Для чего тургенев написал отцы и дети
История создания “Отцов и детей”
История создания «Отцов и детей» имеет большое значение для понимания всего произведения. Замысел написания романа, в центре которого лежит конфликт мировоззрений, имеет богатую историю и предысторию.
Время создания
Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.
И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».
Этапы работы
И. С. Тургенев, находясь в Англии, в 1860 году задумывает написать «новую большую повесть». Первоначальный замысел не предусматривал жанр романа, однако впоследствии автор убеждается в его необходимости.
Приехав в Париж, И. С. Тургенев составляет четкий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.
Однако И. С. Тургенев признается, что за границей работа над задуманным произведением идет очень плохо. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман.
Год написания романа – 1861 г. В течение этого времени И. С. Тургенев не только написал свой роман, но и внес в него значительные правки.
После того как писатель заканчивает в конце июля написание произведения, он читает роман своим друзьям и по их рекомендациям делает исправления. Такая работа заняла три месяца.
Впервые роман частями был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник», после чего И. С. Тургенев, посвящая свое произведение В. Г. Белинскому, готовит отдельное издание, вышедшее в сентябре 1862 года.
На историю создания романа «Отцы и дети» повлияли события, произошедшие намного раньше. И. С. Тургеневу приходиться разорвать свои отношения с журналом «Современник», в котором он долго печатался до этого. Разлад произошел из-за того, что начинающий критик Н. А. Добролюбов написал рецензию на его роман «Накануне» и опубликовал ее в «Современнике». Точка зрения критика совершенно не совпадала с замыслом И. С. Тургенева, из-за чего писатель ставит ультиматум: в журнале остается либо он, либо Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов, руководивший «Современником», выбирает личность молодую, новую по взглядам.
Образ главного героя
Современники часто говорили о том, что Н. А. Добролюбов и стал прототипом главного героя романа «Отцы и дети». Считалось, что Базаров – настоящая пародия на молодого критика.
И. С. Тургенев и Н. А. Добролюбов относились к разным поколениям, они не могли понять друг друга. Этот конфликт поколений и стал основой романа «Отцы и дети».
Однако сам писатель отрицает, что прототипом Базарова явился Н. А. Добролюбов. По его словам, находясь в Англии, он познакомился с молодым провинциальным врачом, и именно из его образа стал зарождаться Базаров.
Изучив труды нигилистов, которые отрицают все общепринятые нормы, И. С. Тургенев решает сделать нигилистом своего главного героя. Сам писатель отмечал, что был удивлен тому, что до этого он не встречал литературные образы нигилистов, хотя они «чудились повсюду». И. С. Тургеневу одному из первых удалось увидеть этот новый тип людей.
История создания романа «Отцы и дети» Тургенева от замысла до публикации: интересные факты
По сравнению с другими романами, знаменитый роман «Отцы и дети» был написан Тургеневым достаточно быстро. Вся работа от замысла до первой публикации заняла менее 2 лет.
Ниже представлены этапы истории создания романа «Отцы и дети»: история написания и публикации, интересные факты о работе над романом и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»
История создания романа «Отцы и дети» Тургенева от замысла до публикации: интересные факты о произведении
«. Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте,- дело было в августе месяце 1860 года,- когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». « (И. С. Тургенев, «По поводу ‘Отцов и детей'»)
По воспоминаниям Н. А. Островской, приятельницы Тургенев, у персонажа Базарова имелось два прототипа. Одним из прототипов стал доктор, от которого писатель взял в основном внешность. Вторым и главным прототипом стал мужчина, сосланный в Сибирь, которого писатель встретил на железной дороге:
— Не знаю, вероятно, знал, но это его не стесняло.
Он не считал нужным скрываться ни перед кем. И не рисовался он нисколько, он был вполне совершенно прост.
К утру нам захотелось спать. В комнате был диван и стул.
Он предлагает мне лечь на диване. Я начал было церемониться. «Да вы не церемоньтесь. Вы на стуле не заснете, а я могу заснуть, как и когда хочу!» Я усомнился. Он говорит: «Это дело выдержки и воли. Вот увидите, через пять минут я буду спать». Сел на стул, сложил руки на груди, закрыл глаза и действительно через несколько минут заснул. Он, говорят, в Сибири имеет большое влияние на ссыльных. Рассказывали мне об нем вот какую штуку: там, куда его сослали, зачем-то нужно было вырыть и перенести на другое место какое-то большое дерево. Он сказал, что может сделать это один. Ему не поверили; он перенес, надорвался и долго болел. Будто бы подобными выходками он главным образом и приобрел влияние.» («И. С. Тургенев в воспоминаниях современников в двух томах», том 2, 1983 г., глава «H. А. Островская. Из воспоминаний о Тургеневе»)
«. в течение зимы я написал первые главы..» (И. С. Тургенев, «По поводу ‘Отцов и детей'»)
«. В Париже не работается, и вся штука застряла на половине. » (письмо И. С. Тургенева к Л. Н. Толстому, 14 (26) марта 1861 г, Париж)
Завершение работы (июль 1861 г., село Спасское)
«. окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце. « (И. С. Тургенев, «По поводу ‘Отцов и детей'»)
«. Осенью я прочел ее некоторым приятелям, кое-что исправил, дополнил. » (И. С. Тургенев, «По поводу ‘Отцов и детей'»)
«. Со всеми замечаниями Вашими я вполне согласен. и с завтрашнего дня принимаюсь за исправления и переделки, которые примут, вероятно, довольно большие размеры. « (письмо И. С. Тургенева П. В. Анненкову, 1(13) октября 1861 г., Париж)
«. и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике». » (И. С. Тургенев, «По поводу ‘Отцов и детей'»)
После публикации в журнале «Русский вестник» Тургенев готовит «Отцы и дети» к отдельному изданию.
Для этого писатель снова редактирует текст романа, в том числе убирает некоторые неприглядные черты Базарова. В результате образ Базарова становится менее отталкивающим, чем он выглядел в «Русском вестнике».
В сентябре 1862 года отдельное издание «Отцы о детей» выходит в свет. Тургенев посвящает его критику Белинскому. После этого роман больше не редактируется.
Это были основные этапы истории создания романа «Отцы и дети» Тургенева от замысла до публикации, интересные факты из истории написания романа и т.д.
История создания “Отцов и детей” Тургенева
История создания «Отцов и детей» имеет большое значение для понимания всего произведения. Замысел написания романа, в центре которого лежит конфликт мировоззрений, имеет богатую историю и предысторию.
Время создания
Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.
И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».
Этапы работы
И. С. Тургенев, находясь в Англии, в 1860 году задумывает написать «новую большую повесть».
Первоначальный замысел не предусматривал жанр романа, однако впоследствии автор убеждается в его необходимости.
Приехав в Париж, И. С. Тургенев составляет четкий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.
Однако И. С. Тургенев признается, что за границей работа над задуманным произведением идет очень плохо. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман.
Год написания романа – 1861 г. В течение этого времени И. С. Тургенев не только написал свой роман, но и внес в него значительные правки.
После того как писатель заканчивает в конце июля написание произведения, он читает роман своим друзьям и по их рекомендациям делает исправления. Такая работа заняла три месяца.
Впервые роман частями был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник», после чего И. С. Тургенев, посвящая свое произведение В. Г. Белинскому, готовит отдельное издание, вышедшее в сентябре 1862 года.
На историю создания романа «Отцы и дети» повлияли события, произошедшие намного раньше. И. С. Тургеневу приходиться разорвать свои отношения с журналом «Современник», в котором он долго печатался до этого. Разлад произошел из-за того, что начинающий критик Н. А. Добролюбов написал рецензию на его роман «Накануне» и опубликовал ее в «Современнике». Точка зрения критика совершенно не совпадала с замыслом И. С. Тургенева, из-за чего писатель ставит ультиматум: в журнале остается либо он, либо Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов, руководивший «Современником», выбирает личность молодую, новую по взглядам.
Образ главного героя
Современники часто говорили о том, что Н. А. Добролюбов и стал прототипом главного героя романа «Отцы и дети». Считалось, что Базаров – настоящая пародия на молодого критика.
И. С. Тургенев и Н. А. Добролюбов относились к разным поколениям, они не могли понять друг друга. Этот конфликт поколений и стал основой романа «Отцы и дети».
Однако сам писатель отрицает, что прототипом Базарова явился Н. А. Добролюбов. По его словам, находясь в Англии, он познакомился с молодым провинциальным врачом, и именно из его образа стал зарождаться Базаров.
Изучив труды нигилистов, которые отрицают все общепринятые нормы, И. С. Тургенев решает сделать нигилистом своего главного героя. Сам писатель отмечал, что был удивлен тому, что до этого он не встречал литературные образы нигилистов, хотя они «чудились повсюду». И. С. Тургеневу одному из первых удалось увидеть этот новый тип людей.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «История создания «Отцов и детей»», рассмотрит основные этапы создания романа, продемонстрирует события, которые отразил в своем произведении И. С. Тургенев, а также покажет прототипы главного героя.
«Отцы и дети» (И. Тургенев)
Цитата: «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
История создания
Поводом для создания романа «Отцы и дети» послужило знакомство Ивана Сергеевича Тургенева с молодым врачом. В этом человеке Тургенев увидел воплощение того самого зарождавшегося течения, которое впоследствии получит название «нигилизм». В романе он постарался выразить принципы нигилистов и описать их.
Роман посвящён «неистовому отрицателю» — литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Проблематика:
Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: социально-психологический роман.
Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.
Действующие лица
Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).
Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.
Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.
Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.
Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.
Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.
Краткое содержание
Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.
Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.
Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет. Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне. Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.
В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).
За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.
На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат. Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте. Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.
После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).
Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню. Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой. Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.
Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.
Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).
Крепостные любят Базарова, Павел Петрович испытывает к нему глубокую неприязнь, а Николай Петрович волнуется, как Евгений повлияет на Аркадия. Услышав, что Базаров называет его «отставным человеком», Николай Кирсанов обижается и даже обсуждает это с братом. Павел Кирсанов хочет утереть нос молодому наглецу.
Во время вечернего чаепития происходит скандал: Базаров говорит о «бессмысленности» аристократии, а Павел Петрович утверждает, что нигилизм только ухудшает и без того нестойкое положение в стране. В результате Евгений уходит, назвав этот разговор бессмысленным. Николай Петрович вспоминает, как в юности ссорился с матерью, утверждая, что она его не понимает. Теперь такое же непонимание — между ним и его сыном.
Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.
Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.
У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.
На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.
Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.
В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.
Тем временем Базаров понимает, что влюбился. Его это раздражает, так как он всегда считал любовь ерундой, обманом. Евгений встречает управляющего из их родового поместья, и тот говорит, что родители ждут сына, волнуются. Вечером того же дня Базаров решает объясниться. Он признаётся Одинцовой в любви, но та отвечает: «Вы меня не поняли». Анна Сергеевна не хочет нарушать своего спокойствия. Измучившись, Базаров уезжает к родителям, Аркадий сопровождает друга.
Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.
У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.
По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.
Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.
После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.
За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.
Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.
Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.
Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.
Экранизации
«Отцы и дети» (Россия, 1915, немой фильм); «Отцы и дети» (СССР, 1958, режиссёры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская); «Отцы и дети» (СССР, 1974, фильм-спектакль); «Отцы и дети» (СССР, 1983); «Отцы и дети» (Россия, 2008).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
Ответ. Литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Обозначьте основной конфликт романа «Отцы и дети».
Ответ. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт поколений. На это указывает даже название романа. Тема взаимопонимания между старшим и младшим поколениями всегда была актуальна. В романе противоречия эпох воплотились в образах Павла Кирсанова (представитель либерального дворянства) и Евгения Базарова (нигилист).
Творческая история романа
Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать, но это пройдет, как летний дождик.
Впервые роман появился на страницах издания «Русский вестник». Рукопись попала к литературному торговцу Каткову. Ему не понравилось, как изображен образ главного героя, личности, не принадлежавшей ни к одному сословию. Он думал, что Тургенев разрушит мнения нигилистов-разночинцев. Поэтому работа продолжалась.
После правок и публикации непонятный образ Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения, какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа, отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном молодому скептическому направлению.
Ощущения Тургенева сбылись, потому что его ругали за возвышение разночинцев и за искаженный портрет демократа.
Когда писатель избавляется от напора Каткова, то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст, увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью 1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу Белинскому.
Этапы создания
До написания произведения Тургенев сотрудничает с журналом «Современник». После конфликта с Добролюбовым прекращает работу. Чтобы понимать лучше последовательность событий, написан конспект для урока. Кратко об истории создания произведения «Отцы и дети»:
Незадолго до окончания работы в России отменяют крепостное право.
Демократическое направление романа усиливает то, что произведение посвящено В. Г. Белинскому. В роли главного героя видны черты Виссариона Григорьевича и качества народа его типа.
Замысел автора
В произведении изображен рост влияния интеллигентных разночинцев-революционеров в обществе, и, напротив, потеря дворянами собственных социальных позиций. Автор художественно изобразил изменение народного сознания в России, где дворянский либерализм заменялся революционно-демократической идеей. Базаров является сторонником такой мысли и противопоставлен братьям Кирсановым, лучшим образцам либерального дворянства.
В романе представляется сильный общественный конфликт, какова идеологическая война миропонимания Базарова с позицией Кирсановых. Развитие капиталистических отношений, потребность в решении крестьянского вопроса создали в стране предволюционное положение.
Новым героем эпохи в переходный момент для России становится разночинец-демократ, описанный автором как сильная личность, убежденная в своем понимании мира, человек дела. Тургенев не дает оценок персонажу, хороший он или плохой, не принимает его точку зрения, а только показывает «нового человека» своего времени.
В названии произведения изображен постоянный конфликт поколений, когда младшее устремляется к самодостаточности, защищает свое мнение и хочет отгородиться от людей старшего поколения.
Спор «отцов» и «детей» показан через фигуры Кирсановых и Базарова, а психологический раздор — через общение младшего Аркадия Кирсанова с отцом Николаем Петровичем и дядей Павлом Петровичем. Автор переживает за будущее поколение образованного народа, который будет жить в другой эре, в новом русском обществе.