Для чего у канистры три ручки и почему эта разработка была засекречена
Почему у 20-литровой автоканистры три ручки и немецкая родословная
20-литровая емкость, почти не меняющая свой дизайн уже более 80 лет, изобретена в 1937 году немецким инженером Винценцем Грюнвогелем. Она была сварена из двух листов штампованной стали, имела три ручки для переноски, закрывающуюся рычажным замком горловину и крестообразные выштамповки на боковинах.
Изобретение оказалось настолько удачным, что быстро вытеснило более тяжелые и менее удобные 45-литровые канистры, которые нередко расходились по швам при падении, и из которых было неудобно переливать жидкости ввиду неоптимальной конфигурации изделия.
Однако это удачное эргономичное решение не было единственным. Революционной оказалась также конфигурация с характерным горбом над горловиной. Таким образом создавался воздушный мешок, облегчающий заливку топлива, не дающий горючему подтекать при повышении температуры или во время тряски при перевозке, а также утонуть при падении канистры в воду. Внутри горловины между тем была закреплена сифонная трубка, предназначенная для облегчения наполнения и опорожнения канистры.
В итоге к 1940 году канистры этого типа стали стандартной тарой Вермахта, а вскоре после начала Второй мировой войны ее дизайн был использован практически всеми странами-участницами. Правда, до тотального копирования дошло не везде.
В США, например, вместо сварки двух листовых половинок канистра изготовлялась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. И, кстати, из-за этого нововведения американский аналог подтекал и требовал воронки для наполнения. В том числе поэтому вплоть до конца войны канистры, сделанные по образу и подобию изделия Винценца Грюнвогеля, для армий союзников поставляли англичане.
В нашу страну в военное время такие канистры соответственно поставлялись по ленд-лизу. А собственное производство было налажено после войны, когда в СССР было вывезено штамповочное оборудование из Германии. Самое интересное, что форма канистры Винценца Грюнвогеля является самой распространенной во многих странах и по сей день, изменились лишь незначительные детали.
А еще характерные ребра жесткости боковин обыгрываются в дизайне задних фонарей и крыши кроссовера Jeep Renegade, и это является отсылкой к той самой канистре Винценца Грюнвогеля, которая была закреплена на «корме» у самого знаменитого внедорожника Второй мировой войны Willys MB.
Почему у канистры аж 3 ручки?
Каждый, кто застал Советский Союз или период сразу после него помнит советские автомобильные канистры — узнаваемой формы, нескольких стандартных цветов и обязательно с тремя ручками, непонятно зачем. Только есть два нюанса. Первое — канистры вовсе не советские, а вполне себе вражеские, были придуманы в нацистской Германии. Второе — смеяться над тремя ручками, расположенными сверху контейнера, не стоит — именно столько их там и должно быть.
Откуда взялись такие канистры?
Сейчас, когда большинство изобретений человечества воспринимаются как само собой разумеющееся, сложно представить, что когда-то у самых сильных и многочисленных армий мира не было возможности быстро доставлять, экономно хранить и легко использовать контейнеры для топлива.
Немецкая треугольная канистра 20 л.
Ещё до начала Второй мировой войны в Германии начали задумываться о наиболее практичных, удобных и лёгких канистрах для топлива определённого объёма. У командования того времени было много кандидатур на роль золотого стандарта — была даже треугольная канистра, которая действительно была лёгкой и удобной в использовании, но не подходила для военных нужд из-за большого количества швов и неудобной для складирования формы.
Канистры Первой мировой войны.
Победитель — верхмахтканистра
В итоге идеальный вариант появился. Это была очень лёгкая (всего 4 кг.) ёмкость прямоугольной ровной формы, обладающая массой преимуществ против оппонентов. Среди отличных инженерных решений были многие, что используются и сейчас, но было немало и актуальных на то время — например, всю канистру (кроме резиновых деталей) можно было собрать из листового железа с минимумом швов, а также готовое изделие шло в использование в быту.
Wehrmacht-Einheitskanister (канистра военного подразделения).
Производство канистр.
Вермахтканистры скрывались немецкими властями на уровне чертежей и производственных документов — никому, кроме немецких заводов, нельзя было производить такие контейнеры и заказов в другие страны тоже не поступало. Но сами канистры, которые присутствовали на поле боя и в тылу десятками и сотнями тысяч, контролировать было невозможно.
«Кража» технологии
Американские солдаты сливают топливо из трофейных канистр.
Постепенно технология производства вермахтканистры просочилась к противникам нацистской Германии. Предотвратить это не было никакой возможности — конструкция канистры была очень простой и очевидной даже для обывателя, не говоря уже о профессиональных инженерах.
Заправка канистр армии США.
Войска союзников подошли к проблеме системно. В начале Второй мировой Великобритания и Франция, а также некоторые другие европейские страны, получив в свои руки примеры, запустили собственное производство, используя такие контейнеры для топлива до конца войны.
Канистры США, Германии, Великобритании
Немного позже американцы также оценили технологию и переняли её для масштабного производства. Советский Союз не имел возможности производить новый тип топливных контейнеров в масштабах необходимых для нужд армии, потому до окончания боевых действий пользовался импортными (от войск союзников) и захваченными у вермахта на местах.
Основные функции наличия трёх ручек у канистр
Канистры 5,10,20 литров.
Чтобы понять простоту и гениальность решения дать автомобильным канистрам целых три ручки вразрез с военной экономией, достаточно посмотреть на создателя этого по-настоящему вечного предмета солдатского быта и обстоятельства изобретения.
Как говорилось выше, руководителем создателей канистры (а точнее, вермахтканистры) стал выдающийся немецкий инженер Винценц Грюнфогель, ещё в 30-ые годы прошлого века. Как и большинство немцев-инженеров, он отличался не только отличными познаниями в своей области, но и уникальным практичным мышлением. Создав вермахтканистру именно такой, какой она дошла до нас, Винценц учёл всё, что возможно для того, чтобы облегчить непростую солдатскую участь — даже, казалось бы, в мелочах.
Скорость использования
Американская медсестра Ирен Стеффенс помогает разгружать канистры с бензином из транспортного самолета C-47. Фото: LIFE Photo Collection
Другая ситуация — солдат несколько. Можно значительно увеличить их условный КПД, если они будут переносить канистры вместе — одну посередине, а ещё по одной на каждую свободную руку. Таким образом два человека быстро (за счёт силы обоих) донесут в пункт назначения целых три канистры — экономия времени и энергии.
Совсем очевидной становится основная задумка, если подумать о пустых канистрах — их ведь тоже необходимо отнести к месту разлива бензина или другого горючего. Пустые канистры лёгкие, потому солдат легко может взять их в количестве целых четырёх штук. Как он их удержит? Легко — как раз с помощью боковых ручек, которые можно подцепить одним пальцем.
Непосредственно использование и передача следующемуОсновная функция канистры — служить временным хранилищем для горючего. В полевых и тем более в боевых условиях нет времени качать топливо шлангом, да и объём у вермахтканистр не тот, слишком маленький. Использовать такую ёмкость необходимо по прямому назначению — скручивать крышку и сходу выливать содержимое в бак. Удобнее всего это делать с большой и устойчивой ручкой, пусть и состоящей из трёх отдельных.
Перенос одной рукой двух канистр.
Владельцы современных автомобильных канистр подтвердят, что с одной ручкой тару приходится постоянно придерживать, чтобы не перевернулась в руке. С тремя ручками в этом не было необходимости — конструкция обеспечивала чёткий и удобный хват.
Также чем шире ручка, тем удобнее передавать её следующему в цепочке — такие выстраивают, чтобы быстро и бесперебойно поставлять куда-то топливо.
Установка канистр друг на друга
Заправка канистр.
При транспортировке важно помнить об экономии пространства. Канистры с тремя ручками имеют одинаковую прямоугольную форму со всех сторон и легко укладываются и ставятся друг на друга, как кирпичи. Так как никакого дисбаланса в форме нет, нарушить конструкцию даже из нескольких рядов канистр будет тяжело из-за её устойчивости и веса.
Складирование канистр.
В то время как взять канистру из такой конструкции очень легко — они ничем друг к другу фактически не крепятся. Данный нюанс позволяет солдатам тратить меньше времени на сбор и укладку.
Фиксация канистр в транспорте
Канистра на коляске мотоцикла.
В экстренной ситуации на поле боя ни у кого не будет времени, чтобы закрепить канистры внутри кузова, так что те могут повредиться, выпустить содержимое, если были неплотно закручены, тем самым создавая пожароопасную ситуацию.
Крепление канистры на автомобиле.
Широкая и одинаковая по всей длине ручка была идеального размера для солдатской руки, а также для палки. Палку можно было просунуть между ручек и получить отличную фиксацию на время поездки.
Крепление канистр на танке.
Бытовые мелочи для солдата
Всем известна тяжесть солдатского быта — особенно во время Второй мировой. На удобства нельзя было рассчитывать даже в относительно мирные периоды, не говоря уже об активных атаках или обороне. И даже здесь легендарные вермахтканистры сослужили отличную службу — благодаря ширине трёх ручек подряд канистра превращалась в полевое сиденье, низкое, достаточно широкое и удобное. Будь продумана только одна ручка, солдату пришлось бы положить её набок или в любое другое неустойчивое положение.
Канистры.
Также известны случаи, когда несколько таких канистр использовали в качестве лавки-лежанки или скамейки, скрепляя несколько вместе тем же способом, что и при фиксации внутри транспорта — с помощью палки. Неизвестно, продумывал ли такой вариант использования своего изобретения Грюнфогель, но получилась практически универсальная утварь.
Даже спустя почти полный век после введения таких канистр в эксплуатацию, конструкция и простая гениальность немецкой инженерной мысли поражает. Концепт до сих пор популярен и используется многими производителями по всему миру.
Для чего у канистры три ручки, и почему эта разработка была засекречена
У каждого автомобилиста в гараже есть канистра для бензина. На плоских 20-литровых резервуарах часто встречаются тройные ручки, располагающиеся параллельно. Но для чего они были придуманы, и как правильно использовать это «тройное удовольствие», знает далеко не каждый. И, кстати, технология производства таких канистр долгое время была засекречена. А чтобы узнать почему, нужно вспомнить историю.
Настоящим двигателем прогресса всегда была война. Ведь именно во время межгосударственных стычек и конфликтов были созданы микроволновка, компьютер, лазерные установки, приборы навигации. Канистры тоже «дети войны». Раньше топливо разливали и хранили в бочках, но это было неудобно. Они были тяжелыми, громоздкими, даже неподъемными, а дозаправлять танки и иные транспортные средства часто нужно было немедленно, прямо на передовой.
Германская разработка
За несколько лет до Второй мировой войны власти Германии задумались об улучшении условий перевозки топлива. До этого резервуары были громоздкими, несовершенными. Топливо то не доезжало до места назначения, то становилось непригодным из-за взвесей.
В ноябре 1936 года по приказу вермахта был объявлен конкурс по разработке тары для горючего, ГСМ и не только. Военные требовали предоставить им удобную тару вместимостью 20 литров, в которой могло бы долго храниться топливо. Канистра должна была иметь простую конструкцию, иметь низкую стоимость производства.
Несколькими месяцами ранее военным уже была предложена новая разработка. Но канистра имела треугольную форму, поэтому емкости занимали много места. Она создавалась с огромным числом сварных швов, которые могли в любой момент быть повреждены. Поэтому эту вроде простую в изготовлении вещь решили заменить чем-то более эффективным.
Прямоугольный резервуар с тремя ручками
Одобрение получила канистра, разработанная инженерами компании «Мюллер». Емкость соответствовала требованиям вермахта — вмещала 20 литров жидкости, весила 4 кг, изготавливалась из листового металла путем штамповки, которые соединяли минимум швов. Такая канистра была надежной к протечкам и потере формы. Прямоугольную тару было легко уложить одну на одну рядом друг с другом, а закругленные углы позволяли избегать травм и порчи рядом расположенных предметов.
Три ручки создали для удобства переноски. Сразу трое могли нести ее, один за центральную ручку, двое других по сторонам. Помимо этого сразу две канистры без топлива можно было взять одной рукой. А это означает, что один человек мог нести сразу 4 пустых канистры, что было важно в условиях военных действий.
В 1937 году изделия поступили в производство. Чтобы отличать, какая канистра для чего предназначена, их окрашивали в разные цвета.
Американцы не оценили
Удобство, практичность и низкая стоимость производства сделали изобретение культовым в Германии. За несколько месяцев до войны американцу удалось завладеть одной из канистр. Он вернулся с ней на родину, но тогда местные военачальники не оценили разработку.
И только в 1943 году в США и Англии поняли, что это действительно уникальная вещь. Канистры начали производить в огромных масштабах. В СССР свое производство появилось после войны, до того россияне пользовались импортными «трехручками».
Канистры — это не только ценный резервуар, но и основа для 3-4 полезных изделий, которые можно сделать своими руками. О том, как сделать удлинитель из такой тары, читайте здесь.
Третья ручка в канистре: почему секретно и зачем вообще нужна?
Канистра на 20 л с тремя ручками — вещь известная и присутствующая практически в каждом хозяйстве. Но далеко не всем известна история этой привычной вещицы для хранения ГСМ. А она прелюбопытнейшая.
Преимущества конструкции
За несколько лет до начала Второй мировой войны немцы озаботились средством для транспортировки горюче-смазочных материалов. Имеющиеся в наличии ёмкости были неудобными, так что срочно потребовалась замена.
Был объявлен конкурс, в котором победило привычное нам всем изделие. Новая форма канистры имела целый ряд преимуществ:
Удобство использования
Минимальное количество швов снижало вероятность утечки. Форма канистры позволяла компактно складывать одну на другую, экономя место.
Углы канистры специально закруглили, чтобы снизить количество повреждений от острых углов.
Но больше всего удивила тройная ручка. Если нужно было нести одну канистру, можно было браться за среднюю ручку. Если возникала необходимость переносить сразу две, то удобно было брать их за крайние ручки.
Силачу было под силу перенести сразу четыре канистры – по две в каждой руке. А если два человека несли одну ёмкость, то брались за крайние ручки.
Специальный воздушный карман позволял изделию балансировать на поверхности воды с невозможностью утонуть.
Конструкция была продумана так, что воздух собирался в верхней задней части канистры, поэтому можно было не бояться, что под воздействием перепадов температур объём жидкости изменится, разорвав канистру.
Конструкция была тщательно засекречена. Но вначале ею завладели американцы, запустив в массовое производство. Удачная немецкая разработка были задействована и в СССР.
Так что и в наше время немецкая канистра продолжает производиться во многих странах мира и использоваться по назначению.
Для чего железной автомобильной канистре три ручки
Зачем автомобильной канистре три ручки? После всяческих неудобств с предшествующими, органичная форма нынешней канистры появилась лишь в 1937-м году, выиграв конкурс, объявленный Вермахтом на изготовление емкости для хранения горючего.
Какими были канистры для топлива в начале XX века
Топливо всегда оставалось важнейшим фактором успеха в боевых операциях. Неоправданные потери горючего из–за проблемной тары нередко достигали 40%. От центральных баз хранения до последнего эшелона – боевого подразделения, бензин доставлялся в 200–литровых железных бочках и уже на месте из них распределялся по двадцатилитровым жестяным банкам из-под керосина.
Штампованные из металлического листа конструкции, времен начала ХХ века, были слабо приспособлены к полевым условиям. Кроме всего, имели разные геометрические формы и объёмы, неудобные для складирования и перевозки. Ручки, изготовленные из тонких полос металла, либо проволочных петель, резали руки, мешали, цеплялись углами.
Три ручки на канистре для топлива — не случайность
Все эти «мелочи» и были учтены рациональными немцами, и на свет была явлена автомобильная канистра с тремя ручками.
Новое изобретение
В 1936 году командование Вермахта объявило конкурс на создание новой автомобильной топливной канистры. Инициативу организации и проведения конкурса молва приписывает тогдашнему канцлеру Германии — Адольфу Гитлеру.
Старая железная канистра немецкого производства
Разработчики, под руководством В.Грюнфогеля – главного инженера компании «Мюллер» (г. Швельм, Северный Рейн–Вестфалия), сумели отсечь все проблемы, имевшиеся у предшествующих конструкций и вскоре, в 1939 году это уникальное творение технической мысли захватило рынок и стала распространяться по всему миру.
Универсальная 20 литровая ёмкость оптимальных форм, унифицирована не только в армиях или на флотах всего мира, но и во всех структурах экономики. Она остаётся шедевром технического дизайна, с помощью которого выигрываются военные кампании и в наше время.
Для чего придумали три ручки
Почему ручек у канистры именно три, а не четыре, или две, или, вообще – одна? Рациональные немцы рассудили так:
Чем еще интересно изделие
За 80 лет эксплуатации, кроме оптимально функционирующих ручек, внедрены и другие новшества, превратившие эту эргономичную конструкцию в непревзойденную «классику».
В новых канистрах были учтены и другие характеристики:
Хранят ли сейчас в подобных топливо, и сколько стоит новое изделие на рынке
Железная канистра для бензина производится ёмкостью 5, 10 и 20 литров. Она пригодна для хранения различных жидкостей и других видов топлива. Основа ее производства – качественный листовой металл. Изделие доказало свою эргономичность и высокую прочность, благодаря выштампованным крестообразным рёбрам жесткости и углам, овальной формы.
Нанесенное на поверхность изделия покрытие обеспечивает устойчивость к коррозии. Небольшой вес облегчает переноску и не создает посторонних шумов в движении.
Новая канистра из пластика
Конструкция крышки канистры надежна и герметична. Она предохраняет от расплескивания топлива, пригодна для хранения и перевозки топлива и иных технических жидкостей в пределах допустимых норм их хранения.
На рынке в России канистры предлагаются по цене 1100 – 1200 рублей за единицу.
Не так давно появились пластиковые аналоги классических емкостей их металла. Хранение бензина в пластиковой канистре не способствует продлению его сохранности.
Заключение
А вы до этого задумывались о том, для чего вообще придумали эти три ручки?