотивов был первым и долгое время (эдак пару столетий) – единственным? – Конечно же, паровой! Железнодорожные составы таскали паровозы, ранее они же именовались пароходами: «Дым столбом – кипит, дымится / Пароход…» (Нестор Кукольник, 1840). Паровозы и по сей день благополучно бегают по многим железным дорогам мира. И инфраструктура всех железных дорог мира (кроме супер-современных скоростных магистралей) строилась именно под паровозы. В качестве топлива эти замечательные машины потребляли два основных ингредиента: уголь и воду. Нас в контексте обсуждаемой темы, напомню, интересует именно вода. А какое основное требование предъявлялось к воде, которой заправлялись паровозы? – ЧИСТОТА! От нечистой воды паровые котлы быстро выходят из строя из-за образующейся накипи. Поэтому, чтобы паровозы служили долго, люди стремились провести к железной дороге чистейшую воду, которую часто находили довольно далеко и/или глубоко. Инвестировать в строительство водопровода было выгодно: затраты окупались за счёт увеличения срока службы паровых машин. Люди, живущие неподалёку от железной дороги, прекрасно знают, что самая чистая вода в их городе доступна именно на железнодорожной станции – даже там, где паровозы давно уже заменили электровозы, «паровозный» водопровод с чистейшей водой, поступающей с гор или из артезианской скважины, благополучно продолжает функционировать. Так что истинные ценители чистой воды предпочитают именно «железнодорожную воду».

Итак, что у нас получается. Словосочетание «железнодорожная вода» вызывает у потребителя (в данном случае – слушателя) когнитивный диссонанс. Требуя: «Дай мне напиться железнодорожной воды», – Борис Гребенщиков фактически говорит: «ДАЙ МНЕ АБСОЛЮТНУЮ ЧИСТОТУ, В КОТОРОЙ ТОЛПА УВИДИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГРЯЗЬ И РЖАВЧИНУ». И эта никакая не расшифровка тайного смысла – всего лишь применение простой логики. Специально он так придумал или случайно оно получилось – неважно, как неважно и то, какой воды напился Б.Г. непосредственно перед тем, как разглядеть на рельсах чудный свет. Важно, что в сухом остатке получился шедевр. Ведь из гениев шедевры сами валятся непостижимым для нас образом, и источник этот неиссякаем, как железнодорожный водопровод!

Источник

Потребители воды на железнодорожном транспорте

Потребители воды на железнодорожном транспорте разнообразны по своему составу. Воду используют практически все службы железнодорожного хозяйства, а также многочисленные пристанционные населенные пункты.

Водоснабжение связано непосредственно с перевозочным процессом. Вода расходуется на заправку пассажирских вагонов, обмывку и промывку подвижного состава.

На промывочно-пропарочных станциях подвергают обработке горячей или холодной водой с пропаркой и промывкой до 70% всех порожних цистерн, предназначенных для перевозки нефтепродуктов и ряда других наливных грузов. При этом расход воды на таких станциях колеблется в среднем от 200 до 900 м3/сут.

На пунктах подготовки грузовых вагонов вода расходуется на промывку вагонов после перевозки штучных и навалочных грузов (кирпича, цемента, зерна, минеральных удобрений и др.). На дезпромстанциях и дезпромпунктах водой промывают грузовые вагоны после перевозки в них скота, птиц, мяса и сырья животного происхождения.

В локомотивных депо вода расходуется на обмывку, заправку и обслуживание тепловозов и электровозов. Суточное водопотребление в таких депо колеблется от 30 до 300 м3/сут. В вагонных депо вода используется на обслуживание, обмывку и промывку вагонов, цистерн и их узлов. Водой заправляют пассажирские вагоны и рефрижераторные секции. Расход воды в вагонных депо достигает 300 м3/сут.

Основными потребителями воды в путевом хозяйстве являются шпалопропиточные и щебеночные заводы, рельсосварочные поезда, мастерские и звеносборочные базы. Среднесуточное водопотребление на одном таком предприятии колеблется от 100 до 250 мэ/сут.

Для снабжения льдом изотермических вагонов на сети железных дорог действуют льдозаводы и льдопункты, на которых для приготовления 1 м3 льда расходуется около 1,5 м3 воды.

Во многих депо, на железнодорожных станциях и заводах имеются компрессорные установки, которые охлаждаются водопроводной водой. Продолжительность работы одного компрессора колеблется от 6 до 18 ч. в сутки с расходом воды на охлаждение 0,1-0,2 м7ч.

Более 45 % всей используемой воды на железнодорожном транспорте приходится на хозяйственно-питьевое водоснабжение пристанционных поселков.

В железнодорожных водопроводах обычно применяют объединенную систему водоснабжения с подачей из нее воды всем потребителям. При этом водопроводные сооружения должны пропускать одновременно расход воды для удовлетворения хозяйственно-питьевых, производственных и противопожарных нужд.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Потребители воды на железнодорожном транспорте

Потребители воды на железнодорожном транспорте

Потребители воды на железнодорожном транспорте

Источник

Водоснабжение железнодорожного транспорта

Санитарно-техническое оборудование, обеспечивающее необходимые условия пассажирам железнодорожного транспорта в поездке. Конструкция водоснабжения вагона, меры по предотвращению загрязнения воды, системы очистки, промывки и дезинфекции трубопроводов.

РубрикаТранспорт
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления17.12.2014
Размер файла254,3 K

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Транспорта Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Государственный университет морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова»


Реферат


по дисциплине «Экономическая география транспорта«


Выполнил: курсант 264-ой группы


Козлова Т.В.


Проверил: преподаватель


Слободчиков Н.А.

Санкт-Петербург 2014 год

Перед дальней поездкой на поезде никому не приходит в голову брать с собой термос с чаем, ведь каждый знает, что чай всегда предложит проводник. И даже если ваш путь лежит из Москвы во Владивосток, на протяжении всей поездки без горячего питья вы не останетесь. Воды хватит и на то, чтобы умыться и привести себя в порядок…

Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки.

1. Назначение водоснабжения в пассажирских вагонах

Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и для удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой. В устройствах водоснабжения в пассажирских вагонах предусмотрены приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой умывальных чаш в туалетах и раковин для мытья посуды в служебных купе.

Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Заправка вагонов водой производится от водоразборной колонки не реже 2 раз в сутки. Объем баков составляет около 1200 л из расчета примерно 20 л на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч.

В книжках служебных расписаний каждого поезда приведен перечень станций, на которых производится заправка водой.

Конструкция системы водоснабжения (ВС) практически одинакова, но она должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды, возможность эффективной очистки, промывки и дезинфекции, а также полный слив из запасных баков и распределительного трубопровода.

Вся система ВС изготовлена из материалов, не оказывающих вредного воздействия на качество воды.

Система водоснабжения включает в себя:

1) баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части вагона;

2) разводящие трубопроводы;

3) разобщительные спускные вентили и краны.

Заправка водой (ее поступление в баки) осуществляется снизу вагона через заправочные патрубки, которые в зимнее время отогреваются горячей водой из системы отопления. В систему водоснабжения обязательно входит вестовая труба, не допускающая переполнения баков при несвоевременном прекращении налива воды. Из баков хранения воды, она самотеком поступает к умывальникам, унитазам, кипятильнику, на мойку в служебном купе и в водогрейную систему.

Несмотря на некоторые конструктивные отличия систем холодного, и горячего водоснабжения, правила их эксплуатации для всех типов вагонов едины. Контроль за исправным состоянием систем водоснабжения целиком возложен на проводника.

Зимой необходимо внимательно следить за исправностью обогревательных наливных труб и постоянной циркуляцией в них горячей воды.

При заполнении системы водой от стационарного источника следует контролировать наполнение баков.

o купейный вагон ГДР: 2Ч500 л (нерабочая сторона)

o плацкартный и купейный вагоны ТВЗ:

Заполнение системы водоснабжения водой. При температуре наружного воздуха ниже 0°С заполнять систему следует после выдержки вагона в отапливаемом помещении не менее суток или после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до температуры не ниже 12°С.

При заполнении системы водой вентили и краны должны быть открыты, остальные, а также кран-смеситель закрыты.

Налив воды в систему должен быть прекращен при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки на вагонах, оборудованных сигнализацией налива воды, или при появлении воды из вестовой трубы и противоположной наливной трубы.

2. Водоснабжение железнодорожной станции


пассажир вагон водоснабжение трубопровод


В состав систем водоснабжения входят: водозаборные и очистные сооружения; регулирующие и напорные емкости; насосные станции и напорные водоводы; водопроводная сеть и сооружения на ней. Источником водоснабжения населенного пункта и железнодорожной станции могут являться поверхностные и (или) подземные воды.

Забор подземных вод может осуществляться скважинами, шахтными колодцами, горизонтальными дренами и лучевыми водозаборами. В схеме водоснабжения для забора подземных вод используются скважины 1 (рис. 1).

Составным элементом скважин является фильтр для поступления воды из окружающего скважину водоносного пласта. Погружными насосами вода перекачивается на последующие сооружения. На поверхности земли скважина оснащается павильоном для размещения оборудования. Из скважин вода подается на очистные сооружения 2, которые чаше всего предусматривают очистку от растворенных загрязнений, таких, как железо, марганец, соли жесткости, углекислота, сероводород. Очищенная вода собирается в резервуары чистой воды 3, откуда перекачивается по водоводу 4 насосной станцией II подъема, совмещенной в одном здании с очистными сооружениями, в водопроводную сеть 5 (рис. 2).

3. Система автоматической заправки

Многим пассажирам, не говоря уже о железнодорожниках, приходилось видеть, как после заполнения баков водоснабжения пассажирских вагонов большое количество питьевой воды проливается на пути. Для осмотрщиков вагонов, выявляющих неисправности и дефекты во всех узлах во время стоянок, это настоящее бедствие. Летом на междупутьях образуются лужи, а зимой ледяные наросты. И если бы под ногами был просто каток. Наледь напоминает жёлоб санной трассы, куда скатиться легко, а выбраться сложно. Бывали случаи, когда из-за ледяных наростов на путях вагоны сходили с рельсов, и отправление задерживалось.

Проблема кроется в существующем способе заливки. Обычно, подсоединив колонку к вагону через шланг и открыв вентиль, заправщик ждёт, когда вода начнёт выливаться из переливной трубы такого же диаметра, что и заправочная. Это и служит критерием окончания заправки. Уловить иным способом момент наполнения бака трудно. Поскольку заправщик заполняет одновременно несколько баков в разных вагонах, то потери воды становятся ещё более значительными.

Из-за отсутствия на подвижном составе каких-либо устройств, ограничивающих перелив воды при заправке вагона, вода щедро хлещет на станционные пути, зимой сковывая их льдом. Мало того, она продолжает литься из вагонов, когда поезда уже вышли на перегон.

По заказу Министерства путей сообщения за решение проблемы взялся коллектив Инновационно-внедренческого предприятия Э. Дергачёва. Здесь разработали специальную автоматическую систему (рис.3) для заправки водой баков всех типов пассажирских вагонов в депо и на станциях. Она состоит из оригинального запорного клапана (рис. 4) и устройства подачи и слива воды из шлангов (колонки). Все элементы системы защищены патентами Российской Федерации, подана заявка на патентование за рубежом.

Рис. 4. Запорный клапан системы водоснабжения для пассажирских вагонов производства Германии.

Фактически новая система полностью автоматизирует процесс заправки вагонов водой. Рабочему остаётся только подсоединить шланг к водоналивной трубе и нажать на рукоятку устройства. Прекращение подачи воды после заполнения бака, отключение водонапорной магистрали и слив остатков воды из труб происходят без участия человека. Конструкция универсального запорного клапана делает возможной его установку в баках отечественных пассажирских вагонов всех типов. Специальный клапан создан для немецких вагонов. При этом объём работ по установке системы автоматизированной заправки невелик.

В чём преимущество этой системы по сравнению со старыми технологиями?

Находясь в потоке воды, ключевые элементы запорного клапана имеют контакт с атмосферой, а наличие гидродемпфера (чем больше давление воды, тем меньше гидроудар при закрытии) создаёт возможность применения клапана в широком диапазоне давлений. Это свойство весьма актуально, поскольку при дозаправках по пути следования, например от Москвы до Владивостока, давление воды в заправочных магистралях значительно колеблется.

Список литературы

3. Багажов В.В., Большаков А.П., Лорер Н.Л. Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание специального самоходного подвижного состава. Учебное пособие. 2009

4. Под редакцией Дикаревского В.С. Учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта. Водоснабжение и водоотведение на железнодорожном транспорте. 2- изд. перераб. 2009

6. Санитарные правила пассажирских перевозок в поездах. 2003г


Другие источники:


1. http://udrso.ru/site/udmrso/uploads/documents/obuchenie/sop/metodichka-sop.pdf


2. http://www.aswn.ru/design/passengercoaches/vodosnabgen

Источник

Водоснабжение станций и вокзалов

Для чего нужна вода на железной дороге? Конечно, первым делом приходит в голову обеспечение водой пассажиров, рабочих и служащих на самой дороге и в пристанционном посёлке. Но вода нужна и на нужды самой железки. Она нужна для обмывки и промывки подвижного состава, технологических потребностей предприятий и пожаротушения.

Устройства для водо-, теплоснабжения и канализации необходимо предусматривать для обеспечения водой, горячим водоснабжением и теплом всех потребителей на железнодорожных узлах и станциях, для отведения и очистки производственных, бытовых и поверхностных сточных вод.

Проекты устройств водо-, теплоснабжения и канализации необходимо разрабатывать в соответствии с Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-76), действующими строительными нормами и правилами и другими существующими нормативными документами.

Канализация и водоснабжение должны проектироваться одновременно, в соответствии с утвержденными схемами комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также с уже существующими схемами водоснабжения и канализации административных и промышленных районов.

Для уменьшения количества забираемой воды из источника и защиты водоёмов и почвы от загрязнения сточными водами следует проектировать устройства водоснабжения по оборотной системе с очисткой и охлаждением отработанной воды. Использование отработанной условно-чистой воды является обязательным.

Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в основном должны быть подземные воды. Качество воды хозяйственно-питьевого водоснабжения должно удовлетворять требованиям стандартов на питьевую воду. Качество производственной воды устанавливают в соответствии с технологическими требованиями.

Водопроводные сети на железнодорожных станциях должны быть кольцевыми. Тупиковые линии применяют только в том случае, если допустимы перерывы в подаче воды при ликвидации аварии; при подаче волы на хозяйственно-питьевые нужды диаметр труб не должен превышать 100 мм; при подаче воды на противопожарные нужды длина труб должна составлять не более 200 м.

Если отсутствует возможность проведения второй резервной линии водоводов, вместо них можно запроектировать запасные резервуары или другие устройства для бесперебойного водоснабжения в случае выхода основного водовода из строя. Водопроводные линии желательно проектировать подземной прокладки, но при некоторых условиях допускается наземная или надземная прокладка, или прокладка в тоннелях, совместно с другими коммуникациями.

Для снабжения хозяйственно-питьевой водой пассажирских и грузовых проездов требуется в междупутьях приемоотправочных путей устанавливать водоразборные колонки, расстояние между которыми не должно превышать 45 метров. Заправка вагонов пассажирских поездов водой должна осуществляться в течение 8-10 минут.

Источник

Открытый урок «Экология на железнодорожном транспорте»

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное образовательное

среднего профессионального образования

Методическая разработка урока по предмету «Охрана труда»

Тема: «Экология на железнодорожном транспорте»

Тема урока: «Экология на железнодорожном транспорте».

2. Развить умение анализировать сложившуюся ситуацию с экологией в стране и умение найти оптимальный выход из неё;

3. Воспитать интерес к профессии, устойчивую личную ответственность и уважение к природе.

Тип урока: изучение нового материала .

Вид урока: нетрадиционный.

Форма урока: бинарный, интегрированный с профессиональной направленностью.

Межпредметные связи : связь с химией («Вредные летучие вещества»), биологией («Влияние вредных производственных факторов на живые организмы»).

Учебно-материальное оснащение: экран, компьютер, учебник Крутякова В. С. «Охрана труда и основы экологии на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве».

Фронтальная работа по вопросам;

Индивидуальная работа по карточкам-заданиям по темам: «Пожарная безопасность», «Электробезопасность», «Безопасность погрузо-разгрузочных работ»;

Выступление педагога на тему: «Знакомство с экологической обстановкой на железнодорожном транспорте» с использованием таблицы «Значение выбросов тепловозов в атмосферу».

Источники загрязнения водных ресурсов

А) Работа с таблицей: «Для чего требуется вода на железной дороге».

3. Загрязнение атмосферного воздуха

А) Работа с таблицей: «Значение выбросов тепловозов в атмосферу»

Источники загрязнения территорий предприятий

Источники шума и вибрации

А) Работа со слайдом «Влияние вибрации машин на окружающую среду»

Б) Таблица категории шумов

Очистка сточных вод

А) Работа со слайдом: «Устройство для очистки сточных вод – песколовка».

Лесные защитные насаждения

А) Работа со слайдом: «Лесонасаждения путей»

Утилизация отработанных масел

Утилизация и переработка пластмасс

А) Построение схемы «Переработка отходов»

Б) Работа со схемой: «Пути миграции загрязнений»

1. Фронтальный опрос

1. Преподаватель задаёт обучающимся вопросы.

Какие средства защиты применяются при работе с опасными веществами?

Примерный ответ: (Для защиты рук – рукавицы, спецобувь – сапоги или ботинки или резиновые сапоги, защитные костюмы и очки, респираторы);

Что относят к опасным грузам?

Примерный ответ: (К ним относят вещества и предметы, которые в условиях перевозки или хранения могут послужить причиной взрыва, пожара, а также стать причиной гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных);

Что такое взрывоопасность?

Примерный ответ: (Это способность веществ или смесей под влиянием физического или химического импульса к быстрому физическому или химическому превращению).

Три обучающихся работают по карточкам

Назовите смертельную дозу тока (0,1 А);

Назовите допустимое напряжение (12 В);

Что такое пожар? (Это неконтролируемое горение вне очага, которое приносит материальный ущерб и может послужить причиной гибели людей и животных).

Назовите номер газовой службы (04);

Можно ли курить на АЗС? (Это запрещено!);

Что одевает электрик перед работой в электрическом щите? (Диэлектрические перчатки).

Назовите причины несчастных случаев на предприятиях (Несоблюдение правил техники безопасности, инструкций);

Насколько метров нельзя приближаться к лежащему на земле электрическому проводу? (Ближе 8 метров);

Назовите средства защиты глаз (Очки, маска, щит).

3. А теперь давайте вспомним профессиональную аббревиатуру и её значение!

ЯВ – ядовитые вещества;

РВ – радиоактивные вещества;

ОК – окисляющие вещества;

ВВ – взрывчатые вещества.

Объяснение нового материла

По ходу объяснения новой темы обучающиеся записывают основную мысль в рабочие тетради.

1. Экология – это биологическая наука, изучающая условия существования и взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.

Загрязнением называется поступление в природную среду каких-либо веществ и энергии в количествах, вызывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека и состояние животных, растений и экосистем.

Ж.д. транспорт занимает ведущее место как в перевозке грузов (более 50%), так и в пассажирообороте в транспортной системе России. Протяжённость ж.д. составляет 158 тыс. км. Доля загрязнения ж.д. транспорта остаётся высокой по сравнению с автотранспортом. Это происходит в результате выброса вредных веществ, как от подвижного состава, так и от многочисленных производственных и подсобных предприятий. Происходит загрязнение воды, воздуха и почвы. Ж.д. транспорт оказывает негативное влияние на человека за счёт повышенного шума, наличия излучений и теплового загрязнения среды обитания человека.

2. Источника загрязнения водных ресурсов

Вода употребляется во многих технологических процессах ж.д. хозяйства, причём в зависимости от характера работы зависит количество её использования.

А) «Для чего требуется вода на железной дороге»

Наружной обмывки локомотивов;

Внутренней влажной уборки пассажирских вагонов;

Промывки отопительной системы пассажирского вагона;

Внутренней обработки цистерн;

Внешней обработки цистерн;

Пропитки шпал и т.д.

Сточные воды пунктов обмывки пассажирских вагонов и электросекций содержат нефтепродукты, химические вещества, щёлочи, кислоты.

Сточные воды пропарочных станций образуются при пропарке цистерн из-под бензина, кислоты, керосина, мазута и т.д.

3. Загрязнение атмосферного воздуха

На ж.д. транспорте источником выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижной состав. Они разделяются на подвижные и стационарные. Стационарные наиболее загрязняют окружающую среду (Котельная; пропарочные, шпалопропиточные заводы и т.д.). При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются такие вредные вещества как: оксид серы ( SO 2), углерод( CO ), азот( NO X ).

При покраске локомотивов в атмосферу выделяются частички краски, пары растворителей, грунтовок, лаков, эмалей, бензин, ацетон и т.д.

На предприятиях по ремонту подвижного состава в атмосферу выделятся 60 – 65% вредных веществ, котельные – 20 – 30% ядовитых веществ.

Путевая техника и подвижной состав, в том числе тепловозы, относятся к передвижных источникам загрязнения атмосферы. Один тепловоз по выбросу вредных веществ в атмосферу равен 10 – 15 грузовым автомобилям.

А) Работа по таблице

На экране рассматриваем таблицу «Значение выбросов тепловозов в атмосферу»

Значения выбросами тепловозов в атмосферу

Выброс а атмосферу в/в

Источники загрязнения территорий предприятий

Причиной загрязнения ж. д. путей является утечка нефтепродуктов на пути и межпутье из цистерн, неисправных котлов и сливных приборов во время перевозки. Около 20% площади загрязняется дизельным топливом и дизельными маслами, проливающихся во время заправок локомотивов, смазками – при заправке букс, мазутом – при использовании его в депо.

Загрязнение территории пагубно сказывается на состояние окружающей природы. На некоторых участках ж.д. полотна нефтепродукты глубоко проникают в почву, что создаёт угрозу для подземных вод. Во время снеготаяния и выпадения дождей образуются поверхностные сточные воды, которые, смывая пыль мусор, нефтепродукты сбрасывают их в ближайший водоём.

Источники шума и вибрации

Основными источниками шума на ж.д. транспорте являются движущиеся поезда, путевые машины и производственное оборудование предприятий. Одним из основных источников шума является локомотив. Общий шум дизельного двигателя тепловоза на расстоянии от корпуса равен 120 дБ. Наиболее значительный шум возникает вблизи сортировочных станций. Здесь смешивается станционный и локомотивный шумы. Источником шума также является и локомотивное депо, где работа по ремонту э.п.с. осуществляется круглосуточно.

А) работа со слайдом «Влияние вибрации машин на окружающую среду»

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Б) Запись в рабочую тетрадь

Различают три категории шума:

Умеренно шумное – не более 75дБ;

Особо шумное – свыше 100дБ.

Источником вибрации на ж.д. транспорте является укладка пути, производство крупнопанельных конструкций, движущиеся поезда, при прохождении поезда по мосту и т.д. – это приводит к вибрации окружающего пространства.

Очистка сточных вод

Очистка сточных вод ж.д. транспорта может происходить механически, физически, химически, биологически и т.д.

Для очистки сточной воды используют фильтрование, песколовку. Выбор метода зависит от размера частиц. Для предварительной очистки воды её сливают в отстойник, где осаживаются крупные частицы, затем её пропускают через мелкие отверстия в специальной трубе для отделения песка. Скорость движения воды равна 0,1 – 0,3 м/с.

А) Работа со слайдом: «Устройство для очистки сточных вод («Песколовка»)».

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Лесные защитные насаждения

К защитным лесным насаждениям относят искусственно созданные лесные насаждения и естественные леса, состоящие из древесной и кустарниковой растительности, находящиеся на полосах земельного отвода ж.д. Это надёжная и дешёвая защита от неблагоприятных ядовитых явлений, а прилегающих территорий от загрязнений. Придорожные насаждения защищают ж.д. полотно от неблагоприятных воздействий снега, дождей, снежных лавин, селей и т. д.

Придорожные лесные насаждения являются наиболее эффективным средством для защиты окружающей среды от вредных производственных факторов ж.д.

А) Показ слайдов с лесонасаждениями путей

Утилизация отработанных масел

Отработанное масло поступает в специальную установку, где оно нагревается до 200 0 С в электропечи, подаётся в испаритель, где из него выпаривают воду, затем пропускают через глину для удаления вязких и тяжёлых примесей.

Утилизация и переработка пластмасс

Изделия из пластмасс находят широкое применение, как в промышленности, так и в быту. Обычно пластмассовые отходы утилизируют на свалках, но, как Мы знаем, пластмасса полностью не разлагается и требуется другой способ. Есть несколько способов. Рассмотрим один из них.

А) Работа в тетрадях: построение схемы «Переработка отходов»

1. Предварительная сортировка и очистка

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

4. Классификация по видам

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

7. Переработка в изделие

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Б) Составление схемы «Пути миграции загрязнений»

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дорогеДля чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть фото Для чего требуется вода на железной дороге. Смотреть картинку Для чего требуется вода на железной дороге. Картинка про Для чего требуется вода на железной дороге. Фото Для чего требуется вода на железной дороге

1. Фронтальный опрос

Что является источником загрязнения природы?

Что является источником загрязнения атмосферного воздуха?

Как загрязняются водные ресурсы?

Что является источником загрязнения территорий предприятий?

Назовите источники шума и вибрации

Как происходит очистка сточных вод?

Утилизация и переработка пластмасс.

2. Тест «Экология на железнодорожном транспорте»

1. Что оказывает неблагоприятное влияние на все живые организмы, в том числе и людей всё большее распространение электронного транспорта?

а) шум, газы, вибрация;

в) бактериальное загрязнение;

г) электромагнитные поля.

Ответ (шум, газы, вибрация)

2. Основными формами загрязнения океана стали:

а) частицы свинца и серы;

в) нефтяные пятна и дисперсная нефть;

г) оксид углерода, разнообразные смолы.

Ответ (нефтяные пятна и дисперсная нефть).

3. Какие экологически опасные грузы перевозятся по железной дороге?

а) минеральные удобрения;

б) химические вещества;

в) продукты питания;

г) взрывчатые и радиоактивные вещества;

д) сельскохозяйственные продукты

Ответ (химические вещества, взрывчатые и радиоактивные вещества)

4. Что сделано в России для улучшения экологической среды, исходя из того, что железнодорожные локомотивы, работающие на дизельном топливе выбрасывают большое количество отработанных газов?

а) уменьшен объём перевозимых грузов;

б) уменьшено число железнодорожных составов;

в) электрифицированы железные дороги;

г) сокращён выпуск грузовых вагонов.

Ответ (электрифицированы железные дороги)

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями.

Вывод по этому уроку подводят обучающиеся.

VI Инструктаж домашнего задания с комментариями

Крутякова В.С. «Охрана труда на железной дороге и в транспортном строительстве» стр.: 201 – 215.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *