Для чего учить химию в школе
Для чего учить химию в школе
Автор: Мамченко Светлана Анатольевна
Организация: МБОУ «СШ №6» г. Смоленска
Населенный пункт: Смоленская область, город Смоленск
Почему надо изучать химию
Почему же такое отношение к интереснейшему и важному предмету?
Как его преодолеть? Как помочь понять, чтоэта «красивая и логичная наука» необходима в жизни каждому.
Конечно, начиная с момента знакомства со своими учениками, и на протяжении всех лет изучения ими курса химии, стремлюсь показать, что это одна из важнейших наук, от которой мы зависим, так как её правилам подчинена жизнь, чтохимия помогает находить ответы на многие вопросы, понимать,как устроен мир, совершать удивительные открытия.
Современный мир быстро и стремительнолетит вперёд, чтобы жить в этом динамичном и неоднозначном мире, быть успешным, человек должен уметь креативно мыслить, сотрудничать с другими, обладать мобильностью.
На уроках химии мы учимся работать с информацией, ориентироваться в её стремительно растущем потоке, находить нужное, осмысливать и применять. Мы анализируем сведения, полученные из СМИ, оцениваем правильность рекламных текстов. Проходя химические квесты,«расшифровываем» надписи на упаковках пищевых продуктов, моющих средств, косметики, учимся читать этикетки на одежде.Учимся осознанно выбирать товары, чтобы не превращаться в заложников рекламных слоганов и не очень качественной продукции. А игровые моменты усиливают мотивацию к процессу получения знаний.
Выполняя практические работы, ребята учатся организовывать свою деятельность, ответственно относиться к своему здоровью и безопасности окружающих, постигают основы научных исследований, формируют потребность «открывать» новые знания.
Приходит понимание, что без химических знаний не состоятся врач, фармацевт, криминалист, эколог, специалист, определяющий наличие или отсутствие допинга в крови спортсмена.
И многие из тех новых 186 профессий, которые, согласно «Атласу новых профессий», появятся к 2030 году, основываются на понимании химических и экологических закономерностей.
Зачем изучать химию в школе?
Рассмотрим некоторые проблемы школьного химического образования.
Кто участвует в образовательном процессе?
• Первое звено – это Министерство образования и науки. Там определяют учебный план: в каких классах, сколько лет и в каком объеме изучать тот или иной предмет. Министерство утверждает образовательный стандарт (что должны знать и уметь учащиеся после прохождения курса), а также учебники. От того, насколько верно определены цели (стандарт образования) и средства их достижения (учебники и учебная нагрузка), во многом зависит успех или неудача предприятия – школьного химического образования.
• Второе звено – учитель. Его профессионализм, общий уровень культуры, положение в обществе – важные и необходимые составляющие образовательного процесса.
• Третье звено – самое главное – учащиеся. Ради них и существует система начального, среднего, а потом и высшего образования. Учащимся необходимо овладеть обязательным минимумом содержания по химии, чтобы уверенно идти по жизни.
Между министерством и школой существует односторонняя связь – сверху вниз. Чтобы предложить эффективную схему модернизации образования, которая бы работала, чтобы знать положение дел в школе, необходима двусторонняя связь. Может быть, педагогическая общественность не понимает сути происходящего, может быть, от внимания министерства ускользает что-то важное? Почему бы представителям Минобрнауки не разъяснить ситуацию с учебным предметом «химия» через печать – газету «Химия», журнал «Химия в школе» или другие издания?
Немного о себе. Я – учитель химии. Окончил химфак МГУ им. М.В.Ломоносова, 17 лет работал в НИИ, занимался синтезом и испытаниями биологически активных веществ, кандидат химических наук по специальности «органическая химия». Последние 15 лет – учитель в школе.
Складывается впечатление, что в настоящее время нет четкого представления о том, какой должна быть химия в школе. Стандарт образования последние десятилетия практически не изменяется, а учебная нагрузка сокращается. Такой подход напоминает стремление, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы» или попытку усидеть сразу на двух стульях.
В рамках игрового шоу предлагаю сравнить противоположные точки зрения: 1-й эксперт будет за сохранение химии в школе (по 2 ч в 8–11-х классах), а 2-й эксперт – за сокращенный курс химии, т. е. замену ее в 10–11-х классах курсом естествознания. Выступающие будут затрагивать некоторые другие вопросы, близкие к этой теме.
1-й ЭКСПЕРТ. Химия – центральная наука о природе, наука о веществах. Ведь живая и неживая природа – это суть вещества: жиры и углеводы, кислоты и соли. Чтобы понимать происходящие вокруг нас процессы, надо знать (а потому изучать) химию. Куда ни обратись, кругом многообразие веществ – лекарства и стройматериалы, сахар и сода. Разбираться в химии необходимо для освоения различных профессий и просто для принятия верных решений в обычных жизненных ситуациях. Поэтому учебный предмет «химия» нельзя подвергать ревизии в сторону сокращения и упрощения.
2-й ЭКСПЕРТ. Спору нет, химия и как область естествознания, и как прикладная наука необычайно важна в нашей жизни. Только зачем всем школьникам досконально знать ее законы? Разумнее сообщить основные сведения курса химии в 8–9-х классах, а далее сконцентрировать внимание на 10–15-ти процентах учащихся, выбравших химический профиль.
1-й ЭКСПЕРТ. Даже в зрелом возрасте бывает непросто определиться с выбором профессии. Прекращая изучение химии в 9-м классе, мы лишаем учащегося возможности выбрать после школы не только химический, но и медицинский, пищевой и целый ряд других вузов, т. е. лишаем возможности получить соответствующую специальность. Например, в архитектурных и авиационных институтах есть курс, тесно связанный с химией, – «Материаловедение». Вообще в современном мире химическая составляющая чрезвычайно важна – это вопросы питания и медицины, косметики и парфюмерии, экологии и красящих веществ. Необходимо изучать и хоть немного знать химию для развития кругозора и принятия взвешенных решений.
2-й ЭКСПЕРТ. Жизнь заставляет нас приспосабливаться к новым реалиям. Если даже сокращение времени на изучение естественных наук ошибочно, все равно поиск новых форм неизбежен и приведет к оптимальному результату.
1-й ЭКСПЕРТ. По моему мнению, при изучении химии развиваются специфические умения и навыки, которые на других предметах часто остаются невостребованными. Пример дедуктивного способа рассуждения – «сужающиеся» вопросы. «Напишите общую формулу:
а) оксида (о т в е т – ЭаОв); б) оксида металла (о т в е т – МаОв); в) оксида двухвалентного металла (о т в е т – МО)».
В химии есть вопросы, предполагающие разные, но верные ответы. «Напишите символ:
а) элемента II группы (их 9); б) элемента 3-го периода (их 8)».
Постоянна востребованность прежних знаний. Например, умение составлять химические формулы веществ по валентности или по степени окисления элементов; знание порядка записи элементов в химических формулах (так, в формулах неорганических оснований 1-й элемент – металл (правда, есть NH4OH), в формулах кислот 1-й элемент – водород). Только из-за этих особенностей химии ее стоит изучать. Совокупность формируемых навыков я назвал бы химическим мировоззрением.
2-й ЭКСПЕРТ. От своих коллег – преподавателей разных предметов мне приходилось слышать, что в последние десятилетия происходит неуклонное снижение интереса к обучению и уровня обученности учащихся. В числе причин такой тенденции можно назвать отрицательную роль СМИ (телевидение, печатные издания). Поэтому снижение сложности изучаемых предметов в духе времени. Скажем прямо, пусть упражняют мозг те, у кого к этому лежит сердце, другие же гимнастике ума предпочтут что-то иное.
1-й ЭКСПЕРТ. Учащимся нравится их личная успешность, умение отвечать на вопросы самостоятельно и обоснованно. Однако в силу возрастных особенностей и других причин им трудно расставить приоритеты. Это забота «значимых» взрослых, т.е. таких, чьему мнению учащиеся доверяют. Сознательное исключение взрослыми сложных видов деятельности (к ним относится наука химия) в пользу простых противоречит индивидуальным и государственным интересам. Не зря говорится в пословице: «Тяжело в учении, легко в бою».
1-й ВЫСТУПАЮЩИЙ. С сожалением приходится отметить, что с уходом в небытие детских и молодежных организаций – октябрятские звездочки, пионерская организация, комсомол (хоть они и несли известный идеологический заряд) – мы потеряли нечто существенное. Исчез образ примерного (достойного подражания) ученика: дисциплинированного, честного, старательного, отзывчивого.
У меня был такой случай: попросил своих девятиклассников принести из соседней комнаты десяток стульев, ребята поднялись, вдруг один сказал: «Кто пойдет, тот лох». Вот они и не пошли, чтобы не стать лохами – легко и просто. В нашем обществе произошла переоценка ценностей. Неумение себя вести воспринимается как оригинальность или индивидуальность. Грубость – как смелость, способность постоять за себя. Раньше в прессе и на радио было много материалов о важности труда учителя, его авторитет был незыблемым. Сейчас печатная информация об учителе сплошь негативная, что совершенно не отражает существующее положение дел.
2-й ЭКСПЕРТ. Сокращение часовой нагрузки учителей-химиков позволит им по-новому взглянуть на жизнь. Кто-то высвободившееся время уделит подготовке химического эксперимента к урокам, кто-то займется репетиторством или другим видом деятельности, не связанным со школой.
Сейчас, подготавливая квалифицированных специалистов-химиков, мы не можем обеспечить их жильем, работой по специальности, высокой заработной платой. Поэтому талантливые выпускники вузов стремятся уехать за границу. Сильное химическое образование в школе и в вузах необходимо при развивающемся химическом производстве. Пока в стране ставка делается на добывающие отрасли промышленности, нет потребности в общем высоком уровне химического образования.
1-й ЭКСПЕРТ. Россия богата сырьевыми ресурсами. Мы добываем нефть и газ с тем, чтобы продавать их в Европу и в Азию. Если развивать химическую отрасль промышленности, то можно переориентировать экономику и продавать не сырье, а продукты его высокотехнологичной переработки. Это очень желательно с точки зрения национальных интересов, кроме того, придаст импульс науке. Школьная химия станет первой ступенькой к приобретению престижной и перспективной профессии. Однако если сейчас не начать движение в этом направлении, то потом оно будет просто невозможно. Разорвется связь поколений, преемственность специальных, научных знаний. Люди, постигшие многое в своих областях знаний, сходят с арены, стареют. Они не востребованы, им некому передать свои умения и навыки.