Для чего трубят в шофар
Трубление в шофар
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош-Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана.
Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа [День трубления — прим.ред.].
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Субботы и пр.
Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжение всего месяца Элуль — после окончания утренней молитвы в будни, — чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Впрочем, в последний день месяца, накануне Рош-Ашана, в шофар не трубят, дабы разделить трубление, на которое у нас было право, от трубления, которое нам вменяется в обязанность.
Трубить в шофар — заповедь Всевышнего, записанная в Торе, и поэтому она не нуждается ни в каком рациональном пояснении
Относительно причин новогоднего трубления существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!»
Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.
Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила.
Трубление в шофар: зачем и почему
На вопросы, связанные с заповедью трубления в шофар, отвечает реб Исраэль Фельдшеров
Главная заповедь Рош Ашана – трубление в шофар. Обычно в течение утренней молитвы Шахарит трубят сто раз: три раза по 30 и еще десять раз в конце.
Зачем трубить?
Заповедь трубить в шофар дана в Торе. Смысл этой заповеди разъясняет Рамбам: «Пробудитесь, спящие, от вашего сна, пробудитесь, заснувшие в глубокой дреме, и совершите раскаяние!».
И еще важный смысл заповеди: трубными звуками шофара мы возвещаем, что Вс-вышний – владыка мира, и коронуем Его на царство.
Любавический Ребе подчеркивает, что эта коронация происходит на двух уровнях. Во-первых, в заповеди о шофаре, как и во многих других заповедях, есть аспект безоговорочного подчинения. Мы трубим в шофар просто потому, что так приказал нам Царь, без всяких сомнений и вопросов. Но, кроме того, здесь есть и еще один уровень – осмысленного принятия. Мы осознанно принимаем Вс-вышнего как царя и стараемся быть достойными Его царства.
Почему именно шофар?
Теперь надо понять, почему Тора велит нам трубить именно в шофар, а не, скажем, в какой-то другой духовой инструмент? Или не предписывает извлекать торжественные громкие звуки еще каким-нибудь способом?
Во-первых, любой еврей хочет, чтобы Вс-вышний услышал его, как слышит ребенка добрый отец. И особенно сильно это проявляется в дни Суда в Рош Ашана. Что делает ребенок, если провинился перед своим отцом и понимает, что обычными способами получить прощение невозможно? Он плачет, и этим пробуждает милосердие отца. А шофар, как знает любой, кто хоть раз был в синагоге на Рош Ашана, устроен так, что издает звуки, похожие на рыдание, стенание и плач.
Во-вторых, тут важен и материал, из которого изготовлен шофар. Он делается из рога барана. В Мишне сказано, что рог коровы или быка не подходит, ибо напоминает нам о грехе Золотого Тельца. А мы не хотим даже косвенно намекать на свои грехи – наоборот, стремимся напомнить Вс-вышнему о своих заслугах! И рог барана подходит для этого лучше всего: вспомним об Аврааме. Он был готов по требованию Б-га принести в жертву своего любимого сына, но Вс-вышний остановил его, велев вместо этого принести в жертву барашка. Авраам с честью прошел испытание, и рог барана призван напомнить о великой заслуге нашего праотца.
Рассказывают такую притчу. Один царь заблудился на охоте и попал в отдаленную деревню. Ее жители не имели ни малейшего представления, как выйти из леса. И лишь один сообразительный селянин сумел указать царю дорогу во дворец. В благодарность царь сделал его министром. Но спустя какое-то время министр провинился, и царь приговорил его к смертной казни. Несчастный попросил владыку исполнить его последнюю просьбу: надеть те самые одежды, в которых он был, когда заблудился в лесу. Стоило царю облачиться в памятный наряд – и он тут же вспомнил то добро, которое сделал ему министр, и простил его от всей души.
Так и мы: в день Небесного Суда напоминаем Вс-вышнему о наших давних заслугах. О том, какую преданность Б-гу проявил Авраам, и с какой готовностью еврейский народ принял Тору тогда, когда от нее отказались все другие народы (а, как мы помним, Дарование Торы происходило под звуки шофара).
Почему трубят именно 100 раз?
Говорится в Талмуде (трактат Рош Ашана), что 100 звуков шофара восходят к плачу матери Сисры. Дело было в эпоху Судей. Сисра был военачальником, закоренелым злодеем и врагом еврейского народа. Он руководил огромной, прекрасно оснащенной армией. Он вышел в бой против слабого и немногочисленного войска Барака – еврейского полководца. Перед битвой Сисра сказал своей матери, что быстро победит и вернется рано. Но вот уже настало время обеда, а Сисры все нет. Мать поняла, что он уже не вернется, и разразилась рыданиями. Мудрецы говорят, что плач ее звучал на 100 голосов. Поэтому мы и трубим в шофар 100 раз.
Многие комментаторы задаются вопросом: в чем связь между матерью злодея и шофаром, в который мы трубим перед Вс-вышним?
И дают такой ответ. Мать Сисры была грешница и злодейка, ей было нечего терять, она оказалась в безнадежной ситуации. Но даже она плакала и молилась!
Что же говорить о еврейском народе?
Когда еврей чувствует, что у него нет заслуг, что он недостоин прощения, в нем пробуждается частица души, напрямую и нераздельно связанная с Вс-вышним.
В этом и заключается глубокий смысл трубления в шофар и всего праздника Рош Ашана.
Приходите в Большую Хоральную Синагогу (Лермонтовский, 2), чтобы услышать трубление в шофар! 21, 22 сентября в 12:00. Подробнее
Шофар
Так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош-Ашана. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа.
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Субботы и пр. Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжение всего месяца элуль — после окончания утренней молитвы в будни, — чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Впрочем, в последний день месяца, накануне Рош-Ашана, в шофар не трубят, дабы разделить трубление, на которое у нас было право, от трубления, которое нам вменяется в обязанность.
Относительно причин новогоднего трубления существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!»
Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.
Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила.
Как правильно трубить в шофар?
Шалом, как правильно трубить в шофар? И кто должен выполнять эту заповедь? Спасибо.
Отвечает рав Нахум Желязник
Спасибо за Ваш вопрос.
Чтобы легче понять законы трубления, следует знать: в исполнении этой заповеди в день Рош а-Шана есть три уровня:
Уровень первый: закон Торы
Мудрецы Талмуда (Рош а-Шана 33 б), опираясь на толкование стихов Торы, определили, что заповедь выполняется следующим образом: трижды «выдуваем» звук, называемый в Торе «Труа», добавляя каждый раз звук «Ткиа» перед ним и после него. Выходит, всего 9 звуков:
Тора говорит о двух различных звуках, но тот, кто хотя бы раз слышал, как трубят в шофар, знает, что в трублении есть три различных вида звуков. Этот третий звук мудрецы Талмуда назвали «Шварим». Ниже мы разберем, что они из себя представляют.
Итак, в тексте Торы фигурируют только два названия — «Ткиа» и «Труа», почему же Талмуд говорит о трех? Потому, что возникло сомнение, что именно Тора имеет в виду.
Что такое «Ткиа» — понятно: это длинный непрерывный звук. И Талмуд сохраняет это название для длинного непрерывного звука.
А вот по вопросу, что именно Тора подразумевает под словом «Труа», мнения мудрецов разделились. Если три версии: либо это звук, похожий на стоны-вздохи больного человека — «шварим» на языке Талмуда (серия хотя бы из трех таких звуков), либо это быстрые короткие всхлипывания — Талмуд называет это «Труа», либо (третий вариант) — и то, и другое вместе, это будет названо «Шварим-Труа».
Получается, чтобы выполнить заповедь Торы наверняка, необходимо «проиграть» все варианты:
три раза трубим блок: Ткиа — Шварим-Труа — Ткиа;
три раза: Ткиа — Шварим — Ткиа
и три раза: Ткиа — Труа — Ткиа.
Итак, всего 30 звуков. Тот, кто их слышал, — заповедь выполнил.
Уровень второй: постановление мудрецов
Наши мудрецы постановили не ограничиваться выполнением заповеди Торы, а протрубить серию из 30 звуков дважды: первый раз — перед молитвой «Мусаф», второй — в самой молитве «Мусаф» (когда молятся в миньяне).
Уже насчитываем 60 звуков.
Уровень третий: обычай
Согласно Каббале, в Рош а-Шана надо услышать 100 звуков шофара — соответственно ста причитаниям матери полководца Сисры, воевавшего с Израилем. (См. Шофтим 4, 5; Сисра был уже мертв, когда подруги утешали его мать, говоря, что он задерживается из-за дележа добычи. Но она чувствовала, что на самом деле сын уже не вернется, и продолжала плакать, см. трактат Рош а-Шана 33 б).
Следовательно, мы добавляем еще 40 звуков — 30 после повторения молитвы «Мусаф» хазаном (кантором) и 10 в конце всего комплекса утренних молитв. Этот обычай принят во всех общинах и является неотъемлемой частью службы в Рош-а-Шана.
Закон предъявляет определенные требования к длительности звуков шофара.
Известно, что минимальная продолжительность звука «Ткиа» должна соответствовать продолжительности звука «Труа».
Однако по вопросу, сколько должна длиться «Труа», мнения разделились. Выше упоминалось, что «Труа» состоит из ряда коротких отрывистых звуков, следующих один за другим и похожих на причитания или всхлипывания. Такие короткие звуки называются «трумитин». Некоторые галахические авторитеты полагают: для того, чтобы получилась «Труа», необходимо извлечь всего 3 отрывистых звука — 3 «трумитин». Соответственно, «Ткиа» — долгий звук — должна тянуться, по крайней мере, столько времени, сколько необходимо для трёх «трумитин» — не меньше.
Согласно другому мнению, «Труа» — это серия из 9 «трумитин» минимум. Соответственно, «Ткиа» должна длиться, по крайней мере, столько времени, сколько необходимо для 9 «трумитин».
Мы определили минимальную продолжительность «Труа» и «Ткиа», но не запрещено делать их длиннее.
Поским (законоучители) пишут, что обычай установлен в соответствии со вторым мнением. Однако постфактум, если у бааль токеа (трубящего) звук«Труа» получился короче (но не короче 3 «трумитин»), заповедь считается выполненной.
Каждый из стонов-вздохов («Шевер» — единственное число от «Шварим») должен быть несколько короче, чем «Ткиа»: по первому мнению — 2 «трумитин», по второму — 3-8 «трумитин».
Всего должно быть 3 звука «Шевер» в каждой серии «Шварим». Согласно закону, нет запрета добавить еще, однако лучше ограничиться тремя.
Выше было сказано, что мудрецы сомневались, что такое «Труа», заповеданная Торой: это звук, который мы называем «Труа», или это «Шварим», или «Шварим-Труа»?
В связи с этим «Ткиа» в блоке «Ткиа — Шварим-Труа — Ткиа», должна быть длиной, по крайней мере, в 18 минимальных звуков, а в блоках «Ткиа — Шварим — Ткиа» и «Ткиа — Труа — Ткиа» — короче: по крайней мере, 9 «трумитин».
Чтобы учесть все мнения и выполнить заповедь наилучшим образом, принято, чтобы каждый «Шевер» был длиной только 3 «трумитин» (хотя по букве закона можно удлинять до 8, ведь главное — чтобы «Шевер» был короче, чем «Ткиа»), а «Труа» — только 9 «трумитин».
«Труа» на одном дыхании
Еще одно правило связано с извлечением звука «Труа», заповеданного Торой: это должно быть на одном дыхании. Следовательно, отдельные звуки в «Шварим» и в «Труа» (различные версии «Труа» Торы) должны следовать вплотную один за другим, без перерыва.
Более сложный вопрос возникает о серии «Шварим-Труа»: может ли трубящий прерваться на вдох посередине? Первое мнение (Шулхан Арух 590:4): здесь всё же надо прерваться. Но постфактум заповедь считается выполненной, даже если перерыва не было.
Второе мнение: прерываться на вдох нельзя и, если трубящий прервался, должен трубить повторно. Но даже согласно этому мнению кратчайший (недостаточный для вдоха) перерыв между «Шварим» и «Труа» должен быть, чтобы «Шварим-Труа» не слились в один звук.
В соответствии с этими мнениями существуют разные обычаи. За пределами Земли Израиля многие общины следуют за Рамо, который склоняется к первому мнению — вдох должен разделять «Шварим» и «Труа». А в Земле Израиля при первом трублении — перед молитвой «Мусаф» — «Шварим-Труа» принято «выдувать» на одном дыхании, а при повторении — внутри «Мусафа» — со вдохом между «Шварим» и «Труа».
Кто должен слушать звуки шофара
Каждый еврейский мужчина с возраста бар-мицвы, кроме глухих и умалишенных, должен слушать звук шофара в Рош а-Шана (Шулхан Арух 589).
Женщины не обязаны слушать шофар, поскольку это заповедь, зависящая от времени. То есть ее можно исполнить только в определенное время — мицва ше-а-зман грама. Женщины освобождены от выполнения таких заповедей.
Однако в соответствии с повсеместно распространенным обычаем женщины слушают шофар в Рош а-Шана. Женщина, которая умеет трубить, может сама трубить для себя. Мужчина может трубить для женщин, даже если он уже слышал шофар и выполнил заповедь.
Женщине достаточно слушать только основное трубление — 30 звуков. Если у нее нет возможности посетить синагогу, пусть муж потрубит для нее дома или постарается организовать визит того, кто умеет трубить.
Произносят ли женщины благословение на шофар?
Здесь существуют разные обычаи. У ашкеназов принято, чтобы одна из присутствующих женщин произносила перед трублением благословение «…Повелевший нам слушать звук шофара».
В сефардских общинах есть как те, кто благословляет, так и те, кто не благословляет. Каждый следует обычаю своих отцов.
Мужчина может произносить благословение для женщин, только если он сам еще не слушал шофар (поскольку тогда он произносит его, прежде всего, для себя, и заодно оно засчитывается и женщинам). Для других мужчин мужчина может произносить благословение в любом случае.
Что касается правильного извлечения «Шварим-Труа», см. выше, женщинам лучше трубить на одном дыхании, поскольку даже согласно мнению, что необходимо два вдоха, постфактум трубление на одном дыхании засчитывается. А по букве закона: как ни труби — всё хорошо, ведь для женщин это только обычай.
Дети — приучение к исполнению заповедей
Дети, не достигшие возраста бар-мицвы, как было сказано, не обязаны слушать шофар. Однако мальчиков, достаточно подросших, чтобы не мешать окружающим, приводят в синагогу. Важно, чтобы они с ранних лет привыкали слушать шофар и молиться в общине.
Девочки приходят в синагогу вместе с мамами.
Кто освобождается от выполнения заповеди
Глухонемой (хэрэш) и умалишенный (шотэ) свободны от выполнения всех заповедей, в том числе — от заповеди слушать шофар.
Человек, который не слышит, но может говорить, обязан соблюдать заповеди Торы. Однако от заповеди шофара, по мнению Бейт-Йосеф, он свободен. Дело в том, что суть заповеди — слышать звук шофара, а не трубить в него. Следовательно, тот, кто не может слышать, — свободен от выполнения этой заповеди.
Однако автор Арух а-Шулхан советует «устрожить» закон и предписывает глухому трубить для себя самому (но без благословения), несмотря на то, что он не слышит.
Тот, кто использует электронный слуховой аппарат, не выполняет заповедь, слушая шофар через аппарат. Ему следует снять аппарат во время трубления, встать поближе к трубящему и внимательно слушать. Если же без слухового аппарата он абсолютно ничего не слышит, он не обязан исполнять эту заповедь. Если он умеет трубить сам, пусть трубит для себя, см. Арух а-Шулхан о глухом.
Если человек болен и не может прийти в синагогу, необходимо организовать для него трубление дома (конечно, если он в сознании и может слушать). Тот, кто находится в изоляции (на карантине), тем более должен слушать шофар. Если нельзя зайти к к нему домой, можно трубить снаружи, главное — чтобы он услышал заповеданные 30 звуков. Обычаю трубить сто раз следуют только при общественной молитве.
С пожеланием быть записанными в Книгу Жизни — нам и всему народу Израиля, Нохум Желязник
Почему трубят в шофар 100 раз?
Вопросы про шофар. Почему трубят именно 100 раз? С чем это связано? Трубят 100 раз в шофар только в Израиле? Как научиться трубить в шофар? Миша
Отвечает рав Овадья Климовский
Здравствуйте, уважаемый Миша!
На самом деле, по Торе достаточно протрубить 3 раза труа (прерывистый звук), а перед ним и после него — ткиа (одиночный протяжный звук). Итого — 9 раз. Труа должна звучать подобно человеческому плачу. Это короткие звуки, однако, неясно, на какой именно вид плача они должны быть похожи. Поэтому Закон предписывает: короткие трубления — 3 раза (они называются труа), трубления средней длины (шварим) — столько же, и еще 3 раза — и те, и другие вместе. Соответственно, поскольку каждый раз прибавляется еще по 2 ткии, всего мы обязаны протрубить 9+9+12=30. В махзорах (специальные праздничные молитвенники) обозначаются все виды трубления, чтобы можно было следить за тем, кто трубит, и поправить его в случае ошибки. Выглядит это так:
Ткиа Шварим Труа Ткиа
Ткиа Шварим Труа Ткиа
Ткиа Шварим Труа Ткиа
Ткиа Труа Ткиа долгая
Однако уже много столетий в наших общинах принято трубить 100 раз — дважды по 30 и еще серия из 10 трублений:
Ткиа Шварим Труа Ткиа
Мудрецы связали этот обычай с плачем матери Сисры — полководца, воевавшего с Израилем. Он был уже мертв, когда подруги его матери утешали ее, говоря, что его задерживает дележ добычи… Но она чувствовала, что на самом деле он уже не вернется, и плакала. Традиция говорит, что стенаний было 100.