Для чего у водоплавающих птиц перья смазаны жиром
Почему гуси и утки выходят из воды сухими? Подробный ответ
Водоплавающие птицы (утки или гуси) не только хорошо плавают, но и очень быстро взлетают с поверхности воды. Если бы их оперение при этом было влажным, то быстрого взлета у них бы не получалось. Почему у водоплавающих птиц перья остаются сухими, когда они покидают воду?
Дело в том, что перья водоплавающих птиц очень плотные, благодаря особому строению, а сверху птицы постоянно смазывают их жиром, который они выдавливают клювом из специальной копчиковой железы. Когда утки или гуси ухаживают за своим оперением, они не только чистят его, но и наносят на него жир.
К смазанным жиром перьям молекулы воды не пристают, она их не смачивает. Это явление, которое называется несмачиванием, и объясняет, почему у водоплавающих птиц перья остаются сухими даже после очень долгого их нахождения в воде.
Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает? Поиски ответа приведут нас в мир гидрофобных взаимодействий, далеко выходящих за рамки птичьих проблем.
Гидрофобные вещества очень слабо растворяются в воде или не растворяются вовсе. Их поверхность даже не смачивается водой. Однако часто бывает так, что основная масса вещества имеет сродство к воде и лишь поверхность оказывается гидрофобной. Пример такого вещества кератин, из которого состоят перья и волосы. Жир хорошо удерживается на такой поверхности и долго не смывается с неё водой, и это в конечном итоге позволяет выжить водоплавающим птицам.
В растительном мире картина схожа. Поверхность листьев, лепестки цветов, трава плохо или вообще не смачивается водой. Вода либо скатывается с них, либо её капельки принимают сферическую форму и мы называем их росой. Есть защитная оболочка и у хлопковых волокон, она предотвращает их слипание. В противном случае их не возможно было бы превратить в пряжу.
Как происходит смазывание? Чтобы не промокнуть oрганизм гусеобразных обеспечен специальной копчиковой железой, выделяющей данное жироподобное вещество. А поскольку от состояния пера зависит их водоплавающая жизнь, в поведении птиц запрограммировано постоянное смазывание оперения, что совсем не просто.
Гусеобразные время от времени стимулируют клювом выработку жировой смазки, выжимают ее из железы, как из «тюбика» и тщательно наносят на перья. Эта инстинктивная процедура выполняется всегда в строгом порядке: сначала обрабатываются перья груди, а потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, бедер и в завершение – головы.
Только пятая часть перьев распределена на теле, остальные же – на голове и длинной шее. Поскольку смазать голову клювом невозможно, то и на этот случай существует своя, типичная для этого вида программа поведения. Гусеобразные либо снимают когтями жир с клюва, и точно скоординированными осторожными движениями расчесывают ими перья на голове, либо определенными круговыми движениями потирают голову о спину.
«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
Людмила Карловская
«Я исследователь». Изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
2. Основная часть с. 2
2.1. Литературный обзор по вопросу исследования с. 2
2.2. Описание эксперимента с. 3
3. Анализ результатов и выводы с. 6
Моя бабушка часто говорит такую фразу «Ему все как с гуся вода!». Я спросила ее, как понять это выражение? Бабушка объяснила мне, что вода стекает с гусиного оперения, и он не намокает. А вот почему он не намокает, она мне ответить не смогла.
С этим вопросом я обратилась к своему воспитателю. Людмила Михайловна предложила провести исследование.
Цель исследования – изучение причин непромокаемости гусиного оперения.
Гипотеза: возможно гусиное оперение чем – то покрыто.
1. Изучить историю одомашнивания гуся.
2. Проанализировать роль гуся в фольклоре.
3. Доказать экспериментально причины непромокаемости гусиного оперения
Литературный обзор по вопросу исследования
Гусь, как известно, выходит сухим из воды. Почему с него стекает вода? Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?
Вместе с воспитателем мы просмотрели много литературы, в основном энциклопедии, искали материал и в Интернете. Повезло нам и наблюдать купание гусей. Даже провели исследование гусиного пера. (Приложение 1)Вот что я узнала:
Домашний гусь — одомашненная форма серого гуся (Anseranser, с которым он образует общий вид. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту.
Из-за перьев и вкусного мяса серый гусь был одомашнен довольно рано. Изучая библейские тексты, древнеегипетские и древнеримские источники, документы Древнего Китая, можно заключить, что это одна из древнейших домашних птиц, поскольку гусей одомашнили более трех тысяч лет назад.
Однако гуси менее других домашних птиц изменены человеком, со-временный домашний гусь практически такой же, каким он разводился ещё древними римлянами и германцами.
У древних греков гусь был священным животным и держался в каче-стве домашнего любимца, красотой которого восхищались. По преданию, у Пенелопы было 20 домашних гусей, которые служили, скорее, как украшение двора, нежели как полезные животные. У римлян почитался гусь Юноны, из-за чего в храме на Капитолии содержались гуси. Именно они при нападении галлов своим шумом разбудили охранный гарнизон и спасли крепость.
Образование различных пород гусей проходило главным образом в Европе. В начале главной целью являлось увеличение размеров гуся. Уже 150 лет назад домашние гуси насчитывали 8 кг веса. Позже в поле зрения всё больше попадало такое качество, как способность к массовому размножению. (Приложение2)
В русском фольклоре тоже часто упоминается гусь. Все мы помним сказку «Гуси-лебеди» или песенку «Два веселых гуся», существует множество загадок. (Приложение 3) Есть старая поговорка «Стряс беду как гусь воду, с нас беда как с гуся вода». «Ему все как с гуся вода!». Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем. Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане,приговаривали: «Как с гуся вода с нашего дитятки худоба (т. е. болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.
Гуся упоминают во многих случаях, связанных с неодобрением поведения человека,сомнительной его репутацией: «Каков гусь!», «Хорош гусь», «Гусь лапчатый», «Что с гуся вода — отряхнулся и забыл»… В этих выражениях нет ничего зазорного, предосудительного для самого гуся, птицы симпатичной, уважаемой людьми.
Гуси – очень красивые птицы, они живут рядом с человеком. Дело в том, что гуси действительно всегда выходят сухими из воды. И сколько бы они ни плавали, ни ныряли — мокрыми не бывают. У них густой пух и плотно прикрывающие его гладкие перья. Есть у гусей и другая надежная защита от воды. Сидя на берегу,они долго занимаются своим туалетом: перебирают клювом, чистят, холят свое оперение. (Приложение 3)
Около хвоста у гусей есть копчиковая железа, нечто вроде «тюбика» с жиром. Гусь выдавливает кончиком клюва этот жир и смазывает одно за другим каждое перышко. Жировая смазка, оберегая перья от намокания, придает им эластичность, облегчает скольжение птиц по воде. Не только у гусей, но и у всех водоплавающих птиц такое оперение. И гуси или утки могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет.
Так почему же гусь выходит «сухой из воды»? Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает?
Мы решили провести эксперимент и назвали его «Гусиный секрет»
Опытным путем выявить свойство жира не пропускать воду.
Показать способ нанесения гусем жира на перо.
Сравнить гусиные и куриные перья на воздействие на них воды.
Материалы: гусиные и куриные перья, вазелин, емкость с водой.
Методы: эксперимент, наблюдение, анализ.
Мы решили взять для имитации жироподобной смазки гусей вазелин.
Смазали перья гуся и курицы и опустили их в емкость с водой.
Перья и гуся и курицы не потонули и не намокли, а вода стекала с поверхности пера крупными каплями.
А что же будет, если смыть смазку с пера гуся? Для этого мы использовали мыльный растворТщательно смыли смазку и опустили перья гуся и курицы в чистую воду. Перо гуся намокло, так же как и куриное.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
По итогам своего наблюдения за строением гусиного крыла и по ре-зультатам опыта над куриным и гусиным перьями, прочитав энциклопедии, я узнала, почему у гуся перья всегда сухие.Моя гипотеза подтвердилась: гуси смазывают свои перья жиром из копчиковой железы.
Также узнал, почему говорят «как с гуся вода». «Как с гуся вода» – говорят про человека, которому повезло в какой-нибудь опасной ситуации. А ещё про такого счастливчика можно сказать, что он «вышел сухим из воды».
Мониторинг «Качество физического воспитания детей» Объект мониторинга: состояние качества физкультурно – оздоровительной работы и укрепления здоровья детей в ДОУ детский сад № 4 «Светлячок».
Взаимодействие с родителями. Как показывает опыт и научные исследования, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными.
«Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Составители:
Булгарова Салимат Махмудовна,
Чипчикова Светлана Махмудовна
воспитатели МБДОУ «ДС» «Олененок»
ЯНАО г. Новый Уренгой
Цель : Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения «Как с гуся вода».
Оборудование : Перья гусиные и перья куриные, контейнеры с водой, пипетка, жир, растительное масло, бумага, кисточка.
Вода стекает легко не только с гусей, но и с других водоплавающих птиц, например, уток и лебедей. Дело в том, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
1. Дети рассматривают перья куриные и гусиные перья, смачивают их водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается.
2. Дети наносят на одно куриное перо любое масло или жир, второе остается сухим. Таким образом дети превратили одно куриное перо в гусиное. Погружают оба пера в контейнеры с водой и наблюдают. Через пол часа сухое куриное перо утонуло, а смазанное жиром осталось плавать на поверхности. Наблюдали три дня, перо так и осталось плавать на поверхности.
3.Дети сами рисуют и вырезают перышки, затем восковыми мелками закрашивают одно перо с обеих сторон, а второе оставляют не закрашенным. Так же, как и в первом эксперименте погружают оба пера в контейнер с водой и наблюдают. Закрашенное перо не опустилось на дно.
4. Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой).
Вывод: Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазываю перья. Перья водоплавающих птиц остаются сухими, потому что покрыты жировым слоем.
5. Как устроены перья у птиц? Зачем птице разные перья?
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Оборудование: перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния».
Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Педагог предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волос ков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).
Фрагмент НОД:
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в гостях сотрудник экологической лаборатории, специалист по изучению птиц, уважаемая Клара Карловна.
К. К. Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте. Ой, совсем забыла. Ведь для того, чтобы попасть в любую лабораторию нужны пропуск и спецодежда. Спецодеждой мы вас обеспечим, а вот где взять пропуска? Придумала : мы будем играть в различные игры про птиц, зарабатывать карточки, которые и будут нашими пропусками в лабораторию. Согласны? Тогда начинаем.
1. Игра «Что ни шаг, то птица». Дети называют только домашних птиц. Карточки получают те, кто оказался впереди всех.
2. Игра с мячом «Ответь правильно». На вопрос отвечает тот ребёнок, который поймал мяч. Карточку получает только тот ребёнок, который правильно ответил на вопрос :
— Каких птиц называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу)
— Как называется домик для домашних птиц? (Птичник, курятник).
-Что едят домашние птицы? (Зерно, червяков, гусениц).
-Какие птицы живут на птичьем дворе? (Куры, утки, гуси, индюки)
-Каких птиц можно встретить на пруду (Гуси, утки, лебеди).
-Как называют птиц, которые очень любят плавать? (Водоплавающие).
3. Игра «Чей, чья, чьи?». Карточки получают те, кто дал больше правильных ответов.
-лапка гуся – гусиная лапка;
-крыло утки – утиное крыло;
-яйцо курицы – куриное яйцо;
— хвост петуха – петушиный хвост;
— клюв утки – утиный клюв;
— шея лебедя – лебедя;
— перо гуся – гусиное перо.
К. К. Ребята, вы просто молодцы и уже очень много знаете про птиц, а теперь давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
К. К. Ребята! Пора пройти в лабораторию. Предъявляйте свои пропуска (дети показывают свои карточки и называют изображенных на них птиц, надевайте спецодежду (дети надевают клеёнчатые фартуки) и подходите к столам.
Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.
К. К. Ребята, вы мне уже очень много рассказали о домашних птицах. Но у меня к вам ещё один, самый последний вопрос : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?» Есть даже такая поговорка : «Как с гуся вода».
Выслушивает ответы детей.
К. К. Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети и К. К. намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
К. К. Что же произошло? Почему вода стекает с рук? Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц.
Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят : «Как с гуся вода». А ещё говорят : «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? Проделаем опыт с перьями.
Опыт 2. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы. Одно перо намокло, а другое нет. Почему? (оно смазано жиром)
К. К. Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели. Очень полезно мазать руки и лицо кремом, чтобы кожа не трескалась, была гладкой и мягкой.
Интернет-ресурсы:
«Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005636-0005637
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Разилова Елена Леонидовна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.
1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)
Ход занятия:
В. : Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.
Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.
В. : Потрогайте перо, какое оно?
В: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Закрепляем, что это перо «маховое»
В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья).
В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду,затем вынимают и делают выводы.
В. :Что же произошло?
Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.
В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной
Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?
В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира,который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».А ещёговорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.
Проделаем опыт с перьями.
Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.
Ответы детей: куриное перо намокло,стало не красивым,потеряло форму,гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.
В. :Почему?
Ответы детей (оно смазано жиром)
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы) Автор: Щетинова Елена.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Плыви, кораблик» (вторая младшая группа) Задачи: учить детей различать и называть качества предметов (тяжелый, легкий); их свойства (тонет,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Познание: Обобщить знание детей о назначении.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Остров чудес» Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами Задачи: 1. Уточнять и закреплять представления о свойствах твёрдых веществ.