Для чего у уток перья смазаны жиром
Почему гуси и утки выходят из воды сухими? Подробный ответ
Водоплавающие птицы (утки или гуси) не только хорошо плавают, но и очень быстро взлетают с поверхности воды. Если бы их оперение при этом было влажным, то быстрого взлета у них бы не получалось. Почему у водоплавающих птиц перья остаются сухими, когда они покидают воду?
Дело в том, что перья водоплавающих птиц очень плотные, благодаря особому строению, а сверху птицы постоянно смазывают их жиром, который они выдавливают клювом из специальной копчиковой железы. Когда утки или гуси ухаживают за своим оперением, они не только чистят его, но и наносят на него жир.
К смазанным жиром перьям молекулы воды не пристают, она их не смачивает. Это явление, которое называется несмачиванием, и объясняет, почему у водоплавающих птиц перья остаются сухими даже после очень долгого их нахождения в воде.
Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает? Поиски ответа приведут нас в мир гидрофобных взаимодействий, далеко выходящих за рамки птичьих проблем.
Гидрофобные вещества очень слабо растворяются в воде или не растворяются вовсе. Их поверхность даже не смачивается водой. Однако часто бывает так, что основная масса вещества имеет сродство к воде и лишь поверхность оказывается гидрофобной. Пример такого вещества кератин, из которого состоят перья и волосы. Жир хорошо удерживается на такой поверхности и долго не смывается с неё водой, и это в конечном итоге позволяет выжить водоплавающим птицам.
В растительном мире картина схожа. Поверхность листьев, лепестки цветов, трава плохо или вообще не смачивается водой. Вода либо скатывается с них, либо её капельки принимают сферическую форму и мы называем их росой. Есть защитная оболочка и у хлопковых волокон, она предотвращает их слипание. В противном случае их не возможно было бы превратить в пряжу.
Как происходит смазывание? Чтобы не промокнуть oрганизм гусеобразных обеспечен специальной копчиковой железой, выделяющей данное жироподобное вещество. А поскольку от состояния пера зависит их водоплавающая жизнь, в поведении птиц запрограммировано постоянное смазывание оперения, что совсем не просто.
Гусеобразные время от времени стимулируют клювом выработку жировой смазки, выжимают ее из железы, как из «тюбика» и тщательно наносят на перья. Эта инстинктивная процедура выполняется всегда в строгом порядке: сначала обрабатываются перья груди, а потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, бедер и в завершение – головы.
Только пятая часть перьев распределена на теле, остальные же – на голове и длинной шее. Поскольку смазать голову клювом невозможно, то и на этот случай существует своя, типичная для этого вида программа поведения. Гусеобразные либо снимают когтями жир с клюва, и точно скоординированными осторожными движениями расчесывают ими перья на голове, либо определенными круговыми движениями потирают голову о спину.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Разилова Елена Леонидовна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.
1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)
Ход занятия:
В. : Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.
Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.
В. : Потрогайте перо, какое оно?
В: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Закрепляем, что это перо «маховое»
В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья).
В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду,затем вынимают и делают выводы.
В. :Что же произошло?
Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.
В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной
Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?
В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира,который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».А ещёговорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.
Проделаем опыт с перьями.
Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.
Ответы детей: куриное перо намокло,стало не красивым,потеряло форму,гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.
В. :Почему?
Ответы детей (оно смазано жиром)
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы) Автор: Щетинова Елена.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Плыви, кораблик» (вторая младшая группа) Задачи: учить детей различать и называть качества предметов (тяжелый, легкий); их свойства (тонет,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Познание: Обобщить знание детей о назначении.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Остров чудес» Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами Задачи: 1. Уточнять и закреплять представления о свойствах твёрдых веществ.
Для чего у уток перья смазаны жиром
Секреты водоплавающих птиц
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Мы часто видим плавающих в водоемах птиц, таких как утки, гуси, лебеди. Это довольно крупные птицы. Они могут спокойно держаться на воде. Однажды, когда мы с родителями, гуляя по зоопарку, увидели огромного плавающего лебедя, я задался вопросом, почему он не тонет? Так появилась идея для моего исследования.
Актуальность работы заключается в том, что среди моих одноклассников, учеников 1А школы №3 85 % опрошенных считают вопрос «Почему водоплавающие птицы не тонут?» интересным, 90% респондентов не знают ответа на этот вопрос.
Объект исследования: водоплавающие птицы.
Предмет: общие черты в строении водоплавающих птиц.
Цель исследования: выяснить, почему водоплавающие птицы не тонут в воде.
Понять особенности оперения и ухода за ним водоплавающими птицами;
Провести научный эксперимент;
Сделать выводы и обобщить изученное в докладе;
Применить знания на практике.
Гипотеза: у всех водоплавающих птиц есть какая-то общая особенность, которая помогает им держаться на воде.
Водоплавающие птицы. Кто они?
Водоплавающие птицы —птицы, ведущие водный образ жизни. К ним не относятся все те птицы, которые охотятся в водной сфере, а лишь птицы, умеющие держаться на поверхности воды. К водоплавающим птицам относятся, например, такие:
Эти птицы не являются родственниками, с первого взгляда они совершенно разные: разного размера, окраса, у каждого вида – своя среда обитания. Но всех этих птиц объединяет то, что они могут уверенно держаться на воде. Благодаря чему? Что общего в строении водоплавающих птиц? Ответ кроется в их строении.
Лапки с перепонками
Первое, что бросается в глаза, это лапки: у водоплавающих птиц на лапках имеются перепонки, как у лягушек. Оказывается, перепончатые лапки птиц имеют существенное значение для всех водоплавающих птиц, ведь благодаря перепонкам, значительно увеличивается площадь самих лапок, что дает качественное взаимодействие птиц с водой, что, в свою очередь, обеспечивает довольно быстрое перемещение их по водной глади.
Сравним лапы сухопутных и водоплавающих птиц:
Рисунок 1: лапы водоплавающих птиц
Рисунок 2: Лапы болотных птиц 1
На 1 рисунке видно, что направленные вперед три пальца лапы соединены плавательной перепонкой (у пингвинов, гагар, гусей, уток, чаек); у пеликанообразных плавательная перепонка соединяет все четыре пальца. У небольшого числа видов (поганки, лысухи, кулики-плавунчики) вместо отсутствующей общей плавательной перепонки развивается плотная ороговевающая кожистая оторочка каждого пальца. Все это увеличивает общую поверхность лапы и тем самым повышает силу толчка при гребле.
А вот, к примеру, болотным птицам грести и держаться на поверхности воды не нужно. Для них важно устоять в болоте, поэтому их пальцы широко растопырены и оснащены длинными когтями.
У птиц легкие кости. Легкость скелета птиц достигается тем, что кости тонкие, большинство из них заполнены воздухом. Скелет птиц приспособлен к полету. Череп птиц очень лёгкий, чётко разделён на мозговой и лицевой отделы. Все это делает птицу легкой. Такая особенность касается всех птиц, потому что легкость им нужна для полета.
Все мы слышали выражение «как с гуся вода». Мы понимаем значение этого выражения, но не знаем, откуда возникло это выражение.
Еще давным-давно люди заметили уникальную способность гусей не намокать в воде. Птицы выходят на берег, слегка отряхиваются, и перья полностью сухие. На самом деле такая особенность касается не только гусей, но и всех водоплавающих.
Перьевой «водолазный» костюм
У водоплавающих птиц особое оперение, не такое, как у обычных птиц. Такое оперение можно смело назвать «водолазным костюмом», потому что к внутренним перьям и коже вода не проникает. Это происходит отчасти от того, что перья смазаны жиром, но еще и благодаря особому строению контурных перьев. Плотное переплетение перьевых бородок образует густой слой, напоминающий решетку, способный отталкивать воду. Потому, когда гуси (или любые другие водоплавающие птицы) плавают, вода омывает лишь перья снаружи. Так что крылья даже ныряющих птиц остаются всегда сухими и, вынырнув, птица тут же может взлететь.
Под контурными перьями находятся мягкие пушистые пуховые перья. Они тоже своего рода волшебные, потому что сохраняют в себе бесчисленные пузырьки воздуха, которые принято называть «воздушной подушкой». Такую «воздушную подушку» можно сравнить с надувным матрасом, который может удержать на поверхности воды всю нашу семью. Так же и «воздушная подушка» пуховых перьев удерживает птицу на воде.
Итак, в ходе изучения научной и публицистической литературы, мы узнали, что водоплавающие птицы – это птицы, умеющие держаться на воде. Таких птиц огромное количество, они относятся к разным отрядам, а значит, они разные по размеру, окрасу, размаху крыльев и т.п. Но у этих птиц есть общие черты в строении:
Лапы-ласты, где пальцы соединены перепонками. Такие лапки помогают птице грести.
Легкий скелет. Легкость скелета птиц достигается тем, что кости тонкие, большинство из них заполнены воздухом.
Перьевой «водолазный костюм», представляющий собой особые перья снаружи, преграждающие воде путь, и пух внутри, образующий «воздушную подушку».
«Волшебная» железа, которая выделяет специальную смазку для ухода птицей за перьями.
Особое строение лапок помогает водоплавающим грести. Но важнейшую роль в том, что птицы могут держаться на воде, играет воздух. Его наличие есть и в костях птиц, что делает птицу легче, и в пухе. А чтобы вода не вытолкнула воздух, птице нужен жир. То есть воздух и жир – вот две составляющие успеха водоплавающих птиц.
Интересной нам показалась упомянутая в нескольких источниках история, которая произошла в Германии около 120 лет назад. Одному человеку привезли из Америки породистых редких уток. В пути об утках заботились очень плохо, не давали им плавать и ухаживать за собой, из-за этого оперение птиц было загрязнено, по приезду они выглядели грязными и неопрятными. Счастливый покупатель тщательно вымыл уток. После чего он поместил птиц в чан, наполненный водой, и ненадолго отлучился. Спустя полчаса хозяин обнаружил, что все утки утонули.
Почему это произошло? Человек совершил ошибку, вымыв птиц с мылом: он смыл жир с перьев, выпустив весь воздух из пуха. Посмотрим на примере, как «работает» воздух и жир. А потом обратим внимание на то, как «работают» лапки с перепонками.
Эксперимент №1: «Волшебная смазка»
Перед тем как приступить к водным процедурам, водоплавающая птица смазывает свои перышки жиром, выделяемым «волшебной» железой. Пернатое создание встает и начинает отряхиваться. Эти движения способствуют подъему перьев в районе основания – увеличивает «воздушную подушку» в пухе и помогает жиру покрыть все контурные перья. Чтобы увидеть своими глазами, как это «работает», мы провели эксперимент.
Смазку нам заменило растительное масло, так как и то, и другое – жир.
Птицу заменит ватный диск, внутри него воздух, как и в пухе птицы, а внешняя сторона плотно спрессована, и этим напоминает нам контурные перья со сцепленными между собой бородками.
Один ватный диск мы смочили маслом, а второй оставили сухим, оба опустили в емкости с водой. Ватный диск, который был сухим, быстро намок и утонул.
А вот ватный диск, который мы смочили в масле, тонуть вовсе не собирался и весело плавал на поверхности воды.
Этот эксперимент показал нам, что жир (смазка или масло) отталкивает воду. Если перья птица не обработает, то вода легко проникнет через контурные перья, намочит пух, изгнав воздух, и птица утонет.
Эксперимент № 2 «Сила воздуха»
Для этого научного опыта нам потребовались металлическая гайка и два кусочка полиэтилена, один простой, а второй «пупырчатый», т.е. с пузырьками воздуха.
А как ведет себя простой полиэтилен, который, как мы помним, изображает перья неводоплавающих птиц? Мы проделали все те же операции: положили на поверхность воды простой полиэтилен и сверху на него гайку.
Гайка утонула. И это понятно, ведь в полиэтилене не было воздуха, нечему было удерживать груз. Отсюда можно сделать вывод, что воздушная прослойка в перьях не дает водоплавающим птицам утонуть.
Вывод: обработанные смазкой перья не дают утонуть водоплавающей птице, помогают держаться на воде. Секрет этой смазки в том, что она не дает воде намочить перья, а значит выпустить воздух, который значительно легче воды, он удерживает птицу, не дает ей утонуть. То же мы доказали на примере: тяжелую гайку полиэтилен с воздухом смог удержать, а обычный полиэтилен нет; ватка, пропитанная маслом, держится на поверхности воды, а обычная ватка нет, все потому, что в ватке, пропитанной маслом, удерживается воздух, который не дает ватке пойти на дно.
Эксперимент № 3 «Гребля»
В научной литературе мы прочли, что перепонки увеличивают площадь лапок, а это помогает птице грести, «толкать воду». Такие лапки с перепонками напомнили нам плавательные ласты.
Без ласт пловец преодолел расстояние 3 метра за … секунд
С ластами то же расстояние было преодолено за … секунд.
Этот эксперимент доказал, что ласты увеличивают скорость пловца.
Как полученные знания использовать в повседневной жизни
Изучив научную литературу и проведя эксперименты, мы сделали следующие выводы, которые можем использовать в жизни (на практике):
Мы знаем, что жир отталкивает воду. Это знание может пригодиться осенью или весной – мы намажем кожаные ботинки маслом, тогда вода попадет в них, и мы не промочим ноги. А еще можно смазать маслом брови малыша перед купанием, тогда вода не попадет ему в глаза во время купания.
Воздух помогает держаться на поверхности воды. Значит, купаясь можно использовать нарукавники, жилет или надувной круг, чтобы он не дал утонуть.
Лапки с перепонками помогают грести в воде. Люди изобрели подобные лапки – плавательные ласты. Они предназначены для того, чтобы человек мог быстрее плыть.
Мы задались вопросом «почему водоплавающие птицы не тонут». Изучение литературы усилило наш интерес к этой теме. Оказалось, что водоплавающие птицы – это все те птицы, которые умеют держаться на воде, но при этом они не являются родственниками. Тогда мы стали искать сходные черты в их строении, которые позволяют им плавать.
Оказалось, что у всех водоплавающих птиц есть «волшебная» железа, которая вырабатывает жировую смазку. Птицы захватывают жир клювом и тщательно втирают его в перья. Перья, которые смазаны жиром, начинают отталкивать воду и потому не могут намокнуть. Кроме этого, проникновению воды препятствуют особые контурные перья, плотное переплетение их перьевых бородок образует густой слой, способный отталкивать воду. Благодаря этому в оперении создается «воздушная подушка». Она и лекгий скелет и держат птиц на воде.
Чтобы увидеть, как это работает, своими глазами, мы провели два эксперимента, подтверждающие сказанное выше.
Первый эксперимент помог нам убедиться в том, что жир не дает воде «выгнать» воздух, потому что ватка, смазанная маслом, не утонула в воде, а ничем не обработанная вата утонула. Ватные диски заменили нам перья, а растительное масло – смазку.
Второй эксперимент доказал, что утка не тонет благодаря «воздушной подушке». Тяжелую утку заменила нам металлическая гайка, а оперение – пузырчатая пленка. Гайка, положенная на обычный полиэтилен, тут же пошла ко дну, а вот полиэтилен с пузырьками воздуха не дал гайке утонуть. Это означает, что именно пузырьки воздуха оказались в силах удержать на поверхности воды тяжелый предмет.
Но эти птицы не только держаться на поверхности, но и плавают. Грести им помогают лапки с перепонками. По такому принципу люди создали плавательные ласты. Чтобы доказать, что ласты помогают грести, мы провели эксперимент в бассейне. Без ластов пловец проплыл расстояние … метров за …. секунд, а, надев ласты, то же расстояние – за … секунд. Это доказывает, что передвигаться в воде, грести, птицам помогают лапки с перепонками.
Митителло Ксения Птицы. Водоплавающие и околоводные. Эксмо, 2012
Водоплавающие птицы. / http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/klass-ptitsy/vodoplavayuschie-ptitsy
«Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Составители:
Булгарова Салимат Махмудовна,
Чипчикова Светлана Махмудовна
воспитатели МБДОУ «ДС» «Олененок»
ЯНАО г. Новый Уренгой
Цель : Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения «Как с гуся вода».
Оборудование : Перья гусиные и перья куриные, контейнеры с водой, пипетка, жир, растительное масло, бумага, кисточка.
Вода стекает легко не только с гусей, но и с других водоплавающих птиц, например, уток и лебедей. Дело в том, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
1. Дети рассматривают перья куриные и гусиные перья, смачивают их водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается.
2. Дети наносят на одно куриное перо любое масло или жир, второе остается сухим. Таким образом дети превратили одно куриное перо в гусиное. Погружают оба пера в контейнеры с водой и наблюдают. Через пол часа сухое куриное перо утонуло, а смазанное жиром осталось плавать на поверхности. Наблюдали три дня, перо так и осталось плавать на поверхности.
3.Дети сами рисуют и вырезают перышки, затем восковыми мелками закрашивают одно перо с обеих сторон, а второе оставляют не закрашенным. Так же, как и в первом эксперименте погружают оба пера в контейнер с водой и наблюдают. Закрашенное перо не опустилось на дно.
4. Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой).
Вывод: Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазываю перья. Перья водоплавающих птиц остаются сухими, потому что покрыты жировым слоем.
5. Как устроены перья у птиц? Зачем птице разные перья?
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Оборудование: перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния».
Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Педагог предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волос ков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).
Фрагмент НОД:
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в гостях сотрудник экологической лаборатории, специалист по изучению птиц, уважаемая Клара Карловна.
К. К. Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте. Ой, совсем забыла. Ведь для того, чтобы попасть в любую лабораторию нужны пропуск и спецодежда. Спецодеждой мы вас обеспечим, а вот где взять пропуска? Придумала : мы будем играть в различные игры про птиц, зарабатывать карточки, которые и будут нашими пропусками в лабораторию. Согласны? Тогда начинаем.
1. Игра «Что ни шаг, то птица». Дети называют только домашних птиц. Карточки получают те, кто оказался впереди всех.
2. Игра с мячом «Ответь правильно». На вопрос отвечает тот ребёнок, который поймал мяч. Карточку получает только тот ребёнок, который правильно ответил на вопрос :
— Каких птиц называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу)
— Как называется домик для домашних птиц? (Птичник, курятник).
-Что едят домашние птицы? (Зерно, червяков, гусениц).
-Какие птицы живут на птичьем дворе? (Куры, утки, гуси, индюки)
-Каких птиц можно встретить на пруду (Гуси, утки, лебеди).
-Как называют птиц, которые очень любят плавать? (Водоплавающие).
3. Игра «Чей, чья, чьи?». Карточки получают те, кто дал больше правильных ответов.
-лапка гуся – гусиная лапка;
-крыло утки – утиное крыло;
-яйцо курицы – куриное яйцо;
— хвост петуха – петушиный хвост;
— клюв утки – утиный клюв;
— шея лебедя – лебедя;
— перо гуся – гусиное перо.
К. К. Ребята, вы просто молодцы и уже очень много знаете про птиц, а теперь давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
К. К. Ребята! Пора пройти в лабораторию. Предъявляйте свои пропуска (дети показывают свои карточки и называют изображенных на них птиц, надевайте спецодежду (дети надевают клеёнчатые фартуки) и подходите к столам.
Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.
К. К. Ребята, вы мне уже очень много рассказали о домашних птицах. Но у меня к вам ещё один, самый последний вопрос : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?» Есть даже такая поговорка : «Как с гуся вода».
Выслушивает ответы детей.
К. К. Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети и К. К. намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
К. К. Что же произошло? Почему вода стекает с рук? Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц.
Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят : «Как с гуся вода». А ещё говорят : «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? Проделаем опыт с перьями.
Опыт 2. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы. Одно перо намокло, а другое нет. Почему? (оно смазано жиром)
К. К. Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели. Очень полезно мазать руки и лицо кремом, чтобы кожа не трескалась, была гладкой и мягкой.
Интернет-ресурсы:
«Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005636-0005637
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?